Проблемы обучения программированию в средней школе
Проблемы обучения программированию в средней школе
В соответствие с примерной рабочей программой общего образования по информатике и ИКТ, «одним из важнейших понятий курса информатики и информационных технологий основной школы является понятие алгоритма». Соответственно, обучение алгоритмизации и программированию, т.е. способам реализации алгоритмов на ЭВМ, является одним из основных компонентов школьного курса информатики.
При этом по оценке ряда специалистов, ситуация, сложившаяся вокруг преподавания программирования в школе, является проблемной. «Нынешнее положение курса алгоритмизации и программирования в школе можно назвать незавидным. Тенденция к его сокращению вплоть до полного вытеснения явно прослеживается не только в периодически публикуемых программах различных авторов, но и в отдельных инструктивно-методических документах».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Проблемы обучения программированию в средней школе »
Проблемы обучения программированию в средней школе.
В соответствие с примерной рабочей программой общего образования по информатике и ИКТ, «одним из важнейших понятий курса информатики и информационных технологий основной школы является понятие алгоритма» [1]. Соответственно, обучение алгоритмизации и программированию, т.е. способам реализации алгоритмов на ЭВМ, является одним из основных компонентов школьного курса информатики.
При этом по оценке ряда специалистов, ситуация, сложившаяся вокруг преподавания программирования в школе, является проблемной. «Нынешнее положение курса алгоритмизации и программирования в школе можно назвать незавидным. Тенденция к его сокращению вплоть до полного вытеснения явно прослеживается не только в периодически публикуемых программах различных авторов, но и в отдельных инструктивно-методических документах»[2].
Обратим внимание и на содержательный аспект. В настоящее время существуют три наиболее распространенных подхода к преподаванию программирования:
Преподавание программирования как теоретической дисциплины без привязки к конкретным языкам и системам;
Преподавание на основе специально разработанного языка, ориентированного на обучение основным навыкам программирования;
Изучение одного или нескольких языков программирования, широко используемых при решении научных и хозяйственных задач (такие языки можно назвать стандартными).
Наиболее приемлемым для общеобразовательной школы, где курс информатики преподается в 8-11 классах, является сочетание первого и третьего подходов - обучение теоретическим основам программирования на базе стандартного языка. При этом не обязательно вдаваться в глубины языка. Учащиеся, которых он заинтересует, могут сделать это и сами. Наибольшее внимание следует уделить переходу от алгоритмических структур к их программной реализации на языке программирования [3]. При этом все же, следует, как можно больше внимания уделять именно самим алгоритмам, в этом случае ученику в будущем будет легче перейти с одного языка программирования на другой.
Проанализируем государственные нормативные документы [4,5,6]. Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений РФ отводит 105 часов для обязательного изучения информатики и информационных технологий на ступени основного общего образования и 70 часов на ступени полного общего образования. На алгоритмизацию и программирование отводится около 19 часов. В случае профильного изучения информатики ситуация значительно улучшается. Федеральный базисный учебный план отводит 280 часов для обязательного изучения информатики и информационных технологий на ступени среднего общего образования, то есть по 140 учебных часов на каждый год обучения. Как мы видим, на изучение раздела программирования отводиться недостаточное количество времени, это приводит к тому, что изучение некоторых тем проходит поверхностно, а некоторые исключаются вовсе.
Следует обратить внимание, и на затруднение в освоении алгоритмизации и программирования у значительной части учащихся. Данная тема, и с точки зрения учителей, и с точки зрения учеников, является сложнейшей в рамках учебного предмета. К сожалению, необходимо отметить и низкий уровень квалификации многих учителей информатики, что не способствует качественному освоению предмета.
С нашей точки зрения, учитывая приведенные выше факторы, представляется актуальной задача совершенствования методики преподавания программирования в средней школе.
Важную роль в методике обучения программированию, следует отводить самостоятельной работе учеников, так как только самостоятельная разработка алгоритмов и программ, должным образом способствует развитию алгоритмического мышлению и закреплению необходимых навыков.
Литература
Примерная программа основного общего образования по информатике и ИТ - http://window.edu.ru/window_catalog/pdf2txt?p_id=14196
Ильясов А.Н. К вопросу о роли и месте программирования в школьной информатике - http://www.rusedu.info/PrintArticle101.html
Лапчик М.П. и др. Методика преподавания информатики: Учеб. пособие для студ. пед. вузов / М.П. Лапчик, И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер; Под общей ред. М.П. Лапчика. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 624с.
Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования - http://www.ed.gov.ru/ob-edu/noc/rub/standart/p1/1287/
Федеральный компонент государственного стандарта основного полного образования - http://www.ed.gov.ru/ob-edu/noc/rub/standart/p2/1288/
Базисный учебный план - http://www.ed.gov.ru/ob-edu/noc/rub/standart/