kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Обобщение опыта работы учителя информатики

Нажмите, чтобы узнать подробности

Целью учителя информатики и ИКТ является содействие формированию личности, способной жить в условиях информационного общества. Интегративный характер информатики накладывает определенный отпечаток на преподавание основных содержательных линий курса. В работе рассматриваются эффективные методы и приемы обучения для разработки и внедрения интегративных курсов информатики с предметами школьной программы, с целью повышения мотивации обучения, развития познавательных навыков, творческого потенциала обучающихся.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Обобщение опыта работы учителя информатики»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Угранская средняя школа» Угранского района Смоленской области Обобщение опыта работы учителя информатики  Гришиной Елены Ивановны  по теме самообразования: «Отбор эффективных методов и приемов для реализации интегративного характера курса информатики»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Угранская средняя школа»

Угранского района Смоленской области

Обобщение опыта работы учителя информатики Гришиной Елены Ивановны по теме самообразования:

«Отбор эффективных методов и приемов для реализации интегративного характера курса информатики»

Рост научных знаний быстро стирает грани между отдельными науками. Мы все более специализируемся не по наукам, а по проблемам.      В.Вернадский.

Рост научных знаний быстро стирает

грани между отдельными науками.

Мы все более специализируемся не

по наукам, а по проблемам.

В.Вернадский.

Интегративный урок   Интегративный урок — это специально организованный урок, цель которого может быть достигнута лишь при объединении знаний из разных предметов, направленный на рассмотрение и решение какой-либо пограничной проблемы, позволяющий добиться целостного, синтезированного восприятия учащимися исследуемого вопроса, гармонично сочетающий в себе методы различных наук, имеющий практическую направленность. Приложение: «Типы и формы интегративных уроков»

Интегративный урок

  • Интегративный урок — это специально организованный урок, цель которого может быть достигнута лишь при объединении знаний из разных предметов, направленный на рассмотрение и решение какой-либо пограничной проблемы, позволяющий добиться целостного, синтезированного восприятия учащимися исследуемого вопроса, гармонично сочетающий в себе методы различных наук, имеющий практическую направленность.

Приложение: «Типы и формы интегративных уроков»

Укажите какие из графиков соответствуют функциям 1) y=2 ͯ 2) y= 3 ͯ 3) y=(1/3) ͯ 4) y= (1/2) ͯ

Укажите какие из графиков соответствуют функциям

1) y=2 ͯ

2) y= 3 ͯ

3) y=(1/3) ͯ

4) y= (1/2) ͯ

Урок по информатике:  «Задачи на построение. СКЧ КОМПАС» 7 класс   Задачи урока (геометрия): Познакомить с простейшими задачами на построение. Развитие навыков выполнения построений с использованием линейки, карандаша и циркуля. Совершенствование навыков оформления задач по геометрии. Повышение мотивации учащихся за счёт интеграции с другими предметами. Задачи урока (информатика): Отработка навыков выполнения построений в СКЧ «Компас». Развитие алгоритмического мышления, умений действовать по предложенному алгоритму. Развитие умений переносить свои знания и умения из одной предметной области в другую. Повышение мотивации учащихся за счет интеграции с другими предметами.

Урок по информатике: «Задачи на построение. СКЧ КОМПАС» 7 класс

Задачи урока (геометрия):

Познакомить с простейшими задачами на построение. Развитие навыков выполнения построений с использованием линейки, карандаша и циркуля. Совершенствование навыков оформления задач по геометрии. Повышение мотивации учащихся за счёт интеграции с другими предметами.

Задачи урока (информатика):

Отработка навыков выполнения построений в СКЧ «Компас». Развитие алгоритмического мышления, умений действовать по предложенному алгоритму. Развитие умений переносить свои знания и умения из одной предметной области в другую. Повышение мотивации учащихся за счет интеграции с другими предметами.

Метод проектов Метод проектов – это форма организации учебного процесса, ориентированная на творческую самореализацию личности учащегося, развитие его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания новых продуктов, обладающих объективной или субъективной новизной, имеющих практическую значимость. Используется на занятиях с дидактической целью развития навыков работы в группе и эффективного создания реального объекта, творческого продукта. Приложение: «Классификация проектов» Приложение: «Этапы работы над проектом »

Метод проектов

  • Метод проектов – это форма организации учебного процесса, ориентированная на творческую самореализацию личности учащегося, развитие его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания новых продуктов, обладающих объективной или субъективной новизной, имеющих практическую значимость. Используется на занятиях с дидактической целью развития навыков работы в группе и эффективного создания реального объекта, творческого продукта.

