Мотивация к профессиональной деятельности в современных условиях через уроки информатики
Мотивация к профессиональной деятельности в современных условиях через уроки информатики
«Мотивация – это человеческое стремление…
проявить себя в том, к чему он чувствует себя
потенциально способным»
А.Маслоу
Мотив - это совокупность внутренних побуждений к активности, основанных, в основном, на осознаваемых или неосознаваемых потребностях, на интересе, на представлениях о ценностях. Мотив - это то, что вызывает определенные действия человека, его внутренние и внешние движущие силы. Как правило, человек совершает действия под воздействием ряда мотивов, представляющих собой их диспозицию. Диспозиция мотивов и ведущий мотив непостоянны, на их сущность влияет внешняя среда и особенности личности. Мотив определяет, что и как надо делать для удовлетворения потребностей человека. Мотивы поддаются осознанию, и человек может воздействовать на них, усиливая или приглушая их действие, а в некоторых случаях устраняя их из своих движущих сил.
Мотив – это побуждение к деятельности. Любая деятельность протекает более эффективно и дает качественные результаты, если при этом у личности имеются сильные, яркие, глубокие мотивы, вызывающие желание действовать активно, с полной отдачей сил, преодолевать неизбежные затруднения, неблагоприятные условия и другие обстоятельства, настойчиво продвигаясь к намеченной цели – получении выбранной специальности.
Чтобы мы могли лучше общаться друг с другом, чтобы нам было проще понимать окружающих людей и самих себя, а также чужие и свои собственные поступки, следует понять, что такое мотивация.
Мотивация - это процесс побуждения человека к деятельности для достижения целей. Также мотивацию можно определить как структуру, систему мотивов деятельности и поведения субъекта. Цель - это желаемый продукт деятельности. Влияние мотивации на поведение человека зависит от множества факторов, оно очень индивидуально и может меняться под воздействием мотивов и обратной связи с деятельностью человека.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Если рассматривать жизнь человека как его движение вперёд по пути развития, то можно сказать, что жизнь – это процесс постоянного преодоления новых границ, достижения лучших результатов, саморазвития и личностного роста. И в этом процессе одну из главенствующих ролей играет вопрос смысла всех действий и поступков, которые совершает человек. Что оказывает влияние на деятельность человека и его поведение? Для чего он вообще делает что-то? Что его побуждает? Что мотивирует? Ведь у любого действия (и даже бездействия) практически всегда есть свой мотив.
«Мотивация – это человеческое стремление…
проявить себя в том, к чему он чувствует себя
потенциально способным»
А.Маслоу
Мотив - это совокупность внутренних побуждений к активности, основанных, в основном, на осознаваемых или неосознаваемых потребностях, на интересе, на представлениях о ценностях. Мотив - это то, что вызывает определенные действия человека, его внутренние и внешние движущие силы. Как правило, человек совершает действия под воздействием ряда мотивов, представляющих собой их диспозицию. Диспозиция мотивов и ведущий мотив непостоянны, на их сущность влияет внешняя среда и особенности личности. Мотив определяет, что и как надо делать для удовлетворения потребностей человека. Мотивы поддаются осознанию, и человек может воздействовать на них, усиливая или приглушая их действие, а в некоторых случаях устраняя их из своих движущих сил.
Мотив – это побуждение к деятельности. Любая деятельность протекает более эффективно и дает качественные результаты, если при этом у личности имеются сильные, яркие, глубокие мотивы, вызывающие желание действовать активно, с полной отдачей сил, преодолевать неизбежные затруднения, неблагоприятные условия и другие обстоятельства, настойчиво продвигаясь к намеченной цели – получении выбранной специальности.
Чтобы мы могли лучше общаться друг с другом, чтобы нам было проще понимать окружающих людей и самих себя, а также чужие и свои собственные поступки, следует понять, что такое мотивация.
Мотивация - это процесс побуждения человека к деятельности для достижения целей. Также мотивацию можно определить как структуру, систему мотивов деятельности и поведения субъекта. Цель - это желаемый продукт деятельности. Влияние мотивации на поведение человека зависит от множества факторов, оно очень индивидуально и может меняться под воздействием мотивов и обратной связи с деятельностью человека.
Главное в мотивации - ее неразрывная связь с потребностями человека. Человек стремится снизить напряжение, когда он испытывает нужду (не всегда осознаваемую) в удовлетворении какой-либо потребности (биологической или социальной).
Мотивация к профессиональной деятельности определяется в целом сложным, постоянно меняющимся соотношением разных побуждений, входящих в мотивационную сферу. Мотивация к профессиональной деятельности начинается с профессионального призвания, которое определяет, как влечение к какой-либо профессии, опирающееся на знание о предназначении профессии, осознание своих возможностей овладения ею и оценку своих потенциальных профессиональных способностей и как «ощущение профессии» с призванием связаны. Профессиональные намерения – осознанное отношение к определённому виду профессиональной деятельности, включающие знания о предназначении профессии, стремление избрать профессию и получить определённое образование. В отличии от призвания намерение включает принятие решения. Потребность в профессиональном труде - готовность к активности человека, вызванная его нуждой в чем-либо; психическое состояние, создающее предпосылку к профессиональному труду.
Мотивация обучающихся профессиональной деятельности через уроки информатики – это очень важный этап на пути формирования у них мотивов, которые могут придать учёбе смысл, а сам факт учебной деятельности сделать важной целью для студента. В ином случае успешное обучение станет невозможным. Мотивация к обучению профессиональной деятельности, к сожалению, сама по себе проявляется довольно редко. Именно по этой причине нужно использовать различные методы её формирования, чтобы она могла обеспечивать и поддерживать плодотворную учебную деятельность на протяжении продолжительного периода времени. Методов и приёмов формирования мотивации к учебной деятельности довольно много.
Ниже представлены самые распространённые:
На уроках информатики можно использовать сопоставление научных и жизненных толкований - это такой приём, в котором приводятся какие-то научные факты и сопоставляются с жизненными, что вызывает у обучающихся интерес и желание узнать больше, т.к. это отражает действительность. (Например графики функций строим на информатике, а в жизни график функции – это кардиограмма сердца)
Создание ситуаций успеха в обучении - этот приём используется, в основном, по отношению к обучающимся, которые испытывают определённые затруднения в обучении . Основан приём на том, что радостные переживания способствуют преодолению трудностей в обучении. (Если не получается написать сайт, рекламируя свою специальность, сразу, а немного погодя получилось – это большой успех и радость для обучающегося.)
Чтобы повысить мотивацию к профессиональной деятельности можно на уроках использовать совершенно разные способы, но эти способы всегда будут разными.
В некоторых случаях следует опираться на коллективную мотивацию, например, просить каждого из группы, чтобы высказал своё мнение по тому или иному вопросу, вовлекать обучающихся в диалог, дискуссию, пробуждая тем самым интерес и активность. В других случаях нужно учитывать индивидуальные особенности личности, изучать их поведение и потребность, в некоторых случаях надо приводить аналогию между изучаемым материалом по информатике и реальной жизнью, тем самым вызывая интерес к будущей профессии.
Наличие компьютерной техники в аудитории позволяет проводить уроки на основе проблемно-ориентированной технологии, уроки-практикумы. На этих уроках обучающиеся получают индивидуальные задания и пытаются сами выполнить его, используя полученные теоретические знания.
Проверка знаний обучающихся – один из важнейших этапов урока, который влияет на отношение обучающихся к изучаемому предмету. На этом шаге легко можно понизить с трудом формируемый уровень мотивации к профессиональной деятельности. Чтобы этого не произошло, чтобы поддержать интерес к предмету, для обучающихся используем творческий подход к любому предложенному заданию. В этом помогает компьютерное творчество. Оно помогает развивать творческие способности обучающихся в ходе выполнения самостоятельных творческих заданий – в том числе связанных с их профессией; навыки использования информационных технологий и различных источниках информации для решения познавательных задач; умение вести индивидуальную работу, умение самостоятельного поиска решения новой задачи: при этом формируется интерес к информатике. Создание презентаций процесс несложный, но он побуждает к исследовательской и поисковой деятельности и позволяет поднять планку мотивации к своей профессиональной деятельности.
Задания по поиску информации о своей профессии посредством Интернета, также способствуют мотивации к своей профессиональной деятельности.
Заключение
Совсем недавно мотивация к профессиональной деятельности и использование ИКТ в обучении были не только недоступными, но даже казались просто, нереальными. Сегодня практически каждое образовательное учреждение использует возможности глобальной сети Интернет и в учебно-воспитательном процессе, и для участия в различных проектах, конкурсах, и как средство сотрудничества в образовательном пространстве и, конечно же, для мотивации своей профессиональной деятельности.
Если десять лет назад информационные технологии считались перспективными, то сейчас без них просто немыслимо развитие не только сферы образования, но и всего современного общества. Каждый человек, желающий быть в курсе всех событий, «идти в ногу со временем», ориентироваться в потоке информации, просто обязан владеть компьютерной грамотностью и применять её в своей профессиональной деятельности.
Литература
Бабанский Ю. К. Интенсификация процесса обучения. М., 1989
Виноградова М. Д. Коллективная познавательная деятельность. М., 1987
Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. - М.: Гардика, 1999
Гоноблин Ф. Н. Внимание и его воспитание. М., 1982
Дятлов В.А, Кибанов А.Я., Пихало В.Т. Управление персоналом. - М.: ПРИОР, 1998
Егоршин А.П. Управление персоналом. - Нижний Новгород: НИМБ, 1999.
Ермолаев Б. А. Учить учиться. М., 1988
Ерецкий М. Н. Совершенствование обучения в техникуме. М., 1987
Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб: Питер, - 2000
Кнорринг В.И. Теория, практика и искусство управления: Учебник для вузов по специальности «Менеджмент». - М: НОРМА - ИНФРА, 1999
Липатов В.С. Управление персоналом предприятий и организаций. - М.: Люкс, 1996
Поля М. Н. Как побуждать учащихся к учению и труду. Кишинев 1989
Скаткин М.Н. Совершенствование процессов обучения. М., 1981
Страхов И. В. Воспитание внимания у учащихся. М., 1988
Шамова Т. И. Активизация обучения студентов. М., 1982.
Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М., 1989