Диагностика уровня сформированности познавательной активности у младших школьников
Диагностика уровня сформированности познавательной активности у младших школьников
Может ли современный урок в начальной школе быть радостным и интересным? Может ли он активизировать творческие и познавательные силы ученика? Может ли он, не только давать знания, расширяя кругозор учащихся, но и ставить его перед ситуацией нравственного выбора, принятия им самостоятельного решения? Мы считаем, что может и должен! И достичь этого можно активизацией познавательно-игровой деятельностью на уроках.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Диагностика уровня сформированности познавательной активности у младших школьников»
Содержание
Введение ………………………………………………………………………3
1. Диагностика уровня сформированности познавательной активности у младших школьников ……………………………………………………………….4
2. Комплекс дидактических игр способствующих развитию познавательной активности младших школьников на уроках математики …...10
3. Динамика развития познавательной активности учащихся 2 класса …22
Список использованных источников ………………………………………26
Введение
Основной формой учебно-воспитательной работы в начальной школе, как известно, является урок. Именно на уроке усваивают учащиеся знания и приобретают навыки использования их в практической учебной работе. На уроке же закладываются основы формирования каждого учащегося как личности, деятельного участника жизни нашего общества.
Может ли современный урок в начальной школе быть радостным и интересным? Может ли он активизировать творческие и познавательные силы ученика? Может ли он, не только давать знания, расширяя кругозор учащихся, но и ставить его перед ситуацией нравственного выбора, принятия им самостоятельного решения? Мы считаем, что может и должен! И достичь этого можно активизацией познавательно-игровой деятельностью на уроках.
Задача учителя – научить каждого ребенка самостоятельно учиться, сформировать у него потребность активно относиться к учебному процессу.
Педагоги и психологи на протяжении многих десятилетий в качестве одного из действенных методов формирования положительного отношения к учению выделяли игру.
Игра для младших школьников продолжает оставаться одним из главных средств и условий развития интеллекта школьника. Игра порождает радость и бодрость, воодушевляет ребят, обогащает впечатлениями, помогает избегать назойливой назидательности, создает в детском коллективе атмосферу дружелюбия. В играх для школьников не должно быть серости и однообразия. Игра должна постоянно пополнять знания, быть средством всестороннего развития ребенка, его способностей, вызывать положительные эмоции, наполнять жизнь детского коллектива интересным содержанием.
Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменять. Труд и учение, сочетаясь с игровой деятельностью, способствует формированию характера и развитию воли. Усилия (физические и психические), которые ребенок делает в игре, плодотворны, так как в игре незаметно для себя он вырабатывает ряд навыков и умений, которые в последствии пригодятся ему в жизни. Игры разнообразят виды деятельности на уроке, воспитывают интерес к предмету, развивают внимание, память и мышление учащихся, ведут к систематизации жизненного опыта, являются разрядкой для нервной системы, развивают инициативу и находчивость, приучают к труду, точности, аккуратности и к настойчивости в преодолении препятствий.
В.А.Сухомлинский писал: «Присмотримся внимательно, какое место игра занимает в жизни ребенка. Для него игра – это самое серьезное дело. В игре раскрывается перед детьми мир, развиваются творческие способности личности. Без игры и не может быть полноценного умственного развития».
В развитии теории и практики активного учения сыграли большую роль исследования Есипова Б.П., Левиной М.М., Огородникова И.Т., Русакова Б.А., Шаталовой Т.И. и других. Вклад в разработку проблемы активизации учения внесли исследовательский интерес и его связь с активизацией познавательной деятельности.
Значительным вкладом в педагогическую и психологическую науки являются исследования Р.Я. Гальперина, В.В.Давыдова, Л.В.Занкова, Д.Б.
Эльконина, выявившие возможности значительного повышения активности младших школьников в познавательной деятельности. Непосредственно вопросом познавательной деятельности посвящены работы Л.П.Аристовой, Т.Г.Рамзаевой, Н.Ф. Талызиной, И.Ф.Харламова.
Объект исследования – процесс обучения младших школьников на уроках математики.
Предмет исследования – активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках математики.
Цель исследования – теоретически обосновать, практически проверить активизацию познавательной деятельности младших школьников на уроках математики.
Гипотеза исследования – процесс развития познавательного интереса будет эффективным, если:
учитываются возрастные особенности младших школьников;
используется комплекс специально подобранных дидактических игр на уроках математики.
Опытная работа проводилась в КГУ «Бородинская средняя школа» ВКО, Зыряновского района, с.Бородино.
Для решения поставленных задач применялись различные методы:
а) теоретические: анализ психолого-педагогической, методической литературы по проблеме исследования; изучение школьных программ и учебников;
б) опытно-экспериментальные: наблюдения за деятельностью учащихся в процессе решения учебных задач, тестирование учащихся, анкетирование, беседы с учителями, учащимися и их родителями.
1. Диагностика уровня сформированности познавательной активности у младших школьников
Опытно – экспериментальная работа проводилась в 2018-2019 учебном году с сентября по ноябрь месяц во 2 КГУ «Бородинская средняя школа» ВКО, Зыряновского района, с.Бородино.
Опытная работа проводилась в естественных условиях обучения. С целью получения информации об изучаемой проблеме были использованы апробированные в педагогике и психологии методики: тестирование, опрос, наблюдение за детьми.
Диагностика (от греч. diagnostikos. – способный распознать)это оценочная процедура, направленная на прояснение ситуации.
Проводя диагностическое исследование, мы должны быть уверенны, что получили достоверные, правдивые, надёжные результаты. А для этого необходимо учитывать некоторые психологические особенности развития детей младшего школьного возраста. Прежде всего, следует помнить о сравнительно низком уровне сознания и самосознания детей. Мышление, восприятие, память, воображение, внимание находятся на сравнительно низком уровне развития. Поэтому, диагностируя детей младшего школьного возраста, необходимо помнить, что тестовые задания не должны требовать от ребёнка высоко развитого произвольного управления своими произвольными процессами. Задания для ребёнка следует подбирать таким образом, чтобы они были рассчитаны одновременно и на произвольный и непроизвольный уровень регуляции познавательной сферы [42с.,30].
У детей 7 лет доминируют непроизвольные познавательные процессы. Следовательно, младшие школьники только в том случае будут показывать результаты, достоверно отражающие уровень активизации познавательной деятельности, когда предлагаемые ребёнку задания вызывают и поддерживают к себе интерес на протяжении всего времени исследования.
Проблемой нашего исследования является определение уровня сформированности познавательной активности учения до применения дидактических средств, направленных на активизацию познавательной деятельности. Учение школьника побуждается не одним, а множеством уровней. В общей структуре уровней одни из них играют доминирующую роль, преобладают, другие – подчиненную, иные – слабую, незаметную. В зависимости от того, какие уровни преобладают, в зависимости от их силы, их значимости для личности и учение школьника принимает меру значимости для него.
В целях нашего исследования учащимся были предложены тесты. Тестами называют стандартизированные методики психодиагностики, позволяющие получить сопоставимые количественные и качественные показатели степени развитости изучаемых свойств [42,с.43].
В подтверждение выдвинутой гипотезы о повышении познавательного интереса к урокам математики посредством систематического проведения дидактических игр была проведена экспериментальная работа.
На первой неделе обучения с классом была проведена анкета на тему «Как вы относитесь к учебе по разным предметам» (анкета взята из книги «Управление образовательными системами»).
Каждому ученику был выдан бланк анкеты в виде небольшой таблицы 2.
Таблица 2. Анкета для учащихся
№
Отношение
Предметы
Математика
Русский язык
Чтение
1.
На уроке иногда бывает интересно.
2.
Учу, потому что надо учиться.
3.
Получаю удовольствие, работая на уроке, всегда интересно, узнаю много нового.
4.
С нетерпением жду урока и стремлюсь узнать больше, чем требует учитель.
В таблице внесены три основных предмета для того, чтобы проследить, как изменились результаты после проведения дидактических игр только по математике.
Ребятам нужно было поставить знак «+» по каждому предмету в той строчке, которая лучше характеризует его отношение к предмету. Номера вариантов ответов соответствуют 4 уровням познавательной деятельности.
проявляет ситуативный интерес;
учит по необходимости;
интересуется предметом;
проявляет повышенную познавательную активность.
Результаты анкетирования были занесены в сводную ведомость и обработаны. Итоги занесены в таблицу, высчитан процент от общего количества учеников (количество учеников в классе – 21).
Таблица 3. Результаты анкетирования в первую неделю обучения во 2 классе (в начале экспериментальной работы)
Ф.И.
математика
русский язык
чтение
1
2
3
4
1
2
3
4
1
2
3
4
Аккубекова Р.
+
+
+
Бабешин К.
+
+
+
Викторова И.
+
+
+
Галимова М.
+
+
+
Галкина Е.
+
+
+
Галютина Н.
+
+
+
Кошкин М.
+
+
+
Куконос В.
+
+
+
Кулаков В.
+
+
+
Курзанова Л.
+
+
+
Маракова Е.
+
+
+
Марфин К.
+
+
+
Матусевич К.
+
+
+
Новикова К.
+
+
+
Панин И.
+
+
+
Панфёров А.
+
+
+
Пашкина Д.
+
+
+
Рохман М.
+
+
+
Танева А.
+
+
+
Тайлакова А.
+
+
+
Якимчук В.
+
+
+
Таблица 4. Уровни сформированности познавательной активности учащихся (в процентах)
№
Уровень
Предметы
Математика
Русский язык
Чтение
1.
Проявляет ситуативный интерес
4 ученика
19%
4 ученика
19%
5 учеников
23.8%
2.
Учит по необходимости
9 учеников
42.8%
10 учеников
47.6%
9 учеников
42.8%
3.
Интересуется предметом
5 ученика
23.8%
4 ученика
19%
4 ученика
19%
4.
Проявляет повышенную познавательную активность.
3 ученика
14.2%
3 ученика
14.2%
3 ученика
14.2%
Диаграмма 1. Математика в процентном соотношении
На первом этапе такую оценку нельзя назвать ещё объективной. Анализ уровня сформированности познавательной активности подтвердил актуальность проблемы и необходимость подбора дидактических игр с целью активизации познавательной деятельности учащихся на уроках математики.
2. Комплекс дидактических игр способствующих развитию познавательной активности младших школьников на уроках математики
Традиционно проблема активизации познавательной деятельности ребёнка решается применением дидактических средств активизации учения, таких как: умелое использование учебника, проблемное обучение, самостоятельная работа, дидактические игры, занимательные задания, карточки, фокусы, кроссворды и ребусы, стихи, ритмические игры, поощрения.
Однако следует больше использовать так называемую «внутреннюю занимательность» это появление необычных, нестандартных ситуаций с уже знакомыми детям понятиями, возникновение новых «почему» там, где, казалось бы, всё ясно и понятно (но только на первый взгляд). Это, наконец, проникновение в методику элементов игровой деятельности, которая, естественно присуща ребёнку. Чему можно заинтересовать ребёнка, сделать учение более интересным? Прежде всего, учителю необходимо проявить творчество.
Для того чтобы активизировать познавательную деятельность учащихся в течение ряда уроков применяли перечисленные дидактические игры.
Игра «Весёлый счет».
Незнайка предложил нам игру. Сам он в счёте не силён и хочет посмотреть, как вы это делаете. Надо назвать и показать числа по порядку. К доске выходят 2 человека. Тот, кто быстрее сосчитает до 20, будет победителем.
14 8 12 4 14 8 12 4
10 13 1 15 10 13 1 15
3 17 20 7 3 17 20 7
19 6 9 11 19 6 9 11
5 2 16 18 5 2 16 18
2. Игра «Задумай число».
Задумайте число, меньше 10. Вычтите задуманное число из 15. Сколько получилось?
( например, 8. Ты задумал число 7.) ( 15-7=8 )
3. Мы на ёлке веселились, 5 конфет в бумажках синих,
Мы плясали, мы резвились. 5 орехов рядом с ними,
После добрый Дед Мороз Груша с яблоком, один
Нам подарки преподнёс. Золотистый мандарин,
Дал большущие пакеты. Плитка шоколада
В них же – вкусные предметы. Вот была я рада!
Стала я пакет вскрывать, Всё лежит в одном пакете,
Содержимое считать: Сосчитай предметы эти.
4. В детсаду есть паровоз,
6 автомобилей,
Черный пес – блестящий нос,
Белый кот Василий,
8 куколок в одной
Кукле деревянной.
И Петрушка заводной, рыжий и румяный.
Кто внимательно послушал,
Сколько в детсаду игрушек?
5. Задача – шутка.
Волк пригласил на свой день рожденья 3 поросят, 7 козлят и 1 Красную Шапочку. Сколько аппетитных гостей пригласил волк на свой день рожденья?
6. В зоопарке он стоял,
Обезьянок все считал:
2 играли на песке,
3 уселись на доске,
А 12 спинки грели.
Сосчитать вы всех успели?
7. Игра на внимание.
Ученик, поймав мяч, брошенный ему учителем, должен слушать и считать вслух хлопки учителя. Когда учитель перестает хлопать, он возвращает мяч учителю. Игра длится до тех пор, пока дети не досчитают до 10.
8. Игра «Стук-стук».
На доске изображена таблица с двумя разрядами:
ДЕСЯТКИ
ЕДИНИЦЫ
Учитель, молча стучит указкой один раз в разряде десятков и несколько раз в разряде единиц. Дети внимательно слушают и показывают соответствующее число на карточках с цифрами.
9. Посадила бабка в печь, Да в печи 4 штуки.
Пирожки с капустой печь. Пироги считают внуки.
Для Наташи, Маши, Тани, Если можешь, помоги,
Коли, Оли, Гали, Вани. Сосчитать им пироги.
Пирожки уже готовы.
Да ещё один пирог,
Кот под лавку уволок.
10. В двух корзинах лежало по одинаковому количеству яблок. Из первой корзины переложили во вторую 10 яблок. Насколько больше стало яблок во второй корзине, чем в первой? Объясните.
Логические упражнения.
11. Если в первой коробке 12 цветных карандашей, во второй – столько, сколько в первой, а в третьей карандашей столько, сколько во второй коробке, то сколько карандашей в третьей коробке?
12. На ветке сидели 5 синиц и 7 воробьев. 6 птичек улетели. Улетел ли хоть один воробей?
13. Костя наловил рыбок трех видов: ершей, пескарей и окуней. Всего он поймал 14 рыбок, ершей оказалось на 10 больше, чем пескарей. Сколько рыбок каждого вида поймал Костя?
( 11 ершей, 1 пескаря, 2 окуня )
14. Математическая эстафета.
Класс разбивается по рядам на 3 команды.
Для каждой команды даны примеры вида:
10+5 10+9 10+7
Одновременно от каждой команды к доске вызывается по одному ученику. Их задача состоит в том, чтобы правильно и быстро решить соответствующий пример, составить другой пример с этими же числами и передать эстафету своему товарищу. Игра продолжается до тех пор, пока ученики каждой команды не составят все возможные примеры.
Например:
10+5=15 15=5+10
5+10=15 15-10=5
15. Во время игры в прятки 5 мальчиков спрятались в бочку из-под известки, 6 – в бочку из-под зеленой краски, 3 – в бочку из-под красной и 6 – в ящик из-под угля. Мальчик, который пошел их искать, нечаянно упал в бочку из-под желтой краски. Сколько разноцветных и сколько черно-белых мальчиков играло в прятки?
16. В результате систематического использования игровых технологий А. Г. Гайштута, таблица умножения к концу учебного года будет усвоена, даже детьми с низкими учебными возможностями.
Под руководством учителя, учащиеся выполняют задание, выстраивая ответ на доске.
1) КАК
2) ЛУЧШЕ
3) ПОСЛЕ
4) ПЕРЕД
5) ДЕЙСТВОВАТЬ
6) ЧЕМ
7) ТЕМ
8) ДУМАТЬ
____________________
Самопроверка.
1.Порядок выполнения задания:
2.Перемножь цифры каждого из чисел, записанных в домике.
3. К каждому результату прибавь или из каждого вычти число, записанное вне домика.
Цифры полученного числа показывают последовательность расположения данного фрагмента в высказывании.
Образец выполнения:
1) 2 умножить на 2 , + 24 = 28
2) 7 умножить на 7 , – 2 = 47
3) 9 умножить на 3 , – 12 = 15
4) 7 умножить на 8, + 7 = 63
В результате работы получилось высказывание “Лучше думать перед тем, как действовать, чем после”.
17. Под руководством учителя, учащиеся выполняют задания, проговаривая свои действия.
Работа ведется по карточкам с использованием схемы, вывешенной на доске.
Порядок работы по карточкам:
1. Двигайся по направлению стрелок, указанных в карточке. Каждая стрелка – это расстояние от одного домика к другому.
2. Дойди до нужного домика..
3. Цифры номера домика перемножь между собой.
4. В полученном результате складывай цифры до тех пор, пока не получишь однозначное число.
5. Однозначное число укажет на нужную букву в слове – шифре.
6. Для поиска новой буквы начни свой путь сначала.
Образец решения:
Карточка 1
45 4 . 5 = 20 2 + 0 = 2 М
55 5 . 5 = 25 2 + 5 = 7 Н
64 6 . 4 = 24 2 + 4 = 6 Е
Карточка 2
86 8 . 6 = 48 4 + 8 = 12 1 + 2 = 3 Н
52 5 . 2 = 10 1 + 0 = 1 У
72 7 . 2 = 14 1 + 4 = 5 Ж
69 6 . 9 = 54 5 + 4 = 9 Е
82 8 . 2 = 16 1 + 6 = 7 Н
Карточка 3
88 8 . 8 = 64 6 + 4 = 10 1 + 0 = 1 У
78 7 . 8 =56 5 + 6 = 11 1 + 1 = 2 М
Текст шифровки: МНЕ НУЖЕН УМ
На уроке математики, при изучении темы: "Конкретный смысл действия деления", были использованы дидактические игры для развития познавательной деятельности.
Цель:
1. Познакомить с действием деления с помощью решения задач на деление по содержанию и со знаком "деление".
2. Развивать вычислительные навыки, умение решать задачи, развивать мышление и память учащихся.
3. Воспитывать трудолюбие, взаимопомощь, прививать интерес к предмету математика.
Оборудование: индивидуальные карточки, таблицы с геометрическим материалом, предметные карточки: солнышко и несколько лучей.
Раздаточный материал: конверты и марки.
Тип урока: объяснение нового материала.
Форма проведения: урок с дидактической игрой.
Ход урока
1. Организационный момент.
Учитель:
Какое сегодня у вас настроение?
(Дети улыбками показывают хорошее настроение)
2. Вступительный этап.
Учитель:
Ребята, какое время года за окном?
Правильно, это ранняя весна.
Учитель:
По каким признакам мы замечаем наступление весны?
(Дети отвечают, что стало ярко светить солнышко).
Учитель:
К нам в класс заглянуло весеннее солнце, посмотреть, как мы работаем. Чем лучше будем трудиться, тем больше лучиков у нашего солнышка появится. Будем стараться – будет улыбаться нам солнце и быстрее разбудит от зимы нашу Землю.
(Дети улыбаются и обещают стараться)
Учитель:
Чем бы вы хотели заниматься на уроке? Предлагайте!
(Дети высказывают пожелания о видах заданий на уроке: устная работа, индивидуальные карточки, новый материал, решение примеров, физминутка, решение задач).
По мере предложений, учитель рисует схему на доске:
3. Устная работа.
Учитель:
"Продолжается работа
Устно мы считаем что-то
Сравниваем, размышляем
Без ошибок отвечаем".
На доске геометрический материал:
Учитель: На какие группы поделим фигуры и почему?
Раздаются 3 индивидуальные карточки ученикам. С таким заданием: 1 карточка 2 карточка 3 карточка
3 см 5 мм = … мм 100 – (23 + 8) x – 6 = 9
7 дм 6 см = … см 100 – (64 4) 23 – x = 3
85 см = … дм …см (56 7) – 9
100 см = … дм
Учитель: Какое числовое выражение лишнее и почему?
3 + 3 + 3 + 3
4 + 3 + 4 + 4
4 + 4 + 4
2 + 2 + 2 + 2
(Дети отвечают, что второе выражение лишнее, потому что его нельзя заменить умножением).
Учитель: Вспомним, какие мы смекалистые и решим задачи?
1.У стола 4 ножки,
А вопрос таков.
Сколько вместе
Будет ножек у 3 столов?
2. Мышка зерна собирала,
По 2 зернышка таскала.
Принесла уж 9 раз,
Каков же Мышкин запас?
3. Сколько птичек – невеличек,
На кормушку прилетело?
Воробьев драчливых пара,
И синичек тоже пара,
Пара синих, голубей,
И 2 пары снегирей?
Учитель: Молодцы, дети. Солнышко улыбнулось нам сразу 3 – мя лучиками. Столько мы заработали на устном счёте. И добавили нам ребята еще 3 лучика за правильную работу по индивидуальным карточкам, их проверили назначенные учителем ученики-эксперты.
(Учитель прикрепляет к солнышку лучики на доске).
4. Новый материал.
а) "Дидактическая игра"
(На партах конверты и марки, дети работают в парах).
Учитель: У вас на партах лежат конверты и марки. Работники почты попросили помочь отправить письма, наклеив на каждый конверт марки. На партах 6 марок. Наклеиваем по 2 марки на каждый конверт.
(Дети выполняют практическую работу).
Учитель: сколько раз по 2 вы взяли? (3 раза)
(На доске схематично изображена эта задача и действием деления 6 : 2 = 3 (к))
Учащиеся делают выводы о том, что поделить – это раздать поровну.
б) Работаем по учебнику. Дети читают выводы на стр. 50.
№ 2. Составляем равенства и неравенства. Работа проходит в парах, после работы взаимопроверка.
№ 4. Решаем задачу, составляя краткую запись на доске коллективно.
Было – 75 п.
Вышли – 25 п.
Сели – 20 п.
Стало ? п.
Задача решается несколькими способами. Проверка с доски, куда вызываются дети, решившие разными способами.
(За хорошую, активную работу прикрепляем еще один лучик к солнышку).
№ 5. Решение примеров с проверкой 76 76 63 51
+18 -18 -37 +45
------- ----- ---- -----
94 58 26 96
(После проверки с места, прикрепляем еще один лучик к нашему солнышку)
Итог урока.
Учитель:
-Что нового узнали на уроке?
-Что было вам трудно?
-Что такое "деление"?
-Выполнили ли мы то, что намечали вначале урока?
Посмотрите на солнышко, оно ярко светит многочисленными лучиками, радуется нашим успехам.
9. Домашнее задание: придумать задачи на деление.
Практика показывает, что занимательный материал применяется на разных этапах усвоения знаний: на этапах объяснения нового материала, его закрепления, повторения, контроля. Использование дидактических игр оправдано только тогда, когда они тесно связаны с темой урока, органически сочетаются с учебным материалом, соответствующим дидактическим целям урока. В практике начальной школы имеется опыт использования игр на этапе повторения и закрепления изученного материала, и крайне редко применяются игры для получения новых знаний.
Во втором классе у ребёнка ещё мал опыт познавательной деятельности, поэтому ребёнок нуждается в поощрении и одобрении. Так, в качестве поощрения использовались еженедельные «хвалёнки», «мудрые совята», грамоты, участие в школьных олимпиадах.
К окончанию формирующего эксперимента, целью которого было применение дидактических игр как средство активизации познавательной деятельности, наблюдая за детьми, было отмечено, что дети активнее стали работать на уроке, проявляют живой интерес к математике, с удовольствием посещают эти уроки.
Цель дальнейшей работы – провести тестирование познавательной активности учащихся и определить динамику развития.
3. Динамика развития познавательной активности учащихся 2 класса
В параграфе приведены результаты проведённой опытно экспериментальной работы. После формирующего эксперимента был проведён замер учения, как одного из основных компонентов активной деятельности учащегося.
Таблица 4. Уровни отношений учащихся 2 класса средней школы, после применения различных дидактических игр как средств активизации познавательной деятельности на уроках математики
Ф.И.
математика
русский язык
чтение
1
2
3
4
1
2
3
4
1
2
3
4
Аккубекова Р.
+
+
+
Бабешин К.
+
+
+
Викторова И.
+
+
+
Галимова М.
+
+
+
Галкина Е.
+
+
+
Галютина Н.
+
+
+
Кошкин М.
+
+
+
Куконос В.
+
+
+
Кулаков В.
+
+
+
Курзанова Л.
+
+
+
Маракова Е.
+
+
+
Марфин К.
+
+
+
Матусевич К.
+
+
+
Новикова К.
+
+
+
Панин И.
+
+
+
Панфёров А.
+
+
Пашкина Д.
+
+
Рохман М.
+
+
Танева А.
+
+
+
Тайлакова А.
+
+
+
Якимчук В.
+
+
Таблица 5 Результаты основных компонентов активной деятельности учащегося
№
Уровень
Предметы
Математика
Русский язык
Чтение
1.
Проявляет ситуативный интерес
2 ученика
9.5%
3 ученика
18.75%
3 ученика
18.75%
2.
Учит по необходимости
6 учеников
28,5%
7 учеников
43.75%
4 ученика
25%
3.
Интересуется предметом
8 учеников
38%
4 ученика
25%
6 учеников
37.5%
4.
Проявляет повышенную познавательную активность
5 учеников
23,8%
2 ученика
12.5%
3 ученика
18.75%
Диаграмма 2.Математика в процентном соотношении
Затем результаты были сравнены и занесены в таблицу.
Таблица 6. Сравнительные результаты анкетирования до и после проведения экспериментальной работы ( процентах)
№
Уровень
Предметы
Математика
Русский язык
Чтение
до
после
до
после
до
после
1.
Проявляет ситуативный интерес
19%
9.5%
19%
18.75%
23.8%
18.75%
2.
Учит по необходимости
42,8%
28,5%
47.6%
43.75%
42.8%
25%
3.
Интересуется предметом
23.8%
38%
19%
25%
19%
37.5%
4.
Проявляет повышенную познавательную активность
14,2%
23,8%
14.2%
13.5%
14.2%
18.75%
Динамика развития познавательной активности учащихся 2 класса
Результаты формирующего эксперимента показали, что проведённая работа дала положительные результаты по развитию уровня сформированности познавательной активности. Их качество повысилось с 38% до 61,8% (диаграмма 3)
Диаграмма 3. Математика в процентном соотношении
Вывод: Из сравнительных данных хорошо видно, что результаты повторной анкеты изменились значительно по математике и изменились в лучшую сторону, так как повысился процент интересующихся предметом и снизился процент обучающихся по необходимости. Таким образом, результаты опытной работы свидетельствуют об эффективности проведенной работы. Из этого можно сделать вывод, что правильная, интересная организация учебных занятий по математике повышает интерес к предмету.
Список использованных источников
Аристова Л.П. Активность учения школьника. – М.: Просвещение.,1968. – с.139.
Бантова М.А. Методика преподавания математики в начальных классах.М., 1984 – 336с.
Бардин К.В. Как научить детей учиться. – М., 1969 – с.49.
Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребёнка.// Изучение мотивации поведения детей и подростков. – М., 1972.
Возрастная и педагогическая психология. /Под ред. А.В. Петровского/.М., 1996.с.496.
6. Возрастные возможности усвоения знаний (младшие класса школы) /Под ред. Д.Б.Эльконина, В.В. Давыдова /. – М., 1996.
7. Волошкина М.И. Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках математики. – Нач. шк., 1993, № 5.с.15 – 18.
8. Волкова С.И., Столярова Н.Н. Развитие детей на уроках математики. 2 класс (1 – 4 классы). – Нач. шк., 1991, №7. – с.19 – 25.
9. Волкова С.И., Столярова Н.Н. Развитие познавательных способностей на уроках математики. 3 класс (1 – 4 классы). – Нач. шк., 1992, №7 – 8.- с. 27 – 32.
10. Волкова С.И., Столярова Н.Н. Развитие шестилетних детей на уроках математики. – Нач. шк., 1990, №7. – с. 35 – 41.
11. Воронов В.В. Педагогика школы в 2 – х словах. – М., 1999. – с.138 – 139.
12. Выготский Л.С. Избранные псих. Исследования. – М., Изд. АПН РСФСР,1956. – c 56.
13. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М., 1991. – с.84.
14. Гегель. Сочинения. – М., 1946. – Т. V11. – с.82.
15. Гребенникова Н.Л. Опоры – перфокарты в обучении решению задач. – Нач. шк., 1992., №7 – 8. – с.10.