Конфликт и взаимодействие в педагогическом коллективе
Конфликт и взаимодействие в педагогическом коллективе
Взаимодействия со студентами преподаватель организует через разрешение педагогических ситуаций. В педагогической ситуации преподаватель вступает в контакт со студентом по поводу его конкретного поступка, действия.
В течение учебного дня преподаватель включается в широкий диапазон взаимоотношений с обучающимися по разным поводам.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конфликт и взаимодействие в педагогическом коллективе»
Конфликт и взаимодействие в педагогическом коллективе
Взаимодействия со студентами преподаватель организует через разрешение педагогических ситуаций. В педагогической ситуации преподаватель вступает в контакт со студентом по поводу его конкретного поступка, действия.
В течение учебного дня преподаватель включается в широкий диапазон взаимоотношений с обучающимися по разным поводам.
При разрешении педагогических ситуаций действия преподавателей часто определяются их личной обидой на студентов. У преподавателя тогда проявляется стремление выйти победителем в противоборстве со студентом, не заботясь о том, как тот выйдет из ситуации, что усвоит из общения с преподавателем, как изменится его отношение к себе и взрослым.
Подростку трудно каждый день выполнять правила поведения в учебном заведении и требования преподавателей на занятиях и переменах, поэтому естественны незначительные нарушения общего порядка: возможны ссоры, обиды, смена настроения и т. д.
Правильно реагируя на поведение учащегося, преподаватель берет ситуацию под собственный контроль и восстанавливает порядок. Поспешность в оценках поступка часто приводит к ошибкам. Вызывает возмущение у студента несправедливость со стороны преподавателя, и тогда педагогическая ситуация переходит в конфликт.
Конфликт (от лат. conflictus – столкновение) – это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений, точек зрения, взглядов.
Конфликт в педагогической деятельности часто проявляется как стремление преподавателя утвердить свою позицию и как протест студента против несправедливого наказания, неправильной оценки его деятельности, поступка.
Конфликты надолго нарушают систему взаимоотношений между преподавателем и обучающимся, вызывают у преподавателя глубокое стрессовое состояние, неудовлетворенность своей работой, такое состояние усугубляется сознанием того, что успех в педагогической работе зависит от поведения обучающихся, появляется состояние зависимости преподавателя от их «милости».
Виды педагогических ситуаций и конфликтов.
В процессе педагогической деятельности можно выделить два основных типа ситуаций, требующих разрешения:
1) типичная – это часто повторяющаяся при одних и тех же обстоятельствах ситуация. Она имеет сходные источники и причины.
Например: опоздание и пропуски занятий учащимися, невыполнение домашних заданий и т. д.
2) Нетипичная – ситуация, нехарактерная для данного учащегося или группы.
Например: совершение правонарушения, случаи воровства в группе или в общежитии, уход учащегося из училища.
Такие ситуации требуют выявления причин и обоснованного их анализа для организации работы по предотвращению подобных случаев.
Среди потенциально конфликтогенных педагогических ситуаций можно выделить следующие:
ситуации (или конфликты) деятельности, возникающие по поводу выполнения учеником учебных заданий, успеваемости, внеучебной деятельности;
ситуации (конфликты) поведения, возникающие по поводу нарушения обучающимся правил поведения;
ситуации (конфликты) отношений, возникающие в сфере эмоционально-личностных отношений учащихся и учителей, в сфере их общения в процессе педагогической деятельности.
Особенности педагогических конфликтов.
– Профессиональная ответственность учителя за педагогически правильное разрешение ситуации: ведь учебное заведение, в котором учится ребенок, – модель общества, где ученики усваивают социальные нормы и отношения между людьми.
– Участники конфликтов имеют различный социальный статус (учитель–ученик), чем и определяется их разное поведение в конфликте.
– Разница возраста и жизненного опыта участников разводит их позиции в конфликте, порождает разную степень ответственности за ошибки при их разрешении.
– Различное понимание событий и их причин участниками (конфликт «глазами учителя» и «глазами ученика» видится по-разному), поэтому учителю не всегда легко понять глубину переживаний ученика, а ученику – справиться со своими эмоциями, подчинить их разуму.
Присутствие других учеников при конфликте делает их из свидетелей участниками, а конфликт приобретает воспитательный смысл и для них; об этом всегда приходится помнить учителю.
– Профессиональная позиция учителя в конфликте обязывает его взять на себя инициативу в его разрешении и на первое место суметь поставить интересы ученика как формирующейся личности.
– Всякая ошибка учителя при разрешении конфликта порождает новые ситуации и конфликты, в которые включаются другие ученики.
– Конфликт в педагогической деятельности легче предупредить, чем успешно разрешить.
Причины конфликтов.
При всем разнообразии конфликтов можно выделить их основные причины:
– В последние годы учащиеся сильно изменились, тогда как некоторые учителя видят их такими, какими были учащиеся десять – пятнадцать лет назад, поэтому отношения с учениками складываются напряженные.
– Отсутствие взаимопонимания между педагогами и учащимися, вызванное, прежде всего, незнанием возрастных психологических особенностей воспитанников. Так, повышенная критичность, свойственная подростковому возрасту, зачастую воспринимается учителями как негативное отношение к их личности.
– Консерватизм и стереотипность в выборе воспитательных методов и средств.
– Учителем, как правило, оценивается не отдельный поступок ученика, а его личность. Такая оценка часто определяет отношение к ученику других учителей.
– Оценка ученика нередко строится на субъективном восприятии его поступка и малой информированности о его мотивах, особенностях личности, условиях жизни в семье.
– Учитель затрудняется провести анализ возникшей ситуации, торопится строго наказать ученика.
– Немаловажное значение имеет характер отношений, которые сложились между учителем и отдельными учениками; личностные качества и нестандартное поведение этих учеников являются причиной постоянных конфликтов с ними.
– Личностные качества учителя (раздражительность, грубость, мстительность, самодовольство, беспомощность); настроение учителя при взаимодействии с учениками; жизненное неблагополучие учителя.
– Общий климат и организация работы в педагогическом коллективе.
Стиль взаимодействия педагога в конфликте с учащимися.
Как решить проблему противоречий во взаимоотношениях педагога с учащимися?
Профессиональная позиция, ориентированная на потенциал ребенка, на его дальнейшее развитие, должна быть тактически проработана, а тонкое психологическое прикосновение к личности ребенка – согласно тому, что он есть сейчас (возраст, состояние, опыт, знания, интеллект, способности, уровень воспитанности и другое) – оправдано. Многое зависит от выбора стиля поведения, соответствующего конфликтной ситуации. Ведь некоторые стили могут быть наиболее эффективными для разрешения конфликтов определенного типа.
К. У. Томасом и Р. Х. Килменном были разработаны основные наиболее приемлемые стратегии поведения в конфликтной ситуации. Они указывают, что существуют пять основных стилей поведения при конфликте: приспособление, компромисс, сотрудничество, игнорирование, соперничество или конкуренция. Стиль поведения в конкретном конфликте, указывают они, определяется той мерой, в которой вы хотите удовлетворить собственные интересы, действуя при этом пассивно или активно, и интересы другой стороны, действуя совместно или индивидуально.
Приведем рекомендации по наиболее целесообразному использованию того или иного стиля в зависимости от конкретной ситуации и характера личности человека.
Стиль конкуренции, соперничества может использовать педагог, обладающий сильной волей, достаточным авторитетом, властью, не очень заинтересованный в сотрудничестве с учащимся и стремящийся в первую очередь удовлетворить собственные интересы. Его можно использовать, если:
– исход конфликта очень важен для вас, и вы делаете большую ставку на свое решение возникшей проблемы;
– обладаете достаточной властью и авторитетом, и представляется очевидным, что предлагаемое вами решение – наилучшее;
– чувствуете, что у вас нет иного выбора и вам нечего терять;
– должны принять непопулярное решение и у вас достаточно полномочий для выбора этого шага.
Однако следует иметь в виду, что этот стиль, кроме чувства отчуждения, ничего больше не сможет вызвать.
Стиль сотрудничества можно использовать, если, отстаивая собственные интересы, вы вынуждены принимать во внимание нужды и желания другой стороны. Этот стиль наиболее труден, так как он требует более продолжительной работы. Цель его применения – разработка долгосрочного взаимовыгодного решения. Такой стиль требует умения объяснять свои желания, выслушивать друг друга, сдерживать свои эмоции. Отсутствие одного из этих факторов делает этот стиль неэффективным.
Для разрешения конфликта этот стиль можно использовать в следующих ситуациях:
– необходимо найти общее решение, если каждый из подходов к проблеме важен и не допускает компромиссных решений;
– у вас длительные, прочные и взаимозависимые отношения с другой стороной;
– основной целью является приобретение совместного опыта работы;
– стороны способны выслушать друг друга и изложить суть своих интересов.
Стиль компромисса. Суть его заключается в том, что стороны стремятся урегулировать разногласия при взаимных уступках. В этом плане он несколько напоминает стиль сотрудничества, однако осуществляется на более поверхностном уровне, так как стороны в чем-то уступают друг другу. Этот стиль наиболее эффективен, если обе стороны хотят одного и того же, но знают, что одновременно это невыполнимо. При использовании этого стиля акцент делается не на решении, которое удовлетворяет интересы обеих сторон, а на варианте, который можно выразить словами: «Мы не можем полностью выполнить свои желания, следовательно, необходимо прийти к решению, с которым каждый из нас мог бы согласиться».
Такой подход к разрешению конфликта можно использовать в следующих ситуациях:
– обе стороны имеют одинаково убедительные аргументы;
– удовлетворение вашего желания имеет для вас не слишком большое значение;
– вас может устроить временное решение, так как нет времени для выработки другого или же другие подходы к решению проблемы оказались неэффективными.
Стиль уклонения реализуется обычно, когда затрагиваемая проблема не столь важна для вас, вы не отстаиваете свои права, не сотрудничаете ни с кем для выработки решения и не хотите тратить время и силы на ее решение.
Стиль уклонения можно рекомендовать к применению в следующих ситуациях:
– источник разногласий несуществен для вас по сравнению с другими более важными задачами, а потому вы считаете, что не стоит тратить на него силы;
– знаете, что не можете или даже не хотите решить вопрос в свою пользу;
– у вас мало власти для решения проблемы желательным для вас способом;
– хотите выиграть время, чтобы изучить ситуацию и получить дополнительную информацию, прежде чем принять какое-либо решение;
– пытаться решить проблему немедленно опасно, так как вскрытие и открытое обсуждение конфликта могут только ухудшить ситуацию;
– у вас был трудный день, а решение этой проблемы может принести дополнительные неприятности.
Не следует думать, что этот стиль является бегством от проблемы или уклонением от ответственности.
В действительности уход или отсрочка может быть вполне подходящей реакцией на конфликтную ситуацию, так как за это время она может разрешиться сама собой или вы сможете заняться ею позже, когда будете обладать достаточной информацией и желанием разрешить ее.
Стиль приспособления означает, что вы действуете совместно с другой стороной, но при этом не пытаетесь отстаивать собственные интересы в целях сглаживания атмосферы и восстановления нормальной рабочей атмосферы. Томас и Килменн считают, что этот стиль наиболее эффективен, когда исход дела чрезвычайно важен для другой стороны и не очень существен для вас или когда вы жертвуете собственными интересами в пользу другой стороны.
Стиль приспособления может быть применен в следующих наиболее характерных ситуациях:
– важнейшая задача – восстановление спокойствия и стабильности, а не разрешение конфликта;
– предмет разногласия не важен для вас, или вас не особенно волнует случившееся;
– считаете, что лучше сохранить добрые отношения с другими людьми, чем отстаивать собственную точку зрения;
– осознаете, что правда не на вашей стороне;
– чувствуете, что у вас недостаточно власти или шансов победить.
Нужно помнить, что ни один из рассмотренных стилей разрешения конфликта не может быть выделен как самый лучший. Надо научиться эффективно использовать каждый из них и сознательно делать тот или иной выбор, учитывая конкретные обстоятельства.
Тест «Стратегия поведения в конфликте»
С помощью методики можно выявить наиболее предпочтительные формы социального поведения педагога в ситуации конфликта с учащимися, родителями, с коллегами или администрацией, а также отношение к совместной деятельности.
Инструкция. Вам предлагается 15 утверждений. Каждый пункт оцените следующим образом:
совсем не согласен – 1 балл;
не согласен – 2 балла;
скорее согласен – 3 балла;
согласен – 4 балла;
полностью согласен – 5 баллов.
1. Я человек принципиальный и никогда не меняю своей позиции.
2. Мне сложно отстаивать свою позицию, даже если я точно знаю, что прав.
3. Трачу много времени на поиски общих точек соприкосновения.
4. Для меня важнее сохранить хорошие отношения, даже если приходится жертвовать своими интересами.
5. Я отзываюсь на предложения других, но сам не склонен проявлять инициативу.
6. Из любого конфликта я выхожу победителем.
7. Я избегаю напряженных ситуаций, хотя дело от этого может пострадать.
8. Пересматриваю свою точку зрения, почувствовав в ходе обсуждения свою неправоту.
9. Много времени я уделяю проблемам других и часто забываю о себе.
10. Я легко соглашаюсь уступить, если и другой поступает так же.
11. Продолжаю спор до тех пор, пока собеседник не вынужден будет принять мою точку зрения.
12. Я добиваюсь эффективных результатов, когда работаю под руководством более опытного партнера.
13. С удовольствием проявляю инициативу в примирении сторон.
14. Если это сделает другого счастливым, даю ему возможность настоять на своем.
15. Часто я соглашаюсь на первое же условие, которое ведет к урегулированию проблемы в отношениях.
Обработка результатов. Рядом с цифрами, обозначающими номер утверждения, поставьте соответствующий балл и подсчитайте их сумму.
Таблица 1
Стратегия
поведения
№ утверждений
Сумма баллов
1
2
3
Соперничество
1, 6, 11
Избегание
2, 7, 12
Сотрудничество
3, 8, 13
Приспособление
4, 9, 14
Компромисс
5, 10, 15
Стратегия поведения в конфликтной ситуации считается выраженной, если сумма баллов превышает 10.
2. Тест «Насколько вы конфликтны?»
Инструкция. Вам предлагается ответить на 7 вопросов. Каждый вопрос имеет три варианта ответов. Выберите тот, который больше всего вам подходит.
1) Представьте, что в общественном транспорте начинается спор на повышенных тонах. Вы:
а) избегаете вмешиваться;
б) можете встать на сторону потерпевшего или того, кто прав;
в) всегда вмешиваетесь и отстаиваете свою точку зрения.
2) На собрании (совещании и т. д.) критикуете ли вы руководство за допущенные ошибки?
а) нет;
б) да, но в зависимости от вашего личного отношения к нему;
в) всегда критикуете за ошибки не только начальство, но и тех, кто его защищает.
3) Любите ли вы спорить со своими коллегами, друзьями?
а) только если они не обидчивы и эти споры не портят ваших отношений;
б) да, но только по принципиальным, важным вопросам;
в) вы спорите со всеми и по любому поводу.
4) Дома на обед подали недосоленное блюдо. Ваши действия:
а) не замечаете такой пустяк;
б) молча возьмете солонку;
в) не удержитесь от замечания и, может быть, демонстративно откажетесь от еды.
5) На улице, в транспорте вам наступили на ногу. Ваша реакция:
а) с возмущением посмотрите на обидчика;
б) сухо сделаете замечание;
в) выскажетесь, не стесняясь в выражениях.
6) Кто-то из близких купил вещь, которая вам не понравилась. Вы:
а) промолчите;
б) ограничитесь кратким тактичным комментарием;
в) устроите скандал из-за пустой траты денег.
7) Не повезло в лотерее. Как вы воспринимаете это?
а) постараетесь быть равнодушным, но в душе дадите себе слово никогда в ней больше не участвовать;
б) не скроете досаду, но отнесетесь к происшедшему с юмором, пообещаете взять реванш;
в) билет без выигрыша надолго испортит настроение.
Обработка результатов. Каждый ответ «а» оцените в 4 балла; «б» – 2 балла, «в» – 0 баллов. Подсчитайте сумму.
Интерпретация результатов.
Если вы набрали:
От 20 до 28 баллов – вы тактичны, не любите конфликтов, избегаете критических ситуаций. Когда же вам приходится вступать в спор, то вы учитываете, как это отразится на вашем положении или приятельских отношениях. Вы стремитесь быть приятным для окружающих.
От 10 до 18 баллов – о вас говорят, что вы – конфликтная личность, но на самом деле вы конфликтуете лишь тогда, когда нет другого выхода и все средства исчерпаны. Вы настойчиво отстаиваете свое мнение, невзирая на то, как это отразится на вашем положении, при этом не выходите за рамки корректности. За все это вас уважают.
8 и менее баллов – вы ищете повод для споров, большая часть которых излишни, мелочны. Любите критиковать, но только тогда, когда это выгодно вам. Вы стремитесь навязывать свое мнение, даже если не уверены, что правы.