Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку по информатике и ИКТ "Информационная модель объекта" »
Информационная модель объекта
Разработала
учитель информатики и ИКТ
МБОУ Урожайненской СОШ
Чикурова Ирина Сереевна
Цель урока: сформировать у учащихся представление об информационной модели
Задачи:
обучающие: научить определять информационные модели в окружающем мире
развивающие: развить внимание и память
воспитательные: продолжить развитие интереса к предмету
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Роль и цели при разработке информационной модели объекта
Познавая окружающий мир, каждый из нас формирует собственное представление о нём.
Одним из способов познания является создание и исследование модели реального объекта, процесса или природного явления. При построении и исследовании модели принято вводить обобщённое понятие объект исследования (оригинал, прототип), понимая под этим любой материальный объект (процесс), а также природное явление.
Под моделью понимают материальный или мысленно представляемый объект, который в процессе исследования замещает объект – оригинал так, что его изучение даёт новые знания об объекте-оригинале. Модель выступает как своеобразный инструмент познания, который исследователь ставит между собой и объектом исследования и с помощью которого изучает интересующий его объект.
Процесс моделирования представляет собой циклический
процесс, в результате которого можно неоднократно менять
саму модель, постоянно совершенствуя и уточняя её.
При создании модели важным этапом является сбор информации об объекте в том объёме, который требует поставленная цельпостроения модели . Без такой информации разработка модели невозможна.
Модель– это объект, отражающий существенные свойства реального объекта исследования, которые отобраны в соответствии с заданной целью моделирования.
Нет строгих правил, как лучше представить модель. Однако человечество накопило огромный опыт в этой сфере деятельности. Модели могут принимать различные виды и формы. Независимо от этого модель может быть отнесена либо к классу материальных, либо к классу нематериальных моделей.
Любая модель создаётся и изменяется благодаря имеющейся у человека информации о реальных объектах или явлениях. Умение создавать модели, как и в целом возможности в познании окружающего мира, зависят от умения человека правильно понимать и обрабатывать информацию. Эта информация может храниться в памяти человека, но если она будет представлена в какой-либо форме на одном из языков кодирования информации, то в этом случае можно говорить о создании и использовании информационной модели объекта исследования (оригинала).
Изучение одних сторон объекта-оригинала осуществляется ценой отказа от отражения других сторон. Поэтому любая информационная модель замещает реально существующий объект лишь в строго ограниченном смысле. Из этого следует, что для одного объекта может быть создано несколько информационных моделей, концентрирующих внимание на определённых сторонах исследуемого объекта и характеризующих объект с разной степенью детализации.
В качестве примера рассмотрим сферу жилищного строительства. Речь пойдёт о строительстве жилого дома. Какова же должна быть информационная модель этого дома?
Оказывается, их может быть множество. Их количество определяется целью, стоящей перед тем, кто имеет отношение к данному строительству. Очевидно, что с точки зрения покупателя квартиры, архитектора, инвестора и строительной организации при определении цели построения информационной модели существенно отличаются между собой. Таким образом, для рассматриваемого дома может быть создано несколько различных информационных моделей в зависимости от цели, которая ставится перед теми, кто её создаёт.
Предположим, целью покупателя является приобретение комфортного жилья. Для построения информационной модели следует отобрать наиболее существенную информацию в соответствии с заданной целью. Хотя понятие комфортности неоднозначно – каждый понимает его по-своему. Всё же попробуем выразить его в одной из возможных интерпретаций. Перечислим основные показатели, которые должны определить комфортность:
Дом должен быть расположен в тихом зелёном месте, оснащён современными техническими устройствами, в нем должен быть подземный гараж, в подъезде должна сидеть консьержка или охранник.
Для построения информационной модели необходимо отобрать информацию, отражающую все перечисленные выше требования, и представить её, например, в виде таблицы или списка.
В задачу покупателя входит: поиск компаний, которые занимаются строительством подобных домов; построение для каждого варианта соответствующей информационной модели; по результатам анализа – выбор наилучшего варианта с точки зрения поставленной цели. Выбранный вариант будет являться информационной моделью.
Информационные модели строящихся домов с точки зрения покупателя. Цель – приобрести комфортное жильё.
Параметры
Значения параметров
Название компании
«Питер»
Охранная система с видеонаблюдением
«Визит»
+
Спутниковое телевидение
-
«Строй-сервис»
-
Терморегулируемые радиаторы
+
-
«Элита»
-
Выделенный канал Интернета
-
+
+
-
Домофон
+
+
Фильтры очистки воды
+
+
+
Тройное остекление окон
+
+
-
+
+
+
+
Развитая инфраструктура района
-
+
-
+
Фитнесс-центр
Подземный паркинг
-
+
+
+
+
+
+
+
Зелёная зона
+
+
-
+
Консьержка
-
+
-
-
-
+
+
+
+
+
Информационные модели строящихся домов с точки зрения инвестора. Цель – получить максимальную прибыль.
Параметры
Значения параметров
Название компании
«Питер»
Планируемая стоимость дома, руб.
Срок окупаемости вложенных средств, лет
«Визит»
15млн
«Строй-сервис»
30 млн
Чистая прибыль после продажи всех квартир, руб.
3
1,5
5 млн
10 млн
«Элита»
Срок начала строительства
40 млн
2
10 млн
Срок окончания строительства
2005
3 млн
3,5
2006
2007
Количество однокомнатных/
4 млн
Двухкомнатных/
2005
2007
25/40/35
15/30/55
2006
трёхкомнатных квартир, %
2007
2008
10/30/60
5/20/75
Информационные модели строящихся домов с точки зрения архитектора. Цель – создать архитектурный проект, соответствующий окружающей среде.
Параметры
Значения параметров
Название компании
Район застройки
«Питер»
Стиль окружающих домов (год постройки)
Историчес-
«Визит»
Этажность окружающих домов
кий центр
Петро-градский район
«Строй-сервис»
Середина XIX века
«Элита»
Район новостроек
1905-1915
2-3
Наличие зелёных насаждений
5-6
Современные постройки
Рядом с парком
Характер местности
+
Пустырь
10-15
Площадка рядом с архитектурным памятником под охраной государства
Наличие водоёма
+
-
Площадка рядом с домом 1910 года постройки
+
+
Близость к существующим домам
+
Инфраструктура района
Возвышен-ность
-
+
Овраг
-
+
есть
есть
+
-
-
создаётся
нет
На что следует обратить внимание при построении информационной модели:
сначала следует чётко сформулировать цель построения информационной модели;
затем отобрать соответствующую этой цели информацию для нескольких аналогичных объектов исследования;
представить эту информацию с помощью одного из языков кодирования информации, например в виде перечня параметров (показателей) и их значений по каждому объекту в табличной форме.
Задание:
В качестве объекта исследования выберите объект «школа» и разработайте информационные модели , отражающие точку зрения ученика, родителя ученика, директора школы.