Прежде чем приступить к уроку, обратите внимание на слайд 2, эти условные обозначения помогут вам сориентироваться в потоке информации и выделить для себя главное.
I. Постановка целей урока. Презентация.
Имеется большой объем данных о какой-то реальной системе объектов или событий, например, о книгах в библиотеке, о работниках предприятия, о товарах на складе, о дорожно-транспортных происшествиях за длительный период времени и т. п. Необходимо организовать хранение этой информации таким образом, чтобы ее было удобно просматривать, пополнять, изменять, искать нужные сведения, делать любые выборки, осуществлять сортировку в любом порядке. Такой работой людям приходилось заниматься и задолго до появления компьютеров. (Слайд 3) Основным средством хранения данных была бумага. Данные хранились в виде списков в толстых журналах, папках, на картонных карточках. Последний способ используется, например, в библиотечных каталогах. Большинству учеников он хорошо знаком: на каждой карточке записаны сведения об отдельной книге. В алфавитном каталоге карточки систематизированы по фамилиям авторов в алфавитном порядке, в предметном каталоге – по тематике книг. Подобные систематизированные картотеки используются в отделах кадров предприятий. Они удобны тем, что легко можно извлечь нужную карточку, заменить ее, добавить новые карточки, сохраняя установленный порядок. Тем не менее, если такая картотека содержит тысячи карточек, то, как бы совершенна ни была ее организация, обработка данных в ней – дело длительное и трудоемкое
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Технология работы в базе данных»
Тема урока:«Основные понятия баз данных»
Цель урока:
сформировать у учащихся понятие базы данных, основных понятий БД, классифицировать БД по характеру хранимой информации, способу хранения и структуре организации, уметь в БД различать запись, поле, тип, находить ключ в базе данных.
Условные обозначения
Запомни и запиши определения!
Не мешает знать!
Обрати внимание!
Компьютерныеинформационные системы
позволяют:
Хранить большие объемы данных;
Осуществлять в них быстрый поиск;
Вносить изменения;
Выполнять всевозможные манипуляции с данными.
Информационная система– совокупность баз данных и всего комплекса аппаратно-программных средств для ее хранения, изменения и поискаинформации, для взаимодействия с пользователем.
База данных(БД)—организованная совокупность данных на какую-то тему (в рамках некоторой предметной области)
Классификация БД:
По характеру хранимой информации;
По способу хранения данных;
По структуре организации данных.
Классификация БД похарактеру хранимой информации
Фактографические БД–содержат краткие сведения об описываемых объектах, представленные в строго определенном формате(картотеки);
Фактографические БД–содержат краткие сведения об описываемых объектах, представленные в строго определенном формате(картотеки);
Документальные БД–содержат обширную информацию самого разного типа: текст, графику, видео и звук(архив).
Документальные БД–содержат обширную информацию самого разного типа: текст, графику, видео и звук(архив).
Классификация БД по способу хранения данных
Централизованные- вся информация хранится на одном компьютере. Это может быть автономный ПК или сервер сети, к которому имеют доступ пользователи - клиенты;
Централизованные- вся информация хранится на одном компьютере. Это может быть автономный ПК или сервер сети, к которому имеют доступ пользователи - клиенты;
Распределенные- используются в локальных и глобальных компьютерных сетях. В таком случае разные части базы хранятся на разных компьютерах.
Распределенные- используются в локальных и глобальных компьютерных сетях. В таком случае разные части базы хранятся на разных компьютерах.
Классификация БДпоструктуре организации данных
Реляционные (табличные БД)Иерархические.Сетевые.
Реляционные (табличные БД)
Иерархические.
Сетевые.
Реляционные БД – имеют табличную форму организации.
Строка таблицы - запись
Столбец таблицы – поле.
Поле 4
Поле 3
Поле 2
Поле 1
Запись 1
Имя поля 1
Имя поля 2
Имя поля 3
Имя поля 4
Запись 2
Запись 3
Реляционная БД
Поле 5
Поле 4
Поле 3
Поле 2
Поле 1
Дни
Темпера
15.03
тура
16.03
Влаж
-3,5
0
ность
Осадки
67
62
Снег
Давле
Без осад
ние
746
ков
750
Запись 1
Запись 2
имена полей : ДЕНЬ, ТЕМПЕРАТУРА, ВЛАЖНОСТЬ,
ОСАДКИ, ДАВЛЕНИЕ.
В реляционных БД:
всякая таблица содержит в себе информацию о некоторой реальной системе (процессе) и, следовательно, является ее информационной моделью;
всякая запись в таблице — информация о конкретном объекте (событии) данной системы;
значение поля в каждой записи — это определенная характеристика (свойство, атрибут) объекта.
В реляционной БД не должно
быть совпадающих записей .
Ключ– поле (или совокупность полей), с помощью которых можно однозначно идентифицировать запись, значение которой не повторяется.
Дни
15.03
Темпера
16.03
-3,5
Влаж
тура
0
67
Осадки
ность
Снег
Давле
62
746
Без осад
ние
750
ков
Укажите имена полей, записи, ключ реляционной БД
Номер рейса
Дата
2156
вылета
23.10.06
Тип самолета
Цена билета
ТУ - 154
Наличие билетов
564.50
да
Имена полей: Номер рейса, дата вылета, тип
самолета, цена билета, наличие
билетов.
Запись: 2156, 23.10.06, ТУ – 154, 564.50, да.
Ключ: номер рейса + дата вылета2156 + 23.10.06
Тип поля определяет множество значений, которые может принимать данное поле в различных записях.
Типы полей
Числовой – имеют поля, значения в которых могут быть только числами (температура, давление, влажность).
Символьный– имеют поля, в которых будут хранится символьные последовательности (слова, тексты, коды)
Тип «дата»имеют поля, содержащие календарные даты в форме «день/месяц/год»
Логический типимеют поля, которые могут принимать всего два значения: «да», «нет», «истина», «ложь». Если двоичную матрицу представить в виде реляционной БД, то ее поля будут содержать значения «0» или «1».
От типа величины зависят те действия, которые можно с ней производить.
Задание №1
Определите структуру(состав полей),типыполейдля реляционных баз данных под такими названиями: «Страны мира», «Мои одноклассники», «Кинофильмы».
СТРАНЫ МИРА
ОДНОКЛАССНИКИ
СТРАНА
КИНОФИЛЬМЫ
символьный
ФАМИЛИЯ
СТОЛИЦА – символьный
символьный
ИМЯ
ПЛОЩАДЬ
НАЗВАНИЕ
cимвольный
НАСЕЛЕНИЕ
АДРЕС
числовой
СТРАНА
символьный
символьный
cимвольный
числовой
ТЕЛЕФОН
ЖАНР
ПОСЕЩАЛ
символьный
РЕЖИССЕР
символьный
логический
РОДИЛСЯ
символьный
дата
ДУБЛИРОВАНлогический
Задание №2.
дать описания полей, оформив результат в виде таблицы с именами полей: название поля, тип.
Номер
рейса
Дата
2156
вылета
Тип самолета
23.10.06
Цена билета
ТУ - 154
Наличие билетов
564.50
да
Название поля
Тип
Номер_рейса
числовой
Дата_вылета
дата
Тип_самолета
символьный
Цена_билета
числовой
Наличие_билетов
логический
В некоторых СУБД внутри имени поля нельзя использовать пробелы. Для связки между словами можно ставить знак подчеркивания.
Задание на дом:
1. Выучить § 10 учебника И.Семакина «Базовый курс 9 класс».