Теоретические и практические основы использования рефлексии на уроках информатики
Теоретические и практические основы использования рефлексии на уроках информатики
Рефлексия очень часто используется на уроках в школах. Данный проект раскрывает особенности применения рефлексии на уроках информатики. Необходимость изучения особенностей рефлексии на уроках информатики обусловлена тем, что рефлексия – это деятельность человека, направленная на осмысление своих собственных действий, процедура, осуществляющая снятие практического затруднения на уроках информатики. С помощью рефлексии происходит процесс осмысления и переосмысления полученных знаний.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Теоретические и практические основы использования рефлексии на уроках информатики»
Министерство образования и науки, молодежи и спорта Украины
Министерство образования и науки Автономной Республики Крым
Республиканский конкурс проектов молодых педагогов «Шагни за горизонт»
Проект учителя информатики Бахчисарайской средней общеобразовательной школы №4 Слабченко Александры Юрьевны в номинации «Профи»
по направлению «Развитие инновационного педагогического потенциала» на тему:
«Теоретические и практические основы использования рефлексии на уроках информатики»
Бахчисарай
2012 г.
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы использования рефлексии в учебном процессе 5
Глава 2. Практическое применение рефлексии на уроках информатики 10
Заключение 14
Список использованной литературы 15
Введение
Современный урок информатики характеризуется большой интенсивностью и требует от учеников концентрации внимания и напряжения сил, поэтому внимание ученых, методистов и учителей направлено на поиск резервов для совершенствования урока информатики, на повышение его эффективности, действенности.
Резервы кроются в повышении целенаправленности обучения, усилении его мотивации, информационной ёмкости содержания образования, применении современных методов обучения, активизации методов обучения, активизации темпов учебных действий, развитии рефлексивных навыков труда, использовании новейших информационных технических средств обучения.
Рефлексия очень часто используется на уроках в школах. Данный проект раскрывает особенности применения рефлексии на уроках информатики. Необходимость изучения особенностей рефлексии на уроках информатики обусловлена тем, что рефлексия – это деятельность человека, направленная на осмысление своих собственных действий, процедура, осуществляющая снятие практического затруднения на уроках информатики. С помощью рефлексии происходит процесс осмысления и переосмысления полученных знаний.
Проблема рефлексии в педагогической деятельности выступает особенно ярко потому, что, рассмотрев структуру, специфику и другие ее особенности, можно более обоснованно подходить к проблеме произвольности всех психических процессов учащегося. Соответственно, осмыслив и исследовав роль рефлексии в этом вопросе, можно работать над повышением сознательности и произвольности всех процессов, входящих в изучение информатики.
Таким образом, актуальность этой темы заключается в ее высокой значимости, злободневности.
Как показывают многочисленные исследования, особенности рефлексии в процессе мышления являются необходимым условием для успешной реализации практической деятельности.
Цель проекта – выявить особенности рефлексии на уроках информатики, собрать из различных источников и систематизировать приемы рефлексии для применения на практике.
Объект исследования – особенности рефлексии на уроках информатики.
Предмет исследования – методика применения рефлексии на уроках информатики.
Задачи исследования
изучить психолого-педагогическую и методическую литературу о рефлексии, выявить педагогические условия развития;
определить особенности использования рефлексии на уроках информатики;
разработать рекомендации и практический материал для применения рефлексии на уроках информатики.
Некоторые выводы, касающиеся практического применения рефлексии на уроках информатики, были сделаны на базе Бахчисарайской СОШ № 4 г. Бахчисарая.
Материалы данного проекта могут быть использованы учителями информатики.
Глава 1. Теоретические основы использования рефлексии в учебном процессе
Рефлексия – размышление человека, направленное на анализ самого себя (самоанализ) – собственных состояний, своих поступков и прошедших событий. При этом глубина рефлексии, самоанализ зависит от степени образованности человека, развитости морального чувства и уровня самоконтроля. Рефлексия, в упрощённом определении, – это «разговор с самим собой». Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад. Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своём внутреннем состоянии, самопознание. Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.
Ценностным ориентиром образования становится формирование способности личности к самоорганизации в учебной, профессиональной деятельности, способности к самоизменению и саморазвитию.
Рефлексивная деятельность характеризуется следующим: ей присущи свойства деятельности (целенаправленность, преобразующий характер, предметность, осознанность) и характерна общность в построении и способов, процесса деятельности ее конечных результатов.
Рефлексивная среда – это некая система условий развития личности, открывающая перед ней возможность самоисследования и самокоррекции социально-психологических и профессиональных ресурсов [6].
Учитель должен постоянно давать учащимся средства для выхода в пространство чистого мышления (схемы, графики, формулы, таблицы, карты и пр.) и обучать ими пользоваться.
Организовать деятельность учащихся следует таким образом, чтобы они могли выйти в более мощную рефлексивную позицию, чем им (каждому конкретному ученику) было присуще до этого момента. Этого можно достичь, например, посредством интерпретации действий учащегося при помощи достаточно мощных категорий, вынуждая учащихся рефлектировать свои действия этими категориями как средствами и, соответственно, осуществлять задаваемые этими категориями действия.
Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии. Она помогает ученикам сформулировать получаемые результаты, определить цели дальнейшей работы, скорректировать свои последующие действия. Особенно актуальной является рефлексия для дистанционных форм обучения, когда ученик и учитель разделены пространством. В этом случае в рефлексии ученик представляет механизм самопознания своей деятельности, который поможет не только ему, но и дистанционному педагогу наблюдать за ходом обучения. Рефлексия связана с очень важным действием – целеполаганием. Постановка учеником целей своего образования предполагает их выполнение и последующее осмысление способов достижения поставленных целей. Рефлексия бывает:
а) индивидуальная – формирование реальной самооценки («За что ты можешь оценить свою работу?», беседа с ребенком по результатам самооценки, «Почему выбран тот или иной уровень?»)
б) групповая– акцентирование ценности деятельности каждого члена группы для достижения максимального результата в решении поставленной задачи. («Смогли бы сделать, если бы с нами не работал ….(имя)» «Какую помощь в работе оказал… (имя)»)
Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими со своими. Исходя из функций рефлексии, предлагается следующая классификация (см. Приложение 2):
Рефлексия настроения и эмоционального состояния
Рефлексия деятельности
Рефлексия содержания учебного материала
Приёмы проведения рефлексии
Рефлексия осуществляется на протяжении всего учебного процесса, выполняя на разных его этапах различные функции. При этом, как уже отмечалось, важно, что в процесс рефлексии вовлечены и учащиеся, и учитель. Как показывает опыт, в случае неучастия кого-либо из субъектов процесса обучения в процессе рефлексии, весь механизм рефлексии оказывается неэффективным.
Рефлексия может быть осуществлена в устной или письменной форме. При этом она имеет разное смысловое назначение.
Устная рефлексия имеет своей целью обнародование собственной позиции, ее соотнесение с мнениями других людей. Часто ученики говорят о том, что выражение своих мыслей в форме повествования, диалога или вопросов помогает прояснить некоторые значимые проблемы. Данный прием – «Двухрядный круглый стол» – имеет своей целью обмен мнениями по наиболее актуальной проблеме для участников.
Двухрядный круглый стол
В процессе проведения «Двухрядного круглого стола» учитель формирует из участников две группы. Первая группа образует «внутренний» круг. Участники этой группы свободно высказываются по обсуждаемой проблеме. При этом важно чтобы учащиеся не критиковали точку зрения других, а коротко и четко высказывали свое собственное мнение. Участники второй группы («внешний круг») фиксируют высказывания участников внутреннего круга, готовя свои комментарии и вопросы. Комментарии могут касаться сути обсуждаемого вопроса, процесса обсуждения во внутреннем круге, закономерностей в высказываемых позициях, возможных причин подобных высказываний. Участники внутреннего круга должны четко и кратко выразить свое мнение, связывая его с предыдущими высказываниями. Учитель осуществляет координацию работы, не вмешиваясь в содержание высказываний, направляя диалог в рамки обсуждаемой проблемы, фиксируя различные точки зрения. После окончания работы внутреннего круга учитель предлагает группе, образующей внешний круг, принять участие в обсуждении. Участники внешнего круга работают в соответствии с правилами, описанными выше. В конце работы учитель просит участников сформулировать выводы в устной или письменной форме, после чего представляет свои замечания и комментарии.
Письменная рефлексия. Большинство ученых-психологов и педагогов, в том числе Ф. Кортахен, отмечают, что наиболее важной для развития личности является письменная рефлексия. Можно выделить несколько наиболее известных форм письменной рефлексии:
Эссе – как произведение небольшого объема, раскрывающее конкретную тему и имеющее подчеркнуто субъективную трактовку, свободную композицию, ориентацию на разговорную речь, склонность к парадоксам. Написание эссе призвано обратить учащегося к своему опыту во всех его противоречиях по определенному вопросу.
Бортовой журнал (англ. Log) – форма фиксации информации с помощью ключевых слов, графических моделей, кратких предложений и умозаключений, вопросов. В качестве задаваемых преподавателем частей "бортового журнала", которые будут заполняться учащимися, могут быть: ключевые понятия темы, связи, которые может установить ученик, важные вопросы.
Письменное интервью – вариант групповой письменной рефлексии в форме вопросов и ответов участников группы. Данный способ позволяет в достаточно короткий промежуток времени провести письменную рефлексию с целью взаимообмена мнениями.
Стихотворные формы (например, синквейн – пятистишье) – это способ творческой рефлексии, который позволяет в художественной форме оценить изученное понятие, процесс или явление.
Различные варианты портфолио, которые представляют собой набор работ учащихся или учеников, связывают отдельные аспекты их деятельности в более полную картину [4].
Глава 2. Практическое применение рефлексии на уроках информатики
Теоретическое изучение проблемы определило необходимость проведения анализа данного вопроса в реальном учебном процессе.
Исследовательская работа проводилась в Бахчисарайской средней общеобразовательной школе №4. В работе были задействованы ученики 5-11 классов, которые изучают информатику. Целью анализа явилось выявление необходимости использования рефлексии на уроках информатики и ее эффективности.
Необходимость разработки системы уроков с использованием рефлексии, обусловила проведение уроков с внедрением изученных приемов рефлексии.
Основной задачей являлась разработка уроков информатики с применением рефлексии. Рассмотрим фрагменты разработанных уроков информатики, в каждом из которых имел место этап рефлексии.
Фрагмент урока информатики в 5 классе с применением рефлексии “Укрась торт”:
Я доволен своей работой на уроке – зеленый цвет.
Я хорошо работал, но умею еще лучше – желтый.
Работа не получилась, не доволен собой – красный цвет.
Тема: Моделирование окружающего мира
Цель: изучить понятие модели; познакомиться с примерами моделей; узнать, что такое моделирование и где оно используется человеком; научиться создавать графические модели в среде графического редактора Paint.
*На этом уроке рефлексия проводится перед работой за компьютером, на этапе осмысления полученных знаний.
IV. Осмысление полученных знаний. Рефлексия
Дети, перед вами цветные жетоны. Поднимите жетоны того цвета, который больше соответствует вашему настроению:
«Ура! Я все понял, могу приступать к практическому заданию» – зеленый цвет.
«Есть над чем поработать, но буду делать практическое задание – научусь» – желтый.
«Я не уверен в своих знаниях, боюсь, что задание не выполню» – красный цвет.
Фоторепортаж с этого урока представлен в Приложении 4.
Фрагмент урока информатики в 9 классе с применением рефлексии «Сигнализация»
Тема. Программное обеспечение персонального компьютера. Операционные системы, их функции и назначение.
Цель: сформировать понятие программного обеспечения как составляющей информационной системы; дать общие сведения о системном, служебном и прикладном программном обеспечении. Ознакомить с классификацией операционной системы, основными функциями и составляющими современных операционных систем; воспитать информационную культуру.
Тип урока: усвоение новых знаний.
V. Подведение итогов. Рефлексия
К какому ПО относятся программы, которые (если к прикладному ПО – поднять правую руку, если к системному ПО – левую, если к системам программирования – встать):
считывают информацию с магнитного носителя;
помогают обрабатывать фотографии;
выполняют бухгалтерский отчет;
проверяют диск на ошибки;
проверяют носитель на наличие вирусов;
преобразуют голос в звуковой сигнал;
отображают рисунки на экране;
создают программу для начисления заработной платы;
сжимают данные для отправления через Интернет;
помогают инсталлировать другую программу;
создают среду для просмотра фотографий?
Фоторепортаж с этого урока представлен в Приложении 5.
Фрагмент урока информатики в 6 классе с применением рефлексии «Оценивание учащимися своей активности и качества своей работы»
Тема:«Алгоритмы и исполнители»
Тип урока: изучение нового материала.
Вид урока: комбинированный.
Цель урока: сформировать понятия «алгоритм» и «исполнитель»; способствовать использованию этих понятий при решении задач, для которых ответом является не число или утверждение, а описание последовательности действий; способствовать развитию алгоритмического и логического мышления; способствовать формированию познавательного интереса как компонента учебной мотивации.
VI. Рефлексия
Дети, нарисуйте на доске свое настроение:
– Ура! Я все понял!
– Мне было не все понятно.
– Я ничего не понял.
Фоторепортаж с этого урока представлен в Приложении 6.
Фрагмент урока информатики в 10 классе с применением рефлексии урока-игры
Тема:«Работа с электронной почтой через веб-интерфейс»
Тип урока: изучение нового материала.
Форма проведения урока: урок-игра.
Цель урока: добиться усвоения способов регистрации почтового ящика и работы с электронной почтой на бесплатных почтовых серверах Интернета.
V. Рефлексия
Ученики пишут электронное письмо и отправляют учителю по e-mail, в письме каждый из них должен ответить на вопросы:
Что мне удалось на сегодняшнем уроке-игре?
Мои ошибки?
Какие причины стоят за этим?
Что мне требуется понять, осмыслить, чтобы не повторять эти же ошибки на следующих уроках?
Таким образом, внедрение новых подходов, стимулирующих изучение информатики, не только обеспечивает первоначальное становление личности ребенка, но и выявление, развитие у него способностей, формирование умений и желание учиться. Использование рефлексивной практики в образовательном процессе позволяет выстроить эффективные и поистине межсубъектные отношения в системе «ученик – учитель». Грамотно применяемая рефлексия может стать для педагога и мощным инструментом психолого-педагогического исследования, и средством, актуализирующим собственное личностное развитие, а также эффективной «иммунизации» к профессиональному эмоциональному выгоранию.
Заключение
В ходе разработки и реализации проекта осуществлен сбор и систематизация информации об особенностях рефлексии на уроках информатики, о приемах рефлексии на уроке.
Основная цель проекта достигнута.
Рефлексия входит в практику обучения информатике. Она привлекает учителя возможностью творческого подхода к обучению. Нет единого подхода в изучении рефлексии и ее компонентов, так как ученые используют в своих исследованиях различные методы.
В ходе работы над проектом решались следующие задачи:
изучена психолого-педагогическая и методическая литература о рефлексии, выявлены педагогические условия развития;
определены особенности использования рефлексии на уроках информатики;
разработаны рекомендации и практический материал для применения рефлексии на уроках информатики.
Практическое применение рефлексии на уроках информатики было осуществлено на базе Бахчисарайской СОШ № 4 г. Бахчисарая. За период применения рефлексии у учащихся наблюдались положительные изменения в обучении и в общем психологическом климате на уроке. Дети стали чувствовать себя уверенней, когда отвечали на вопросы, стали объективно оценивать свою работу и работу своих одноклассников, научились делать правильные выводы.
Список использованной литературы
Бизяева А.А. Психология труда учителя: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 2001.
Выготский Л.С. Мышление и речь // Психология развития человека. – М.: Смысл; Эксмо, 2005.
Карпов А.В. Психология механизмов деятельности. – Москва.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2004. – 424 с.
Подласный И.П. Педагогика.– М.:Просвещение,2002
Россохин А. В.Рефлексия и внутренний диалог в изменённых состояниях сознания: Интерсознание в психоанализе.– М.: «Когито-Центр», 2010.
Степанов С. Ю., Семенов И. Н. Проблема формирования типов рефлексии в решении творческих задач. // Вопросы психологии, М., 1982, № 1,
Стеценко И.А – Тенденции психологии развития мышления, рефлексии и познавательной активности. – Киев: Слово, 2007. – 90 с.
Щедровицкий Г. П. Мышление. Понимание. Рефлексия. – Москва.: Наследие ММК, 2005.
Приложение 1
Применение рефлексии на различных этапах учебной деятельности
Этап учебной деятельности
Цель
Содержание
Варианты вопросов
Этап организационного момента и целеполагания
Обеспечивает побуждение учащихся к деятельности
Выражается в выборе индивидуальной цели учащихся в рамках формирования как общеучебных, так и специфических умений и навыков.
Прочитайте тему урока и попробуйте сформулировать свои задачи на урок.
С чего вы начнёте?
Этап актуализации ЗУН учащихся
Это своего рода диагностический срез, позволяющий ученику увидеть свой уровень подготовленности
каждый ученик для себя определяет полноту знаний по теме и самостоятельно оценивает правильность выполнения задания
В начале работы по теме урока содержательная рефлексия
Помочь учащимся осознать интеллектуальный «конфликт», получить знание о границе своего знания
самостоятельно выбрать форму организации познавательной деятельности
Как поможет вам работа в парах?
На завершающем этапе
Подвести итоги работы, поставить новые цели, выявить удовлетворенность работой
Происходит осознание учащимися уровня освоения, способ действий, их продвижение.
– Что дала вам работа в парах? Какие трудности вы встретили? Как с ними справиться? «Что нового я узнал на уроке?», «Как я смогу полученное на уроке использовать в жизни?».
Приложение 2
Классификация видов рефлексии
Классификация
Этап урока
Задачи
Приемы
Вопросы
Рефлексия настроения и эмоционального состояния
в начале урока
установления эмоционального контакта с группой
Применяются карточки с изображением лиц, цветовое изображение настроения, эмоционально-художественное оформление (картина, музыкальный фрагмент).
Я почувствовал, что…
Было интересно…
Меня удивило…
Своей работой на уроке я…
Материал урока мне был…
Мне захотелось…
Мне больше всего удалось…
Моё настроение…
Заставил задуматься…
Навел на размышления…
Могу похвалить своих одноклассников…
в конце деятельности.
Выявление эмоционального состояния, степени удовлетворенности работой группы
Рефлексия деятельности
на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ
осмысления способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных
оценить активность каждого на разных этапах урока, Эффективность решения поставленной учебной задачи (проблемной ситуации)
Рефлексия содержания учебного материала
Этап изучения учебного материала
выявления уровня осознания содержания пройденного, выяснить отношение к изучаемой проблеме, соединить старое знание и осмысление нового.
прием незаконченного предложения, тезиса, подбора афоризма, рефлексия достижения цели с использованием «дерева целей», оценки «приращения» знаний и достижения целей (высказывания Я не знал… – Теперь я знаю…); прием анализа субъективного опыта, прием синквейна
Сегодня я узнал…
Было трудно…
Я выполнял задания…
Я понял что…
Теперь я могу…
Я приобрёл…
Я научился…
Урок для меня показался…
Для меня было открытием…
Мне показалось важным…
Материал урока был мне…
Приложение 3
Приемы рефлексии
Закончи предложение (Письменное интервью)
Цель: подведение итогов урока, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы.
Содержание: Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я приобрел…
я научился…
у меня получилось …
я смог…
я попробую…
меня удивило…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось…
Анкета самоанализа
Цель: самоанализ, качественную и количественную оценку уроку. Некоторые пункты можно варьировать, дополнять, это зависит от того, на какие элементы урока обращается особое внимание. Можно попросить учащихся аргументировать свой ответ.
Вариант 1.
На уроке я работал
Своей работой на уроке я
Урок для меня показался
За урок я
Мое настроение
Материал урока мне был
Домашнее задание
активно / пассивно
доволен / не доволен
коротким / длинным
не устал / устал
стало лучше / стало хуже
понятен / не понятен, полезен / бесполезен, интересен / скучен
легким / трудным
интересно / не интересно
Для оценивания учащимися своей активности и качества своей работы на уроке на листочке условно отмечать свои ответы:
«V» – ответил по просьбе учителя, но ответ не правильный
«W» – ответил по просьбе учителя, ответ правильный
« | » – ответил по своей инициативе, но ответ не правильный
«+» – ответил по своей инициативе, ответ правильный
«0» – не ответил.
Вариант 2.
Каким было общение на уроке?
– занимательным
– познавательным
– интересным
– игровым
– необычным
– скучным
– радостным
– дружелюбным
Вариант 3.
Наш день (урок, мероприятие, игра) подошел к концу, и я хочу сказать…
Мне больше всего удалось…
За что ты можешь себя похвалить?
За что ты можешь похвалить одноклассников?
Что приобрёл?
Что меня удивило?
Для меня было открытием то, что…
Что на ваш взгляд удалось?
Что на ваш взгляд не удалось? Почему? Что учесть на будущее?
Мои достижения на уроке…
Сегодня на уроке я:
– научился
– было интересно
– было трудно
Чему вы научились на занятии?
Какие задания вам понравились больше всего?
Мне показалось важным…
Я понял, что…
Урок
– заставил задуматься…
– навёл меня на размышления…
Что нового вы узнали на уроке?
Что вы считаете нужным запомнить?
Над чем ещё надо поработать?
Своей работой на уроке я:
– доволен
– не совсем доволен,
Я недоволен, потому что…
Я выбрал эти задания на уроке, потому что:
– они мне нравятся больше остальных;
– я чувствую, что справлюсь с ними пока хуже, чем с другими заданиями
– они легче остальных заданий.
«Комплимент»
Цель оценить свою активность и качество работы.
Содержание: учащиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга (Комплимент-похвала, Комплимент деловым качествам, Комплимент в чувствах) и учителя за проведенный урок. Такой вариант окончания урока дает возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого.
«Поездок»
Цель: оценка содержания урока.
Содержание: На парте перед каждым ребенком два жетона: один – с улыбающимся личиком, другой – с грустным. На доске поезд с вагончиками, на которых обозначены этапы урока. Детям предлагают опустить «веселое личико» в тот вагончик, который указывает на то задание, которое вам было интересно выполнять, а «грустное личико» в тот, который символизирует задание, которое показалось не интересным. Можно использовать только один жетон по усмотрению ученика.
Оценивание учащимися своей активности и качества своей работы на уроке можно предложить ребятам на листочке условно отмечать свои ответы:
ответил по просьбе учителя, но ответ не правильный
ответил по просьбе учителя, ответ правильный
ответил по своей инициативе, но ответ не правильный
ответил по своей инициативе, ответ правильный
не ответил
“Укрась торт”
Я доволен своей работой на уроке – красный цвет.
Я хорошо работал, но умею еще лучше – желтый.
Работа не получилась, не доволен собой – зеленый цвет.
«Поляна»
Цель: оценить содержание этапов урока.
Содержание: На доске – поляна из цветов, над каждым цветком – этап урока – (работа с текстом, фонетическая зарядка и т. д.). Перед каждым ребенком – бабочка. Вы предлагаете детям прикрепить свою бабочку на тот цветок, какой вид деятельности ему понравился больше всего.
Графическая рефлексия
Цель: выявление уровня трудности, эмоционального отношения к заданию.
Содержание: Рядом с каждым выполненным заданием поставить значок
–понравилось выполнять – было трудно
– не очень понравилось – не очень было трудно
– не понравилось вообще – не трудно
Самопроверка
Цель: развитие оценочной деятельности одноклассников.
Содержание: Проверка работы соседа по парте. Детям нужно проверить работу соседа по парте. Задаются примерные вопросы: Что получилось? Что нет? Какую поставили бы оценку?
Мини эссе
Цель: выявление самооценки детей.
Содержание. Детям предлагается расшифровать оценку учителя (письменно, устно). Оценка дана в виде значка. Почему я получил такую оценку?
Оценочная лесенка
Цель: развитие умений критериального оценивания.
Содержание: Детям предлагается лесенка, шкала на которой они должны поставить солнышко на той ступеньке, на которую поставили бы себя при выполнении заданий.
Сигнализация
Цель: определение степени усвоения учащимися новых понятий, их классификации.
Содержание: Детям предлагается определить принадлежность терминов, которые называет учитель, к тому или другому виду, классу. Если данный термин относится к первому виду, дети поднимают правую руку, если ко второму – левую, если к третьему – обе руки.
Определи критерий
Цель: выявление причин для преодоления имеющихся трудностей, параметров полученных знаний, умений, навыков.
Содержание: Детям предлагается перед началом работы определить критерии, по которым будет выставляется оценка. А по завершении работы поставить себе оценку, прокомментировав: «Почему?», опираясь на критерии.
Рефлексия урока-игры
Цель: самоанализ успехов и неудач исключительно внутренними причинами школьника.