kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Применение цифровых образовательных ресурсов в процессе обучения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современные информационные технологии породили новые цели обучения, которые заключаются не только в прямой передаче знаний и умений, а открывают для учителя новые возможности для поддержания и направления развития личности учащегося. Развитие познавательного интереса и творческих способностей учащихся дает большой обучающий, развивающий и воспитывающий эффект: у детей формируются прочные, глубокие знания по информатике, рождаются творческие интересные работы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Применение цифровых образовательных ресурсов в процессе обучения.»

Северо-Казахстанская область, Акжарский район, с Кызылту

учитель информатики Кусакаева Ботагоз Барлыбаевна



«Нам необходимо создать ядро национального интеллекта,

нам нужны эрудированные люди, способные

конкурировать на международном уровне».

Н.А. Назарбаев



  1. Актуальность



Современные научно-технические условия развития общества выдвигают новые требования к образовательному процессу. Одним из главных условий оптимизации и совершенствования педагогического процесса является внедрение инновационных компьютерных технологий, направленных на обогащение и улучшение методических приемов и средств, позволяющих облегчить и усовершенствовать образовательный процесс, подняв его на новую ступень.

На сегодняшний день в педагогический процесс начали активно внедрять цифровые образовательные ресурсы  (ЦОР), представляющих собой продукт развития современных методов обучения и воспитания на основе оснащения новейшим оборудованием на базе информационных компьютерных технологий, позволяющих расширить возможности педагогических работников, повысив их уровень мастерства и компетентности.

Цифровые образовательные ресурсы – это представленные в цифровой форме фотографии, видеофрагменты, статические и динамические модели, объекты виртуальной реальности и интерактивного моделирования, картографические материалы, звукозаписи, символьные объекты и деловая графика, текстовые документы и иные учебные материалы, необходимые для организации учебного процесса.

Использование ЦОР на уроках информатики создает условия для развития творческой и исследовательской деятельности участников педагогического процесса, позволяет разнообразить и индивидуализировать обучение.

Стремительное развитие информационных технологий побуждает нас, педагогов, к поискам новейших подходов в организации образовательно-воспитательного процесса. Современный педагог  должен учить учащихся эффективно применять цифровые образовательные ресурсы, для использования ими приобретенных знаний в практической жизни.

Актуальность выбранной темы состоит в том, что на современном этапе ученик, закончивший школу должен в совершенстве владеть всеми современными технологиями, которые будет использовать в повседневной жизни. На современном этапе характерная черта подрастающего поколения заключается в том, что они легко усваивают то, что им интересно. И моя цель как педагога, направить в нужное русло интерес учащихся для реализации цели и задач в воспитании образованного, коммуникабельного и современного гражданина.















  1. Формирование ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.


Реализация ожиданий от информатизации образования зависит во многом от принципов и качества разработки ЦОР, используемых в образовательном процессе. Соответственно, одной из главных задач создателей электронных ресурсов для образования является максимальная эффективность нового продукта.

Использование компьютера дает педагогам пять новых педагогических инструментов: интерактив, мультимедиа, моделинг, коммуникативность, производительность, от эффективности использования которых прямо зависят эффективность образовательного процесса. До настоящего времени первые три инструмента использовались преимущественно в электронных изданиях на локальных носителях, а два последних - в интернет-ресурсах. ЦОР нового поколения одновременно используют все названные педагогические инструменты и являются высоко интерактивными, мультимедийно насыщенными электронными учебными продуктами.

Для разработки новой архитектуры и унификации структуры ЦОР предлагается использовать компетентностный подход и технологию модульного обучения, которые решают задачу формирования конкретной профессиональной квалификации, дают возможность управлять качеством подготовки ученика школы.

На сегодняшний день практические проблемы информационного обеспечения учебного процесса, разработки ЦОР представлены в работах В.В.Голубова, М.ИЖалдака, H Д. Жилиной, В.М. Зуева, Е.В.Кашириной, AB Осина, H.A. Резник и др ;

В этих исследованиях показано, что в традиционной дидактике в основном преобладают объяснительно-иллюстративные формы и методы обучения с незначительной по объему по отношению ко всему методическому инструментарию активно-познавательной и самостоятельной работой учеников.

Использование компетентностного подхода для разработки ЦОР позволяет создать четкую, структурированную и ориентированную на результат организацию учебной документации, учебных материалов и самого образовательного процесса. При этом можно использовать при индивидуальном обучении.

Использование ЦОР на своих уроках дало возможность активизации деятельности учащихся, повышение качества образования, разнообразие форм общения всех участников образовательного процесса, рационального использования времени на уроке. Но при этом личный опыт показывает, что имеются и отрицательные моменты использования ЦОР: перенасыщение информации, отсутствие живого общения и тактильных анализаторов.





















  1. Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приемы воспитания и обучения.


Использование ЦОР в педагогической работе, целесообразно на всех этапах деятельности, как и в подготовительной работе, так и для обобщения и систематизации накопленных знаний. Реализация ЦОР позволяет с минимальными затратами времени подготовить интересный, наглядный, визуализированный, образный материал в доступной форме, что развивает интерес у учащихся к предмету, к поиску новой информации. Удобство использования ЦОР также состоит в возможности использовать его в любой форме образовательной деятельности: групповой, фронтальной, парной и индивидуальной.

Основными принципами ЦОР являются:

  • коммуникативность;

  • индивидуализация;

  • наглядность.

Внедрение ЦОР в образовательную сферу помогает учителю сделать процесс обучения более понятным, доходчивым; позволяет осуществлять поиски не только основного, но дополнительного образовательного материала, поиски наиболее подходящего, яркого и интересного иллюстративного материала; позволяет реализовать обмен опытом, познакомится с наработками других педагогов; использование компьютеров для создания базы данных, хранения и систематизации информации, использование сети интернет в педагогической деятельности, создание электронной почты и сайтов; использование фотоаппарутуры и фоторедакторов; видеоаппаратуры и видеоредакторов; создание презентаций

В своей ежедневной педагогической работе я использую такие виды ЦОР:

  • ЦОР с текстовой информацией: учебники и учебные пособия; книги для чтения; тесты; словари; справочники; энциклопедии; периодические издания; нормативно-правовые документы; числовые данные; программно- и учебно- методические материалы.

  • ЦОР с визуальной информацией: 

коллекции: иллюстрации, фотографии, портреты, видеофрагменты, демонстрации опытов.

модели: статические и динамические, объекты виртуальной реальности, интерактивные модели.

символьные объекты: схемы, диаграммы, формулы.

  • ЦОР с аудио информацией: звукозаписи выступлений, звукозаписи музыкальных произведений, звукозаписи живой природы, звукозаписи неживой природы.

  • ЦОР с аудио и видео информацией: аудио – видео объекты живой и неживой природы, предметные экскурсии.

При внедрении ЦОР на своих уроках я придерживаюсь следующих методических правил:

  1. ЦОР являются не самоцелью, а средством, направленным на решение задач реального изменения качества образования, на повышение его эффективности.

  2. Цифровые образовательные ресурсы естественным образом, оптимально интегрируются в образовательный процесс с учетом педагогической целесообразности, требующей всесторонней оценки эффективности применения ЦОР в сочетании с различными педагогическими технологиями.

  3. В качестве наиболее значимых ценностных ориентиров использования ЦОР выбираются обращение к личности обучаемого, создание максимально благоприятных условий для подготовки творческого, мобильного, а главное самостоятельного ученика.

  4. ЦОР не подменяют педагога и не замещают его основных функций, а усиливают отдельные приемы и компоненты его деятельности.

Облегчение работы педагогов посредством ЦОРов должно компенсироваться тщательной разработкой уроков: планирование закрепления материала, тренировочных упражнений, отработки навыков и умений, контроля знаний, организации самостоятельной работы, обучения в парах и группах, выполнения творческих работ, индивидуальной работы с обучающимися. Использование ЦОРов кардинальным образом меняет роль учителя от обучения до координации и наставничества в приобретении обучающимися навыков самообучения. С учётом особенностей обучающихся и изучаемой дисциплины учителем должны быть выработаны свои приёмы использования ЦОРов и подборки демонстрационного материала. Эффективность в огромной степени зависит от опыта педагога, подхода к индивидуальным особенностям познавательной деятельности обучающихся. Поэтому необходимо подчеркнуть основные принципы организации познавательной деятельности:

1)Установка на активное восприятие.

Пассивное созерцание видеоматериалов без целевой установки снижает уровень знаний по сравнению с обычным уроком, так как обучающиеся при этом непроизвольно запоминают эффектные, хотя и второстепенные эпизоды в ущерб основным выводам и обобщениям. Для того, чтобы обучающиеся извлекли из видеоматериалов максимально необходимую информацию, до просмотра видеозаписи четко ставлю перед ними основные познавательные задачи и сообщаю о предстоящих учебных заданиях. Это достигается путем постановки обучающимся вопросов, на которые они должны ответить после просмотра видеоматериала. Если им предстоит выполнить творческую работу, то за несколько уроков до использования видеоматериала на уроке, рекомендую дополнительную литературу. Для создания в классе рабочей атмосферы заинтересованности, можно включить краткое вступительное слово, направляющее внимание на ключевые вопросы.

2) Контроль и руководство учебной деятельностью обучающихся во время использования видеоматериалов. Необходимо добиться того, чтобы все обучающиеся сосредоточили внимание на изучаемом материале, делали для себя краткие записи (можно использовать стратегию INSERT, чтобы все обучающиеся выполняли предусмотренные для данной темы виды работ и заданий). Полезно также по ходу просмотра видеоматериала обращать внимание учеников на наиболее важные факты и выводы.

3) Руководство учебной деятельностью обучающихся после использования видеоматериалов на уроке. Моя задача как учителя- использования видеоматериала в той же логике изложения, в которой подана информация. Видеоматериал используется учащимися для получения необходимой информации, а я как учитель организовываю обратную связь. Например: живой дискуссией в аудитории вслед за просмотром видеоматериала. Предлагаю творчески развить и использовать дополнительный материал, опираясь на другие методические пособия и рекомендации, учебники. При использовании аудиовизуальных технологий планомерно дополняю стимулированием самообразовательной деятельности, например, через возможность выбора заданий.















  1. Анализ результативности

Как показывает собственная практика, использование ЦОР усилила наглядность уроков, дала возможность оживить урок, вызвала интерес к изучаемому предмету, подключила одновременно нескольких каналов представления информации. Благодаря мультимедийному сопровождению занятий, экономится до 30% учебного времени.

Подготовка к любому уроку с использованием ЦОР, конечно, кропотливая, требующая тщательной переработки разнообразного материала, но она становится творческим процессом, который позволяет интегрировать знания в инновационном формате. А зрелищность, яркость, новизна компьютерных элементов урока в сочетании с другими методическими приемами делают урок необычным, увлекательным, запоминающимся.













Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Информатика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Применение цифровых образовательных ресурсов в процессе обучения.

Автор: Кусакаева Ботагоз Барлыбаевна

Дата: 30.01.2018

Номер свидетельства: 453503

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ. "
    ["seo_title"] => string(58) "tsifrovyie-obrazovatiel-nyie-riesursy-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "103152"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402569228"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(223) "Презентация "Использование цифровых образовательных ресурсов в современном воспитательно-образовательном процессе ДОУ"
    ["seo_title"] => string(80) "prezentatsiia_ispolzovanie_tsifrovykh_obrazovatelnykh_resursov_v_sovremennom_vos"
    ["file_id"] => string(6) "640914"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1701256322"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) "Применение цифровых образовательных ресурсов при работе с классом «Особый ребёнок»"
    ["seo_title"] => string(80) "primenenie_tsifrovykh_obrazovatelnykh_resursov_pri_rabote_s_klassom_osobyi_rebio"
    ["file_id"] => string(6) "598369"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1642661964"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(261) "ПРОЕКТНАЯ РАБОТА Адаптация онлайн-приложения Quizizz на уроках в коррекционной школе при обучении детей с умственной отсталостью русскому языку"
    ["seo_title"] => string(80) "proektnaia_rabota_adaptatsiia_onlain_prilozheniia_quizizz_na_urokakh_v_korrektsi"
    ["file_id"] => string(6) "647380"
    ["category_seo"] => string(6) "corect"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1710828345"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(214) "Техническая поддержка процесса обучения детей - инвалидов с применением дистанционных образовательных технологий. "
    ["seo_title"] => string(134) "tiekhnichieskaia-poddierzhka-protsiessa-obuchieniia-dietiei-invalidov-s-primienieniiem-distantsionnykh-obrazovatiel-nykh-tiekhnologhii"
    ["file_id"] => string(6) "123474"
    ["category_seo"] => string(9) "directoru"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1414506076"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства