Метода проектов на уроках как средство повышения мотивации к знаниям.
Метода проектов на уроках как средство повышения мотивации к знаниям.
В статье описывается применение метода проектов на уроках математики, физики, информатики и биологии. Аргументируется положительные стороны применения данного метода.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Метода проектов на уроках как средство повышения мотивации к знаниям.»
Думаем, каждый из нас бывал в ситуации, когда приходилось выполнять работу, с которой раньше не сталкивался. Допустим, перед вами стоит задача обрезки видеофайла. Если раньше вы этим не занимались, то вам придётся начать с изучения программы, предназначенной для этих целей, если эта программа у вас имеется. В противном случае вам придётся сначала выяснить, какие программы для этого подходят лучше и выбрать ту, в которой вы сможете работать, посмотреть уроки работы в этой программе. В результате выполнения поставленной задачи вы будете знать названия программ для работы с видеофайлами и овладеете навыками работы, как минимум, в одной из них. А самое главное, новая полученная информация надолго вам запомнится. Именно это происходит, при работе учащихся по методу проектов. Эта методика позволяет повысить интерес к обучению у учащихся и его результативность. Проектное обучение можно применять на любых уроках в отдельности и интегрировано.
Нынешнему обществу нужны всесторонне развитые личности, умеющие работать в коллективе , выделять главное из различных источников материала , применять полученные знания на практике. А где ещё, если не через проект можно создать многостороннее решение этой задачи. Работая над проектом, учащийся применяет свои знания не только по конкретному предмету, а в совокупности, черпая знания и с уроков математики, физики, химии, а также с уроков биологии, географии, истории.
Использование прогрессивных образовательных технологий - это объективное требование, но необходимо не только перенять то, что открыто другими, но и адаптировать для себя и своих учеников. Изюминкой в постижении прогрессивных образовательных технологий является изучение любой темы через краеведческий материал. Рассматривая темы предметов нужно опираться на знание родного края.
При изучении математики учащиеся осваивают инструмент для познания мира и человека, на уроках биологии конкретный объект изучения, на информатике - умение применять ИКТ для обработки, передачи, хранения информации. Получаемый учебный проект и есть цель образования: научить детей получать знания, научить применять знания, уметь зарабатывать на жизнь этими знаниями.
Учитель корректирует последовательность технологических операций в каждой работе. Результатами работы над проектами во внеурочной деятельности становятся рефераты, эссе, электронные пособия, математические модели, мультимедийные продукты и т. д.
На уроках биологии метод проектов находит широкое применение при изучении любой темы. При создании проекта учащийся применяет свои знания и с уроков математики и с уроков информатики и физики. Как нельзя лучше для разработки проекта подходят темы:
- разнообразие растительного мира (5 класс),
- разнообразие животного мира (7 класс),
- обмен веществ и превращение энергии (8 класс),
- взаимосвязь организмов с окружающей средой (9, 11 класс).
Данные темы тесно связаны с математическими расчетам, и рассматриваются на примере местного материала. Изучая разнообразие растений, учащиеся занимаются подсчётом первоцветов, растущих на склонах и в лесах нашей местности.
Для уроков информатики и внеурочной деятельности метод проектов является очень удобным для закрепления различных тем школьной программы, а также помощником в воспитательной работе. Для этого учащимися 4 класса были сделаны проекты по темам «Мой класс», «Моё село», «Достопримечательности Белгородской области». Учащимися среднего звена проекты «Дети – герои ВОВ». Работая над этими проектами, учащиеся делали для себя открытие чего-то нового, о существовании которого они раньше и не подозревали, и поэтому, эта работа их захватывала. Работа над проектом «Достопримечательности Белгородской области» не только дала новые знания, но и пробудила гордость за родные края. Всем известно, что под влиянием средств массовой информации и других факторов у молодого поколения развивается потребительское отношение к жизни и ложные ценности, и поэтому особенно важны такие проекты как «Дети - герои ВОВ», которые помогают воспитывать чувство патриотизма, дают понятие истинного героизма. При создании проекта возникает множество вопросов, которые усиливают желание школьников слушать учителя, читать книги, решать задачи, запоминать, применять изученный материал.
Метод проектов необходимо применять при изучении физики, но чётко себе представлять, кто и зачем будет участвовать в этом создании проекта, и какой результат будет получен. Например, при создании проекта «Роль физики в победе в ВОВ» у учеников появилась прекрасная возможность убедится в том, что многое из того, что изучается в школьном курсе физики это не просто «теория». Именно знание этой теории помогло победить нашей стране в ВОВ и помогает российским учёным служить на благо Родине. Ярким является пример с ситуацией на Ладожском озере. «Дорога жизни» во время Великой Отечественной войны - единственная транспортная магистраль через Ладожское озеро. Случалось, что машины уходили под лед, на котором не было ни трещинки из-за вибрации. Учёные решили эту проблему – была сконструирована автоматическая установка, которая регистрировала механические колебания ледяного покрова и рассчитана оптимальная скорость движения машин по льду.
Результатом отдельных проектов по физике может стать сборка действующего прибора. Примером такой работы может служить проект «Двигатель Стирлинга». Этот проект интересен тем, что был выполнен с помощью 3D принтера. Для того, чтобы собрать этот двигатель, нужно было сначала изучить материал, освоить программу Blender для создания 3D моделей отдельных частей модели двигателя, освоить навыки работы с 3D принтером. Навыки, полученные при работе над этим, помогут в определении профессиональной направленности учащегося.
Завершился проект. А что же дальше? Дальше новые идеи и новые пректы.
Наукой доказано, что 80% информации, которую слышит ученик на уроке, забывается в тот же день, если ученик самостоятельно над ней не поработал, 20% сохраняется в памяти несколько дольше, в зависимости от уровня ее актуальности для обучаемого. Поэтому применение проектной деятельности на уроках позволяет учащимся полноценно осмыслить и усвоить учебный материал, формирует самостоятельность и инициативность школьников. Для развития индивидуальных склонностей метод проектов является одним из лучших способов познания обучаемого и самопознания. Если выпускник школы приобретает указанные выше навыки и умения, он оказывается более приспособленным к жизни, умеющим адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах.
Литература
Проказова, О.Г. Содержание и формы исследовательской деятельности учащихся или кто кого воспитывает и обучает / О.Г. Проказова // Духовно-нравственное воспитание подрастающих поколений : сб. науч. ст. по проблемам педагогики ненасилия. — СПб. : 67-я гимназия : Verba Magistri, 2009. — С. 408—413 (0,25 п.л.).
Меренкова, О.А. научно-исследовательская работа в школе: в помощь учителю, классному руководителю. Методическое пособие. – М.: УЦ Перспектива, 2011. – 48 с.
Головизнина Н. Л. Учебно-исследовательская деятельность как перспективное средство воспитания творческой личности // Дополнительное образование. – 2002. – № 8. – C. 6–10.
Семёнова, О. В. Проектная деятельность на уроках информатики [Электронный ресурс].-URL: http://voyagehotelsmezonin.ru/9721/ (Дата обращения 17.02.2017).
Солдатова, О. М. Метод проектов на уроках математики [Электронный ресурс].-URL: nsportal.ru/shkola/algebra/library/2012/11/29/metodkopilka-urokakh-matematiki / (Дата обращения 17.02.2017).