kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Применение рефлексии на уроках

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной презентации показано, как можно применить рефлексию на уроках. Определение рефлексии, классификация, виды рефлексии. Также фото с уроков.

РЕФЛЕКСИЯ от латинского reflexio – обращение назад;

размышление о своем внутреннем состоянии;

самоанализ;

В педагогике РЕФЛЕКСИЯ - это

способность осознавать собственную деятельность и в первую очередь ее результат и способ, который привел к такому результату, как способность к анализу собственных средств познания

ЦЕЛЬ рефлексии для УЧЕНИКА

не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку,

сравнить способы и методы,

применяемые другими со своими

ПОЭТОМУ

РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТИ К РЕФЛЕКСИИ ПОВЫШАЕТ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ
ОБУЧЕНИЯ!!!!

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Применение рефлексии на уроках »

Рефлексия на уроке      Подборку сделала и оформила Лысенко Татьяна Валерьевна  учитель информатики КГУ «Макинская средняя школа №3» г.Макинск Буландынский район (образование высшее, 3-й базовый уровень , 2 категория,  стаж работы 6 лет)

Рефлексия на уроке  

Подборку сделала и оформила

Лысенко Татьяна Валерьевна

учитель информатики

КГУ «Макинская средняя школа №3»

г.Макинск

Буландынский район

(образование высшее, 3-й базовый уровень , 2 категория,

стаж работы 6 лет)

РЕФЛЕКСИЯ от латинского reflexio – обращение назад; размышление о своем внутреннем состоянии; самоанализ; В педагогике РЕФЛЕКСИЯ - это  способность осознавать собственную деятельность и в первую очередь ее результат и способ, который привел к такому результату, как способность к анализу собственных средств познания

РЕФЛЕКСИЯ

  • от латинского reflexio – обращение назад;
  • размышление о своем внутреннем состоянии;
  • самоанализ;

В педагогике РЕФЛЕКСИЯ - это

способность осознавать собственную деятельность и в первую очередь ее результат и способ, который привел к такому результату, как способность к анализу собственных средств познания

ЦЕЛЬ рефлексии для УЧЕНИКА  не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими со своими РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТИ К РЕФЛЕКСИИ ПОВЫШАЕТ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ  ОБУЧЕНИЯ!!!! ПОЭТОМУ

ЦЕЛЬ рефлексии для УЧЕНИКА

не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку,

сравнить способы и методы,

применяемые другими со своими

РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТИ К РЕФЛЕКСИИ ПОВЫШАЕТ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ!!!!

ПОЭТОМУ

Рефлексия НАСТРОЕНИЯ и ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ Рефлексия СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА Рефлексия  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Классификация рефлексии  /исходя из функций/

Рефлексия НАСТРОЕНИЯ и ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ

Рефлексия СОДЕРЖАНИЯ

УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

Рефлексия

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Классификация рефлексии /исходя из функций/

ВИДЫ РЕФЛЕКСИИ ИНДИВИУАЛЬНАЯ КОЛЛЕКТИВНАЯ ГРУППОВАЯ

ВИДЫ РЕФЛЕКСИИ

ИНДИВИУАЛЬНАЯ

КОЛЛЕКТИВНАЯ

ГРУППОВАЯ

  • Прием «Получил ответ или нет» (! - ?); Упражнение «Плюс - минус- интересно»; Анкета (1.На уроке я работал 2.Своей работой на уроке я 3.Урок для меня показался и т.д.)
  • Прием «Получил ответ или нет» (! - ?);
  • Упражнение «Плюс - минус- интересно»;
  • Анкета (1.На уроке я работал 2.Своей работой на уроке я 3.Урок для меня показался и т.д.)
  • Используются опорные слова и фразы для высказываний (пишутся на доске); Прием «Мозговой штурм» (+ схема «Паутина»); Прием «Пошаговые действия» и т.д.
  • Используются опорные слова и фразы для высказываний (пишутся на доске);
  • Прием «Мозговой штурм» (+ схема «Паутина»);
  • Прием «Пошаговые действия» и т.д.
  • сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я выполнял задания… я понял, что… теперь я могу… я почувствовал, что… и т.д.
  • сегодня я узнал…
  • было интересно…
  • было трудно…
  • я выполнял задания…
  • я понял, что…
  • теперь я могу…
  • я почувствовал, что… и т.д.
РЕФЛЕКСИЯ УЧИТЕЛЯ что я делаю? с какой целью? каковы результаты моей деятельности? как я этого достиг? можно ли сделать лучше? что я буду делать дальше? Пока педагог задает себе эти вопросы – он развивается. Рефлексия залог развития!

РЕФЛЕКСИЯ УЧИТЕЛЯ

  • что я делаю?
  • с какой целью?
  • каковы результаты моей деятельности?
  • как я этого достиг?
  • можно ли сделать лучше?
  • что я буду делать дальше?

Пока педагог задает себе эти вопросы – он развивается. Рефлексия залог развития!

РЕФЛЕКСИЯ,  ведет обучаемого к осознанию эффективных способов деятельности, к их систематизации, обобщению, к отказу от ошибочных приемов,  в итоге развивает его как личность, а именно такие качества как:   САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ, ПРЕДПРИИМЧИВОСТЬ и КОНКУРЕНТНОСПОСОБНОСТЬ!!!!

РЕФЛЕКСИЯ,

ведет обучаемого к осознанию эффективных способов деятельности, к их систематизации, обобщению, к отказу от ошибочных приемов, в итоге развивает его как личность, а именно такие качества как: САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ, ПРЕДПРИИМЧИВОСТЬ и КОНКУРЕНТНОСПОСОБНОСТЬ!!!!

РЕФЛЕКСИЯ НАСТРОЕНИЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ Проводится в начале урока (для установления эмоционального контакта с группой) и в конце деятельности МЕТОДЫ 1. карточки с изображением лиц; 2. цветовое изображение настроения; 3. эмоционально-художественное оформление (картина, музыкальный фрагмент) 4. оценка эмоционального состояния

РЕФЛЕКСИЯ НАСТРОЕНИЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ

Проводится в начале урока (для установления эмоционального контакта с группой) и в конце деятельности

МЕТОДЫ

1. карточки с изображением лиц;

2. цветовое изображение настроения;

3. эмоционально-художественное оформление (картина, музыкальный фрагмент)

4. оценка эмоционального состояния

Карточки с изображением лиц

Карточки с изображением лиц

  • показываем учащимся карточки с изображением трех лиц – веселого, нейтрального и грустного; или
  • учащимся также можно предложить представить себя лучиками солнца. В конце урока дать задание разместить лучики на солнце согласно своему настроению. Учащиеся подходят к доске и рисуют лучики.
Цветовое изображение настроения у учащихся две КАРТОЧКИ: синяя и красная. Они показывают карточку в соответствии с их настроением в начале и в конце урока;  прием «БУКЕТ НАСТРОЕНИЯ» (бумажные цветы: красные и голубые раздаются в начале урока) ; прием «ДЕРЕВО ЧУВСТВ» Если чувствую себя хорошо, комфортно, то вешаю на дерево листочки одного цвета, если нет – другого. Настроение - цвет:

Цветовое изображение настроения

  • у учащихся две КАРТОЧКИ: синяя и красная. Они показывают карточку в соответствии с их настроением в начале и в конце урока;
  • прием «БУКЕТ НАСТРОЕНИЯ» (бумажные цветы: красные и голубые раздаются в начале урока) ;
  • прием «ДЕРЕВО ЧУВСТВ» Если чувствую себя хорошо, комфортно, то вешаю на дерево листочки одного цвета, если нет – другого.

Настроение - цвет:

  • красный – восторженное;
  • оранжевый – радостное, теплое;
  • желтый – светлое, приятное;
  • зеленый – спокойное;
  • синий – неудовлетворенное, грустное;
  • фиолетовый – тревожное, напряженное;
  • черный – упадок, уныние.
Эмоционально художественная рефлексия (в конце урока)

Эмоционально художественная рефлексия (в конце урока)

  • картины с изображением пейзажа (одна картина проникнута грустным, печальным настроением, другая – радостным, веселым);
  • эмоционально-музыкальная концовка (учащиеся слушают фрагменты из двух музыкальных произведений; желательно указать композитора произведения)
Метод «Острова».   На большом листе бумаги рисуется карта с изображением эмоциональных

Метод «Острова».

На большом листе бумаги рисуется карта с изображением эмоциональных "островов": о. Радости, о. Грусти, о. Недоумения, о. Тревоги, о. Ожидания, о. Просветления, о. Воодушевления, о. Удовольствия, о. Наслаждения, Бермудский треугольник и др.

Карта островов вывешивается на доске (стене) и ученики выходят к карте и маркером (фломастером) нарисуют или крепят свой кораблик в соответствующем районе карты, который отражает душевное, эмоционально-чувственное состояние после урока или в конце дня, или в конце недели.

О-в Грусти Бермудский треугольник О-в Воодушевления О-в Просветления О-в.Удовольствия О-в Тревоги О-в Радости О-в Ожидания О-в Недоумения О-в Неопределенности О-в Наслаждения назад

О-в Грусти

Бермудский треугольник

О-в Воодушевления

О-в Просветления

О-в.Удовольствия

О-в Тревоги

О-в Радости

О-в Ожидания

О-в Недоумения

О-в Неопределенности

О-в Наслаждения

назад

РЕФЛЕКСИЯ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА Цель: выяснить, как учащиеся осознали содержание пройденного МЕТОДЫ

РЕФЛЕКСИЯ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

Цель: выяснить, как учащиеся осознали содержание пройденного

МЕТОДЫ

  • прием незаконченного предложения;
  • прием «Выбора афоризма»;
  • оценки «приращения» знаний и достижения целей (высказывания Я не знал… - Теперь я знаю…);
  • прием синквейна (пятистишье) /технология критического мышления;
  • рефлексия достижения цели (цель урока записывается на доске и в конце урока проводится обсуждение ее достижения);
  • рефлексия отношения к проблеме(теме), взгляд на проблему раньше и сейчас (Мое мнение: до /после изучения темы)
Метод « Плюс-минус-интересно ».   Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф. В графу «П» - «плюс»- записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо, по мнению ученика, могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «М» - «минус»- записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной . В графу «И» - «интересно»- учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке, что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю. Плюс Минус Интересно

Метод « Плюс-минус-интересно ».

Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф. В графу «П» - «плюс»- записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо, по мнению ученика, могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «М» - «минус»- записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной . В графу «И» - «интересно»- учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке, что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.

Плюс

Минус

Интересно

« Бортовой журнал ».   Форма фиксации информации с помощью ключевых слов, графических моделей, кратких предложений и умозаключений, вопросов. В качестве задаваемых преподавателем частей

« Бортовой журнал ».

Форма фиксации информации с помощью ключевых слов, графических моделей, кратких предложений и умозаключений, вопросов. В качестве задаваемых преподавателем частей "бортового журнала", которые будут заполняться учащимися, могут быть: ключевые понятия темы, связи, которые может установить студент, важные вопросы.

« Дневники ».   Различные виды дневников: обычный, дневник - художественный альбом, двухчастный дневник (в одной графе - наблюдаемые факты, цитаты из высказываний, в другой - комментарии) и другие. В отличие от эссе и

« Дневники ».

Различные виды дневников: обычный, дневник - художественный альбом, двухчастный дневник (в одной графе - наблюдаемые факты, цитаты из высказываний, в другой - комментарии) и другие. В отличие от эссе и "бортового журнала", дневник ведется в течение длительного промежутка времени и позволяет ученику осуществить более вдумчивую рефлексию, отслеживая как непосредственный процесс, так и сравнивая свои действия во времени ("отложенная" рефлексия).

« Лист самоконтроля ».   Ведется на протяжении всего урока. Фамилия, имя ученика_____________________________ Вид задания Отметка

« Лист самоконтроля ».

Ведется на протяжении всего урока.

Фамилия, имя ученика_____________________________

Вид задания

Отметка

Вопросы, требующие многовариантных ответов:   Почему было трудно? Что открыли, узнали на уроке? Оправдались ли ваши ожидания от урока? Что вы взяли с сегодняшнего урока? Над чем заставил задуматься урок? назад

Вопросы, требующие многовариантных ответов:

  • Почему было трудно?
  • Что открыли, узнали на уроке?
  • Оправдались ли ваши ожидания от урока?
  • Что вы взяли с сегодняшнего урока?
  • Над чем заставил задуматься урок?

назад

РЕФЛЕКСИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

РЕФЛЕКСИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  • НЕОБХОДИМА для осмысления способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных;
  • ученик должен не только осознать содержание материала, но и осмыслить способы и приёмы своей работы, уметь выбрать наиболее рациональные
  • ВОПРОСЫ, которые задают себе ученики, владеющие рефлексией:
  • Что я делал?
  • С какой целью?
  • Почему я это делаю так?
  • Какой результат я получил?
  • Какой вариант лучше?
МЕТОДЫ 1. ПРИЕМ «ЛЕСТНИЦА УСПЕХА» Самооценка активности на каждом этапе урока: (выделить и написать на доске этапы деятельности. В конце урока предложить учащимся оценить свою работу на каждом этапе в виде ступенек, ведущих к успеху); 2. Использованием алгоритма (например, на заключительных этапах урока учащиеся получают памятки с конкретным описанием действий); 3. Прием «Технологическая распаковка урока» – раскрытие всех этапов урока, что делали и как.

МЕТОДЫ

1. ПРИЕМ «ЛЕСТНИЦА УСПЕХА»

Самооценка активности на каждом этапе урока: (выделить и написать на доске этапы деятельности. В конце урока предложить учащимся оценить свою работу на каждом этапе в виде ступенек, ведущих к успеху);

2. Использованием алгоритма (например, на заключительных этапах урока учащиеся получают памятки с конкретным описанием действий);

3. Прием «Технологическая распаковка урока» – раскрытие всех этапов урока, что делали и как.

«Лестница успеха».    Если учитель ведёт урок в традиционном плане, то можно выделить и написать на доске этапы деятельности. В конце урока предложить учащимся оценить свою работу на каждом этапе в виде ступенек, ведущих к успеху.

«Лестница успеха».

Если учитель ведёт урок в традиционном плане, то можно выделить и написать на доске этапы деятельности. В конце урока предложить учащимся оценить свою работу на каждом этапе в виде ступенек, ведущих к успеху.

Метод « Благодарю… ».   В конце урока учитель предлагает каждому ученику выбрать только одного из ребят, кому хочется сказать спасибо за сотрудничество и пояснить, в чем именно это сотрудничество проявилось. Учителя из числа выбираемых следует исключить. Благодарственное слово педагога является завершающим. При этом он выбирает тех, кому досталось наименьшее количество комплиментов, стараясь найти убеди-тельные слова признательности и этому участнику событий.

Метод « Благодарю… ».

В конце урока учитель предлагает каждому ученику выбрать только одного из ребят, кому хочется сказать спасибо за сотрудничество и пояснить, в чем именно это сотрудничество проявилось. Учителя из числа выбираемых следует исключить. Благодарственное слово педагога является завершающим. При этом он выбирает тех, кому досталось наименьшее количество комплиментов, стараясь найти убеди-тельные слова признательности и этому участнику событий.

« Лист самооценки ».   Получил удовольствие Узнал что-то новое Я Научился Ничего не понял Удивился Расстроился

« Лист самооценки ».

Получил удовольствие

Узнал что-то новое

Я

Научился

Ничего не понял

Удивился

Расстроился

Метод « Анкета ».   Школьникам предлагается небольшая анкета, наполнение которой можно менять, дополнять в зависимости от того, на какие элементы урока обращается особое внимание. Можно попросить обучающихся аргументировать свой ответ. 1. На уроке я работал активно / пассивно 2. Своей работой на уроке я 3. Урок для меня показался доволен / не доволен 4. За урок я коротким / длинным 5. Мое настроение не устал / устал 6. Материал урока мне был стало лучше / стало хуже 7. Домашнее задание мне кажется понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен легким / трудным интересным / неинтересным

Метод « Анкета ».

Школьникам предлагается небольшая анкета, наполнение которой можно менять, дополнять в зависимости от того, на какие элементы урока обращается особое внимание. Можно попросить обучающихся аргументировать свой ответ.

1. На уроке я работал

активно / пассивно

2. Своей работой на уроке я

3. Урок для меня показался

доволен / не доволен

4. За урок я

коротким / длинным

5. Мое настроение

не устал / устал

6. Материал урока мне был

стало лучше / стало хуже

7. Домашнее задание мне кажется

понятен / не понятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен

легким / трудным

интересным / неинтересным

Техника «рефлексивная мишень».   На доске рисуется мишень, которая делится на сектора. В каждом из секторов записываются параметры- вопросы рефлексии состоявшейся деятельности. Например, оценка содержания, оценка форм и методов проведения урока, оценка деятельности педагога, оценка своей деятельности. Участник ставит метки в сектора соответственно оценке результата: чем ближе к центру мишени, тем ближе к десятке, на краях мишени оценка ближе к нулю. Затем проводят её краткий анализ.

Техника «рефлексивная мишень».

На доске рисуется мишень, которая делится на сектора. В каждом из секторов записываются параметры- вопросы рефлексии состоявшейся деятельности. Например, оценка содержания, оценка форм и методов проведения урока, оценка деятельности педагога, оценка своей деятельности. Участник ставит метки в сектора соответственно оценке результата: чем ближе к центру мишени, тем ближе к десятке, на краях мишени оценка ближе к нулю. Затем проводят её краткий анализ.

Метод «Зарядка».   Предлагаем через выполнение определенных движений дать рефлексивную оценку. Могут быть предложены следующие движения: - присесть на корточки - очень низкая оценка, нега­тивное отношение; - присесть, немного согнув ноги в коленях, - невысокая оценка, безразличное отношение; - обычная поза стоя, руки по швам - удовлетворитель­ная оценка, спокойное отношение; - поднять руки в локтях - хорошая оценка, позитив­ное отношение; - поднять руки вверх, хлопая в ладоши, подняться на цыпочки - очень высокая оценка, восторженное отноше­ние. назад

Метод «Зарядка».

Предлагаем через выполнение определенных движений дать рефлексивную оценку. Могут быть предложены следующие движения:

- присесть на корточки - очень низкая оценка, нега­тивное отношение;

- присесть, немного согнув ноги в коленях, - невысокая оценка, безразличное отношение;

- обычная поза стоя, руки по швам - удовлетворитель­ная оценка, спокойное отношение;

- поднять руки в локтях - хорошая оценка, позитив­ное отношение;

- поднять руки вверх, хлопая в ладоши, подняться на цыпочки - очень высокая оценка, восторженное отноше­ние.

назад


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Информатика

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Применение рефлексии на уроках

Автор: Лысенко Татьяна Валерьевна

Дата: 12.10.2014

Номер свидетельства: 118450

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Мастер-класс Применение на уроках биологии активных методов обучения. "
    ["seo_title"] => string(79) "mastier-klass-primienieniie-na-urokakh-biologhii-aktivnykh-mietodov-obuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "212731"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431905444"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) "Сельсхохозяйственные растения и их применение"
    ["seo_title"] => string(57) "siel-skhokhoziaistviennyie-rastieniia-i-ikh-primienieniie"
    ["file_id"] => string(6) "204524"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429687682"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(48) "план конспект урок 5 класс "
    ["seo_title"] => string(27) "plan-konspiekt-urok-5-klass"
    ["file_id"] => string(6) "193714"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427689575"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Открытый урок по физике по теме "Тепловые двигатели" "
    ["seo_title"] => string(57) "otkrytyi-urok-po-fizikie-po-tiemie-tieplovyie-dvighatieli"
    ["file_id"] => string(6) "136800"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417187506"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(137) "Коучинг "Рефлексия на уроке как совместная деятельность учителя и ученика""
    ["seo_title"] => string(77) "kouching_refleksiia_na_uroke_kak_sovmestnaia_deiatelnost_uchitelia_i_uchenika"
    ["file_id"] => string(6) "591597"
    ["category_seo"] => string(7) "zavuchu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1637069006"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства