kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методические рекомендации на тему "Оценивание для обучения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические рекомендации предназначены для учителей общеобразовательных организаций и могут быть использованы для применения технологии оценивания, стимулирующих оценочную самостоятельность учащихся, обеспечивающих их деятельность по планированию и достижению образовательных результатов определенного уровня.

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации на тему "Оценивание для обучения"»

Аннотация


Методические рекомендации предназначены для учителей общеобразовательных организаций и могут быть использованы для применения технологии оценивания, стимулирующих оценочную самостоятельность учащихся, обеспечивающих их деятельность по планированию и достижению образовательных результатов определенного уровня.


Пояснительная записка


Мы живём в быстро меняющемся мире, требующем от учителей серьёзных, важных и необходимых перемен в образовании для того, чтобы уже сегодня наши ученики были готовы к тому, что их ждёт завтра.

Одной из проблем, возникающих с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта основной школы (ФГОС ООО), является проблема оценивания образовательных результатов учащихся.

В систему оценивания надо заложить механизм, поощряющий и развивающий мотивацию обучения и самооценивания учащимися своих достижений, а также рефлексию происходящего с ним в ходе учебного процесса. Такие возможности для ученика и учителя предоставляет формирующее оценивание.

Таким образом, актуальность данной работы обусловлена:

  • внедрением ФГОС в образовательный процесс в основной школе;

  • потребностью учителя введения новых подходов к оцениванию образовательных результатов;

  • недостаточным количеством практических пособий для учителей при внедрении формирующего оценивания на уроках.

Цель работы: описание опыта внедрения техник формирующего оценивания на уроках информатики.

Данные методические рекомендации помогут учителям предметникам при подготовке учащихся к самостоятельным, контрольным, диагностическим и итоговым работам, зачетам и итоговой аттестации. Использование техник формирующего оценивания даст возможность учителю выявить пробелы в усвоении учебного материала и повысить мотивацию учащихся.

Инновационность методической разработки заключается в повышении результативности уровня обученности и качества знаний учащихся с применением на уроках и внеурочной деятельности листов обратной связи и ментальных карт.


Содержание


Под формирующим оцениванием понимается процесс поиска и интерпретации данных, которые ученики и их учителя используют для того, чтобы решить, как далеко ученики уже продвинулись в своей учёбе, куда им необходимо продвинуться и как сделать это наилучшим образом. Принято наряду с итоговым как второй обязательный элемент полноценной системы оценивания выделять формирующее оценивание. Если итоговое оценивания происходит по завершении того или иного учебного этапа и решает задачи контроля и фиксации результата, то формирующее оценивание происходит в ходе обучения и является его частью. Его можно рассматривать как текущее, диагностическое, но наиболее точное название – «оценивание для обучения».

Формирующее оценивание – это оценивание в процессе обучения, при котором анализируются знания, умения, ценностные установки и оценки, поведение учащегося, устанавливается обратная связь об успехах и недостатках учащегося; когда учащегося направляют и мотивируют на дальнейшую учёбу, а также планирование целей и путей её продолжения. Сравнение успехов учащегося с его прежними достижениями, предложения о дальнейшей деятельности, поддерживающей развитие учащегося - это то на чём сосредоточено формирующее оценивание, а эффективные способы работы, позволяющие учителям сформировать навыки, необходимые для качественного и гибкого оценивания достижения учащихся являются инструментами формирующего оценивания.

Формирующее оценивание:

  • Центрировано на ученике. Внимание учителя и ученика в большей степени фокусируется на отслеживании и улучшении процесса учения, а не преподавания. Учитель и ученик получают информацию, на основании которой они принимают решения, как улучшать и развивать учение.

  • Направляется учителем. Применение формирующего оценивания предполагает автономию, академическую свободу и высокий профессионализм учителя, поскольку именно он решает, что оценивать, каким образом, как реагировать на полученную информацию.

  • Разносторонне результативно. Поскольку оценивание сфокусировано на учении, оно требует активного участия школьников, благодаря чему они глубже погружаются в материал и развивают навыки самооценивания. Это приводит к тому, что растёт их учебная мотивация, поскольку дети видят заинтересованность преподавателей, стремящихся помочь им стать успешными в учёбе.

  • Формирует учебный процесс. Цель формирующего оценивания – улучшать качество учения, а не обеспечивать основания для выставления отметок.

  • Определено контекстом. Формирующее оценивание осуществляется с учетом как нужд учителя, учеников, так и характеристик изучаемых дисциплин. Формы и критерии оценивания зависят от конкретной ситуации.

  • Непрерывно. Оценивание – это продолжающийся процесс, который запускает механизм обратной связи и постоянно поддерживает его в работающем состоянии.

  • Основано на качественном преподавании. Формирующее оценивание опирается на высокопрофессиональное преподавание и с помощью механизма обратной связи, информирующей учителя о том, как учатся ученики, позволяет ему работать более систематично, подвижно и эффективно.

Формирующее оценивание используется для того, чтобы выяснить, достигнуты ли поставленные учебные цели. Одной из техник формирующего оценивания является методика составления листов обратной связи, которую мы применяем на своих уроках.


Опыт использования элементов формирующего оценивания

на уроках информатики


Изучив техники формирующего оценивания, я пришла к выводу, что эффективными на уроках информатики являются листы обратной связи и ментальные карты. 

Ментальные карты – это особый способ систематизации знаний при помощи схем.

Главной особенностью этого способа является то, что он одновременно вводит в работу оба полушария головного мозга, благодаря чему человек может на все 100% использовать свой потенциал.

Данные карты можно выполняться как вручную на листах бумаги формата А3 или А4, так и при помощи специальных компьютерных программ.

Ментальные карты нужны:

  • Для представления в сжатой форме большого количества информации.

  • Для того, чтобы хорошо разобраться в новой теме.

  • Для генерации идей. Опишите свою цель и всё, что нужно для ее достижения, а карта поможет найти наиболее оптимальный метод решения задачи.

  • В самостоятельном обучении. Вы сможете значительно ускорить процесс изучения нового материала, если зафиксируете главные мысли в ментальной карте.

Основные принципы:

  1. Ментальная карта должна активизировать память и восприятие.

  2. Обеспечение максимальной удобочитаемости, что делает мышление более осознанным.

  3. Анализ составленной вами карты позволяет понять «устройство» вашего мышления.

Правила создания:

  1. Центральная картинка (идея, задача) должна быть больше остальных и располагаться по центру.

  2. При создании используйте более 3 разных цветов.

  3. Изменяйте шрифт в зависимости от важности слов, чтобы получить определенную иерархию.

  4. Используйте стрелки для соединения картинок (мыслей).1

Ментальные карты, созданные учащимися, можно применять в качестве средства обучения, наглядности на обобщающем уроке в других классах.

Листы обратной связи целесообразно использовать в двух случаях. В первом случае тема, которая подлежит контролю по формирующему оцениванию, важна для реализации задач данного года обучения, содержит материал, который необходим учащемуся для дальнейшего успешного освоения данного предмета. Также применение листов обратной связи предполагает двух или трехкратное их оценивание, что способствует лучшему усвоению материала учащимся.

Во втором случае тема может содержать в качестве планируемых результатов не только запоминание и воспроизведение знаний и умений, но их применение в иной ситуации, а также их анализ, синтез и оценку. В этом случае учащийся получает комментарий учителя и в режиме самостоятельной работы с данными комментариями планирует и конструирует свою деятельность по достижению более высокого образовательного результата. Так же лист обратной связи содержит критерии оценивания. Где ученик может себя оценить и узнать на каком уровне находятся его знания.

Лист обратной связи - это документ, который использует учитель для формирования качественной и количественной оценки промежуточных и итоговых результатов деятельности учащихся по освоению определенных результатов образования. Лист обратной связи позволяет учащемуся:

  • ставить собственные цели в освоении учебного материала и планировать деятельность по их достижению;

  • получать информацию о результатах своей деятельности без окончательной отметки (до двух раз и более) а, значит, сохранять мотивацию на дальнейшую деятельность по освоению учебного материала;

  • получать комментарии учителя, позволяющие так спланировать деятельность, чтобы получить результат более высокого уровня; овладеть алгоритмом оценки собственного продвижения.

Использование таких листов упрощают обратную связь в процессе обучения и обеспечивают преемственность в оценке сходных образовательных результатов в рамках изучения различных тем как внутри предмета, так и на материале разных предметов. Листы обратной связи как инструмент формирующей оценки помогают учащемуся задуматься о том, как можно улучшить качество своей работы и принять осознанное решение о продолжении или прекращении работы по освоению того или иного образовательного результата. В листах обратной связи я выделила: уровни учебных целей по Блуму, предметные результаты, задания и упражнения, самооценка, оценка и комментарий учителя.

При составлении заданий для листов обратной связи опиралась на таксономию Б. Блума, которая является эффективным инструментом для анализа влияния обучения на развитие у учащихся способностей к запоминанию, осмыслению и решению задач.

Б. Блум выделяет шесть категорий целей обучения: знания, понимание, применение, анализ, синтез, оценка. Знание первая категория целей обучения, так как запоминание является только частью более сложных процессов соотнесения, оценки, реорганизации, на которых строятся более высокие категории учебных целей. Понимание как категория таксономии учебных целей отражается, по мнению Б. Блума, в трех типах поведения: трансляции (переход от конкретного к абстрактному, использование других терминов, символов, перевод на другой язык, пересказ своими словами), интерпретации (реорганизация идей в сознании человека, выделение значимых идей, их внутренних связей, обобщение, объяснение, краткое изложение), переносе знаний (оценка и предсказание, основанное на понимании направлений, тенденций, правил). Если овладение знаниями на уровне понимания обеспечивает использование обучаемым абстрактных понятий, правил, принципов по данной теме, то усвоение учебного материала на уровне применения предполагает, что он будет правильно применять это знание в ситуации, отличной от той, в которой учащийся его получил. Если понимание, по мнению Б. Блума, ориентирует на «схватывание» учебного материала и погружение в него, применение на установление связей данного материала с соответствующими обобщениями и принципами, то анализ направлен на выделение отдельных частей материала, определение их взаимосвязей и принципов организации, определение предположений, выводов, концепций, которых автор текста придерживается, хотя не высказывает явно.

Категория синтеза обозначает умение комбинировать элементы так, чтобы получить целое, обладающее новизной, собирая материал из разных источников вместе так, чтобы полученная модель или структура была более понятной, чем исходный материал. Понимание, применение знаний и анализ материала являются необходимым условием решения задачи синтеза, но они не требуют оригинальности, уникальности решения. Оценка как категория таксономии обозначает умение оценивать значение того или иного материала (утверждения, художественного произведения, исследовательских данных), основывается на четких критериях, на адекватном понимании и анализе явлений, что принципиально отличает ее от субъективных мнений.2

При применении листов обратной связи все прогнозируемые результаты, планируемые учителем, дают положительную динамику и стабильные результаты.

При составлении заданий в лист обратной связи можно воспользоваться таблицей из приложения 1.

Литература


  1. Пинская М.А. Оценивание в условиях введения требований нового Федерального государственного образовательного стандарта. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2013. – 96 с.

  2. Фишман И.С., Голуб Г.Б. Формирующая оценка образовательных результатов учащихся: Методическое пособие. Самара: Издательство «Учебная литература», 2007 г.

  3. https://abdullinru.ru/pk/mentalnye-karty.html





Приложение 1

Познавательный процесс

Глаголы для разработки заданий

Примеры заданий

Знание (помнить – извлекать информацию из памяти)

Воспроизведение

–        назовите;

–        повторите;

–        напишите формулу…;

–        перечислите…;

–        в каком году…;

–        воспроизведите…  

  • Ответить на любой вопрос альтернативного или множественного выбора.

  • Назвать фамилии ученых.

Припоминание, узнавание

–        инсценируйте;

–        где происходило…

–        вспомните,

–        выберите, 

–        констатируйте, 

–        представьте, 

–        извлеките,

–        измерьте,

–        подчеркните….

  • Вспомнить формулу.

  • Найди предмет, напоминающий прямоугольник.

Понимание (понимать – выявлять сущность)

Интерпретация

–        закончите фразу;

–        что узнали;

–        объясните;

–        выполните по аналогии;

–        преобразуйте;

–        объясните взаимосвязь.

  • Представьте задачу в виде алгебраического уравнения.

  • Нарисуйте процесс пищеварения.

Приведение примеров

–       уточните,

–       сопоставьте,

–       преобразуйте,

–       проведите различия,

–       проиллюстрируйте,

–      переведите на другой язык…

  • Изобразите параллелограмм.

  • Назовите млекопитающего, который живет в нашей области.

Классификация

Сравнение

–       классифицируйте, 

–       выявите различия,

–       распознайте,

–       обсудите,

–        укажите…

  • Назовите четные и нечетные числа.

  • Сгруппируйте животных по видам.

Объяснение

Умозаключение

–       интерпретируйте,

–       систематизируйте,

–       изложите своими словами,

–       спрогнозируйте

–       распознайте,

–       опишите,

–       переформулируйте,

–      сделайте (критический) обзор…

  • Докажите значимость правила выполнения порядка действий.

  • Прочитайте отрывок и сделайте вывод.

Применение (Применять – использовать на практике в других ситуациях)

Исполнение

–       проверьте предположение;

–       докажите, что…;

–       выскажите мнение о …;

–       выскажите гипотезу;

–       объясните цель применения;

  • Добавьте в столбик двузначные числа.

  • Выполните задание.

Применение

–       продемонстрируйте,

–       измените,

–       подготовьте, 

–       составьте,

–       подтвердите….

  • Проведите эксперимент.

  • Составьте задачу.

Анализ (анализировать – вычленять из понятия части и описывать как части соотносятся с целым)

Дифференциация

–        что является следствием;

–        сравните;

–        проанализируйте причины;

–         выведите формулу…

  • Сравните и сделайте вывод.

  • Проанализируйте причины реформы и сделайте вывод.

Организация

–       изобразите схематически, 

–      рассмотрите, соотнесите и выделите,

–       проведите эксперимент,

–       проверьте гипотезу,

–       задайте   вопрос ….

  • Постройте модель части речи.

  • Рассмотрите взаимосвязь между животными и постройте цепи.

  • Найди ошибку.

Синтез (Создать новое – объединить элементы в целое)

Генерация

–        составьте из элементов;

–        систематизируйте;

–       напишите творческое сочинение;

–       предложите план эксперимента;

–        найдите альтернативу;

–        предложите алгоритм;

–       каковы возможные объяснения…

  • Предложите пути решения проблемы.

  • Предложите альтернативу.


Планирование

–       аргументируйте,

–       систематизируйте,

–       реконструируйте,

–       предложите,

–       изобретите….

  • Разработайте план исследования.

  • Создайте план для разработки мультимедийной презентации

  • Создайте кластер.

Оценка (Создать суждения, основанные на критериях и эталонах)

Проверка

–       аргументируйте

–       примите решение,

–       составьте мнение,

–       рекомендуйте,

–       разрешите проблему

  • Проанализируйте план эксперимента и дайте оценку.

  • Оцените по критериям аргументированность выступления группы.

Критичность

–       произведите оценку,

–       спрогнозируйте,

–       дайте оценку,

–      разработайте и выберите критерии,

–       защитите точку зрения….

  • Соответствует ли ваш способ решения задачи эталону.

  • Разработайте критерии оценки и оцените проект.3

























Приложение 2

Лист обратной связи

Ф. И. ученика(цы)________________________9___класса

Тема: «Системы счисления»

Уровни учебных целей

Предметные результаты

Задания, упражнения

Самооценка

Оценка учителя

(+, - )

Комментарии

Знание

Знаю определение системы счисления, какая система счисления является позиционной и непозиционной; развернутую и свернутую форму записи числа.

Запишите определение:

1.Система счисления.

2.Непозиционная с. с.

3.Позиционная с. с.

Продолжи предложение:

1.Основание позиционной с. с. равно…..

2.Развернутая форма записи числа….

3.Свернутая форма записи числа..

За каждый правильный ответ по 1 баллу




Понимание

Знаю правило перевода целых десятичных чисел в систему счисления с основанием q; правило сложения и умножения в двоичной системе счисления.

1.Запиши правило перевода целых десятичных чисел в систему счисления с основанием q.

2.Запиши в таблице правило сложения и умножения в двоичной системе счисления.

3.Запиши в развернутом виде числа:

  1. 145,51210;

  2. 1325118;

  3. 14351116;

  4. 1435,116.

За каждый правильный ответ по 1 баллу




Применение

Умею переводить целые числа из одной системы счисления в другую и выполнять операции сложения и умножения над двоичными числами.

1. Переведите целые числа из десятичной системы счисления в двоичную:

  1. 4910;

  2. 2110;

  3. 8510.

2. Переведите целые числа из десятичной системы счисления в восьмеричную и шестнадцатеричную:

  1. 513;

  2. 600;

  3. 2010.

3. Запишите десятичные эквиваленты следующих чисел:

  1. 1728;

  2. 2EA16;

  3. 10,12.

4. Выполните операцию сложения над двоичными числами:

  1. 101010+1101;

  2. 1010+1010;

  3. 10101+111.

4. Выполните операцию умножения над двоичными числами:

  1. 1010*11;

  2. 111*101;

  3. 1010*111.

За каждое правильно выполненное задание по 2 балла.




Анализ

Умею находить нужное решение; могу анализировать (выделять преимущества и недостатки систем счисления, делать вывод).

1. Сравните числа:

  1. 2910 и 111012;

  2. 16 и 428;

  3. 1001012 и 778.

2. Расставь знаки арифметических операций так, чтобы были верны следующие равенства в двоичной системе:

  1. 1100?11?100=100000;

  2. 1100?10?10=100;

  3. 1100?11?100=0.

3.Какими преимуществами и недостатками обладает двоичная система счисления по сравнению с десятичной?

За каждое правильно выполненное задание по 3 балла.




Синтез

Могу систематизировать информацию по теме: «Системы счисления»

1.Разработайте таблицы сложения и умножения для восьмеричной системы счисления.

2.Постройте граф, отражающий разновидности систем счисления.

За каждое правильно выполненное задание по 3 балла.




Оценка

Умею оценивать решение выражения, находить ошибку.

Верно ли решено?

(11111012+AF16):368

Решение:

(11111012+11111012):1012=110112

Если решение верное, то в ответе запиши да, если нет, то реши его. Сколько способов решения выражения существует?

За правильно выполненное задание 3 балла.




Итого:






Отметка:






Критерии оценивания уровней достижений

Уровень

Низкий

Базовый

Повышенный

Высокий

Баллы

0-28

29-42

43-56

57-72

Отметка

2

3

4

5



Приложение 3

Оценочный лист Группа № 1

Таблица № 1 «Оценивание ментальной карты»

«0» - содержание карты не удовлетворяет данному критерию;

«1» - содержание карты частично удовлетворяет данному критерию;

«2» - содержание карты полностью удовлетворяет данному критерию.

Критерии оценивания

ментальной карты

Взаимооценка ментальной карты

  1. Центральная картинка (идея, задача) верно выбрана больше остальных и располагается по центру.


  1. Использовано более 3 разных цветов.


  1. Точки-понятия расположены на разных иерархических уровнях соответствующих движению от наиболее общих к конкретным специальным понятиям.


  1. Рассмотрен полный объём материала.


Итого баллов:


Отметка:






Критерии оценивания уровней достижений

Уровень

Низкий

Базовый

Повышенный

Высокий

Баллы

0-3

4-6

7-8

9-10

Отметка

2

3

4

5



Учитель

- согласен - нет















Таблица № 2 «Оценивание личного вклада в работу группы»

«0» - нет

«1» - иногда

«2» - да

ФИ участника(цы)










Умения

Итого баллов

Отметка

Руководство группой брал (а) на себя

Активно участвовал (а) в обсуждении работы

Сотрудничал(а) с другими

Высказывал(а) свою точку зрения

Завершил(а) свою часть работы вовремя

Представлял(а) работу у доски

1.










2.










3.










4.











5.

















Критерии оценивания уровней достижений

Уровень

Низкий

Базовый

Повышенный

Высокий

Баллы

0-3

4-7

8-10

11-12

Отметка

2

3

4

5



Учитель

- согласен - нет







Приложение 9

Тезаурус

Оценивание (аssessment) – обычно относится к кому-либо персонально. Включает такие формы, как аттестация, экзамен, сертификация и т.д. В большинстве образовательных систем достижения учащихся фиксируются с помощью баллов, буквенного кода или словесных комментариев типа «хорошо», «удовлетворительно», «требует улучшения».

Оценка (evaluation) – включает определение значения, ценности либо веса каких-либо показателей в сравнении с искомыми или полученными в ситуации иных учебных программ, курсов, организационных схем.

Результаты (оutcomes) – могут быть как реальным «продуктом», так и собственно учебными результатами. Например, учебным продуктом, созданным учеником, стало рекламное объявление. При этом сформированное у него умение писать убедительно

является учебным результатом.

Итоговое оценивание (summative assessment) – проводится после завершения учебной программы. Обычно его осуществляет независимый эксперт, не имеющий отношения к данной учебной программе. Проводится для подведения итогов и принятия соответствующих решений.

Формирующее оценивание (formative assessment) – проводится в ходе совершенствования или коррекции определенной учебной программы (курса, цикла). Как правило, осуществляется тем, кто реализует данную программу. Но может проводиться внешним экспертом.

Техники оценивания (assessment technique) – помимо тестов существует широкое разнообразие оценочных техник, например, ориентированных на оценку по продукту, критериальную оценку, оценку специальных компетенций и т.д.

Учебные цели (learning objectives), или желаемые результаты обучения – то, чему ученик должен обучиться. Обычно определяются на трех уровнях. На первом – наиболее общим образом, например, «гражданская грамотность» или «экологическое сознание» и т.п. Такие широкие цели часто задаются при долговременном планировании. На втором уровне их необходимо трансформировать в более узкие цели или задачи конкретных учебных программ, рассчитанных на один год обучения. На третьем уровне они должны быть специфицированы и детализированы в цели отдельного предметного курса (модуля).

Лист обратной связи - это документ, который использует учитель для формирования качественной и количественной оценки промежуточных и итоговых результатов деятельности учащихся по освоению определенных результатов образования.

Ментальная карта – это особый способ систематизации знаний при помощи схем.

















1 https://abdullinru.ru/pk/mentalnye-karty.html

2 Фишман И.С., Голуб Г.Б. Формирующая оценка образовательных результатов учащихся: Методическое пособие. Самара: Издательство «Учебная литература», 2007 г.

3 http://so.orleupvl.kz/index.php/ru/ru/component/jcomments/feed/com_content/194


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Информатика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Методические рекомендации на тему "Оценивание для обучения"

Автор: Филимонова Светлана Викторовна

Дата: 11.02.2018

Номер свидетельства: 456493

Похожие файлы

object(ArrayObject)#860 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(41) "Оценивание в обучении "
    ["seo_title"] => string(26) "otsienivaniie-v-obuchienii"
    ["file_id"] => string(6) "175003"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1424197468"
  }
}
object(ArrayObject)#882 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Методические рекомендации по выполнению практических работ "
    ["seo_title"] => string(70) "mietodichieskiie-riekomiendatsii-po-vypolnieniiu-praktichieskikh-rabot"
    ["file_id"] => string(6) "215510"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1432716938"
  }
}
object(ArrayObject)#860 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(236) "МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ   ПО СОСТАВЛЕНИЮ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ  ПРОГРАММЕ "
    ["seo_title"] => string(148) "mietodichieskiie-riekomiendatsii-po-sostavlieniiu-rabochiei-programmy-k-dopolnitiel-noi-obshchieobrazovatiel-noi-obshchierazvivaiushchiei-programmie"
    ["file_id"] => string(6) "238779"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1444653524"
  }
}
object(ArrayObject)#882 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) "Открытый урок нп тему: "Основные композиционные схемы в народной орнаментации". "
    ["seo_title"] => string(83) "otkrytyi-urok-np-tiemu-osnovnyie-kompozitsionnyie-skhiemy-v-narodnoi-ornamientatsii"
    ["file_id"] => string(6) "100189"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402370786"
  }
}
object(ArrayObject)#860 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(197) "Методическое обоснование создания модульной программы для преподавателей СПО по дисциплине «Математика» "
    ["seo_title"] => string(115) "mietodichieskoie-obosnovaniie-sozdaniia-modul-noi-proghrammy-dlia-priepodavatieliei-spo-po-distsiplinie-matiematika"
    ["file_id"] => string(6) "241619"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1445275297"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства