В данной презентации показано, как можно применить рефлексию на уроках. Определение рефлексии, классификация, виды рефлексии. Также фото с уроков.
РЕФЛЕКСИЯ от латинского reflexio – обращение назад;
размышление о своем внутреннем состоянии;
самоанализ;
В педагогике РЕФЛЕКСИЯ - это
способность осознавать собственную деятельность и в первую очередь ее результат и способ, который привел к такому результату, как способность к анализу собственных средств познания
ЦЕЛЬ рефлексии для УЧЕНИКА
не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку,
сравнить способы и методы,
применяемые другими со своими
ПОЭТОМУ
РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТИ К РЕФЛЕКСИИ ПОВЫШАЕТ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ
ОБУЧЕНИЯ!!!!
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Применение рефлексии на уроках »
Рефлексия на уроке
Подборку сделала и оформила
Лысенко Татьяна Валерьевна
учитель информатики
КГУ «Макинская средняя школа №3»
г.Макинск
Буландынский район
(образование высшее, 3-й базовый уровень , 2 категория,
стаж работы 6 лет)
РЕФЛЕКСИЯ
от латинского reflexio – обращение назад;
размышление о своем внутреннем состоянии;
самоанализ;
В педагогике РЕФЛЕКСИЯ - это
способность осознавать собственную деятельность и в первую очередь ее результат и способ, который привел к такому результату, как способность к анализу собственных средств познания
ЦЕЛЬ рефлексии для УЧЕНИКА
не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку,
сравнить способы и методы,
применяемые другими со своими
РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТИ К РЕФЛЕКСИИ ПОВЫШАЕТ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ!!!!
ПОЭТОМУ
Рефлексия НАСТРОЕНИЯ и ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ
Рефлексия СОДЕРЖАНИЯ
УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
Рефлексия
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Классификация рефлексии/исходя из функций/
ВИДЫ РЕФЛЕКСИИ
ИНДИВИУАЛЬНАЯ
КОЛЛЕКТИВНАЯ
ГРУППОВАЯ
Прием «Получил ответ или нет» (! - ?); Упражнение «Плюс - минус- интересно»; Анкета (1.На уроке я работал 2.Своей работой на уроке я 3.Урок для меня показался и т.д.)
Прием «Получил ответ или нет» (! - ?);
Упражнение «Плюс - минус- интересно»;
Анкета (1.На уроке я работал 2.Своей работой на уроке я 3.Урок для меня показался и т.д.)
Используются опорные слова и фразы для высказываний (пишутся на доске); Прием «Мозговой штурм» (+ схема «Паутина»); Прием «Пошаговые действия» и т.д.
Используются опорные слова и фразы для высказываний (пишутся на доске);
Прием «Мозговой штурм» (+ схема «Паутина»);
Прием «Пошаговые действия» и т.д.
сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я выполнял задания… я понял, что… теперь я могу… я почувствовал, что… и т.д.
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что… и т.д.
РЕФЛЕКСИЯ УЧИТЕЛЯ
что я делаю?
с какой целью?
каковы результаты моей деятельности?
как я этого достиг?
можно ли сделать лучше?
что я буду делать дальше?
Пока педагог задает себе эти вопросы – он развивается. Рефлексия залог развития!
РЕФЛЕКСИЯ,
ведет обучаемого к осознанию эффективных способов деятельности, к их систематизации, обобщению, к отказу от ошибочных приемов, в итоге развивает его как личность, а именно такие качества как: САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ, ПРЕДПРИИМЧИВОСТЬ и КОНКУРЕНТНОСПОСОБНОСТЬ!!!!
РЕФЛЕКСИЯ НАСТРОЕНИЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ
Проводится в начале урока (для установления эмоционального контакта с группой) и в конце деятельности
МЕТОДЫ
1. карточки с изображением лиц;
2. цветовое изображение настроения;
3. эмоционально-художественное оформление (картина, музыкальный фрагмент)
4. оценка эмоционального состояния
Карточки с изображением лиц
показываем учащимся карточки с изображением трех лиц – веселого, нейтрального и грустного; или
учащимся также можно предложить представить себя лучиками солнца. В конце урока дать задание разместить лучики на солнце согласно своему настроению. Учащиеся подходят к доске и рисуют лучики.
Цветовое изображение настроения
у учащихся две КАРТОЧКИ: синяя и красная. Они показывают карточку в соответствии с их настроением в начале и в конце урока;
прием «БУКЕТ НАСТРОЕНИЯ» (бумажные цветы: красные и голубые раздаются в начале урока) ;
прием «ДЕРЕВО ЧУВСТВ» Если чувствую себя хорошо, комфортно, то вешаю на дерево листочки одного цвета, если нет – другого.
Настроение - цвет:
красный – восторженное;
оранжевый – радостное, теплое;
желтый – светлое, приятное;
зеленый – спокойное;
синий – неудовлетворенное, грустное;
фиолетовый – тревожное, напряженное;
черный – упадок, уныние.
Эмоционально художественная рефлексия (в конце урока)
картины с изображением пейзажа (одна картина проникнута грустным, печальным настроением, другая – радостным, веселым);
эмоционально-музыкальная концовка (учащиеся слушают фрагменты из двух музыкальных произведений; желательно указать композитора произведения)
Метод «Острова».
На большом листе бумаги рисуется карта с изображением эмоциональных "островов": о. Радости, о. Грусти, о. Недоумения, о. Тревоги, о. Ожидания, о. Просветления, о. Воодушевления, о. Удовольствия, о. Наслаждения, Бермудский треугольник и др.
Карта островов вывешивается на доске (стене) и ученики выходят к карте и маркером (фломастером) нарисуют или крепят свой кораблик в соответствующем районе карты, который отражает душевное, эмоционально-чувственное состояние после урока или в конце дня, или в конце недели.
О-в Грусти
Бермудский треугольник
О-в Воодушевления
О-в Просветления
О-в.Удовольствия
О-в Тревоги
О-в Радости
О-в Ожидания
О-в Недоумения
О-в Неопределенности
О-в Наслаждения
назад
РЕФЛЕКСИЯ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
Цель: выяснить, как учащиеся осознали содержание пройденного
МЕТОДЫ
прием незаконченного предложения;
прием «Выбора афоризма»;
оценки «приращения» знаний и достижения целей (высказывания Я не знал… - Теперь я знаю…);
рефлексия достижения цели (цель урока записывается на доске и в конце урока проводится обсуждение ее достижения);
рефлексия отношения к проблеме(теме), взгляд на проблему раньше и сейчас (Мое мнение: до /после изучения темы)
Метод «Плюс-минус-интересно».
Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф. В графу «П» - «плюс»- записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо, по мнению ученика, могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «М» - «минус»- записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной . В графу «И» - «интересно»- учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке, что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.
Плюс
Минус
Интересно
«Бортовой журнал».
Форма фиксации информации с помощью ключевых слов, графических моделей, кратких предложений и умозаключений, вопросов. В качестве задаваемых преподавателем частей "бортового журнала", которые будут заполняться учащимися, могут быть: ключевые понятия темы, связи, которые может установить студент, важные вопросы.
«Дневники».
Различные виды дневников: обычный, дневник - художественный альбом, двухчастный дневник (в одной графе - наблюдаемые факты, цитаты из высказываний, в другой - комментарии) и другие. В отличие от эссе и "бортового журнала", дневник ведется в течение длительного промежутка времени и позволяет ученику осуществить более вдумчивую рефлексию, отслеживая как непосредственный процесс, так и сравнивая свои действия во времени ("отложенная" рефлексия).
«Лист самоконтроля».
Ведется на протяжении всего урока.
Фамилия, имя ученика_____________________________
Вид задания
Отметка
Вопросы, требующие многовариантных ответов:
Почему было трудно?
Что открыли, узнали на уроке?
Оправдались ли ваши ожидания от урока?
Что вы взяли с сегодняшнего урока?
Над чем заставил задуматься урок?
назад
РЕФЛЕКСИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
НЕОБХОДИМА для осмысления способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных;
ученик должен не только осознать содержание материала, но и осмыслить способы и приёмы своей работы, уметь выбрать наиболее рациональные
ВОПРОСЫ, которые задают себе ученики, владеющие рефлексией:
Что я делал?
С какой целью?
Почему я это делаю так?
Какой результат я получил?
Какой вариант лучше?
МЕТОДЫ
1. ПРИЕМ «ЛЕСТНИЦА УСПЕХА»
Самооценка активности на каждом этапе урока: (выделить и написать на доске этапы деятельности. В конце урока предложить учащимся оценить свою работу на каждом этапе в виде ступенек, ведущих к успеху);
2. Использованием алгоритма (например, на заключительных этапах урока учащиеся получают памятки с конкретным описанием действий);
3. Прием «Технологическая распаковка урока» – раскрытие всех этапов урока, что делали и как.
«Лестница успеха».
Если учитель ведёт урок в традиционном плане, то можно выделить и написать на доске этапы деятельности. В конце урока предложить учащимся оценить свою работу на каждом этапе в виде ступенек, ведущих к успеху.
Метод «Благодарю…».
В конце урока учитель предлагает каждому ученику выбрать только одного из ребят, кому хочется сказать спасибо за сотрудничество и пояснить, в чем именно это сотрудничество проявилось. Учителя из числа выбираемых следует исключить. Благодарственное слово педагога является завершающим. При этом он выбирает тех, кому досталось наименьшее количество комплиментов, стараясь найти убеди-тельные слова признательности и этому участнику событий.
«Лист самооценки».
Получил удовольствие
Узнал что-то новое
Я
Научился
Ничего не понял
Удивился
Расстроился
Метод «Анкета».
Школьникам предлагается небольшая анкета, наполнение которой можно менять, дополнять в зависимости от того, на какие элементы урока обращается особое внимание. Можно попросить обучающихся аргументировать свой ответ.
1. На уроке я работал
активно / пассивно
2. Своей работой на уроке я
3. Урок для меня показался
доволен / не доволен
4. За урок я
коротким / длинным
5. Мое настроение
не устал / устал
6. Материал урока мне был
стало лучше / стало хуже
7. Домашнее задание мне кажется
понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
легким / трудным
интересным / неинтересным
Техника «рефлексивная мишень».
На доске рисуется мишень, которая делится на сектора. В каждом из секторов записываются параметры- вопросы рефлексии состоявшейся деятельности. Например, оценка содержания, оценка форм и методов проведения урока, оценка деятельности педагога, оценка своей деятельности. Участник ставит метки в сектора соответственно оценке результата: чем ближе к центру мишени, тем ближе к десятке, на краях мишени оценка ближе к нулю. Затем проводят её краткий анализ.
Метод «Зарядка».
Предлагаем через выполнение определенных движений дать рефлексивную оценку. Могут быть предложены следующие движения:
- присесть на корточки - очень низкая оценка, негативное отношение;
- присесть, немного согнув ноги в коленях, - невысокая оценка, безразличное отношение;
- обычная поза стоя, руки по швам - удовлетворительная оценка, спокойное отношение;
- поднять руки в локтях - хорошая оценка, позитивное отношение;
- поднять руки вверх, хлопая в ладоши, подняться на цыпочки - очень высокая оценка, восторженное отношение.