В статье представлен опыт применения технологии критериального оценивания на уроках информатики. Особенность применяемой методики состоит в том, что на каждом этапе урока все учащиеся получают определенное количество баллов в соответствии с предъявленными им критериями. При подведении итогов урока полученные баллы суммируются и определяется итоговая отметка. Образовательный эффект применения технологии критериального оценивания: ученик заранее может оценить свои сильные и слабые стороны, разумнее распределить собственные ресурсы; учитель превращается из сурового судьи в заинтересованного помощника и консультанта; открытость, прозрачность процесса оценивания; снижение школьной тревожности ученика.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Критериальное оценивание на уроках информатики»
Критериальное оценивание на уроках информатики
В образовательной деятельности отметка – не самое главное, но любая деятельность учащихся всегда оценивается учителем. Это не всегда просто.
Большей частью мы контролируем не процесс учения, а конечный результат, поэтому контроль на сам процесс учения оказывает слабое влияние. Да и поздно влиять на ход учения, когда получен результат. По словам академика Краевского: «Познание - есть процесс, оно растянуто во времени. Подвергать оценке баллом то, что находится еще в стадии становления, что будет изменяться, уточняться в дальнейшем при усвоении новых знаний, психологически неоправданно».
Предлагаю Вам познакомиться с опытом моей работы по применению технологии критериального оценивания деятельности на уроках информатики, которая позволяет, на мой взгляд, объективно оценить работу учащихся, а также:
учит ребёнка самому оценивать себя;
выявляет причины снижения качества успеваемости;
показывает ученику пути повышения отметки по предмету;
развивает универсальные учебные действия;
улучшает психологический климат на уроке.
Особенность методики состоит в том, что на каждом этапе урока все учащиеся получают определенное количество баллов в соответствии с предъявленными им критериями и фиксируют их в оценочном листе своей рабочей тетради. При подведении итогов урока каждый ученик суммирует полученные баллы и определяет итоговую отметку, которая выставляется в журнал.
Элементами критериального оценивания являются:
Общественный договор – в начале урока учитель объявляет, что работа на каждом этапе будет оцениваться на основании ряда критериев и инструкций к ним.
Инструкции по оцениванию, где расписано, за что ставятся баллы по каждому из критериев.
Прибавление, а не уменьшение. Мы привыкли к ситуации, что работа условно оценивается в пять баллов, которые потом начинают снижаться (минус за каждую обнаруженную ошибку). В критериальном оценивании описаны уровни достижений (в том числе и самые незначительные), соответствующие каждому баллу. При этом оценивается приращение: ты что-то сделал, пусть не много, но это уже хорошо, и ты получаешь за это балл. Ты сам несешь ответственность за свою учебу. Важно, что все балльные шкалы начинаются с нуля. Это делает очевидным, что оценивается деятельность ученика, а не его личность.
Работа над ошибками логично встраивается именно при критериальном оценивании. Промежуточное оценивание небольших самостоятельных работ показывает, насколько успешно ученик осваивает изучаемый материал данной темы. Одновременно оно выполняет функцию обратной связи, когда ученик получает информацию о своих успехах и неуспехах.
Самооценивание. Понятность для учащегося оснований оценивания, которая достигается при использовании инструкций, делает возможным самостоятельное оценивание учеником своей работы. Важно, чтобы в инструкциях давалась характеристика не ученика, а его работы. Например, «Набранная вами сумма баллов – это ваша точка роста, точка развития алгоритмического мышления». Отметка «3» может быть прочитана следующим образом: «вы на пути к успеху, но необходимо ещё раз проанализировать свою деятельность на уроке», отметка «4» - «вы хорошо и активно работали», «5» - «молодцы, вы программисты». Важно, чтобы самооценивание предшествовало предъявлению оценок учителем.
Сравнение с самим собой. При критериальном оценивании нет условий для сравнения себя с другими. Ты успешен по одному критерию, а я – по другому.
Итоговое оценивание - по каждому из критериев выводится итоговый балл, затем итоговые баллы критериев суммируются, и через специальную переводную шкалу трансформируется в 5–балльную.
Образовательный эффект применения технологии критериального оценивания:
ученик получает представление о целях и предполагаемых результатах своей учебной деятельности по данному предмету;
ученик заранее может оценить свои сильные и слабые стороны, разумнее распределить собственные ресурсы;
учитель превращается из сурового судьи в заинтересованного помощника и консультанта;
открытость, прозрачность процесса оценивания;
снижение школьной тревожности ученика.
Список литературы:
Абекова Ж.А., Оралбаев А.Б., Бердалиева М., Избасарова Ж.К. Технология критериального оценивания, методика ее применения в учебном процессе // Международный журнал экспериментального образования. 2016. – № 2-2. – С. 215-218.
Батурина Г.И. Введение в педагогическую профессию, учебное пособие. - М.: ACADEMA, 2011.
Педагогика: учебник для студентов высших учебных заведений //П.И.Пидкасистый, В.И.Беляев, В.А.Мижериков, Т.А.Юзефавичус; под ред. П.И.Пидкасистого. – М., 2010.
Современные образовательные технологии: учебное пособие для студентов, магистрантов, аспирантов, докторантов, школьных педагогов и вузовских преподавателей //Н. В. Бордовская и др.; под ред. Н. В. Бордовской. - Москва: КНОРУС, 2010.