kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Логические операции

Нажмите, чтобы узнать подробности

Логические операции-это мыслительные действия, результатом которых является изменение содержания или объема поняти

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Логические операции»

Логические операции и таблицы истинности

Логические операции - мыслительные действия, результатом которых является изменение содержания или объема понятий, а также образование новых понятий.

Сложное логическое выражение - логическое выражение, состоящее из одного или нескольких простых логических выражений (или сложных логических выражений), соединенных с помощью логических операций.

1) Логическое умножение или конъюнкция:

Конъюнкция - это сложное логическое выражение, которое считается истинным в том и только том случае, когда оба простых выражения являются истинными, во всех остальных случаях данное сложное выражение ложно.

Обозначение: F = A & B (А B, и, and, умножение)

Таблица истинности для конъюнкции

A

B

F

1

1

1

1

0

0

0

1

0

0

0

0

Пример.

А – «6 делится на 2», В – «6 делится на 3». Тогда A & B   – «6 делится на 2» «6 делится на 3» истинно.

2) Логическое сложение или дизъюнкция: Дизъюнкция - это сложное логическое выражение, которое истинно, если хотя бы одно из простых логических выражений истинно и ложно тогда и только тогда, когда оба простых логических выражения ложны.
Обозначение: F = A v B (or, или, сложение)

Таблица истинности для дизъюнкции

A

B

F

1

1

1

1

0

1

0

1

1

0

0

0

Пример.

А– «53», В – «24». Тогда A v B – «53» «24» истинно, так как истинно высказывание А.

3) Логическое следование или импликация: Импликация - это сложное логическое выражение, которое истинно во всех случаях, кроме как из истины следует ложь. То есть данная логическая операция связывает два простых логических выражения, из которых первое является условием (А), а второе (В) является следствием.

«A → B» истинно, если из А может следовать B.

Обозначение: F = A  B.







Таблица истинности для импликации

A

B

F

1

1

1

1

0

0

0

1

1

0

0

1

Пример.

1)    А– «12 делится на 6», В – «12 делится на 3». Тогда импликация A → B – «если 12 делится на 6, то оно делится на 3» истинна, так как истинна посылка А, и истинно заключение В.

2)     А – «12 делится на 2 и 3», В – «12 делится на 7». Тогда импликация A → B – «если 12 делится на 2 и 3, то оно делится на 7» ложна, так как условие истинно, а заключение ложно.

4. Логическое отрицание или инверсия: Инверсия - это сложное логическое выражение, если исходное логическое выражение истинно, то результат отрицания будет ложным, и наоборот, если исходное логическое выражение ложно, то результат отрицания будет истинным. Другими словами, данная операция означает, что к исходному логическому выражению добавляется частица НЕ или слова НЕВЕРНО, ЧТО.

Обозначение: F = ¬A (¯, не А)

Таблица истинности для инверсии

A

¬А

1

0

0

1

5) Логическая равнозначность или эквивалентность:

Эквивалентность - это сложное логическое выражение, которое является истинным тогда и только тогда, когда оба простых логических выражения имеют одинаковую истинность.

«A ↔ B» истинно тогда и только тогда, когда А и B равны.
Обозначение: F = A ↔ B.
Таблица истинности для эквивалентности


A

B

F

1

1

1

1

0

0

0

1

0

0

0

1

Пример.

А– «Треугольник ABC с вершиной A и основанием BC равнобедренный», В – « B= C». Эквивалентность A ↔ B – «Треугольник ABC с вершиной A и основанием BC равнобедренный тогда и только тогда, когда  B= C.» Эквивалентность A ↔ B истинна, так как высказывания А и В либо одновременно истинны, либо одновременно ложны.

ЗАДАНИЯ

Пример 1. Вычислите логические значения следующих высказываний:

1) (2 = 2) И (7 = 7);

2) Не(15 

3) ("Сосна" = "Дуб") ИЛИ ("Вишня" = "Клён");

4) Не("Сосна" = "Дуб");

5) (Не(15  20);

6) ("Глаза даны, чтобы видеть") И ("Под третьим этажом находится второй этаж");

7) (6/2 = 3) ИЛИ (7*5 = 20).

8) ("В минуте 70 секунд") ИЛИ ("Работающие часы показывают время");

9) (28  7) И (300/5 = 60);

10) ("Телевизор - электрический прибор") И ("Стекло - дерево");

11) Не((300  100) ИЛИ ("Жажду можно утолить водой"));

12) (75 

Пример 2. Обозначьте высказывания буквами. Запишите с помощью логических операций следующие сложные высказывания:

1) "Пользователь не зарегистрирован";

2) "Сегодня воскресенье и некоторые сотрудники находятся на работе";

3) "Пользователь зарегистрирован тогда и только тогда, когда отправленные пользователем данные признаны годными".

Пример 3. Запишите с помощью логических операций следующие сложные высказывания и вычислите их логические значения:

1) "Если часы неправильно показывают время, то можно не вовремя прийти на занятия";

2) "В зеркале можно увидеть своё отражение и Париж - столица США";

3) Не "дуб - дерево".

Пример 4. Определите логическое значение выражения

(p → q) ↔ (r → s),

если

p = "278  5",

q = "Яблоко = Апельсин",

r = "0 = 9",

s = "Шапка покрывает голову".

Пример 5. Найдите значения логических выражений:

  F1 = (0v0) v (1v1). 

  F2 = (1v1) v (1v0).

  F3 = (0&0) & (1&1).

  F4 = ¬1 & (1v1) v (¬0&1).

  F5 = (¬1v1) & (1v ¬1) & (¬1v 0). 

Пример 6. Есть два простых высказывания: А – «Число 10 – четное»;  В – «Волк – травоядное животное». Составьте из них все возможные составные высказывания и определите их истинность.

Пример 7.

Даны высказывания: А - "Петя едет в автобусе", В - "Петя читает книгу", С - "Петя смотрит в окно".

   Составить формулы алгебры логики сложных высказываний:

1) "Неверно, что Петя едет в автобусе и читает книгу".

2) "Неверно, что Петя едет в автобусе, читает книгу или смотрит в окно".

3) "Петя не едет в автобусе, но при этом читает книгу или не смотрит в окно".

4) "Петя не едет в автобусе, не смотрит в окно – он читает книгу".

РЕШЕНИЕ ЗАДАНИЙ

Пример 1. Вычислите логические значения следующих высказываний:

1) (2 = 2) И (7 = 7);

2) Не(15 

3) ("Сосна" = "Дуб") ИЛИ ("Вишня" = "Клён");

4) Не("Сосна" = "Дуб");

5) (Не(15  20);

6) ("Глаза даны, чтобы видеть") И ("Под третьим этажом находится второй этаж");

7) (6/2 = 3) ИЛИ (7*5 = 20).

Решение.

1) Значение высказывания в первых скобках равно "истина", значение выражения во вторых скобках - также истина. Оба высказывания соединены логической операцией "И" (смотрим правила для этой операции выше), поэтому логическое значение всего данного высказывания - "истина".

2) Значение высказывания в скобках - "ложь". Перед этим высказыванием стоит логическая операция отрицания, поэтому логическое значение всего данного высказывания - "истина".

3) Значение высказывания в первых скобках - "ложь", значение высказывания во вторых скобках - также "ложь". Высказывания соединены логической операцией "ИЛИ" и ни одно из высказываний не имеет значения "истина". Поэтому логическое значение всего данного высказывания - "ложь".

4) Значение высказывания в скобках - "ложь". Перед этим высказыванием стоит логическая операция отрицания. Поэтому логическое значение всего данного высказывания - "истина".

5) В первых скобках отрицается высказывание во внутренних скобках. Это высказывание во внутренних скобках имеет значение "ложь", следовательно, его отрицание будет иметь логическое значение "истина". Высказывание во вторых скобках имеет значение "ложь". Два этих высказывания соединены логической операцией "И", то есть получается "истина И ложь". Следовательно, логическое значение всего данного высказывания - "ложь".

6) Значение высказывания в первых скобках - "истина", значение высказывания во вторых скобках - также "истина". Два этих высказывания соединены логической операцией "И", то есть получается "истина И истина". Следовательно, логическое значение всего данного высказывания - "истина".

7) Значение высказывания в первых скобках - "истина". Значение высказывания во вторых скобках - "ложь". Два этих высказывания соединены логической операцией "ИЛИ", то есть получается "истина ИЛИ ложь". Следовательно, логическое значение всего данного высказывания - "истина".

Пример 2. Запишите с помощью логических операций следующие сложные высказывания:

1) "Пользователь не зарегистрирован";

2) "Сегодня воскресенье и некоторые сотрудники находятся на работе";

3) "Пользователь зарегистрирован тогда и только тогда, когда отправленные пользователем данные признаны годными".

Решение.