Приложение: «Классификация проектов»

Приложение: «Этапы работы над проектом »

Проект – работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата.

Проект – работа, направленная на

решение конкретной проблемы, на

достижение оптимальным способом

заранее запланированного

результата.

Этапы работы над проектом 

Поисковый

1.  Определение тематического поля и темы проекта.

2.             Поиск и анализ проблемы.

3.  Постановка цели проекта.

   Аналитический

1.             Сбор и изучение информации.

2.             Анализ информации.

3.             Поиск оптимального достижения цели проекта (анализ альтернативных решений), построение алгоритма деятельности.

4.1 Исследование альтернативных вариантов конструкции с учетом требований функционирования и дизайна.

4.2 Исследование альтернативных вариантов технологии изготовления.

4.3 Исследование альтернативного использования материалов.

·                Составление конструкторской и технологической документации.

·                Составление плана реализации проекта:          пошаговое планирование работ

·                Анализ ресурсов.

  Практический

1.             Выполнение запланированных технологических операций.

2.             Текущий контроль качества.

3.              Внесение (при необходимости) изменений в конструкцию и технологию.

   Презентационный

1.             Подготовка презентационных материалов.

2.             Презентация проекта.

3.             Изучение возможностей использования результатов проекта (выставка, продажа, включение в банк проектов, публикация).

   Контрольный

1.             Анализ выполнения проекта.

2.             Оценка качества проекта.

Групповые обсуждения

Групповые обсуждения

  • Групповые обсуждения – групповые дискуссии по конкретному вопросу в относительно небольших группах учащихся (от 6 до 15 человек). Используется на занятиях с дидактической целью развития навыков активного слушания и использования опыта учащихся при предъявлении нового материала.
Урок-дискуссия на тему: «Выбор антивирусной программы»

Урок-дискуссия на тему: «Выбор антивирусной программы»

  • Цель урока: определить в ходе дискуссии (обсуждение мнений нескольких групп учеников) какие из современных антивирусных программных средств являются наиболее эффективными и востребованными пользователями.
Рынок антивирусных программ очень разнообразен

Рынок антивирусных

программ очень разнообразен

1 этап: постановка проблемы  (10 минут) Учитель объясняет проблему защиты информации. Останавливается на одном из средств защиты – антивирусном ПО. Даются определения следующих терминов: компьютерный вирус , антивирусная программа, дискуссия. На современном рынке ПО существует множество антивирусных средств. Какую антивирусную программу выбрать?

1 этап: постановка проблемы (10 минут)

Учитель объясняет проблему защиты информации. Останавливается на одном из средств защиты – антивирусном ПО.

Даются определения следующих терминов: компьютерный вирус , антивирусная программа, дискуссия.

На современном рынке ПО существует множество антивирусных средств.

Какую антивирусную программу выбрать?

2 этап: выдача задания  (5 минут) - Учитель делит всех учеников на группы по 4-6 человек. В каждой группе назначается ответственный, который выбирает карточку с названием антивирусной программы. - Учитель раздает каждой группе рабочий листок, на котором находится таблица с различными параметрами, характеризующими работу антивирусных программ.

2 этап: выдача задания (5 минут)

- Учитель делит всех учеников на группы по 4-6 человек. В каждой группе назначается ответственный, который выбирает карточку с названием антивирусной программы.

- Учитель раздает каждой группе рабочий листок, на котором находится таблица с различными параметрами, характеризующими работу антивирусных программ.

3 этап: заполнение рабочего листка (20-30 минут)

3 этап: заполнение рабочего листка (20-30 минут)

  • Ученики с помощью поисковых серверов Интернет ищут необходимую информацию и заносят ее в таблицу рабочего листка.
  • Для сокращения времени поиска нужной информации каждая группа делится на подгруппы по 2-3 человека( в зависимости от количества компьютеров).
  • Найденная информация заносится в таблицу.
4 этап: заполнение сводной таблицы (20 минут) Сводная таблица формируется и выводится на экран интерактивной доски. Ответственные от каждой группы объясняют и защищают данные своей таблицы с целью «показать, что его антивирусная программа на современном этапе самая эффективная по заданным параметрам» По итогам заполнения сводной таблицы строится столбиковая гистограмма.

4 этап: заполнение сводной таблицы (20 минут)

  • Сводная таблица формируется и выводится на экран интерактивной доски.
  • Ответственные от каждой группы объясняют и защищают данные своей таблицы с целью «показать, что его антивирусная программа на современном этапе самая эффективная по заданным параметрам»
  • По итогам заполнения сводной таблицы строится столбиковая гистограмма.

5 этап: заключительный  (10 минут)

5 этап: заключительный (10 минут)

  • По итогам заполненной сводной таблицы и созданной гистограммы ученикиделают вывод и отвечают на вопрос, поставленный вначале занятия : Какую антивирусную программу выбрать?
Рабочий листок  ( создан в MS Excel, заполняется вручную)

Рабочий листок ( создан в MS Excel, заполняется вручную)

  • Рабочий Рабочий
  • листок 1 листок 2
Сводная таблица  (создана и формируется в MS Excel)

Сводная таблица (создана и формируется в MS Excel)

Мозговой штурм

Мозговой штурм

  • Мозговой штурм – специализированный метод групповой работы, направленный на генерацию новых идей, стимулирующий творческое мышление каждого участника. Используется на занятиях с дидактической целью эффективного предъявления большого по объему теоретического материала и обобщения ранее изученного материала.
Тема урока: Локальные компьютерные сети.   Цель урока: Поиск оптимального решения при построении локальной компьютерной сети. Создаётся проблемная ситуация: предлагаю учащимся представить, что они являются сотрудниками фирмы. У каждого из них есть свой рабочий компьютер. Проблема в том, что каждый сотрудник выполняет только часть заказа фирмы и есть необходимость обмениваться данными с другими сотрудниками, пользоваться принтером и сканером, а периферийные устройства (принтер, сканер) один на весь отдел. Что делать?

Тема урока: Локальные компьютерные сети.

Цель урока: Поиск оптимального решения при построении локальной компьютерной сети.

Создаётся проблемная ситуация: предлагаю учащимся представить, что они являются сотрудниками фирмы. У каждого из них есть свой рабочий компьютер. Проблема в том, что каждый сотрудник выполняет только часть заказа фирмы и есть необходимость обмениваться данными с другими сотрудниками, пользоваться принтером и сканером, а периферийные устройства (принтер, сканер) один на весь отдел.

Что делать?

«Плюсы» и «минусы» «мозгового штурма» Положительные стороны: - все учащиеся участвуют на равных позициях; - возможность наглядного изображения проблемы, так как в процессе постоянно фиксируются все выдвинутые идеи; - создаются условия для развития познавательного интереса. Метод предполагает наличие соревновательной атмосферы, а для того, чтобы выдвигать правильные идеи, необходимо владеть достаточным уровнем знаний. Это побуждает учащихся к познанию. Недостатки: - при разделении класса на группы может возникнуть доминирование лидеров, в то время как остальные не будут включены в процесс; - возможно «зацикливание» на однотипных идеях.

«Плюсы» и «минусы» «мозгового штурма»

Положительные стороны:

- все учащиеся участвуют на равных позициях;

- возможность наглядного изображения проблемы, так как в процессе постоянно фиксируются все выдвинутые идеи;

- создаются условия для развития познавательного интереса. Метод предполагает наличие соревновательной атмосферы, а для того, чтобы выдвигать правильные идеи, необходимо владеть достаточным уровнем знаний. Это побуждает учащихся к познанию.

Недостатки:

- при разделении класса на группы может возникнуть доминирование лидеров, в то время как остальные не будут включены в процесс;

- возможно «зацикливание» на однотипных идеях.

Деловые игры

Деловые игры

  • Деловые игры – метод организации активной работы учащихся, направленный на выработку определенных рецептов эффективной учебной и профессиональной деятельности. Используется на занятиях с дидактической целью моделирования учебной или профессиональной деятельности учащихся, повышения учебной мотивации.
Урок - деловая игра «Сборка компьютера»   Дидактическая цель урока: в игровой форме по­знакомить учащихся с основными уст­ройствами компьютера, их функциями и информационным взаимодействием. Ученикам предлагается следующая ситуация деловой игры:  «В городе рабо­тают несколько фирм — обществ с ог­раниченной ответственностью (000) — по сборке компьютеров на заказ. С утра поступает заказ: за­казчик хочет купить компьютер, но точ­но не знает, какой конфигурации дол­жен быть этот компьютер и какое до­полнительное оборудование к компьюте­ру ему понадобится. Надо ему в этом по­мочь».

Урок - деловая игра «Сборка компьютера»

Дидактическая цель урока: в игровой форме по­знакомить учащихся с основными уст­ройствами компьютера, их функциями и информационным взаимодействием.

Ученикам предлагается следующая ситуация деловой игры:

«В городе рабо­тают несколько фирм — обществ с ог­раниченной ответственностью (000) — по сборке компьютеров на заказ. С утра поступает заказ: за­казчик хочет купить компьютер, но точ­но не знает, какой конфигурации дол­жен быть этот компьютер и какое до­полнительное оборудование к компьюте­ру ему понадобится. Надо ему в этом по­мочь».

Баскет-метод – это метод обучения на основе имитации ситуаций.

Тема: "Исто­рия развития вычислительной техники"

Цели урока: развитие учебной мотивации, навыков работы в команде, самостоя­тельной работы с литературой, умение представлять и обосновывать полученные результаты.

Дидактическая: обобщение и про­верка усвоения ранее изученного материала.

Для проведения этого занятия учителем гото­вится несколько "экспонатов" для нескольких за­лов "виртуального" музея компьютерной техники. Причем "экспонаты" для каждого зала подбира­ются так, чтобы можно было построить стройный рассказ. В качестве таких "экспонатов" можно использовать фотографии ученых и инженеров, внесших вклад в развитие вычислительной техни­ки, фотографии отдельных устройств компьютера, схемы, отражающие структуры компьютеров раз­ных поколений.

Пример набора экспонатов одного "виртуального" зала. Название зала — "Машины II поколения". Перечень "экспонатов": фотогра­фии БЭСМ-6, ЕС ЭВМ "Электроника", фотографии Н.П. Брусенцова, С.А. Лебедева, В.М. Глушкова, схема струк­туры ЭВМ II поколения, таблица с краткими све­дениями о троичной уравновешенной системе счисления и т.д.

"Экскурсовод" должен в течение 5 минут подго­товить связный рассказ о предложенных экспонатах. В подготовке рассказа ему помогают 2 "совет­ника".

Тренинги

Тренинги

  • Тренинги – метод обучения, при котором в ходе проживания или моделирования специально заданных ситуаций обучающиеся имеют возможность развить и закрепить необходимые знания и навыки, изменить свое отношение к собственному опыту и применяемым в работе подходам. Используется на занятиях с дидактической целью отработки изучаемого материала.
Анализ практических ситуаций

Анализ практических ситуаций

  • Анализ практических ситуаций (case-study) – это метод обучения навыкам принятия решений; его целью является научить учащихся анализировать информацию, выявлять ключевые проблемы, генерировать альтернативные пути решения, оценивать их, выбирать оптимальное решение и формировать программы действий.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Информатика

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Обобщение опыта работы учителя информатики

Автор: Гришина Елена Ивановна

Дата: 25.10.2015

Номер свидетельства: 243551

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(267) "Обобщение опыта работы учителя информатики по теме «Развитие мотивации на уроках ин-форматики, как средство повышения качества знаний учащихся»"
    ["seo_title"] => string(80) "obobshchenie_opyta_raboty_uchitelia_informatiki_po_teme_razvitie_motivatsii_na_u"
    ["file_id"] => string(6) "479173"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1538168518"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "План работы для ШМО учителей начальных классов с одаренными детьми"
    ["seo_title"] => string(75) "plan-raboty-dlia-shmo-uchitieliei-nachal-nykh-klassov-s-odariennymi-diet-mi"
    ["file_id"] => string(6) "271595"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1451663887"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(201) "ОТЧЕТ О РАБОТЕ  учителя математики  I квалификационной  категории Королюк Светланы Викентьевны за   2014/2015 уч.г. "
    ["seo_title"] => string(125) "otchiet-o-rabotie-uchitielia-matiematiki-i-kvalifikatsionnoi-katieghorii-koroliuk-svietlany-vikient-ievny-za-2014-2015-uch-gh"
    ["file_id"] => string(6) "216612"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1433079712"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) "Новые подходы преподавании и обучении нового форматы на уроке информатики "
    ["seo_title"] => string(80) "novyie-podkhody-priepodavanii-i-obuchienii-novogho-formaty-na-urokie-informatiki"
    ["file_id"] => string(6) "110787"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1406622432"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Статья "Организация проектной деятельности на уроках информатики" "
    ["seo_title"] => string(72) "stat-ia-orghanizatsiia-proiektnoi-dieiatiel-nosti-na-urokakh-informatiki"
    ["file_id"] => string(6) "124316"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1414682300"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства