kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Обобщение опыта работы учителя информатики по теме «Развитие мотивации на уроках ин-форматики, как средство повышения качества знаний учащихся»

Нажмите, чтобы узнать подробности

С течением времени я стала замечать, что методы и формы работ учащихся на уроке при неоднократном их применении постепенно дают всё меньший эффект. Возникает вопрос: почему успешные приемы перестают действовать. Эффективность обучения и воспитания во многом зависит от отношения к учению самих учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Обобщение опыта работы учителя информатики по теме «Развитие мотивации на уроках ин-форматики, как средство повышения качества знаний учащихся»»

Слайд 1

Методическое объединение

Тема: «Развитие мотивации на уроках информатики, как средство повышения качества знаний учащихся»


Здравствуйте! Меня зовут Виноградова Мария Викторовна, я представляю Новоникольскую школу.

Слайд 2 С течением времени я стала замечать, что методы и формы работ учащихся на уроке при неоднократном их применении постепенно дают всё меньший эффект. Возникает вопрос: почему успешные приемы перестают действовать. Ответ прост: изначально все новое вызывает интерес, но со временем становится будничным, привычным, теряет свою яркость и наглядность. Слайд 3 .В конечном счете, дети во время урока либо скучают, либо отвлекаются на гаджеты.

Вполне естественно, Слайд 4 .эта проблема требует решения. Данный факт послужил мотивом для моего личностного и профессионального развития.

Слайд 5 Анализ информационных источников, бесед с коллегами, размышлений над сложившейся ситуацией позволили сделать мне вывод: успешная педагогическая деятельность возможна при постоянном расширении и пополнении методической копилки учителя.

Таким образом, вектор движения был выбран. Слайд 6

Обсуждение рисунка…

Особенности современной жизни приобщают человека к информационному пространству. Взрослые люди, как альтернативу живому общению активно внедряют в свой ритм жизни виртуальное общение – по их мнению, оно позволяет находиться на связи практически постоянно, … Слайд 7 Даже дети с достаточно раннего возраста формируют вокруг себя информационное пространство. Сокращается доля общения с реальными людьми, а не стоит забывать, что человек – существо социальное; нарушаются функции развития речи; ослабляется концентрация внимания на предметах реального мира.

Ко мне на уроки приходят дети среднего школьного возраста – 5-9 классы. Слайд 8 Они приходят с одной большой иллюзией – иллюзией компетентности. Они считают, что в компьютере они знают всё, и больше не нуждаются в информации. Также взрослые и дети подвержены влиянию еще двух мощных новообразований современности - клиповому сознанию и многозадачности. Именно эти три проблемы приводят к тому, что у учеников снижается концентрация внимания, они отвлекаются, работая с потоком информации, они не умеют обработать ее, систематизировать, выделять общее и главное, сделать выводы. Как показывает практика, внимание человека привлекает простота, яркость, наглядность – именно то, чем пестрит современная реклама.

Поэтому я задалась решением проблемы, как привлечь внимание школьников к изучаемому материалу, сделать его привлекательным в свете многообразия информационных ресурсов.

Слайд 9 В связи с этим тема опыта моей работы «Развитие мотивации на уроках информатики, как средство повышения качества обученности учащихся».

Эффективность обучения и воспитания во многом зависит от отношения к учению самих учащихся. Потребность в получении новых знаний ребенком заложена природой. Однако, школьник к среднему звену уже переполнен информацией и потребность в ней резко снижается.

На данном этапе развития возможно использование других естественных для данного возраста потребностей ребенка: потребность в коммуникациях, в самовыражении и самореализации, потребность в новых видах деятельности. Именно эти потребности подростков я стараюсь учитывать при формировании мотивации учебной деятельности. Слайд 10

Для повышения мотивации необходимо:

  • обеспечить у учеников ощущение движения вперед, переживание успеха в деятельности, при работе с заданиями различного уровня сложности;

  • использовать все возможности учебного материала для повышения интереса учеников, ставить проблемы, активизировать самостоятельное мышление;

  • организовать сотрудничество, взаимопомощь, позитивное отношение к предмету в целом учеников;

  • строить доброжелательные отношения с учениками, быть заинтересованным в их успехах;

  • видеть индивидуальность каждого ученика, мотивировать опираясь на его личные мотивы.

Успешное повышение уровня мотивации учащихся при изучении предмета возможно при реализации означенных выше идей на практике. Слайд 11 «Условие мотивации детей – поиск языка доступного всем ученикам, без деления их на сильных и слабых; поощрение доброго начинания каждого».


Слайд 12 Цель: формирование мотивации на уроках информатики и повышение уровня обученности учащихся школы, через  совершенствование методики преподавания предмета «Информатика и ИКТ».

Слайд 13

Задачи:

  1. формировать потребность к творческой деятельности и саморазвитию;

  2. освоение обучающимися универсальных учебных действий (познавательные, регулятивные и коммуникативные), овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.

  3. освоение обучающимися учебных предметов, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.

  4. изучить и применять новые интерактивные технологии в процессе обучения;

  5. разработать методические рекомендации, дидактические материалы в рамках изучаемой темы.

Я хочу поделится теми приемами и методами создания мотивации, которые я применяю на своих уроках. Они, на мой взгляд, позволяют эффективно изучать материал на любом из дидактических уровней.


Слайд 14 Приемы формирования мотивации к изучению информатики


Прием

Пример применения на практике

Апелляция к жизненному опыту детей Слайд 15

При изучении тем по Базам данных можно привести следующую ситуацию - приобретение какого-либо товара. Вначале, вместе с детьми необходимо определиться с видом приобретаемого товара. Например, это будет монитор. Затем решается вопрос о его технических характеристиках (заметим еще одно преимущество такой беседы - дети незаметно для себя одновременно повторяют ранее изученный материал из темы «Аппаратное обеспечение ПК»). Далее необходимо рассмотреть все возможности приобретения монитора с характеристиками, названными детьми. Предлагаемые детьми варианты весьма разнообразны, но непременно прозвучит такой способ как поиск фирмы, специализирующейся на продажах оргтехники посредством сети Интернет. Таким образом, есть возможность поиска конкретной информации в базах данных, что, кстати, и является основной темой урока.

Создание проблемной ситуации Слайд 16

Парадоксы хорошо использовать при изучении темы «Основы логики». Например, хорошо известный парадокс цирюльника: в небольшом городке цирюльник бреет всех, кто не бреется сам, и не бреет никого из тех, кто бреется сам. Кто бреет цирюльника?

Преднамеренное создание проблемной ситуации возможно в формулировании темы урока. «Как измерить количество информации», на наш взгляд, гораздо интереснее унылого «Единицы измерения информации». «Как в компьютере реализуются вычисления» - вместо: «Логические принципы работы компьютера». «Что такое алгоритм» - вместо обычного «Понятие алгоритма» и т.д.

Ролевые и деловые игры Слайд 17

В качестве повторения и обобщения по теме «Ввод формул в Excel» можно провести деловую игру «Компьютерная фирма»,

Решение нестандартных задач на смекалку и логику

Слайд 18

Шифр Цезаря.Этот метод шифрования основан на замене каждой буквы текста на другую путем смещения в алфавите от исходной буквы на фиксированное количество символов, причем алфавит читается по кругу. Например, слово байт при смещении на два символа вправо кодируется словом гвлт.

Расшифруйте слово НУЛТХСЁУГЧЛВ, закодированное с помощью шифра Цезаря. Известно, что каждая буква исходного текста заменяется третьей после нее буквой. (Ответ:Криптография - наука о принципах, средствах и методах преобразования информации для защиты ее от несанкционированного доступа и искажения)

«Узнай знак зодиака»

В декартовой системе координат постройте фигуры знаков зодиака по точкам, координаты которых вы получите, переведя соответствующие пары чисел в заданные системы счисления. Сравните построенную вами фигуру с образцами некоторых знаков зодиака и запишите название знака.

При изучении темы «Кодирование информации» показываю ребятам, как можно зашифровать текст и обмениваться такими посланиями между собой. Это очень нравится детям. После чего я нередко сама получаю от них зашифрованные послания с вопросами и ломаю голову, ища ключ к шифровке, поддерживая игру, что немало способствует созданию взаимопонимания между мной и учениками.

Элементы занимательности

Слайд 19

При изучении темы «История развития компьютерной техники» дети обычно испытывают скуку, поэтому здесь целесообразно провести викторину «Верите ли вы, что…». Такой прием увлекает учащихся интересными вымышленными или реальными фактами.

Конкурс «Ищи ответы в приведенном тексте». Детям раздаются тексты, в которых некоторые идущие подряд буквы нескольких слов образуют, термины, связанные с информатикой и компьютерами. Например:

«Этот процесс орнитологи называют миграцией»

«Этот старинный комодему достался в наследство от бабушки»

«Он всегда имел запас калькуляторов»

Присутствие в презентации к уроку у младших школьников анимированных картинок в качестве сопровождения.

Кроссворды, сканворды, ребусы, творческие сочинения и т.п. Слайд 20

Изучив раздел «Тестовый редактор», в качестве итоговой работы ученикам необходимо создать кроссворд по одной из тем данного раздела, используя таблицу. Аналогичный вид работы можно проделать и с помощью электронных таблиц.





Результаты работы


Слайд 21 Работа в данном направлении повышения педагогического мастерства, дает ощутимые результаты: устойчивость внимания учащихся на уроке возросла. Задания, практические работы, конкурсы и олимпиады вызывают интерес у учащихся, а значит, формируют мотивацию к их выполнению.

Слайд 22

Название

ФИ

Результат

1

Всероссийская олимпиада по информатике «Мир олимпиад» 2016-2017 уч.г.

Подольский Павел

3 место

2

Всероссийская олимпиада по информатике «Мир олимпиад» 2017-2018уч.г.

Гуров Денис

3 место

3

Международный конкурс «Безопасность в сети Интернет» 2017 г.

Гурова Ксения

2 место

4

Международный конкурс «Безопасность в сети Интернет»2017 г.

Буланова Регина

Участник

5

Международный конкурс «Безопасность в сети Интернет»2017 г.

Евдокимов Данила

Участник

6

Международный конкурс «Толерантный мир»2017 г.

Платонов Александр

3 место

7

Международный конкурс «Толерантный мир» 2017 г.

Гуров Денис

3 место

8

Международный конкурс «Толерантный мир» 2017 г.

Гурова Ксения

3 место

9

Международный конкурс «Финансовая грамотность » 2017 г.

Костин Михаил

2 место

10

Международный конкурс «Финансовая грамотность » 2017 г.

Убасев Михаил

3 место

11

Всероссийский творческий конкурс ко Дню Матери «Моя Мама лучше всех» 2017г.

Вдовенко Дмитрий

3 место

12

Всероссийский творческий конкурс ко Дню Матери «Моя Мама лучше всех»2017г.

Воробьева Алена

2 место


Слайд 23 Результаты анкетирования детей «Мое отношение к предмету информатика»

Анкета «Мое отношение к предмету информатика»

В клетках на против каждого предложения напиши «Да», если ты согласен с утверждением и «Нет», если не согласен.

1)С желанием иду на урок информатики

2)Я чувствую себя комфортно на уроке

3) К учителю можно спокойно обратиться за помощью на уроке

4) На уроке я могу всегда свободно высказать свое мнение

5) Изучаемый предмет мне интересен, и я хочу знать по данному предмету как можно больше.

6) С учителем у меня хорошие отношения

7)Как вы думаете, важно ли изучение информатики для вашего будущего?


Слайд 24

Свое выступление закончу словами: «Если ты идешь на урок, то идти нужно вместе со своими учениками на урок, а не со своим любимым уроком к ученикам…»

 

Слайд 25

Список использованной литературы:

1.​ Немова Н.В., Школа достижений: начало пути к успеху. Пособие для руководителей школ. М., 2006.

2.​ Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. С.- Петербург, 2000

3.​ Маркова А. К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения. М., 1990.

4.​ Ямбург Е.А. Школа для всех. - М., 1996.









Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Информатика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Виноградова Мария Викторовна

Дата: 29.09.2018

Номер свидетельства: 479173

Похожие файлы

object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Статья "Проблемы здоровьесбережения  на уроках информатики" "
    ["seo_title"] => string(65) "stat-ia-probliemy-zdorov-iesbieriezhieniia-na-urokakh-informatiki"
    ["file_id"] => string(6) "179826"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1425063744"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "КАБИНЕТ БИОЛОГИИ КАК СРЕДА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА "
    ["seo_title"] => string(57) "kabiniet-biologii-kak-srieda-obrazovatiel-nogo-protsiessa"
    ["file_id"] => string(6) "127422"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415300093"
  }
}
object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(229) "Социально-педагогическое значение, сущность, функции нестандартных форм урока как проблема психолого-педагогической науки "
    ["seo_title"] => string(142) "sotsial-no-piedaghoghichieskoie-znachieniie-sushchnost-funktsii-niestandartnykh-form-uroka-kak-probliema-psikhologho-piedaghoghichieskoi-nauki"
    ["file_id"] => string(6) "245531"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446138677"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "Педагогический совет «БУДУЩЕЕ НАСТУПАЕТ СЕГОДНЯ» "
    ["seo_title"] => string(60) "piedaghoghichieskii-soviet-budushchieie-nastupaiet-siegodnia"
    ["file_id"] => string(6) "126301"
    ["category_seo"] => string(7) "zavuchu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1415136802"
  }
}
object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Педагогический совет «БУДУЩЕЕ НАСТУПАЕТ СЕГОДНЯ», презентация "
    ["seo_title"] => string(76) "piedaghoghichieskii-soviet-budushchieie-nastupaiet-siegodnia-priezientatsiia"
    ["file_id"] => string(6) "126303"
    ["category_seo"] => string(7) "zavuchu"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1415136945"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства