Компетентность социального взаимодействия, способность установления взаимопонимания, избегания конфликтов, толерантность.
Компетентность социального взаимодействия, способность установления взаимопонимания, избегания конфликтов, толерантность.
В любом коллективе, будь это, производственный, коммерческий или педагогический, должен присутствовать здоровый микроклимат. Это повышает производительность труда и творческую деятельность, ведь у них одно общее дело. Перед педагогическим коллективом стоят две главные задачи:
Качественные знания, обучающихся;
Воспитательная работа.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Компетентность социального взаимодействия, способность установления взаимопонимания, избегания конфликтов, толерантность. »
Тема
Компетентность социального взаимодействия:
способность установления взаимопонимания,
избегания конфликтов, толерантность.
В любом коллективе, будь это, производственный, коммерческий или педагогический, должен присутствовать здоровый микроклимат. Это повышает производительность труда и творческую деятельность, ведь у них одно общее дело. Перед педагогическим коллективом стоят две главные задачи:
Качественные знания, обучающихся;
Воспитательная работа.
Конечно качественные знания – прерогатива преподавателей, но воспитательная работа – это работа общая. Будь это классный руководитель, социальный педагог, психолог или администрация школы, цель у них одна: создать толерантное поведение между учениками и преподавателями и их родителями. Поэтому очень важно, чтобы коллектив состоял из компетентного состава компетентности. Что же такое компетентность?
Компетентность – это обобщенная способность к решению профессиональных и жизненных задач в той или иной области.
2. Формирование системы ВШК по проблемам здоровья и ЗОЖ детей и сотрудников;
3. Сан – просветительская работа по формированию здорового образа жизни;
4. Развитие материально – технической базы УВК;
5. Физкультурно – оздоровительная и спортивно – массовая работа.
- компетентность гражданственности;
- информационно – технологическая компетентность:
ИТК – компетентность – это способность педагога решать:
- учебные,
- бытовые,
- профессиональные задачи с использованием информационных и коммуникативных технологий.
- профессиональная компетентность;
- коммукативная компетентность;
- компетентность самосовершенствования;
Одной из ключевых компетентностей является коммуникативная компетентность, которая обеспечивает успешную социализацию, адаптацию и самореализацию в современных условиях жизни. Коммуникативная компетентность означает готовность ставить и достигать цели устной и письменной коммуникации: получать необходимую информацию, представлять и цивилизованно отстаивать свою точку зрения в диалоге и в публичном выступлении на основе признания разнообразия позиций и уважительного отношения к ценностям (религиозным, этническим, профессиональным, личностным и т.п.) других людей.
Проблема формирования и развития коммуникативной компетентности особенно актуальна в основной школе, поскольку отвечает возрастным задачам развития в подростковом и юношеском возрасте и является условием успешного личностного развития школьника. Поэтому очень важна коммуникативная компетентность учителя.
Известно, что коммуникация в профессиональной деятельности учителя, выполняет три основные функции:
- коммуникативную, включающую обмен информацией;
- интерактивную, предусматривающую организацию взаимодействия;
- перцептивную, отражающую процесс восприятия и формирования образа другого человека и установления взаимодействия.
Очень часто мешают работать конфликты на работе. Что же такое конфликт?
Конфликт – это проявление объективных или субъективных противоречий, выражающихся в противоборстве сторон.
Слишком часто конфликты, возникающие, например, между начальником и подчиненным или сотрудниками, либо перерастают в борьбу, либо уход. Ни тот, ни другой вариант не являются эффективным способом управления конфликтом. Психологи и социологи предлагают еще несколько вариантов поведения личности в конфликте. Широкое распространение в конфликтности получила, разработанная К. Томасом и Р. Киллменом двухмерная модель поведения личности в конфликтном взаимодействии. В основе этой модели лежат ориентации участников конфликта на свои интересы и интересы противоположной стороны. Участники конфликта, анализируя свои интересы и интересы соперника, выбирают 5 стратегий поведения (борьба, уход, уступки, компромисс, сотрудничество).
Для разрешения и сохранения позитивных взаимоотношений лучше последовать таким советам:
- Остыньте
- Проанализируйте ситуацию
- Объясните другому человеку в чем дело
- Оставьте человеку «выход»
Современное общество за последние годы стало более динамичным. Это обусловлено, прежде всего, большей его информативностью и вариативностью социальных взаимодействий, в том числе и социально-педагогических в условиях образовательного пространства. В связи с этим к подросткам предъявляются повышенные требования, связанные с адаптацией в различных социумах, а так же требования, направленные на формирование толерантности. Только школа может противостоять негативным тенденциям, присущим обществу в целом, так как ей присуща многовековая гуманистическая традиция.
Толерантность необходимо рассматривать как терпимость к различным формам социо-культурного проявления специфики личности. Во многих языках присутствует понятие аналогичное толерантности
Так в испанском языке толерантность трактуется как способность признавать отличные от своих идеи и мнения.
Во французском языке – отношение, при котором допускается, что другие могут действовать и думать иначе, нежели ты сам.
В английском – готовность быть снисходительным.
В китайском – быть великодушным, способность принимать и понимать других.
В арабском – прощение, снисходительность, сострадание к другим.
Пожалуй, самым емким, по сути, является русский аналог толерантности – это терпимость, которая рассматривается, как способность терпеть что-то или кого-то, сдержанность, стойкость, умение мириться с существованием чего-либо или кого-либо, а также с мнением других.
Во всем цивилизованном мире существует приоритет прав и свобод человека. Только благодаря толерантности в отношении всех и каждого возможно достижение данного приоритета. Несоблюдение прав и свобод, нетерпимость и агрессия по отношению к ближнему, потому что он «не такой как я», должен стать не модным. Защита прав и свобод реализуется через использование возможностей Уполномоченного по правам участников образовательного процесса. Данная должность является общественной и выборной, что является залогом неформальности решения конфликтной ситуации. Любое нарушение прав, будь то ученика, учителя или родителя в процессе организации учебно-воспитательного процесса, есть, по сути, проявление интолерантности. Уважение ипринятие норм и правил – толерантность. Агрессия и вражда – интолерантность. Поэтому значимость Уполномоченного возрастает в условиях современной школы, не столько как инструмента решения конфликтных ситуаций, сколько как проводника толерантного отношения между всеми участниками образовательного процесса. Велика инертность мышления человека, когда решение любой конфликтной ситуации ищется не путем установления диалога, а путем опоры только на административные методы, которые по своей сути являются карательными. Именно они еще больше усугубляют ситуацию, усиливая напряженность, не приводя к взаимопониманию между заинтересованными сторонами. Только установление диалогового режима общения позволит придать конструктивный характер процессам коммуникативного взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса.
Рекомендации по формированию толерантности:
- Самые главные вопросы задавайте не людям, а самому себе.
- Познавайте себя и других.
- Не критикуйте личность.
- Чаще улыбайтесь.
- Будьте реалистами.
- Будьте терпимы к человеческим слабостям.
- Умейте извиниться.
Цветок толерантности для всех людей планеты един, он состоит из 8 лепестков, это:
Принятие другого таким, какой он есть.
Уважение прав других.
Сострадание.
Прощение.
Сотрудничество.
Уважение человеческого достоинства.
Милосердие.
Уважение прав других.
И как вы успели уже заметить, что два лепестка в этом цветке одинаковы - это Уважение прав других.
Таким образом, совокупность социальных и педагогических технологий в современной школе является залогом формирования гармонично развитой личности, залогом формирования у подростка социальных компетенций, необходимых для безболезненного вхождения во взрослую жизнь. Именно школа берет на себя роль просветителя и наставника для ребенка в области морали, права, толерантности.