kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Понятие как форма мышления

Нажмите, чтобы узнать подробности

В понятии отражается совокупность существенных признаков отдельного объекта или класса однородных объектов.

Понятие выражается одним или несколькими словами.

Например, «мороз», «человек», «стол» и т.д.

?Анализ – мысленное разделение объекта на составные части

?Синтез – мысленное объединение объекта в единое целое из частей

?Сравнение – мысленное установление сходства и различий между объектами

?Абстрагирование – мысленное выделение одних признаков объектов и отвлечение других

?Обобщение – мысленное объединение однородных объектов

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Понятие как форма мышления »

Понятие как форма мышления

Понятие как форма мышления

Понятие – это форма мышления В понятии отражается совокупность существенных признаков отдельного объекта или класса однородных объектов. Понятие выражается одним или несколькими словами. Например, «мороз», «человек», «стол» и т.д.

Понятие – это форма мышления

В понятии отражается совокупность существенных признаков отдельного объекта или класса однородных объектов.

Понятие выражается одним или несколькими словами.

Например, «мороз», «человек», «стол» и т.д.

Задание 1. Приведите примеры понятий из:

Задание 1.

Приведите примеры понятий из:

  • Повседневной жизни,
  • Информатики,
  • Математики,
  • Русского языка,
  • Истории,
  • Географии.
Как образуются понятия?

Как образуются понятия?

  • Анализ – мысленное разделение объекта на составные части
  • Синтез – мысленное объединение объекта в единое целое из частей
  • Сравнение – мысленное установление сходства и различий между объектами
  • Абстрагирование – мысленное выделение одних признаков объектов и отвлечение других
  • Обобщение – мысленное объединение однородных объектов
Задание 2. Проанализируйте задачи: На столе стояло три стакана с вишней. Оксана съела один стакан вишни. Сколько стаканов осталось ? Чем кончается ночь ? День ? Чем кончается лето и начинается осень На столе стояло три стакана с вишней. Оксана съела один стакан вишни. Сколько стаканов осталось ? Чем кончается ночь ? День ? Чем кончается лето и начинается осень Катя, Соня, Галя и Тамара родились 2 марта, 17 мая, 2 июля и 20 марта. Соня и Галя родились в одном месяце, а дни рождения Гали и Кати обозначаются одинаковыми числами. Назовите дату рождения каждой девочки.  Продолжи ряд: 2,4,6,8,10… 2,5,8,11,14… а,в,д,ё…. Анна, Борис, Валентина, Геннадий…. Москва, Абакан, Норильск, Киев….

Задание 2.

Проанализируйте задачи:

  • На столе стояло три стакана с вишней. Оксана съела один стакан вишни. Сколько стаканов осталось ? Чем кончается ночь ? День ? Чем кончается лето и начинается осень
  • На столе стояло три стакана с вишней. Оксана съела один стакан вишни. Сколько стаканов осталось ?
  • Чем кончается ночь ? День ? Чем кончается лето и начинается осень

Катя, Соня, Галя и Тамара родились 2 марта, 17 мая, 2 июля и 20 марта. Соня и Галя родились в одном месяце, а дни рождения Гали и Кати обозначаются одинаковыми числами. Назовите дату рождения каждой девочки.

Продолжи ряд:

2,4,6,8,10…

2,5,8,11,14…

а,в,д,ё….

Анна, Борис, Валентина, Геннадий….

Москва, Абакан, Норильск, Киев….

Содержание и объем понятий Содержание понятия – это все существенные признаки объекта или класса объектов, отраженные в понятии.

Содержание и объем понятий

Содержание понятия – это все существенные признаки объекта или класса объектов, отраженные в понятии.

Задание 3. Приведите примеры понятий, объемы которых являются:

Задание 3.

Приведите примеры понятий, объемы которых являются:

  • Пустым множеством
  • Множеством, состоящим из 1 элемента
  • Множеством из 10 элементов
  • Бесконечным множеством
Отношение между понятиями Понятие Содержание Квадрат  Четырехугольник  Все углы прямые  Все стороны равны Прямоугольник

Отношение между понятиями

Понятие

Содержание

Квадрат

  • Четырехугольник
  • Все углы прямые
  • Все стороны равны

Прямоугольник

  • Четырехугольник
  • Все углы прямые
  • Длины противоположных сторон попарно равны
Отношение «тождество» А – город Москва В – столица России А=В

Отношение «тождество»

  • А – город Москва
  • В – столица России

А=В

Отношение «Пересечение» А – электронное письмо В – письмо на русском языке  А В

Отношение «Пересечение»

  • А – электронное письмо
  • В – письмо на русском языке

А

В

Отношение «Подчинение» А – клавиатура В – устройства ввода А В

Отношение «Подчинение»

  • А – клавиатура
  • В – устройства ввода

А

В

Отношение «Соподчинение» F А А – береста В – папирус C – глиняная дощечка D – бумага E – магнитный диск F – носитель информации В D C E

Отношение «Соподчинение»

F

А

  • А – береста
  • В – папирус
  • C – глиняная дощечка
  • D – бумага
  • E – магнитный диск
  • F – носитель информации

В

D

C

E

Отношение «Противоположность» А – компьютер с маленькой памятью В – компьютер с большой памятью А В

Отношение «Противоположность»

  • А – компьютер с маленькой памятью
  • В – компьютер с большой памятью

А В

Отношение «противоречие» А – новый компьютер В – не новый компьютер А В

Отношение «противоречие»

  • А – новый компьютер
  • В – не новый компьютер

А В

Задание 4. Отношение Целое – часть Пример Вид – род Вид – вид Последовательность Причина – следствие

Задание 4.

Отношение

Целое – часть

Пример

Вид – род

Вид – вид

Последовательность

Причина – следствие

Определение понятия – это перечисление всех существенных признаков объекта в связном предложении. Задание 5. Найти в терминологическом словаре определение 2-3 понятий через ближайший род и видовое отличие

Определение понятия – это

перечисление всех существенных признаков объекта в связном предложении.

Задание 5.

Найти в терминологическом словаре определение 2-3 понятий через ближайший род и видовое отличие

Классификация Классификация – это распределение объема некоторого понятия по избранному основанию на ряд частей. Часть речи Междометия Служебная Самостоятельная Предлог Союз Наречие Глагол Частица Числительное Существительное  Прилагательное

Классификация

Классификация – это распределение объема некоторого понятия по избранному основанию на ряд частей.

Часть речи

Междометия

Служебная

Самостоятельная

Предлог

Союз

Наречие

Глагол

Частица

Числительное

Существительное

Прилагательное

Задание 6. Приведите примеры классификаций, с которыми вы познакомились на уроках русского языка, математики, биологии и географии.

Задание 6.

Приведите примеры классификаций, с которыми вы познакомились на уроках русского языка, математики, биологии и географии.

Суждение – как форма мышления Суждение – это форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается об объектах, признаках или отношениях объектов. Суждение имеет свою языковую форму – повествовательное предложение

Суждение – как форма мышления

Суждение – это форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается об объектах, признаках или отношениях объектов.

Суждение имеет свою языковую форму – повествовательное предложение

Примеры суждений Москва больше Санкт-Петербурга Все мальчики любят играть в футбол Некоторые ученики нашего класса поют в школьном хоре. Маша Радугина – лучшая ученица 6 класса

Примеры суждений

Москва больше Санкт-Петербурга

Все мальчики любят играть

в футбол

Некоторые ученики нашего

класса поют в школьном хоре.

Маша Радугина –

лучшая ученица 6 класса

Суждения бывают простыми и сложными  Выделяют 4 вида простых суждений:
  • Суждения бывают простыми и сложными
  • Выделяют 4 вида простых суждений:
Общеутвердительные суждения:

Общеутвердительные суждения:

  • Все квадраты – прямоугольники
  • Все дороги ведут в Рим
Общеотрицательные суждения:

Общеотрицательные суждения:

  • Ни один арифмометр не является компьютером
  • Ни один треугольник не является квадратом
Частноутвердительные суждения:

Частноутвердительные суждения:

  • Некоторые школьники – спортсмены
  • Некоторые мониторы - жидкокристаллические
Частноотрицательные суждения

Частноотрицательные суждения

  • Некоторые компьютеры не являются современными
  • Некоторые компьютерные программы не являются источником информации
Сложные суждения образуются из простых с помощью связок, называемых логическими:  «И»   «ИЛИ»    «НЕВЕРНО, ЧТО…»     «ЕСЛИ…, ТО…» Примеры . Каждый четырехугольник имеет четыре стороны И четыре угла Каждый компьютер комплектуется акустическими колонками ИЛИ наушниками Неверно, что джойстик является устройством вывода информации Если ласточки летают низко, то скоро будет дождь

Сложные суждения образуются из простых с помощью связок, называемых логическими:

«И»

«ИЛИ»

«НЕВЕРНО, ЧТО…»

«ЕСЛИ…, ТО…»

Примеры . Каждый четырехугольник имеет четыре стороны И четыре угла

Каждый компьютер комплектуется акустическими колонками ИЛИ наушниками

Неверно, что джойстик является устройством вывода информации

Если ласточки летают низко, то скоро будет дождь

Условия, при которых происходят события Необходимое Условие, без которого событие не может произойти. Достаточное Условие, которое необязательно для данного события. Для того чтобы распечатать текст, необходим принтер Для того, что число делилось на 5, достаточно, чтобы оно оканчивалось нулем Достаточное и необходимое Условие, без которого событие не может произойти и из наличия которого следует данное событие Для того чтобы число делилось на 10, необходимо и достаточно, чтобы оно оканчивалось нулем

Условия, при которых происходят события

Необходимое

Условие, без которого событие не может произойти.

Достаточное

Условие, которое необязательно для данного события.

Для того чтобы распечатать текст, необходим принтер

Для того, что число делилось на 5, достаточно, чтобы оно оканчивалось нулем

Достаточное и необходимое

Условие, без которого событие не может произойти и из наличия которого следует данное событие

Для того чтобы число делилось на 10, необходимо и достаточно, чтобы оно оканчивалось нулем

Задание 7 Употребляя слова «все», «некоторый», «каждый», «ни один», установите отношения между следующими понятиями:

Задание 7

Употребляя слова «все», «некоторый», «каждый», «ни один», установите отношения между следующими понятиями:

  • «прямоугольный треугольник» и «равнобедренный треугольник»
  • «равносторонний треугольник» и «равнобедренный треугольник»
  • «прямоугольник» и «ромб»
  • «прямоугольник» и «квадрат»
  • «ромб» и «квадрат»
  • «прямоугольник» и «окружность»
  • «квадрат» и «ромб»
Задание 8. Приведите по 2-3 примера простых общеутвердительных, общеотрицательных, частноутвердительных, частноотрицательных суждений Задание 9. Приведите по одному примеру сложных высказываний с помощью связок «И», «ИЛИ», «НЕВЕРНО, ЧТО…», «ЕСЛИ…, ТО…» Данные задания делаются в письменно в тетради. Время выполнения заданий – 10 минут

Задание 8.

Приведите по 2-3 примера простых общеутвердительных, общеотрицательных, частноутвердительных, частноотрицательных суждений

Задание 9.

Приведите по одному примеру сложных высказываний с помощью связок «И», «ИЛИ», «НЕВЕРНО, ЧТО…», «ЕСЛИ…, ТО…»

Данные задания делаются в письменно в тетради. Время выполнения заданий – 10 минут

Задание 10. (устно) Дополните следующие суждения подходящими по смыслу логическими связками «необходимо», «достаточно», «необходимо и достаточно»:

Задание 10. (устно)

Дополните следующие суждения подходящими по смыслу логическими связками «необходимо», «достаточно», «необходимо и достаточно»:

  • Чтобы сварить щи, ….. иметь воду
  • Чтобы земля на грядках была мокрой, …. чтобы прошел дождь
  • Для того чтобы число делилось на 4, …. чтобы оно было четным
  • Чтобы число делилось на 3, …. чтобы оно делилось на 9
  • Чтобы купить в магазине книгу, … иметь деньги
Список используемых источников:

Список используемых источников:

  • Босова Л.Л. Информатика и ИКТ: учебник для 6 класса/Л.Л.Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. – 208 с.: ил.
  • http://www.fabrikaglamura.ru/forum/t10061,2-.htm
  • http://prodajakomnat.sytes.net/prodam-3hkomnatnuyu/prodazha-kvartir-v-kazane.html
  • http://domanafoto.ru/?attachment_id=357
  • http://www.coroflot.com/lizbrizzi
  • http://38mama.ru/forum/index.php?topic=67556.0
  • http://rndnet.ru/part-photop/zemlya-iz-kosmosa
  • http://www.segodnya.ua/news/14281502.html
  • http://www.yuga.ru/news/92516/
  • http://dozhdik.ucoz.ru/photo/1-0-53-3
  • http://forum.cofe.ru/showthread.php?t=61115&page=239
  • http://arif-ru.narod.ru/hi/vmp.htm
  • http://istrasvvt.narod.ru/mex_mash_drugie.htm
  • http://www.ruptur42.ru/index.php?id=546
  • http://www.life-stories.ru/?show_top=7785
  • http://mathhelpplanet.com/viewtopic.php?f=57&t=7786
  • http://photoclub.by/work.php?id_photo=38836&id_auth_photo=1927
  • http://www.taekwon-do-itf.ru/Sportsmen/sportsmen-DimitrievSergey.htm
  • http://citylife.uzhgorod.ua/index.php?page=112
  • http://teacher1151.ucoz.ru/photo/2-0-12-3
  • http://kiev.prostogorod.ua/ Объявления/ПО-Компьютеры-Оргтехника/продам-мониторы- samsung- б-у-киев-755 dfx-550b-42935/
  • http://www.adamant-sb.ru/index.php?productID=572
  • http://x15x07x89x.photodoska.ru/gorod- D0 A2 D0 BE D0 BC D1 81 D0 BA/Ads/Details?adId=365590
  • http://rostov-na-donu.olx.ru/windows-261-41-13-iid-173472054
  • http://nizhniynovgorod.olx.ru/iid-114519110
  • http://keygenkgfml.ru/office-skachat-crack-rus.html
  • http://www.wwww4.com/w4100/352162.htm
  • http://www.zepteronline.ru/100/skachat-skype-besplatno-bez-sms.html
  • http://ponprice.ru/i1003834914.html


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Информатика

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Понятие как форма мышления

Автор: Хачиян Кристина Александровна

Дата: 26.12.2014

Номер свидетельства: 148113

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(183) "Конспект урока с использованием методики проблемного обучения по теме "Понятие как форма мышления" "
    ["seo_title"] => string(111) "konspiekt-uroka-s-ispol-zovaniiem-mietodiki-probliemnogho-obuchieniia-po-tiemie-poniatiie-kak-forma-myshlieniia"
    ["file_id"] => string(6) "119791"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413525715"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Презентация к уроку информатики на тему "Понятие как форма мышления" "
    ["seo_title"] => string(76) "priezientatsiia-k-uroku-informatiki-na-tiemu-poniatiie-kak-forma-myshlieniia"
    ["file_id"] => string(6) "131920"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1416246695"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(60) "Тема: Понятие как форма мышления "
    ["seo_title"] => string(37) "tiema-poniatiie-kak-forma-myshlieniia"
    ["file_id"] => string(6) "148112"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1419584683"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "Умозаключение как форма мышления. 6 класс "
    ["seo_title"] => string(47) "umozakliuchieniie-kak-forma-myshlieniia-6-klass"
    ["file_id"] => string(6) "204865"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429756042"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "Конспект урока: "Умозаключение как форма мышления" "
    ["seo_title"] => string(55) "konspiekt-uroka-umozakliuchieniie-kak-forma-myshlieniia"
    ["file_id"] => string(6) "149581"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420226273"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства