 
снесла 
бил, не разбил 
уронила и разбила 
била, не разбила 
О каком произведении идет речь? 
КР 
Д 
ЯЗ 
М 
Б 
     
Цель урока: 
Выяснить, как называется и в виде чего представлена данная графическая информационная модель? 
     
Задачи урока: 
Слова "помощники": 
Определить… 
Изучить… 
Научиться… 
Узнать… 
Повторить… 
Проверить… 
     
Задачи урока: 
- Определить вид данной информационной графической модели; 
- Изучить её структуру; 
- Научиться строить такие графические модели; 
- Узнать где они применяются; 
- Повторить материал прошлого урока; 
- Проверить как поняли новый материал 
 
Проверка знаний 
ТЕСТ 
ИЗ 10 ВОПРОСОВ 
Начать тестирование 
     
Проверка знаний 
1. Модель это 
визуальный объект – неправильно! 
визуальный объект 
свойство процесса или явления – неправильно! 
свойство процесса или явления 
 
упрощенное представление о реальности – правильно! 
упрощенное представление о реальности 
материальный объект – неправильно! 
материальный объект 
 
Продолжить 
     
Проверка знаний 
2. Моделирование, при котором реальному объекту противопоставляется его увеличенная или уменьшенная копия, называется 
идеальным – неправильно! 
идеальным 
формальным – неправильно! 
формальным 
 
материальным – правильно! 
материальным 
математическим – неправильно! 
математическим 
 
 
Продолжить 
     
Проверка знаний 
3. Моделирование, при котором исследование объекта осуществляется посредством модели, сформированной на языке математики, называется 
арифметическим – неправильно! 
арифметическим 
аналоговым – неправильно! 
аналоговым 
 
 
знаковым – неправильно! 
знаковым 
 
 
математическим 
математическим – правильно! 
Продолжить 
     
Проверка знаний 
4. Информационная модель это 
одномоментный срез по объекту – неправильно! 
одномоментный срез по объекту 
описание объекта моделирования – правильно! 
описание объекта моделирования 
 
физическое подобие объекта – неправильно! 
физическое подобие объекта 
 
детская игрушка – неправильно! 
детская игрушка 
Продолжить 
     
Проверка знаний 
5. Вербальная модель – это 
компьютерная модель – неправильно! 
компьютерная модель 
информационная модель в мысленной или разговорной форме – правильно! 
информационная модель в мысленной или разговорной форме 
 
 
информационная модель, выраженная специальными знаками – неправильно! 
информационная модель, выраженная специальными знаками 
 
 
материальная модель 
материальная модель – неправильно! 
Продолжить 
     
Проверка знаний 
6. Модель отражает 
только одну сторону данного объекта – неправильно! 
только одну сторону данного объекта 
некоторые стороны данного объекта – неправильно! 
некоторые стороны данного объекта 
 
 
существенные стороны данного объекта – правильно! 
существенные стороны данного объекта 
все стороны данного объекта – неправильно! 
все стороны данного объекта 
Продолжить 
     
Проверка знаний 
7. Материальной моделью является 
макет самолета – правильно! 
макет самолета 
 
 
карта – неправильно! 
карта 
 
чертеж – неправильно! 
чертеж 
диаграмма – неправильно! 
диаграмма 
Продолжить 
     
Проверка знаний 
8. Информационной моделью занятий в школе является 
правила поведения учащихся – неправильно! 
правила поведения учащихся 
 
 
список учеников класса – неправильно! 
список учеников класса 
 
перечень учебников – неправильно! 
перечень учебников 
расписание уроков – правильно! 
расписание уроков 
Продолжить 
     
Проверка знаний 
9. Формализация это 
реальному объекту противопоставляется его увеличенная или уменьшенная копия – неправильно! 
реальному объекту противопоставляется его увеличенная или уменьшенная копия 
 
переход от свойств объекта к их обозначению в определенной знаковой системе – правильно! 
переход от свойств объекта к их обозначению в определенной знаковой системе 
 
 
выделение главных, существенных для исследования, свойств объекта 
выделение главных, существенных для исследования, свойств объекта – неправильно! 
позволяет увидеть изменения объекта во времени 
позволяет увидеть изменения объекта во времени – неправильно! 
 
 
Продолжить 
     
Проверка знаний 
10. Какой из видов графических информационных моделей вам не знаком? 
граф – правильно! 
граф 
карта 
 
карта – неправильно! 
 
чертеж – неправильно! 
чертеж 
график 
график – неправильно! 
Завершить тест 
     
 
 
Тема урока: 
«Информационные модели в графах» 
 
 
 
     
Ответьте на вопросы: 
- Что такое граф? 
- Из чего состоит? 
- Виды графов. 
- Деревья, сети. 
Работа в парах 
2 вариант 
1 вариант 
- работа с презентацией «Теоретические сведения» 
- работа с презентацией «Теоретические сведения» 
- работа с учебником (дополнение к главе 2, п. 2.1, стр. 297-302); 
- работа с учебником (дополнение к главе 2, п. 2.1, стр. 297-302); 
Заполните опорный конспект 
     
    
Сказка «Каша из топора» 
  
Пришел солдат с походу на квартиру и говорит хозяйке:  — Здравствуй, божья старушка! Дай-ка мне чего-нибудь поесть.  А старуха в ответ:  — Вот там на гвоздике повесь!  — Аль ты совсем глуха, что не чуешь?  — Где хошь, там и заночуешь!  — Ах ты, старая ведьма! Я те глухоту-то вылечу! — И полез было с кулаками.— Подавай на стол!  — Да нечего, родимый!  — Вари кашицу!  — Да не из чего, родимый!  — Давай топор; я из топора сварю!  «Что за диво! —думает баба.— Дай посмотрю, как из топора солдат кашицу сварит!»  Принесла ему топор; солдат взял, положил его в горшок, налил воды и давай варить. Варил-варил, попробовал и говорит:  — Всем бы кашица взяла, только б малую толику круп подсыпать! Баба принесла ему круп. Опять варил-варил, попробовал и говорит:  — Совсем бы готово, только б маслом сдобрить! Баба принесла ему масла. Солдат сварил кашицу:  — Ну, старуха, теперь подавай хлеба да соли да принимайся за ложку: станем кашицу есть!  Похлебали вдвоем кашицу. Старуха спрашивает:  — Служивый! Когда ж топор будем есть?  — Да, вишь, он не уварился,— отвечал солдат.— Где-нибудь на дороге доварю да позавтракаю!  Тотчас припрятал топор в ранец, распростился с хозяйкою и пошел в иную деревню.  Вот так-то солдат и кашицы поел, и топор унес! 
     
Применение графов: 
     
В медицине : 
Попробуйте понять, о каком процессе повествует граф? 
I 
III 
II 
IV 
Ответ: схема переливания крови 
     
В географии: 
Круговорот воды в природе 
испарение 
осадки 
Подземные воды 
     
В математике: 
- Запишите арифметическое выражение, 
 соответствующее следующему дереву и 
 вычислите: 
- 
+ 
/ 
+ 
6 
5 
12 
4 
2 
Ответ: (6 + 5) – 12 / (4 + 2) = 9 
     
В математике : 
2. Постройте граф, соответствующий 
 следующему арифметическому 
 выражению: (a + b) * (c + 2*d) 
* 
+ 
+ 
* 
a 
b 
c 
2 
d 
     
В математике : 
3. Сколько трёхзначных чисел можно составить из цифр 1,3,5,7, используя в записи числа каждую из них не более одного раза? 
Ответ: 24 
     
В биологии: 
Составить цепь питания 
     
В литературе: 
Общеиндоевропейский язык 
Представьте следующий текст в виде дерева: 
Известно, что древнерусский язык и общеславянский язык произошли от общеиндоевропейского языка. От древнерусского языка отошли русский, украинский и белорусский языки. От общеславянского языка отошли польский, чешский, болгарский и словенский языки. 
Древнерусский язык 
Общеславянский язык 
польский 
русский 
украинский 
чешский 
белорусский 
болгарский 
словенский 
     
В теории вероятности:  
Решите задачу: 
2 
Пятеро ученых, участвовавших в научной конференции, обменялись рукопожатиями. Сколько всего было сделано рукопожатий? 
1 
3 
5 
4 
Ответ: 10 рукопожатий 
     
В повседневной жизни:  
- Подумайте, как можно структурировать такую информацию: «От поселка Васюки 3 дороги идут в посёлки Солнцево, Грибное и Ягодное. Между Солнцевым и Грибным и между Грибным и Ягодным также есть дороги. Кроме того есть дорога, которая идет из из Грибного в лес и возвращается обратно в Грибное». 
- В столовой на горячее можно заказать щуку, грибы и баранину, на гарнир – картофель и рис, а из напитков – чай и кофе. Сколько различных вариантов обедов можно составить из указанных блюд? Решение задачи представьте в виде дерева. 
 
В повседневной жизни:  
Генеалогическое дерево Романовых 
     
С помощью графов можно решать задачи:   1) Логические;  2) Комбинаторные;  3) Алгебраические: 
- на движение, 
- на совместную работу. 
 
Экзаменационная задача: 
На рисунке – схема дорог, связывающих города А, Б, В, Г, Д, Е, К. По каждой дороге можно двигаться только в одном направлении, указанном стрелкой.  Сколько существует различных путей из города А в город К? 
Ответ: 8 
     
Рефлексия 4-3-2-1 
4 новых понятия, которые я  узнал;  3 новых факта, которые я узнал;  2 вопроса, на которые я не  получил ответа;  1 самая важная мысль.