Использование современных образовательных технологий как средство повышения качества образования
Использование современных образовательных технологий как средство повышения качества образования
Использование современных образовательных технологий
как средство повышения качества образования
В конце 2009-2010 учебного года перед администрацией школы встал вопрос: «Что делать?». Итоги учебного года были неутешительными.
Успеваемость составляла – 99,3%, качество знаний учащихся - 39,2%, СОУ – 48,4%.
Нужно было что-то менять. После глубокого и всестороннего анализа деятельности школы мы вынуждены были признать, что основная причина такого положения дел в том, что уроки зачастую не достигают своей цели, что дети, с которыми мы работаем, изменились, а мы, учителя, пытаемся их учить по-старому.
Поэтому администрация школа предложила педагогическому коллективу в течение следующих пяти лет поработать над методической темой: «Применение новых образовательных технологий в целях совершенствования учебно-воспитательного процесса в условиях модернизации и профилизации образования».
Задача, которая была поставлена перед педагогическим коллективом, заключалась в следующем: отработать наиболее эффективные технологии преподавания предметов, способствующие повышению качества образования.
В течение пяти лет по данной проблеме мы провели 12 тематических педагогических советов, 6 семинаров-практикумов, собрали банк данных уроков и внеурочных занятий по различным технологиям.
Ежегодной стала Неделя проектов, в которой в 2015 году приняло участие уже 48 педагогов школы, что составило 92,3% от коллектива учителей. Всего на секциях выступило 170 учащихся 1-11 классов (21,8% от общего количества обучающихся).
Теперь о технологиях, по которым работают наши учителя.
- Проблемное обучение. Под проблемным обучением понимается такая форма организации учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их решению, в результате чего и происходит овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей. Чрезвычайно важной функцией проблемного обучения можно назвать повышение мотивации школьников, особенно при изучении нового материала. Постоянная постановка перед учениками проблемных задач, проблемных ситуаций приводит к тому, что школьник не “пасует” перед проблемами, а стремится их разрешить. Ведь проблема – это всегда препятствие. Преодоление препятствий – движение, неизменный спутник развития. Поэтому верны слова Льва Толстого о том, что “знания только тогда знания, когда они приобретаются усилиями своей мысли, а не одной лишь памятью”.
- Проектные методы обучения. Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают у себя исследовательские умения (такие как выявление проблем, сбор информации, наблюдение, проведение эксперимента, анализа, построение гипотез, обобщение); развивают системное мышление.
- Игровые технологии. Игра на уроке активизирует учащихся, повышает познавательный интерес, который вызывает у детей эмоциональный подъем, повышает работоспособность, которая переходит в творчество. Уроки-игры проходят очень живо, в эмоционально благоприятной психологической обстановке, в атмосфере доброжелательности, свободы, равенства, при отсутствии скованности. Устанавливается особое общение учителя с учениками.
Опыт показывает, что игровые технологии помогают учащимся раскрепоститься, появляется уверенность в себе. Попадая в ситуации реальной жизни, ситуации успеха, создаваемые игровыми технологиями, учащиеся лучше усваивают любой сложный материал.
- Обучение в сотрудничестве - это особое направление, которое связано с организацией обучения учащихся в составе малых учебных групп. Обучение в сотрудничестве — это совместное (поделенное, распределенное) обучение, в результате которого учащиеся работают вместе, коллективно конструируя, продуцируя новые знания, а не потребляя их в уже готовом виде.
Именно сотрудничество, а не соревнование лежит в основе обучения в группе. Индивидуальная ответственность означает, что успех всей группы зависит от вклада каждого участника, что предусматривает помощь каждого члена команды друг другу.
- Технологии уровневой дифференциации. Уровневая дифференциация выражается в том, что, обучаясь в одном классе, по одной программе и учебнику, учащиеся могут усваивать материал на различном уровне. И применение дифференцированного подхода на различных этапах учебного процесса направлено на овладение всеми учащимися определенным программным минимумом знаний, умений и навыков. Цель уровневой дифференциации: обеспечить усвоение учебного материала каждым учеником в зоне его ближайшего развития на основе особенностей его субъектного опыта. Дифференцированный подход нелегко применить на практике: значительно проще ориентироваться на среднего ученика. Но он необходим, т. к. делает обучение более эффективным.
- Информационно-коммуникационные технологии. Информатизация сегодня рассматривается как один из основных путей модернизации системы образования. Это связано не только с развитием техники и технологий, но и, прежде всего, с переменами, которые вызваны развитием информационного общества, в котором основной ценностью становится информация и умение работать с ней. Информационные технологии – это совокупность процессов и методов поиска, сбора, хранения, обработки, представления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов. Применение данной технологии способствует достижению основной цели модернизации образования – улучшению качества обучения, обеспечению гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве, приобщенной к информационно-коммуникационным возможностям современных технологий и обладающей информационной культурой.
- Технология критического мышления. Цель данной образовательной технологии – развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и др.).
Критическое мышление – это способность анализировать информацию с позиции логики и личностно-психологического подхода с тем, чтобы применять полученные результаты как к стандартным, так и к нестандартным ситуациям, вопросам, проблемам. Это способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые, продуманные решения.
Основная идея – создать такую атмосферу учения, при которой учащиеся совместно с учителем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире. Основа технологии – трёхфазовая структура урока: вызов, осмысление, рефлексия.
- Кейс-технологии (или метод анализа конкретной ситуации), в отличие от многих традиционных методов обучения, позволяют учащемуся применить к практической ситуации полученные теоретические знания и понять, с одной стороны, что они получены не зря, а с другой — что реальный мир весьма далёк от мира теоретических моделей. Разбор кейсов способствует активному усвоению знаний и накоплению определённого багажа практической информации, которая может оказаться в жизни более полезной, нежели теоретические знания.
Кейс-технология объединяет теорию и сложную реальность в учебные задачи, которые обсуждаются и решаются преимущественно в небольших группах, причем теория не иллюстрируется примерами, а осваивается в ходе изучения и анализа примеров.
Что же изменилось в нашей школе за эти пять лет, в течение которых мы изучали и внедряли в свою работу новые технологии обучения? Получили ли мы желаемый результат?
А теперь цифры.
Успеваемость – 100%
Качество знаний выросло по всем ступеням обучения:
1 ступень – с 55,8% до 65,5% (увеличение на 9,7%)
2 ступень – с 29,8% до 45,8% (увеличение на 16%)
3 ступень – с 40,8% до 60% (увеличение на 19,2%)
В целом по школе качество знаний увеличилось на 15,3% (с 39,2% до 54,5%).
Количество отличников увеличилось с 24 до 50 человек (с 4,2% до 7,4%). Количество ударников увеличилось с 198 до 316 человек или на 12,1% (с 34,9% до 47%).
СОУ увеличилась по школе на 5,6% (с 48,3% до 53,9%).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Использование современных образовательных технологий как средство повышения качества образования»
Использование современных образовательных технологий
как средство повышения качества образования
В конце 2009-2010 учебного года перед администрацией школы встал вопрос: «Что делать?». Итоги учебного года были неутешительными.
Успеваемость составляла – 99,3%, качество знаний учащихся - 39,2%, СОУ – 48,4%. По ступеням обучения:
Ступени обучения
Успеваемость
Качество
СОУ
1 ступень
100%
58,1%
55,8%
2 ступень
99,7%
29,8%
44,9%
3 ступень
95,8%
40,8%
47,6%
Количество отличников – 24 (4,2%), количество ударников – 198 (34,9%).
Качество знаний по предметам снижалось по сравнению с предыдущим годами:
русский язык – 45,9%
математика – 46,8%
информатика и ИКТ – 68,0%
география – 60,0%
химия – 47,3%
обществознание – 64,0%
физическая культура – 87,3%
технология – 83,1%
На муниципальном этапе всероссийской олимпиады школьников наши учащиеся в 2009-2010 учебном году не заняли ни одного призового места, хотя ранее становились призёрами не только муниципального этапа, но и регионального.
Всероссийская олимпиада школьников:
призовые места – 0, 5-10 места – 1
В различного вида конкурсах, учебных играх, смотрах, олимпиадах учащиеся школы участие принимали неохотно, качество участия в этих мероприятиях оставляло желать лучшего. В 2009-2010 учебном году только 23 школьника (а это всего 3,5% от общего количества учащихся школы) стали призёрами таких конкурсов, при этом никто не смог выйти на федеральный уровень, не говоря уже о международном.
Конкурсы, смотры, олимпиады:
Уровень
Количество призёров
% от общего количества учащихся
районный
12
1,8%
муниципальный
9
1,4%
региональный
2
0,3%
федеральный
0
0%
международный
0
0%
Нужно было что-то менять. После глубокого и всестороннего анализа деятельности школы мы вынуждены были признать, что основная причина такого положения дел в том, что уроки зачастую не достигают своей цели, что дети, с которыми мы работаем, изменились, а мы, учителя, пытаемся их учить по-старому.
Поэтому администрация школа предложила педагогическому коллективу в течение следующих пяти лет поработать над методической темой: «Применение новых образовательных технологий в целях совершенствования учебно-воспитательного процесса в условиях модернизации и профилизации образования».
Задача, которая была поставлена перед педагогическим коллективом, заключалась в следующем: отработать наиболее эффективные технологии преподавания предметов, способствующие повышению качества образования. Задачи деятельности педагогического коллектива:
1. Отработать наиболее эффективные технологии преподавания предметов, сочетающие в себе вариативные подходы к деятельности обучающихся.
2. Сформировать у учащихся действенные и системные знания на уровне обязательного минимума подготовки по предметам.
3. Создать благоприятные условия для обучения детей с повышенной мотивацией.
4. Продолжить работу по диагностике, позволяющей отслеживать динамику развития школьников; фиксировать уровень обученности на каждом этапе школьного обучения.
5. Обеспечить учебно-методическую поддержку перехода на профильную подготовку учащихся.
6. Разработать систему профориентации и формирования трудовых умений и навыков через систему дополнительного образования.
В течение пяти лет по данной проблеме мы провели 12 тематических педагогических советов, 6 семинаров-практикумов, собрали банк данных уроков и внеурочных занятий по различным технологиям.
Педагогические советы:
- «Современные педагогические технологии и их роль в образовательном процессе»
- «Дифференцированное обучение в условиях стандартизации образования»
- «Проектный метод обучения как средство повышения качества образования»
- «Успешность педагогического труда: опыт работы учителей-предметников по использованию современных технологий обучения в образовательном процессе»,
- «Внеурочная деятельность школьников как механизм развития качеств личности»
- «Формирование условий для самореализации учащихся с различными стартовыми возможностями в МБОУ СОШ № 57»
- «Проблемы и перспективы профилизации обучения в МБОУ СОШ № 57»
- «Развитие личности ученика в условиях реализации профильного и предпрофильного обучения»
- «Использование новых педагогических технологий обучения и воспитания как одно из необходимых условий достижения максимальных индивидуальных результатов школьников учебном процессе»
- «Системно-деятельностный подход к организации образовательного процесса в условиях перехода на новый ФГОС»
- «Повышение качества образования через реализацию новых педагогических технологий и развивающих методик»
- «Контрольно-оценочная деятельность педагога – условие объективности результатов итоговой аттестации»
Семинары-практикумы:
- «Дифференцированное обучение в условиях современной школы»
- «Формирование условий для самореализации учащихся с различными стартовыми возможностями в МБОУ СОШ № 57»
- «Применением системно-деятельностного подхода к организации образовательного процесса»
- «Внеурочная деятельность по предмету как средство коррекции знаний и способ самореализации учащихся»
- «Формирование познавательных универсальных учебных действий младших школьников в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения»
- «Реализация новых технологий и развивающих методик для обеспечения разноуровневого и многопрофильного обучения в условиях модернизации и профилизации образования»
Ежегодной стала Неделя проектов, в которой в 2015 году приняло участие уже 48 педагогов школы, что составило 92,3% от коллектива учителей. Всего на секциях выступило 170 учащихся 1-11 классов (21,8% от общего количества обучающихся).
Теперь о технологиях, по которым работают наши учителя.
Процент учителей, эффективно использующих
современные образовательные технологии (в динамике за 3 года)
в %от общего числа педагогов.
Образовательные технологии
2012-2013
(чел / %)
2013-2014
(чел / %)
2014-2015
(чел / %)
Здоровьесберегающие технологии
35 / 76,1%
35 / 81,4%
38 / 88,3%
Технологии проблемного обучения
14 / 30,4%
16 / 37,2%
16 / 37,2%
Технологии уровневой дифференциации
33 / 71,7%
34 / 79,1%
38 / 88,3%
Проектные технологии
20 / 43,4%
20 / 46,5%
23 / 53,4%
Игровые технологии
18 / 39,1%
20 / 46,5%
21 / 48,8%
Технологии обучения в сотрудничестве
11 / 23,9%
12 / 27,9%
18 / 41,8%
Личностно-ориенти-рованные технологии
7 / 15,2%
8 / 18,6%
9 / 20,9%
Исследовательские методы обучения
5 / 10,8%
6 / 13,9%
7 / 16,2%
Информационно-коммуникационные технологии
5 / 10,8%
11 / 23,9%
23 / 53,4%
Технологии развития критического мышления
9 / 19,6%
10 / 23,2%
11 / 25,5%
Новые технологии обучения не отрицают преподнесение информации ученикам. Просто меняется подача информации. Получаемая информация необходима не столько для запоминания и усвоения, сколько для того, чтобы ученики использовали ее в качестве условий или среды для создания собственного творческого продукта.
Общепринятой классификации образовательных технологий в российской и зарубежной педагогике на сегодняшний день не существует. К решению этой актуальной научно-практической проблемы различные авторы подходят по-своему. В современной школе на первое место выходит личность ребенка и его деятельность. Поэтому среди приоритетных технологий выделяют:
- личностно-ориентированные технологии
- информационно-коммуникационные технологии
- технологии развития критического мышления
- проектные технологии
- технологии развивающего обучения
- здоровьесберегающие технологии
- технологии проблемного обучения
- игровые технологии
- технологии обучения в сотрудничестве
- технологии уровневой дифференциации
- кейс-технологии и ряд других.
Наиболее востребованными в нашей школе стали следующие технологии:
- Проблемное обучение. Под проблемным обучением понимается такая форма организации учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их решению, в результате чего и происходит овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей. Чрезвычайно важной функцией проблемного обучения можно назвать повышение мотивации школьников, особенно при изучении нового материала. Постоянная постановка перед учениками проблемных задач, проблемных ситуаций приводит к тому, что школьник не “пасует” перед проблемами, а стремится их разрешить. Ведь проблема – это всегда препятствие. Преодоление препятствий – движение, неизменный спутник развития. Поэтому верны слова Льва Толстого о том, что “знания только тогда знания, когда они приобретаются усилиями своей мысли, а не одной лишь памятью”.
- Проектные методы обучения. Цель проектного обучениясостоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают у себя исследовательские умения (такие как выявление проблем, сбор информации, наблюдение, проведение эксперимента, анализа, построение гипотез, обобщение); развивают системное мышление.
- Игровые технологии. Игра на уроке активизирует учащихся, повышает познавательный интерес, который вызывает у детей эмоциональный подъем, повышает работоспособность, которая переходит в творчество. Уроки-игры проходят очень живо, в эмоционально благоприятной психологической обстановке, в атмосфере доброжелательности, свободы, равенства, при отсутствии скованности. Устанавливается особое общение учителя с учениками.
Опыт показывает, что игровые технологии помогают учащимся раскрепоститься, появляется уверенность в себе. Попадая в ситуации реальной жизни, ситуации успеха, создаваемые игровыми технологиями, учащиеся лучше усваивают любой сложный материал.
- Обучение в сотрудничестве - это особое направление, которое связано с организацией обучения учащихся в составе малых учебных групп. Обучение в сотрудничестве — это совместное (поделенное, распределенное) обучение, в результате которого учащиеся работают вместе, коллективно конструируя, продуцируя новые знания, а не потребляя их в уже готовом виде.
Именно сотрудничество, а не соревнование лежит в основе обучения в группе. Индивидуальная ответственность означает, что успех всей группы зависит от вклада каждого участника, что предусматривает помощь каждого члена команды друг другу.
- Технологии уровневой дифференциации. Уровневая дифференциация выражается в том, что, обучаясь в одном классе, по одной программе и учебнику, учащиеся могут усваивать материал на различном уровне. И применение дифференцированного подхода на различных этапах учебного процесса направлено на овладение всеми учащимися определенным программным минимумом знаний, умений и навыков. Цель уровневой дифференциации: обеспечить усвоение учебного материала каждым учеником в зоне его ближайшего развития на основе особенностей его субъектного опыта. Дифференцированный подход нелегко применить на практике: значительно проще ориентироваться на среднего ученика. Но он необходим, т. к. делает обучение более эффективным.
- Информационно-коммуникационные технологии. Информатизация сегодня рассматривается как один из основных путей модернизации системы образования. Это связано не только с развитием техники и технологий, но и, прежде всего, с переменами, которые вызваны развитием информационного общества, в котором основной ценностью становится информация и умение работать с ней. Информационные технологии – это совокупность процессов и методов поиска, сбора, хранения, обработки, представления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов. Применение данной технологии способствует достижению основной цели модернизации образования – улучшению качества обучения, обеспечению гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве, приобщенной к информационно-коммуникационным возможностям современных технологий и обладающей информационной культурой.
- Технология критического мышления. Цель данной образовательной технологии – развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и др.).
Критическое мышление – это способность анализировать информацию с позиции логики и личностно-психологического подхода с тем, чтобы применять полученные результаты как к стандартным, так и к нестандартным ситуациям, вопросам, проблемам. Это способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые, продуманные решения.
Основная идея – создать такую атмосферу учения, при которой учащиеся совместно с учителем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире. Основа технологии – трёхфазовая структура урока: вызов, осмысление, рефлексия.
- Кейс-технологии (или метод анализа конкретной ситуации), в отличие от многих традиционных методов обучения, позволяют учащемуся применить к практической ситуации полученные теоретические знания и понять, с одной стороны, что они получены не зря, а с другой — что реальный мир весьма далёк от мира теоретических моделей. Разбор кейсов способствует активному усвоению знаний и накоплению определённого багажа практической информации, которая может оказаться в жизни более полезной, нежели теоретические знания.
Кейс-технология объединяет теорию и сложную реальность в учебные задачи, которые обсуждаются и решаются преимущественно в небольших группах, причем теория не иллюстрируется примерами, а осваивается в ходе изучения и анализа примеров.
Внедрение современных образовательных и информационных технологий не отрицают традиционную методику преподавания, а дополняют её и выводят на новый современный уровень.
Учителю очень сложно преодолеть сложившиеся годами стереотипы проведения урока. Возникает огромное желание подойти к ученику и исправить ошибки, подсказать готовый ответ. С этой же проблемой сталкиваются и ученики: им непривычно видеть педагога в роли помощника, организатора познавательной деятельности.
Современная система образования предоставляет учителю возможность выбрать среди множества инновационных методик «свою», по-новому взглянуть на собственный опыт работы. Именно сегодня для успешного проведения современного урока необходимо осмыслить по-новому собственную позицию, понять, зачем и для чего необходимы изменения, и, прежде всего, измениться самому.
Таким образом, вышеозначенные технологии позволяют добиться решения основной задачи: развития познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развития критического и творческого мышления.
Иллюстрацией к применению новых образовательных технологий может служить следующая китайская пословица: «Скажи мне – и я забуду. Покажи мне – и я запомню. Вовлеки меня – и я научусь».
Что же изменилось в нашей школе за эти пять лет, в течение которых мы изучали и внедряли в свою работу новые технологии обучения? Получили ли мы желаемый результат?
А теперь цифры.
Успеваемость – 100%
Качество знаний выросло по всем ступеням обучения:
1 ступень – с 55,8% до 65,5% (увеличение на 9,7%)
2 ступень – с 29,8% до 45,8% (увеличение на 16%)
3 ступень – с 40,8% до 60% (увеличение на 19,2%)
В целом по школе качество знаний увеличилось на 15,3% (с 39,2% до 54,5%).
Количество отличников увеличилось с 24 до 50 человек (с 4,2% до 7,4%). Количество ударников увеличилось с 198 до 316 человек или на 12,1% (с 34,9% до 47%).
СОУ увеличилась по школе на 5,6% (с 48,3% до 53,9%).
Выросло качество знаний по предметам:
Предметы
2009-2010
2014-2015
русский язык
45,9%
57,9%
математика
46,8%
58,4%
информатика
68,0%
78,8%
география
60,0%
72,1%
химия
47,3%
56,1%
обществознание
64,0%
73,8%
физическая культура
87,3%
94,9%
технология
83,1%
99,1%
Всероссийская олимпиада школьников
Годы
Количество призовых мест
5-10 место
2009-2010
0
1
2010-2011
1
3
2011-2012
3
3
2012-2013
5
4
2013-2014
3
6
2014-2015
5
4
В различного вида конкурсах, учебных играх, смотрах в 2014-2015 учебном году было занято 70,3% учеников школы. Наиболее массовыми являются различные конкурсы интеллектуально-творческой направленности.
Победителями и призёрами олимпиад, смотров, конкурсов стал 121 учащийся школы, что составило 15,6% от общей численности учащихся.
Из них стали победителями и призёрами олимпиад, смотров, конкурсов
районного уровня – 6 человек (0,8%),
муниципального уровня – 23 человека (2,9%),
регионального уровня – 24 человека (3,1%),
федерального уровня – 49 человек (6,3%),
международного уровня – 19 человек (2,3%).
Следует отметить, что использование современных образовательных технологий было бы невозможно без обновления и укрепления материально-технической базы школы. Так, полученный в 2012 году школой грант за победу в областном конкурсе образовательных учреждений в номинации «Школа равных возможностей» в размере 1миллиона рублей был потрачен на переоснащение кабинетов физики и химии в соответствии с требованиями ФГОС. За эти пять лет было приобретено 48 новых персональных компьютеров, 22 телевизора, 12 цифровых проекторов, 5 интерактивных досок, лазерный тир, комплекс современных тренажёров для занятий спортом, в том числе уникальный лыжный тренажёр.
Безусловно, проблем ещё очень много, но нам есть куда двигаться, есть на кого равняться. Поэтому на ближайшие пять лет мы взяли для работы методическую тему: «Повышение качества образования через совершенствование личностно-ориентированного и системно-деятельностного подходов в обучении в соответствии с требованиями ФГОС».
Как говорил еще Г.Галилей, «вы не в состоянии научить человека чему-либо. Вы можете лишь помочь ему обнаружить это внутри себя».