kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технология работы в базе данных

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ход урока

Прежде чем приступить к уроку, обратите внимание на слайд 2, эти условные обозначения помогут вам сориентироваться в потоке информации и выделить для себя главное.

I. Постановка целей урока. Презентация.

Имеется большой объем данных о какой-то реальной системе объектов или событий, например, о книгах в библиотеке, о работниках предприятия, о товарах на складе, о дорожно-транспортных происшествиях за длительный период времени и т. п. Необходимо организовать хранение этой информации таким образом, чтобы ее было удобно просматривать, пополнять, изменять, искать нужные сведения, делать любые выборки, осуществлять сортировку в любом порядке. Такой работой людям приходилось заниматься и задолго до появления компьютеров. (Слайд 3) Основным средством хранения данных была бумага. Данные хранились в виде списков в толстых журналах, папках, на картонных карточках. Последний способ используется, например, в библиотечных каталогах. Большинству учеников он хорошо знаком: на каждой карточке записаны сведения об отдельной книге. В алфавитном каталоге карточки систематизированы по фамилиям авторов в алфавитном порядке, в предметном каталоге – по тематике книг. Подобные систематизированные картотеки используются в отделах кадров предприятий. Они удобны тем, что легко можно извлечь нужную карточку, заменить ее, добавить новые карточки, сохраняя установленный порядок. Тем не менее, если такая картотека содержит тысячи карточек, то, как бы совершенна ни была ее организация, обработка данных в ней – дело длительное и трудоемкое

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технология работы в базе данных»

Тема урока:  «Основные понятия баз данных» Цель урока:  сформировать у учащихся понятие базы данных, основных понятий БД, классифицировать БД по характеру хранимой информации, способу хранения и структуре организации, уметь в БД различать запись, поле, тип, находить ключ в базе данных.

Тема урока: «Основные понятия баз данных»

Цель урока:

сформировать у учащихся понятие базы данных, основных понятий БД, классифицировать БД по характеру хранимой информации, способу хранения и структуре организации, уметь в БД различать запись, поле, тип, находить ключ в базе данных.

Условные обозначения Запомни и запиши определения!   Не мешает знать!  Обрати внимание!

Условные обозначения

Запомни и запиши определения!

Не мешает знать!

Обрати внимание!

Компьютерные  информационные системы  позволяют:

Компьютерные информационные системы

позволяют:

  • Хранить большие объемы данных;
  • Осуществлять в них быстрый поиск;
  • Вносить изменения;
  • Выполнять всевозможные манипуляции с данными.
Информационная система – совокупность баз данных и всего комплекса аппаратно-программных средств для ее хранения, изменения и поиска  информации, для взаимодействия с пользователем.

Информационная система – совокупность баз данных и всего комплекса аппаратно-программных средств для ее хранения, изменения и поиска информации, для взаимодействия с пользователем.

База данных  (БД) — организованная совокупность данных на какую-то тему (в рамках некоторой предметной области) Классификация БД: По характеру хранимой информации;  По способу хранения данных; По структуре организации данных.

База данных (БД) организованная совокупность данных на какую-то тему (в рамках некоторой предметной области)

Классификация БД:

  • По характеру хранимой информации;
  • По способу хранения данных;
  • По структуре организации данных.

Классификация БД по характеру хранимой информации  Фактографические БД – содержат краткие сведения об описываемых объектах, представленные в строго определенном формате (картотеки); Фактографические БД – содержат краткие сведения об описываемых объектах, представленные в строго определенном формате (картотеки);

Классификация БД по характеру хранимой информации

  • Фактографические БД содержат краткие сведения об описываемых объектах, представленные в строго определенном формате (картотеки);
  • Фактографические БД содержат краткие сведения об описываемых объектах, представленные в строго определенном формате (картотеки);

  • Документальные БД содержат обширную информацию самого разного типа : текст, графику, видео и звук(архив).
  • Документальные БД содержат обширную информацию самого разного типа : текст, графику, видео и звук(архив).
Классификация БД по способу хранения данных  Централизованные - вся информация хранится на одном компьютере. Это может быть автономный ПК или сервер сети, к которому имеют доступ пользователи - клиенты; Централизованные - вся информация хранится на одном компьютере. Это может быть автономный ПК или сервер сети, к которому имеют доступ пользователи - клиенты;

Классификация БД по способу хранения данных

  • Централизованные - вся информация хранится на одном компьютере. Это может быть автономный ПК или сервер сети, к которому имеют доступ пользователи - клиенты;
  • Централизованные - вся информация хранится на одном компьютере. Это может быть автономный ПК или сервер сети, к которому имеют доступ пользователи - клиенты;

  • Распределенные - используются в локальных и глобальных компьютерных сетях. В таком случае разные части базы хранятся на разных компьютерах.
  • Распределенные - используются в локальных и глобальных компьютерных сетях. В таком случае разные части базы хранятся на разных компьютерах.
Классификация БД  по структуре организации данных    Реляционные (табличные БД) Иерархические. Сетевые. Реляционные (табличные БД) Иерархические. Сетевые.

Классификация БД по структуре организации данных

  • Реляционные (табличные БД) Иерархические. Сетевые.
  • Реляционные (табличные БД)
  • Иерархические.
  • Сетевые.

Реляционные БД – имеют табличную форму организации. Строка таблицы - запись Столбец таблицы – поле. Поле 4 Поле 3 Поле 2 Поле 1 Запись 1 Имя поля 1 Имя поля 2 Имя поля 3 Имя поля 4 Запись 2 Запись 3

Реляционные БД – имеют табличную форму организации.

Строка таблицы - запись

Столбец таблицы – поле.

Поле 4

Поле 3

Поле 2

Поле 1

Запись 1

Имя поля 1

Имя поля 2

Имя поля 3

Имя поля 4

Запись 2

Запись 3

Реляционная БД Поле 5 Поле 4 Поле 3 Поле 2 Поле 1 Дни Темпера 15.03 тура 16.03 Влаж -3,5 0 ность Осадки 67 62 Снег Давле Без осад ние 746 ков 750 Запись 1 Запись 2 имена полей :  ДЕНЬ, ТЕМПЕРАТУРА, ВЛАЖНОСТЬ,  ОСАДКИ, ДАВЛЕНИЕ.

Реляционная БД

Поле 5

Поле 4

Поле 3

Поле 2

Поле 1

Дни

Темпера

15.03

тура

16.03

Влаж

-3,5

0

ность

Осадки

67

62

Снег

Давле

Без осад

ние

746

ков

750

Запись 1

Запись 2

имена полей : ДЕНЬ, ТЕМПЕРАТУРА, ВЛАЖНОСТЬ,

ОСАДКИ, ДАВЛЕНИЕ.

В реляционных БД:  всякая таблица содержит в себе информацию о некоторой реальной системе (процессе) и, следовательно, является ее информационной моделью; всякая запись в таблице — информация о конкретном объекте (событии) данной системы; значение поля в каждой записи — это определенная характеристика (свойство, атрибут) объекта. В реляционной БД не должно быть совпадающих записей .

В реляционных БД:

  • всякая таблица содержит в себе информацию о некоторой реальной системе (процессе) и, следовательно, является ее информационной моделью;
  • всякая запись в таблице — информация о конкретном объекте (событии) данной системы;
  • значение поля в каждой записи — это определенная характеристика (свойство, атрибут) объекта.

В реляционной БД не должно

быть совпадающих записей .

Ключ – поле (или совокупность полей), с помощью которых можно однозначно идентифицировать запись, значение которой не повторяется.  Дни 15.03 Темпера 16.03 -3,5 Влаж тура 0 67 Осадки ность Снег Давле 62 746 Без осад ние 750 ков

Ключ – поле (или совокупность полей), с помощью которых можно однозначно идентифицировать запись, значение которой не повторяется.

Дни

15.03

Темпера

16.03

-3,5

Влаж

тура

0

67

Осадки

ность

Снег

Давле

62

746

Без осад

ние

750

ков

Укажите имена полей, записи, ключ реляционной БД Номер рейса Дата 2156 вылета 23.10.06 Тип самолета Цена билета ТУ - 154 Наличие билетов 564.50 да Имена полей:  Номер рейса, дата вылета, тип  самолета, цена билета, наличие  билетов.  Запись: 2156, 23.10.06, ТУ – 154, 564.50, да.  Ключ: номер рейса + дата вылета2156 + 23.10.06

Укажите имена полей, записи, ключ реляционной БД

Номер рейса

Дата

2156

вылета

23.10.06

Тип самолета

Цена билета

ТУ - 154

Наличие билетов

564.50

да

Имена полей: Номер рейса, дата вылета, тип

самолета, цена билета, наличие

билетов.

Запись: 2156, 23.10.06, ТУ – 154, 564.50, да.

Ключ: номер рейса + дата вылета2156 + 23.10.06

Тип поля определяет множество значений, которые может принимать данное поле в различных записях.

Тип поля определяет множество значений, которые может принимать данное поле в различных записях.

Типы полей Числовой – имеют поля, значения в которых могут быть только числами (температура, давление, влажность). Символьный  – имеют поля, в которых будут хранится символьные последовательности (слова, тексты, коды) Тип «дата»  имеют поля, содержащие календарные даты в форме «день/месяц/год» Логический тип  имеют поля, которые могут принимать всего два значения: «да», «нет», «истина», «ложь». Если двоичную матрицу представить в виде реляционной БД, то ее поля будут содержать значения «0» или «1». От типа величины зависят те действия, которые можно с ней производить.

Типы полей

  • Числовойимеют поля, значения в которых могут быть только числами (температура, давление, влажность).
  • Символьный – имеют поля, в которых будут хранится символьные последовательности (слова, тексты, коды)
  • Тип «дата» имеют поля, содержащие календарные даты в форме «день/месяц/год»
  • Логический тип имеют поля, которые могут принимать всего два значения: «да», «нет», «истина», «ложь». Если двоичную матрицу представить в виде реляционной БД, то ее поля будут содержать значения «0» или «1».

От типа величины зависят те действия, которые можно с ней производить.

Задание №1  Определите структуру (состав полей),  типы  полей для реляционных баз данных под такими названиями: «Страны мира», «Мои одноклассники», «Кинофильмы». СТРАНЫ МИРА ОДНОКЛАССНИКИ СТРАНА  КИНОФИЛЬМЫ  символьный ФАМИЛИЯ СТОЛИЦА – символьный символьный ИМЯ ПЛОЩАДЬ  НАЗВАНИЕ cимвольный НАСЕЛЕНИЕ АДРЕС  числовой СТРАНА символьный символьный cимвольный числовой ТЕЛЕФОН ЖАНР ПОСЕЩАЛ символьный РЕЖИССЕР символьный логический РОДИЛСЯ символьный дата ДУБЛИРОВАН логический

Задание №1

Определите структуру (состав полей), типы полей для реляционных баз данных под такими названиями: «Страны мира», «Мои одноклассники», «Кинофильмы».

СТРАНЫ МИРА

ОДНОКЛАССНИКИ

СТРАНА

КИНОФИЛЬМЫ

символьный

ФАМИЛИЯ

СТОЛИЦАсимвольный

символьный

ИМЯ

ПЛОЩАДЬ

НАЗВАНИЕ

cимвольный

НАСЕЛЕНИЕ

АДРЕС

числовой

СТРАНА

символьный

символьный

cимвольный

числовой

ТЕЛЕФОН

ЖАНР

ПОСЕЩАЛ

символьный

РЕЖИССЕР

символьный

логический

РОДИЛСЯ

символьный

дата

ДУБЛИРОВАН логический

Задание №2.  дать описания полей, оформив результат в виде таблицы с именами полей: название поля, тип. Номер рейса Дата 2156 вылета Тип самолета 23.10.06 Цена билета ТУ - 154 Наличие билетов 564.50 да Название поля Тип Номер_рейса числовой Дата_вылета дата Тип_самолета символьный Цена_билета числовой Наличие_билетов логический В некоторых СУБД внутри имени поля нельзя использовать пробелы. Для связки между словами можно ставить знак подчеркивания.

Задание №2.

дать описания полей, оформив результат в виде таблицы с именами полей: название поля, тип.

Номер

рейса

Дата

2156

вылета

Тип самолета

23.10.06

Цена билета

ТУ - 154

Наличие билетов

564.50

да

Название поля

Тип

Номер_рейса

числовой

Дата_вылета

дата

Тип_самолета

символьный

Цена_билета

числовой

Наличие_билетов

логический

В некоторых СУБД внутри имени поля нельзя использовать пробелы. Для связки между словами можно ставить знак подчеркивания.

Задание на дом: 1. Выучить § 10 учебника И.Семакина «Базовый курс 9 класс».

Задание на дом:

1. Выучить § 10 учебника И.Семакина «Базовый курс 9 класс».

СПАСИБО ЗА УРОК!

СПАСИБО ЗА УРОК!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Информатика

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Технология работы в базе данных

Автор: ШИМИНА НИНА АНАТОЛЬЕВНА

Дата: 09.11.2018

Номер свидетельства: 484626

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(172) "Урок информатики с применением проектно-исследовательской технологии "Создание базы данных" "
    ["seo_title"] => string(100) "urok-informatiki-s-primienieniiem-proiektno-issliedovatiel-skoi-tiekhnologhii-sozdaniie-bazy-dannykh"
    ["file_id"] => string(6) "185196"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426157919"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(281) "Методические рекомендации по выполнению лабораторной работы «Создание таблицы базы данных с использованием конструктора и мастера таблиц в СУБД MS Access" "
    ["seo_title"] => string(167) "mietodichieskiie-riekomiendatsii-po-vypolnieniiu-laboratornoi-raboty-sozdaniie-tablitsy-bazy-dannykh-s-ispol-zovaniiem-konstruktora-i-mastiera-tablits-v-subd-ms-access"
    ["file_id"] => string(6) "160478"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1422056378"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "Практическая работа №7 «Создание базы данных""
    ["seo_title"] => string(47) "praktichieskaia-rabota-7-sozdaniie-bazy-dannykh"
    ["file_id"] => string(6) "249739"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446969910"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) "Система управления базами данных Access "
    ["seo_title"] => string(43) "sistiema-upravlieniia-bazami-dannykh-access"
    ["file_id"] => string(6) "191201"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427282371"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(279) ""Обеспечение доступности образования детей - инвалидов через организацию обучения на дому с использованием дистанционных образовательных технологий" "
    ["seo_title"] => string(169) "obiespiechieniie-dostupnosti-obrazovaniia-dietiei-invalidov-chieriez-orghanizatsiiu-obuchieniia-na-domu-s-ispol-zovaniiem-distantsionnykh-obrazovatiel-nykh-tiekhnologhii"
    ["file_id"] => string(6) "120849"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1413816558"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства