Просмотр содержимого документа
«Исследовательский проект "Компьютер - друг или враг?"»
Исследовательский проект для обучающихся 10 класса
«Компьютер - друг или враг?»
Этот проект разработан, чтобы помочь ученикам осознать, что сделанные в прошлом изобретения влияют на сегодняшние и будущие изобретения и открытия. Ученики будут исследовать изобретения и технические средства прошлого и делать выводы относительно их влияния на современное общество. Результаты исследований будут представлены на веб-сайте, в виде компьютерной презентации и в форме отчетов, сделанных с помощью электронных таблиц.
Цели проекта:
Создание коллективного продукта.
Знакомство с изобретателями и техникой прошлого.•
Обсуждение взносов изобретателей прошлого в развитие науки и техники, а также влияния их изобретений на общество.
Сбор информации из различных источников.
Проведение социологического опроса среди учеников учебного заведения.
Разработка веб-сайта по теме "Компьютер - друг или враг?"
Создание компьютерной презентации, в которой будет отслеживаться история и эволюция вычислительной техники.
Обработка результатов опроса и разработка отчетов с помощью Excel.
Задачи проекта:
1. Организовать поисково-исследовательскую деятельность обучающихся.
2. Научить обучающихся обмениваться информацией, поддерживать беседу, умению изложить свою тему и развить ее, умению выразить свою точку зрения и обосновать ее.
3. Научить обучающихся работать индивидуально, в парах, в группах по теме проекта.
4. Вырабатывать умение применять полученные знания по информатике
5. Развивать чувство ответственности за полученное задание.
6. Научить анализу и оценке собственных творческих и деловых возможностей.
7. Развивать творческое мышление.
8. Научить обучающихся самостоятельному сбору необходимой информации с использованием различных источников.
Общие принципы проекта:
Добровольность.
Свобода выбора.
Свобода общения на принципах взаимопонимания, конструктивности.
Уважение взглядов, идей, деятельности участников проекта.
Прогнозируемый результат
• Выработка навыков работы в группах.
• Приобретение опыта работы в публичных презентациях и выступлениях.
• Обучающиеся увидят связь информатики с повседневной жизнью
Обзор проекта
Обучающиеся собирают информацию об истории развития компьютерных технологий.
Ищут информацию относительно влияния компьютеров на здоровье человека.
Ученики проводят социологический опрос среди обучающихся учебного заведения.
Создают компьютерную презентацию, отражающую негативные и позитивные стороны использования компьютеров в повседневной жизни.
Разрабатывают сайт о влиянии компьютеров на технический и научный прогресс.
Обрабатывают результаты исследований, строят графики с помощью электронных таблиц.
Технологическая схема организации деятельности учителя
и учеников в работе над проектом:
I этап. Ценностно-ориентированный
1. Вступительное слово учителя (тезисы).
Многих технических средств и научных открытий, которые мы используем сейчас, не существовало бы, если бы изобретатели и ученые прошлого не оставили миру определенных идей. Их изобретения и открытия повлияли на создание новейших технических средств, а также стали основой для научных открытий, результатами которых мы сейчас пользуемся. В этом проекте ученики должны ответить на вопрос "Где бы мы были сейчас, если бы не было компьютера?", "Компьютер - друг или враг?».
2. Предлагаемые задания для групповой деятельности:
Ученики объединяются в команды по 2-4 участника.
Журналисты. Собирают информацию из дополнительных источников: книг, интервью, журналов, электронных СМИ, по вопросу положительного и отрицательного влияния компьютеров на человека и его здоровье.
Социологи. Проводят опрос среди учеников учебного заведения по различным вопросам по применению компьютеров в жизни опрашиваемых.
Статистики. Проводят обработку полученных в результате опроса данных, строят диаграммы, графики, которые наглядно отражают полученные показатели.
Фотожурналисты. Создают компьютерную презентацию, в которой будет использована собранная информация, освещены позитивные и негативные аспекты применения ПК и их влияния на общество.
Веб-дизайнеры. Создают сайт с информацией, по которой можно будет проследить историю технических устройств, показать почему они используются до сих пор, как они повлияли на дальнейшее развитие науки и техники.
II этап. Конструктивный
1. Консультация: Учитель предлагает ученикам памятки, алгоритмы по организации самостоятельных работ групп.
2. Самостоятельная работа групп. Составление плана работы, распределение индивидуальных задач.
3. Консультации учителя. Коррекция самостоятельной работы обучающихся.
III этап. Оценочно – рефлексивный
1. Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов.
2. Анализ достижения поставленной цели.
3. Принятие коллективного решения по результатам проделанной работы.
4. Оформление результатов работы.
IV этап. Презентационный
1. Учитель готовит жюри, в состав включает родителей, учителей, старшеклассников.
2. Ученики представляют творческие отчеты.
3. Работа творческих групп оценивается с помощью таблицы:
Фамилии
учеников
Актуальность и значимость работы по теме
Самостоятельность проекта
Уровень творчества
Оформление проекта
Работа в команде
Объем и глубина знаний по теме
Ответы на вопросы: полнота, аргументированность
Программно-методическое обеспечение проекта
1. Сборник для обучающихся «Сумей себя организовать».
2.Памятки и алгоритмы по организации самостоятельной деятельности обучающихся.
3. Экземпляры заданий для обучающихся.
4. Доступ к Интернету.
5. Программы Microsoft PowerPoint, Word, Excel.
Источники информации:
Рекомендуемые сайты:
http://www.enchantedlearning.com/inventors/indexa.shtml - на сайте приведен большой перечень известных изобретений;
http://www.ipl.org/div/subject/browse/ref15.75/00/. - Портал веб-сайтов, посвященный ученым и изобретателям.