1) p - одиночное высказывание "Пользователь зарегистрирован", логическая операция:  ;

2) p - одиночное высказывание "Сегодня воскресенье", q - "Некоторые сотрудники находятся на работе", логическая операция:  ;

3) p - одиночное высказывание "Пользователь зарегистрирован", q - "Отправленные пользователем данные признаны годными", логическая операция:  .

Решить примеры на логику высказываний самостоятельно, а затем посмотреть решения

Пример 3. Вычислите логические значения следующих высказываний:

1) ("В минуте 70 секунд") ИЛИ ("Работающие часы показывают время");

2) (28  7) И (300/5 = 60);

3) ("Телевизор - электрический прибор") И ("Стекло - дерево");

4) Не((300  100) ИЛИ ("Жажду можно утолить водой"));

5) (75 

Правильное решение и ответ. Решение примера 3 на логику высказываний

Пример 3. Вычислите логические значения следующих высказываний:

1) ("В минуте 70 секунд") ИЛИ ("Работающие часы показывают время");

2) (28  7) И (300/5 = 60);

3) ("Телевизор - электрический прибор") И ("Стекло - дерево");

4) Не((300  100) ИЛИ ("Жажду можно утолить водой"));

5) (75 .

Решение.

1) Значение высказывания в первых скобках равно "ложь", значение выражения во вторых скобках - "истина". Высказывания соединены логической операцией "ИЛИ", поэтому логическое значение всего данного высказывания - "истина".

2) Значение высказывания в первых скобках - "истина", значение высказывания во вторых скобках - также "истина". Высказывания соединены логической операцией "И", поэтому логическое значение всего данного высказывания - "истина".

3) Значение высказывания в первых скобках - "истина", значение высказывания во вторых скобках - "ложь". Высказывания соединены логической операцией "И". Поэтому логическое значение всего данного высказывания - "ложь".

4) Значение высказывания в скобках - "истина", значение высказывания во вторых скобках - также "истина". Оба высказывания соединены операцией "ИЛИ", поэтому значение высказывания в обобщающих скобках - "истина". Перед обобщающими скобками стоит логическая операция отрицания. Поэтому логическое значение всего данного высказывания - "ложь".

5) Значение высказывания в скобках - "истина", значение высказывания во вторых скобках - также "истина". Высказывания соединены знаком следования, то есть из "истины" следует "истина". Поэтому логическое значение всего высказывания - "истина".

Пример 4. Запишите с помощью логических операций следующие сложные высказывания и вычислите их логические значения:

1) "Если часы неправильно показывают время, то можно не вовремя прийти на занятия";

2) "В зеркале можно увидеть своё отражение и Париж - столица США";

3) Не "дуб - дерево".

Правильное решение и ответ. Пример 4. Запишите с помощью логических операций следующие сложные высказывания и вычислите их логические значения:

1) "Если часы неправильно показывают время, то можно не вовремя прийти на занятия";

2) "В зеркале можно увидеть своё отражение и Париж - столица США";

3) Не "дуб - дерево".

Решение.

1) p - одиночное высказывание "Часы неправильное показывают время", q - одиночное высказывание "Можно не вовремя прийти на заняти", логическая операция: p → q. Значение сложного высказывания - "истина";

2) p - одиночное высказывание "В зеркале можно увидеть своё отражение", q - "Париж - столица США", логическая операция: p ∧ q. Логическое значение сложного высказывания - "ложь";

3) p - одиночное высказывание "Дуб - дерево", логическая операция: ∼p. Логическое значение сложного высказывания - "ложь".



Пример 5. Определите логическое значение выражения

(p → q) ↔ (r → s),

если

p = "278  5",

q = "Яблоко = Апельсин",

p = "0 = 9",

s = "Шапка покрывает голову".

Пример 5. Определите логическое значение выражения

(p → q) ↔ (r → s),

если

p = "278  5",

q = "Яблоко = Апельсин",

p = "0 = 9",

s = "Шапка покрывает голову".

Решение.

Значение высказывания - "истина". Высказывание p имеет значение "истина", высказывание q - "ложь". Если из "истины" следует "ложь", то сложное высказывание имеет значение "ложь". Высказывание r имеет значение "ложь", высказывание s - "истина". Если из "лжи" следует "истина", то сложное высказывание имеет значение "ложь". Таким образом, знаком ↔ (эквивалнтность, "тогда и только тогда") соединены два высказывания, имеющих значение "ложь". Поэтому всё высказывание имеет значение "истина". Всё верно, "ложь" эквивалентна "лжи".

Найдите значения логических выражений:

  F1 = (0v0) v (1v1). 

  F2 = (1v1) v (1v0).

  F3 = (0&0) & (1&1).

  F4 = ¬1 & (1v1) v (¬0&1).

  F5 = (¬1v1) & (1v ¬1) & (¬1v 0). 

Ответы к упражнению 5

 

F1 =1

F2 =1

F3 =0

F4 =1

F5 =0

 

Задача 3: Какое логическое выражение соответствует высказыванию: «Точка X принадлежит интервалу (А; В)».

а) (ХВ)

б) (ХА) и (Х

в) не(Х

г) (ХА) или (ХВ)



Есть два простых высказывания: А – «Число 10 – четное»;  В – «Волк – травоядное животное». Составьте из них все возможные составные высказывания и определите их истинность.

Ответы к упражнению 2

 

A & B

A U B

¬A

¬B

A = B

A  B

ЛОЖЬ (0)

ИСТИНА (1)

ЛОЖЬ (0)

ИСТИНА (1)

ЛОЖЬ (0)

ЛОЖЬ (0)

Упражнение 3

Запишите следующие высказывания в виде логических выражений.

1. Число 17 нечетное и двузначное.

2. Неверно, что корова - хищное животное.

3. На уроке физики ученики выполняли лабораторную работу и сообщали результаты исследований учителю.

4. Если число делится на 2, то оно - четное.

5. Переходи улицу только на зеленый свет.

6. Если Маша - сестра Саши, то Саша- брат Маши.

7. Если компьютер включен, то можно на нем работать.

8. Водительские права можно получить, только когда исполнится 18 лет.

9. Компьютер выполняет вычисления, если он включен.

10. Ты можешь купить в магазине продукты, если у тебя есть деньги.

11. Тише едешь - дальше будешь.

Ответы к упражнению 3

1.  (17 не делится на 2) & (17 двузначное).

2. ¬ (Корова - хищное животное).

3.  (На уроке физики ученики выполняли лабораторную работу) & (Ученики сообщали результаты исследований учителю).

4. (Число делится на 2) = (Число - четное).

5.  (Переходи улицу)  (Горит зеленый свет).

6. (Маша - сестра Саши) = (Саша- брат Маши).

7.  (Компьютер включен) = (Можно на компьютере работать).

8.  (Водительские права получишь) (Тебе исполнилось 18 лет).

9.  (Компьютер включен ) = (Компьютер выполняет вычисления)

10. (У тебя есть деньги) = (Ты можешь купить в магазине продукты).

11. (Тише едешь) = (Дальше будешь).

Упражнение 6

Даны высказывания: А - "Петя едет в автобусе", В - "Петя читает книгу", С - "Петя смотрит в окно".

 

  Составить формулы алгебры логики сложных высказываний:

1) "Неверно, что Петя едет в автобусе и читает книгу".

2) "Неверно, что Петя едет в автобусе, читает книгу или смотрит в окно".

3) "Петя не едет в автобусе, но при этом читает книгу или не смотрит в окно".

4) "Петя не едет в автобусе, не смотрит в окно – он читает книгу".








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Информатика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Логические операции

Автор: Трушникова Галина Петровна

Дата: 10.04.2023

Номер свидетельства: 629314

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(38) "Логические операции."
    ["seo_title"] => string(25) "loghichieskiie-opieratsii"
    ["file_id"] => string(6) "299250"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456487124"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(170) "Методическая разработка урока по ФГОС "Истинность высказываний. Логические операции" 8 класс"
    ["seo_title"] => string(98) "mietodichieskaia_razrabotka_uroka_po_fgos_istinnost_vyskazyvanii_loghichieskiie_opieratsii_8_klass"
    ["file_id"] => string(6) "349894"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1476702745"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Логика и логические операции, таблицы истинности"
    ["seo_title"] => string(50) "loghikailoghichieskiieopieratsiitablitsyistinnosti"
    ["file_id"] => string(6) "261136"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449072544"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "Основные понятия алгебры логики. Логические выражения и логические операции."
    ["seo_title"] => string(85) "osnovnyieponiatiiaalghiebryloghikiloghichieskiievyrazhieniiailoghichieskiieopieratsii"
    ["file_id"] => string(6) "311040"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1459148826"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(54) "Логика и логические операции "
    ["seo_title"] => string(35) "loghika-i-loghichieskiie-opieratsii"
    ["file_id"] => string(6) "215376"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1432659580"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства