kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Применение цифровых образовательных ресурсов при работе с классом «Особый ребёнок»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использование информационных технологий  помогает педагогам делать работу привлекательной для детей, наполнять ее новым содержанием, делать процесс обучения более эффективным и практически направленным. Осознание ребенком с ОВЗ того, что ему становятся доступны неведомые раньше знания, умения, формы общения, игры дает ему веру в свои силы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Применение цифровых образовательных ресурсов при работе с классом «Особый ребёнок»»

Применение цифровых образовательных ресурсов при работе с классом «Особый ребёнок»



У детей с ограниченными возможностями здоровья практически отсутствует или очень низкая мотивация к обучению. Сегодня решать эту проблему помогают информационные технологии. Цвет, движение, звук – это те факторы, которые достаточно долго удерживают внимание ребенка, делают процесс обучения более осознанным.

Использование информационных технологий  помогает педагогам делать работу привлекательной для детей, наполнять ее новым содержанием, делать процесс обучения более эффективным и практически направленным. Осознание ребенком с ОВЗ того, что ему становятся доступны неведомые раньше знания, умения, формы общения, игры дает ему веру в свои силы.

Использование информационных технологий  помогает педагогам делать работу привлекательной для детей, наполнять ее новым содержанием, делать процесс обучения более эффективным и практически направленным. Осознание ребенком с ОВЗ того, что ему становятся доступны неведомые раньше знания, умения, формы общения, игры дает ему веру в свои силы.

 В процессе обучения детей с ограниченными возможностями здоровья психологи рекомендуют развивать восприятие ребенка, которое связано с функционированием различных сенсорных систем: и визуальной, и аудиальной и особенно кинестетической. Именно кинестетическая система связана с моторной памятью и помогает довести навыки ребенка до автоматизма, т.е. перевести на уровень подсознания.

Появление в арсенале учителя такого устройства, как интерактивная доска, гармоничное сочетание традиционных методик с применением интерактивного оборудования помогает решать многие проблемы в обучении детей с особыми потребностями.

Интерактивная доска - это сенсорный экран, работающий как часть системы, в которую входит компьютер и проектор. Интерактивная доска является удобным инструментом в организации учебного процесса.

Особенность интерактивной доски – тактильное управление, которое помогает реализовывать различные стили обучения. Доска реагирует на прикосновение пальцев как на нажатие компьютерной мыши.

Методические образовательные решения на основе технологии позволяют опираться на естественные психофизиологические возможности ребенка, не только аудиальную и визуальную, но и тактильную систему. В отличие от других компьютерных средств это не сужает функциональные возможности кисти, не превращает ее в простое приспособление для удерживания управляющей точки (мышки), а предлагает много других способов контакта. Кинезиологическая – двигательная активность человека, его мышечная пластика могут быть развиты, а при необходимости – и скорректированы, с помощью особенностей интерактивных досок резистивного типа. Развивая моторику, мы создаем предпосылки для становления многих психических процессов. Учёными доказано положительное влияние манипуляций рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи, мышления, памяти, внимания, восприятия. Развивающая работа направлена от движения к мышлению, а не наоборот. Дети, которым удаются изолированные движения пальцев – говорящие дети.

Итак, интерактивная доска - еще один инструмент, данный в продолжение коррекционной работы по развитию пальцевой моторики, тактильного восприятия; по преодолению моторной неловкости, неточности движений.

 Если освоение ребенком материала идет только в виде просмотра и прослушивания, то получается один результат и, соответственно, прогноз. Если же человек не пассивно поглощает поток информации, а динамично с ним взаимодействует, т.е. интерактивен, тактильно связан с этой культурной средой, то мы можем предположить иной результат, а значит, и иную перспективу.

Эффективнее тот процесс, который максимально динамичен и пластичен, отражает особенности индивида. Если темп и ритм жизни конкретного учащегося может быть сохранен и поддержан электронной техникой, интерактивной доской, то это можно считать благоприятным фактором.

Интерактивные технологии, которые представлены доской , позволяют создавать разнообразные ситуации с использованием технологических возможностей программы. Есть и самые простые, и достаточно сложные. Но они все отличаются важным качеством – могут быстро превращаться. Экран может закрываться-открываться шторкой; менять цвет; прятать и показывать объекты и прочее – достаточно дать команду одним касанием! Исчезновение и появление – важный элемент игры.

Таких волшебных возможностей много, вполне достаточно, чтобы ребенок увлекся работой на доске и чтобы у него возник свой мотив. Такие задания и игры с учетом особенностей психофизического развития и возможностей обучающихся с ОВЗ могут быть разработаны каждым педагогом к своему предмету и собраны в своеобразный методический электронный банк, который будет пополняться по мере использования найденных приемов и получения при их использовании определенных эффектов.

В процессе обучения интерактивная доска используется:

- как обычная доска для обычной работы в классе (только мел заменён электронным карандашом);

- как демонстрационный экран (показ слайдов, наглядного материала, фильмов) для визуализации учебной информации изучаемого;

- как интерактивный инструмент – работа с использованием специализированного программного обеспечения, заготовленного в цифровом виде.

Применение интерактивных досок и другого интерактивного оборудования сулит немалые выгоды, но требует смены методических подходов к преподаванию. Кроме того,

проведение урока с использованием информационных технологий требует от учителя наличие пользовательских умений и навыков, навыков владения компьютером и мультимедийными приложениями.


Для продуктивного внедрения интерактивных досок в образование требуется хорошо построенная методология, поддержанная методическими материалами, качественным программным обеспечением, курсами повышения квалификации преподавателей. Применять компьютерные технологии может только учитель, обладающий достаточным уровнем методических знаний и умений.

В процессе сопровождения оборудования фирмы-поставщики готовы познакомить учителей только с техническими основами использования своей продукции. За пределами их компетенции находятся общепедагогические, методические, дидактические возможности интерактивного оборудования. Поэтому учитель вынужден либо самостоятельно, методом поисков, проб и ошибок осваивать новое оборудование, либо работать с ним, практически не используя всех его многообразных возможностей, что резко снижает эффективность дорогостоящих и многофункциональных средств обучения.

Для того, чтобы педагоги уверенно владели информационно-коммуникационными технологиями, грамотно и эффективно использовали компьютерное и проекционное оборудование, цифровые образовательные ресурсы, организована внутришкольная система методической поддержки учителей и воспитателей в области использования ИКТ. Основные направления ее деятельности:

Прежде всего, в работе с учителями стоит определить позицию: не навязывать свое видение, не декларировать общепринятые приемы, а создать условия, предоставляющие возможность учителю найти свои подходы к решению проблемы. А когда подходы найдены, учитель точно может рассчитывать на поддержку и помощь в их реализации.

В рамках внутришкольной системы методической поддержки учителей и воспитателей в области использования ИКТ в школе организованы практические занятия и обучающие семинары. Цель данных мероприятий - формирование у педагогов компетенций и навыков организации образовательного процесса с использованием современного интерактивного оборудования. Для реализации цели определён круг задач:

  • познакомить педагогов с разнообразием интерактивного оборудования, применяемого в образовательном процессе;

  • изучить основные возможности интерактивной системы;

  • показать эффективность использования интерактивной доски в образовательном процессе;

  • продемонстрировать приемы использования электронных дидактических материалов, созданных с помощью программного обеспечения Smart Notebook, на различных типах и этапах уроков;

  • изучить основные возможности программного обеспечения Smart Notebook;

  • продемонстрировать приемы создания электронных дидактических материалов с помощью программного обеспечения Smart Notebook;

  • рассмотреть алгоритм подготовки к уроку с использованием интерактивной доски;

Процесс создания единой методической системы использования ИКТ находится в стадии непрерывного развития.

Показателем эффективности функционирования системы методической поддержки является готовность педагогов школы к участию в мероприятиях различного уровня, к передаче опыта работы коллегам.

Заключение.

На сегодняшний день в образовательном процессе для повышения качества обучения необходимо применять не только разнообразные методы, формы работы и современные технологии образования, но и современные достижения техники - мультимедиа, интерактивную доску, компьютеры. Внедрение интерактивных технологий в образовательные процессы является одним из ключевых моментов информатизации образования.

Обобщая выше сказанное, можно констатировать:

•         интерактивная доска является эффективным средством повышения качества образовательного процесса;

•        интерактивная доска активно расширяет возможности традиционных средств информатизации и программного обеспечения;

•         интерактивная доска обладает уникальными по отношению к другим средствам информатизации возможностями по проектированию уроков;

•         использование интерактивной доски в учреждениях образования повышает мотивацию и эффективность работы учащихся и педагогов;

•         через использование интерактивной доски обеспечивается успешность обучения, развитие творческой активности и увлеченности предметом;

•         использование интерактивной доски на уроках значительно экономит время, позволяет увеличивать объём информации, усваиваемой детьми, стимулирует развитие их мыслительной и творческой активности, включает в работу всех учащихся, находящихся в классе.















Использование мультимедийных презентаций на уроках «Развитие речи» в классах «Особый ребенок»

 

    Дети класса « Особый ребенок» имеют свои особенности в развитии:  низкий стимул к восприятию учебного материала, трудности в запоминании нового материала, мышления основанного на образах и наглядности, поэтому использование современных компьютерных технологий повышает наглядность и доступность учебного материала.

     На уроках « Окружающий мир и развитие речи» детям предлагаются презентации на темы: «Грибы», «Полевые цветы», «Времена года», «Виды сезонной одежды», «Домашние и дикие животные» и др. Учитель вместе с детьми рассматривает слайды, комментирует содержание слайда, задает вопросы учащимся и получает ответы, которые в дальнейшем закрепляются с каждым ребенком индивидуально.  Так при изучении темы «Фрукты» ставится задача на уроке соотнесение цвета и формы. Урок проводится с применением интерактивной доски. Учащиеся называют фрукты (яблоки, груши, сливы, бананы и т.д.), показывают их, обводят по контуру, называют цвет и форму. Некоторые учащиеся способны запомнить и назвать цвет и форму предмета.

Красочность материала положительно воздействует на эмоциональное состояние учащихся, а наглядность, используемая на уроке,   способствует лучшему восприятию, пониманию  учебного материала и  обогащению словарного запаса.                      

           Презентации - это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Использование такой информационной технологии позволяет эффективней развивать все виды восприятия у детей: зрительного, слухового, чувственного, задействовать на уроке  все виды памяти: зрительную, слуховую, образную, что, бесспорно, необходимо и очень актуально в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Хочу отметить, что  использование презентаций не заменяет привычных коррекционных методов и технологий работы, а является дополнительным, рациональным и удобным источником информации, наглядности, создает положительный эмоциональный настрой, мотивирует и ученика, и учителя, тем самым ускоряет процесс достижения положительных результатов в работе.





















Текст слайда:

Задача Совуньи


Всего– 60 деревьев
Берёз - ?, половина от

Слайд 11

Текст слайда:

Этап информации учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

I вариант
Вычислите:
1) 90:3+4 * 3
2) 15 * 6-42:7
3) 10т5ц * 3+70т2ц:9
II вариант
1) 82:2+ 23 * 3
2) 10м7дм-3м2дм * 2

Скачать презентацию на тему Использование ИКТ на уроках в коррекционном классе. презентация по теме

Разноуровневые задания при работе в классе «Особый ребенок» необходимы на основании требования учитывать индивидуальные особенности ребенка в процессе обучения и воспитания в классе «Особый ребенок» очевидно. Ведь учащиеся по разным показателям отличаются друг от друга. Индивидуальный подход в обучении направлен на создание благоприятных условий обучения, учитывающих как индивидуальные особенности каждого ребенка, так и его специфические особенности, характерные для детей с отклонениями в развитии.

РЕКЛАМА


Обсудить статьюОпубликовать свой материал

Начало формы

Конец формы

Классы «Особый ребенок» для детей с умеренной (глубокой) умственной отсталостью открыты с целью максимально возможной социализации этой категории детей.

Приоритетными направлениями работы в классе «Особый ребенок» являются:
 

  • укрепление и охрана здоровья, физическое развитие ребенка;

  • формирование и развитие коммуникативной и когнитивной функции речи;

  • формирование и развитие продуктивных видов деятельности, социального поведения, коммуникативных умений;

  • включение обучающихся в обслуживающий, хозяйственный, прикладной труд;

  • расширение социальных контактов с целью формирования навыков социального общежития, нравственного поведения, знаний о себе, о других людях, об окружающем микросоциуме;

  • формирование на доступном уровне простейших навыков счета, чтения, письма, знаний о природе и окружающем мире, основ безопасной жизнедеятельности;

  • развитие творческих умений средствами предметной и игровой деятельности.

Процесс обучения и воспитания в классе «Особый ребенок» строится
на следующих принципах:

  • социальной направленности;

  • практической направленности:

  • комплексного подхода;

  • индивидуализации обучения;

  • коррекционно-развивающей направленности;

  • деятельностного подхода;

  • доступности обучения;

  • эмоциональной интенсивности обучения.

Индивидуальный подход к обучению в классе "Особый ребенок"

Дифференциация – это учет индивидуальных особенностей учащихся в той форме, когда учащиеся группируются на основании каких-либо особенностей для обучения. Требование учитывать индивидуальные особенности ребенка в процессе обучения и воспитания в классе «Особый ребенок» очевидно. Ведь учащиеся по разным показателям отличаются друг от друга.

Индивидуальный подход в обучении направлен на создание благоприятных условий обучения, учитывающих как индивидуальные особенности каждого ребенка, так и его специфические особенности, характерные для детей с отклонениями в развитии.

Цель данного подхода в обучении – это создание благоприятного психического развития каждого ученика в классе.

Принцип индивидуального и дифференцированного подхода при работе в классе «Особый ребенок» я использую во всех видах и формах организации учебной деятельности. Будь то фронтальная, самостоятельная, домашняя работа, объяснение или закрепление нового материала.

На уроках для повышения умственной работоспособности детей, и для предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного статического напряжения, провожу физкультминутки, примерно через 10-15 минут от начала урока или с развитием первой фазы умственного утомления у значительной части учащихся класса.

Важно вовремя заметить, когда ребенок начинает утомляться и успеть переключить его до того, как он начнет отвлекаться или замкнется. Если это происходит, то нарушается эмоциональная атмосфера урока, падает его результативность.

Опыт работы с детьми класса «Особый ребенок» показывает, что учащиеся обычно активнее воспринимают и усваивают материал, имеющий яркую эмоциональную окрашенность и привлекательную наглядную представленность.

Для каждого ученика в начале учебного года разрабатывается индивидуальный маршрут обучения, который утверждается на школьном ПМП(к). Согласно индивидуальному маршруту обучения учебный материал подбирается для каждого ребенка индивидуально.

Трудность обучения состоит в том, что учителям нелегко дифференцировать материал из учебников для классов школы VIII вида, т.к. для классов «Особый ребенок» учебников нет.

В условиях классно-урочной системы индивидуальный подход в обучении и воспитании тесно связан с дифференцированным подходом.

Принципы выделения групп в классе "Особый ребенок"

Разделение класса на несколько групп по способностям и степени обучаемости.

I группу составляют ученики, наиболее успешно овладевающие программным материалом. Полученные знания и умения такие ученики успешнее остальных применяют на практике. При выполнении сложных заданий им нужна активизирующая помощь взрослого.

Учащиеся II группы в ходе обучения испытывают несколько большие трудности, чем ученики I группы. Их отличает меньшая самостоятельность в выполнении всех видов работ, они нуждаются в помощи учителя, как активизирующей, так и организующей.

К III группе относятся ученики, которые с трудом усваивают программный материал, нуждаясь в разнообразных видах помощи (словесно-логической, наглядной и предметно-практической).

Группы меняются, в зависимости от предмета. На уроках использую индивидуальные, парные, групповые формы работы.

Все карточки для индивидуальной работы учащихся по предметам дифференцированы.
Каждый ученик выполняет посильное задание индивидуально или в группе.

Обучение с учетом индивидуальных особенностей учащихся имеет место на каждом уроке.

Примеры заданий для детей с умственной отсталостью



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Применение цифровых образовательных ресурсов при работе с классом «Особый ребёнок»

Автор: Мухаметшина Нила Евгеньевна

Дата: 20.01.2022

Номер свидетельства: 598369


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства