Просмотр содержимого документа
««Межличностные конфликты в системе «учитель-ученик»» (с педагогическим коллективом)»
«Екібастұз қаласы әкімдігінің білім бөлімінің №7 мектеп- гимназиясы» комуналдық мемлекеттік мекемесі
Коммунальное государственное учреждение
«Школа-гимназия №7 отдела образования акимата г.Экибастуза»
СЕМИНАР
«Межличностные конфликты в системе «учитель-ученик»»
(с педагогическим коллективом)
Құрастырушы/ Составитель:
Немыкина Н.А.
Психолог ШГ №7
2018 г.
СЕМИНАР
с педагогическим коллективом
«Межличностные конфликты в системе «учитель-ученик»»
Проблема конфликтов и взаимодействия участников педагогического процесса приобретает всё большую остроту для современной школы. В последние годы отношения между учителями и учениками, также как между взрослыми и детьми стали значительно сложнее и напряжённее.
Подобные затруднения в отношениях вызваны тем, что общество стало сильно изменяться уже на протяжении одного поколения. В результате опыт старших как бы начинает терять свою актуальность для новых поколений.
Под конфликтом понимается наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями. В основе любого конфликта лежит конфликтная ситуация, включающая либо противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу, либо несовпадение интересов, желаний, влечений оппонентов.
В сфере образования принято выделять 4 субъекта деятельности: ученик, учитель, родители и администрация, которые вступают во взаимодействие, а значит могут вступить и в конфликты.
Остановимся на наиболее распространённых конфликтах между учеником и учителем.
Процесс обучения и воспитания, как и всякое развитие, невозможен без противоречий и конфликтов. Конфронтация с детьми, условия жизни которых сегодня нельзя назвать благоприятными, является обычной составной частью реальности. Конфликт в педагогической деятельности часто проявляется как стремление учителя утвердить свою позицию и как протест ученика против несправедливого наказания, неправильной оценки его деятельности, поступка.
Учитель имеет дело с развивающейся личностью ребёнка, а движущими силами психического развития являются те противоречия, которые возникают как результат появления новых потребностей при отсутствии способов их удовлетворения. Способы удовлетворения возникающих потребностей ребёнок усваивает через совместную с взрослыми деятельность, благодаря которой он присваивает социальный опыт поведения. Игнорирование учителем изменений в психическом развитии ребёнка, тех «внутренних условий», от которых зависит характер взаимодействия ребёнка с взрослыми, приводит к взаимному непониманию, отчуждению и сложным педагогическим ситуациям.
К «внутренним условиям», которые влияют на поведение ребёнка в ответ на воспитательное воздействие можно отнести и состояние ученика в момент контакта с учителем: утомление, недомогание, усталость от учебной работы – всё это нарушает адекватную реакцию на воздействие учителя.
Нельзя забывать об эмоциональной неустойчивости поведения подростков, акцентуации черт их характера, увеличении нервных заболеваний, поэтому при общении с учеником не надо усматривать во всяком его поступке злой умысел по отношению к учителю. Реакция ученика на педагогическое воздействие во многом зависит от условий жизни той микросреды, в которой он живёт. В семейных условиях дети усваивают индивидуальный опыт поведения и общения: у одних детей он совпадает с тем поведением, которое принято в школе (уважение, вежливость, исполнительность); другие дети в семье видят иные отношения (грубость, брань, упрёки и т.д.).
Подростки глубоко переживают, если учитель осуждает поведение их родителей. От учителя они ждут поддержки и помощи, а не осуждения и упрёков. Учитель, который резко, неуважительно отзывается о том или ином родителе, теряет авторитет у всех учеников, и они не выполняют его требования.
Так, например, семиклассница Нина была педагогически запущенным подростком. Она уже почти бросила школу. С огромным трудом удалось убедить девочку посещать её. Постепенно она начала включаться в школьную жизнь. Возможно бы Нина закончила школу и не совершила преступление, если бы… Шёл классный час, учитель читала очерк о девушке, которая пожертвовала своим зрением ради другого человека. Класс, затаив дыхание, слушал учителя, и вдруг Нина нарушила тишину: «Вот дура!». Раздражённая учительница сказала: «Конечно, в тюрьме, где сидит твоя мать, действуют другие моральные законы, более близкие тебе. Там и тебе уготовано место». Нина не дала учительнице договорить и, выкрикнув оскорбление, в слезах выбежала из класса. Вернуть ей в школу не удалось.
Дети в зависимости от их возраста и индивидуальных особенностей по-разному реагируют на воздействие учителя. Игнорирование учителем психических особенностей ребёнка, приводит к взаимному непониманию, отчуждению, а порой и к конфликтам. Например, рассмотрим такую ситуацию. Учитель поставила неряшливых учеников перед классом и высмеяла их. На следующий день они не пришли в школу, объяснив это тем, то им стыдно перед товарищами. Подвергнув учеников унижению, учитель затруднила себе работу с классом, особенно с теми ребятами, которые были ею высмеяны.
Важно, чтобы учитель умел правильно определить свою позицию в конфликте, т.к. если на его стороне выступает коллектив класса, то ему легче найти оптимальный выход из сложившейся ситуации. Если же класс принимает сторону нарушителя дисциплины или занимает двойственную позицию, это чревато негативными последствиями (например, конфликты могут приобрести постоянный характер).
Реакция ученика на замечание учителя нередко зависит от присутствия при этом другие учеников: он или примет замечание, или проигнорирует его.
Конфликтные ситуации, вызванные разным поведением учителя, существенно различаются. Наиболее острые и серьёзные конфликты возникают из-за отсутствия или недостатка у педагога тех качеств, которые больше всего ценят подростки: уважения к личности ученика и способности организовать общения их друг с другом, а также совместную деятельность классного коллектива.
И так, причинами конфликтов в педагогическом процессе могут быть:
Малая возможность учителя прогнозировать на уроке поведение учеников; неожиданность их поступков часто нарушает запланированный ход урока;
Свидетелями ситуаций являются другие ученики, поэтому учитель стремится сохранить свой социальный статус любыми средствами и тем самым часто доводит ситуацию до конфликтной;
Учителем, как правило, оценивается не отдельный поступок ученика, а его личность; такая оценка часто определяет отношения к ученику других учителей и сверстников (особенно в начальной школе);
Оценка ученика нередко строится на субъективном восприятии его поступка и малой информированности о его мотивах, особенностях личности, условиях жизни в семье;
Учитель затрудняется провести анализ возникшей ситуации, торопится строго наказать ученика, мотивируя это тем, что излишняя строгость по отношению к ученику не повредит;
Личностные качества учителя, такие как раздражительность, грубость, мстительность, самодовольство, беспомощность и другие также часто бывают причиной конфликтов.
Дополнительными факторами выступают: преобладающее настроение учителя, отсутствие педагогических способностей, интереса к педагогической работе, жизненное неблагополучие учителя, общий климат и организация работы в педагогическом коллективе.
Нужно помнить, что всякая ошибка учителя при разрешении ситуаций и конфликтов тиражируется в восприятии учащихся, сохраняется в их памяти и долго влияет на характер взаимоотношений.
Конфликты в учебной деятельности по роду действий делятся на:
Конфликты деятельности, которые возникают по поводу выполнения учеником учебных заданий, успеваемости, внеучебной деятельности. Подобные конфликты часто происходят с учениками, испытывающими трудности в учёбе, когда учитель ведёт предмет в классе непродолжительное время и учитель предъявляет завышенные требования к усвоению предмета, а отметки использует как средство наказания тех, кто нарушает дисциплину. Эти ситуации часто становятся причиной ухода из школы способных учеников, а остальных снижается интерес к познанию вообще.
Конфликты поступков. Педагогическая ситуация может приобрести характер конфликта в том случае, если учитель допустил ошибки в анализе поступка ученика, сделал необоснованный вывод, не выяснил причины. Следует иметь в виду, что один и тот же поступок может вызываться совершенно различными мотивами.
Конфликты отношений часто возникают в результате неумелого разрешения педагогом ситуации и имеют, как правило, длительный характер. Конфликты отношений приобретают личностный смысл, порождают длительную неприязнь или ненависть ученика к учителю, надолго нарушают взаимодействие с учителем и создаёт острую потребность в защите от несправедливости и непонимания взрослых.
Основным звеном при разрешении педагогической ситуации является проведение психологического анализа. В этом случае учитель может раскрыть причины ситуации, не допустить её перехода в длительный конфликт. Основной целью психологического анализа ситуации является создание достаточной информации, основы для принятия психологически обоснованного решения возникшей ситуации. Торопливая реакция учителя, как правило, вызывает импульсивный ответ ученика, приводит к обмену «словесными ударами», и ситуация становится конфликтной. Анализ помогает учителю избежать субъективизма в оценке поведения учеников, даёт возможность увидеть положительное в поступках «трудного» ученика и отрицательное в поведении образцового и тем самым правильно разрешить ситуацию. Грамотно проведённый психологический анализ поможет учителю найти не только варианты разрешения, но и возможные пути предупреждения или погашения конфликта. Ведь предупредить конфликт, разрешить его на уровне педагогической ситуации – это наиболее оптимальный вариант выхода из ситуации. Учитель при этом определяет момент возможного перехода ситуации в конфликт, снижает косвенными приёмами напряжённость и берёт ситуацию под контроль.
Погасить конфликт – это значит перевести отношения его участников на уровень взаимоприемлимых для обеих сторон, переключить внимание с аффективно напряжённых отношений в сферу деловых отношений учебной работы.
Интересы к вопросам возрастной и педагогической психологии, интерес к ребёнку, желание увидеть ситуацию глазами ученика и помочь ему выйти из неё, умение построить рациональное рассуждение по поводу возникшей ситуации – таковы основные слагаемые педагогически грамотного анализа.
Остановимся на некоторых вариантах опорных схем для проведения анализа ситуаций.
1 вариант:
Описание возникшей ситуации, конфликта, поступка (участники, место возникновения, деятельность участники и т.д.);
Что предшествовало возникновению ситуации;
Какие возрастные и индивидуальные особенности участников проявились в их поведении, ситуации, поступка;
Ситуация глазами ученика и учителя;
Личностная позиция учителя в возникшей ситуации (отношение его к ученику), реальные цели учителя во взаимодействии с учеником (чего он хочет: избавиться от ученика, помочь ему или же он безразличен к ученику);
Что нового узнал учитель об учениках из ситуации, поступка (познавательная ценность ситуации для учителя);
Основные причины возникшей ситуации или конфликта и его содержание (конфликт деятельности, поведения или отношений);
Варианты погашения, предупреждения и разрешения ситуации; корректировка поведения ученика;
2 вариант
Описание ситуации и её участники;
Определение в ситуации момента, когда учитель мог бы предупредить её переход в конфликт;
Что помешало учителю сделать это (эмоциональное состояние, присутствие свидетелей, растерянность, неожиданность и др.);
Какие приёмы воздействия мог бы использовать учитель в ситуации и как он их использовал; оценка;
Какую информацию получил учитель о своих педагогических успехах и просчётах; анализ своего поведения в ситуации и выявление ошибок;
Варианты отношений с учеником после конфликта.
3 вариант:
Описание ситуации или конфликта;
Причины возникшей ситуации (внутренние и внешние условия её возникновения) и повод перехода в конфликт; его динамика;
Смысл конфликта для каждого из его участников;
Психологический анализ отношений между участниками ситуации;
Перспективные воспитательные и познавательные цели при разных вариантах разрешения ситуации.
Конечно, реальные ситуации из жизни школы, собственного опыта учителей могут не укладываться в предложенные схемы, однако выделенные вопросы помогут определить значимый момент в ситуации, использовать психологические знания для её осмысления и построить собственное рассуждение.
Вот пример анализа часто встречающейся ситуации по поводу учебной работы подростка.
«На уроке литературы в 7 классе при проверке домашнего задания учитель трижды поднимала одного и того же ученика, но он молчал. В конце урока она объявила, что ставит ему «2». На следующем уроке учитель вновь начала опрос с этого ученика и, когда он отказался отвечать, удалила его с урока. На следующие занятия литературы ученик ходить перестал, всячески избегая встреч с учителем, по другим предметам учился по-прежнему успешно. В конце четверти учитель поставила ему «двойку». Узнав об этом ученик совсем перестал посещать школу».
Анализ ситуации:
На первом уроке ученик молчал, и учителю было необходимо после урока разобраться в причине этого и устранить назревающий конфликт. На следующем уроке молчание ученика уже было проявлением протеста. Ученик, испытав нажим со стороны учителя, проявил подростковую принципиальность и самолюбие, но в дальнейшем не смог управлять своими поступками (подростковый негативизм). В свих действиях учитель допустила очень серьёзные педагогические ошибки: не разобравшись в причине отказа отвечать, не увидела в ученике «личность». На следующий день учитель показала своё недоброжелательное отношение к ученику и тем самым усугубила конфликт, не учтя особенностей возраста и проявив субъективизм по отношению к ученику. Ученик расценил позицию учителя в отношении себя как несправедливую, и нормальные педагогические отношения были нарушены. Конфликт по вине учителя стал затяжным, эмоционально напряжённым.
По данным психологических исследований 35-40% детских неврозов носят дидактический характер.
Часто общение учителя с повзрослевшими учениками продолжает строиться на тех же принципах, что и сучащимися начальных классов, обеспечивающих учителю возможность требовать подчинения. Такой тип отношений не соответствует возрастным особенностям подростка, прежде всего новому представлению о себе, стремлению занять равное положение по отношению к взрослым. Благополучное разрешение конфликта невозможно без психологической готовности учителя перейти к новому типу взаимоотношений с взрослеющими детьми. Инициатором взаимоотношений должен быть взрослый.
Основные рекомендации учителям по управлению конфликтами:
Контролируя свои эмоции быть объективным, дать возможность учащимся обосновать свои претензии, «выпустить пар»;
Не приписывать ученику своё понимание его позиции, перейти на «я» высказывания (не «ты меня обманываешь», а «я чувствую себя обманутой»);
Не оскорблять ученика (есть слова, которые прозвучав, наносят такой ущерб отношениям, что все последующие «компенсирующие» действия не могут их исправить);
Стараться не выгонять ученика из класса, по возможности не обращаться к администрации;
Не отвечать на агрессию агрессией (это только принизит ваше достоинство), не затрагивать личности ученика, особенностей его семьи, давать оценку только его конкретным действиям;
Дать ребёнку право на ошибку, не забывая, что «не ошибается только тот, кто ничего не делает»;
Независимо от результатов разрешения противоречия постараться не разрушать отношений с ребёнком (высказать сожаление по поводу конфликта, выразить своё расположение к ученику);
Не бояться конфликтов с учащимися, а брать на себя инициативу их конструктивного разрешения;
Ценя в детях способность понимать вас, во всём соглашаться с вами помнить слова, высказанные Стендалем; «Опереться можно только на то, что сопротивляется».
Хотелось бы отметить не только негативные стороны конфликта, но и позитивные. Конфликт нужен тогда, когда он помогает участникам выйти на новый этап развития личности, на новый уровень развития межличностных отношений. С этой точки зрения, конфликт необходим, он является своеобразным катализатором формирования, становления личности.