kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок информатики с применением проектно-исследовательской технологии "Создание базы данных"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок информатики с применением проектно-исследовательской технологии с элементами деловой игры

Карасёв А.Д., учитель информатики

Тема: "Создание базы данных". 

Тип урока: урок-практикум.

Вид урока: сдвоенный урок, продолжительность 1 час 20 минут.

Технология: проектно-исследовательская, проблемное обучение, групповая работа.

Место урока в теме – урок проводится в ходе изучения темы “Информационные системы”, после изучения понятий базы данных, видов баз данных, структуры табличных баз данных, знакомства с СУБД Access.

Оборудование:

  • компьютеры с операционной системой Windows XP и установленным пакетом Microsoft Office;
  • мультимедийный проектор, экран;
  • конверты с подбором вырезок из газет по соответствующим темам;
  • таблички I, II, III группа, “Агентство недвижимости”, “Автосалон”, Агентство «Четвероногий друг»”; «Рекламное агентство»; «Клиенты»; «Эксперты»;
  • карточки с номерами от 1 до 12;
  • карточка с заданием для рекламного агентства;
  • карточка с рекомендациями для клиентов;
  • карточки с рекомендациями при работе в группах.

Цели урока:

  1. Закрепление, обобщение теоретических знаний учащихся о табличных базах данных, этапах их создания на компьютере, применение знаний на практике.
  2. Стимулирование познавательного интереса учащихся к данной теме и предмету “Информатика” в целом.
  3. Активизация взаимодействия между учащимися, развитие навыков групповой работы.
  4. Воспитание информационной культуры, самостоятельности, коллективизма, ответственности.
  5. Развитие умственной деятельности, умения логически мыслить.

Задачи урока:

Обучающая:  закрепление теоретических знаний, формирование практических умений по созданию баз данных.

Развивающая: развитие приемов умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, обобщение), памяти, логического мышления.

Воспитательная: развитие познавательного интереса учащихся, основ коммуникационного общения, уверенности в собственных силах.


План урока:

  1. Организационный момент. (8 мин).
  2. Работа по группам. (36 мин)
  3. Отчет групп. (30 мин)
  4. Подведение итогов урока. (4 мин)
  5. Домашнее задание. (2 мин)

Ход урока:

I. Организационный момент.

Учитель: Не секрет, что рынок труда сейчас переполнен кадрами, и очень сложно найти в нем свое достойное место. Поэтому необходимо предъявлять повышенные требования к себе в освоении своей профессии и в умении формировать у себя механизмы оперативной адаптации на рабочем месте в современных условиях с вводом новых технологий. Итак, тема сегодняшнего урока: “Создание баз данных”.

Цель: создать базы данных. Убедится в том, что ваших теоретических знаний о базах данных достаточно для их применения на практике. Научиться пользоваться возможностями СУБД Access для создания баз данных.

Учиться создавать базы данных мы будем, решая задачи, которые могут возникнуть в реальной ситуации. Представим, что здесь находится три группы единомышленников, которые решили заняться тремя разными видами деятельности, в данном случае тремя разными видами бизнеса:

  • Продажа квартир;
  • Продажа автомобилей;
  • Поиск четвероногого друга.

Проанализировав материалы местных газет, было выявлено достаточно большое количество предложений, и для оптимизации работы предприятий решили создать соответствующие базы данных.

Сейчас вы разделитесь на 3 группы. Каждая группа должна разработать и создать базу данных по доставшейся ей отрасли, представить полученный программный проект классу, защитить его, т.е. привести примеры задач, которые позволит решить созданная база данных, доказать, что ее структура достаточна для удовлетворения потребностей клиентов. Цель слушателей сформулировать такие задачи, которые не сможет решить представленная БД, и убедиться в компетентности  группы в теме базы данных.

Для формирования групп используем элемент случайности. Воспользуемся карточками от 1 до 12. Каждый из вас вытащит карточку с номером.

Те, кому достались карточки с цифрами 1 – 4 образуют первую группу, кому достались карточки 5 – 8 – вторую, 9 – 12 – третью.

Займите, пожалуйста, свои места. Учащиеся занимают места за столами, на которых стоят таблички “Группа 1”, “Группа 2”, “Группа 3”.

Представитель каждой группы, получите конверт с заданием. Конверт тоже выбирается случайным образом.

Содержимое конвертов.

  1. вырезки из местных газет с объявлениями по продаже квартир;
  2. вырезки из местных газет с объявлениями по продаже машин;
  3. вырезки из местных газет по продаже или отдаче в хорошие руки четвероногого друга

На работу в группах вам отводится 36 минут. Обратите внимание на экран, где написано примерное время работы на каждом этапе.

  1. Анализ представленной информации (5 мин).
  2. Продумывание и создание структуры БД (10 мин).
  3. Заполнение базы данных (10 мин).
  4. Подготовка доклада для выступления (10 мин).
  5. Оценка вклада каждого члена группы в общую работу (1 мин).

II. Работа в группах

Ребята разбирают предложенный им материал, анализируют, какую информацию они могут почерпнуть из вырезок. Определяют, какие поля должна содержать их база данных, их свойства.

В это время учитель расставляет на их столы таблички с надписями: “Агентство недвижимости”, “Автосалон”, Агентство «Четвероногий друг”. На столах листочки с рекомендациями при работе в группах (Приложение 1)

Учащиеся занимают места за компьютерами и приступают непосредственно к созданию баз данных, при этом они могут пользоваться тетрадями, учебниками, дополнительной литературой, имеющейся в кабинете, справкой MS Access. Учитель выполняет роль консультанта, подходя к группам по мере необходимости, оказывая помощь и корректируя направления работы.

Как правило, в первом этапе создания базы данных (создание структуры базы данных) принимают участие все члены группы. Определяются заголовки для полей, их типы, свойства. На втором этапе – ввод и редактирование данных – часть членов групп оказывается свободными. Они приступают к формулировке возможных потребностей клиентов, задач, которые позволит решить создаваемая база данных. (Например: клиент желает приобрести двухкомнатную квартиру по ул. Зверева не выше четвертого этажа)

Из оставшихся учащихся выбирается 3 человека для работы в рекламном агентстве. Задачей которого является создание визитной карточки и рекламы для каждой из компаний. На столе задание и рекомендации для работы рекламного агентства (Приложение 2).

При работе члены рекламного агентства могут взаимодействовать с группами. Результаты работы рекламного агентства демонстрируются перед выступлением каждой из групп.

Оставшиеся учащиеся, выполняют роль клиентов и экспертов. На столе листочки с рекомендациями для клиентов и экспертов  (Приложение 3). Клиенты формулируют агентствам свои запросы для поиска. Эксперты задают уточняющие вопросы по структуре базы данных. Стараются сформулировать потребности, которые могут возникнуть у клиентов, но не сможет решить представленная база данных. Могут задавать теоретические вопросы по теме: «Базы данных». В результате дискуссии возникают предложения по улучшению данной базы.

III. Выступление каждой группы.

Учитель: Итак, начинаем отчет групп. Прошу сдать листы с оцениванием. Установим регламент для доклада каждой группы – 5 мин, и 5 минут для обсуждения представленной работы. Слово предоставляется первой группе.

Один представитель группы занимает место за компьютером, к которому присоединен мультимедийный проектор, по сети копирует созданную группой базу данных. Проецирует ее на экран. Авторы сообщают постановку задачи, которая им досталась, и рассказывают о полученном продукте по плану:

  1. Представление агентства.
  2. Название базы данных.
  3. Количество полей в базе данных.
  4. Типы полей, их свойства
  5. Количество записей.
  6. Примеры задач, решаемых при помощи созданной базы данных.
  7. Обсуждение проекта

Клиенты формулируют агентствам свои запросы для поиска.

Эксперты задают уточняющие вопросы по структуре базы данных. Стараются

сформулировать потребности, которые могут возникнуть у клиентов, но не сможет решить представленная база данных. Могут задавать теоретические вопросы по теме: «Базы данных». В результате дискуссии возникают предложения по улучшению данной базы.

Учитель также принимает участие в дискуссии на равных с учащимися, кроме того, задает вопросы, проверяющие знание основных понятий по теме, полученных умений по практической работе по созданию и заполнению БД средствами MS Access.

IV. Подведение итогов урока

Учитель проводит оценивание участников каждой группы, основываясь на проценте участия каждого человека в практической части и активности на этапе отчета собственной группы и групп оппонентов.

Как вы думаете, достигли ли вы цели урока?

Слово предоставляется ребятам.

Учитель: Действительно, ребята, базы данных вы создали, следовательно, цель урока достигнута. Тема “Создание баз данных средствами MS Access” вами усвоена. С чем я вас поздравляю и благодарю за прекрасную работу.

V. Домашнее задание

Записать в тетради по две задачи, для решения которых можно использовать созданные сегодня базы данных.

Приложение 1

Рекомендации при работе в группах:

1. Разобрать предложенный материал, проанализировать информацию, которую можно почерпнуть из вырезок. Определить, какие поля должна содержать база данных, их свойства

2. Создать базу данных по доставшейся отрасли, представить полученный программный продукт классу, защитить его, т.е. привести примеры задач, которые позволит решить созданная база данных, доказать, что ее структура достаточна для удовлетворения потребностей клиентов.

Как правило, на первом этапе создания базы данных (создание структуры базы данных) принимают участие все члены группы. Определяются заголовки для полей, их типы, свойства. На втором этапе – ввод и редактирование данных, часть членов групп оказывается свободными. Они приступают к формулировке возможных потребностей клиентов, задач, которые позволит решить создаваемая база данных.

Отчет групп:

Один представитель группы занимает место за компьютером, к которому присоединен мультимедийный проектор, по сети копирует созданную группой базу данных. Проецирует ее на экран. Авторы сообщают постановку задачи, которая им досталась, и рассказывают о полученном продукте по плану: (Слайд 4)

  1. Представление агентства
  2. Название базы данных.
  3. Количество полей в базе данных.
  4. Типы полей, их свойства
  5. Количество записей.
  6. Примеры задач, решаемых при помощи созданной базы данных.
  7. Обсуждение проекта

На работу в группах отводится 36 минут

Примерное время работы на каждом этапе:

  1. Анализ представленной информации (5 мин).
  2. Продумывание и создание структуры БД (10 мин).
  3. Заполнение базы данных (10 мин).
  4. Подготовка доклада для выступления (10 мин).
  5. Оценка вклада каждого члена группы в общую работу (1 мин).

Приложение 2

Задание и рекомендации для работы рекламного агентства:

  1. Для каждой компании создать: визитную карточку и рекламу (по 2 слайда)
  2. Сохранить под именами компаний
  3. Один представитель группы занимает место за компьютером, к которому присоединен
  4. мультимедийный проектор, по сети копирует презентацию и  проецирует ее на экран.
  5. Демонстрировать результаты своей работы перед защитой созданной базы данных  каждой из групп

При работе можно взаимодействовать с членами групп, учитывать их пожелания и предложения

Вы работаете с агентствами:

- «Агентство недвижимости»,

- «Автосалон»,

- «Агентство «Четвероногий друг».

Приложение 3

Рекомендации для клиентов и экспертов:

- Клиенты формулируют агентствам свои запросы для поиска.

 -Эксперты задают уточняющие вопросы по структуре базы данных. Стараются сформулировать потребности, которые могут возникнуть у клиентов, но не сможет решить представленная база данных. Могут задавать теоретические вопросы по теме: «Базы данных»  (например: какие системы управления БД вы используете в вашем агентстве? А какие еще системы управления БД широко распространены?)

В результате дискуссии возникают предложения по улучшению данной базы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок информатики с применением проектно-исследовательской технологии "Создание базы данных" »

Урок информатики с применением проектно-исследовательской технологии с элементами деловой игры


Карасёв А.Д., учитель информатики


Тема: "Создание базы данных". 

Тип урока: урок-практикум.

Вид урока: сдвоенный урок, продолжительность 1 час 20 минут.

Технология: проектно-исследовательская, проблемное обучение, групповая работа.

Место урока в теме – урок проводится в ходе изучения темы “Информационные системы”, после изучения понятий базы данных, видов баз данных, структуры табличных баз данных, знакомства с СУБД Access.

Оборудование:

  • компьютеры с операционной системой Windows XP и установленным пакетом Microsoft Office;

  • мультимедийный проектор, экран;

  • конверты с подбором вырезок из газет по соответствующим темам;

  • таблички I, II, III группа, “Агентство недвижимости”, “Автосалон”, Агентство «Четвероногий друг»”; «Рекламное агентство»; «Клиенты»; «Эксперты»;

  • карточки с номерами от 1 до 12;

  • карточка с заданием для рекламного агентства;

  • карточка с рекомендациями для клиентов;

  • карточки с рекомендациями при работе в группах.


Цели урока:

  1. Закрепление, обобщение теоретических знаний учащихся о табличных базах данных, этапах их создания на компьютере, применение знаний на практике.

  2. Стимулирование познавательного интереса учащихся к данной теме и предмету “Информатика” в целом.

  3. Активизация взаимодействия между учащимися, развитие навыков групповой работы.

  4. Воспитание информационной культуры, самостоятельности, коллективизма, ответственности.

  5. Развитие умственной деятельности, умения логически мыслить.


Задачи урока:

Обучающая: закрепление теоретических знаний, формирование практических умений по созданию баз данных.

Развивающая: развитие приемов умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, обобщение), памяти, логического мышления.

Воспитательная: развитие познавательного интереса учащихся, основ коммуникационного общения, уверенности в собственных силах.


План урока:

  1. Организационный момент. (8 мин).

  2. Работа по группам. (36 мин)

  3. Отчет групп. (30 мин)

  4. Подведение итогов урока. (4 мин)

  5. Домашнее задание. (2 мин)


Ход урока:

I. Организационный момент.

Учитель: Не секрет, что рынок труда сейчас переполнен кадрами, и очень сложно найти в нем свое достойное место. Поэтому необходимо предъявлять повышенные требования к себе в освоении своей профессии и в умении формировать у себя механизмы оперативной адаптации на рабочем месте в современных условиях с вводом новых технологий. Итак, тема сегодняшнего урока: “Создание баз данных”.

Цель: создать базы данных. Убедится в том, что ваших теоретических знаний о базах данных достаточно для их применения на практике. Научиться пользоваться возможностями СУБД Access для создания баз данных.

Учиться создавать базы данных мы будем, решая задачи, которые могут возникнуть в реальной ситуации. Представим, что здесь находится три группы единомышленников, которые решили заняться тремя разными видами деятельности, в данном случае тремя разными видами бизнеса:

  • Продажа квартир;

  • Продажа автомобилей;

  • Поиск четвероногого друга.

Проанализировав материалы местных газет, было выявлено достаточно большое количество предложений, и для оптимизации работы предприятий решили создать соответствующие базы данных.

Сейчас вы разделитесь на 3 группы. Каждая группа должна разработать и создать базу данных по доставшейся ей отрасли, представить полученный программный проект классу, защитить его, т.е. привести примеры задач, которые позволит решить созданная база данных, доказать, что ее структура достаточна для удовлетворения потребностей клиентов. Цель слушателей сформулировать такие задачи, которые не сможет решить представленная БД, и убедиться в компетентности группы в теме базы данных.

Для формирования групп используем элемент случайности. Воспользуемся карточками от 1 до 12. Каждый из вас вытащит карточку с номером.

Те, кому достались карточки с цифрами 1 – 4 образуют первую группу, кому достались карточки 5 – 8 – вторую, 9 – 12 – третью.

Займите, пожалуйста, свои места. Учащиеся занимают места за столами, на которых стоят таблички “Группа 1”, “Группа 2”, “Группа 3”.

Представитель каждой группы, получите конверт с заданием. Конверт тоже выбирается случайным образом.

Содержимое конвертов.

  1. вырезки из местных газет с объявлениями по продаже квартир;

  2. вырезки из местных газет с объявлениями по продаже машин;

  3. вырезки из местных газет по продаже или отдаче в хорошие руки четвероногого друга

На работу в группах вам отводится 36 минут. Обратите внимание на экран, где написано примерное время работы на каждом этапе.

  1. Анализ представленной информации (5 мин).

  2. Продумывание и создание структуры БД (10 мин).

  3. Заполнение базы данных (10 мин).

  4. Подготовка доклада для выступления (10 мин).

  5. Оценка вклада каждого члена группы в общую работу (1 мин).

II. Работа в группах

Ребята разбирают предложенный им материал, анализируют, какую информацию они могут почерпнуть из вырезок. Определяют, какие поля должна содержать их база данных, их свойства.

В это время учитель расставляет на их столы таблички с надписями: “Агентство недвижимости”, “Автосалон”, Агентство «Четвероногий друг”. На столах листочки с рекомендациями при работе в группах (Приложение 1)

Учащиеся занимают места за компьютерами и приступают непосредственно к созданию баз данных, при этом они могут пользоваться тетрадями, учебниками, дополнительной литературой, имеющейся в кабинете, справкой MS Access. Учитель выполняет роль консультанта, подходя к группам по мере необходимости, оказывая помощь и корректируя направления работы.

Как правило, в первом этапе создания базы данных (создание структуры базы данных) принимают участие все члены группы. Определяются заголовки для полей, их типы, свойства. На втором этапе – ввод и редактирование данных – часть членов групп оказывается свободными. Они приступают к формулировке возможных потребностей клиентов, задач, которые позволит решить создаваемая база данных. (Например: клиент желает приобрести двухкомнатную квартиру по ул. Зверева не выше четвертого этажа)

Из оставшихся учащихся выбирается 3 человека для работы в рекламном агентстве. Задачей которого является создание визитной карточки и рекламы для каждой из компаний. На столе задание и рекомендации для работы рекламного агентства (Приложение 2).

При работе члены рекламного агентства могут взаимодействовать с группами. Результаты работы рекламного агентства демонстрируются перед выступлением каждой из групп.

Оставшиеся учащиеся, выполняют роль клиентов и экспертов. На столе листочки с рекомендациями для клиентов и экспертов (Приложение 3). Клиенты формулируют агентствам свои запросы для поиска. Эксперты задают уточняющие вопросы по структуре базы данных. Стараются сформулировать потребности, которые могут возникнуть у клиентов, но не сможет решить представленная база данных. Могут задавать теоретические вопросы по теме: «Базы данных». В результате дискуссии возникают предложения по улучшению данной базы.

III. Выступление каждой группы.



Учитель: Итак, начинаем отчет групп. Прошу сдать листы с оцениванием. Установим регламент для доклада каждой группы – 5 мин, и 5 минут для обсуждения представленной работы. Слово предоставляется первой группе.

Один представитель группы занимает место за компьютером, к которому присоединен мультимедийный проектор, по сети копирует созданную группой базу данных. Проецирует ее на экран. Авторы сообщают постановку задачи, которая им досталась, и рассказывают о полученном продукте по плану:

  1. Представление агентства.

  2. Название базы данных.

  3. Количество полей в базе данных.

  4. Типы полей, их свойства

  5. Количество записей.

  6. Примеры задач, решаемых при помощи созданной базы данных.

  7. Обсуждение проекта

Клиенты формулируют агентствам свои запросы для поиска.

Эксперты задают уточняющие вопросы по структуре базы данных. Стараются

сформулировать потребности, которые могут возникнуть у клиентов, но не сможет решить представленная база данных. Могут задавать теоретические вопросы по теме: «Базы данных». В результате дискуссии возникают предложения по улучшению данной базы.

Учитель также принимает участие в дискуссии на равных с учащимися, кроме того, задает вопросы, проверяющие знание основных понятий по теме, полученных умений по практической работе по созданию и заполнению БД средствами MS Access.

IV. Подведение итогов урока

Учитель проводит оценивание участников каждой группы, основываясь на проценте участия каждого человека в практической части и активности на этапе отчета собственной группы и групп оппонентов.

Как вы думаете, достигли ли вы цели урока?

Слово предоставляется ребятам.

Учитель: Действительно, ребята, базы данных вы создали, следовательно, цель урока достигнута. Тема “Создание баз данных средствами MS Access” вами усвоена. С чем я вас поздравляю и благодарю за прекрасную работу.

V. Домашнее задание

Записать в тетради по две задачи, для решения которых можно использовать созданные сегодня базы данных.


Приложение 1

Рекомендации при работе в группах:

1. Разобрать предложенный материал, проанализировать информацию, которую можно почерпнуть из вырезок. Определить, какие поля должна содержать база данных, их свойства

2. Создать базу данных по доставшейся отрасли, представить полученный программный продукт классу, защитить его, т.е. привести примеры задач, которые позволит решить созданная база данных, доказать, что ее структура достаточна для удовлетворения потребностей клиентов.

Как правило, на первом этапе создания базы данных (создание структуры базы данных) принимают участие все члены группы. Определяются заголовки для полей, их типы, свойства. На втором этапе – ввод и редактирование данных, часть членов групп оказывается свободными. Они приступают к формулировке возможных потребностей клиентов, задач, которые позволит решить создаваемая база данных.

Отчет групп:

Один представитель группы занимает место за компьютером, к которому присоединен мультимедийный проектор, по сети копирует созданную группой базу данных. Проецирует ее на экран. Авторы сообщают постановку задачи, которая им досталась, и рассказывают о полученном продукте по плану: (Слайд 4)

  1. Представление агентства

  2. Название базы данных.

  3. Количество полей в базе данных.

  4. Типы полей, их свойства

  5. Количество записей.

  6. Примеры задач, решаемых при помощи созданной базы данных.

  7. Обсуждение проекта

На работу в группах отводится 36 минут

Примерное время работы на каждом этапе:

  1. Анализ представленной информации (5 мин).

  2. Продумывание и создание структуры БД (10 мин).

  3. Заполнение базы данных (10 мин).

  4. Подготовка доклада для выступления (10 мин).

  5. Оценка вклада каждого члена группы в общую работу (1 мин).


Приложение 2

Задание и рекомендации для работы рекламного агентства:

  1. Для каждой компании создать: визитную карточку и рекламу (по 2 слайда)

  2. Сохранить под именами компаний

  3. Один представитель группы занимает место за компьютером, к которому присоединен

  4. мультимедийный проектор, по сети копирует презентацию и проецирует ее на экран.

  5. Демонстрировать результаты своей работы перед защитой созданной базы данных каждой из групп

При работе можно взаимодействовать с членами групп, учитывать их пожелания и предложения

Вы работаете с агентствами:

- «Агентство недвижимости»,

- «Автосалон»,

- «Агентство «Четвероногий друг».


Приложение 3

Рекомендации для клиентов и экспертов:

- Клиенты формулируют агентствам свои запросы для поиска.

-Эксперты задают уточняющие вопросы по структуре базы данных. Стараются сформулировать потребности, которые могут возникнуть у клиентов, но не сможет решить представленная база данных. Могут задавать теоретические вопросы по теме: «Базы данных» (например: какие системы управления БД вы используете в вашем агентстве? А какие еще системы управления БД широко распространены?)

В результате дискуссии возникают предложения по улучшению данной базы.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Информатика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Карасёв Андрей Дмитриевич

Дата: 12.03.2015

Номер свидетельства: 185196


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства