Информационная безопасность ребенка в семье.
Задачи собрания:
Вопросы для обсуждения:
Значение компьютера в развитии интеллекта.
Опасности увлечения компьютером.
Использование паролей, родительского контроля и контент-фильтров.
Форма проведения собрания: беседа, практическая работа по установке Интернет-цензора
Цель:
Выявить отношение родителей к безопасному использованию компьютера дома.
Дать устные, письменные (памятки), практические рекомендации родителям о пользовании компьютера ребенком.
Задачи собрания:
Познакомить родителей с компьютерными возможностями.
Показать возможности использования компьютера в учебной деятельности и в домашних условиях.
Подготовительная работа:
Подготовка презентации.
Подготовка памятки для родителей.
Видеосюжеты.
Ход собрания
I. Введение.
Здравствуйте уважаемые родители!
Слайд 1. Тема родительского собрания «Информационная безопасность ребенка в семье» И для обсуждения предлагаю вам следующие вопросы:
Значение компьютера в развитии интеллекта.
Опасности увлечения компьютером.
Использование паролей, родительского контроля и контент-фильтров.
II. Дискуссия: высказывания родителей.
Слайд 2. Сегодня наш разговор мы посвятим компьютеру и информационной безопасности детей. Еще 20 лет назад компьютер был диковинкой, а в настоящее время без компьютера невозможно ни одно серьезное производство (каждое предприятие внедряет компьютерные технологии), он стал доступен обычной среднестатистической семье.
По статистике чаще всего компьютером пользуется, конечно же, дети, подростки, молодёжь. Они же сталкиваются с проблемами, связанные с ПК.
- Персональный компьютер – чего от него больше: пользы или вреда? Казалось бы, ответ очевиден, без ПК, как говорится, ни туда и ни сюда. Впрочем, противников этого утверждения, хватает: всё не так безопасно и безоблачно: проблема геймерства, социальных сетей…
- Компьютер – друг или враг? Ответ дайте одним словом.
III. Беседа пользе ПК.
Слайд 3. Пришел компьютер и в жизнь современного образовательного процесса, начал свое победное шествие по школьным урокам.
В образовательной среде компьютер может выполнять следующие функции: источник информации, обучение, контроль, репетитор. На всех этих этапах использование компьютера может способствовать развитию инициативы, творчества и самостоятельности.
При помощи персонального компьютера ученик может...
Готовить домашние задания | Просматривать энциклопедии на CD-ROM, интерактивно познавая окружающий мир |
Представлять свои идеи | Пользоваться удобными приложениями для создания захватывающих визуальных презентаций |
Готовиться к экзаменам | Сделать компьютер "репетитором", делающим обучение интереснее, быстрее и эффективнее |
Вести исследовательскую работу | Пользоваться обширными ресурсами предельно актуальных информационных ресурсов Интернета в любой час дня и ночи |
Общаться с друзьями | Оставаться на связи с друзьями, обмениваться сообщениями и школьными заданиями по электронной почте |
Вывод:
Использование компьютера экономит время
Доступность учащимся самой современной информации
Возможность обратной связи с каждым уч-ся
Наглядность представленного материала
Возможность развития пространственного мышления
Оперативность информации.
ВОПРОСЫ:
- Считаете ли необходимостью использование компьютера на школьных уроках по различным предметам?
- Как вы относитесь к увлечению детей компьютером?
IV. Беседа о вреде компьютерных игр.
Слайд 4.
У каждой медали две стороны. Мы рассуждали с вами о том, какую пользу приносит компьютер в развитии ребенка, но родители должны знать, что чрезмерное увлечение компьютером влияет на психическое и физическое здоровье детей.
Вы спросите, а зачем дома нужен компьютер?
- Чтобы играть в стрелялки, бродилки, симуляторы, аркады и стратегии!
- Играет ли ваш ребенок компьютерные игры?
- Взывает ли это у вас тревогу?
1) Вы должны помнить, что очень долгая работа за компьютером (не секрет, что ребята часами просиживают за компьютером, играя в различные игры) связана с воздействием таких психофизических факторов, как умственное перенапряжение, перенапряжение зрительных и слуховых анализаторов, монотонность труда, эмоциональные перегрузки. Воздействие указанных неблагоприятных факторов приводит к снижению работоспособности, вызванное развивающимся утомлением. Появление и развитие утомления связано с изменениями, возникающими во время работы в центральной нервной системе, с тормозными процессами в коре головного мозга. Например, сильный шум вызывает трудности с распознанием цветовых сигналов, снижает быстроту восприятия цвета, остроту зрения, зрительную адаптацию, нарушает восприятие визуальной информации, уменьшает на 5 - 12 % производительность труда.
2) Помимо информации, в Сети есть немало сомнительных развлечений, таких как онлайн-игры. Они пропагандирующие насилие, агрессию, жестокость стимулируют уход в себя, уход от общения со сверстниками, требующие немалых финансовых вливаний.
Слайд 5. Мини-ролик «Что видит ребёнок, глядя в монитор своего компьютера?»
В результате увлечения играми, ребенок может сильно скатиться по успеваемости в школе, начать меньше времени проводить с реальными друзьями и даже приобрести Интернет-зависимость, которую многие психологи склонны считать болезнью. Дети и подростки настолько привязываются к виртуальному миру и своему вымышленному персонажу, что забывают обо всем остальном. В Китае от такой зависимости даже принудительно лечат и всячески способствуют возвращению молодежи в реальный мир.
Слайд 6. Фильм 1 «Зависимость от компьютерных игр» (часть 1 – 2 мин.)
- Компьютерные игры, виртуальная реальность…
- Почему человек бежит из реального мира в мир игры?
Слайд 7. Фильм 2 «Зависимость от компьютерных игр» (часть 2 – 3 мин.11с.)
V. Беседа о вреде Интернета.
Слайд 8. - Что ещё в Сети представляет угрозу для морального состояния
ребенка?
В России проживает почти 21 миллион детей в возрасте до 14 лет. Из них 10 миллионов активно пользуется Интернетом, что составляет 18% интернет-аудитории нашей страны: три четверти детей пользуются Сетью самостоятельно.
При этом 39% детей посещают порносайты, 19% наблюдают сцены насилия, 16% увлекаются азартными играми, 14% интересуются наркотическими веществами и алкоголем, а 11% посещают экстремистские и националистические ресурсы. Создается впечатление, что Сеть является рассадником зла и местом обитания аморальных людей. На самом деле, все не так плохо, как представляется на первый взгляд. В Интернете есть много поучительной информации, средств общения и полезных сервисов. Сеть полезна для учебы, работы и просто в качестве развлечения. Редкий ребенок специально станет искать в Интернете противоправный контент. Чаще всего несовершеннолетние пользователи попадают на опасные странички случайно. Многочисленные всплывающие окна, неверно истолкованные поисковиком запросы, ссылки в социальных сетях – все это приводит ребенка на сайты небезопасного содержания. Но какими бы способами дети не попадали на «плохие» ресурсы, факт остается фактом, - в результате они все равно знакомятся с опасным контентом.
Слайд 9.
1). Самая распространенная угроза для детей в Интернете, это обилие откровенных материалов сексуального характера. Многочисленные видеоролики, порнографические снимки могут дезориентировать ребенка, ранить его психику и даже помешать строить социальные отношения. Любопытство относительно сексуальных вопросов является естественным, но Интернет зачастую дает неверное представление о сути интимных отношений между людьми. К сожалению, в Сети куда больше материалов об извращенных формах секса, нежели научно-полезного материала, поэтому ребенку опасно сталкиваться с ними до того, как ему будет привита элементарная сексуальная культура. Именно с этой опасностью неверного истолкования модели сексуального поведения связана другая угроза. Ребенок может стать жертвой педофилов и порнографов, даже не подозревая о том, что его новые знакомые просят сделать что-то непристойное, ведь он видел, что в Интернете «все так делают». Поэтому крайне важно, чтобы ребенок оказывался подготовленным к той информации, которую может получить из Сети и мог адекватно воспринять ее. Родители, протестующие против раннего сексуального просвещения детей, очень рискуют оказаться ситуации, когда ребенок самостоятельно получит воспитание в Интернете по принципу «дворового». И тогда проводить воспитательные работы будет куда сложнее.
2). При общении в Сети у каждого обязательно появляются виртуальные знакомые и друзья. Подобные отношения многим кажутся безобидными, поскольку Интернет-друг является как бы «ненастоящим» и не может принести реального вреда. Однако это не так. В киберпростанстве есть много людей, как хороших, так и плохих. Кроме своих сверстников и интересных личностей, общение с которыми пойдет на пользу, ребенок может завязать знакомство не только с педофилом и извращенцем, но и с мошенником и хулиганом. Причем последняя категория являются не менее опасной, чем остальные. Виртуальное хамство и розыгрыши часто заканчиваются киберпреследованием и киберунижением, доставляя объекту травли множество страданий. Для ребенка такие переживания могут оказаться критичными, поскольку он более раним, чем взрослые люди. Порой киберпреследование имеет печальный финал – это суицид. ( В 2006 году из-за неприятного сообщения от фальшивого поклонника повесилась 13-летняя девочка Меган Мейер, а в 2010 в результате издевательств одноклассников в социальной сети покончила с собой 15-летняя Фиби Принс)
Большинство детей воспринимает виртуальные шутки и оскорбления слишком близко к сердцу. Они могут очень сильно переживать, плакать, впадать в депрессию и при этом ничего не рассказывать родителям.
3) Кроме того, дети намного доверчивее и наивнее взрослых. Они легко верят мошенникам, спамерам, фишерам, переходят по присланным ссылкам без подозрений, скачивают неизвестные файлы, которые могут оказаться вирусами. Участились и случаи шантажирования пользователей социальных сетей, психически неуравновешенными людьми. Не говоря уже про психологическую привязанность взрослых и детей к различным приложениям и играм. Такие люди регулярно тратят свои средства на покупку рейтингов и подарков, очень часто это доходит до фанатизма и больших долгов перед сотовыми операторами.
Интересный факт: Основатель Facebook Марк Цукерберг – самый молодой миллиардер, заработавший деньги в интеренете.
- Была ли у вас ситуация блокировки ПК?
- После регистрации на каких-либо сайтах приходили ли вам платные СМС?
- Что делать в таких ситуациях?
Недостаточно проинформированный ребенок может сообщить злоумышленнику номер кредитной карточки родителей, пароль от электронного кошелька, свой настоящий адрес и многое другое. Особенно опасны личные встречи с виртуальными знакомыми в реале, о которых родители могут ничего не знать.
Слайд 10. 4) Обособленно от информационных сайтов находятся социальные сети и блоги, на которых ребенок оставляет о себе немало настоящей информации. Злоумышленникам особенно легко искать своих несовершеннолетних жертв с помощью таких сайтов как «Вконтакте», «Одноклассники» и «Мой мир». Совершенно не стесняясь, педофилы создают свои группы и сообщества прямо в социальных сетях, выкладывают в открытый доступ фото и видео-материалы порнографического содержания. Кроме того, с помощью этих сайтов извращенец может прикинуться сверстником своей жертвы, втереться в доверие и даже завести дружбу.
5) Опасен и сам стиль общения, популярный в Интернете. Модные тенденции намеренного искажения русского языка, использование смайликов для выражения эмоций, употребление сетевого сленга – все это негативно отражается на речи ребенка, его стиле общения в реальной жизни.
6) Невозможно застраховаться от всего. Множество опасной информации может содержаться на самых разных ресурсах. Сайты экстремистов, террористов, сектантов – на любом из них ребенок может почерпнуть ненужных знаний. Например, о том, как лучше покончить с собой или от приема каких таблеток «станет веселее». Пропаганда наркотиков, насилия и жестокости может быть весьма опасной для неокрепшей детской психики. Ребенок на веру принимает многие сомнительные идеи, особенно если они грамотно изложены. Этим пользуется немало корыстных людей, использующих детей в своих целях.
Сейчас проблема безопасности в Интернете является особенно актуальной, поскольку в нем становится все больше детей. Несовершеннолетние пользователи меньше подготовлены к проблемам, с которыми могут столкнуться и зачастую являются беззащитными перед ними. К сожалению, законодательство практически не регулирует виртуальное пространство. Более того, до сих даже нет официального понятия слова «сайт». Поэтому заботиться о своих детях должны в первую очередь родители. Надеяться на общество можно и нужно, но при этом нельзя ожидать, что все проблемы решаться сами собой. Каждый родитель должен сам попытаться объяснить ребенку правила безопасного поведения в Интернете и сущность явлений, с который он может столкнуться.
Контент-фильтры помогут оградить его от многих нежелательных сайтов, но рано или поздно ребенок все равно попадет на один из опасных ресурсов, и в этом случае только моральная подготовленность сможет помочь ему правильно сориентироваться.
VI. Практическое решение проблемы: Слайды 11- 15.
Если ребенок использует компьютер безответственно, необходимо ввести пароль, чтобы сделать невозможным доступ без разрешения родителей (ОБЪЯСНЕНИЕ и ПОКАЗ)
Установка контент-фильтра (Интернет-цензор, ПКФ – персональный клиент фильтрации, NetPolice)
VII. Подведение итогов. Рефлексия:
Слайд 16. В зависимости от того, как мы сами ведём себя с ним, компьютер может быть хорошим и плохим, вредным и полезным. В руках знающего пользователя он совершенно безопасен — подобно тому, как дрессированный тигр рядом с опытным укротителем ведёт себя послушнее комнатной киски.
Поэтому необходимо соблюдать определённые требования и правила. Для кого-то компьютер и Интернет – лучшие друзья, а другие сравнивают его с наркотиками и алкоголем…
Вывод: Всё не так плохо, если человек найдёт «золотую середину». Всё зависит от самого человека, от степени его разумности, от здравого смысла каждого из нас!
Я узнал(а), что…
Больше всего меня поразило то, что…
Я почувствовал(а), что самое важное…
Я узнал(а), что самое плохое…
Хотелось бы, чтобы…
Памятка для родителей по использованию компьютера ребенком
Для того, чтобы родители могли контролировать использование
ребенком компьютера, они должны сами хотя бы на элементарном
уровне уметь им пользоваться;
Ребенок не должен играть в компьютерные игры перед сном;
Через каждые 20—ЗО минут работы на компьютере необходимо делать перерыв;
Ребенок не должен работать на компьютере более 1,5—2 часов;
Родители должны контролировать приобретение ребенком компьютерных дисков с играми, чтобы они не причинили вреда детскому здоровью и психике;
Если ребенок не имеет компьютера дома и посещает компьютерный клуб, родители должны знать, в каком клубе он бывает и с кем там общается;
Если ребенок использует компьютер безответственно, необходимо ввести пароль, чтобы сделать невозможным доступ без разрешения родителей
Или установить контент-фильтр (Интернет-цензор, ПКФ – персональный клиент фильтрации, NetPolice)
Памятка для родителей по использованию компьютера ребенком
Для того, чтобы родители могли контролировать использование
ребенком компьютера, они должны сами хотя бы на элементарном
уровне уметь им пользоваться;
Ребенок не должен играть в компьютерные игры перед сном;
Через каждые 20—ЗО минут работы на компьютере необходимо делать перерыв;
Ребенок не должен работать на компьютере более 1,5—2 часов;
Родители должны контролировать приобретение ребенком компьютерных дисков с играми, чтобы они не причинили вреда детскому здоровью и психике;
Если ребенок не имеет компьютера дома и посещает компьютерный клуб, родители должны знать, в каком клубе он бывает и с кем там общается;
Если ребенок использует компьютер безответственно, необходимо ввести пароль, чтобы сделать невозможным доступ без разрешения родителей
Или установить контент-фильтр (Интернет-цензор, ПКФ – персональный клиент фильтрации, NetPolice)
6