kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Доклад на тему "Проблемное обучение на уроках информатики"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблемное обучение, на мой взгляд, является одним из наиболее эффективных средств активизации мышления ученика. Суть активности в проблемном обучении заключается в том, что ученик анализирует фактический материал и оперирует им для самостоятельного получения новой информации.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему "Проблемное обучение на уроках информатики"»


Бирюкова Е.А., учитель информатики

Школа – гимназия № 1

Алматинской области, г. Сарканда


Проблемное обучение на уроках информатики


Любое исследование, любое творчество начинается с постановки проблемы.

Г. Лейбниц.

Вся жизнь человека постоянно ставит перед ним острые и неотложные задачи и проблемы. Возникновение таких проблем, трудностей, неожиданностей означает, что в окружающей нас действительности есть еще много неизвестного, скрытого. Следовательно, нужно все более глубокое познание мира, открытие в нем все новых и новых процессов, свойств и взаимоотношений людей и вещей. Поэтому формирование культуры интеллектуальной деятельности учащихся остается одной из основных общеобразовательных и воспитательных задач. Интеллектуальное развитие – важнейшая сторона подготовки подрастающих поколений.

Изменения, происходящие сегодня в современном обществе, в значительной степени определяют особенности и необходимость внесения изменений в деятельности учителя. Поддержанию и развитию интереса способствует создание новизны на уроке как в области содержания материала, так и в методах. Дети XXI века не могут просто получать знания. Им нужно научиться добывать информацию и применять ее в повседневной жизни; они хотят легко ориентироваться в постоянно меняющихся условиях. Они должны научиться учиться.

Современные образовательные технологии позволяют сделать качественно новым содержание образования, одной из которых является технология проблемного обучения.

Проблемное обучение, на мой взгляд, является одним из наиболее эффективных средств активизации мышления ученика. Суть активности в проблемном обучении заключается в том, что ученик анализирует фактический материал и оперирует им для самостоятельного получения новой информации.















Задачами проблемного обучения являются:


  • Развитие мышления и способностей учеников, развитие творческих умений.

  • Усвоение учениками знаний и умений, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем.

  • Воспитание активной творческой личности ученика, умеющего видеть, ставить и разрешать нестандартные учебные проблемы.


К приемам проблемного обучения можно отнести:

  • Подведение учащихся к противоречию и предложение им самим найти способ его разрешения.

  • Постановка конкретных вопросов.

  • Предложение проблемных теоретических и практических заданий, задач.


При изучении одной из первых тем курса информатики темы «Информация. Виды информации. Свойства информации. Информационная картина мира» не ограничиваюсь простым сообщением учащимся новых фактов и знаний, а через определенную систему вопросов пытаюсь подвести детей к тому, чтобы они сами изложили новые факты. Начинаю изложение с вопросов: «Что такое вещество? Какими свойствами они обладают? В чем их отличие?» Ученики отвечают на поставленные вопросы, основываясь на знаниях из области биологии. Затем задаю детям вопрос: «Ребята, а где вам приходилось слышать термин «информация» и что он, по вашему мнению, означает?» На эти вопросы учащиеся отвечают, основываясь уже на своем жизненном опыте. Затем прошу ребят привести примеры самой различной информации и предлагаю им выяснить, в чем их отличие. Так подвожу ребят к факту, что информация имеет различные формы представления, и в ходе дальнейшей беседы проводим классификацию форм. Затем выясняем, какими свойствами обладает информация.

В начале выполнения новых заданий даю образец решения проблемной ситуации. Например, при изучении текстового редактора Word первые задания выполняются учащимися с использованием подробного пошагового описания. На этом этапе важно, чтобы учащиеся овладели основными способами деятельности и смогли применить их в исходной ситуации.

После достижения этих целей предлагаю задания, в которых учащиеся должны проявить творчество и фантазию (оформление рекламного объявления, поздравительной открытки, визитной карточки и др.). Созданные учащимися работы действительно заслуживают похвалы. Ребята стараются использовать самые различные возможности редактора, стремясь, чтобы их работа была признана лучшей.

Большой интерес вызывают у учащихся творческие задания, предусматривающие работу одновременно в нескольких приложениях. Предлагаю ребятам выполнить в среде графического редактора Paint изображение подводного мира, степи, джунглей и т.д. и сохранить его под именем «Фон». Затем предлагаю изобразить обитателей выбранного мира, задав конкретные размеры рисунка, и подвожу детей к проблемной ситуации: «Ребята, а можно ли совместить изображение фона и его обитателей? В какой среде это можно сделать?»

Для разрешения этой проблемы применяю «мозговой штурм». При использовании этого приемы учащиеся тренируют умение кратко и четко выражать свои мысли, учатся слышать и слушать друг друга. Основное правило – «Уважай чужие идеи! Никакой критики!» Я стараюсь следить за тем, чтобы ни одна идея не осталась незамеченной, поощряю тех, кто стремится к развитию предложений своих товарищей. «Мозговой штурм» вызывает большой интерес у учеников. Ребята зачастую высказывают неординарные идеи, которые часто дают новые подходы к разрешению возникшей проблемы.

Этот педагогический прием формирует у ребят умение работать совместно, в сотрудничестве при решении разнообразных проблем, проявляя определенные коммуникативные навыки.

Таким образом, учащиеся учатся анализировать проблемные ситуации; выбирать информационные средства, необходимые для решения поставленной проблемы; осознавать неизвестное; отыскивать возможные пути решения проблемы, что приводит к формированию навыков самостоятельной учебной деятельности, новым знаниям, умениям, навыкам.

Из личного опыта могу дать еще несколько важных советов для учителей, имеющих интерес к технологии проблемного обучения:

  1. Важно, чтобы проблемная ситуация удивила ученика, вызвала у него интерес, желание разобраться.

  2. Информация, которую учащиеся получат при решении проблемы, должна быть значимой, важной в учебном плане и в практическом применении.

  3. Проблемное обучение реализуется успешно лишь при определенном стиле общения между учителем и учеником, когда возможна свобода выражения своих мыслей и взглядов учениками при пристальном и доброжелательном внимании учителя и мыслительному процессу ученика. В результате такое общение в виде диалога направлено на поддержание познавательной, мыслительной активности учеников.

Дети убеждаются в том, что не на каждый вопрос есть готовый ответ, что ответ может быть неоднозначным, что каждый из участников имеет полное право искать и находить свой ответ, отстаивать свое мнение. Задача учителя при этом не выбирать из массы ответов подходящий, а видеть в каждом мнении ребенка живую мысль.

Я считаю, что технология проблемного обучения действительно позволяет активизировать мыслительную деятельность учащихся. В своей работе я не стремлюсь каждый урок сделать проблемным (это достаточно сложно). Для меня важна практическая направленность урока; важно показать детям, что ответы на многие вопросы находятся рядом – в их повседневной жизни.

Работая по данной технологии, я получила следующие результаты:



















Обобщив результаты работы по данной теме, я пришла у выводу, что проблемное обучение обладает рядом достоинств:

  • при правильной его организации способствует развитию умственных сил учащихся, самостоятельности, развитию творческого мышления;

  • обеспечивает более прочное усвоение знаний;

  • развивает аналитическое, логическое мышление.

Проблемное обучение вооружает школьников методами познания окружающей действительности, развивает умения и навыки целесообразного наблюдения, воспитывает способность к обобщениям и выводу основных закономерностей с обоснованием их, прививает вкус к доступной исследовательской работе.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Информатика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Доклад на тему "Проблемное обучение на уроках информатики"

Автор: Бирюкова Елена Анатольевна

Дата: 26.01.2015

Номер свидетельства: 162014

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Статья "Организация проектной деятельности на уроках информатики" "
    ["seo_title"] => string(72) "stat-ia-orghanizatsiia-proiektnoi-dieiatiel-nosti-na-urokakh-informatiki"
    ["file_id"] => string(6) "124316"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1414682300"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Статья "Проблемы здоровьесбережения  на уроках информатики" "
    ["seo_title"] => string(65) "stat-ia-probliemy-zdorov-iesbieriezhieniia-na-urokakh-informatiki"
    ["file_id"] => string(6) "179826"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1425063744"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(172) "Урок информатики с применением проектно-исследовательской технологии "Создание базы данных" "
    ["seo_title"] => string(100) "urok-informatiki-s-primienieniiem-proiektno-issliedovatiel-skoi-tiekhnologhii-sozdaniie-bazy-dannykh"
    ["file_id"] => string(6) "185196"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426157919"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(292) "Информационная сессия  "Развитие познавательных интересов учащихся через интеграцию учебных предметов" из опыта работы учителя информатики Крапивницкой О.В. "
    ["seo_title"] => string(183) "informatsionnaia-siessiia-razvitiie-poznavatiel-nykh-intieriesov-uchashchikhsia-chieriez-intieghratsiiu-uchiebnykh-priedmietov-iz-opyta-raboty-uchitielia-informatiki-krapivnitskoi-o-v"
    ["file_id"] => string(6) "166423"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1422959898"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(238) "Методический семинар на тему:  «Формирование целепологания  у учащихся, как необходимый элемент повышения мотивации  к обучению»."
    ["seo_title"] => string(135) "mietodichieskiisieminarnatiemuformirovaniietsieliepologhaniiauuchashchikhsiakaknieobkhodimyieliemientpovyshieniiamotivatsiikobuchieniiu"
    ["file_id"] => string(6) "272688"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1452023754"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства