Презентация к уроку на тему "Измерение информации. Содержательный подход."
Презентация к уроку на тему "Измерение информации. Содержательный подход."
Обсуждение связи между количеством информации в сообщении и его содержанием может происходить на разных уровнях глубины. Качественный подход, который может использоваться на уровне пропедевтики базового курса информатики (5–7-е классы) или в базовом курсе (8–9-е классы). На данном уровне изучения обсуждается следующая цепочка понятий: информация — сообщение — информативностьсообщения.
Количественный подход в приближении равновероятности может изучаться либо в углубленном варианте базового курса в основной школе, либо при изучении информатики в 10–11-х классах на базовом уровне. Рассматривается следующая цепочка понятий: равновероятные события — неопределенность знаний — бит как единица измерения информации — формула Хартли—решение показательного уравнения для N равного целым степеням двойки.
Вероятностный подход к измерению информации может изучаться в 10–11-х классах в рамках общеобразовательного курса профильного уровня или в элективном курсе, посвященном математическим основам информатики. Здесь должно быть введено математически корректное определение вероятности. Кроме того, ученики должны знать функцию логарифма и ее свойства, уметь решать показательные уравнения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку на тему "Измерение информации. Содержательный подход." »
Измерение информации. Содержательный подход.
С позиции содержательного подхода к измерению информации решается вопрос о количестве информации в сообщении, получаемом человеком. Рассматривается следующая ситуация:
1) человек получает сообщение о некотором событии; при этом заранее известнанеопределенность знаниячеловека об ожидаемом событии. Неопределенность знания может быть выражена либо числом возможных вариантов события, либо вероятностью ожидаемых вариантов события;2) в результате получения сообщения неопределенность знания снимается: из некоторого возможного количества вариантов оказался выбранным один;3) по формуле вычисляется количество информации в полученном сообщении, выраженное в битах.
Формула, используемая для вычисления количества информации, зависит от ситуаций, которых может быть две:
2. Вероятности ( p ) возможных вариантов события разные и они заранее известны:
{pi}, i = 1.. N . Здесь по-прежнему N — число возможных вариантов события.
1. Все возможные варианты события равновероятны. Их число конечно и равно N .
Равновероятные события.Если обозначить буквойiколичество информации в сообщении о том, что произошло одно изNравновероятных событий, то величиныiиNсвязаны между собой формулой Хартли:
2 i = N
1 бит — это количество информации в сообщении об одном из двух равновероятных событий .
Формула Хартли — это показательное уравнение. Если i — неизвестная величина, то решением данного уравнения будет:
i = log 2 N
Данные формулы тождественны друг другу.
Рассмотрим несколько примеров:
Пример 1. Сколько информации содержит сообщение о том, что из колоды карт достали даму пик?
Решение: В колоде 32 карты. В перемешанной колоде выпадение любой карты — равновероятные события. Если i — количество информации в сообщении о том, что выпала конкретная карта (например, дама пик), то из уравнения Хартли:
2 i = 32 = 2 5
Отсюда: i = 5 бит.
Пример 2. Сколько информации содержит сообщение о выпадении грани с числом 3 на шестигранном игральном кубике?
Решение: Считая выпадение любой грани событием равновероятным, запишем формулу Хартли:
2 i = 6.
Отсюда: i = log 2 6 = 2,58496 бит.
Неравновероятные события(вероятностный подход).Если вероятность некоторого события равнаp, аi(бит) — это количество информации в сообщении о том, что произошло это событие, то данные величины связаны между собой формулой:
2 i = 1/ p
Решая данное показательное уравнение относительно i , получаем:
i = log 2 (1/ p ) формула Шеннона
Качественный подход
Информация— это знания людей, получаемые ими из различных сообщений.
Сообщение— это информационный поток (поток данных), который в процессе передачи информации поступает к принимающему его субъекту.
Сообщение
Информативные сообщение, которое пополняет знания человека, т.е. несет для него информацию.
Неинформативные сведения “старые”, т.е. человек это уже знает, или содержание сообщения непонятно человеку
События равновероятны, если ни одно из них не имеет преимущества перед другими.
Рассмотрим на примере. «Сколько информации несет сообщение о результате бросания шестигранного кубика?» Из уравнения Хартли: 2 i = 6.
Поскольку 2 2 i
Затем определяем более точное значение (с точностью до пяти знаков после запятой), что i = 2,58496 бит. Отметить, что при данном подходе количество информации может быть выражено дробной величиной.
Вероятностный подходк измерению информации
Вероятность некоторого события — это величина, которая может принимать значения от нуля до единицы.
Вероятностьневозможногособытия равнанулю
(например: «завтра Солнце не взойдет над горизонтом»)
Вероятностьдостоверного события равнаединице
(например: «Завтра солнце взойдет над горизонтом»).
Вероятностьнекоторогособытия определяется путем многократных наблюдений (измерений, испытаний). Такие измерения называют статистическими. И чем большее количество измерений выполнено, тем точнее определяется вероятность события.
Рассмотрим несколько примеров:
Пример 3. На автобусной остановке останавливаются два маршрута автобусов: № 5 и № 7. Ученику дано задание: определить, сколько информации содержит сообщение о том, что к остановке подошел автобус № 5, и сколько информации в сообщении о том, что подошел автобус № 7.
Решение: Ученик провел исследование. В течение всего рабочего дня он подсчитал, что к остановке автобусы подходили 100 раз. Из них — 25 раз подходил автобус № 5 и 75 раз подходил автобус № 7. Сделав предположение, что с такой же частотой автобусы ходят и в другие дни, ученик вычислил вероятность появления на остановке автобуса № 5: p 5 = 25/100 = 1/4, и вероятность появления автобуса № 7: p 7 = 75/100 = 3/4.
Отсюда, количество информации в сообщении об автобусе № 5 равно: i 5 = log 2 4 = 2 бита. Количество информации в сообщении об автобусе № 7 равно:
Пример 4. Рассмотрим другой вариант задачи об автобусах. На остановке останавливаются автобусы № 5 и № 7. Сообщение о том, что к остановке подошел автобус № 5, несет 4 бита информации. Вероятность появления на остановке автобуса с № 7 в два раза меньше, чем вероятность появления автобуса № 5. Сколько бит информации несет сообщение о появлении на остановке автобуса № 7?
Решение: Запишем условие задачи в следующем виде:
i 5 = 4 бита, p 5 = 2 · p 7
Вспомним связь между вероятностью и количеством информации: 2 i = 1/ p
Отсюда: p = 2 – i
Подставляя в равенство из условия задачи, получим:
Отсюда:
Из полученного результата следует вывод: уменьшение вероятности события в 2 раза увеличивает информативность сообщения о нем на 1 бит. Очевидно и обратное правило: увеличение вероятности события в 2 раза уменьшает информативность сообщения о нем на 1 бит. Зная эти правила, предыдущую задачу можно было решить «в уме».
object(ArrayObject)#885 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(261) "презентация на тему «Проектная деятельность как одна из форм организации учебного процесса, способствующая повышению качества образования» "
["seo_title"] => string(162) "priezientatsiia-na-tiemu-proiektnaia-dieiatiel-nost-kak-odna-iz-form-orghanizatsii-uchiebnogho-protsiessa-sposobstvuiushchaia-povyshieniiu-kachiestva-obrazovaniia"
["file_id"] => string(6) "103837"
["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
["date"] => string(10) "1402640506"
}
}