Просмотр содержимого документа
«Использование ИКТ на уроках математики в 1 классе.»
Использование ИКТ на уроках математики в 1 классе.
Современный процесс образования подразумевает использование новых технологий, новых методов и приемов, средств. Одним из средств, который я активно применяю на уроках - это применение дидактических материалов (видео, презентации, интерактивные пособия, обучающиеся программы, тренажеры).
Я работаю с учащимися начальной школы. Мышление детей младшего школьного возраста преимущественно наглядно-образное. Это значит, что для совершения мыслительных операций: сравнения, обобщения, анализа, логического вывода детям необходимо опираться на наглядный материал. Используя на уроках презентации, в которых наглядно можно показать или объяснить какие-либо понятия, ученикам легче понимать термины, учебные темы.
Использование ИКТ позволяет:
• активизировать познавательную деятельность учащихся;
• проводить урок на высоком эстетическом уровне;
• материал преподносится более красочно;
• индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания,
• задания на интерактивной доске позволяют легко и быстро проверить изученный материал;
• расширяется образовательный кругозор учащихся.
С первых же уроков математики применяю ИКТ. Более подробно рассмотрим на примере урока по теме «Число и цифра 8». Урок проводится в форме игры, в которой веселый Снеговик предлагает выполнить задания учащимся. Тип урока - открытие новых знаний. Целью урока является знакомство с числом и цифрой 8, составом числа 8. Задачи направлены на формирование знания о составе числа, умение писать цифру, считать в пределах 8; складывать и вычитать на числовом отрезке, сравнивать числа. Данный урок тесно связан с предыдущим, так как, используя ранее полученные знания, обучащиеся открывают новые знания. Урок проведен в форме поиска новых знаний через пробное действие, выявление места и причины затруднения, построения плана и определения средства достижения цели, реализацию построенного проекта в соответствии с планом, что способствует активизации деятельности учащихся на уроке, развитию логического мышления, повышает интерес к математике.
Важное место при проведении урока занимает использование приемов анализа и синтеза, сравнения, аналогии, демонстрации материалов через ИКТ. Работа учащихся чередуется – групповая, индивидуальная, самостоятельная, в парах. Выбранные методы и формы работ, использование наглядного материала помогли достичь поставленной цели и задач урока. Содержание урока и использование ИКТ вызывают интерес совершенствованию знаний учащихся, повышает их познавательную активность.
Документ - камера была применена на двух этапах урока с целью проверки правильного написания цифры 8 и проверки выполнения дополнительного задания одной из групп.
На этапе проверки и закрепления знаний числового ряда была использована интерактивная система голосования Votum - по 1 пульту на каждую группу и тестовые заданий для VOTUM по математике для 1 класса.
По статистике только 5% людей - аудиалы, т.е. хорошо воспринимают информацию с помощью слуха. Поэтому многие дети испытывают трудности при решении математической задачи просто потому, что не видят перед глазами ее условия или не могут представить себе совокупность упомянутых в ней предметов. Помочь им в этом и предназначен тренажер, который я использую на уроках математики. Цель тренажера – эффективно отработать и закрепить учебный материал на уроках и в самостоятельной работе. Работу тренажера обеспечивает программа TUTOR, которая способствует ускоренному усвоению курса начальной школы по математике.
На уроках изучения чисел от 1 до 10 использую развивающие мультфильмы «Уроки тетушки Совы. Арифметика-малышка».В мультипликационной программе много прекрасных детских стихов и считалок, которые легко запоминаются, тетушка Сова знакомит ребят с цифрами, простыми арифметическими действиями и понятиями. Рассказать о каждой цифре так, как этого заслуживает ребенок, то есть интересно, чтобы это могло его удивить, и в то же время, доступно — к этому стремились создатели программы. Замысел прост, как и все гениальное: мир арифметики-вокруг нас, это такая же увлекательная игра, как и любая из тех, которую ребенок может себе придумать.
Анимационная музыкальнаяфизминутка переключает вниманиеученика, снимает усталость, восстанавливает силы, что так важно для младшего школьника.
Фрагмент презентации «Занимательная математика для детей (устный счёт + учимся писать цифры) Хохловой И. Б., учителя начальных классов МОУ Гимназии №166г.Новоалтайска Алтайского края использую с целью показа образца правильного написания цифры.
Рассмотрим более подробносодержание интерактивных презентаций при изучении чисел первого десятка. На первом слайде обычно использую пословицу с целью включения учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне, актуализации требований к учащимся со стороны учебной деятельности. При изучении чисел первого десятка пользуемся изображением числового отрезка с целью актуализации вычислительных навыков в пределах данного числа, способности к установлению порядка на множестве чисел, определения места числа на числовом отрезке. Изображение и , и со снежино
и числовой отрезок.
тавить слово- снеговик.
ере за ноутбуком, числа на числовом отрезке и «окошки», в которых необходимо записать графическую модель числа и провести линию к соответствующему числу на числовом отрезке актуализируют способности к соотнесению количества предметов с графической моделью чисел первого десятка и цифрами.На уроках использую слайды с изображением состава числа с целью: актуализировать вычислительные навыки в пределах данного числа, вспомнить состав числа.
Слайды с изображением предметов, на которые похожи изученныецифры, помогают обучающимся наглядно увидеть, на что похожа цифра.Образцы написания цифр использую с целью ознакомления учеников с правильным написанием цифр. При работе над составом числа на слайде фиксируются способы записи и состав изучаемого числа.Для закрепления состава числа 8 использую слайды, где необходимо дорисовать в домино недостающие точки и записать цифрой количество точек.
Использование дидактического материала способствует получению информации дополнительного материала. Например, при изучении числа и цифры 8, использую слайд с изображением многоугольника с 8 вершинами с целью выяснения обучающимися названия данного многоугольника.На слайде, с изображением алфавита, обучающимся легче найти 8 букву русской азбуки. Узнать восьмой месяц современного календаря и название восьмого знака зодиака в астрологии помогает изображение календаря и знаков зодиака наглядно. Изображение листов календаря с праздничными датами помогают ребятам назвать праздники, которые отмечают 8 числа в нашей стране. Также использую на слайдах изображение обложек книг, в названии которых встречается число 8, изображение паука и ансамбля из 8 человек – октета, символа бесконечности.
Для себя я выявила возможностииспользования дидактического материала на всех этапах урока, а на данном уроке на таких этапах, как:
- актуализация знаний;- постановка проблемы;- открытие знаний; - рефлексия.
Учащиеся могут использовать самостоятельно тренажеры, физминутки, мультфильмы, как в классе, так и дома.
На уроках математики использую занимательный материал, который составляю сама, использую материал коллег и обучащихся. Особенно радуют искорки в глазах детей, их желание учиться и создавать свои работы, чему мы и учимся с детьми. На данном уроке использовала фрагмент занимательного материала о числе и цифре 8, который составил мой ученик. Использую программные средства, с помощью которых создаю дидактический материал WicrosoftWord, WicrosoftPowerPoint, SMART Notebook.
Задачами дидактического материала является активизация мыслительной деятельности, развитие внимания, памяти, а также расширение кругозора, развитие умений использования полученных знаний в жизненных ситуациях, самооценки своей деятельности и участия в учебной деятельности.
«Земные чувства все отдайте постиженью новизны»- эти слова великого Данте теперь звучат девизом на пути освоения как педагогических, так и мультимедийных технологий.