Урок по теме «Хранение информации», 5 класс
Планируемые образовательные результаты:
предметные – общие представления о хранении информации как информационном процессе; представления о многообразии носителей информации;
метапредметные – понимание единой сущности процесса хранения информации человеком и технической системой; основы ИКТ- компетентности; умения работы с файлами; умения упорядочивания информации в личном информационном пространстве;
личностные – понимание значения хранения информации для жизни человека и человечества; интерес к изучению информатики.
Решаемые учебные задачи:
1) раскрыть суть информационного процесса хранения информации;
2) углубить и систематизировать представления о носителях информации;
3) рассмотреть понятия файла и папки;
4) восстановить умения создания и сохранения файлов в личной папке.
Основные понятия, рассматриваемые на уроке:
информация;
действия с информацией;
хранение информации;
память:
носитель информации;
файл;
папка.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран, презентация; ПК учащихся, учебник, рабочая тетрадь.
Ход урока
Организационный момент (проверить готовность учащихся к уроку)
Ребята, здравствуйте! Я очень рада вас видеть сегодня на уроке.
Актуализация знаний
Сейчас ребята я хочу проверить, как хорошо вы помните ранее изученный нами материал. Предлагаю это сделать с помощью игры «Руки вверх – руки вниз». Условия игры такие: на экране будут появляться вопросы, на которые можно ответить если «Да» - поднимаете руки вверх, если «Нет» - руки лежат на парте.
(использовать презентацию «Хранение информации», слайды 2- 10) .
Объявление темы урока.
Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с таким информационным процессом, как хранение информации. Узнаем о многообразии носителей информации, а также поговорим о файлах и папках, в которых хранятся программы и данные на устройствах долговременной памяти.
Изучение нового материала (слайд 11)
Для того чтобы информация стала достоянием многих людей и могла передаваться последующим поколениям, она должна быть сохранена. Память – самый первый инструмент хранения информации.
Существует память отдельного человека и память человечества, содержащая все знания, накопленные людьми, которыми мы можем воспользоваться.
Слайд 15. Хранение информации – процесс такой же древний, как и жизнь человеческой цивилизации.
Слайд 16. Звуковую информацию люди изначально передавали с помощью устной речи, например, напевами. Позднее звуковую информацию стали передавать с помощью записи нот. А в 1877 году был создан первый прибор для записи и воспроизведения звука – фонограф.
Слайд 17. Например, фотография позволила сохранить для потомков лица людей, пейзажи, явления природы и другие зримые свидетельства прошедших времён.
В 1895 году в Париже был продемонстрирован первый в мире кинофильм. С той поры человечество получило возможность танцы, жесты, пантомиму и т.д.
Слайд 18. Современный компьютер может хранить в своей памяти различные виды информации: текстовую, графическую, числовую и табличную, звуковую и видеоинформацию.
Слайд 19. Каждый человек хранит определённую информацию в собственной памяти – «в уме». Вы помните свой домашний адрес, имена, адреса и телефоны близких родственников и друзей. В вашей памяти хранятся таблицы сложения и умножения, основные орфограммы и другие знания, полученные в школе. Собственную (внутреннюю) память человека можно назвать оперативной, потому что содержащаяся в ней информация воспроизводится достаточно быстро. Но так уж устроен человек, что он не может долго хранить большие объёмы информации в собственной памяти: если не закреплять знания постоянными упражнениями, информация очень быстро забывается. Чтобы избежать этого, мы используем записные книжки, справочник, энциклопедии и другие носители информации – внешнюю память. Эту память можно назвать долговременной.
Слайд 20. Носителем информации можно назвать любой материальный объект, используемый для хранения на нём информации. В разное время носителями информации служили: камень, пергамент, папирус и другие материалы.
Слайд 21. Мы с вами уже знаем, что информация, представленная в форме, пригодной для обработки компьютером, называется данными. Так вот данные, а также программы хранятся на устройствах долговременной памяти в виде файлов. Содержимым файла может быть текст, программа, таблица, рисунок и т.д. Файл – это информация, хранящаяся во внешней памяти и обозначенная именем. Имя файла, как правило, состоит из двух частей: собственно имени и расширения. Имя файлу придумывает тот, кто его создаёт. Расширение обычно автоматически задаётся программой, в которой вы работаете. Почти всегда расширение состоит из трёх букв латинского алфавита. Расширение от имени отделяется точкой.
На каждом компьютерном носителе информации может храниться огромное количество файлов. Чтобы не возникало путаницы, файлы по определённым признакам группируют в папки. Каждый файл хранится в папке или во вложенной папке (папка, расположенная внутри папки).
Физкультминутка. Дорогие ребята, а сейчас закройте глаза и представьте себе белый лист, на котором каждый из вас чёрным фломастером выводит своё имя. В конце ставим точку и внимательно на неё смотрим. Точка начинает превращаться в птицу и улетает. И мы с вами летим за этой птицей. Молодцы! Глазки отдохнули, ручки размяли, значит, можем продолжать наш урок.
Проверка усвоения материала.
Слайд 24. Ребята, давайте с вами подумаем, какие из этих объектов можно отнести к внешней памяти человека или компьютера. (Ученики по очереди выходят к экрану и убирают лишний объект).
Слайд 25. А сейчас я попрошу вас указать те предметы, которые НЕ являются информационными носителями информации. (Ученики по очереди выходят к экрану и убирают лишний объект).
Слайд 26. Необходимо составить пары, то есть для каждого примера информации из левого столбика надо подобрать соответствующий носитель информации из правого столбика.
Далее учащиеся записывают «Самое главное» в тетрадь. Слайды 27-28
Компьютерный практикум
Сегодня мы с вами научимся создавать файлы и сохранять их в личной папке. Прежде чем приступить к выполнению задания, напоминаю вам, что сначала мы внимательно читаем то, что написано и только потом выполняем. А сейчас займите свои рабочие места, закреплённые за каждым из вас.
Итог урока. Выставление оценок
Домашнее задание (слайд 37). § 5 , РТ: № 55, 59, 63, 64, 67.
Если останется время, то можно выполнить дополнительные задания (слайд 38 и 39).
Список литературы и Интернет-ресурсов:
1. Босова Л.Л. Информатика: учебник для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
2. Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
3. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. Программа для основной школы: 5-6 классы. 7-9 классы. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
4. Электронное приложение к учебнику «Информатика» для 5 класса http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/eor5.php
5. Методические рекомендации по проведению уроков информатики в 5 классе http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/files/mp-5kl-fgos.pdf
| Этапы урока | Деятельность учащихся | УУД на этапах урока |
1 | Организационный момент | Учащиеся рассаживаются по местам. Проверяют наличие принадлежностей | Личностные УУД: - формирование навыков самоорганизации |
2 | Актуализация знаний | Играют в игру «Руки вверх – руки вниз» Работают с презентацией Выполнение заданий | Регулятивные УУД: - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; - структурирование знаний. Познавательные УУД: - актуализация сведений из личного опыта; - анализ объектов с целью выделения элементов управления компьютером. Личностные УУД: -умение структурировать знания. |
3 | Формулирование темы и целей урока |
4 | Изучение нового материала |
5 | Закрепление темы |
6 | Компьютерный практикум | Работа за компьютером в парах | Личностные УУД: - формирование навыков управления ПК. Коммуникативные УД: - умение работать в парах; - развитие диалогической речи. |
7 | Итоги урока, рефлексия | Можете ли вы назвать тему урока? Вам было легко или были трудности? Что у вас получилось лучше всего и без ошибок? Какое задание было самым интересным и почему? Как бы вы оценили свою работу? | Личностные УУД: - рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности |