kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Консультация «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста».

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Самое дорогое у человека- это жизнь» Н. А. Островский.

 

Дети - наиболее незащищённая часть населения. Познавая окружающий мир, дошкольники зачастую попадают в ситуации, угрожающие их жизни и здоровью; при этом не умеют принимать правильное решение в экстремальных ситуациях, не знают правила безопасного поведения, наконец может просто растеряться. Как сберечь здоровье детей? Как помочь разобраться в многообразии жизненных ситуаций? Как научить помогать друг другу?

Анализируя понятия «экстремальный», «безопасность», мы поймем: то, что для взрослого не является проблемной ситуацией, для ребенка может стать таковой. Современный мир изменил подход к проблеме безопасности и в неё вошли такие понятия как «экологическая катастрофа» и «терроризм».

Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и дома является актуальной и значимой проблемой, поскольку обусловлено объективной необходимостью информирования детей о общепринятых нормах и правилах безопасного поведения, приобретения ими опыта безопасного поведения в быту, на природе, на дороге и неизбежно связано с целым рядом запретов: «не трогай», «отойди», «нельзя».

 

Главная цель по воспитанию безопасного поведения у детей - дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них; развивать у дошкольников самостоятельность и ответственность. Безопасность - это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях.

 

Основные задачи:

*Формирование основ безопасности - первичных представлений о безопасном поведении в быту, социуме, природе.

*Воспитание осознанного отношения к выполнению правил безопасности.

*Формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.

*Формирование представлений о некоторых типичных опасных ситуациях и способах поведения в них.

*Формирование элементарных представлений о правилах безопасности дорожного движения; осознанного отношения к необходимости выполнения этих правил.

 

Начинать обучение детей правилам безопасного поведения необходимо с дошкольного возраста.

Система работы по ознакомлению детей с правилами безопасности раскрыта в программе.

«От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Формирование основ безопасности жизнедеятельности определено в образовательной области: «Социально-коммуникативное развитие» и «Физическое развитие».

Содержание работы ориентировано на разностороннее развитие дошкольников с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей. Задачи воспитательной педагогической работы по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаются интегрировано в ходе освоения детьми непосредственно образовательной деятельности, в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников.

 

 

Безопасное поведение в природе: В младшей группе: Формировать представления о простейших взаимосвязях в живой и неживой природе. Знакомить с правилами поведения в природе (не рвать без надобности растения, не ломать ветки деревьев, не трогать животных и др.).

В средней группе: Продолжать знакомить с многообразием животного и растительного мира, явлениями неживой природы. Формировать понятие «съедобное», «несъедобное», «лекарственные растения».

В старшей группе: Формировать основы экологической культуры, и безопасного поведения в природе, что все в природе взаимосвязано, человек не должен нарушать эту взаимосвязь. Знакомить с явлениями неживой природы (гроза, гром, молния, радуга, ураган). Знакомить детей с правилами поведения в этих условиях. Правилами оказания первой помощи при ушибах, укусах насекомых.

В подготовительной группе: Знакомить с Красной книгой, с отдельными представителями животного и растительного мира занесёнными в неё.

 

Безопасность на дорогах:

Во второй младшей группе: Расширять ориентировку в окружающем пространстве, знакомить детей с правилами дорожного движения. Учить различать проезжую часть дороги, тротуар, понимать значения сигналов светофора. Формировать первичные представления о безопасном поведении на дорогах — переходить улицу в положенном месте; не переходить дорогу одному, крепко держаться за руку взрослого; не перебегать дорогу, не играть на проезжей части; быть внимательным пешеходом.

В средней группе: Уточнить знания детей о работе полицейского. Знакомить с различными видами городского транспорта, особенностями их внешнего вида и назначения: «Скорая помощь», «Пожарная», «МЧС», «Полиция», трамвай, троллейбус и др. Знакомить со знаками дорожного движения: «Пешеходный переход», «Остановка общественного транспорта» и др. Знакомить с работой водителя.

В старшей группе: Знакомить с названиями ближайших к детскому саду улиц и улиц на которых живут дети. Продолжать знакомить с ПДД. Правилами передвижения пешеходов и велосипедистов. Знакомить с дорожными знаками: «Пункт первой медицинской помощи»,

«Пункт питания», «Место стоянки», «Въезд запрещён», «Дорожные работы», «Велосипедная дорожка» и др. Наземный, воздушный, водный, специальный транспорт — разнообразие, назначение, использование. Знакомить с понятиями «площадь», «бульвар», «проспект».

В подготовительной группе: Систематизировать знания детей об устройстве улицы, о дорожном движении. Продолжать знакомить с дорожными знаками- предупреждающими, запрещающими, информационно-указательными. Соблюдать ПДД. Расширять представления детей о работе ГИБДД. Развивать ориентировку в пределах ближайшей к детскому саду местности. Формировать умение находить безопасный путь из дома в детский сад. Мотивировать и планировать свои действия, отстаивать правильность своих решений.

 

Безопасность собственной жизнедеятельности:

Во второй младшей группе: Знакомить с источниками опасности дома: горячая плита, утюг, розетка и др. Формировать навыки безопасного поведения в помещении: осторожно спускаться и подниматься по лестнице, держась за перила; открывать и закрывать двери, держась за дверную ручку; не хлопать дверьми и др. Соблюдать правила в играх с мелкими предметами: не засовывать предметы в ухо, нос; не брать их в рот. Развивать навыки безопасного поведения в играх с песком, водой, снегом. Обращаться за помощью к взрослым.

В средней группе: Знакомить с назначением, работой и правилами пользования бытовыми электроприборами (пылесос, чайник, электрический утюг). Закреплять умение пользоваться столовыми приборами (вилка, нож, ножницы). Знакомить с правилами поведения при встрече с незнакомыми людьми; животными. Рассказывать о причинах возникновения пожара, работе пожарных, правилах поведения при пожаре. Знать свой адрес.

В старшей группе: Закреплять основы безопасной жизнедеятельности человека. Расширять знания об источниках опасности в быту. Знакомить с работой службы спасения – МЧС, назначении номеров -01, - 02, - 03, 112. Называть свое имя, фамилию, возраст, домашний адрес, телефон.

В подготовительной группе: Учить детей оценивать свои возможности, по преодолению опасности. Формировать у детей навыки поведения в ситуациях «Один дома», «Потерялся», «Заблудился». Умение обращаться за помощью к взрослым.

 

Работа с детьми по ОБЖ должна проводиться систематически в течении всего года, при гибком распределении программного материала (в детском саду и дома). Чаще использовать наблюдения в реальной обстановке, личный пример для подражания. Использовать драматическую и театрализованную деятельности.

 

Формы организации воспитательного процесса с детьми:

- различные игры: дидактические, подвижные, словесные, сюжетно-ролевые;

- ситуации общения; беседы; тренинги; обыгрывание ситуаций (правильного и не правильного поведения);

- наблюдения, экскурсии, целевые прогулки;

- рассматривание иллюстраций по теме, альбомов; сбор фотоматериалов, просмотр видео фильмов и мультфильмов;

- чтение детской художественной литературы; отгадывание загадок, кроссвордов; заучивание стихов по ОБЖ и ПДД;

- праздники, развлечения, досуги;

- встреча с интересными людьми - сотрудниками ГИБДД, МЧС,

- участие в конкурсах разного уровня прямых и дистанционных, как детей, так и педагогов,

-работа над проектами.

 

Для формирования навыков безопасного поведения дошкольников необходимо создать предметно-развивающую среду в группе и дома. Она должна быть содержательной, яркой и привлекательной; давать возможность экспериментировать, исследовать, познавать; заинтересовывать и поддерживать интерес детей. Творческий подход к оформлению развивающей предметно-пространственной среды играет огромную роль в успешном решении образовательных и воспитательных задач.

 

Работа с родителями:

Довольно обширный по содержанию круг проблем связанный с безопасностью ребёнка невозможно решить только в рамках ДОУ, поэтому необходим тесный контакт с родителями.

Привлечение родителей к совместной работе обеспечивает возможность достижения наиболее значимого успеха по овладению детьми необходимыми правилами и навыками раздела «Безопасность». Совместное взаимодействие трех субъектов образовательного процесса — воспитатель - дети - родители.

Нужно помнить, что главное - это личный пример родителей, воспитателей, взрослых. Необходимо, чтобы родители осознали, что нельзя требовать от ребёнка каких- либо правил поведения, если они сами не всегда им следуют. Каждому нужно знать правила поведения в экстремальных ситуациях и научиться самостоятельно принимать решение - тогда не случится беды.

Формы работы с родителями:

- родительские собрания; круглые столы ;консультации; семинары; дискуссии дни открытых дверей; оформление наглядной информации (папок- передвижек, стендов, родительских уголков) ;совместные мероприятия с приглашением: медицинских работников, полицейского, пожарного, смотры-конкурсы (совместная работа детей и их родителей) работа над проектами; анкетирование родителей и др.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Консультация «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста».»

Консультация «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста».


«Самое дорогое у человека- это жизнь» Н. А. Островский.


Дети - наиболее незащищённая часть населения. Познавая окружающий мир, дошкольники зачастую попадают в ситуации, угрожающие их жизни и здоровью; при этом не умеют принимать правильное решение в экстремальных ситуациях, не знают правила безопасного поведения, наконец может просто растеряться. Как сберечь здоровье детей? Как помочь разобраться в многообразии жизненных ситуаций? Как научить помогать друг другу?

Анализируя понятия «экстремальный», «безопасность», мы поймем: то, что для взрослого не является проблемной ситуацией, для ребенка может стать таковой. Современный мир изменил подход к проблеме безопасности и в неё вошли такие понятия как «экологическая катастрофа» и «терроризм».

Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и дома является актуальной и значимой проблемой, поскольку обусловлено объективной необходимостью информирования детей о общепринятых нормах и правилах безопасного поведения, приобретения ими опыта безопасного поведения в быту, на природе, на дороге и неизбежно связано с целым рядом запретов: «не трогай», «отойди», «нельзя».


Главная цель по воспитанию безопасного поведения у детей - дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них; развивать у дошкольников самостоятельность и ответственность. Безопасность - это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях.


Основные задачи:

*Формирование основ безопасности - первичных представлений о безопасном поведении в быту, социуме, природе.

*Воспитание осознанного отношения к выполнению правил безопасности.

*Формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.

*Формирование представлений о некоторых типичных опасных ситуациях и способах поведения в них.

*Формирование элементарных представлений о правилах безопасности дорожного движения; осознанного отношения к необходимости выполнения этих правил.


Начинать обучение детей правилам безопасного поведения необходимо с дошкольного возраста.

Система работы по ознакомлению детей с правилами безопасности раскрыта в программе.

«От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Формирование основ безопасности жизнедеятельности определено в образовательной области: «Социально-коммуникативное развитие» и «Физическое развитие».

Содержание работы ориентировано на разностороннее развитие дошкольников с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей. Задачи воспитательной педагогической работы по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаются интегрировано в ходе освоения детьми непосредственно образовательной деятельности, в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников.



Безопасное поведение в природе: В младшей группе: Формировать представления о простейших взаимосвязях в живой и неживой природе. Знакомить с правилами поведения в природе (не рвать без надобности растения, не ломать ветки деревьев, не трогать животных и др.).

В средней группе: Продолжать знакомить с многообразием животного и растительного мира, явлениями неживой природы. Формировать понятие «съедобное», «несъедобное», «лекарственные растения».

В старшей группе: Формировать основы экологической культуры, и безопасного поведения в природе, что все в природе взаимосвязано, человек не должен нарушать эту взаимосвязь. Знакомить с явлениями неживой природы (гроза, гром, молния, радуга, ураган). Знакомить детей с правилами поведения в этих условиях. Правилами оказания первой помощи при ушибах, укусах насекомых.

В подготовительной группе: Знакомить с Красной книгой, с отдельными представителями животного и растительного мира занесёнными в неё.


Безопасность на дорогах:

Во второй младшей группе: Расширять ориентировку в окружающем пространстве, знакомить детей с правилами дорожного движения. Учить различать проезжую часть дороги, тротуар, понимать значения сигналов светофора. Формировать первичные представления о безопасном поведении на дорогах — переходить улицу в положенном месте; не переходить дорогу одному, крепко держаться за руку взрослого; не перебегать дорогу, не играть на проезжей части; быть внимательным пешеходом.

В средней группе: Уточнить знания детей о работе полицейского. Знакомить с различными видами городского транспорта, особенностями их внешнего вида и назначения: «Скорая помощь», «Пожарная», «МЧС», «Полиция», трамвай, троллейбус и др. Знакомить со знаками дорожного движения: «Пешеходный переход», «Остановка общественного транспорта» и др. Знакомить с работой водителя.

В старшей группе: Знакомить с названиями ближайших к детскому саду улиц и улиц на которых живут дети. Продолжать знакомить с ПДД. Правилами передвижения пешеходов и велосипедистов. Знакомить с дорожными знаками: «Пункт первой медицинской помощи»,

«Пункт питания», «Место стоянки», «Въезд запрещён», «Дорожные работы», «Велосипедная дорожка» и др. Наземный, воздушный, водный, специальный транспорт — разнообразие, назначение, использование. Знакомить с понятиями «площадь», «бульвар», «проспект».

В подготовительной группе: Систематизировать знания детей об устройстве улицы, о дорожном движении. Продолжать знакомить с дорожными знаками- предупреждающими, запрещающими, информационно-указательными. Соблюдать ПДД. Расширять представления детей о работе ГИБДД. Развивать ориентировку в пределах ближайшей к детскому саду местности. Формировать умение находить безопасный путь из дома в детский сад. Мотивировать и планировать свои действия, отстаивать правильность своих решений.


Безопасность собственной жизнедеятельности:

Во второй младшей группе: Знакомить с источниками опасности дома: горячая плита, утюг, розетка и др. Формировать навыки безопасного поведения в помещении: осторожно спускаться и подниматься по лестнице, держась за перила; открывать и закрывать двери, держась за дверную ручку; не хлопать дверьми и др. Соблюдать правила в играх с мелкими предметами: не засовывать предметы в ухо, нос; не брать их в рот. Развивать навыки безопасного поведения в играх с песком, водой, снегом. Обращаться за помощью к взрослым.

В средней группе: Знакомить с назначением, работой и правилами пользования бытовыми электроприборами (пылесос, чайник, электрический утюг). Закреплять умение пользоваться столовыми приборами (вилка, нож, ножницы). Знакомить с правилами поведения при встрече с незнакомыми людьми; животными. Рассказывать о причинах возникновения пожара, работе пожарных, правилах поведения при пожаре. Знать свой адрес.

В старшей группе: Закреплять основы безопасной жизнедеятельности человека. Расширять знания об источниках опасности в быту. Знакомить с работой службы спасения – МЧС, назначении номеров -01, - 02, - 03, 112. Называть свое имя, фамилию, возраст, домашний адрес, телефон.

В подготовительной группе: Учить детей оценивать свои возможности, по преодолению опасности. Формировать у детей навыки поведения в ситуациях «Один дома», «Потерялся», «Заблудился». Умение обращаться за помощью к взрослым.


Работа с детьми по ОБЖ должна проводиться систематически в течении всего года, при гибком распределении программного материала (в детском саду и дома). Чаще использовать наблюдения в реальной обстановке, личный пример для подражания. Использовать драматическую и театрализованную деятельности.


Формы организации воспитательного процесса с детьми:

- различные игры: дидактические, подвижные, словесные, сюжетно-ролевые;

- ситуации общения; беседы; тренинги; обыгрывание ситуаций (правильного и не правильного поведения);

- наблюдения, экскурсии, целевые прогулки;

- рассматривание иллюстраций по теме, альбомов; сбор фотоматериалов, просмотр видео фильмов и мультфильмов;

- чтение детской художественной литературы; отгадывание загадок, кроссвордов; заучивание стихов по ОБЖ и ПДД;

- праздники, развлечения, досуги;

- встреча с интересными людьми - сотрудниками ГИБДД, МЧС,

- участие в конкурсах разного уровня прямых и дистанционных, как детей, так и педагогов,

-работа над проектами.


Для формирования навыков безопасного поведения дошкольников необходимо создать предметно-развивающую среду в группе и дома. Она должна быть содержательной, яркой и привлекательной; давать возможность экспериментировать, исследовать, познавать; заинтересовывать и поддерживать интерес детей. Творческий подход к оформлению развивающей предметно-пространственной среды играет огромную роль в успешном решении образовательных и воспитательных задач.


Работа с родителями:

Довольно обширный по содержанию круг проблем связанный с безопасностью ребёнка невозможно решить только в рамках ДОУ, поэтому необходим тесный контакт с родителями.

Привлечение родителей к совместной работе обеспечивает возможность достижения наиболее значимого успеха по овладению детьми необходимыми правилами и навыками раздела «Безопасность». Совместное взаимодействие трех субъектов образовательного процесса — воспитатель - дети - родители.

Нужно помнить, что главное - это личный пример родителей, воспитателей, взрослых. Необходимо, чтобы родители осознали, что нельзя требовать от ребёнка каких- либо правил поведения, если они сами не всегда им следуют. Каждому нужно знать правила поведения в экстремальных ситуациях и научиться самостоятельно принимать решение - тогда не случится беды.

Формы работы с родителями:

- родительские собрания; круглые столы ;консультации; семинары; дискуссии дни открытых дверей; оформление наглядной информации (папок- передвижек, стендов, родительских уголков) ;совместные мероприятия с приглашением: медицинских работников, полицейского, пожарного, смотры-конкурсы (совместная работа детей и их родителей) работа над проектами; анкетирование родителей и др.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Консультация «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста».

Автор: Гюннинен Вера Владимировна

Дата: 13.03.2021

Номер свидетельства: 575349

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "«Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста»."
    ["seo_title"] => string(65) "osnovy_bezopasnosti_zhiznedeiatelnosti_detei_doshkolnogo_vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "575352"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1615643895"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "Консультация «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста»"
    ["seo_title"] => string(79) "konsultatsiia_osnovy_bezopasnosti_zhiznedeiatelnosti_detei_doshkolnogo_vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "540885"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1582536975"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(186) "«Игровые формы работы с детьми по формированию основ безопасного поведения в быту, социуме, природе»."
    ["seo_title"] => string(80) "igrovye_formy_raboty_s_detmi_po_formirovaniiu_osnov_bezopasnogo_povedeniia_v_byt"
    ["file_id"] => string(6) "556692"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1598793003"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(176) "Проект по пожарной безопасности для детей подготовительной к школе группе:«Чтобы не было беды »"
    ["seo_title"] => string(93) "proiektpopozharnoibiezopasnostidliadietieipodghotovitielnoikshkolieghruppiechtobyniebylobiedy"
    ["file_id"] => string(6) "308323"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1458564576"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "Рабочая программа отряда ЮИД.  МАДОУ г. Нижневартовска детский сад № 32 " Брусничка" "
    ["seo_title"] => string(86) "rabochaia-proghramma-otriada-iuid-madou-gh-nizhnievartovska-dietskii-sad-32-brusnichka"
    ["file_id"] => string(6) "178801"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1424881734"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства