презентация состоит из 31 слайда, в которых представлено какой должна быть информатика в начальной школе?; что нам говорит образовательный стандарт об информатике; как мы представляем портрет ученика, хорошо подготовленного к изучению информатики?; урок в компьютерном классе; какие предлагаются учебники и учебные пособия по логико-алгоритмическому компоненту?; что надо учитывать при создании учебника по информационным технологиям?; каким должен быть учебник, удовлетворяющий разным требованиям и подходящий для разных условий?; учебники и учебные пособия.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Информатика и ИКТ в начальной школе »
Какой должна быть информатика в начальной школе?
Образовательный стандарт
Начальная школа
Информатика и ИКТ
1. Общеучебные умения и навыки
Приоритетом начального общего образования является формирование обще учебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения.
2. Информационные технологии
В рамках предмета Технология с III класса при наличии необходимых условий изучается модуль (раздел) «Практика использования информационных технологий».
Что нам говорит новый ФГОС о начальной школе?
Требования к результатам обучающихся:
Личностные , метапредметные , включающие освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), предметные.
В метапредметных результатах:
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям,
использование ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач,
поиск, сбор, обработка, анализ, организация, передача и интерпретация информации в соответствии с задачами и технологиями учебного предмета.
Что нам говорит новый ФГОС о начальной школе?
В предметных результатах:
Математика и информатика
овладение основами логического и алгоритмического мышления, … записи и выполнения алгоритмов; приобретение первоначальных представлений о компьютерной грамотности.
овладение основами логического и алгоритмического мышления, … записи и выполнения алгоритмов;
приобретение первоначальных представлений о компьютерной грамотности.
Изобразительное искусство
овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.).
овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.).
В федеральном БУП информатика вводится с 7-8 класса
В одном классе могут оказаться ученики как уже изучавшие информатику, так и не изучавшие
Учитель формально не имеет права требовать от учеников каких-то базовых знаний
Можно подвести школьника к началу систематического изучения информатики в наиболее подготовленном для этого состоянии
Хорошо соображает, быстро схватывает новый материал, хорошо его понимает
С компьютером «на ты» (для своего возраста)
Уже работал над проектами и потому умеет:
как-то искать требуемые сведения, как-то оформлять результат работы над проектом выступая, как-то представлять этот результат слушателям
как-то искать требуемые сведения,
как-то оформлять результат работы над проектом
выступая, как-то представлять этот результат слушателям
Сравним:
для информатики
для начальной школы
Желательно, чтобы ученик хорошо соображал, быстро схватывал новый материал, хорошо его понимал
Приоритет начального общего образования — формирование общеучебных умений и навыков
Желательно, чтобы ученик был с компьютером «на ты» (для своего возраста), умел искать сведения, создавать и оформлять тексты, представлять результаты работ
Изучение технологии в начальной школе направлено на … овладение умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни
Какой можно сделать вывод?
Какой можно сделать вывод?
Развитие логического, алгоритмического, системного мышления
Освоение компьютера как инструмента и накопление опыта информационной деятельности (работа с различными информационными объектами; поиск и организация информации)
Сравним по характеристикам:
Логика и алгоритмы Компьютер как инструмент
1. Нужны ли компьютеры?
обязательно
не обязательно
да,в 3-4 классе на уроках «Технологии»
2. Есть ли часы в федеральном компоненте БУП?
нет,только в региональном или школьном
3. Кто ведет уроки?
учитель начальных классов
учитель информатики или подготовленный учитель начальных классов
Каждая школа выбирает себе сочетание компонентов в зависимости от желания и возможностей.
Определение места этих компонентов в учебном процессе выполняется методистами, завучами, учителями.
Возможное место этих компонентов в учебном процессе
Логико-алгоритмический (бескомпьютерный)
На уроках по предмету «Информатика»
Стандарт 2004: в часы школьного или регионального компонента Новый ФГОС: в рамках предметной области «Математика и информатика» в части, формируемой участниками образовательного процесса
Стандарт 2004: в часы школьного или регионального компонента
Новый ФГОС: в рамках предметной области «Математика и информатика» в части, формируемой участниками образовательного процесса
В качестве модулей на уроках математики
На факультативе «Информатика»
Возможное место этих компонентов в учебном процессе
Технологический (компьютерный)
Стандарт 2004: на уроках по предмету «Технологии» в 3-4 классах
Новый ФГОС:
На уроках в классе по разным дисциплинам (при наличии мобильного компьютерного класса) На уроках по разным дисциплинам, проводимых в компьютерном классе (при наличии стационарных компьютерных классов)
На уроках в классе по разным дисциплинам (при наличии мобильного компьютерного класса)
На уроках по разным дисциплинам, проводимых в компьютерном классе (при наличии стационарных компьютерных классов)
На факультативе «Информатика и ИКТ»
Урок в компьютерном классе
Место в расписании
а) «плавающее» место в расписании класса (но стабильное место в расписании параллели): например, 1-2 неделя в часы Технологии, 3-6 недели на уроках ИЗО, 7-8 недели на уроках Русского языка, … и т.д. б) стабильное место в расписании класса в части, формируемой участниками образовательного процесса; часы не отнимаются от уроков по предметам, а добавляются.
Примерная схема урока
1. Работа с клавиатурным тренажером. 5-7 минут. 2. Бескомпьютерная, вводная часть урока. 20-25 минут. 3. Компьютерная часть урока (освоение операций, творческие работы, ЦОР, диагностика и т.д.) 12-15 минут.
Какие предлагаются учебники и учебные пособия по логико-алгоритмическому компоненту?
«Информатика в играх и задачах»
подробные методические рекомендации, позволяющие учителям начальной школы вести уроки информатики, плакаты и разрезные материалы, цифровые образовательные ресурсы (school-collection.edu.ru).
подробные методические рекомендации, позволяющие учителям начальной школы вести уроки информатики,
Дополнительный учебник для 3-4 класса «Логика и алгоритмы»
в нём не пишут, перечень и порядок учебных тем совпадает с «Информатикой в играх и задачах», даны пояснения к темам, позволяющие родителям и пропустившим уроки ученикам понять содержание и научиться решать задачи, задачи можно рассматривать как дополнительные, при работе нужна (очень желательна) «Информатика в играх и задачах».
в нём не пишут,
перечень и порядок учебных тем совпадает с «Информатикой в играх и задачах»,
даны пояснения к темам, позволяющие родителям и пропустившим уроки ученикам понять содержание и научиться решать задачи,
задачи можно рассматривать как дополнительные,
при работе нужна (очень желательна) «Информатика в играх и задачах».
Учебник предназначен для изучения информатики в рамках предметной области «Математика и информатика» на отдельном уроке информатики или в качестве модуля на уроках математики. Учебник соответствует Федеральным Государственным Образовательным Стандартам для начальной школы, нацелен в первую очередь на освоение школьниками универсальных логических действий, при этом эффективен в обучении регулятивным и коммуникативным универсальным учебным действиям. Методические рекомендации с подробными поурочными разработками позволяют вести данный курс учителям начальных классов без специальной подготовки.
Учебник предназначен для изучения информатики в рамках предметной области «Математика и информатика» на отдельном уроке информатики или в качестве модуля на уроках математики. Учебник соответствует Федеральным Государственным Образовательным Стандартам для начальной школы, нацелен в первую очередь на освоение школьниками универсальных логических действий, при этом эффективен в обучении регулятивным и коммуникативным универсальным учебным действиям. Методические рекомендации с подробными поурочными разработками позволяют вести данный курс учителям начальных классов без специальной подготовки.
Что надо учитывать при создании учебника по информационным технологиям?
Отсутствие точного указания в федеральном БУП числа часов, отводимых на изучение ИКТ
Разброс в материально-технических условиях школ
Привязанность учителей к конкретным программам
Возможные сложности с обеспечением легальным программным обеспечением
Каким должен быть учебник, удовлетворяющий разным требованиям и подходящий для разных условий?
Предлагаемое решение:
Выполнить учебник в виде набора модулей, отметив обязательные (стандарт) и желательные (программа).
Рассматривать основы изучаемых технологий, и дать учителю возможность выбора программы, позволяющей реализовать изучаемую технологию.
В каждом модуле описывать:
Общие принципы технологии Примеры программ Перечень типовых операций данной технологии (по возможности, с упражнениями).
Общие принципы технологии
Примеры программ
Перечень типовых операций данной технологии (по возможности, с упражнениями).
Проблема. Перечень типовых операций помогает создавать общее представление о технологии и дает определенный кругозор, но ничего не говорит об особенностях работы в конкретной программе .
Предлагаемое решение:
Дополнительно к учебнику по информационным технологиям издавать для школьников подробные пособия по работе с конкретными программами .
Пособие должно содержать :
Назначение программы, принятую терминологию, общие принципы работы Перечень и подробное описание отдельных операций в описываемой программе Упражнения для освоения этих операций.
Назначение программы, принятую терминологию, общие принципы работы
Перечень и подробное описание отдельных операций в описываемой программе
Упражнения для освоения этих операций.
Пособие должно комплектоваться диском с файлами для упражнений и, по возможности, с самой программой.
Пособие должно комплектоваться диском с файлами для упражнений и, по возможности, с самой программой.
Что ещё позволяет отдельное детское руководство по работе с программой?
Многоуровневое освоение технологий
На кружках и факультативах
Создание анимации
(углубление, освоение
дополнительных операций)
На уроках
(7-8 часов)
Создание анимации
На домашнем компьютере
Создание анимации
(работа над проектами,
создание творческих работ)
Учебник позволяет осваивать ИКТ как на отдельном уроке, так и в качестве модулей на уроках по различным дисциплинам (например, Технологии, Изобразительное искусство). В учебнике для 3 класса предложены к изучению следующие модули: знакомство с компьютером, создание рисунков, создание мультфильмов и живых картинок, создание проектов домов и дизайн помещений, создание компьютерных игр. Дополнительно к учебнику изданы компакт-диски с некоторыми компьютерными программами и ориентированные на детей руководства по использованию этих программ – справочники-практикумы. В учебнике предусмотрена возможность использования свободного программного обеспечения (СПО).
Учебник позволяет осваивать информационные и коммуникационные технологии как на отдельном уроке, так и в качестве модулей на уроках по различным дисциплинам (например, Русский язык, Технологии). В учебнике для 4 класса предложены к изучению следующие модули: файлы и папки (каталоги), создание текстов, создание печатных публикаций, создание электронных публикаций, поиск информации. В учебнике предусмотрена возможность использования свободного программного обеспечения (СПО).
Учебники и учебные пособия
Бескомпьютерный компонент
Компьютерный компонент
Учебник
Вариант 1 . « Информатика в играх и задачах » (1–4 класс).
Вариант 2 . « Информатика (Логика и алгоритмы) » (3–4 класс), в качестве рабочих тетрадей « Информатика в играх и задачах ».
Пособия
Методические пособия для учителя.
Комплект наглядных пособий.
Учебник
« Мой инструмент компьютер »
Пособия
Компакт-диски с компьютерными программами и файлами для выполнения упражнений.
Справочники-практикумы – пособия для детей, которые помогают осваивать конкретные компьютерные программы.