kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Использование интерактивных приемов в обучении студентов на уроках информатики как средство повышения качества их обученности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использование интерактивных приемов обучения - одна из актуальных задач современной педагогической практики. Много написано о пользе и значимости использования интерактивных приемов (методов, технологий) на уроке. Но?! Теория- это хорошо, когда дело доходит до практики - вопросы, вопросы и еще раз вопросы... Существуют активные и интерактивные приемы обучения, которые  влияют на активизацию познавательной деятельности учащихся. Я предлагаю рассмотреть некоторые интерактивные приемы обучения, которые использую на своих уроках.

Приимущества интерактивных форм обучения:

•Обучающиеся осваивают новый материал не в качестве пассивных слушателей, а в качестве активных участников процесса обучения;

•Увеличивается объем  самостоятельной работы;

•Обучающиеся приобретают навык владения современными техническими средствами и технологиями обработки информации;

•Вырабатывается умение самостоятельно находить информацию и определять уровень ее достоверности;

•Актуальность и оперативность получаемой информации; обучающиеся оказываются вовлеченными в решение глобальных, а не региональных проблем – расширяется их кругозор;

•Гибкость и доступность. Обучающиеся могут подключаться к учебным ресурсам и программам с любого компьютера, находящегося в сети; 

•Интерактивные технологии дают возможность постоянных, а не эпизодических (по расписанию) контактов учащихся с преподавателем. Они делают образование более индивидуальным, что особенно важно.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Использование интерактивных приемов обучения»







Содержание

I Обоснование выбранной темы стр. 3-4

II Содержание интерактивных приемов

1.«Что бы это значило?» стр. 4

2. Футбол стр. 5

3. Найди ошибку стр. 5

4. Автор стр.6

5. Шкатулка вопросов стр.6

6. Незаконченные фразы стр.6-7

7. Графический диктант стр. 7

8. Изобретатель стр. 7 - 8

9. Испорченный телефон стр. 8

10. Пойми меня стр.8-9

11. Анаграммы стр.9

12. «5 вопросов» стр.9

13. Аналитик стр.9

14. Русское лото стр.9-10

15. Домино стр.10

16. Аукцион стр.10

17. Расшифруй стр.11

18. Кросснамбер или кейворд стр.11

19. Расскажи соседу стр.11-12

20. Эстафета стр.12

21. Типография стр.12

22. Соседушки стр.12-13

23. Оратор стр. 13

24. Преследование стр.13

25. «За» и « против» стр.13

26. Восстановление стр.13

27. Азбука стр.13-14

28. Поиск аналогов стр.14

29. «Подводная лодка» стр.14

30. «Свое место» стр.14-15

31. «Оцени и реши» стр.15

III Приложения стр. 16

а) результаты контрольных срезов за 1,5 года в таблице стр. 16

б) диаграммы результатов контрольных срезов за 1,5 года стр. 16

IV Список литературы стр. 17


Каждодневно, не менее восьми часов в жизни подростка занимает учение в учебном заведении и дома. Возможно, именно поэтому педагоги и психологи до сих пор ведут спор о том, какой вид деятельности является для учащегося ведущим. Психологи считают, что «общение», а педагоги утверждают - «учение». Было бы здорово, если учебная ситуация одновременно могла бы решить проблемы и того, и другого. Тогда слияние двух видов деятельности - общения и обучения - действительно стало бы ведущим в процессе развития личности.

Для этого в образовательном процессе должны реализоваться все три стороны общения: информативная (передача и сохранение информации), интерактивная (организация взаимодействия в деятельности) и перцептивная (восприятие и понимание человека человеком). На деле же учебная ситуация сильно деформирована: учащийся ориентирован только на получение, сохранение и выдачу информации. По традиции в педагогическом процессе изначально «закреплены» определенные роли: педагог- «транслятор» знаний, ученик- «приемщик», что программирует субъект - объектный характер процесса обучения. Такая технология обучения практически не ориентирована на совместную деятельность. Учебная деятельность основана на связке «педагог - ученик» и во фронтальной, и в индивидуальной работе. К тому же само содержание изучаемого материала (по математике, физике, химии, информатике) далеко не всегда способствует развитию эмоциональной сферы.

В более выигрышном положении оказываются преподаватели гуманитарных предметов, поскольку учебный материал, предлагаемый ими, так или иначе отражает эмоциональные переживания человека. Но при этом большинством педагогов не освоена технология, позволяющая оптимально сочетать процессы обучения и общения на уроке.

Вот поэтому успех учебного взаимодействия (особенно на начальных этапах) зависит именно от педагога, от его умения создать условия для интерактивного процесса получения и освоения знаний.



Использование интерактивных приемов обучения - одна из актуальных задач современной педагогической практики. Много написано о пользе и значимости использования интерактивных приемов (методов, технологий) на уроке.

Но?! Теория- это хорошо, когда дело доходит до практики - вопросы, вопросы и еще раз вопросы...

Существуют активные и интерактивные приемы обучения, которые влияют на активизацию познавательной деятельности учащихся.

Я хочу остановиться на рассмотрении некоторых интерактивных приемах обучения, которые использую на своих уроках.

Интерактивными являются такие приемы организации работы с материалом, которые построены на взаимодействии (от англ. Interactive– «между» и «действие»). Преподаватель в этом случае организует работу учащихся, создает условия для проявления активности и инициативы учеников. В отличие от традиционного урока, на котором ученик «следует» за логикой и формами работы, организованной преподавателем, появляются новые возможности для самостоятельной и активной учебной деятельности. Задача же преподавателя качественно меняется. Теперь он не является единственным и главным источником информации, зато он организует работу учащихся, оказывает при необходимости консультационную помощь, получает и анализирует информацию о результатах. Изменение педагогической позиции учителя открывает возможности для подлинного сотрудничества в учебном процессе.



Содержание интерактивных приемов.


1.«Что бы это значило?»

Учащимся предлагаются карточки с изображениями, которые они должны угадать и охарактеризовать. С помощью таких вопросов можно провести письменную работу, диктант, викторину и т.д.

Пример вопросов:

1. Что означает данная форма курсора? 

2. Что означает данная кнопка и где она находится? 

3. Что означает данный символ возле команды в строке меню? 

4. Назовите клавишу по ее условному обозначению.

5 .Что означает данная форма курсора в программе Excel?

6. Что означает данная кнопка и на какой панели она находится?

7. Определите программу по ее графическому значку.

8. Что означает данное сочетание букв? HDD UPS


2. Футбол.

Команды или ряды задают друг другу заранее подготовленные вопросы по теме. Если команда не отвечает, то ей гол. Вариантом может служить футбол между учителем и учащимися, между несколькими учащимися и всей группой.

Пример: Вопросы по теме «Операционная система Windows»

  1. Что называется Операционной системой?

  2. Из чего состоит имя файла?

  3. Версии ОС Windows?

  4. Функции ОС Windows?

  5. Охарактеризовать специальные папки.

  6. Рассказать структуру Рабочего стола.

  7. На какие типы делятся окна и пояснить ответ.

  8. Перечислить операции с окнами.

  9. Способы запуска программ.

  10. Что такое драйвер?

  11. Что входит в оформление ОС Windows?

  12. Как настроить корзину?

  13. Как скрыть Панель задач с экрана?

  14. Каким способом можно открывать все папки в разных окнах?

  15. Способы перезагрузки ОС.

  16. 3. Найди ошибку.

  17. Предлагается схема или таблица по теме, это может быть и текст, определения понятий и др. с заранее допущенными ошибками. Учащиеся должны найти ошибку и устранить ее. Данный прием можно провести у доски, письменно или за компьютером.

  18. Пример: таблица классификации компьютерных вирусов и принцип работы ЭВМ.

    1. Логика работы

    1. Область функционирования

    1. Цели

    1. Ловушки

    1. сети

    1. Пропагандистские

    1. Троянские кони

    1. сети

    1. Шантажирующие

    1. Черви

    1. глобальные сети

    1. Бессмысленные

    1. Логические бомбы

    1. ПК

    1. Гуманные

  19. 4. Автор.

  20. Учащимся необходимо составить вопросы, рисунки, схему, шпаргалку по теме. Оценивание происходит коллективно.

  21. Пример: Схема версий ОС Windows Опорный конспект по теме: Power Point

  1. 5. Шкатулка вопросов.

  2. Учащиеся вытягивают из шкатулки вопросы и отвечают на них. Вопросы могут быть придуманы учителем заранее, но эффективнее всего, когда сначала ребята составят вопросы на листочках и кладут их в шкатулку.

  3. Пример: Вопросы по теме: «Основные средства Мультимедиа»

  1. Дать определение мультимедийного документа.

  2. Дать определение мультимедийной программы.

  3. Дать определение Мультимедиа.

  4. Дать определение мультимедийного компьютера.

  5. Дать определение мультимедийного процессора.

  6. Каково значение CD-ROM в Мультимедиа?

  7. Что мы можем сделать, если ЭВМ мультимедийный?

  8. Какие существуют мультимедийные программы?

  9. Какие действия нужно проделать, чтобы записать звуковой файл?

  10. Как заменить одну запись на другую?

  11. Какая команда служит для наложения одного звукового файла на другой?

  12. Как можно удалить фрагмент записи?

  13. Как можно добавить Эхо в запись?

  14. Можно ли комбинировать звуковые Эффекты?

  15. Как отменить внесенные изменения в звуковой файл?

  16. Каким образом сохраняется звукозапись?

  17. 6. Незаконченные фразы.

  18. При устном опросе, при диктанте учащимся предлагаются незавершенные вопросы, которые они должны закончить.

  19. Пример: диктант «Закончи мысль» по теме «Автоматизация работы с ОС Windows, средства работы с текстовыми документами»

  1. 1 вариант

  2. 1 Чтобы какая-либо программа запускалась автоматически, необходимо…

  3. 2 Средства автоматизации служат для…

  4. 3 Чтобы создать новое задание для автоматического исполнения, нужно…

  5. 4 Ввод текста-это..

  6. 5 Текстовым редактором называют…

  7. 6 Существуют такие средства работы с электронными публикациями и издательскими система, как…

  8. 7 Режим структуры документа означает

  9. 2 вариант

  10. 1 Чтобы приемником в команде Отправить была какая-либо папка, нужно…

  11. 2 Программа Мастер обслуживания предназначена для…

  12. 3 В режиме Список программы Назначенные задания для каждого задания отображается….

  13. 4 Редактирование текста-это…

  14. 5 Текстовым процессором называют…

  15. 6 Существуют такие методы представления документа, как…

  16. 7 Режим электронного документа служит для…

  17. 3 вариант

  18. 1 В ОС WIN есть такие средства автоматизации, как…

  19. 2 Программа Мастер обслуживания задает следующие вопросы…

  20. 3 Чтобы настроить задание для автоматического исполнения, нужно…

  21. 4 Форматирование текста-это…

  22. 5 Существуют такие текстовые редакторы… и текстовые процессоры…

  23. 6 Обычный режим представления документа предназначен…

  24. 7. Графический диктант.

  25. Учащимся предлагается графическое задание: рисунок, пиктограмма, схема и т.д. Они должны охарактеризовать предложенный рисунок.

  26. Диктант по теме «Панели инструментов»

  27. 1 вариант

  28. 2 вариант

  29. 8. Изобретатель

  30. Учащимся дается задание: выписать все термины, понятия по теме или по нескольким темам. Затем они должны из выписанных слов составить кроссворд, анаграмму, головоломку и т.д.

  31. Пример: Кроссворд по теме «Power Point»

    Чайнворд по теме: Клавиатура. Мышь.

    Слова расположены по вертикали или горизонтали, заглавные буквы отмечены курсивом.

    Слова: джойстик, регистровые, алфавитные, цифровые, пенмаус, трекбол, курсор, ролик, мышь, провод.

    Д

    Й

    С

    К

    Р

    О

    А

    А

    В

    Ж

    О

    Т

    И

    Т

    В

    Л

    Ф

    И

    Р

    Е

    Г

    И

    С

    Ы

    Е

    Н

    Т

    Ц

    И

    Ф

    Р

    О

    Е

    Н

    Ы

    Е

    Т

    Р

    Е

    Ы

    В

    П

    М

    А

    У

    К

    Е

    К

    Б

    О

    Л

    Л

    И

    С

    У

    Р

    С

    О

    Р

    Р

    О

    К

    М

    Д

    О

    В

    О

    Р

    П

    Ь

    Ш

    Ы



    1. Р

    1. С

    1. И

    1. П

    1. Л

    1. С

    1. О

    1. Р

    1. Т

    1. И

    1. Р

    1. О

    1. В

    1. Щ

    1. И

    1. К

    1. А

    1. У

    1. Э

    1. Ф

    1. Ф

    1. Е

    1. К

    1. Т

    1. Й

    1. Н

    1. П

    1. О

    1. К

    1. А

    1. З

    1. Д

    1. О

    1. Р

    1. Е

    1. Ж

    1. И

    1. М

    1. К

    1. Н

    1. А

    1. Ш

    1. Т

    1. Е

    1. К

    1. С

    1. Т

    1. А

    1. А

    1. Т

    1. Т

    1. А

    1. Б

    1. Л

    1. И

    1. Ц

    1. А

    1. Е

    1. Л

    1. Д

    1. И

    1. А

    1. Г

    1. Р

    1. А

    1. М

    1. М

    1. А

    1. Ф

    1. О

    1. Н

    1. Я

    1. С

    1. М

    1. Е

    1. Н

    1. А

  32. 9. Испорченный телефон.

  33. Учащиеся по вариантам шепотом передают определение понятия. Определение понятия должно быть не слишком большим и не слишком маленьким.

  34. Например: монитор – стандартное устройство отображения графической и текстовой информации на экране.

  35. 10. Пойми меня.

  36. Один учащийся одной фразой объясняет термин, другой должен этот термин угадать, записать на листке и объяснить другой фразой следующему, не похожей на первую и т.д. Последний учащийся говорит термин. Проводится по рядам, вариантам.

  37. Пример: термин «папка»

  1. хранит файлы, ярлыки

  2. открывается в стандартном окне

  3. через нее можно открыть программу

  4. один из типов окон

  1. 11. Анаграммы.

  2. Учащимся предлагается зашифрованное слово или термин по теме, в котором все буквы записаны «вразброс». Нужно угадать слово и дать его характеристику. Целесообразно предлагать ребятам на карточках, на доске или за компьютером.

  3. Пример: Анаграммы по теме «ОС Windows»
  4. БОРИАЙЧ ЛСОТ ЦАННОИЕПОРАЯ ТИССАЕМ МОПРГМАРА
  5. АКИДНЫОРИТ НВГАЛЕО ЮНЕМ ЛПЬАЕН ДЧЗАА ЙМО РТЬЕЮКПМО

  6. 12. «5 вопросов».

  7. Преподаватель или учащийся загадывает понятие, термин и т.д. и записывает загаданное на обороте доски, остальные должны задать не более 5 наводящих вопросов и угадать зашифрованное слово. Для проверки правильности ответа открывается доска, где зашифрованное слово было заранее записано. Вариантом может быть то, что в вопросах употреблять только существительные или прилагательные.

  8. Пример: тема «Устройство ПК»

  9. 1. Зашифрован термин по теме - «трекбол». Наводящие вопросы могут быть следующими: Это основное устройство? Подключается к системному блоку? Это устройство ввода-вывода? Манипулятор? Используется в ноутбуках?

  10. 2. Термин «Колонки». Наводящие существительные: звук, вывод, один, ухо, размер.

  11. 13. Аналитик.

  12. Из предложенных схем, картинок, терминов и т.д. учащимся необходимо, подумав, отобрать карточки по заданной теме.

  13. Пример: отобрать термины по теме «MS Excel»

  14. Слова: программа, ячейка, формат, домен, меню, таблица, ящик, колонки, кисть…

  15. 14. Русское лото.

  16. Командам даются карточки с цифрами. По очереди каждая команда вытягивает из мешочка бочонки и отвечает на вопрос, соответствующий вытянутому номеру. При правильном ответе данный номер на карточке закрывается.

  17. Пример: вопросы для лото по теме «Устройства ввода-вывода информации»

    1. Какие устройства ввода – вывода присоединяются к компьютеру?

    2. Какую информацию могут вводить или выводить устройства ввода-вывода?

    3. Вспомните, приходилось ли вам видеть еще какие–нибудь устройства?

    4. Знаете ли вы, на каком принципе работают ваши устройства ввода – вывода (например, какой у вас принтер – матричный, лазерный или струйный)?

    5. Возможно ли, чтобы исправный компьютер в ответ на нажатие клавиши с цифрой вывел на монитор букву?

    6. Каким образом можно реализовать ввод текста, используя обычную мышь?

    7. Можно ли внести в текст, полученный при помощи сканера?

    8. Есть ли отличие между печатью текста и выводом рисунка? Одинакова ли в связи с этим скорость их печати?

    9. Способен ли монитор работать в чисто текстовом режиме?

    10. Каким образом процессор может адресоваться к устройствам ввода – вывода? Что такое порт ввода – вывода?

    11. Опишите примерный ход взаимодействий между процессором и принтером. Как вы считаете, что происходит раньше: очередной символ печатается на бумагу или появляется сигнал готовности к приему следующего?

    12. Что такое прерывание и как оно работает? Проанализируйте приведенные в тексте аналогии и попробуйте придумать собственные.

    1. 1

    1. 2

    1. 3

    1. 4

    1. 5

    1. 6

    1. 7

    1. 8

    1. 9

    1. 10

    1. 11

    1. 12

    Карточка для лото:

  1. 15. Домино.

  2. Предлагается из половинок собрать термин, определение и т.д. или одна половина рисунок, термин, другая половина значение, определение.

  3. Домино по теме «Кнопки Стандартной панели инструментов»
  4. 16. Аукцион.

  5. Проводится по рядам, между двумя учащимися, между командами. Необходимо назвать как можно больше характеристик заданной программы, назвать элементы окон, кнопки панели инструментов и т.д.

  6. 17. Расшифруй.

  7. Дан кроссворд, а вместо заданий рисунки. Нужно заполнить кроссворд, ответом и будет изображение на рисунке.

  8. Пример: Графический кроссворд по теме «Структура окна MS Excel».

  9. 18. Кросснамбер или кейворд.

  10. Предлагается кроссворд или перечень терминов по теме, где вместо букв числа. Нужно отгадать все слова, заменяя одинаковые числа одинаковыми буквами. Целесообразно предложить подсказку, например буква п-3, н-8 и т.п.

  11. Пример: Кейворд по теме «Рабочая область окна программы MS Excel».

  12. Ключ к кейворду.

    1. А

    1. Е

    1. И

    1. О

    1. Б

    1. Л

    1. С

    1. Я

    1. Д

    1. К

    1. 1

    1. 5

    1. 6

    1. 10

    1. 2

    1. 8

    1. 9

    1. 15

    1. 4

    1. 7

    1. 1

    1. 12

    1. 1

    1. 2

    1. 8

    1. 6

    1. 13

    1. 1

    1. 2

    1. 9

    1. 12

    1. 14

    1. 10

    1. 7

    1. 1

    1. 3

    1. 9

    1. 12

    1. 10

    1. 8

    1. 2

    1. 5

    1. 13

    1. 4

    1. 15

    1. 17

    1. 5

    1. 6

    1. 7

    1. 1

    1. 5

    1. 12

    1. 5

    1. 7

    1. 9

    1. 12

    1. 6

    1. 17

    1. 6

    1. 9

    1. 8

    1. 10

    1. 7

    1. 4

    1. 1

    1. 11

    1. 11

    1. 19

    1. 5

    1. 8

    1. 20

    1. 1

    1. 21

    1. 10

    1. 8

    1. 10

    1. 3

    1. 10

    1. 7

  13. 19. Расскажи соседу.

  14. Способ взаимоработы. Учащиеся рассказывают друг другу конспект, опрашивают друг друга и т.д. результаты опроса заносятся в лист контроля.

  15. Пример: Лист взаимоконтроля по теме «Таблицы WORD»
  1. Назначение таблиц

  2. Структура таблицы

  3. Рисование таблицы

  4. Вставка таблицы

  5. Команды меню «Таблица»

  6. Перемещение по таблице

  7. Выделение таблицы

  8. Копирование, удаление текста в таблице

  9. Изменение размеров столбца, строки (3 способа)

  10. Удаление, добавление ячеек

  11. Объединение, разбивка ячеек

  12. Форматирование таблицы

  13. Использование стиля

  14. Как изменить границу таблицы

  15. Разбивка таблицы, удаление разбивки

  16. Направление текста в таблице

  17. Вычисления в таблице

  1. Лист опроса.

    1. Ф.И.О.

    1. вопросы

    1. Оценка

    1. 1

    1. 2

    1. 3

    1. 4

    1. 5

    1. 6

    1. 7

    1. 8

    1. 9

    1. 10

    1. 11

    1. 12

    1. 13

    1. 14

    1. 15

    1. 16

    1. 17

    1. 1

  2. 20. Эстафета.

  3. Учащиеся по рядам или вариантам на заготовленном листе пишут задание преподавателя друг за другом по очереди: термины по теме, даты. Затем дают пояснение предложенным понятиям и т.п. Побеждает команда, которая дала наибольшее количество правильных ответов.

  4. Пример: даты по истории развития ВТ - 19в, 30-е гг, 1946-1948, 1951-1952, 60-е, 70-80-е, 1977, 1981, 80-е.

  5. 21. Типография.

  6. Учащимся предлагается одно длинное слово из любой области. Они должны составить из данного слова как можно больше слов и связать их с информатикой.

  7. Пример: слово КАЛЕЙДОСКОП (диск, лейка, лак, дело, коса, сок, сад…)

  8. 22. Соседушки.

  9. Учащимся необходимо разложить предложенные термины или рисунки по теме последовательно, по порядку.

  10. Пример: разложить версии ОС в порядке их появления.

  11. 23. Оратор.

  12. К доске вызываются двое учащихся - ораторы. Они соревнуются в том, кто лучше объяснит или расскажет материал темы. Каждому учащемуся дается свой вопрос по теме или разные темы.

  13. 24. Преследование.

  14. Один учащийся раскрывает содержание темы, вопроса, другой старается его завалить, ищет ошибки, как бы преследует каждое его слово.

  15. 25. «За» и « против».

  16. Аукцион по рядам, командам, индивидуально. Один называет аргументы в пользу какого – то вопроса по теме и т.д., другой называет аргументы против данного вопроса. Побеждает наиболее убедительный участник.

  17. Пример: десятипальцевый метод печати – за и против.

  18. 26. Восстановление.

  19. Дописать схему, карточку, таблицу у доски или в тетради.

  20. Пример: Заполнить таблицу принтеров, сканеров Дополнить схему по теме «MS Excel»



    1. Тип

    1. Вид

    1. Принцип работы

    1. Качество

    1. Достоинства,

    2. недостатки

    1. Сканеры

    1. Отличное

    1. Вращение барабана

    1. Ручной

    1. Принтеры

    1. Лазерный

    1. Неустойчивость бумаги к влаге

    1. Микрокапли

    1. Плохое

  21. 27. Азбука.

  22. Учащимся нужно на каждую букву алфавита назвать понятие, термин, по теме, разделу, всему курсу. Организовать лучше по командам, рядам, вариантам. На короткий промежуток времени можно дать задание назвать термины на определенные буквы.

  23. Например: назвать термины по теме «MS Word» на буквы м, н, с.

  24. Термины: макрос, масштаб, маркер, местоположение, междустрочный, мелкий, найти, надпись, настройка, надстрочный, новый, сервис, свернуть, слово, символ, создать, ссылка, справка, сортировка, список, сноски, структура …

  25. 28. Поиск аналогов.

  26. Найти как можно больше предметов, характеристик, понятий, схожих с данным предметом, словом по каким-либо признакам.

  27. Пример: Колонки. Схожие предметы: динамики, наушники - по назначению; магнитофон, плеер, микрофон, проигрыватель- для работы со звуковой информацией.

  28. 29. «Подводная лодка».

  29. Суть приема состоит в том, чтобы учащимся задавать косвенные или наводящие вопросы. Использовать прием можно при изучении нового материала с целью пропедевтики или как дидактическую игру на угадывание.

  30. Пример: подводящие вопросы к теме базы данных MS Access.

  31. 1. Какие крупные предприятия есть в нашем городе?

  32. 2. Знаете ли вы каким образом там используются ПК?

  33. 3. А какие программы помогают работникам предприятий?

  34. 4. Какими данными, видами информации пользуются организации города?

  35. 5. Как называются программы, в которых хранится множество информации?

  36. 6. Назовите примеры таких данных?

  37. 7. Каким образом располагаются данные в программах?

  38. 30. «Свое место»

  39. Дается опорный конспект, в котором все составные части или некоторые расположены неправильно. Учащимся нужно каждому элементу схемы найти сове место. Это задание лучше делать на компьютере или с помощью стрелок восстановить правильно схему.

  40. 31. «Оцени и реши».

  41. Это один из способов проведения контроля ЗУН учащихся и выявления их самооценки. Перед выполнением работы каждому ученику нужно по выбору взять карточку из двух предложенных: на оценку 4 или на оценку 5 (на оценку 3 не дается, т.к. при выполнении карточки учащийся может допустить ошибки). После выполнения работы провести рефлексию выборочно. Узнать мнение учащихся, которые сомневались при выборе карточки, как они справились с заданиями. Вариантов карточек может быть больше ( 4-,4+,5-,5+,4,5).

  42. Литература

  1. К. Ушаков. По пути осознания совместных целей//'Директор школы. 2009.- № 2.- С. 31-35.

  2. Методика проведения психолого-педагогического консилиума/В кн.:

  3. Практикум по психологии профессиональной школы//Под ред. Э. Ф. Зеера. Свердл. инж.-пед. ин-т. Свердловск. - 2011.- С. 80-94.

  4. Журнал «Директор школы», №6, 1998

  5. Основы информатики и вычислительной техники: Проб. учебник для 10-11 кл. сред. шк./А.Г. Гейн и др. 3-е изд. М.: Просвещение, 2013.

  6. Основы информатики и вычислительной техники: Проб. учеб. пособие для 10-11 кл. сред. шк./В.А. Каймин и др. М.: Просвещение, 2010.

  7. «Круглый стол» журнала «Информатика и образование»: Информатике быть! //Информатика и образование. 1999. № 5.

Просмотр содержимого презентации
«интерактивные методы»

Педагогические чтения - 2015       «Использование интерактивных приемов в обучении студентов на уроках информатики как средство повышения качества их обученности»

Педагогические чтения - 2015

«Использование интерактивных приемов в обучении студентов на уроках информатики как средство повышения качества их обученности»

Учить, общаясь, а не поучая. Мастерство – это то, чего можно добиться, и как могут быть известны мастер-токарь, прекрасный мастер-врач, так должен и может быть прекрасным мастером педагог… А.С. Макаренко

Учить, общаясь, а не поучая.

Мастерство – это то, чего можно добиться,

и как могут быть известны мастер-токарь,

прекрасный мастер-врач, так должен и может быть прекрасным мастером педагог…

А.С. Макаренко

Цель работы  показать интерактивные приемы в обучении студентов на уроках информатики как средство повышения качества их обученности

Цель работы

показать интерактивные приемы в обучении студентов на уроках информатики как средство повышения качества их обученности

Задачи:

Задачи:

  • Рассмотреть виды некоторых интерактивных приемов обучения на уроках информатики.
  • Показать результаты, полученные при использовании интерактивных приемов на уроках информатики.
Интерактивные методы От английского « inter » - «между», « act » - «действие». Дословный перевод обозначает интерактивные методы – позволяющие учиться взаимодействовать между собой. Интерактивное обучение – это обучение, построенное на взаимодействии всех обучающихся и преподавателя.

Интерактивные методы

От английского « inter » - «между», « act » - «действие». Дословный перевод обозначает интерактивные методы – позволяющие учиться взаимодействовать между собой.

Интерактивное обучение – это обучение, построенное на взаимодействии всех обучающихся и преподавателя.

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ПРИЕМЫ    «Что бы это значило?»  Учащимся предлагаются карточки с изображениями, которые они должны  угадать и охарактеризовать. С помощью таких вопросов можно провести письменную работу, диктант, викторину и т.д.  Пример вопросов: 1. Что означает данная форма курсора?   2. Что означает данная кнопка и где она находится?   3. Что означает данный символ возле команды в строке меню?     4. Назовите клавишу по ее условному обозначению. 5 .Что означает данная форма курсора в программе Excel ? 6. Что означает данная кнопка и на какой панели она находится? 7. Определите программу по ее графическому значку. 8. Что означает данное сочетание букв? HDD  UPS

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ПРИЕМЫ  

«Что бы это значило?»

Учащимся предлагаются карточки с изображениями, которые они должны

угадать и охарактеризовать. С помощью таких вопросов можно провести

письменную работу, диктант, викторину и т.д.

Пример вопросов:

1. Что означает данная форма курсора?

2. Что означает данная кнопка и где она находится? 

3. Что означает данный символ возле команды в строке меню?  

4. Назовите клавишу по ее условному обозначению.

5 .Что означает данная форма курсора в программе Excel ?

6. Что означает данная кнопка и на какой панели она находится?

7. Определите программу по ее графическому значку.

8. Что означает данное сочетание букв? HDD UPS

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ПРИЕМЫ  Футбол.  Команды или ряды задают друг другу заранее подготовленные вопросы по  теме. Если команда не отвечает, то ей гол. Вариантом может служить футбол между учителем и учащимися, между несколькими учащимися и всей группой.  Пример: Вопросы по теме «Операционная система Windows »

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ПРИЕМЫ

Футбол.

Команды или ряды задают друг другу заранее подготовленные вопросы по

теме. Если команда не отвечает, то ей гол. Вариантом может служить футбол между учителем и учащимися, между несколькими учащимися и всей группой.

Пример: Вопросы по теме «Операционная система Windows »

  • Что называется Операционной системой?
  • Из чего состоит имя файла?
  • Версии ОС Windows ?
  • Функции ОС Windows ?
  • Охарактеризовать специальные папки.
  • Рассказать структуру Рабочего стола.
  • На какие типы делятся окна и пояснить ответ.
  • Перечислить операции с окнами.
  • Способы запуска программ.
  • Что такое драйвер?
  • Что входит в оформление ОС Windows ?
  • Как настроить корзину?
  • Как скрыть Панель задач с экрана?
  • Каким способом можно открывать все папки в разных окнах?
  • Способы перезагрузки ОС.
ИНТЕРАКТИВНЫЕ ПРИЕМЫ  Найди ошибку Предлагается схема или таблица по теме, это может быть и текст, определения понятий и др. с заранее допущенными ошибками. Учащиеся должны найти ошибку и устранить ее. Данный прием можно провести у доски, письменно или за компьютером.  Пример: таблица классификации  компьютерных вирусов и принцип работы ЭВМ. Выбирает, организует выполнение Обработка Логика работы Ловушки Область функционирования Цели  сети  Троянские кони Пропагандистские Черви сети Логические бомбы Шантажирующие глобальные сети Бессмысленные ПК Гуманные ОЗУ  Устройство управления Арифметико-логич. устр-во Процессор Устр-ва ввода-вывода

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ПРИЕМЫ

Найди ошибку

Предлагается схема или таблица по теме, это может быть и текст, определения понятий и др. с заранее допущенными ошибками. Учащиеся должны найти ошибку и устранить ее. Данный прием можно провести у доски, письменно или за компьютером.

Пример: таблица классификации компьютерных вирусов и принцип работы ЭВМ.

Выбирает, организует выполнение

Обработка

Логика работы

Ловушки

Область функционирования

Цели

сети

Троянские кони

Пропагандистские

Черви

сети

Логические бомбы

Шантажирующие

глобальные сети

Бессмысленные

ПК

Гуманные

ОЗУ

Устройство управления

Арифметико-логич. устр-во

Процессор

Устр-ва ввода-вывода

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ПРИЕМЫ Автор  Учащимся необходимо составить вопросы, рисунки, схему, шпаргалку по теме. Оценивание происходит коллективно. Пример: Схема версий ОС Windows Опорный конспект по теме: Power Point

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ПРИЕМЫ

Автор

Учащимся необходимо составить вопросы, рисунки, схему, шпаргалку по теме. Оценивание происходит коллективно.

Пример: Схема версий ОС Windows Опорный конспект по теме: Power Point

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ПРИЕМЫ Шкатулка вопросов Учащиеся вытягивают из шкатулки вопросы и отвечают на них. Вопросы могут быть придуманы учителем заранее, но эффективнее всего, когда сначала ребята составят вопросы на листочках и кладут их в шкатулку.  Пример: Вопросы по теме: «Основные средства Мультимедиа»   Дать определение мультимедийного документа. Дать определение мультимедийной программы. Дать определение Мультимедиа. Дать определение мультимедийного компьютера. Дать определение мультимедийного процессора. Каково значение CD - ROM в Мультимедиа? Что мы можем сделать, если ЭВМ мультимедийный? Какие существуют мультимедийные программы? Какие действия нужно проделать, чтобы записать звуковой файл? Как заменить одну запись на другую? Какая команда служит для наложения одного звукового файла на другой? Как можно удалить фрагмент записи? Как можно добавить Эхо в запись? Можно ли комбинировать звуковые Эффекты? Как отменить внесенные изменения в звуковой файл? Каким образом сохраняется звукозапись?

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ПРИЕМЫ

Шкатулка вопросов

Учащиеся вытягивают из шкатулки вопросы и отвечают на них. Вопросы могут быть придуманы учителем заранее, но эффективнее всего, когда сначала ребята составят вопросы на листочках и кладут их в шкатулку.

Пример: Вопросы по теме: «Основные средства Мультимедиа»

  • Дать определение мультимедийного документа.
  • Дать определение мультимедийной программы.
  • Дать определение Мультимедиа.
  • Дать определение мультимедийного компьютера.
  • Дать определение мультимедийного процессора.
  • Каково значение CD - ROM в Мультимедиа?
  • Что мы можем сделать, если ЭВМ мультимедийный?
  • Какие существуют мультимедийные программы?
  • Какие действия нужно проделать, чтобы записать звуковой файл?
  • Как заменить одну запись на другую?
  • Какая команда служит для наложения одного звукового файла на другой?
  • Как можно удалить фрагмент записи?
  • Как можно добавить Эхо в запись?
  • Можно ли комбинировать звуковые Эффекты?
  • Как отменить внесенные изменения в звуковой файл?
  • Каким образом сохраняется звукозапись?

Незаконченные фразы.

При устном опросе, при диктанте учащимся предлагаются незавершенные вопросы, которые они должны закончить.

Пример: диктант «Закончи мысль» по теме «Автоматизация работы с ОС Windows , средства работы с текстовыми документами»

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ПРИЕМЫ

1 вариант

1 Чтобы какая-либо программа запускалась автоматически, необходимо…

2 Средства автоматизации служат для…

3 Чтобы создать новое задание для автоматического исполнения, нужно…

4 Ввод текста-это..

5 Текстовым редактором называют…

6 Существуют такие средства работы с электронными публикациями

и издательскими система, как…

2 вариант

1 Чтобы приемником в команде Отправить была какая-либо папка, нужно…

2 Программа Мастер обслуживания предназначена для…

3 В режиме Список программы Назначенные задания для каждого задания отображается….

4 Редактирование текста-это…

5 Текстовым процессором называют…

6 Существуют такие методы представления документа, как…

3 вариант

1 В ОС WIN есть такие средства автоматизации, как…

2 Программа Мастер обслуживания задает следующие вопросы…

3 Чтобы настроить задание для автоматического исполнения, нужно…

4 Форматирование текста-это…

5 Существуют такие текстовые редакторы… и текстовые процессоры…

6 Обычный режим представления документа предназначен…

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ПРИЕМЫ  Графический диктант . Учащимся предлагается графическое задание: рисунок, пиктограмма, схема и т.д. Они должны охарактеризовать предложенный рисунок.   Диктант по теме «Панели инструментов»  2 вариант 1 вариант

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ПРИЕМЫ

Графический диктант .

Учащимся предлагается графическое задание: рисунок, пиктограмма, схема и т.д.

Они должны охарактеризовать предложенный рисунок.

Диктант по теме «Панели инструментов»

2 вариант

1 вариант

Изобретатель Учащимся дается задание: выписать все термины, понятия по теме или по нескольким темам. Затем они должны из выписанных слов составить кроссворд, анаграмму, головоломку и т.д. ИНТЕРАКТИВНЫЕ ПРИЕМЫ  Пример: Кроссворд по теме « Power Point »  Чайнворд по теме: Клавиатура. Мышь. Слова расположены по вертикали или горизонтали, заглавные буквы отмечены курсивом. Слова: джойстик, регистровые, алфавитные, цифровые, пенмаус, трекбол, курсор, ролик, мышь, провод . Р И С У О Р Н Э О П Т О Ф И К П Ф Р К О Е А К Р В Т Ш З Щ Е Т А А Ж Н И Б С С И Л К М Л Л Ф Т М О И Е А Е А А Д Н Й К Н Ц А Д А С И А Т Т Я Е Г Р А М М А Д Ж Й Р О С Ц Е К Т Г Т И Р И Ф И Т К О Р У Р С В А Е Е Д О А К Р Ы Ы Л В Е Ф Е В О Б С И В О Н О Н П Т Ы О Р М Л Е Р А Р Л П У И О Ь С К Ш М Ы

Изобретатель

Учащимся дается задание: выписать все термины, понятия по теме или по нескольким темам. Затем они должны из выписанных слов составить кроссворд, анаграмму, головоломку и т.д.

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ПРИЕМЫ

Пример: Кроссворд по теме « Power Point »

Чайнворд по теме: Клавиатура. Мышь.

Слова расположены по вертикали или горизонтали, заглавные буквы отмечены курсивом.

Слова: джойстик, регистровые, алфавитные, цифровые, пенмаус, трекбол, курсор, ролик, мышь, провод .

Р

И

С

У

О

Р

Н

Э

О

П

Т

О

Ф

И

К

П

Ф

Р

К

О

Е

А

К

Р

В

Т

Ш

З

Щ

Е

Т

А

А

Ж

Н

И

Б

С

С

И

Л

К

М

Л

Л

Ф

Т

М

О

И

Е

А

Е

А

А

Д

Н

Й

К

Н

Ц

А

Д

А

С

И

А

Т

Т

Я

Е

Г

Р

А

М

М

А

Д

Ж

Й

Р

О

С

Ц

Е

К

Т

Г

Т

И

Р

И

Ф

И

Т

К

О

Р

У

Р

С

В

А

Е

Е

Д

О

А

К

Р

Ы

Ы

Л

В

Е

Ф

Е

В

О

Б

С

И

В

О

Н

О

Н

П

Т

Ы

О

Р

М

Л

Е

Р

А

Р

Л

П

У

И

О

Ь

С

К

Ш

М

Ы

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ПРИЕМЫ Испорченный телефон . Учащиеся по вариантам шепотом передают определение понятия. Определение понятия должно быть не слишком большим и не слишком маленьким.  Например:  Монитор – стандартное устройство отображения графической и текстовой информации на экране.

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ПРИЕМЫ

Испорченный телефон .

Учащиеся по вариантам шепотом передают определение понятия. Определение понятия должно быть не слишком большим и не слишком маленьким.

Например:

Монитор – стандартное устройство отображения графической и текстовой информации на экране.

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ПРИЕМЫ Пойми меня Один учащийся одной фразой объясняет термин, другой должен этот термин угадать, записать на листке и объяснить другой фразой следующему, не похожей на первую и т.д. Последний учащийся говорит термин. Проводится по рядам, вариантам.       Пример: термин «папка»

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ПРИЕМЫ

Пойми меня

Один учащийся одной фразой объясняет термин, другой должен этот термин угадать, записать на листке и объяснить другой фразой следующему, не похожей на первую и т.д. Последний учащийся говорит термин. Проводится по рядам, вариантам.

Пример: термин «папка»

  • хранит файлы, ярлыки
  • открывается в стандартном окне
  • через нее можно открыть программу
  • один из типов окон
ИНТЕРАКТИВНЫЕ ПРИЕМЫ Анаграммы . Учащимся предлагается зашифрованное слово или термин по теме, в котором все буквы записаны «вразброс». Нужно угадать слово и дать его характеристику. Целесообразно предлагать ребятам на карточках, на доске или за компьютером.   Пример: Анаграммы по теме «ОС Windows »   БОРИАЙЧ ЛСОТ ЦАННОИЕПОРАЯ ТИССАЕМ МОПРГМАРА АКИДНЫОРИТ НВГАЛЕО ЮНЕМ ЛПЬАЕН ДЧЗАА ЙМО РТЬЕЮКПМО

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ПРИЕМЫ

Анаграммы .

Учащимся предлагается зашифрованное слово или термин по теме, в котором все буквы записаны «вразброс». Нужно угадать слово и дать его характеристику. Целесообразно предлагать ребятам на карточках, на доске или за компьютером.

Пример: Анаграммы по теме «ОС Windows »

БОРИАЙЧ ЛСОТ ЦАННОИЕПОРАЯ ТИССАЕМ МОПРГМАРА АКИДНЫОРИТ НВГАЛЕО ЮНЕМ ЛПЬАЕН ДЧЗАА ЙМО РТЬЕЮКПМО

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ПРИЕМЫ « 5 вопросов » Преподаватель или учащийся загадывает понятие, термин и т.д. и записывает загаданное на обороте доски, остальные должны задать не более 5 наводящих вопросов и угадать зашифрованное слово. Для проверки правильности ответа открывается доска, где зашифрованное слово было заранее записано. Вариантом может быть то, что в вопросах употреблять только существительные или прилагательные.  Пример: тема «Устройство ПК» Зашифрован термин по теме - «трекбол». Наводящие вопросы могут быть следующими: 1. Это основное устройство? 2. Подключается к системному блоку? 3. Это устройство ввода-вывода? Манипулятор? 4. Используется в ноутбуках? 5. Термин «Колонки». Наводящие существительные: звук, вывод, один, ухо, размер .

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ПРИЕМЫ

« 5 вопросов »

Преподаватель или учащийся загадывает понятие, термин и т.д. и записывает загаданное на обороте доски, остальные должны задать не более 5 наводящих вопросов и угадать зашифрованное слово. Для проверки правильности ответа открывается доска, где зашифрованное слово было заранее записано. Вариантом может быть то, что в вопросах употреблять только существительные или прилагательные.

Пример: тема «Устройство ПК»

Зашифрован термин по теме - «трекбол».

Наводящие вопросы могут быть следующими:

1. Это основное устройство?

2. Подключается к системному блоку?

3. Это устройство ввода-вывода? Манипулятор?

4. Используется в ноутбуках?

5. Термин «Колонки». Наводящие существительные: звук, вывод, один, ухо, размер .

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ПРИЕМЫ Аналитик Из предложенных схем, картинок, терминов и т.д. учащимся необходимо, подумав, отобрать карточки по заданной теме.  Пример: отобрать термины по теме « MS Excel » Слова: программа, ячейка, формат , домен, меню , таблица , ящик, колонки, кисть…

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ПРИЕМЫ

Аналитик

Из предложенных схем, картинок, терминов и т.д. учащимся необходимо, подумав, отобрать карточки по заданной теме.

Пример: отобрать термины по теме « MS Excel »

Слова: программа, ячейка, формат , домен, меню , таблица , ящик, колонки, кисть…

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ПРИЕМЫ

Русское лото

Командам даются карточки с цифрами. По очереди каждая команда вытягивает

из мешочка бочонки и отвечает на вопрос, соответствующий вытянутому номеру.

При правильном ответе данный номер на карточке закрывается.

Пример: вопросы для лото по теме «Устройства ввода-вывода информации»

  • Какие устройства ввода – вывода присоединяются к компьютеру? Какую информацию могут вводить или выводить устройства ввода-вывода? Вспомните, приходилось ли вам видеть еще какие – нибудь устройства? Знаете ли вы, на каком принципе работают ваши устройства ввода – вывода (например, какой у вас принтер : – матричный, лазерный или струйный? Возможно ли, чтобы исправный компьютер в ответ на нажатие клавиши с цифрой вывел на монитор букву? Каким образом можно реализовать ввод текста, используя обычную мышь? Можно ли внести в текст, полученный при помощи сканера? Есть ли отличие между печатью текста и выводом рисунка? Одинакова ли в связи с этим скорость их печати? Способен ли монитор работать в чисто текстовом режиме? Каким образом процессор может адресоваться к устройствам ввода – вывода? Что такое порт ввода – вывода? Опишите примерный ход взаимодействий между процессором и принтером. Как вы считаете, что происходит раньше: очередной символ печатается на бумагу или появляется сигнал готовности к приему следующего? Что такое прерывание и как оно работает? Проанализируйте приведенные в тексте аналогии и попробуйте придумать собственные.
  • Какие устройства ввода – вывода присоединяются к компьютеру?
  • Какую информацию могут вводить или выводить устройства ввода-вывода?
  • Вспомните, приходилось ли вам видеть еще какие – нибудь устройства?
  • Знаете ли вы, на каком принципе работают ваши устройства ввода – вывода (например, какой у вас принтер : – матричный, лазерный или струйный?
  • Возможно ли, чтобы исправный компьютер в ответ на нажатие клавиши с цифрой вывел на монитор букву?
  • Каким образом можно реализовать ввод текста, используя обычную мышь?
  • Можно ли внести в текст, полученный при помощи сканера?
  • Есть ли отличие между печатью текста и выводом рисунка? Одинакова ли в связи с этим скорость их печати?
  • Способен ли монитор работать в чисто текстовом режиме?
  • Каким образом процессор может адресоваться к устройствам ввода – вывода? Что такое порт ввода – вывода?
  • Опишите примерный ход взаимодействий между процессором и принтером. Как вы считаете, что
  • происходит раньше: очередной символ печатается на бумагу или появляется сигнал готовности к приему следующего?
  • Что такое прерывание и как оно работает? Проанализируйте приведенные в тексте аналогии и попробуйте придумать собственные.

1

2

5

3

6

9

7

10

4

11

8

12

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ПРИЕМЫ Домино Предлагается из половинок собрать термин, определение и т.д. или одна половина рисунок, термин, другая половина значение, определение.   Домино по теме «Кнопки Стандартной панели инструментов»  Сохранить Добавить таблицу Печать Открыть Копировать формат Создать

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ПРИЕМЫ

Домино

Предлагается из половинок собрать термин, определение и т.д. или одна половина рисунок, термин, другая половина значение, определение.

Домино по теме «Кнопки Стандартной панели инструментов»

Сохранить

Добавить таблицу

Печать

Открыть

Копировать формат

Создать

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ПРИЕМЫ Аукцион Проводится по рядам, между двумя учащимися, между командами. Необходимо назвать как можно больше характеристик заданной программы, назвать элементы окон, кнопки панели инструментов и т.д.

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ПРИЕМЫ

Аукцион

Проводится по рядам, между двумя учащимися, между командами. Необходимо назвать как можно больше характеристик заданной программы, назвать элементы окон, кнопки панели инструментов и т.д.

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ПРИЕМЫ Расшифруй Дан кроссворд, а вместо заданий рисунки. Нужно заполнить кроссворд, ответом и будет изображение на рисунке.  Пример: Графический кроссворд по теме «Структура окна MS Excel ».

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ПРИЕМЫ

Расшифруй

Дан кроссворд, а вместо заданий рисунки. Нужно заполнить кроссворд, ответом и будет изображение на рисунке.

Пример: Графический кроссворд по теме «Структура окна MS Excel ».

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ПРИЕМЫ Кросснамбер или кейворд Предлагается кроссворд или перечень терминов по теме, где вместо букв числа. Нужно отгадать все слова, заменяя одинаковые числа одинаковыми буквами. Целесообразно предложить подсказку, например буква п-3, н-8 и т.п.  Пример: Кейворд по теме « Устройства ввода и вывода информации ». Задание. Расшифруй фразу, ключевые слова даны ниже.      Ключевые слова:  19 18 1 8 21 18 2 22 8 15 18 8 17 6 21 17 2 20 4 12 3 18     5  10 7 14 3 13 4 15 19 12 17 19 6 11 8 10 9 6 3 16 7 2 2 15 6 6 20 Устройство ввода информации (манипулятор) 2 21 1 2 6 20 8 2 19 5 18 2 7 Устройство ввода информации (манипулятор) 18 8 18 3 Устройство ввода информации 8 8 18 Устройство вывода информации на бумагу 17 Устройство вывода информации 22 Устройство вывода информации 18 17 21 Способ взаимодействия между пользователем и ПК

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ПРИЕМЫ

Кросснамбер или кейворд

Предлагается кроссворд или перечень терминов по теме, где вместо букв числа. Нужно отгадать все слова, заменяя одинаковые числа одинаковыми буквами. Целесообразно предложить подсказку, например буква п-3, н-8 и т.п.

Пример: Кейворд по теме « Устройства ввода и вывода информации ».

Задание.

Расшифруй фразу, ключевые слова даны ниже.

Ключевые слова:

19

18

1

8

21

18

2

22

8

15

18

8

17

6

21

17

2

20

4

12

3

18

 

 

5

10

7

14

3

13

4

15

19

12

17

19

6

11

8

10

9

6

3

16

7

2

2

15

6

6

20

Устройство ввода информации (манипулятор)

2

21

1

2

6

20

8

2

19

5

18

2

7

Устройство ввода информации (манипулятор)

18

8

18

3

Устройство ввода информации

8

8

18

Устройство вывода информации на бумагу

17

Устройство вывода информации

22

Устройство вывода информации

18

17

21

Способ взаимодействия между пользователем и ПК

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ПРИЕМЫ Расскажи соседу Способ взаимоработы. Учащиеся рассказывают друг другу конспект, опрашивают друг друга и т.д. результаты опроса заносятся в лист контроля.  Пример: Лист взаимоконтроля по теме «Таблицы WORD » Назначение таблиц Структура таблицы Рисование таблицы Вставка таблицы Команды меню «Таблица» Перемещение по таблице Выделение таблицы Копирование, удаление текста в таблице Изменение размеров столбца, строки (3 способа) Удаление, добавление ячеек Объединение, разбивка ячеек Форматирование таблицы Использование стиля Как изменить границу таблицы Разбивка таблицы, удаление разбивки Направление текста в таблице Направление текста в таблице Вычисления в таблице Лист опроса  №  Ф.И.О. 1 вопросы 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 Оценка

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ПРИЕМЫ

Расскажи соседу

Способ взаимоработы. Учащиеся рассказывают друг другу конспект, опрашивают друг друга и т.д. результаты опроса заносятся в лист контроля.

Пример: Лист взаимоконтроля по теме «Таблицы WORD »

  • Назначение таблиц
  • Структура таблицы
  • Рисование таблицы
  • Вставка таблицы
  • Команды меню «Таблица»
  • Перемещение по таблице
  • Выделение таблицы
  • Копирование, удаление текста в таблице
  • Изменение размеров столбца, строки (3 способа)
  • Удаление, добавление ячеек
  • Объединение, разбивка ячеек
  • Форматирование таблицы
  • Использование стиля
  • Как изменить границу таблицы
  • Разбивка таблицы, удаление разбивки
  • Направление текста в таблице
  • Направление текста в таблице
  • Вычисления в таблице Лист опроса

Ф.И.О.

1

вопросы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

Оценка

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ПРИЕМЫ Эстафета Учащиеся по рядам или вариантам на заготовленном листе пишут задание преподавателя друг за другом по очереди: термины по теме, даты. Затем дают пояснение предложенным понятиям и т.п. Побеждает команда, которая дала наибольшее количество правильных ответов.     Пример: даты по истории развития ВТ - 19в, 30-е гг, 1946-1948, 1951-1952, 60-е, 70-80-е, 1977, 1981, 80-е.

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ПРИЕМЫ

Эстафета

Учащиеся по рядам или вариантам на заготовленном листе пишут задание преподавателя друг за другом по очереди: термины по теме, даты. Затем дают пояснение предложенным понятиям и т.п. Побеждает команда, которая дала наибольшее количество правильных ответов.

Пример: даты по истории развития ВТ - 19в, 30-е гг, 1946-1948, 1951-1952, 60-е, 70-80-е, 1977, 1981, 80-е.

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ПРИЕМЫ Типография Учащимся предлагается одно длинное слово из любой области. Они должны составить из данного слова как можно больше слов и связать их с информатикой.   Пример:  слово КАЛЕЙДОСКОП  (диск, лейка, лак, дело, коса, сок, сад…)

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ПРИЕМЫ

Типография

Учащимся предлагается одно длинное слово из любой области. Они должны составить из данного слова как можно больше слов и связать их с информатикой.

Пример: слово КАЛЕЙДОСКОП

(диск, лейка, лак, дело, коса, сок, сад…)

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ПРИЕМЫ Соседушки Учащимся необходимо разложить предложенные термины или рисунки по теме последовательно, по порядку. Пример: разложить версии ОС в порядке их появления.

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ПРИЕМЫ

Соседушки

Учащимся необходимо разложить предложенные термины или рисунки по теме последовательно, по порядку.

Пример: разложить версии ОС в порядке их появления.

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ПРИЕМЫ  Оратор К доске вызываются двое учащихся - ораторы. Они соревнуются в том, кто лучше объяснит или расскажет материал темы. Каждому учащемуся дается свой вопрос по теме или разные темы.  Преследование Один учащийся раскрывает содержание темы, вопроса, другой старается его завалить, ищет ошибки, как бы преследует каждое его слово.   « За » и « против » Аукцион по рядам, командам, индивидуально. Один называет аргументы в пользу какого – то вопроса по теме и т.д., другой называет аргументы против данного вопроса. Побеждает наиболее убедительный участник.    Пример: десятипальцевый метод печати – за и против.

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ПРИЕМЫ

Оратор

К доске вызываются двое учащихся - ораторы. Они соревнуются в том, кто лучше объяснит или расскажет материал темы. Каждому учащемуся дается свой вопрос по теме или разные темы.

Преследование

Один учащийся раскрывает содержание темы, вопроса, другой старается его завалить, ищет ошибки, как бы преследует каждое его слово.

« За » и « против »

Аукцион по рядам, командам, индивидуально. Один называет аргументы в пользу какого – то вопроса по теме и т.д., другой называет аргументы против данного вопроса. Побеждает наиболее убедительный участник.

Пример: десятипальцевый метод печати – за и против.

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ПРИЕМЫ Восстановление Дописать схему, карточку, таблицу у доски или в тетради. Пример: Заполнить таблицу принтеров, сканеров Дополнить схему по теме « MS  Excel » Пример: Заполнить таблицу принтеров, сканеров Дополнить схему по теме « MS  Excel »

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ПРИЕМЫ

Восстановление

Дописать схему, карточку, таблицу у доски или в тетради.

Пример: Заполнить таблицу принтеров, сканеров Дополнить схему по теме « MS Excel »

  • Пример: Заполнить таблицу принтеров, сканеров Дополнить схему по теме « MS Excel »

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ПРИЕМЫ Азбука Учащимся нужно на каждую букву алфавита назвать понятие, термин, по теме, разделу, всему курсу. Организовать лучше по командам, рядам, вариантам. На короткий промежуток времени можно дать задание назвать термины на определенные буквы.   Например: назвать термины по теме « MS Word » на буквы м, н, с .   Термины: макрос, масштаб, маркер, местоположение, междустрочный, мелкий, найти, надпись, настройка, надстрочный, новый, сервис, свернуть, слово, символ, создать, ссылка, справка, сортировка, список, сноски, структура …

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ПРИЕМЫ

Азбука

Учащимся нужно на каждую букву алфавита назвать понятие, термин, по теме, разделу, всему курсу. Организовать лучше по командам, рядам, вариантам. На короткий промежуток времени можно дать задание назвать термины на определенные буквы.

Например: назвать термины по теме « MS Word » на буквы м, н, с .

Термины: макрос, масштаб, маркер, местоположение, междустрочный, мелкий, найти, надпись, настройка, надстрочный, новый, сервис, свернуть, слово, символ, создать, ссылка, справка, сортировка, список, сноски, структура …

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ПРИЕМЫ  Поиск аналогов Найти как можно больше предметов, характеристик, понятий, схожих с данным предметом, словом по каким-либо признакам.   Пример: Колонки.  Схожие предметы: динамики, наушники - по назначению; магнитофон, плеер, микрофон, проигрыватель- для работы со звуковой информацией.

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ПРИЕМЫ

Поиск аналогов

Найти как можно больше предметов, характеристик, понятий, схожих с данным предметом, словом по каким-либо признакам.

Пример: Колонки.

Схожие предметы: динамики, наушники - по назначению; магнитофон, плеер, микрофон, проигрыватель- для работы со звуковой информацией.

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ПРИЕМЫ « Подводная лодка » Суть приема состоит в том, чтобы учащимся задавать косвенные или наводящие вопросы. Использовать прием можно при изучении нового материала с целью пропедевтики или как дидактическую игру на угадывание.  Пример: подводящие вопросы к теме базы данных MS Access .  1 . Какие крупные предприятия есть в нашем городе? 2. Знаете ли вы каким образом там используются ПК? 3. А какие программы помогают работникам предприятий? 4. Какими данными, видами информации пользуются организации города? 5. Как называются программы, в которых хранится множество информации? 6. Назовите примеры таких данных? 7. Каким образом располагаются данные в программах?

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ПРИЕМЫ

« Подводная лодка »

Суть приема состоит в том, чтобы учащимся задавать косвенные или наводящие вопросы. Использовать прием можно при изучении нового материала с целью пропедевтики или как дидактическую игру на угадывание.

Пример: подводящие вопросы к теме базы данных MS Access .

1 . Какие крупные предприятия есть в нашем городе?

2. Знаете ли вы каким образом там используются ПК?

3. А какие программы помогают работникам предприятий?

4. Какими данными, видами информации пользуются организации города?

5. Как называются программы, в которых хранится множество информации?

6. Назовите примеры таких данных?

7. Каким образом располагаются данные в программах?

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ПРИЕМЫ « Свое место » Дается опорный конспект, в котором все составные части или некоторые расположены неправильно. Учащимся нужно каждому элементу схемы найти сове место. Это задание лучше делать на компьютере или с помощью стрелок восстановить правильно схему. ДЕТЕКТОРЫ ФАГИ РЕВИЗОРЫ ФИЛЬТРЫ ВАКЦИНЫ ПРОВЕРКА, «РЕМОНТНЫЙ НАБОР» ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ ДО ПОСЛЕ МАСКИРОВКА ВО ЗАЩИТА ОБЩИЕ ВИРУС-ПРОГРАММА КОПИРОВАНИЕ ДОСТУП ГРУППЫ ВИДЫ АНТИВИРУСЫ РЕЗИДЕНТНЫЕ НЕРЕЗИДЕНТНЫЕ НЕВИДИМЫЕ САМОДЕФИЦИРУЮЩИЕСЯ ЛОВУШКИ, БОМБЫ, ТРОЯНСКИЕ КОНИ, ЧЕРВИ

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ПРИЕМЫ

« Свое место »

Дается опорный конспект, в котором все составные части или некоторые расположены неправильно. Учащимся нужно каждому элементу схемы найти сове место. Это задание лучше делать на компьютере или с помощью стрелок восстановить правильно схему.

ДЕТЕКТОРЫ

ФАГИ

РЕВИЗОРЫ

ФИЛЬТРЫ

ВАКЦИНЫ

ПРОВЕРКА, «РЕМОНТНЫЙ НАБОР»

ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ

ДО

ПОСЛЕ

МАСКИРОВКА

ВО

ЗАЩИТА

ОБЩИЕ

ВИРУС-ПРОГРАММА

КОПИРОВАНИЕ

ДОСТУП

ГРУППЫ

ВИДЫ

АНТИВИРУСЫ

РЕЗИДЕНТНЫЕ НЕРЕЗИДЕНТНЫЕ

НЕВИДИМЫЕ

САМОДЕФИЦИРУЮЩИЕСЯ

ЛОВУШКИ, БОМБЫ, ТРОЯНСКИЕ КОНИ, ЧЕРВИ

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ПРИЕМЫ « Оцени и реши » Это один из способов проведения контроля ЗУН учащихся и выявления их самооценки. Перед выполнением работы каждому ученику нужно по выбору взять карточку из двух предложенных: на оценку 4 или на оценку 5 (на оценку 3 не дается, т.к. при выполнении карточки учащийся может допустить ошибки). После выполнения работы провести рефлексию выборочно. Узнать мнение учащихся, которые сомневались при выборе карточки, как они справились с заданиями. Вариантов карточек может быть больше ( 4-,4+,5-,5+,4,5).

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ПРИЕМЫ

« Оцени и реши »

Это один из способов проведения контроля ЗУН учащихся и выявления их самооценки. Перед выполнением работы каждому ученику нужно по выбору взять карточку из двух предложенных: на оценку 4 или на оценку 5 (на оценку 3 не дается, т.к. при выполнении карточки учащийся может допустить ошибки). После выполнения работы провести рефлексию выборочно. Узнать мнение учащихся, которые сомневались при выборе карточки, как они справились с заданиями. Вариантов карточек может быть больше ( 4-,4+,5-,5+,4,5).

Преимущества интерактивных форм обучения   Обучающиеся осваивают новый материал не в качестве пассивных слушателей, а в качестве активных участников процесса обучения; Увеличивается объем самостоятельной работы; Обучающиеся приобретают навык владения современными техническими средствами и технологиями обработки информации; Вырабатывается умение самостоятельно находить информацию и определять уровень ее достоверности; Актуальность и оперативность получаемой информации; обучающиеся оказываются вовлеченными в решение глобальных, а не региональных проблем – расширяется их кругозор; Гибкость и доступность. Обучающиеся могут подключаться к учебным ресурсам и программам с любого компьютера, находящегося в сети; Интерактивные технологии дают возможность постоянных, а не  эпизодических (по расписанию) контактов учащихся с преподавателем. Они делают образование более индивидуальным, что особенно важно.

Преимущества интерактивных форм обучения

  • Обучающиеся осваивают новый материал не в качестве пассивных

слушателей, а в качестве активных участников процесса обучения;

  • Увеличивается объем самостоятельной работы;
  • Обучающиеся приобретают навык владения современными

техническими средствами и технологиями обработки информации;

  • Вырабатывается умение самостоятельно находить информацию

и определять уровень ее достоверности;

  • Актуальность и оперативность получаемой информации; обучающиеся

оказываются вовлеченными в решение глобальных,

а не региональных проблем – расширяется их кругозор;

  • Гибкость и доступность. Обучающиеся могут подключаться к учебным

ресурсам и программам с любого компьютера, находящегося в сети;

  • Интерактивные технологии дают возможность постоянных, а не
  • эпизодических (по расписанию) контактов учащихся с преподавателем. Они

делают образование более индивидуальным, что особенно важно.

Итоговые результаты учащихся II курса по информатике  средний балл

Итоговые результаты учащихся II курса по информатике

средний балл

Итоговые результаты учащихся II курса по информатике абсолютная успеваемость

Итоговые результаты учащихся II курса по информатике

абсолютная успеваемость

Итоговые результаты учащихся II курса по информатике  качество

Итоговые результаты учащихся II курса по информатике

качество

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ПРИЕМЫ Литература

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ПРИЕМЫ

Литература

  • К. Ушаков. По пути осознания совместных целей//'Директор школы. 1993.- № 2.- С. 31-35.
  • Методика проведения психолого-педагогического консилиума/В кн.:
  • Практикум по психологии профессиональной школы//Под ред. Э. Ф. Зеера. Свердл. инж.-пед. ин-т. Свердловск. - 1990.- С. 80-94.
  • Журнал «Директор школы», №6, 1998
  • Основы информатики и вычислительной техники: Проб. учебник для 10-11 кл. сред. шк./А.Г. Гейн и др. 3-е изд. М.: Просвещение, 1993.
  • Основы информатики и вычислительной техники: Проб. учеб. пособие для 10-11 кл. сред. шк./В.А. Каймин и др. М.: Просвещение, 1998.
  • «Круглый стол» журнала «Информатика и образование»: Информатике быть! //Информатика и образование. 1999. № 5.
Спасибо за  внимание!

Спасибо за внимание!

elements www.animationfactory.com

elements

www.animationfactory.com


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Информатика

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Бойко Лариса Александровна

Дата: 29.01.2015

Номер свидетельства: 163903


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства