Использование интерактивных средств при обучении информатике
Использование интерактивных средств при обучении информатике
Появилась возможность использовать мультимедийную и интерактивную технику на уроках информатики и ИКТ, но уровень и качество использования говорят о необходимости дальнейшего исследования проблемы. В настоящее время большинством педагогов не выяснен смысл понятий, связанных с мультимедиа, не говоря уже о четко выстроенной технологии. Актуальным является продолжение обсуждения данной проблемы использования мультимедийной и интерактивной техники на уроках информатики и ИКТ. Таким образом, стоит отметить необходимость и новизну написания работ по данной тематике.
Актуальность работы заключается в том, что внедрение интерактивных средств обучения позволяет:
сменить пассивную позицию обучающегося на совместную деятельность, сотрудничество;
обеспечить развитие у обучающихся более глубокого подхода к обучению;
увеличить объем выполненных на уроке заданий;
расширить информационные потоки;
повысить качество образования.
Цель выпускной работы: создать условия для повышения качества образования, творческого саморазвития обучающихся посредством интерактивных средств обучения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Использование интерактивных средств при обучении информатике»
«Использование интерактивных средств
при обучении информатике»
Автор:
Тутарова Галина Федоровна
учитель информатики
Муниципального общеобразовательного учреждения Новомалыклинской средней общеобразовательной школы имени Героя Советского Союза М.С.Чернова
с. Новая Малыкла, 2015
Содержание
Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1. Курс информатики и особенности использования мультимедийной и интерактивной техники в школе…………………………………………………..6
Методические особенности использования интерактивных средств обучения для решения дидактических задач учителя на уроках информатики..7
Типы интерактивных досок………………………………………………14
Возможности интерактивной доски……………………………………...15
Размещение интерактивной доски в кабинете…………………………..16
Глава 2. Методика обучения информатике в основной школе с применением мультимедийной и интерактивной техники……………………………………..18
2.1 Создание учебного материала для проведения уроков информатики с помощью мультимедийной и интерактивной техники…………………………19
Использование интерактивной доски на уроках информатики……………26
Программное обеспечение SMART Notebook………………………………32
Трудности при работе с интерактивной доской…………………………….34
Заключение…………………………………………………………………………36
Литература………………………………………………………………………….38
Введение
Слоган «Учиться, учиться и учиться!» не совсем верно отображает требования настоящего времени к образовательному процессу. Современный человек должен приобретать огромные массивы знаний в кратчайшие сроки. Новая парадигма образования - «Учиться интенсивнее и интенсивнее!». Интенсивное образование достигается за счёт интерактивных технологий и методик преподавания, в которых обучающийся вовлекается в процесс обучения как партнер и участник, а не пассивный слушатель.
Психологи рекомендуют задействовать в обучении все основные сенсорные системы человека — визуальную, аудиальную и кинестетическую (телесную). Этому хорошо способствуют мультимедийные средства обучения нового поколения, в частности, интерактивная доска.
Мало кого может удивить то, что проведение современных уроков с использованием интерактивной доски, проектора, компьютера и специального программного обеспечения, позволяющего работать с текстами и объектами, аудио- и видеозаписями, превращать текст, написанный от руки, в печатный, сохранять информацию и т.д., становится нормой в учебных заведениях.
Мы живем в эру информатизации. Одним из направлений которой становится процесс информатизации образования. Предполагающий использование возможностей применения мультимедийной и интерактивной техники, методов и средств информатики для активизации процессов развития наглядно-действенного, наглядно-образного, теоретического типов мышления; для развития творческого, интеллектуального потенциала обучаемого. Способностей к коммуникативным действиям; для интенсификации всех уровней учебно-воспитательного процесса, повышения его эффективности и качества. Поэтому компьютер является центральной фигурой в данном процессе. А также дополнительное оборудование, которое помогает перевести обучение на новый уровень. Всему этому способствует внедрение в учебный процесс не только компьютеров, но и мультимедийной и интерактивной техники, такой например, как: мультимедийные проекторы и интерактивные доски.
В соответствии с приоритетным проектом развития образования в школах стали появляться интерактивные доски, мультимедийные проекторы, документ-камеры и т.д. Таким образом, применение их на уроке информатики и ИКТ не является сегодня экзотикой, и, наверное, впервые техническое оборудование школ в целом и кабинета информатики в частности, осуществляется быстрее, чем дидактическое сопровождение этого процесса.
В современной школе применение информационно-коммутационных технологий (ИКТ) на уроке становится очень распространенным явлением. И правильное использование в учебном процессе компьютера, который является наивысшим техническим средством обучения, позволяет осуществлять учебный процесс в новых условиях, когда учитель перестает быть единственным источником информации для учащихся. В этом учителю помогает новое современное техническое средство – интерактивная доска, которая сменила меловую и маркерную доски.
Появилась возможность использовать мультимедийную и интерактивную технику на уроках информатики и ИКТ, но уровень и качество использования говорят о необходимости дальнейшего исследования проблемы. В настоящее время большинством педагогов не выяснен смысл понятий, связанных с мультимедиа, не говоря уже о четко выстроенной технологии. Актуальным является продолжение обсуждения данной проблемы использования мультимедийной и интерактивной техники на уроках информатики и ИКТ. Таким образом, стоит отметить необходимость и новизну написания работ по данной тематике.
Актуальность работы заключается в том, что внедрение интерактивных средств обучения позволяет:
сменить пассивную позицию обучающегося на совместную деятельность, сотрудничество;
обеспечить развитие у обучающихся более глубокого подхода к обучению;
увеличить объем выполненных на уроке заданий;
расширить информационные потоки;
повысить качество образования.
Цель выпускной работы: создать условия для повышения качества образования, творческого саморазвития обучающихся посредством интерактивных средств обучения.
Объект исследования: система обучения информатике обучающихся основной школы.
Предмет исследования: методы обучения информатике с использованием мультимедийной и интерактивной техники.
Гипотеза исследования: внедрение и разработка методов использования интерактивных средств в процессе обучения участников образовательного процесса основной школы на уроках информатики способствует повышению активности обучающихся на уроках и, как следствие, повышению эффективности обучения информатике.
В ходе выполнения выпускной работы были поставлены следующие задачи:
проанализировать научную литературу и Интернет-источников по теме выпускной работы;
отобрать содержание обучения разделу «Аппаратные и программные средства ИКТ» курса информатики;
разработать учебный материал для проведения уроков информатики в условиях использования интерактивных средств обучения;
разработать методы обучения информатике школьников,предусматривающие использование интерактивных средств обучения.
В ходе написания выпускной работы были использованы следующие методы:
анализ научной литературы;
разработка материалов по теме выпускной работы.
Новизна выпускной работы состоит в рассмотрении интерактивных средства обучения информатике, в обосновании возможности ее использования в учебном процессе, в разработке новых методов обучения информатике.
Практическая значимость работы состоит в том, что в работе рассмотрены преимущества использования интерактивных средств, позволяющих использовать мультимедийные учебные презентации и интерактивные учебные пособия для объяснения нового учебного материала, закрепления знаний по информатике в рамках обучения темы «Информация вокруг нас», Компьютер В ходе исследования усовершенствована система обучения информатике с использованием интерактивных средств, что было выражено в:
создание УМК интерактивных уроков по информатике;
разработке методов обучения информатике с помощью интерактивных средств.
Глава 1. Курс информатики и особенности использования мультимедийной и интерактивной техники в школе
Классические символы школьной жизни - доска и мел - безнадежно устаревают. На смену им приходят высокотехнологичные интерактивные доски. Использование интерактивной доски на уроке - это не только возможность увлечь школьников интересным материалом, но и самому учителю по-новому взглянуть на свой предмет.
Данное новшество прогресса позволяет, превратить порой скучный процесс обучения в интересное исследование. Мультимедийная и интерактивная техника способна преобразить любой учебный процесс, но не стоит забывать, что все хорошо в меру.
Формирование информационной культуры закладывается в школе в результате изучения новых направлений информатики. К этим направлениям относятся: телекоммуникации, локальные и глобальные сети, распределенные вычисления и базы данных, мультимедиа и гипермедиа технологии. Внедрение новых технологий требует постоянного обновления идей и содержания школьного образования, а также подготовки новых педагогических кадров, способных детально изучать и внедрять эти технологии в образование. Постановка проблемы и начальные этапы ее реализации были осуществлены в восьмидесятых годах двадцатого века А.П. Ершовым, Б.С. Гершунским, Е.И. Машбиц, Н.Ф. Талызиной и другими учеными. Тем не менее, вопросы применения мультимедийных технологий в процессе обучения остаются открытыми. Использование мультимедийных технологий в обучении подразумевает, что выпускники общеобразовательных школ должны владеть механизмами поиска, анализа и сбора информации, должны уметь зрительно воспринимать выражение идей, понятий, процессов и уметь выражать свои идеи через использование различных видов информации. Мультимедийные технологии, которые соединяют в себе и возможность одновременного получения образа объекта, процесса в различных информационных представлениях: графика, звук, видео, и реализации динамизма движения, преобразования объектов в виде анимации, что повышает эффективность обучения.
При этом возникают трудности внедрения интерактивных мультимедийных технологий в процесс обучения: учителям приходится работать с программным обеспечением, созданным инженерами для всеобщего использования. Как правило, оно не учитывает ни психолого-педагогических, ни методических, ни организационных особенностей учебного процесса, не поддерживает школьных стандартов, не связано с учебными и рабочими планами. Учителям для использования мультимедийных технологий самим приходится адаптировать их для интеграции в учебный процесс.
Работа с интерактивной доской предусматривает простое, но творческое использование материалов. Файлы или страницы можно подготовить заранее и привязать их к другим ресурсам, которые будут доступны на занятии, этого можно добиться на уроках информатики и ИКТ. Преподаватели говорят, что подготовка к уроку на основе одного главного файла помогает планировать и благоприятствует течению занятия.
При использовании интерактивной доски значительно повышается эффективность урока за счет инновационной наглядности изучаемого материала; возможности показа сложных процессов и объектов в динамике их виртуального изменения; повышение интереса и учебной мотивации, учащихся к изучению учебного предмета в частности информатики и ИКТ.
Методические особенности использования интерактивных средств обучения для решения дидактических задач учителя на уроках информатики
В педагогике различают несколько моделей обучения:
пассивная - ученик выступает в роли «объекта» обучения (слушает и смотрит);
активная - ученик выступает «субъектом» обучения (самостоятельная работа, творческие задания);
интерактивная - inter (взаимный), act (действовать). Процесс обучения осуществляется в условиях постоянного, активного взаимодействия всех обучающихся. Ученик и учитель являются равноправными субъектами обучения. Иначе говоря, интерактивное обучение – это обучение с хорошо организованной обратной связью субъектов и объектов обучения, с двусторонним обменом информацией между ними.
Технология интерактивного обучения школьников позволяет сделать процесс обучения активным и для учителя, и для ученика. Она не конкурирует с традиционными формами преподавания. Ее цель - объединить все эти формы преподавания. Использование интерактивной технологии позволяет решить поставленные задачи для развития творческого мышления и умения аргументировать свои доводы, необходимые для решения любых проблем.
Революционный переворот, который осуществили новые информационные технологии, уже принесли свои результаты. Практически все учебные учреждения осознают, что будущее в образовании принадлежит новым информационным технологиям.
Компьютерные технологии позволяют видоизменить стиль обучения – различные навыки и умения по всем видам речевой деятельности обучаемые приобретают одновременно. Структура программ не дает расслабляться и побуждает обучаемых думать, анализировать, делать выводы и формулировать правила.
Итак, мультимедийные компьютеры в совокупности с мультимедийной и интерактивной техникой позволяют сделать учебный процесс:
познавательным (последние данные и информация из Интернет);
увлекательным (оригинальность заданий) ;
занимательным (игры, шарады, кроссворды) ;
гибким (в компьютере несколько блоков, которые можно менять, дополнять и т.д.);
многообразным (в зависимости от цели и задачи, например, английский для бизнесменов, или английский для делового письма, и т.д.) ;
творческим (использовать самые новые достижения в компьютерной технологии) ;
эстетически привлекательным (красочный интерфейс: графика, видео, анимация, специально подобранные для каждой программы).
Использование интерактивной техники в обучении имеет свои особенности. В настоящее время интерактивные доски используются во всем мире в образовательной сфере, они могут применяться на любых уроках и при преподавании любых дисциплин.
Интерактивная доска имеет интуитивно понятный, дружественный графический интерфейс. Интерактивная доска использует различные стили обучения: визуальные, слуховые или кинестетические (ощущения). Благодаря интерактивной доске, ученики могут видеть большие цветные изображения и диаграммы, которые можно как угодно передвигать.
Важно понять, что интерактивная доска - не волшебная палочка, которая сама решает все проблемы на уроке и делает занятия интересными и увлекательными. Также не стоит думать, что интерактивная доска должна использоваться на каждом уроке или на каждом этапе урока. Как и с любым другим ресурсом, наибольшего эффекта от использования интерактивной доски можно достичь только тогда, когда она используется соответственно поставленным на уроке задачам. Учителя должны грамотно овладеть программным обеспечением, идущим вместе с интерактивной доской, и использовать его потенциал при подготовке к уроку. Учителя нуждаются и в других программных средствах, которые могут расширить сферы применения интерактивной доски.
Использование планшетных персональных компьютеров имеет много преимуществ, а особенно в сфере образования и обучения. Планшеты являются идеальным решением из-за их мобильности, широкой доступности, интерактивного обучения, бесшумной работы, а также различным функциям. Планшетные компьютеры сегодня окружают нас везде. Они полностью изменили многие вещи и работу, которую мы делаем в нашей повседневной жизни. Замена документов, книги сжаты в форматы, благодаря которым в планшет могут легко поместиться тысячи их, мультимедийные файлы. Вот несколько причин, почему использование планшетного компьютера в обучении дает много выгод: мобильность, широкая доступность, интерактивное обучение, бесшумная работа.
Электронные презентации можно рассматривать как дидактическое средство обучения, а мультимедийный проектор или интерактивную доску – технические средства, позволяющие показ презентации. Под электронной презентацией мы понимаем логически связанную последовательность слайдов, объединенную одной тематикой и общими принципами оформления.
Создание и применение на уроке электронных презентаций на сегодняшний день весьма актуально, как и разработка общих методических принципов для них. Существуют три составляющие, на которых держится качественный мультимедийный урок: техническое оснащение, образовательный контент и ИКТ-компетентность учителя.
Объектно-ориентированный подход в изучении программирования, реализованный на основе современных визуальных сред, приобретает все большую популярность в школьной информатике. Визуализация процесса создания программ позволяет на первых этапах увидеть результат своего труда, процесс создания интерфейса проектов увлекает обучающихся, дает возможность проявить творческие способности. Нельзя не отметить практическую значимость создаваемых проектов, не исключена возможность создания коммерческих проектов, что в большей степени заинтересовывает обучающихся.
Во всем мире интерактивные доски используются в образовательной сфере, они могут применяться на любых уроках и при преподавании любых дисциплин.
Интерактивная доска – это сенсорный экран, присоединенный к компьютеру, изображение с которого передает на доску проектор. Достаточно прикоснуться к поверхности доски, чтобы начать работу на компьютере.
Интерактивная доска имеет интуитивно понятный, дружественный графический интерфейс.
Интерактивная доска использует различные стили обучения: визуальные, слуховые или кинестетические. Благодаря интерактивной доске, ученики могут видеть большие цветные изображения и диаграммы, которые можно как угодно передвигать.
Интерактивные доски имеют больший потенциал раскрытия темы урока, чем простая доска и даже компьютер с проектором. Но извлечь максимальную пользу от использования интерактивной доски можно только грамотно спланировав урок, приготовив подходящие материалы. Уроки, приготовленные для использования интерактивной доски, могут быть использованы учителем не раз, при этом дальнейшая адаптация уроков может и не потребоваться, что в конечном итоге позволяет сэкономить время на подготовку к уроку. Как правильно распределить время на подготовку к уроку? Как приготовить «многоразовые» материалы для урока? Попытаемся найти ответы на эти вопросы.
«Интерактивные доски имеют ряд преимуществ по сравнению с другими средствами обучения», - это могут сказать учителя, использующие интерактивную доску на своем уроке. Наибольшего эффекта можно достичь, работая над подготовкой к уроку совместно с коллегами - это позволяет не только распределить обязанности и сэкономить время, но и улучшить качество материалов. Учителя также отмечают, что интерактивное программное обеспечение берет на себя часть их работы, например, при работе с какими-то материалами на интерактивной доске, вы можете сохранить все пометки и изменения в файле, чтобы использовать их в дальнейшем или передать ученику, пропустившему урок. Учителя могут сэкономить свое время, создавая базы учебных материалов, используя материалы коллег на своих уроках. Интерактивная доска дает возможность использовать более широкий диапазон визуальных средств при изучении материала, поэтому преподносимый учителем материал становится более понятным для учеников. Нельзя категорически заявить, что результаты всех учеников улучшаются с использованием на уроке интерактивной доски, но большинство учителей отмечают, что ученики становятся, более заинтересованы и более мотивированы на уроке, они (ученики) быстрее запоминают материал. Интерактивная доска повышает качество уроков, что также экономит время учителя, ведь ему не придется объяснять один и тот же материал дважды.
Основные способы использования интерактивных досок:
делать пометки и записи поверх выводимых на экран изображений
демонстрация веб-сайтов через интерактивную доску всем слушателям
использование групповых форм работы
совместная работа над документами, таблицами или изображениями
использование конференц-связи
управление компьютером без использования самого компьютера (управление через интерактивную доску)
использование интерактивной доски как обычной, но с возможностью сохранить результат, распечатать изображение на доске на принтере и т.д.
изменение текста в выводимых на экране документах, используя виртуальную клавиатуру, которая настраивается в программном обеспечении доски
изменение любых документов или изображений на экране, использование любых пометок
сохранение на компьютере в специальном файле всех пометок, которые учитель делает во время урока, для дальнейшей демонстрации на других уроках или через Интернет
сохраненные во время урока записи учитель может передать любому ученику, пропустившему занятие или не успевшему сделать соответствующие записи в своей тетради
демонстрация работы одного ученика всем остальным ученикам класса
демонстрация учебных видеороликов
создание рисунков на интерактивной доске без использования компьютерной мыши
создание рисунков, схем и карт во время проведения урока, которые можно использовать на следующих занятиях, что экономит время на уроке
при соответствующем программном обеспечении учитель может выводить на экран интерактивной доски изображение монитора любого ученика
Важно понять, что интерактивная доска - не волшебная палочка, которая сама решает все проблемы на уроке и делает занятия интересными и увлекательными. Также не стоит думать, что интерактивная доска должна использоваться на каждом уроке или на каждом этапе урока. Как и с любым другим ресурсом, наибольшего эффекта от использования интерактивной доски можно достичь только тогда, когда она используется соответственно поставленным на уроке задачам. Учителя должны грамотно овладеть программным обеспечением, идущим вместе с интерактивной доской, и использовать его потенциал при подготовке к уроку. Учителя нуждаются и в других программных средствах, которые могут расширить сферы применения интерактивной доски.
Подводя итоги всему выше сказанному, отметим:
урок должен быть приготовлен заранее, тогда объяснение материала пройдет быстрее;
интерактивная доска позволяет использовать самые разные материалы одновременно: и изображения, и звук, и видео, и текст и другие необходимые материалы;
течение урока должно быть логическим и последовательным, тогда урок позволит выполнить все поставленные задачи;
файлы, сохраненные во время урока, могут быть переданы ученикам; также эти файлы можно использовать на последующих уроках для повторения пройденного материала или дополнения.
Использование интерактивной доски повышает уровень преподавания на несколько ступенек вверх. На уроках информатики для школьников восьмых классов, проводя презентацию средствами интерактивной доски, удобно делать различные пометки с небольшими комментариями прямо на ее плоскости. Также можно управлять программами непосредственно с доски.
Однако, возможно, применение такого устройства должно быть направлено на использование всех ее функциональных возможностей, хотя в данном случае можно использовать и обычный проектор. Но наглядность и представительность, которые приобретает урок, ни с чем не сравнить. Кроме того, повышается интерес учеников к материалу и вообще к информационным технологиям, особенно, когда их вызывают к доске.
Применение интерактивных досок поможет преподавателям раскрыть свои педагогические таланты, но не будет компенсировать их недостаток.
Учителям, только начинающим осваивать работу с интерактивной доской, будет доступен самый простой способ работы с ней - использования ее в качестве простого экрана, изображение на который подается с компьютера.
Во время работы с интерактивной доской в простом режиме изображение компьютера через проектор подается на интерактивную доску, а самоуправление компьютером можно производить с помощью специальных маркеров, идущих вместе с интерактивной доской.
Как правило, такие ручки (маркеры) оснащены кнопками, которые дублируют левую и правую кнопки мыши. Узнать, какую функцию выполняют кнопки, легко можно экспериментальным путем: щелкнуть одну кнопку и посмотреть результат, щелкнуть другую кнопку и посмотреть результат. Обычно, по умолчанию однократное прикосновение стержнем ручки к поверхности интерактивной доски дублирует однократное нажатие левой кнопки мыши.
Как отметят многие учителя, работающие с интерактивной доской, завучи по информатизации и другие знающие люди, в России и странах СНГ интерактивная доска чаще всего используется для просмотра презентаций.
На компьютере учителя запускается готовая презентация, а переходы между слайдами осуществляются с помощью управления маркером. Однократное прикосновение стержнем маркера к поверхности интерактивной доски приводит к переходу на следующий слайд. Итак, вот самый простой способ использования интерактивной доски учителем в школе - демонстрация готовых презентаций.
Электронные презентации можно рассматривать как дидактическое средство обучения, а мультимедийный проектор или интерактивную доску – технические средства, позволяющие показ презентации в классе. Электронную презентацию можно отнести к электронным учебным пособиям, но только с оговоркой: электронные учебные пособия рассматриваются как самостоятельные средства обучения, а презентация – вспомогательное, используемое учителем на уроке и требующее его комментариев и дополнений. Под электронной презентацией мы понимаем логически связанную последовательность слайдов, объединенную одной тематикой и общими принципами оформления.
Создание и применение на уроке электронных презентаций на сегодняшний день весьма актуально, как и разработка общих методических принципов для них.
Порой в презентациях встречались ошибки, касающиеся специфических вопросов и направлений. Создавалось впечатление, что презентация не проверялась, а сразу же представлялась широкой аудиторией.
Что же касается мультимедиа, то на этот счет, у многих понятия расходятся с правильным определением. Многие считают что, понятие «мультимедийный урок» или «мультимедиаурок» отсутствует. Можно рассматривать разные типы уроков и на любом из них можно использовать мультимедиа. Существуют три направляющие, на которых держится качественный мультимедийный урок: техническое оснащение, образовательный контент и ИКТ-компетентность учителя. Не всякое одновременное использование звука, графики, видео и текста есть мультимедиа.
Формы проведения мультимедийных уроков зависят от набора используемых медиасредств. Многие такие уроки и пытаются назвать мультимедийными. Но это термин не научный, а больше разговорный.
Таким образом, мультимедийный урок - это урок, когда есть деятельность учителя и учеников с применением медиасредств.
Традиционную обязанность консультировать педагогов по вопросам использования ИКТ, возлагаемую на учителей информатики, могут выполнять любые педагоги, освоившие те или иные технологии. Мультимедийные уроки активизируют внимание и познавательный интерес к предмету, провоцируют на самостоятельную работу учащихся, помогают формировать образное мышление.
Использование медиасредств должно быть уместным, целесообразным, как использование любых средств наглядности и технических средств обучения. Молодым учителям проще разобраться в этом, но очень тяжело для учителей с большим стажем работы, поэтому обучение таких учителей ложится на плечи, или учителя информатики или учителя, воспитателя, разбирающегося в мультимедийных технологиях.
Рассмотрим 3 ключевых направления применения интерактивных досок в образовании:
Презентации, демонстрация и моделирование. Как использовать соответствующее программное обеспечение и другие ресурсы вместе с интерактивной доской для улучшения понимания материала урока.
Повышение активности учеников на уроке. Как использование интерактивной доски может увеличить активность учеников на уроке.
Увеличение темпа урока при использовании интерактивной доски.
Как использование интерактивной доски может улучшить планирование урока и увеличить его темп.
Презентации, демонстрация и моделирование.
Интерактивная доска - ценный инструмент для обучения всего класса. Это - визуальный ресурс, который может помочь учителям сделать уроки живыми и привлекательными для учеников. Интерактивная доска позволяет преподнести ученикам информацию, используя широкий диапазон средств визуализации (карты, таблицы, схемы, диаграммы, фотографии и др.).
Учителя могут использовать управление интерактивной доской, чтобы преподнести изучаемый материал захватывающими и динамическими способами. Интерактивная доска позволяет моделировать абстрактные идеи и понятия, не прикасаясь к компьютеру, изменить модель, перенести объект в другое место экрана или установить новые связи между объектами. Все это происходит в режиме реального времени.
Повышение активности учеников на уроке.
Многие учителя, работающие с мультимедийной и интерактивной техникой, утверждают, что ученики становятся более активными и заинтересованными на уроке, на котором используется интерактивная доска. Информация становится для них более доступной и понятной, что улучшает атмосферу понимания в классе, у учеников повышается мотивация к изучению предмета.
Увеличение темпа урока.
Все записи на интерактивной доске могут быть сохранены на компьютере и вновь открыты при повторении пройденного материала или переданы ученику, который пропустил урок по болезни, а так же учитель может выводить на экран заранее приготовленные материалы, и время урока будет использовано только на решение поставленных задач.
Учителя, начавшие работать с интерактивной доской, отмечают положительные изменения в качестве уроков, в объеме понимаемого учениками материала. Учителя утверждают, что с использованием интерактивной доски они успевают преподнести больше информации за меньшее время, и при этом ученики активно работают на уроке и лучше понимают даже самый сложный материал. Интерактивная доска становится незаменимой для учителей по любому предмету, будь то русский язык или математика, физика или химия, информатика или окружающий мир.
Интерактивная доска позволяет демонстрировать для аудитории учеников:
Энтузиазм учеников определенно увеличился и я думаю, что это произошло, потому что можно предоставить им более интересные источники информации. Давайте вспомним, что делают ученики до и после уроков:
они смотрят телевизор, играют в компьютерные игры. Отсюда понятно отсутствие интереса учеников к простым учебникам и простой меловой доске - это устаревший и неинтересный способ подачи информации для них. Вероятно, что уроки с использованием интерактивной доски могут донести до учеников гораздо более широкие диапазоны информации. Многие из ресурсов, доступные для демонстрации на интерактивной доске (цвет, движение, звук), просто невозможно использовать на традиционном уроке.
Таким образом, интерактивное обучение как форма образовательного процесса действительно способно стать тем фактором, который оптимизирует сущность и структуру педагогических взаимодействий. Следует понимать, что альтернативы информационным технологиям нет. Технологии могут не работать, если ими не хотят или не умеют пользоваться, или пользуются не с теми целями, ради которых они созданы. Технологии эффективно работают для тех, кто хочет, чтобы им помогли. Совершенно очевидно, что использование интерактивных технологий в образовании имеет ряд преимуществ, которые делают их использование максимально востребованными.
Типы интерактивных досок
Первая в мире интерактивная доска была представлена компанией SMART Technologies Inc. в 1991 году, и одними из первых, кто оценил возможности этой новой технологии, были именно преподаватели школ. Использование интерактивных досок сегодня помогает разнообразить занятия, сделать их яркими и увлекательными. Полностью функционирующие интерактивные доски обычно включают 4 компонента:
компьютер;
мультимедийный проектор;
соответствующее программное обеспечение;
и саму интерактивную доску, которая также может комплектоваться встроенным принтером.
Изображение с монитора компьютера передается через проектор на интерактивную доску, а прикосновения к ее поверхности поступают обратно на компьютер с помощью кабеля или через беспроводные интерфейсы связи и обрабатываются специальным программным обеспечением.
По основным характеристикам различают интерактивные доски прямого или обратного проецирования.
При прямом проецировании проектор находится прямо перед поверхностью интерактивной доски, при обратном - сзади нее. Отдельные модели интерактивных досок могут быть оснащены специальными КПК для обмена данными. Есть и дорогие модели интерактивных досок, которые не используют проектор, а представляют собой большую сенсорную плазменную панель.
Интерактивные доски бывают трех типов:
Доски, фиксирующие сопротивление поверхности при прикосновении
Такие доски имеют мягкую и гибкую поверхность, состоящую из двух частей. Материал, фиксирующий сопротивление, отделяется небольшим промежутком от остальной поверхности доски и передает сигналы на компьютер при срабатывании специальной мембраны. Такие доски могут управляться не только специальными маркерами, но и обычным прикосновением к доске руки или указки.
Специальные маркеры также могут быть настроены (с использованием прилагающегося ПО) на отображение различных цветов. Такие доски очень подходят для школ, так как надежны и не требуют каких-либо специальных приспособлений, которые могут потеряться или сломаться.
Доски, фиксирующие электромагнитные импульсы
Эти доски подобны традиционным и имеют твердую поверхность. Управление осуществляется посредством специальных электромагнитных маркеров, работающих на батареях. Поверхность доски покрыта сеткой тонких проводов, фиксирующих небольшое магнитное поле, излучаемое маркером.
Лазерные доски имеют твердую рабочую поверхность с инфракрасными
лазерными сканерами, установленными на поверхности
Эти сканеры обнаруживают движение специальной ручки, закодированный цвет и передают их на компьютер. Близки к этой технологии и доски DViT (Digital Vision Touch), в которых используются маленькие цифровые видеокамеры, располагающиеся по углам экрана и фиксирующие каждое прикосновение к нему.
К компьютеру и к интерактивной доске могут быть подключены микроскоп, камера, цифровой фотоаппарат или видеокамера. И со всеми отображенными материалами можно продуктивно работать прямо во время урока. Для преподавателя запас изобразительного и видеоматериала при подготовке к уроку с помощью этого технического средства безграничен, так как существует множество обучающих ресурсов по любой теме, а в различных on-line библиотеках можно найти конкретные наглядные материалы и использовать их многократно.
6
Возможности интерактивной доски
Теперь преподавателям просто нет необходимости беспокоиться за сохранность бумажных карт, плакатов и учебных пособий. В них просто отпадет необходимость. Всю проведенную в ходе урока работу со всеми сделанными на доске записями и пометками можно сохранить в компьютере для последующего просмотра и анализа, в том числе и в виде видеозаписи.
Интерактивная доска позволяет воспроизводить информацию в формате, доступном всем обучающимся. Работая на доске электронным маркером как мышью, преподаватель может быстро и наглядно показать тот или иной прием работы.
Наибольший эффект может получить педагог, использующий все возможности доски. Интерактивная доска с помощью специального маркера позволяет перемещать по своей поверхности рисунки, фотографии и тексты, копировать их, вращать, изменять размер и форму. С помощью такого маркера можно не только рисовать на поверхности доски, но и управлять компьютерными программами, нажимать кнопки, выделять и перетаскивать объекты. Маркер в этом случае заменяет компьютерную мышь. Эта особенность позволяет использовать с интерактивной доской многие компьютерные программы, в том числе большую часть существующих мультимедийных компьютерных образовательных программ.
Дистанционно же, управляя презентацией, учитель имеет больше возможностей оказывать индивидуальную помощь учащимся, потому что все построения, схемы, которые он должен был выполнить на доске во время урока, уже есть на слайдах презентации.
Педагог, работающий с интерактивной доской, может повысить уровень восприятия материала за счет комбинации различных форм передачи информации - визуальной, звуковой и тактильной. В процессе урока он может использовать яркие, многоцветные схемы и графики, анимацию в сопровождении звука, интерактивные элементы, которые откликаются на действия преподавателя или обучающегося. При необходимости, если в группе есть ученики со слабым зрением, преподаватель может одним движением руки просто увеличить тот или иной элемент, нарисованный на поверхности доски. Грамотная работа с интерактивной доской на уроке позволяет также добиться оптимизации учебного процесса. Использование педагогом качественных образовательных электронных ресурсов делает получение адекватного современным запросам образования реальным для обучающихся.
А как относятся ученики к появлению в кабинете интерактивной доски?
Обучающимся очень нравится работать с таким инструментом, учиться становится интересно и увлекательно. Благодаря наглядной форме, ученики быстро осваивают это техническое средство обучения, даже те из них, кто не имел опыта работы с персональным компьютером.
Интерактивная доска снижает психологический барьер, позволяя обучающемуся преодолеть свой страх перед техникой и начать использовать на уроках современные технологии. Кстати, не требуется и специальных занятий для изучения доски, ученики быстро осваивают приемы работы, наблюдая за педагогом и своими одногрупниками. Следует отметить, что на этих уроках даже отстающие ученики изменяют свое поведение, с интересом следят за ходом урока, поднимают руку, чтобы выйти к доске и выполнить задание преподавателя. Здесь срабатывают факторы, связанные с повышением мотивации обучающихся и наглядности представления материала. Для учеников с высокой познавательной мотивацией также можно предусмотреть дополнительные индивидуальные задания на компьютере. Особенно полезно привлекать таких обучающихся к подготовке и проведению отдельных фрагментов урока с помощью интерактивной доски. Индивидуальный подход можно обеспечить не только за счет разноуровневых заданий, но также и благодаря самообразованию и самодеятельности обучающегося.
Размещение интерактивной доски в кабинете
Случается так, что неправильное размещение интерактивной доски в кабинете делает работу с ней неудобной и лишает преподавателей стимула осваивать новое оборудование. Нередко встречаются кабинеты, где интерактивные доски установлены с серьезными, но достаточно типичными ошибками. В рекламных брошюрах интерактивная доска обычно изображается на стойке, что создает иллюзию, будто она является неотъемлемой частью доски. И по этой причине часто думают, что доску на стойке будет легко перевозить из кабинета в кабинет. В действительности же перемещать доску из одного помещения в другое приходится нечасто, а работать с такой «мобильной» доской неудобно. Дело в том, что положение доски относительно проектора не должно меняться, но при использовании стойки это практически недостижимо, и каждый раз в начале урока нужно тратить время на настройку оборудования, а иногда эту процедуру приходится повторять и во время работы. Кроме того, о стойку могут споткнуться ученики. Оптимальным решением является размещение интерактивной доски на стене. Производители не случайно комплектуют доски настенными креплениями, а стойку предлагают приобретать дополнительно. Это не значит, что стойка совершенно не нужна. Интерактивная доска на стойке, как правило, используется во время мероприятий, проходящих в актовых или конференц-залах.
Стойка также позволяет оборудовать интерактивной доской кабинеты, в которых из-за нестандартной планировки невозможно найти место для доски на стене.
Также многие ошибки установки вызваны непониманием принципиальных отличий интерактивной доски от обычного экрана для проектора. Например, доску устанавливают слишком высоко, так что даже преподаватель, не говоря уже об учениках, не может дотянуться до верхней части экрана. Или размещают ее за столом педагога, что мешает свободному доступу к ней. В результате интерактивные возможности доски остаются незадействованными, и она используется только как неоправданно дорогой экран.
При выборе места для интерактивной доски нужно руководствоваться теми же соображениями, что и в случае с обычной меловой или маркерной. Она должна размещаться на той же высоте, быть также хорошо видна и легкодоступна. Только в этом случае будут созданы условия для ее эффективного использования.
Глава 2. Методика обучения информатике в основной школе с применением мультимедийной и интерактивной техники
Принцип активности ребенка в образовательном процессе был и остается одним из основных в педагогике. Он заключается в целенаправленном активном восприятии учащимися изучаемых явлений, их осмыслении, переработке и применении. В опоре на эти положения педагоги нашей школы активно используют педагогические технологии, главную идею которых составляют средства активизации и интенсификации деятельности учащихся, являющиеся основой эффективности результатов.
В последнее десятилетие значительно усилилось влияние новых информационных технологий на учебно-воспитательный процесс в средней общеобразовательной школе и высших учебных заведениях. Одной из основных целей школьного обучения становится формирование информационной культуры учащихся. Более того, для многих профессий появилась необходимость непрерывного образования на протяжении всей профессиональной жизни личности. Активно развиваются личностно-ориентированные технологии обучения. Основными характеристиками применения современных информационных технологий являются возможность дифференциации и индивидуализации обучения, а также возможность развития творческой познавательной активности учащихся.
Традиционные приемы, методы и средства обучения при переносе в современный урок должны быть соответствующим образом модифицированы. Кроме того, достижение целей обучения, как правило, обеспечивается комплексом традиционных и новых приемов обучения. В качестве специальных приемов и методов, используемых в информатике, можно назвать использование специальных разработок на основе информационных технологий, а также использование мультимедийной и интерактивной техники.
Революционный переворот, который осуществили новые информационные технологии (НИТ), уже принес свои результаты. Практически все учебные учреждения осознают, что будущее в образовании принадлежит НИТ.
На сегодняшний день в преподавании предметов школьной программы складываются тенденции, соответствующие нынешнему уровню технического прогресса. Эффективность применения информационных технологий на уроках информатики уже не подлежит сомнению. Ученые отмечают, что чем больше систем восприятия задействовано в обучении, тем лучше и прочнее усваивается материал. Активное же использование мультимедийной и интерактивной техники в учебном процессе приумножает дидактические возможности, обеспечивая наглядность, аудио и видео поддержку и контроль, что в целом способствует повышению уровня преподавания.
Понимая и осознавая глобальные перспективы использования НИТ в учебном процессе и оценивая свои реальные возможности, что графика, анимация, фото, видео, звук в добавление к тексту в интерактивном режиме работы создают интегрированную информационную среду, в которой ученики обретают качественно новые возможности.
Компьютерные технологии позволяют видоизменить стиль обучения — различные навыки и умения по всем видам речевой деятельности обучаемые приобретают одновременно. Структура программ не дает расслабляться и побуждает обучаемых думать, анализировать, делать выводы и формулировать правила. Исходя из того, что сейчас больше поощряется познавательный поиск и сознательное оценивание учениками собственных результатов, а также развертывание в изучении своих стратегий.
Итак, мультимедийные компьютеры в совокупности с мультимедийной и интерактивной техникой позволяют сделать учебный процесс:
познавательным (последние данные и информация из Интернет)
увлекательным (оригинальность заданий)
занимательным (игры, шарады, кроссворды)
гибким (в компьютере несколько блоков, которые можно менять, дополнять и т.д.)
многообразным (в зависимости от цели и задачи, например, английский для бизнесменов, или английский для делового письма, и т.д.)
творческим (использовать самые новые достижения в компьютерной технологии),
эстетически привлекательным (красочный интерфейс: графика, видео, анимация, специально подобранные для каждой программы).
В целом, информационные технологии значительно обогащают образовательный процесс, наполняют его новым смыслом. Так, к примеру, мультимедийная и интерактивная техника позволяет, реализовать учителю возможность объяснить достаточно сложные понятия, процессы и явления, тесно связанные с учебным предметом информатики и ИКТ.
2.1 Создание учебного материала для проведения уроков информатики с помощью мультимедийной и интерактивной техники
Классно-урочной форма обучения на протяжении долгого времен оказывалась наиболее эффективной для массовой передачи знаний, умений, навыков молодому поколению. Изменения, происходящие в современном обществе, требуют развития новых методов образования, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициативой, навыками самостоятельного движения в информационных полях. Акцент переносится на формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения, четко планировать действия по достижению целей, а также эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах.
В современном образовании очень важными и актуальными становятся вопросы о методах, приемах, технологиях организации образовательной деятельности, направленных на применения мультимедийной и интерактивной техники.
Современный мультимедийный урок – это не только составленная презентация и обилие эффектов. Подготовка подобных уроков требует еще более тщательной подготовки, чем в традиционный урок. Такие понятия, как сценарий урока в данном случае не просто новомодные термины, а важная составная часть подготовки к учебному занятию. Проектируя будущий мультимедийный урок, учитель должен продумать последовательность технологических операций, формы и способы подачи информации на большой экран. Стоит сразу же задуматься о том, как учитель будет управлять учебным процессом, каким образом будут обеспечиваться педагогическое общение на уроке, постоянная обратная связь с учащимися, развивающий эффект обучения.
Мультимедийный урок - урок, на котором используется многосредовое представление информации с помощью технических средств, прежде всего, компьютера, мультимедийной и интерактивной техники. Вполне очевидно, что так называется урок, где мультимедиа используется для повышения знаний, умений и навыков. На таком уроке учитель остается одним из главных участников образовательного процесса, часто и главным источником информации, а мультимедийная и интерактивная техника применяется для усиления наглядности, подключения одновременно нескольких каналов представления информации, для более доступного объяснения учебного материала. К примеру, технология опорных конспектов приобретает новое качество, когда на экране в заданном режиме появляются фрагменты «опоры». В любой момент учитель может с помощью гиперссылок перейти к детализации информации, «оживить» изучаемый материал с помощью анимации и т.д.
При проектировании будущего мультимедийного урока разработчик должен задуматься над тем, какие цели он преследует, какую роль этот урок играет в системе уроков по изучаемой теме или всего учебного курса:
для изучения нового материала, предъявления новой информации;
для закрепления пройденного, отработки учебных умений и навыков;
для повторения, практического применения полученных знаний, умений навыков;
для обобщения, систематизации знаний.
Конечно же, презентация на таком уроке обязательно присутствует. Строить презентацию желательно только на тех фактах, которые могут заинтересовать всю аудиторию целиком, или тех фактах, без которых нельзя обойтись при объяснении (пусть и не интересных). При планировании презентации необходимо опираться на следующие дидактические принципы:
При проектировании презентации необходимо помнить, что мультимедийная и интерактивная техника – всего лишь средство демонстрации презентации, а не цель, о чем многие забывают при создании презентации, преувеличенно увлекаясь спецэффектами. При их разработке и использовании нужно учитывать, что:
они быстро и доходчиво изображают вещи, которые невозможно передать словами;
они вызывают интерес и делают разнообразным процесс презентации;
усиливают воздействие презентации
Наиболее эффективно использование презентаций на следующих этапах урока:
- объяснение нового материала;
- закрепление ЗУН (презентация используется в качестве тренажера по определенной теме школьного курса).
На этапе объяснения нового материала стоит позаботиться о том, чтобы презентация не стала простой заменой классной доске, а чтобы в презентации были уникальные факты, которые нельзя объяснить словами или продемонстрировать другими средствами. Например, видео-, аудиозаписи выступлений ученых, экспериментов и т.п.
Для применения презентации на этапе закрепления ЗУН надо разработать ряд практических заданий с выбором ответа и сделать из них презентацию. Затем презентация может быть использована на уроке в качестве программы-тренажера.
Практика показывает, что, благодаря мультимедийному сопровождению занятий, учитель экономит до 30% учебного времени, нежели при работе у классной доски. Он не должен думать о том, что ему не хватит места на доске, не стоит беспокоиться о том, какого качества мел, понятно ли все написанное. Экономя время, учитель может увеличить плотность урока, обогатить его новым содержанием.
Другой вариант использования интерактивных средств обучения в образовательном процессе – электронный учебник. В данном варианте используется в качестве учебно-методического сопровождения изучаемого курса как различные электронные издания на СD-R, DVD-R – носителях (учебники, учебные пособия, хрестоматии, задачники, словари, справочники, тесты, символьные объекты, статические и динамические модели, деловая графика и т.д.), так и образовательные Интернет - ресурсы (при условии подключения к сети Интернет). Эти материалы могут использоваться учителем при подготовке к уроку, на разных этапах проведения урока (объяснение, закрепление, контроль).
На этапе подготовки к уроку учителю необходимо проанализировать электронные и информационные ресурсы, отобрать необходимый материал по теме урока, структурировать и оформить его на электронных или бумажных носителях.
При объяснении нового материала на уроке учитель может использовать предметные коллекции (иллюстрации, фотографии, портреты, видеофрагменты изучаемых процессов и явлений, демонстрации опытов, видеоэкскурсии), динамические таблицы и схемы, интерактивные модели, символьные объекты, проектируя их на большой экран с помощью LCD-проектора. При этом существенно меняется технология объяснения – учитель комментирует информацию, появляющуюся на экране, по необходимости сопровождая ее дополнительными объяснениями и примерами.
При закреплении пройденного материала, учитель может предложить учащимся работу с текстом электронного учебника или учебного пособия, электронными хрестоматиями, справочниками, словарями, задачниками и т.д. На этом этапе могут использоваться фронтальные, групповые, индивидуальные и дифференцированные формы организации учебной деятельности учащихся.
Для осуществления контроля знаний учащихся по пройденной теме учитель может организовать промежуточное тестирование (фронтальное или дифференцированное, на компьютере или письменно, с автоматической проверкой на компьютере или с последующей проверкой учителем).
Методы и приёмы использования мультимедийной и интерактивной техники на уроке – разные, но при их внедрении мы выполняем единственную задачу: например сделать урок информатики и ИКТ интересным. А нетрадиционные уроки с использованием мультимедийной и интерактивной техники должны привлечь современного школьника к процессу обучения, облегчить его, пробудить интерес к предмету.
Благодаря наглядности и интерактивности, класс вовлекается в активную работу. Обостряется восприятие. Повышается концентрация внимания, улучшается понимание и запоминание материала.
Таким образом, используя мультимедийную и интерактивную технику, можно организовать постоянную работу учащегося в электронном виде.
Это значительно экономит время, стимулирует развитие мыслительной и творческой активности, включает в работу всех учащихся, находящихся в классе. Для этого происходит разработка большого количества электронных материалов, которые позволяют повысить эффективность обучения информатике и ИКТ.
По информатике существует большой выбор ЦОР, с которыми удобно работать на интерактивной доске.
Характеризуя ситуацию с использованием в учебном процессе информационных технологий, в том числе электронных (цифровых) образовательных ресурсов (ЭОР), сложившуюся к настоящему времени в российской школе в целом, следует отметить, что соответствующая деятельность учителей всегда поощрялось, однако не являлась для них обязательной.
Ситуация в корне изменилась в связи с принятием и введением в действие ФГОС, фактически обязывающих педагогов использовать в образовательном процессе средства ИКТ и ЭОР. Так, согласно ФГОС, важным условием реализации основной образовательной программы является наличие в образовательном учреждении информационно-образовательной среды (ИОС), включающей: «комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровые образовательные ресурсы, совокупность технологических средств информационных и коммуникационных
технологий: компьютеры, иное ИКТ-оборудование, коммуникационные каналы, систему современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной информационно-образовательной среде» (Федеральный государственный образовательныйстандарт общего образования (Приказ № 1897 от 17 декабря 2010 г., зарегистрирован в Минюсте РФ 1 февраля 2011 г. рег. №196440).
Сегодня учителю доступен разнообразный электронный образовательный контент (электронные приложения к учебникам, ресурсы федеральных образовательных порталов, электронные учебные издания, Интернет-ресурсы (онлайн-инструменты, СПО, разработки других учителей); многие учителя создают электронные учебные материалы самостоятельно.
Мы рекомендуем использовать на уроках информатики, в первую очередь, материалы электронного приложения к учебникам – дополняющие учебник структурированные совокупности электронных образовательных ресурсов, предназначенные для применения в образовательном процессе совместно с учебником.
Кроме авторских мультимедийных презентаций, интерактивных тестов, текстов, плакатов и файлов-заготовок для выполнения работ компьютерного практикума u1074 в электронное приложение включены ссылки на ресурсы федеральных образовательных порталов, наиболее полно соответствующие содержанию курса информатики в 5–6 классах.
Рассмотрим некоторые примеры ресурсов, размещённых в Единой коллекции
цифровых образовательных ресурсов (sc.edu.ru), которые можно использовать при проведении уроков информатики в 5–6 классах. В разделе «Инновационные учебные материалы» размещен разработанный ЗАО «1С: Акционерное общество» информационный источник сложной структуры«Информатика. 8-9 классы». В его состав включено достаточно много отдельных ресурсов, которые могут быть успешно использованы на более ранних этапах обучения, а именно в 5-6 классах.
Так, хорошей иллюстрацией рассказа учителя на первых уроках информатики в 5 классе может стать цифровой образовательный ресурс «Классификация информации по способу ее восприятия людьми», состоящий из нескольких последовательно сменяющихся слайдов со звуковым сопровождением.
Интересны и доступны для восприятия пятиклассников будут и ресурсы: «Классификация информации по способу ее восприятия», «Восприятие информации животными через органы чувств», «Кто как видит», «Хранение информации. Память», «Информация и ее носитель», «Источник и приемник информации», «Помехи при передаче информации».
Обучающий эффект при использовании такого типа ресурсов достигается за счет синхронизации информационных потоков – анимированной графики, звука, текста. Роль учителя при этом состоит в том, чтобы координировать учебный процесс, управляя темпом «проигрывания» ресурса. Как правило, такие ресурсы снабжены «линейкой времени», позволяющей, в дополнение к заложенным в них паузам, делать дополнительные остановки, повторы и т.п.
В этой же разработке есть ресурсы, поддерживающие активные формы работы ученика на уроке. Так в виртуальной лаборатории «Оптические иллюзии» каждый школьник может не просто своими глазами увидеть ряд изображений, но и, применив специальные виртуальные инструменты, убедиться, что возможности человека по восприятию информации глазами, имеют ограничения.
Кроме того, в состав рассматриваемой разработки включено большое количество заданий в тестовой форме, которые могут быть использованы учителем на этапе контроля знаний.
Непосредственно для учащихся 2-6 классов предназначен комплекс виртуальных лабораторий по информатике, разработанный ООО «БИНОМ. Лаборатория знаний»: лаборатория «Взвешивания», лаборатория «Перекладывания», лаборатория «Переливания», лаборатория «Переправы», лаборатория «Разъезды», лаборатория «Черные ящики».
Виртуальные лаборатории, предназначенные для организации индивидуальной исследовательской работы учащихся, представляют собой электронные среды, в которых ученики в интерактивном режиме наблюдают и исследуют некое явление или процесс, могут моделировать и конструировать разные ситуации и получать разные варианты результата. Каждая из названных лабораторий основана на построении логической модели решения задач определенного типа. Программная реализация моделей представляет собой тренажеры, с помощью которых может осуществляться как обучение, так и самообучение.
Каждая виртуальная лаборатория снабжается библиотекой заданий, ранжированных по сложности. Эта библиотека является открытой для пополнения учителем, который в соответствии со своими методическими подходами, может составлять и добавлять собственные задачи. Для этого достаточно просто ввести условие задачи в текстовый файл, затем решить задачу средствами, предлагаемыми в лаборатории и сохранить правильную модель и алгоритм в специально отведенной зоне, защищенной от несанкционированного доступа учащихся. Комплекс виртуальных лабораторий можно использовать в различных режимах: демонстрация решения задач на уроке с помощью единственного компьютера и проектора; индивидуальная и групповая работа в компьютерном классе; самостоятельный тренинг (в учебном помещении и дома); тестирование.
Безусловно, задачи, решаемые в виртуальных лабораториях, могут быть решены и без компьютера, но мысленное моделирование решения каждой такой задачи становится более эффективным при наличии возможности манипулирования соответствующими экранными объектами. Наличие соответствующего программного средства (цифрового образовательного ресурса) обеспечивает учащемуся: выразительность и яркость экранного видового ряда; возможность наблюдать динамику решения; возможность повторить найденное решение, осмыслить его и попытаться найти более рациональное (оптимальное); возможность отыскать ошибку и скорректировать алгоритм решения на любой стадии. Работа по решению задач в программной среде, соответствующей технико- технологическим, дизайн-эргономическим, психолого-педагогическим и содержательно-методическим требованиям, способствует формированию устойчивого интереса к предмету, психологического комфорта, положительных переживаний, положительно-эмоционального удивления, ощущения радости успеха.
Важным фактором при выборе ресурсов ЕК ЦОР является то, что ко всем из них прилагается лицензионное соглашение, дающее право на их законное использование в учебном процессе.
Вместе с тем, Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов – далеко не единственный источник в сети Интернет, в котором могут оказаться необходимые для урока материалы. Учитель, подбирающий электронные образовательные ресурсы к своему уроку, должен выступать в роли эксперта, самостоятельно оценивая найденные им материалы, и использовать на уроке только те из них, которые отвечают основным содержательно-методическим и дизайн-эргономическим требованиям.
Эффективность – это способность выполнять работу и достигать необходимого или желаемого результата с наименьшей затратой времени и усилий. С этой точки зрения эффективность использования ЭОР может определяться: сокращением времени, затрачиваемым учителем на подготовку к уроку за счет наличия у учителя: o доступа к «хорошо» организованным хранилищам разнообразных информационно-образовательных ресурсов и других учебно-методических материалов; o умений и навыков «грамотного» создания личного информационного пространства в рамках информационно-образовательной среды своего ОУ;
сокращением времени и усилий учителя на осуществление рутинных операций на всех этапах урока, в том числе:
по повторению и обобщению полученных знаний;
по созданию условий для предъявления учащимся новой информации;
по организации выполнения учащимися многочисленных и однообразных упражнений и оперативному контролю правильности их выполнения;
по организации управляемой и контролируемой разнообразной самостоятельной учебной деятельности обучающихся;
по реализации индивидуальных образовательных траекторий с целью реализации образовательных запросов учащихся;
по сбору и обработке статистической информации о ходе и результатах образовательного процесса;
сокращением времени и усилий учащегося:
на осуществление поиска информации (в том числе дополнительной) в большом её массиве;
на решение задач, предполагающих значительный объѐм вычислений;
на визуализацию результатов вычислений;
на освоение и закрепление освоенных понятий путем «виртуального погружения» в предметную среду;
на получение индивидуализированной поддержки (от учителя или программного средства);
на поддержку функции самоконтроля (за счет его автоматизации).
Следствием эффективного использования ЭОР становится повышение уровня обученности и качества знаний учащихся, достижение ими современных образовательных результатов, в том числе формирование навыков самостоятельной работы, исследовательской деятельности, информационной культуры.
Использование разработанных материалов по средствам мультимедийной и интерактивной технике будет, способствовать повышению качества усвояемого материала учащимися, повышению активности учащихся на уроках. Для применения данных материалов, необходимо: компьютер с выходом в сеть Интерне. При условии использования образовательных Интернет ресурсов, проектора с экраном или интерактивную доску, жалюзи на окнах, на случай солнечной погоды, а также непосредственно электронные материалы, мультимедийные презентации и учебно-справочные материалы. Таким образом, можно применять электронные материалы на уроках информатики и ИКТ с помощью мультимедийной и интерактивной техники.
Использование интерактивной доски на уроках информатики
Совсем недавно главными, а порой и единственными орудиями труда учителя были мел и доска. Педагог, кабинет которого был оснащен графопроектором, кодоскопом или каким либо другим техническим средством, был счастлив, потому что имел возможность использовать на уроке дополнительный иллюстративный материал. Сегодняшний день диктует нам новые требования использования информационного потока. Многие кабинеты нашего техникума оборудованы мультимедийными проекторами и интерактивными досками, которые позволяют использовать на уроке аудио-видео информацию, цифровые ресурсы.
В моем кабинете интерактивная доска была установлена в 2012 году и используется на уроках информатики.
Интерактивные доски объединяют в себе все преимущества современных компьютерных технологий:
выводят процесс обучения на качественно новый уровень; соответствуют тому способу восприятия информации, которым отличается новое поколение школьников, выросшее на ТВ, компьютерах и мобильных телефонах, у которого гораздо выше потребность в темпераментной визуальной информации и зрительной стимуляции;
помогают избавить преподавателей от рутины и освобождают время для творческой работы.
Такая доска не просто отображает то, что происходит на компьютере, а позволяет управлять процессом презентации (двустороннее движение!), вносить поправки и коррективы, делать цветом пометки и комментарии, сохранять материалы урока для дальнейшего использования и редактирования.
При этом учитель не привязывается к своему компьютеру и не теряет визуального контакта с группой. Благодаря наглядности и интерактивности, группа вовлекается в активную работу. У обучающихся заметно повышается интерес к уроку. Ученик, которого ранее к меловой доске не дозовешься, теперь сам просится решать задачи у интерактивной доски. У обучающихся обостряется восприятие, повышается концентрация внимания, улучшается понимание и запоминание материала.
Сегодня преподавателю информатики объяснять с мелом в руках, как работает Word, Excel или любая другая программа уже просто смешно, да и неэффективно. Работая на доске электронным маркером как мышью, преподаватель может быстро и наглядно показать тот или иной прием работы с программой сразу всему классу, а не объяснять то же самое каждому у его компьютера. Когда преподаватель в центре внимания, все видят его действия, и сам он обращен к классу - объяснение доходит гораздо лучше, чем когда он сидит за своим компьютером, а ученики пытаются уследить за мельканием курсора мыши на экране.
Если у вас есть интерактивная доска, на уроке математики вам больше не придется ждать, когда ученик напишет задание на доске, и несколько минут урока будут потеряны – преподаватель может выводить на экран заранее приготовленные материалы, и время урока будет использовано только на решение поставленных задач. По информатике существует большой выбор ЦОР, с которыми удобно работать на интерактивной доске.
На сайте http://school-collection.edu.ru/ представлена большая коллекция цифровых ресурсов по всем общеобразовательным предметам. В данный момент существует огромный выбор интерактивных досок от различного производителя. К каждой доске поставляется свое программное обеспечение. У меня в кабинете стоит StarBoard Hitachi FX-77, используя ПО которой я могу применять различные чертежные инструменты (карандаш разного цвета и толщины, ластик, чертить геометрические фигуры и т.д). Но мне больше нравится ПО к доске SMART Board – SMART Notebook, которое я установила параллельно с «родным» ПО.
На сайте http://www.it-n.ru/ «Сеть творческих учителей» можно найти уроки А.Б.Розенфельда «ИТ для начинающих» (работает уже Третий мастер-класс).
Если же ПО интерактивной доски по каким-либо причинам недоступно, то попробуйте создать интерактивную презентацию с помощью MS PowerPoint.
Использование интерактивной доски только в качестве экрана – стрельба из пушки по воробьям!
Как и любое техническое средство, интерактивная доска не может использоваться весь урок и, согласно санитарно-гигиеническим нормам, с ней разрешается работать не более 20 минут. Остальное время на уроке используется по усмотрению преподавателя. Согласно мнению родителей и наблюдению преподавателей, у обучающихся сократилось время на выполнение домашнего задания. Это объясняется тем, что студент лучше усваивает материал на уроке. Улучшается внимание и память обучающихся, снимается стрессовая ситуация и эмоциональное напряжение. В связи с тем, что на уроке выполняется больший объём работы, чем раньше, то для отработки материала дома тратится гораздо меньше времени. В январе 2015 года на районном заседании методического объединения учителей математики, физики и информатики мною был проведен фрагмент урока по теме: «Графики и диаграммы».
Самостоятельное творческое использование сформированных умений и навыков.
Провожу параллель с ранее изученным материалом.
Задаю вопросы учащимся:
- Что изображено на слайде?
- А это что такое?
- Где вам в жизни приходилось встречаться с диаграммами?
Раздаю группам листы с «Заданием 1». (Сопоставить описание диаграммы и графика с типом диаграммы)
Корректирую ход работы при необходимости
Демонстрирую учащимся Задание 1.1. «Отметки по информатике учеников 6 класса». Задаю вопросы по диаграмме.
По графику движения, приведенным на чертеже, определите скорость движения каждого объекта и запишите формулу, выражающую зависимость пройденного расстояния от времени движения объекта.
Вспомните формулу скорости движения. Какую формулу нужно знать которая будет выражать зависимость пройденного расстояния от времени движения объекта? Запишите её.(Вызвать ученика к доске) V=S:t, где v – это скорость движения объекта, s – пройденное расстояние и t – время движения объекта).
Для того чтобы определить по графику скорость движения объекта а, на графике определим расстояние S (100 км) и время которое затратил объект а для преодоления этого расстояния (5ч.).
Вычислим скорость: V=100:5=20км/ч.
Запишем уравнение движения: S=20t.
Вычислим по графику скорость движения для объекта d вместе.
Что для этого нужно сделать?
Расстояние S=100км/ч, время t=0,5ч, Вычислим скорость: V=100:0,5=200км/ч. Запишем уравнение движения S=200t.
А теперь самостоятельно?
C графиком bработает Iвариант, с графиком с – IIвариант.
Проверяем.
1 вариант: Расстояние S=100км/ч, время t=4ч, Вычислим скорость: V=100:4=25км/ч. Запишем уравнение движения S=25t.
2 вариант: Расстояние S=100км/ч, время t=1ч, Вычислим скорость: V=100:1=100км/ч. Запишем уравнение движения S=100t.
Для чего мы с вами выполняли это задание?
Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных ЗУН и УУД.
Организую индивидуальную работу учащихся. Координирую, направляю и дополняю.
Обучающиеся садятся за компьютеры.
Открывают браузер, электронный учебник Босовой тема: «графики и диаграммы», тест.
Выполняем.
Оценивают себя. Если есть ошибки. Сделаем тест вместе.
Вернемся к карте урока. Чему мы с вами научились?
Продолжите фразу:
Сегодня я узнал…
Сегодня я научился…
Теперь я могу…
Спасибо!
Графические методы представления числовой информации помогают описанию, а затем анализу данных. А убедитесь вы в этом выполняя практическую работу!
Откройте папку на Рабочем столе «Практическая работа 6 класс», в ней - файл. Введите свои отметки с листа оценки у вас тут же выводится средний балл. Это будет ваша отметка за урок.
Постройте диаграмму.
Умение читать и строить диаграммы является неотъемлемой частью любой профессиональной деятельности специалиста.
Спасибо! Желаю всем удачи!
Если Вам не удалось найти подходящий для урока цифровой ресурс, его можно создать самостоятельно. Для этого хорошо использовать всем известный MS PowerPoint. При демонстрации ролика, созданного в этой программе, в левом нижнем углу появляются управляющие кнопки, которые позволяют делать заметки на слайде в процессе демонстрации.
Демонстрируя презентации MS PowerPoint на интерактивной доске, мы имеем качественно новый продукт. Это уже не просто демонстрационный ролик, а интерактивный документ, где есть возможность заполнения таблиц «пером», проведение линий соответствия прямо на слайде, выделение цветом наиболее важных, значимых моментов и др. В моей копилке имеются презентации, выполненные как мной лично, так и заимствованные у коллег.
Например, для урока информатики по теме «Кодирование информации» я разработала презентацию, в которой есть слайды, где предусмотрена работа на доске.
Обучающийся вызывает инструмент «Ручка» или «Фломастер» и выполняет решение на доске.
Во внеклассных мероприятиях мною также широко используется интерактивная доска.
Программное обеспечение SMART Notebook
В данный момент существует огромный выбор интерактивных досок от различного производителя. К каждой доске поставляется свое программное обеспечение. У меня в кабинете стоит StarBoard, используя программное обеспечение которой я могу применять различные чертежные инструменты (карандаш разного цвета и толщины, ластик, чертить геометрические фигуры и т.д). Но мне больше нравится программное обеспечение к доске SMART Board - SMART Notebook, которое я установила параллельно с «родным» ПО.
Остановлюсь на наиболее «популярных» для урока математики функциях интерактивной доски.
Встроенные шаблоны и темы
При подготовке к обычному уроку, преподаватель математики часто сталкивается с проблемой построения геометрических фигур и различных функций, работой с координатной плоскостью на обычной доске. Здесь же эти вопросы легко можно решить с помощью встроенных шаблонов и тем. Например, при построении графиков удобно белый экран доски превратить в оси координат (большие, средние, маленькие, трехмерные).
Интерактивные средства
Интерактивная доска позволяет выполнять большое количество интерактивных упражнений: «генератор фрагментов», «бегущая строка», «водоворот», «случайный выбор картинки», «вопрос-ответ», «средство для проверки», «найти пару», «мозаика», «множественный выбор» и т.д.
Например, на уроке математики по теме «Призма» мной использовались такие возможности доски как «средство записи SMART», «выбор изображения», «выбор соответствия», «временная линия».
Поэтапная демонстрация информации
Для поэтапной демонстрации информации учащимся удобно использовать такую функцию доски как «затенение». Затенить можно как правую, так и левую сторону, верхнюю или нижнюю часть доски так, как это задумал преподаватель.
Трудности при работе с интерактивной доской
Думаю, что в начале свой работы с интерактивной доской многие преподаватели испытывают трудности в ее освоении: не знают, как воспользоваться той или иной возможностью, как сменить режим работы интерактивной доски, как выполнить калибровку доски и так далее. Я так же столкнулась с рядом проблем. Как мне кажется, самая значительная проблема, пусть и не связанная с работой доски - это нехватка времени для составления необходимой к уроку презентации. Ни для кого не секрет, что иногда на одну презентацию тратится несколько дней. Конечно, в таких случаях выручают презентации коллег, готовые ЭОРы, но они не всегда соответствуют тем целям, которые поставил преподаватель. Но презентация, созданная сегодня, экономит время в будущем.
Проблема в англоязычности многих ресурсов коллекции доски. Есть интерактивные упражнения, тренажеры инструкция к которым дана на английском языке. Использовать такой ресурс достаточно сложно. Эту проблему я решила, найдя на сайте http://www.it-n.ru/ «Сеть творческих учителей» уроки А.Б.Розенфельда «ИТ для начинающих» (работает уже Третий мастер-класс), а также использую и другие ресурсы для подготовки к урокам http://exchange.smarttech.com/, http://edcommunity.ru/lessons/.
.
Заключение
Что дают интерактивные доски в обучении?
Преимущества для преподавателей:
Объединяют в себе все преимущества современных компьютерных технологий. Выводят процесс обучения на качественно новый уровень.
Позволяют заменить бумажные документы интерактивными ресурсами, большое количество которых можно найти на Интернет-сайтах.
При полной интеграции интерактивных досок в образовании, создании единой базы данных методических и демонстрационных материалов для обучения у преподавателей появляется больше свободного времени.
Преподаватель получает возможность полностью управлять любой компьютерной демонстрацией - выводить на экран доски картинки, карты, схемы, создавать и перемещать объекты, запускать видео и интерактивные анимации, выделять важные моменты цветными пометками, работать с любыми компьютерными программами. И все это прямо с доски, не теряя визуального контакта с группой и не привязываясь к своему компьютеру.
Всю проведенную в ходе урока работу, со всеми сделанными на доске записями и пометками, можно сохранить в компьютере для последующего просмотра и анализа, в том числе и виде видеозаписи.
Существенно повышается уровень компьютерной компетенции преподавателей.
Позволяют преподавателю увеличить восприятие материала за счет увеличения количества иллюстративного материала на уроке. Интерактивная доска становится незаменимым спутником преподавателя на уроке, отличным дополнением его слов.
Позволяют преподавателю создавать простые и быстрые поправки в имеющемся методическом материале прямо на уроке, во время объяснения материала, адаптируя его под конкретную аудиторию, под конкретные задачи, поставленные на уроке.
Позволяют проводить проверку знаний обучающихся сразу во всей учебной группе, позволяет организовать грамотную обратную связь “ученик-учитель”.
Преимущества для обучающихся:
Соответствуют тому способу восприятия информации, которым отличается новое поколение обучающихся, выросшее на ТВ, компьютерах и мобильных телефонах, у которого гораздо выше потребность в темпераментной визуальной информации и зрительной стимуляции.
Благодаря наглядности и интерактивности, обучающиеся вовлекаются в активную работу. Обостряется восприятие. Повышается концентрация внимания, улучшается понимание и запоминание материала.
Позволяют обучающимся принимать участие в групповых дискуссиях, делая обсуждения еще более интересными.
Позволяют ученикам выполнять совместную работу, решать общую задачу, поставленную преподавателем.
Уроки с использованием ИКТ имеют практические, теоретические и познавательные результаты, они интересны ученикам. Однако, как показала практика, используя информационные технологии в учебном процессе, не стоит делать это эпизодически, бессистемно, иначе они не повлияют на результаты обучения.
Литература
Бельковец Л.П. «Интеллект-тренажеры» для SMART-обучения // Информационные технологии в образовании. XVI международная конференция-выставка. Сборник трудов. — М., 2010.
Бельковец Л.П. Развитие познавательной активности, речемыслительной деятельности и отношения для новой образовательной среды/Тезисы докладов на XII международной конференции. 2008.
Бережная М.А. Программа INTEL «Обучение для будущего» в контексте новых интерактивных SMART-устройств и технологий // Информационные технологии в образовании. XVI международная конференция-выставка. Сборник трудов. — М., 2010.
Берязева Н. Интерактивные доски SMART - вы пробовали? // Ит-Курьер. Вып. 27.11.03.12.2010. — М., 2010.
Бобровская Л. Н., Данильчук Е. В., Куликова Н. Ю. Методические особенности использования интерактивных средств обучения для решения дидактических задач учителя на уроках информатики // Информатика и образование. – 2013. – №2 (241). – С. 76-78.
Волков К. Конец мелового периода // Еженедельный журнал «Итоги». Вып. 9 ноября, 2009 N.45 (439). — М., 2009.
Гавронская Ю. «Интерактивность» и «интерактивное обучение» // Высшее образование в России. – 2008. – №7.
Данильчук Е.В. Эволюция курса информатики в школе: поиск новой парадигмы подготовки будущего учителя информатики в педагогическом вузе // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – 2011. – Т. 62. – № 8.
Ишмурзина Н.В. Интерактивно — это просто! // Журнал «ЛГО». Вып. 06.2008. М., 2008.
Коротаева Е.В. Педагогика взаимодействий: проблемы и поиск решений. Педагогическое образование и наука. 2014. № 1. С. 45-50.
Кувшинов С.В. Информационные, коммуникационные, аудиовизуальные технологии и новая парадигма образования ХХ[ века // Тезисы докладов на XII международной конференции. 2009.
Кувшинов С.В. Подготовка студентов-информатиков с использованием интерактивных SMART-устройств и робототехнических систем //Информационные технологии в образовании. XVI международная конференция-выставка. Сборник трудов. — М., 2010.
Кувшинова А.С. Принятие управленческих решений в условиях учебноисследовательского ситуационного центра, построенного на базе беспроводных компьютерных и интерактивных SMART-устройств // Информационные технологии в образовании. XVI международная конференция-выставка. Сборник трудов. — М., 2010.
Куликова Н. Ю., Склейнов Е. Л., Сердюкова С. Ю. Использование мультимедийных и интернет-технологий для разработки электронных образовательных ресурсов интерактивной доски при обучении информатике // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – 2013. – № 2(77). – С.97-102.
Лукоев О. Учиться с удовольствием! // PCWEEK/RE, № 48/2010, 29 декабря, — М., 2010.
М., 2011.
Мартынова М.С. DIGITAL SMART ART — образование средствами нового искусства // Современное образование: содержание, технологии, качество. Материалы XIII международной конференции. — СПб., 2007.
Роберт И.В. Теория и методика информатизации образования (психолого-педагогический и технологический аспекты). 3-е изд. – М.: ИИО РАО, 2010.
Сергеев А.Н. Разработка Интернет-портала как системы информационно-технической поддержки образовательного процесса с использованием интерактивной доски // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 5. URL: http://www.science-education.ru/111-10304 (дата обращения: 20.06.2014).
Умные доски: их возможности // Журнал «Учитель», Январь 2011.
Умные уроки SMART. Сборник методических рекомендаций по работе со SMART- устройствами и программами. Изд-е 3-е, испр. и доп. - М.: «ИНЭК», 2010.
Усенков Д.Ю. SMART в сети // Журнал «Информатика и образование». Вып. 04.2011.
Усенков Д.Ю. Интерактивная доска SMART Board: до и во время урока // Журнал «Информатика и образование». Вып. 02.2006. — М., 2006.
Электронный мел // Журнал PC Week on-line, 20.12.2010. — М., 2010.
Ярославцева Е.И. SMART-Art технологии как стимул к саморазвитию сложного ребенка // Информационные технологии в образовании. XVI Международная конференция-выставка. Сборник трудов. — М., 2010.
Ярославцева Е.И. Творческие возможности технологий SMART Board в образовательной перспективе // Тезисы докладов на XII Международной конференции. 2011.