kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок на тему: "Графические информационные модели"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок информатики по теме "Моделирование. Информационные модели на графах" .

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Вид урока: комбинированный.

Межпредметные связи: математика, география, биология, медицина, повседневная жизнь.

Программное обеспечение: Информатика и ИКТ И.Г.Семакин, Е.К.Хеннер, учебник для 9 класса, базовый уровень; компьютер; презентации к уроку; дидактический раздаточный материал для  парной и  индивидуальной работы.

Цель: сформировать у учащихся понятие «граф» и его структуры, познакомить с основными принципами его построения и показать область применения графов.

Задачи:

Личностные - формирование умения самостоятельно ставить цели; развитие личной позиции учеников, опираясь на их знание темы;

Регулятивные  –  планирование своих действий в соответствии с учебным заданием; развитие внимания, логического мышления, способности к рассуждению;

Коммуникативные – развитие навыков сотрудничества в группе; воспитывать взаимопомощь, совершенствовать умение сотрудничать при работе в группах и в парах.

Познавательные - знакомство с видами графов; умение строить информационные модели на графах; формирование умения выделять отношения, связывающие объекты; выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения.

В течение урока используются фронтальный метод работы и работа в парах; приемы технологии развития критического мышления, компьютерные технологии: презентация, созданная в PowerPoint;

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Аннотация к уроку»

Урок информатики по теме: « Информационные модели в графах».

Целевая аудитория: учащиеся 9 класса.


3 урок в теме «Моделирование».


Аннотация:

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Вид урока: комбинированный.

Межпредметные связи: математика, география, биология, медицина, повседневная жизнь.

Программное обеспечение: Информатика и ИКТ И.Г.Семакин, Е.К.Хеннер, учебник для 9 класса, базовый уровень; компьютер; презентации к уроку; дидактический раздаточный материал для  парной и  индивидуальной работы.

Цель: сформировать у учащихся понятие «граф» и его структуры, познакомить с основными принципами его построения и показать область применения графов.

Задачи:

Личностные - формирование умения самостоятельно ставить цели; развитие личной позиции учеников, опираясь на их знание темы;

Регулятивные – планирование своих действий в соответствии с учебным заданием; развитие внимания, логического мышления, способности к рассуждению;

Коммуникативные – развитие навыков сотрудничества в группе; воспитывать взаимопомощь, совершенствовать умение сотрудничать при работе в группах и в парах.

Познавательные - знакомство с видами графов; умение строить информационные модели на графах; формирование умения выделять отношения, связывающие объекты; выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения.

В течение урока используются фронтальный метод работы и работа в парах; приемы технологии развития критического мышления, компьютерные технологии: презентация, созданная в PowerPoint;

-

Автор: Шмигельская Наталья Николаевна,

учитель первой квалификационной категории


Место работы: МБОУ СОШ № 5 г. Мурманска






Просмотр содержимого документа
«Теремок»

Теремок

Стоял в поле теремок. Прилетела муха-горюха и стучится:
- Терем-теремок! Кто в тереме живет?
Никто не отзывается. Влетела муха-горюха и стала в нем жить.
Прискакала блоха-попрыгуха.
- Терем-теремок! Кто в тереме живет?
- Я, муха-горюха, а ты кто?
- А я блоха попрыгуха.
- Ступай ко мне жить.
Прыгнула блоха-попрыгуха в теремок и стали они жить вдвоем.
Прилетел комар-пискун:
- Терем-теремок! Кто в тереме живет?
- Я, муха-горюха, да блоха-попрыгуха, а ты кто?
- А я комар-пискун.
Стали они жить втроем.
Прибежала мышка-норышка.
- Терем-теремок! Кто в тереме живет?
- Я, муха-горюха, блоха-попрыгуха, да комар-пискун, а ты кто?
- А я мышка-норышка.
- Ступай к нам жить.
Стали они жить четверо.
Прискакала лягушка-квакушка:
- Терем-теремок! Кто в тереме живет?
- Я, муха-горюха, блоха-попрыгуха, комар-пискун да мышка-норышка, а ты кто?
- А я лягушка-квакушка.
- Ступай к нам жить.
Стали жить пятеро.
Прискакал зайка-поплутайка:
- Терем-теремок! Кто в тереме живет?
- Я, муха-горюха, блоха-попрыгуха, комар-пискун, мышка-норышка, лягушка-квакушка, а ты кто?
- А я зайка-поплутайка.
- Ступай к нам жить.
Стало их шестеро.
Прибежала лисичка-сестричка:
- Терем-теремок! Кто в тереме живет?
- Я, муха-горюха, блоха-попрыгуха, комар-пискун, мышка-норышка, лягушка-квакушка да зайка-поплутайка, а ты кто?
- А я лисичка-сестричка.
- Ступай к нам жить.
Стало их семеро жить.
Пришел к терему серый волк - из-за кустов хватыш:
- Терем-теремок! Кто в тереме живет?
- Я, муха-горюха, блоха-попрыгуха, комар-пискун, мышка-норышка, лягушка-квакушка, зайка-поплутайка да лисичка-сестричка, а ты кто?
- А я серый волк - из-за кустов хватыш.
- Ступай к нам жить.
Стали жить-поживать.
Пришел к терему медведь, стучится:
- Терем-теремок! Кто в тереме живет?
- Я, муха-горюха, блоха-попрыгуха, комар-пискун, мышка-норышка, лягушка-квакушка, зайка-поплутайка, лисичка-сестричка да волк - из-за кустов хватыш, а ты кто?
- А я медведь, всех вас давиш. Лягу на теремок - всех раздавлю! Испугались они, да все из терема прочь!
А медведь ударил лапой по терему и разбил его.



Просмотр содержимого документа
«информационные модели в графах»

Шмигельская Наталья Николаевна, учитель информатики первой квалификационной категории, МБОУ СОШ № 5 г. Мурманска



Учебная тема: «Информационные модели в графах».

Возраст учащихся (класс): 9 класс

Планируемые результаты изучения учебной темы

Личностные

Формирование умений:

  • работать в коллективе;

  • находить согласованные решения;

  • определять границы собственного знания и «незнания».

Метапредметные

Личностные - формирование умения самостоятельно ставить цели;

Регулятивные – планирование своих действий в соответствии с учебным заданием;

Коммуникативные – развитие навыков сотрудничества в группе; воспитывать взаимопомощь, совершенствовать умение сотрудничать при работе в группах и в парах.

Познавательные - работа с информацией; работа с учебными моделями; выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения.

Предметные

  • Владение базовым понятийным аппаратом (графы, деревья, схемы);

  • Формирование умения выделять отношения, связывающие объекты;

  • Использование приобретенных знаний и умений в решении задач;

  • Применение инструментов графического и текстового редакторов для создания, редактирования схем, графов.

Описание учебных ситуаций

Краткая аннотация учебной ситуации

Планируемые результаты изучения темы для предложенной учебной ситуации

Ситуация 1

Прием «Привлекательная цель»

Рассмотрите схему.

Ответьте на вопросы:

О каком произведении идет речь?

Как вы это поняли?

Из чего состоит данная схема?

Что отражают элементы схемы? (объекты и отношения)

Является ли она информационной моделью?

К какому виду информационных моделей относится: вербальная, табличная, математическая, графическая? Почему?

В виде чего представлена данная графическая информационная модель? (проблемная ситуация, дети не знают)

Сегодня на уроке нам предстоит это выяснить.

Итак, давайте сформулируем цель нашего урока.

Что мы должны будем выполнить, чтобы достичь поставленной цели? Давайте определим задачи урока.

Прием «Домысливание»

Можно использовать слова "помощники":

Определить…(вид данной информационной графической модели);

Изучить…(её структуру);

Научиться…(строить такие графические модели);

Узнать…(где они применяются);

Повторить…(материал прошлого урока);
Проверить…(как поняли новый материал)


Личностные:

развитие мотивации, познавательного интереса, формирование любознательности;

Метапредметные:

Коммуникативные умения – понимание другого, умение общаться, творчество и любознательность, умения работать с информацией и медиасредствами;

Регулятивные - целеполагание, формирование и формулировка задач и целей своей деятельности на уроке;

Познавательные – формулирование проблемы

Предметные:

знать понятия: модель, информационная модель, виды информационных моделей.

Ситуация 2

Прием «Интеллектуальная разминка»

Задание:

Вспомните основные понятия темы.

(Во время демонстрации презентации с вопросами, выбирают правильный вариант ответа).

Последний слайд:

Можете ли вы теперь ответить на вопрос, который был задан в начале урока: «В виде чего представлена графическая информационная модель сказки «Курочка Ряба»?

Сформулируйте тему урока.


Личностные:

развитие самостоятельности открытие учащимися границы собственного знания и «незнания», мотивация


Метапредметные:

развитие умений анализировать и обрабатывать информацию


Предметные:

Знание основных понятий темы: «Моделирование как метод познания», «Модели», «Классификация моделей».


Ситуация 3

Прием «Отсроченная отгадка»

Задание: Ответьте на вопросы:

  1. Так что же такое граф?

  2. Из чего состоит?

  3. Виды графов.

  4. Деревья, сети

Работа в парах с теоретическим материалом. На каждой парте цветная карточка (голубая, зеленая, оранжевая). Цвет карточки определяет вид работы, который необходимо выполнить.

Варианты работы:

  • (голубая) работа с презентацией «Теоретические сведения»;

  • (зеленая) работа с учебником (дополнение к главе 2, п. 2.1, стр. 297-302);

  • (оранжевая) работа с текстовыми фрагментами, содержащими теоретический материал темы урока

+ заполнение опорного конспекта;

Проверка выполненной работы фронтально с учителем с демонстрацией правильных ответов на вопросы на экран.

Личностные:

личностная мотивация, исследовательские умения, самостоятельность, критическое мышление, открытие учащимися для себя нового взгляда на знакомые вещи (провести аналогии с новыми понятиями).


Метапредметные: навыки работы в команде. Работа с информацией: смысловое чтение, анализ, вывод и обобщение.

