Конфликты – неотъемлемая часть современной жизни. Говоря о конфликтах, мы чаще всего ассоциируем их с агрессией, спорами, враждебностью. Однако многие конфликты способствуют принятию обоснованных решений, развитию взаимоотношений, помогают выявить скрытые проблемы. В любом случае конфликты должны разрешаться.
Жизнь доказывает, что конфликт не относится к тем явлениям, которыми можно управлять на основе жизненного опыта и здравого смысла. Сколько-нибудь эффективное воздействие на конфликт может быть оказано в том случае, когда мы достаточно глубоко понимаем истинные причины возникновения конфликта, представляем закономерности его развития и владеем механизмами разрешения. В связи с этим особое значение приобрел такой феномен, как психолого-педагогический конфликт. Природа психолого-педагогического конфликта отличается тем, что в столкновении участвует ребенок, а не взрослый человек, обладающий опытом, умениями, разумом, волей, самоконтролем, саморегуляцией и прочими качествами, обретенными в ходе жизни. Кроме того, данный конфликт всегда сопровождается большим психологическим напряжением, которое ребенку гораздо тяжелей вынести, чем взрослому.
Термины и определения
Конфликт — это процесс резкого обострения противоречия и борьбы двух или более сторон в решении проблемы, имеющей личную значимость для каждого из участников.
Для возникновения конфликта необходимо наличии ряда факторов: наличие проблемы (противоречия), конфликтной ситуации, участников конфликта и инцидента.
Заниматься своевременной диагностикой и профилактикой конфликтов в школьных коллективах крайне необходимо.
- Во-первых, профилактика конфликтов, несомненно, будет способствовать повышению качества учебного процесса. Ученики и учителя станут тратить интеллектуальные и нравственные силы не на борьбу с оппонентами, а на свою основную деятельность.
- Во-вторых, конфликты оказывают заметное отрицательное влияние на психическое состояние и настроение конфликтующих. Стресс, возникающий в ходе конфликтов, может быть причиной десятков серьезных заболеваний. Поэтому своевременные профилактические меры должны положительно влиять на психологическое и физическое здоровье учеников и учителей.
- В-третьих, именно в школе у ребенка, подростка формируются навыки разрешения противоречий в межличностном взаимодействии, которые случаются в жизни каждого человека.
Очень важно знать формулу конфликта и эффективно ею владеть. Она выглядит следующим образом: КОНФЛИКТ = КОНФЛИКТНАЯ СИТУАЦИЯ + ИНЦИДЕНТ
Конфликт – это открытое противостояние как следствие взаимоисключающих интересов и позиций.
Конфликтная ситуация – это накопившиеся противоречия, содержащие истинную причину конфликта.
Инцидент – это стечение обстоятельств, являющихся поводом для конфликта.
Из формулы видно, что конфликтная ситуация и инцидент независимы друг от друга, т.е. ни одно из них не является следствием или проявлением другого.
Разрешить конфликт – значит, устранить конфликтную ситуацию и исчерпать инцидент. Понятно, что первое сделать сложнее, но и более важно.
Как разрешить конфликт?
Важно уяснить себе, чего необходимо достичь (например, понимания детьми недопустимости их поведения; серьезного отношения родителей к конфликту; готовности выслушать друг друга; окончания конфликта) в результате разбора конфликта. Перед беседой целесообразно выяснить для себя самого его цель и только после на основе этого понимания попытаться ответить для себя на несколько вопросов.
1. Кто принимает участие в разборе конфликта?
Для успешного разбора конфликта очень важно, кто в нем принимает участие. Кроме участников конфликта могут присутствовать свидетели или целый класс, коллеги, представители школьного руководства или родители. Однако «соотношение сил» должно быть сбалансированным. Может быть, одной из сторон понадобится поддержка. Это играет особую роль в тех случаях, когда одна из сторон обладает меньшим авторитетом или меньшими полномочиями.
2. В чем заключается роль ведущего в разборе конфликта?
Если вы непосредственный участник конфликта, вам не следует брать на себя роль ведущего в разборе конфликта, так как это было бы нечестно по отношению к противоположной стороне. Решающее значение имеет также то, принимаете ли вы чью-либо сторону или соблюдаете нейтралитет. Если заранее известно или выясняется в ходе разбора, что кто-то стал жертвой грубой несправедливости, вы можете и даже должны стать на его сторону. Однако в этом случае имеет смысл пригласить коллегу, который бы с нейтральной позиции выступал в роли посредника. Это касается тех случаев, когда кто-то из детей внушает вам неприязнь.
В обычных случаях, т. е. если конфликт произошел между двумя равными сторонами, лучше соблюдать нейтралитет. Тогда вам не придется объяснять или обосновывать свою позицию и будет легче контролировать ход беседы.
3. В какой обстановке должен проходить разбор конфликта?
Беседа должна проходить в спокойной, непринужденной обстановке, в которой все ее участники чувствовали бы себя как можно свободнее. Если первое, предварительное осуждение происходит на месте происшествия, то у вас, вероятно, вряд ли будет выбор относительно места разбора. Однако вы можете, например, отойти в сторону и попросить окружающих оставить вас наедине с участниками конфликта. Для более обстоятельного разговора вам нужны время и удобное помещение, где бы вам никто не мешал. В конце разговора выясните, надо ли информировать кого-то о результатах разбора и кто этим займется.
4. Как вести разговор?
Для ведущего важно структурировать беседу, но не доминировать в ней. Рассматривайте себя как помощника, посредника, ваша задача состоит в том, чтобы помочь разрешить конфликт. Необходимо выслушать обе стороны, если, конечно, кто-нибудь из участников конфликта не откажется от участия в беседе. Разбор конфликта — это не судебное заседание. Все участвующие в нем имеют право изложить свое понимание или видение проблемы.
Полезно в начале беседы установить определенные правила, обязательные для всех, например:
- не перебивать говорящего, дать ему возможность закончить свою речь;
- говорить только правду;
- не оскорблять, не упрекать друг друга; стремиться к сотрудничеству, искать общее решение.
Если участники конфликта способны непосредственно вести переговоры друг с другом, вам остается лишь следить за тем, чтобы высказывания были конструктивными, и время от времени направлять их в нужное русло. Однако вероятнее всего, что вам придется выступать в роли посредника и тем самым четко структурировать разговор.
Обсуждать нужно следующее:
- Что произошло?
- Что привело к конфликту? Почему это произошло? (Выяснить причины.)
- Какие чувства вызвал конфликт у участников столкновения? (Определить назвать чувства.)
- Как быть в этой ситуации? (Найти решение.)
5. Сформулировать суть конфликта.
Чтобы начать разговор, вы можете, например, спросить: «Что произошло? В чем проблема?» Дайте обоим участникам нарисовать картину происшествия с их точки зрения. В случае, если вам ясна ситуация, дайте возможность первым высказаться более слабой стороне. Затем обобщите выступление, спросите у одного из конфликтующих, правильно ли вы его поняли, и проделайте то же самое с другим. Попробуйте найти общую для обоих формулировку.
6. Определить чувства.
Это чрезвычайно важно, особенно, если вы разбираете конфликт между детьми, так как чувства у них играют решающую роль. Спросите поочередно обоих участников конфликта, как они чувствовали себя во время конфликта и чувствуют себя теперь. Затем нужно обобщить сказанное с и предложить конфликтующим сделать то же самое. Проследите за тем, чтобы участники конфликта действительно услышали друг друга.
7. Найти решение.
Эффективность разбора конфликта определяется его результатом. Предложения должны поступать непосредственно от самих участников конфликта, ведь им придется реализовать их, им придется с ними жить. Только они могут определить, соответствует ли принятое решение их желаниям и потребностям.
- Первый шаг в этом направлении заключается в том, чтобы собрать предложения. Лучше всего это сделать в форме «мозгового штурма», т. е. записывать все предложения по решению конфликта независимо от того, насколько они могут быть смехотворны и нереальны. Это может облегчить поиск решения.
- Второй шаг — выяснение, с какими предложениями были бы согласны обе стороны. Это можно сделать, читая список всех предложений и вычеркивая те из них, с которыми не согласна та или иная сторона.
- Третий шаг — принять одно или несколько предложений, удовлетворяющих обе стороны.
Вы должны следить за тем, чтобы решение было реалистично и сбалансировано. Если кто-то из участников конфликта пострадал (физически, морально или материально), решение должно предусматривать некую компенсацию в той или иной форме. Спросите обе стороны: «Вас это устраивает?», «Вы согласны с таким решением?»
В конце беседы должно быть сформулировано решение, отвечающее желаниям и потребностям обеих сторон и при этом достаточно реалистичное, т. е. вполне осуществимое. Оно может иметь форму устного или письменного договора с четкими сроками реализации.
Поблагодарите всех за сотрудничество и участие в решении проблемы. Желательно, чтобы такой разбор выполнял функцию некой модели, позволяющей учиться улаживать конфликты самостоятельно, без посторонней помощи.