Развитие информационной грамотности на уроках информатики
Развитие информационной грамотности на уроках информатики
Развитие информационной грамотности поможет более оптимально использовать электронные ресурсы на уроках и во внеклассной работе. Расширяет кругозор учеников, повышает их техническую грамотность.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Развитие информационной грамотности на уроках информатики»
Развитие информационной грамотности на уроках информатики
Информатика – в настоящее время одна из фундаментальных областей научного знания, изучающая структуру и общие свойства информации, методы и средства получения, преобразования, передачи, хранения и применения в различных сферах человеческой деятельности, связанная с использованием информационных технологий. Информационная грамотность – это оптимальные способы обращения со знаками, моделями, данными, информацией, основа для развития и деятельности современной личности.
Обучающая деятельность связана с обработкой и поиском информации. Эффективность использования информации в учебном процессе в большой степени зависит от информационной подготовки, информационной грамотности учащихся. Следовательно, важная задача учителя информатики – это обучение учащихся знаниям и умениям, которые, так или иначе, связаны с технологией обработки и поиска информации.
Изучение информатики начинается с определения информации. Ученик узнает что информацию можно создавать, передавать, использовать, распространять, измерять, разрушать и т.д. Поэтому, начиная с первого урока, учащиеся должны понять, что с информацией следует грамотно работать.
При прохождении темы «Операционная система» большое внимание уделяется изучению интерфейса операционной системы, знакомству со справочной системой Microsoft Windows, освоению основных приемов работы с файлами и папками. Проще говоря, не имея навыков работы с графическим интерфейсом, нет смысла говорить о информационной грамотности.
Компания Microsoft предлагает удобный для работы пользователя пакет Office. Программы данного пакета имеют единый интерфейс, что значительно облегчает работу пользователя. У тех учеников, кто освоил одну программу, работа в другой не вызовет затруднений.
Одна из востребованных программ пакета Office – текстовый редактор. При проведении занятий с учениками по данной теме значительное внимание приходится уделять правилам форматирования текста, так как часто при наборе текста злоупотребляют пробелами, переводом строки, не учитывают правила расстановки знаков препинания.
Наибольшей популярностью у учеников пользуется программа Power Point. С её помощью они создают презентации по учебным предметам, используют при создании проектов, что позволяет им проявить и реализовать творческие возможности. Работа с этой программой предполагает использование и совершенствование всех полученных на предыдущих занятиях навыков и умений. Несмотря на кажущуюся простоту, эта программа требует определенного уровня подготовки. Типичные ошибки учеников – несоответствие оформления заданной теме, неумелое использование шрифта, его размера и начертания. Часто ученики не соблюдают пропорции в расположении объектов на слайде. Также отмечаются проблемы связанные с объемом информации: либо её слишком много, либо она недостаточно содержательна. На первом этапе работы с этой программой ученики осваивают наиболее простые приемы работы, а затем следует обратить их внимание на правильное размещение и формат аудио- и видео- файлов. Для достижения определенных результатов необходим практический опыт и эстетический вкус.
Таким образом, одной из важнейших задач современной школы является развитие информационной грамотности учеников. Её решение поможет более оптимально использовать электронные ресурсы на уроках и во внеклассной работе, расширяет кругозор учеников, повышает их техническую грамотность. Вместе с тем это позволяет разнообразить методические приемы учителя, делает урок более насыщенным и интересным.
Ресурсы удаленного доступа:
Информатика и ИКТ в образовании [Электронный ресурс] / Сайт для учителей информатики и педагогов использующих ИКТ на своих уроках. Основы информационной грамотности. – Режим доступа: http://www.rusedu.info/Article31.html
Информатика и ИКТ в образовании [Электронный ресурс] / Сайт для учителей информатики и педагогов использующих ИКТ на своих уроках. Особенности формирования информационной грамотности в процессе организации самостоятельной деятельности на уроках информатики. Статья преподавателя физики и информатики Новокузнецкого педагогического колледжа №2 Долгова Д.С. – Режим доступа: http://www.rusedu.info/Article31.html