Просмотр содержимого документа
«Личностно ориентированный подход как средство повышения качества обучения предмета информатика»
Личностно ориентированный подход
как средство повышения качества обучения предмета информатика
Развитие человеческой цивилизации переступило невидимую черту, разделяющую тысячелетия. К концу ушедшего века стало ясно, что информационные технологии современного образования развиваются невиданными темпами. Подобная интеллектуальная революция требует гуманизации образовательных процессов, обращения к хрупкому внутреннему миру личности ребенка. Таким образом, главное стратегическое направление образования видится в решении проблемы личностно ориентированного образования, такого образования, в котором личность ученика была бы в центре внимания педагога, в котором деятельность учения – познавательская деятельность, – была бы ведущей в системе “учитель – ученик”.
Технология личностно ориентированного обучения позволяет активно развивать опыт жизнедеятельности ученика, помогает личности познать себя, самоопределиться и самореализоваться. Её содержание, методы, приемы направлены главным образом на то, чтобы раскрыть и использовать опыт каждого ученика, помочь становлению личностно значимых способов познания путем организации целостной учебно-познавательной деятельности, совместного проектирования учебной деятельности.
Совместное проектирование деятельности (учебной, познавательной) – процесс, соединяющий нормативные образы и индивидуальное сознание ученика совместно с учителем, в ходе которого создаются условия для внутреннего принятия смысла изучаемых знаний.
Образование, ориентированное на личность, включает в себя: отказ от ориентировки на среднего; применение психолого-педагогической диагностики личности учащегося; учет особенностей личности в учебно-воспитательном процессе; прогнозирование развития личности; конструирование индивидуальных программ развития.
Для достижения поставленной цели мы имеем возможность выбрать программу, использовать ее вариативную часть, учебники, а также форму организации учебного процесса. В своей работе я использую технологии, способные предоставить ученику возможность выбора, научить его ориентироваться в потоке информации, выбирать и использовать нужную (материалы справочной, данные компьютерной сети Internet)
Работая над данной проблемой, я использую технологии, которые предполагают: организацию совместной деятельности; взаимопонимание, общение; рефлексию, через которую устанавливается отношение ученика к собственной работе.
На своих уроках я использую технологии: “обучение в сотрудничестве”, разноуровневое обучение, которые позволяют вносить новое во все компоненты урока, повышать информативность содержания материала, менять виды и формы урока.
Используя в работе индивидуальные, групповые и коллективные формы обучения, которые помогают развитию самостоятельности учащихся, их самоорганизации.
Своей главной задачей я считаю помочь ученикам освоить такие способы действия, которые окажутся необходимыми в их будущей жизни. Новые педагогические технологии немыслимы без широкого использования новых информационных технологий, и компьютерных в первую очередь.
Для достижения данной цели свою работу я строю следующим образом:
выделяю узловые моменты программы;
определяю минимальный уровень знаний, умений, навыков, необходимых для участия в будущих проектах;
организую совместную деятельность по формированию базовых уровней, используя дифференцированный и индивидуальный подход, обучение в “сотрудничестве”;
Свои основные направления работы я вижу в:
формирование у учащихся практических навыков работы со стандартным программным обеспечением (текстовые, графические редакторы, инструментальные программные средства, поддерживающие использование мультимедиа и интернет-технологии);
освоение учениками методов компьютерного моделирования, анализа компьютерных моделей;
обучение навыкам самообразования через участие в проектах, интеграция знаний из разных областей человеческой деятельности.
В связи с информационной насыщенностью я большое внимание в своей работе уделяю поиску и обработке информационных ресурсов, помогаю ученикам продвигаться в системе знаний.
Проектное обучение поощряет и усиливает истинное учение со стороны учеников, позволяет использовать множество дидактических подходов (обучение в деле, совместное учение, мозговой штурм, ролевые игры, дискуссии, эвристическое и проблемное обучение). Способствует повышению мотивации учеников, что предопределяет возрастание интереса и вовлеченности в работу по мере ее выполнения. Приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт своего труда (выпуск стенгазет, буклетов, сайт).
В своей работе опираюсь на такие принципы:
Принцип научности. Стремлюсь, донести до учащихся новейшие достижения компьютерных и информационных технологий. Поощряю исследовательскую деятельность учащихся.
Принцип наглядности. Компьютер как универсальное средство обработки информации обладает широкими дидактическими возможностями, способностью в наглядной форме представить различного рода зависимости и соотношения.
Принцип систематической рефлексии. Лучший способ учиться – периодически анализировать свою работу, отмечать продвижение, выявлять затруднения, реагировать на неудачи.
Принцип целенаправленного обучения навыкам групповой работы. Организовать успешную работу надо целенаправленно учить учащихся навыкам групповой работы, формировать мотивы к систематическому использованию этих навыков.
Информационно-коммуникационные технологии помогают усилить воспитывающую функцию обучения, достигается новый качественный уровень образования, который выражается в способности учащихся находить и обрабатывать информацию, овладевать знаниями и умениями, эффективно применимыми в любой сфере жизнедеятельности, самостоятельно принимать решения в ситуации выбора.