kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация к уроку на тему "Измерение информации. Содержательный подход."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обсуждение связи между количеством информации в сообщении и его содержанием может происходить на разных уровнях глубины. Качественный подход, который может использоваться на уровне пропедевтики базового курса информатики (5–7-е классы) или в базовом курсе (8–9-е классы). На данном уровне изучения обсуждается следующая цепочка понятий: информация — сообщение — информативность сообщения.

Количественный подход в приближении равновероятности может изучаться либо в углубленном варианте базового курса в основной школе, либо при изучении информатики в 10–11-х классах на базовом уровне. Рассматривается следующая цепочка понятий: равновероятные события — неопределенность знаний — бит как единица измерения информации — формула Хартли  решение показательного уравнения для N равного целым степеням двойки.

Вероятностный подход к измерению информации может изучаться в 10–11-х классах в рамках общеобразовательного курса профильного уровня или в элективном курсе, посвященном математическим основам информатики. Здесь должно быть введено математически корректное определение вероятности. Кроме того, ученики должны знать функцию логарифма и ее свойства, уметь решать показательные уравнения.

  

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку на тему "Измерение информации. Содержательный подход." »

Измерение информации. Содержательный подход.

Измерение информации. Содержательный подход.

С позиции содержательного подхода к измерению информации решается вопрос о количестве информации в сообщении, получаемом человеком. Рассматривается следующая ситуация:

С позиции содержательного подхода к измерению информации решается вопрос о количестве информации в сообщении, получаемом человеком. Рассматривается следующая ситуация:

1) человек получает сообщение о некотором событии; при этом заранее известна неопределенность знания человека об ожидаемом событии. Неопределенность знания может быть выражена либо числом возможных вариантов события, либо вероятностью ожидаемых вариантов события;   2) в результате получения сообщения неопределенность знания снимается: из некоторого возможного количества вариантов оказался выбранным один;   3) по формуле вычисляется количество информации в полученном сообщении, выраженное в битах.

1) человек получает сообщение о некотором событии; при этом заранее известна неопределенность знания человека об ожидаемом событии. Неопределенность знания может быть выражена либо числом возможных вариантов события, либо вероятностью ожидаемых вариантов события; 2) в результате получения сообщения неопределенность знания снимается: из некоторого возможного количества вариантов оказался выбранным один; 3) по формуле вычисляется количество информации в полученном сообщении, выраженное в битах.

Формула, используемая для вычисления количества информации, зависит от ситуаций, которых может быть две:   2. Вероятности ( p ) возможных вариантов события разные и они заранее известны:  {p i }, i = 1.. N . Здесь по-прежнему N — число возможных вариантов события.

Формула, используемая для вычисления количества информации, зависит от ситуаций, которых может быть две:

  • 2. Вероятности ( p ) возможных вариантов события разные и они заранее известны:

{p i }, i = 1.. N . Здесь по-прежнему N — число возможных вариантов события.

  • 1. Все возможные варианты события равновероятны. Их число конечно и равно N .
Равновероятные события. Если обозначить буквой i количество информации в сообщении о том, что произошло одно из N равновероятных событий, то величины i и N связаны между собой формулой Хартли:   2 i  = N 1 бит — это количество информации в сообщении об одном из двух равновероятных событий . Формула Хартли — это показательное уравнение. Если i — неизвестная величина, то решением данного уравнения будет: i = log 2 N Данные формулы тождественны друг другу.

Равновероятные события. Если обозначить буквой i количество информации в сообщении о том, что произошло одно из N равновероятных событий, то величины i и N связаны между собой формулой Хартли:

2 i = N

1 бит — это количество информации в сообщении об одном из двух равновероятных событий .

Формула Хартли — это показательное уравнение. Если i — неизвестная величина, то решением данного уравнения будет:

i = log 2 N

Данные формулы тождественны друг другу.

Рассмотрим несколько примеров: Пример 1. Сколько информации содержит сообщение о том, что из колоды карт достали даму пик?  Решение: В колоде 32 карты. В перемешанной колоде выпадение любой карты — равновероятные события. Если i — количество информации в сообщении о том, что выпала конкретная карта (например, дама пик), то из уравнения Хартли: 2 i = 32 = 2 5 Отсюда: i = 5 бит.

Рассмотрим несколько примеров:

  • Пример 1. Сколько информации содержит сообщение о том, что из колоды карт достали даму пик?

Решение: В колоде 32 карты. В перемешанной колоде выпадение любой карты — равновероятные события. Если i — количество информации в сообщении о том, что выпала конкретная карта (например, дама пик), то из уравнения Хартли:

2 i = 32 = 2 5

Отсюда: i = 5 бит.

Пример 2. Сколько информации содержит сообщение о выпадении грани с числом 3 на шестигранном игральном кубике?
  • Пример 2. Сколько информации содержит сообщение о выпадении грани с числом 3 на шестигранном игральном кубике?

Решение: Считая выпадение любой грани событием равновероятным, запишем формулу Хартли:

2 i = 6.

Отсюда: i = log 2 6 = 2,58496 бит.

Неравновероятные события (вероятностный подход). Если вероятность некоторого события равна p , а i (бит) — это количество информации в сообщении о том, что произошло это событие, то данные величины связаны между собой формулой:    2 i  = 1/ p   Решая данное показательное уравнение относительно i , получаем: i = log 2 (1/ p ) формула Шеннона

Неравновероятные события (вероятностный подход). Если вероятность некоторого события равна p , а i (бит) — это количество информации в сообщении о том, что произошло это событие, то данные величины связаны между собой формулой:

2 i = 1/ p  

Решая данное показательное уравнение относительно i , получаем:

i = log 2 (1/ p ) формула Шеннона

Качественный подход Информация — это знания людей, получаемые ими из различных сообщений.  Сообщение — это информационный поток (поток данных), который в процессе передачи информации поступает к принимающему его субъекту.  Сообщение Информативные сообщение , которое пополняет знания человека, т.е. несет для него информацию.  Неинформативные сведения “старые”, т.е. человек это уже знает, или содержание сообщения непонятно человеку

Качественный подход

  • Информация — это знания людей, получаемые ими из различных сообщений.
  • Сообщение — это информационный поток (поток данных), который в процессе передачи информации поступает к принимающему его субъекту.

Сообщение

Информативные сообщение , которое пополняет знания человека, т.е. несет для него информацию.

Неинформативные сведения “старые”, т.е. человек это уже знает, или содержание сообщения непонятно человеку

Количественный подход в приближении равновероятности   События равновероятны , если ни одно из них не имеет преимущества перед другими.  Рассмотрим на примере. «Сколько информации несет сообщение о результате бросания шестигранного кубика?» Из уравнения Хартли: 2 i = 6. Поскольку 2 2 i Затем определяем более точное значение (с точностью до пяти знаков после запятой), что i = 2,58496 бит. Отметить, что при данном подходе количество информации может быть выражено дробной величиной.

Количественный подход в приближении равновероятности

События равновероятны , если ни одно из них не имеет преимущества перед другими.

Рассмотрим на примере. «Сколько информации несет сообщение о результате бросания шестигранного кубика?» Из уравнения Хартли: 2 i = 6.

Поскольку 2 2 i

Затем определяем более точное значение (с точностью до пяти знаков после запятой), что i = 2,58496 бит. Отметить, что при данном подходе количество информации может быть выражено дробной величиной.

Вероятностный подход к измерению информации   Вероятность некоторого события — это величина, которая может принимать значения от нуля до единицы. Вероятность невозможного события равна нулю  (например: «завтра Солнце не взойдет над горизонтом») Вероятность достоверн ого события равна единице  (например: «Завтра солнце взойдет над горизонтом»). Вероятность некоторого события определяется путем многократных наблюдений (измерений, испытаний). Такие измерения называют статистическими. И чем большее количество измерений выполнено, тем точнее определяется вероятность события.

Вероятностный подход к измерению информации

Вероятность некоторого события — это величина, которая может принимать значения от нуля до единицы.

Вероятность невозможного события равна нулю

(например: «завтра Солнце не взойдет над горизонтом»)

Вероятность достоверн ого события равна единице

(например: «Завтра солнце взойдет над горизонтом»).

Вероятность некоторого события определяется путем многократных наблюдений (измерений, испытаний). Такие измерения называют статистическими. И чем большее количество измерений выполнено, тем точнее определяется вероятность события.

Рассмотрим несколько примеров: Пример 3.  На автобусной остановке останавливаются два маршрута автобусов: № 5 и № 7. Ученику дано задание: определить, сколько информации содержит сообщение о том, что к остановке подошел автобус № 5, и сколько информации в сообщении о том, что подошел автобус № 7.

Рассмотрим несколько примеров:

Пример 3. На автобусной остановке останавливаются два маршрута автобусов: № 5 и № 7. Ученику дано задание: определить, сколько информации содержит сообщение о том, что к остановке подошел автобус № 5, и сколько информации в сообщении о том, что подошел автобус № 7.

Решение: Ученик провел исследование. В течение всего рабочего дня он подсчитал, что к остановке автобусы подходили 100 раз. Из них — 25 раз подходил автобус № 5 и 75 раз подходил автобус № 7. Сделав предположение, что с такой же частотой автобусы ходят и в другие дни, ученик вычислил вероятность появления на остановке автобуса № 5: p 5 = 25/100 = 1/4, и вероятность появления автобуса № 7: p 7 = 75/100 = 3/4. Отсюда, количество информации в сообщении об автобусе № 5 равно: i 5 = log 2 4 = 2 бита. Количество информации в сообщении об автобусе № 7 равно: i 7 = log 2 (4/3) = log 2 4 – log 2 3 =  2 – 1,58496 = 0,41504  бита.

Решение: Ученик провел исследование. В течение всего рабочего дня он подсчитал, что к остановке автобусы подходили 100 раз. Из них — 25 раз подходил автобус № 5 и 75 раз подходил автобус № 7. Сделав предположение, что с такой же частотой автобусы ходят и в другие дни, ученик вычислил вероятность появления на остановке автобуса № 5: p 5 = 25/100 = 1/4, и вероятность появления автобуса № 7: p 7 = 75/100 = 3/4.

Отсюда, количество информации в сообщении об автобусе № 5 равно: i 5 = log 2 4 = 2 бита. Количество информации в сообщении об автобусе № 7 равно:

i 7 = log 2 (4/3) = log 2 4 – log 2 3 =  2 – 1,58496 = 0,41504 бита.

Пример 4 .  Рассмотрим другой вариант задачи об автобусах. На остановке останавливаются автобусы № 5 и № 7. Сообщение о том, что к остановке подошел автобус № 5, несет 4 бита информации. Вероятность появления на остановке автобуса с № 7 в два раза меньше, чем вероятность появления автобуса № 5. Сколько бит информации несет сообщение о появлении на остановке автобуса № 7? Решение: Запишем условие задачи в следующем виде: i 5 = 4 бита, p 5 = 2 · p 7 Вспомним связь между вероятностью и количеством информации: 2 i = 1/ p Отсюда: p = 2 – i Подставляя в равенство из условия задачи, получим: Отсюда:

Пример 4 . Рассмотрим другой вариант задачи об автобусах. На остановке останавливаются автобусы № 5 и № 7. Сообщение о том, что к остановке подошел автобус № 5, несет 4 бита информации. Вероятность появления на остановке автобуса с № 7 в два раза меньше, чем вероятность появления автобуса № 5. Сколько бит информации несет сообщение о появлении на остановке автобуса № 7?

Решение: Запишем условие задачи в следующем виде:

i 5 = 4 бита, p 5 = 2 · p 7

Вспомним связь между вероятностью и количеством информации: 2 i = 1/ p

Отсюда: p = 2 – i

Подставляя в равенство из условия задачи, получим:

Отсюда:

Из полученного результата следует вывод: уменьшение вероятности события в 2 раза увеличивает информативность сообщения о нем на 1 бит. Очевидно и обратное правило: увеличение вероятности события в 2 раза уменьшает информативность сообщения о нем на 1 бит. Зная эти правила, предыдущую задачу можно было решить «в уме».

Из полученного результата следует вывод: уменьшение вероятности события в 2 раза увеличивает информативность сообщения о нем на 1 бит. Очевидно и обратное правило: увеличение вероятности события в 2 раза уменьшает информативность сообщения о нем на 1 бит. Зная эти правила, предыдущую задачу можно было решить «в уме».


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Информатика

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Презентация к уроку на тему "Измерение информации. Содержательный подход."

Автор: Щанкина Наталья Валерьевна

Дата: 18.06.2014

Номер свидетельства: 106682

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Использование информационных технологий на уроках химии "
    ["seo_title"] => string(63) "ispol-zovaniie-informatsionnykh-tiekhnologhii-na-urokakh-khimii"
    ["file_id"] => string(6) "119382"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1413394310"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(261) "презентация на тему «Проектная деятельность как одна из форм организации учебного процесса, способствующая повышению качества образования» "
    ["seo_title"] => string(162) "priezientatsiia-na-tiemu-proiektnaia-dieiatiel-nost-kak-odna-iz-form-orghanizatsii-uchiebnogho-protsiessa-sposobstvuiushchaia-povyshieniiu-kachiestva-obrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "103837"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1402640506"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Планета Знаний. Рабочая программа по математике, 4 класс"
    ["seo_title"] => string(60) "planieta-znanii-rabochaia-proghramma-po-matiematikie-4-klass"
    ["file_id"] => string(6) "294797"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1455721699"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(61) "подготовка к ЕГЭ. Решение задач С2"
    ["seo_title"] => string(35) "podghotovkakiegerieshieniiezadachs2"
    ["file_id"] => string(6) "273175"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452165781"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства