Консультация «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста».
Консультация «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста».
«Самое дорогое у человека- это жизнь» Н. А. Островский.
Дети - наиболее незащищённая часть населения. Познавая окружающий мир, дошкольники зачастую попадают в ситуации, угрожающие их жизни и здоровью; при этом не умеют принимать правильное решение в экстремальных ситуациях, не знают правила безопасного поведения, наконец может просто растеряться. Как сберечь здоровье детей? Как помочь разобраться в многообразии жизненных ситуаций? Как научить помогать друг другу?
Анализируя понятия «экстремальный», «безопасность», мы поймем: то, что для взрослого не является проблемной ситуацией, для ребенка может стать таковой. Современный мир изменил подход к проблеме безопасности и в неё вошли такие понятия как «экологическая катастрофа» и «терроризм».
Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и дома является актуальной и значимой проблемой, поскольку обусловлено объективной необходимостью информирования детей о общепринятых нормах и правилах безопасного поведения, приобретения ими опыта безопасного поведения в быту, на природе, на дороге и неизбежно связано с целым рядом запретов: «не трогай», «отойди», «нельзя».
Главная цель по воспитанию безопасного поведения у детей - дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них; развивать у дошкольников самостоятельность и ответственность. Безопасность - это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях.
Основные задачи:
*Формирование основ безопасности - первичных представлений о безопасном поведении в быту, социуме, природе.
*Воспитание осознанного отношения к выполнению правил безопасности.
*Формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.
*Формирование представлений о некоторых типичных опасных ситуациях и способах поведения в них.
*Формирование элементарных представлений о правилах безопасности дорожного движения; осознанного отношения к необходимости выполнения этих правил.
Начинать обучение детей правилам безопасного поведения необходимо с дошкольного возраста.
Система работы по ознакомлению детей с правилами безопасности раскрыта в программе.
«От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Формирование основ безопасности жизнедеятельности определено в образовательной области: «Социально-коммуникативное развитие» и «Физическое развитие».
Содержание работы ориентировано на разностороннее развитие дошкольников с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей. Задачи воспитательной педагогической работы по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаются интегрировано в ходе освоения детьми непосредственно образовательной деятельности, в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников.
Безопасное поведение в природе: В младшей группе: Формировать представления о простейших взаимосвязях в живой и неживой природе. Знакомить с правилами поведения в природе (не рвать без надобности растения, не ломать ветки деревьев, не трогать животных и др.).
В средней группе: Продолжать знакомить с многообразием животного и растительного мира, явлениями неживой природы. Формировать понятие «съедобное», «несъедобное», «лекарственные растения».
В старшей группе: Формировать основы экологической культуры, и безопасного поведения в природе, что все в природе взаимосвязано, человек не должен нарушать эту взаимосвязь. Знакомить с явлениями неживой природы (гроза, гром, молния, радуга, ураган). Знакомить детей с правилами поведения в этих условиях. Правилами оказания первой помощи при ушибах, укусах насекомых.
В подготовительной группе: Знакомить с Красной книгой, с отдельными представителями животного и растительного мира занесёнными в неё.
Безопасность на дорогах:
Во второй младшей группе: Расширять ориентировку в окружающем пространстве, знакомить детей с правилами дорожного движения. Учить различать проезжую часть дороги, тротуар, понимать значения сигналов светофора. Формировать первичные представления о безопасном поведении на дорогах — переходить улицу в положенном месте; не переходить дорогу одному, крепко держаться за руку взрослого; не перебегать дорогу, не играть на проезжей части; быть внимательным пешеходом.
В средней группе: Уточнить знания детей о работе полицейского. Знакомить с различными видами городского транспорта, особенностями их внешнего вида и назначения: «Скорая помощь», «Пожарная», «МЧС», «Полиция», трамвай, троллейбус и др. Знакомить со знаками дорожного движения: «Пешеходный переход», «Остановка общественного транспорта» и др. Знакомить с работой водителя.
В старшей группе: Знакомить с названиями ближайших к детскому саду улиц и улиц на которых живут дети. Продолжать знакомить с ПДД. Правилами передвижения пешеходов и велосипедистов. Знакомить с дорожными знаками: «Пункт первой медицинской помощи»,
«Пункт питания», «Место стоянки», «Въезд запрещён», «Дорожные работы», «Велосипедная дорожка» и др. Наземный, воздушный, водный, специальный транспорт — разнообразие, назначение, использование. Знакомить с понятиями «площадь», «бульвар», «проспект».
В подготовительной группе: Систематизировать знания детей об устройстве улицы, о дорожном движении. Продолжать знакомить с дорожными знаками- предупреждающими, запрещающими, информационно-указательными. Соблюдать ПДД. Расширять представления детей о работе ГИБДД. Развивать ориентировку в пределах ближайшей к детскому саду местности. Формировать умение находить безопасный путь из дома в детский сад. Мотивировать и планировать свои действия, отстаивать правильность своих решений.
Безопасность собственной жизнедеятельности:
Во второй младшей группе: Знакомить с источниками опасности дома: горячая плита, утюг, розетка и др. Формировать навыки безопасного поведения в помещении: осторожно спускаться и подниматься по лестнице, держась за перила; открывать и закрывать двери, держась за дверную ручку; не хлопать дверьми и др. Соблюдать правила в играх с мелкими предметами: не засовывать предметы в ухо, нос; не брать их в рот. Развивать навыки безопасного поведения в играх с песком, водой, снегом. Обращаться за помощью к взрослым.
В средней группе: Знакомить с назначением, работой и правилами пользования бытовыми электроприборами (пылесос, чайник, электрический утюг). Закреплять умение пользоваться столовыми приборами (вилка, нож, ножницы). Знакомить с правилами поведения при встрече с незнакомыми людьми; животными. Рассказывать о причинах возникновения пожара, работе пожарных, правилах поведения при пожаре. Знать свой адрес.
В старшей группе: Закреплять основы безопасной жизнедеятельности человека. Расширять знания об источниках опасности в быту. Знакомить с работой службы спасения – МЧС, назначении номеров -01, - 02, - 03, 112. Называть свое имя, фамилию, возраст, домашний адрес, телефон.
В подготовительной группе: Учить детей оценивать свои возможности, по преодолению опасности. Формировать у детей навыки поведения в ситуациях «Один дома», «Потерялся», «Заблудился». Умение обращаться за помощью к взрослым.
Работа с детьми по ОБЖ должна проводиться систематически в течении всего года, при гибком распределении программного материала (в детском саду и дома). Чаще использовать наблюдения в реальной обстановке, личный пример для подражания. Использовать драматическую и театрализованную деятельности.
Формы организации воспитательного процесса с детьми:
- различные игры: дидактические, подвижные, словесные, сюжетно-ролевые;
- ситуации общения; беседы; тренинги; обыгрывание ситуаций (правильного и не правильного поведения);
- наблюдения, экскурсии, целевые прогулки;
- рассматривание иллюстраций по теме, альбомов; сбор фотоматериалов, просмотр видео фильмов и мультфильмов;
- чтение детской художественной литературы; отгадывание загадок, кроссвордов; заучивание стихов по ОБЖ и ПДД;
- праздники, развлечения, досуги;
- встреча с интересными людьми - сотрудниками ГИБДД, МЧС,
- участие в конкурсах разного уровня прямых и дистанционных, как детей, так и педагогов,
-работа над проектами.
Для формирования навыков безопасного поведения дошкольников необходимо создать предметно-развивающую среду в группе и дома. Она должна быть содержательной, яркой и привлекательной; давать возможность экспериментировать, исследовать, познавать; заинтересовывать и поддерживать интерес детей. Творческий подход к оформлению развивающей предметно-пространственной среды играет огромную роль в успешном решении образовательных и воспитательных задач.
Работа с родителями:
Довольно обширный по содержанию круг проблем связанный с безопасностью ребёнка невозможно решить только в рамках ДОУ, поэтому необходим тесный контакт с родителями.
Привлечение родителей к совместной работе обеспечивает возможность достижения наиболее значимого успеха по овладению детьми необходимыми правилами и навыками раздела «Безопасность». Совместное взаимодействие трех субъектов образовательного процесса — воспитатель - дети - родители.
Нужно помнить, что главное - это личный пример родителей, воспитателей, взрослых. Необходимо, чтобы родители осознали, что нельзя требовать от ребёнка каких- либо правил поведения, если они сами не всегда им следуют. Каждому нужно знать правила поведения в экстремальных ситуациях и научиться самостоятельно принимать решение - тогда не случится беды.
Формы работы с родителями:
- родительские собрания; круглые столы ;консультации; семинары; дискуссии дни открытых дверей; оформление наглядной информации (папок- передвижек, стендов, родительских уголков) ;совместные мероприятия с приглашением: медицинских работников, полицейского, пожарного, смотры-конкурсы (совместная работа детей и их родителей) работа над проектами; анкетирование родителей и др.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Консультация «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста».»
Консультация «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста».
«Самое дорогое у человека- это жизнь» Н. А. Островский.
Дети - наиболее незащищённая часть населения. Познавая окружающий мир, дошкольники зачастую попадают в ситуации, угрожающие их жизни и здоровью; при этом не умеют принимать правильное решение в экстремальных ситуациях, не знают правила безопасного поведения, наконец может просто растеряться. Как сберечь здоровье детей? Как помочь разобраться в многообразии жизненных ситуаций? Как научить помогать друг другу?
Анализируя понятия «экстремальный», «безопасность», мы поймем: то, что для взрослого не является проблемной ситуацией, для ребенка может стать таковой. Современный мир изменил подход к проблеме безопасности и в неё вошли такие понятия как «экологическая катастрофа» и «терроризм».
Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и дома является актуальной и значимой проблемой, поскольку обусловлено объективной необходимостью информирования детей о общепринятых нормах и правилах безопасного поведения, приобретения ими опыта безопасного поведения в быту, на природе, на дороге и неизбежно связано с целым рядом запретов: «не трогай», «отойди», «нельзя».
Главная цель по воспитанию безопасного поведения у детей - дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них; развивать у дошкольников самостоятельность и ответственность. Безопасность - это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях.
Основные задачи:
*Формирование основ безопасности - первичных представлений о безопасном поведении в быту, социуме, природе.
*Воспитание осознанного отношения к выполнению правил безопасности.
*Формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.
*Формирование представлений о некоторых типичных опасных ситуациях и способах поведения в них.
*Формирование элементарных представлений о правилах безопасности дорожного движения; осознанного отношения к необходимости выполнения этих правил.
Начинать обучение детей правилам безопасного поведения необходимо с дошкольного возраста.
Система работы по ознакомлению детей с правилами безопасности раскрыта в программе.
«От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Формирование основ безопасности жизнедеятельности определено в образовательной области: «Социально-коммуникативное развитие» и «Физическое развитие».
Содержание работы ориентировано на разностороннее развитие дошкольников с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей. Задачи воспитательной педагогической работы по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаются интегрировано в ходе освоения детьми непосредственно образовательной деятельности, в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников.
Безопасное поведение в природе: В младшей группе: Формировать представления о простейших взаимосвязях в живой и неживой природе. Знакомить с правилами поведения в природе (не рвать без надобности растения, не ломать ветки деревьев, не трогать животных и др.).
В средней группе: Продолжать знакомить с многообразием животного и растительного мира, явлениями неживой природы. Формировать понятие «съедобное», «несъедобное», «лекарственные растения».
В старшей группе: Формировать основы экологической культуры, и безопасного поведения в природе, что все в природе взаимосвязано, человек не должен нарушать эту взаимосвязь. Знакомить с явлениями неживой природы (гроза, гром, молния, радуга, ураган). Знакомить детей с правилами поведения в этих условиях. Правилами оказания первой помощи при ушибах, укусах насекомых.
В подготовительной группе: Знакомить с Красной книгой, с отдельными представителями животного и растительного мира занесёнными в неё.
Безопасность на дорогах:
Во второй младшей группе: Расширять ориентировку в окружающем пространстве, знакомить детей с правилами дорожного движения. Учить различать проезжую часть дороги, тротуар, понимать значения сигналов светофора. Формировать первичные представления о безопасном поведении на дорогах — переходить улицу в положенном месте; не переходить дорогу одному, крепко держаться за руку взрослого; не перебегать дорогу, не играть на проезжей части; быть внимательным пешеходом.
В средней группе: Уточнить знания детей о работе полицейского. Знакомить с различными видами городского транспорта, особенностями их внешнего вида и назначения: «Скорая помощь», «Пожарная», «МЧС», «Полиция», трамвай, троллейбус и др. Знакомить со знаками дорожного движения: «Пешеходный переход», «Остановка общественного транспорта» и др. Знакомить с работой водителя.
В старшей группе: Знакомить с названиями ближайших к детскому саду улиц и улиц на которых живут дети. Продолжать знакомить с ПДД. Правилами передвижения пешеходов и велосипедистов. Знакомить с дорожными знаками: «Пункт первой медицинской помощи»,
«Пункт питания», «Место стоянки», «Въезд запрещён», «Дорожные работы», «Велосипедная дорожка» и др. Наземный, воздушный, водный, специальный транспорт — разнообразие, назначение, использование. Знакомить с понятиями «площадь», «бульвар», «проспект».
В подготовительной группе: Систематизировать знания детей об устройстве улицы, о дорожном движении. Продолжать знакомить с дорожными знаками- предупреждающими, запрещающими, информационно-указательными. Соблюдать ПДД. Расширять представления детей о работе ГИБДД. Развивать ориентировку в пределах ближайшей к детскому саду местности. Формировать умение находить безопасный путь из дома в детский сад. Мотивировать и планировать свои действия, отстаивать правильность своих решений.
Безопасность собственной жизнедеятельности:
Во второй младшей группе: Знакомить с источниками опасности дома: горячая плита, утюг, розетка и др. Формировать навыки безопасного поведения в помещении: осторожно спускаться и подниматься по лестнице, держась за перила; открывать и закрывать двери, держась за дверную ручку; не хлопать дверьми и др. Соблюдать правила в играх с мелкими предметами: не засовывать предметы в ухо, нос; не брать их в рот. Развивать навыки безопасного поведения в играх с песком, водой, снегом. Обращаться за помощью к взрослым.
В средней группе: Знакомить с назначением, работой и правилами пользования бытовыми электроприборами (пылесос, чайник, электрический утюг). Закреплять умение пользоваться столовыми приборами (вилка, нож, ножницы). Знакомить с правилами поведения при встрече с незнакомыми людьми; животными. Рассказывать о причинах возникновения пожара, работе пожарных, правилах поведения при пожаре. Знать свой адрес.
В старшей группе: Закреплять основы безопасной жизнедеятельности человека. Расширять знания об источниках опасности в быту. Знакомить с работой службы спасения – МЧС, назначении номеров -01, - 02, - 03, 112. Называть свое имя, фамилию, возраст, домашний адрес, телефон.
В подготовительной группе: Учить детей оценивать свои возможности, по преодолению опасности. Формировать у детей навыки поведения в ситуациях «Один дома», «Потерялся», «Заблудился». Умение обращаться за помощью к взрослым.
Работа с детьми по ОБЖ должна проводиться систематически в течении всего года, при гибком распределении программного материала (в детском саду и дома). Чаще использовать наблюдения в реальной обстановке, личный пример для подражания. Использовать драматическую и театрализованную деятельности.
Формы организации воспитательного процесса с детьми:
- различные игры: дидактические, подвижные, словесные, сюжетно-ролевые;
- ситуации общения; беседы; тренинги; обыгрывание ситуаций (правильного и не правильного поведения);
- наблюдения, экскурсии, целевые прогулки;
- рассматривание иллюстраций по теме, альбомов; сбор фотоматериалов, просмотр видео фильмов и мультфильмов;
- чтение детской художественной литературы; отгадывание загадок, кроссвордов; заучивание стихов по ОБЖ и ПДД;
- праздники, развлечения, досуги;
- встреча с интересными людьми - сотрудниками ГИБДД, МЧС,
- участие в конкурсах разного уровня прямых и дистанционных, как детей, так и педагогов,
-работа над проектами.
Для формирования навыков безопасного поведения дошкольников необходимо создать предметно-развивающую среду в группе и дома. Она должна быть содержательной, яркой и привлекательной; давать возможность экспериментировать, исследовать, познавать; заинтересовывать и поддерживать интерес детей. Творческий подход к оформлению развивающей предметно-пространственной среды играет огромную роль в успешном решении образовательных и воспитательных задач.
Работа с родителями:
Довольно обширный по содержанию круг проблем связанный с безопасностью ребёнка невозможно решить только в рамках ДОУ, поэтому необходим тесный контакт с родителями.
Привлечение родителей к совместной работе обеспечивает возможность достижения наиболее значимого успеха по овладению детьми необходимыми правилами и навыками раздела «Безопасность». Совместное взаимодействие трех субъектов образовательного процесса — воспитатель - дети - родители.
Нужно помнить, что главное - это личный пример родителей, воспитателей, взрослых. Необходимо, чтобы родители осознали, что нельзя требовать от ребёнка каких- либо правил поведения, если они сами не всегда им следуют. Каждому нужно знать правила поведения в экстремальных ситуациях и научиться самостоятельно принимать решение - тогда не случится беды.
Формы работы с родителями:
- родительские собрания; круглые столы ;консультации; семинары; дискуссии дни открытых дверей; оформление наглядной информации (папок- передвижек, стендов, родительских уголков) ;совместные мероприятия с приглашением: медицинских работников, полицейского, пожарного, смотры-конкурсы (совместная работа детей и их родителей) работа над проектами; анкетирование родителей и др.