Предметные

Открывать новые понятия, связанные с информатикой.

Ситуация 4

Практикум по составлению графов и чтению графов

Прием «По следам сказок»

Перед вами граф одной сказки. Назовите её. (Сказка «Теремок»)

Назовите составляющие этого графа.

Изложите в форме текста то, что видите на графе.

Назовите связи, которые, на ваш взгляд, существуют между персонажами сказки.

Сказка «Каша из топора»

Прочитайте сказку.


Личностные:

Формирование толерантного отношения к людям, имеющим свою точку зрения на задание.

Метапредметные:

Понимание и адекватная оценка ответов одноклассников.

Предметные:

Умения читать и составлять графы по литературным произведениям; устанавливать межпредметные связи, открывать заново для себя понятия, связанные с информатикой; владение базовым понятийным аппаратом (графы, иерархия, дерево, схемы); понимание причинно-следственных, функциональных связей;

Ситуация 5

Применение графов:

  • В других науках;

  • В повседневной жизни;

  • В решении различных задач.

Личностные:

интеллектуальные и творческие способности.

Метапредметные:

развитие умения объяснять, систематизировать и обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, оценивать их значимость

Предметные:

использование приобретенных знаний и умений по данной теме в повседневной жизни.


Разработка учебной ситуации

Название

Практикум по составлению графов и чтению графов


Планируемые результаты обучения

  • Знание основных понятий, терминов;

  • Анализ текста;

  • Приобретение общей культуры в процессе изучения учебного предмета;

  • Воспитание критического мышления (сравнивать и анализировать информацию, полученные результаты, выполнять оценочные задания);

  • Усиление прикладного аспекта приобретенных знаний;

  • Повторение, закрепление и углубление изученного материала по теме “Информационные модели в графах”.

  • Открытие учащимися для себя нового взгляда на знакомые вещи (провести аналогии с новыми понятиями).

  • Активизация взаимодействия между учащимися, развитие навыков групповой работы;

  • Развитие умственной деятельности, памяти, умения логически мыслить при решении нестандартных задач.

Краткое описание ситуации

Учащимся предлагается прочитать фрагменты из сказок «Теремок», «Каша из топора», и посмотреть на них с другой стороны, открывая заново для себя понятия, связанные с информатикой, используя знания по информационному моделированию с помощью графов.

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Прием «По следам сказок».

  1. На слайде граф сказки «Теремок»

  • Перед вами граф одной сказки. Назовите её.

  • Назовите составляющие этого графа: вершины, ребра, дуги, петли.

  • Изложите в форме текста то, что видите на графе.

  • Назовите связи, которые, на ваш взгляд, существуют между персонажами сказки.

  • Сравните граф № 1 к сказке и графа № 2, а затем обоснуйте существенны ли изменения. Как называется граф № 2? (семантическая сеть)


  1. Сказка «Каша из топора»

  • Прочитайте сказку.

  • Проанализируйте сказку «Каша из топора» и определите понятия: вершина, ребро, петля, дуга графа.

Заполните таблицу

Название Сказки

Вершина

Ребро

Вид графа










  • Составьте граф к сказке.

  • Определите вид вашего графа. Можно ли преобразовать ваш граф в семантическую сеть и как это сделать?

  • Дополните недостающие ребра графа (учитель демонстрирует свой граф, ученики, дополняют).

Применение графов:

  • В других науках;

  • В повседневной жизни;

  • В решении различных задач.

В медицине: попробуйте понять, о каком процессе повествует граф?

В географии: Будем считать, что круговорот воды в природе обеспечивается взаимодействием следующих объектов: водоёмов (моря, океаны, озёра, пруды и пр.), рек, подземных вод, атмосферы, облаков, почвы, растений.

Представьте круговорот воды в природе в виде семантической сети, в которой вершинами являются перечисленные объекты, а дугами – их взаимодействия, которые обеспечивают движение воды.


В математике:

  1. Запишите арифметическое выражение, соответствующее следующему дереву и вычислите:


  1. Постройте граф, соответствующий следующему арифметическому выражению: (a + b) * (c + 2*d);


  1. Сколько трёхзначных чисел можно составить из цифр 1,3,5,7, используя в записи числа каждую из них не более одного раза?


В биологии:











В литературе:


Представьте следующий текст в виде дерева:

Известно, что древнерусский язык и общеславянский язык произошли от общеиндоевропейского языка. От древнерусского языка отошли русский, украинский и белорусский языки. От общеславянского языка отошли польский, чешский, болгарский и словенский языки.


В теории вероятности:

Решите задачу: Пятеро ученых, участвовавших в научной конференции, обменялись рукопожатиями. Сколько всего было сделано рукопожатий? (ответ: 10)










В повседневной жизни:

  1. В столовой на горячее можно заказать щуку, грибы и баранину, на гарнир – картофель и рис, а из напитков – чай и кофе. Сколько различных вариантов обедов можно составить из указанных блюд? Решение задачи представьте в виде дерева.


  1. Подумайте, как можно структурировать такую информацию: «От поселка Васюки 3 дороги идут в посёлки Солнцево, Грибное и Ягодное. Между Солнцевым и Грибным и между Грибным и Ягодным также есть дороги. Кроме того есть дорога, которая идет из из Грибного в лес и возвращается обратно в Грибное».

  2. Генеалогическое дерево Романовых




С помощью графов можно решать задачи:

1) Логические;
2) Комбинаторные;
3) Алгебраические: на движение, на совместную работу.

Известно, что из 6 гангстеров двое участвовали в ограблении. На вопрос кто участвовал в ограблении, они дали следующие ответы:

Дональд: Том и Чарли.

Гарри: Чарли и Джордж.
Чарли: Дональд и Джеймс.

Джеймс: Дональд и Том.
Джордж: Гарри и Чарли.

Поймать Тома не удалось. Кто участвовал в ограблении, если известно, что четверо гангстеров верно назвали одного из участников ограбления, а один назвал неверно оба имени?


Экзаменационные задачи:

На рисунке – схема дорог, связывающих города А, Б, В, Г, Д, Е, К. По каждой дороге можно двигаться только в одном направлении, указанном стрелкой.
Сколько существует различных путей из города А в город К?

Решение:

Графический способ. Начнем с конца. В точку К можно попасть двумя способами: из точки Д и из точки Е.

В точку Д можно попасть из точек Б и В. А в точку Е из точек В и Г и т.д. Ход рассуждения отображен на схематичном рисунке.

Из рисунка видно, что у нас получилось различных 8 путей от начального пункта А до конечного пункта К.

Ответ: 8



Итог урока

Достигли ли поставленной цели? Рефлексия 4 – 3 – 2 - 1

Действия учителя для создания условий достижения запланированных результатов


  1. Организовать деление на группы и планирование их деятельности.

  2. Создать раздаточный материал: текст сказок, таблицы.

  3. Записать домашнее задание:

  • Постройте граф к сказке «Красная Шапочка». Определите вид графа.

  • Постройте граф, представляющий родственные связи вашей семьи.

  • Построить граф, найти ответ на вопрос: «Отец сына профессора бьёт сына отца профессора. Кто кого бьёт, если сам профессор в драке не участвует»?



Критерии оценивания задания

Задание: Проанализируйте отрывки литературных произведений и определите вершина, ребро, петля, дуга графа, ориентированный и неориентированный граф, семантическая сеть, иерархия, дерево.

Оценивается уровень усвоения основных понятий темы: вершина, ребро, петля, дуга графа, ориентированный граф, неориентированный граф, семантическая сеть, иерархия, дерево.

Объектом оценки являются действия, выполняемые учащимися:

  • чтение и поиск в литературном произведении перечисленных понятий

  • анализ ситуации и заполнение предложенной таблицы

Критерием является: правильность выделения в найденных ситуациях соответствующих понятий построения графов.


Просмотр содержимого документа
«каша из топора»

Сказка «Каша из топора»


Пришел солдат с походу на квартиру и говорит хозяйке:
— Здравствуй, божья старушка! Дай-ка мне чего-нибудь поесть.
А старуха в ответ:
— Вот там на гвоздике повесь!
— Аль ты совсем глуха, что не чуешь?
— Где хошь, там и заночуешь!
— Ах ты, старая ведьма! Я те глухоту-то вылечу! — И полез было с кулаками.— Подавай на стол!
— Да нечего, родимый!
— Вари кашицу!
— Да не из чего, родимый!
— Давай топор; я из топора сварю!
«Что за диво! —думает баба.— Дай посмотрю, как из топора солдат кашицу сварит!»
Принесла ему топор; солдат взял, положил его в горшок, налил воды и давай варить. Варил-варил, попробовал и говорит:
— Всем бы кашица взяла, только б малую толику круп подсыпать! Баба принесла ему круп. Опять варил-варил, попробовал и говорит:
— Совсем бы готово, только б маслом сдобрить! Баба принесла ему масла. Солдат сварил кашицу:
— Ну, старуха, теперь подавай хлеба да соли да принимайся за ложку: станем кашицу есть!
Похлебали вдвоем кашицу. Старуха спрашивает:
— Служивый! Когда ж топор будем есть?
— Да, вишь, он не уварился,— отвечал солдат.— Где-нибудь на дороге доварю да позавтракаю!
Тотчас припрятал топор в ранец, распростился с хозяйкою и пошел в иную деревню.
Вот так-то солдат и кашицы поел, и топор унес!



Просмотр содержимого презентации
«Теоретические сведения по теме»

Теоретические сведения по теме: «Системы, графы, сети»

Теоретические сведения по теме:

«Системы, графы, сети»

Информационные модели  на графах Граф состоит из вершин , связанных линиями. Направленная линия (со стрелкой) называется дугой . Линия ненаправленная (без стрелки) называется ребром . Линия, выходящая из некоторой вершины и входящая в неё же, называется петлей . ребро дуга В петля А С

Информационные модели на графах

Граф состоит из вершин , связанных линиями.

Направленная линия (со стрелкой) называется дугой .

Линия ненаправленная (без стрелки) называется ребром .

Линия, выходящая из некоторой вершины и входящая в неё же, называется петлей .

ребро

дуга

В

петля

А

С

Изображение  вершин графа

Изображение вершин графа

Неориентированный граф  Неориентированный граф - граф, вершины которого соединены ребрами. С помощью таких графов могут быть представлены схемы двухсторонних (симметричных) отношений. Юра Аня Маша Витя Коля Граф, отражающий отношение «переписываются» между объектами класса «дети»

Неориентированный граф

Неориентированный граф - граф, вершины которого соединены ребрами.

С помощью таких графов могут быть представлены схемы двухсторонних (симметричных) отношений.

Юра

Аня

Маша

Витя

Коля

Граф, отражающий отношение «переписываются» между объектами класса «дети»

Граф отношения «переписываются» Цепь – путь по вершинам и ребрам, включающий любое ребро графа не более одного раза. Цикл – цепь, начальная и конечная вершины которой совпадают. Граф с циклом называют сетью . Юра Аня Маша Витя Коля

Граф отношения «переписываются»

Цепь – путь по вершинам и ребрам, включающий любое ребро графа не более одного раза.

Цикл – цепь, начальная и конечная вершины которой совпадают.

Граф с циклом называют сетью .

Юра

Аня

Маша

Витя

Коля

Ориентированный граф (орграф)  Ориентированный граф - граф, вершины которого соединены дугами. С помощью таких графов могут быть представлены схемы односторонних отношений. Юра Аня Маша Витя Коля Граф, отражающий отношение «пишет письма».

Ориентированный граф (орграф)

Ориентированный граф - граф, вершины которого соединены дугами.

С помощью таких графов могут быть представлены схемы односторонних отношений.

Юра

Аня

Маша

Витя

Коля

Граф, отражающий отношение «пишет письма».

Взвешенный граф Взвешенный граф - граф, у которого вершины или рёбра (дуги) несут дополнительную информацию (вес). 182 127 158 Москва, 1147 Владимир, 1108 Переславль Залесский, 1152

Взвешенный граф

Взвешенный граф - граф, у которого вершины или рёбра (дуги) несут дополнительную информацию (вес).

182

127

158

Москва, 1147

Владимир, 1108

Переславль Залесский, 1152

Информационные модели на графах Иерархия - это расположение частей или элементов целого в порядке от высшего к низшему. Директор Заместители директора Учителя Ученики Отношения подчиненности в школе

Информационные модели на графах

Иерархия - это расположение частей или элементов целого в порядке от высшего к низшему.

Директор

Заместители директора

Учителя

Ученики

Отношения подчиненности в школе

Информационные модели на графах Дерево – граф иерархической структуры.  Между любыми двумя его вершинами существует единственный путь. Дерево не содержит циклов  и петель. компьютер суперкомпьютер рабочая  станция персональный  компьютер настольный портативный карманный Классификация компьютеров

Информационные модели на графах

Дерево – граф иерархической структуры. Между любыми двумя его вершинами существует единственный путь. Дерево не содержит циклов и петель.

компьютер

суперкомпьютер

рабочая станция

персональный компьютер

настольный

портативный

карманный

Классификация компьютеров

Информационные модели на графах Корень – главная вершина дерева. Предок – объект верхнего уровня. Потомок – объект нижнего уровня. Листья – вершины, не имеющие потомков. Чемпион Финалисты Участники ½ финала Участники ¼ финала Первоначальные игроки Олимпийская система спортивных соревнований

Информационные модели на графах

Корень – главная вершина дерева.

Предок – объект верхнего уровня.

Потомок – объект нижнего уровня.

Листья – вершины, не имеющие потомков.

Чемпион

Финалисты

Участники ½ финала

Участники ¼ финала

Первоначальные игроки

Олимпийская система спортивных соревнований

Семантическая сеть Иван-Царевич указала Баба Яга пустил Стрела сжёг нашёл Лягушачья кожа прилетела Лягушка сбросила нашёл победил превратилась Лебедь Василиса Прекрасная превратилась улетела Кощей Бессмертный

Семантическая сеть

Иван-Царевич

указала

Баба Яга

пустил

Стрела

сжёг

нашёл

Лягушачья кожа

прилетела

Лягушка

сбросила

нашёл

победил

превратилась

Лебедь

Василиса Прекрасная

превратилась

улетела

Кощей Бессмертный

Просмотр содержимого презентации
«графы»

снесла бил, не разбил уронила и разбила била, не разбила О каком произведении идет речь? КР Д ЯЗ М Б

снесла

бил, не разбил

уронила и разбила

била, не разбила

О каком произведении идет речь?

КР

Д

ЯЗ

М

Б

Цель урока: Выяснить, как называется и в виде чего представлена данная графическая информационная модель?

Цель урока:

Выяснить, как называется и в виде чего представлена данная графическая информационная модель?

Задачи урока: Слова

Задачи урока:

Слова "помощники":

Определить…

Изучить…

Научиться…

Узнать…

Повторить…

Проверить…

Задачи урока:

Задачи урока:

  • Определить вид данной информационной графической модели;
  • Изучить её структуру;
  • Научиться строить такие графические модели;
  • Узнать где они применяются;
  • Повторить материал прошлого урока;
  • Проверить как поняли новый материал
Проверка знаний ТЕСТ ИЗ 10 ВОПРОСОВ Начать тестирование

Проверка знаний

ТЕСТ

ИЗ 10 ВОПРОСОВ

Начать тестирование

Проверка знаний 1. Модель это визуальный объект – неправильно! визуальный объект свойство процесса или явления – неправильно! свойство процесса или явления  упрощенное представление о реальности – правильно! упрощенное представление о реальности материальный объект – неправильно! материальный объект  Продолжить

Проверка знаний

1. Модель это

визуальный объект – неправильно!

визуальный объект

свойство процесса или явления – неправильно!

свойство процесса или явления

упрощенное представление о реальности – правильно!

упрощенное представление о реальности

материальный объект – неправильно!

материальный объект

Продолжить

Проверка знаний 2. Моделирование, при котором реальному объекту противопоставляется его увеличенная или уменьшенная копия, называется идеальным – неправильно! идеальным формальным – неправильно! формальным  материальным – правильно! материальным математическим – неправильно! математическим   Продолжить

Проверка знаний

2. Моделирование, при котором реальному объекту противопоставляется его увеличенная или уменьшенная копия, называется

идеальным – неправильно!

идеальным

формальным – неправильно!

формальным

материальным – правильно!

материальным

математическим – неправильно!

математическим

Продолжить

Проверка знаний 3. Моделирование, при котором исследование объекта осуществляется посредством модели, сформированной на языке математики, называется арифметическим – неправильно! арифметическим аналоговым – неправильно! аналоговым   знаковым – неправильно! знаковым   математическим математическим – правильно! Продолжить

Проверка знаний

3. Моделирование, при котором исследование объекта осуществляется посредством модели, сформированной на языке математики, называется

арифметическим – неправильно!

арифметическим

аналоговым – неправильно!

аналоговым

знаковым – неправильно!

знаковым

математическим

математическим – правильно!

Продолжить

Проверка знаний 4. Информационная модель это одномоментный срез по объекту – неправильно! одномоментный срез по объекту описание объекта моделирования – правильно! описание объекта моделирования  физическое подобие объекта – неправильно! физическое подобие объекта  детская игрушка – неправильно! детская игрушка Продолжить

Проверка знаний

4. Информационная модель это

одномоментный срез по объекту – неправильно!

одномоментный срез по объекту

описание объекта моделирования – правильно!

описание объекта моделирования

физическое подобие объекта – неправильно!

физическое подобие объекта

детская игрушка – неправильно!

детская игрушка

Продолжить

Проверка знаний 5. Вербальная модель – это компьютерная модель – неправильно! компьютерная модель информационная модель в мысленной или разговорной форме – правильно! информационная модель в мысленной или разговорной форме   информационная модель, выраженная специальными знаками – неправильно! информационная модель, выраженная специальными знаками   материальная модель материальная модель – неправильно! Продолжить

Проверка знаний

5. Вербальная модель – это

компьютерная модель – неправильно!

компьютерная модель

информационная модель в мысленной или разговорной форме – правильно!

информационная модель в мысленной или разговорной форме

информационная модель, выраженная специальными знаками – неправильно!

информационная модель, выраженная специальными знаками

материальная модель

материальная модель – неправильно!

Продолжить

Проверка знаний 6. Модель отражает только одну сторону данного объекта – неправильно! только одну сторону данного объекта некоторые стороны данного объекта – неправильно! некоторые стороны данного объекта   существенные стороны данного объекта – правильно! существенные стороны данного объекта все стороны данного объекта – неправильно! все стороны данного объекта Продолжить

Проверка знаний

6. Модель отражает

только одну сторону данного объекта – неправильно!

только одну сторону данного объекта

некоторые стороны данного объекта – неправильно!

некоторые стороны данного объекта

существенные стороны данного объекта – правильно!

существенные стороны данного объекта

все стороны данного объекта – неправильно!

все стороны данного объекта

Продолжить

Проверка знаний 7. Материальной моделью является макет самолета – правильно! макет самолета   карта – неправильно! карта  чертеж – неправильно! чертеж диаграмма – неправильно! диаграмма Продолжить

Проверка знаний

7. Материальной моделью является

макет самолета – правильно!

макет самолета

карта – неправильно!

карта

чертеж – неправильно!

чертеж

диаграмма – неправильно!

диаграмма

Продолжить

Проверка знаний 8. Информационной моделью занятий в школе является правила поведения учащихся – неправильно! правила поведения учащихся   список учеников класса – неправильно! список учеников класса  перечень учебников – неправильно! перечень учебников расписание уроков – правильно! расписание уроков Продолжить

Проверка знаний

8. Информационной моделью занятий в школе является

правила поведения учащихся – неправильно!

правила поведения учащихся

список учеников класса – неправильно!

список учеников класса

перечень учебников – неправильно!

перечень учебников

расписание уроков – правильно!

расписание уроков

Продолжить

Проверка знаний 9. Формализация это реальному объекту противопоставляется его увеличенная или уменьшенная копия – неправильно! реальному объекту противопоставляется его увеличенная или уменьшенная копия  переход от свойств объекта к их обозначению в определенной знаковой системе – правильно! переход от свойств объекта к их обозначению в определенной знаковой системе   выделение главных, существенных для исследования, свойств объекта выделение главных, существенных для исследования, свойств объекта – неправильно! позволяет увидеть изменения объекта во времени позволяет увидеть изменения объекта во времени – неправильно!   Продолжить

Проверка знаний

9. Формализация это

реальному объекту противопоставляется его увеличенная или уменьшенная копия – неправильно!

реальному объекту противопоставляется его увеличенная или уменьшенная копия

переход от свойств объекта к их обозначению в определенной знаковой системе – правильно!

переход от свойств объекта к их обозначению в определенной знаковой системе

выделение главных, существенных для исследования, свойств объекта

выделение главных, существенных для исследования, свойств объекта – неправильно!

позволяет увидеть изменения объекта во времени

позволяет увидеть изменения объекта во времени – неправильно!

Продолжить

Проверка знаний 10. Какой из видов графических информационных моделей вам не знаком? граф – правильно! граф карта  карта – неправильно!  чертеж – неправильно! чертеж график график – неправильно! Завершить тест

Проверка знаний

10. Какой из видов графических информационных моделей вам не знаком?

граф – правильно!

граф

карта

карта – неправильно!

чертеж – неправильно!

чертеж

график

график – неправильно!

Завершить тест

Тема урока: «Информационные модели в графах»

Тема урока:

«Информационные модели в графах»

Ответьте на вопросы: Что такое граф? Из чего состоит? Виды графов. Деревья, сети. Работа в парах 2 вариант 1 вариант работа с презентацией «Теоретические сведения» работа с презентацией «Теоретические сведения» работа с учебником (дополнение к главе 2, п. 2.1, стр. 297-302); работа с учебником (дополнение к главе 2, п. 2.1, стр. 297-302); Заполните опорный конспект

Ответьте на вопросы:

  • Что такое граф?
  • Из чего состоит?
  • Виды графов.
  • Деревья, сети.

Работа в парах

2 вариант

1 вариант

  • работа с презентацией «Теоретические сведения»
  • работа с презентацией «Теоретические сведения»
  • работа с учебником (дополнение к главе 2, п. 2.1, стр. 297-302);
  • работа с учебником (дополнение к главе 2, п. 2.1, стр. 297-302);

Заполните опорный конспект

Сказка «Каша из топора»

 

Пришел солдат с походу на квартиру и говорит хозяйке: — Здравствуй, божья старушка! Дай-ка мне чего-нибудь поесть. А старуха в ответ: — Вот там на гвоздике повесь! — Аль ты совсем глуха, что не чуешь? — Где хошь, там и заночуешь! — Ах ты, старая ведьма! Я те глухоту-то вылечу! — И полез было с кулаками.— Подавай на стол! — Да нечего, родимый! — Вари кашицу! — Да не из чего, родимый! — Давай топор; я из топора сварю! «Что за диво! —думает баба.— Дай посмотрю, как из топора солдат кашицу сварит!» Принесла ему топор; солдат взял, положил его в горшок, налил воды и давай варить. Варил-варил, попробовал и говорит: — Всем бы кашица взяла, только б малую толику круп подсыпать! Баба принесла ему круп. Опять варил-варил, попробовал и говорит: — Совсем бы готово, только б маслом сдобрить! Баба принесла ему масла. Солдат сварил кашицу: — Ну, старуха, теперь подавай хлеба да соли да принимайся за ложку: станем кашицу есть! Похлебали вдвоем кашицу. Старуха спрашивает: — Служивый! Когда ж топор будем есть? — Да, вишь, он не уварился,— отвечал солдат.— Где-нибудь на дороге доварю да позавтракаю! Тотчас припрятал топор в ранец, распростился с хозяйкою и пошел в иную деревню. Вот так-то солдат и кашицы поел, и топор унес!

Применение графов:

Применение графов:

В медицине : Попробуйте понять, о каком процессе повествует граф? I III II IV Ответ: схема переливания крови

В медицине :

Попробуйте понять, о каком процессе повествует граф?

I

III

II

IV

Ответ: схема переливания крови

В географии: Круговорот воды в природе испарение осадки Подземные воды

В географии:

Круговорот воды в природе

испарение

осадки

Подземные воды

В математике: Запишите арифметическое выражение,  соответствующее следующему дереву и  вычислите: - + / + 6 5 12 4 2 Ответ: (6 + 5) – 12 / (4 + 2) = 9

В математике:

  • Запишите арифметическое выражение,

соответствующее следующему дереву и

вычислите:

-

+

/

+

6

5

12

4

2

Ответ: (6 + 5) – 12 / (4 + 2) = 9

В математике : 2. Постройте граф, соответствующий  следующему арифметическому  выражению: (a + b) * (c + 2*d) * + + * a b c 2 d

В математике :

2. Постройте граф, соответствующий

следующему арифметическому

выражению: (a + b) * (c + 2*d)

*

+

+

*

a

b

c

2

d

В математике : 3. Сколько трёхзначных чисел можно составить из цифр 1,3,5,7, используя в записи числа каждую из них не более одного раза? Ответ: 24

В математике :

3. Сколько трёхзначных чисел можно составить из цифр 1,3,5,7, используя в записи числа каждую из них не более одного раза?

Ответ: 24

В биологии: Составить цепь питания

В биологии:

Составить цепь питания

В литературе: Общеиндоевропейский язык Представьте следующий текст в виде дерева: Известно, что древнерусский язык и общеславянский язык произошли от общеиндоевропейского языка. От древнерусского языка отошли русский, украинский и белорусский языки. От общеславянского языка отошли польский, чешский, болгарский и словенский языки. Древнерусский язык Общеславянский язык польский русский украинский чешский белорусский болгарский словенский

В литературе:

Общеиндоевропейский язык

Представьте следующий текст в виде дерева:

Известно, что древнерусский язык и общеславянский язык произошли от общеиндоевропейского языка. От древнерусского языка отошли русский, украинский и белорусский языки. От общеславянского языка отошли польский, чешский, болгарский и словенский языки.

Древнерусский язык

Общеславянский язык

польский

русский

украинский

чешский

белорусский

болгарский

словенский

В теории вероятности:  Решите задачу: 2 Пятеро ученых, участвовавших в научной конференции, обменялись рукопожатиями. Сколько всего было сделано рукопожатий? 1 3 5 4 Ответ: 10 рукопожатий

В теории вероятности:

Решите задачу:

2

Пятеро ученых, участвовавших в научной конференции, обменялись рукопожатиями. Сколько всего было сделано рукопожатий?

1

3

5

4

Ответ: 10 рукопожатий

В повседневной жизни:

В повседневной жизни:

  • Подумайте, как можно структурировать такую информацию: «От поселка Васюки 3 дороги идут в посёлки Солнцево, Грибное и Ягодное. Между Солнцевым и Грибным и между Грибным и Ягодным также есть дороги. Кроме того есть дорога, которая идет из из Грибного в лес и возвращается обратно в Грибное».
  • В столовой на горячее можно заказать щуку, грибы и баранину, на гарнир – картофель и рис, а из напитков – чай и кофе. Сколько различных вариантов обедов можно составить из указанных блюд? Решение задачи представьте в виде дерева.
В повседневной жизни:  Генеалогическое дерево Романовых

В повседневной жизни:

Генеалогическое дерево Романовых

С помощью графов можно решать задачи:   1) Логические;  2) Комбинаторные;  3) Алгебраические:

С помощью графов можно решать задачи: 1) Логические; 2) Комбинаторные; 3) Алгебраические:

  • на движение,
  • на совместную работу.
Экзаменационная задача: На рисунке – схема дорог, связывающих города А, Б, В, Г, Д, Е, К. По каждой дороге можно двигаться только в одном направлении, указанном стрелкой.  Сколько существует различных путей из города А в город К? Ответ: 8

Экзаменационная задача:

На рисунке – схема дорог, связывающих города А, Б, В, Г, Д, Е, К. По каждой дороге можно двигаться только в одном направлении, указанном стрелкой. Сколько существует различных путей из города А в город К?

Ответ: 8

Рефлексия 4-3-2-1 4 новых понятия, которые я  узнал;  3 новых факта, которые я узнал;  2 вопроса, на которые я не  получил ответа;  1 самая важная мысль.

Рефлексия 4-3-2-1

4 новых понятия, которые я узнал; 3 новых факта, которые я узнал; 2 вопроса, на которые я не получил ответа; 1 самая важная мысль.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Информатика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Урок на тему: "Графические информационные модели"

Автор: Шмигельская Наталья Николаевна

Дата: 01.02.2015

Номер свидетельства: 165602

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Конспект урока по информатики "Информационное моделирование" "
    ["seo_title"] => string(63) "konspiekt-uroka-po-informatiki-informatsionnoie-modielirovaniie"
    ["file_id"] => string(6) "114297"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1411406158"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(220) "ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК   информатика и ИКТ, история  «Моделирование как метод познания.  Информационные модели на графах» "
    ["seo_title"] => string(122) "intiegrirovannyi-urok-informatika-i-ikt-istoriia-modielirovaniie-kak-mietod-poznaniia-informatsionnyie-modieli-na-ghrafakh"
    ["file_id"] => string(6) "183762"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425923384"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "интегрированный урок черчение "Аксонометрические проекции в программе "Компас 3Д"""
    ["seo_title"] => string(93) "intieghrirovannyi-urok-chierchieniie-aksonomietrichieskiie-proiektsii-v-proghrammie-kompas-3d"
    ["file_id"] => string(6) "290212"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454933265"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Поезентация на тему "Моделирование и модели" "
    ["seo_title"] => string(50) "poiezientatsiia-na-tiemu-modielirovaniie-i-modieli"
    ["file_id"] => string(6) "103253"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1402574668"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(42) "Информационные модели "
    ["seo_title"] => string(24) "informatsionnyie-modieli"
    ["file_id"] => string(6) "125414"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1414976252"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства