kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Информатика и ИКТ в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

презентация состоит из 31 слайда, в которых представлено какой должна быть информатика в начальной школе?; что нам говорит образовательный стандарт об информатике; как мы представляем портрет ученика, хорошо подготовленного к изучению информатики?; урок в компьютерном классе; какие предлагаются учебники и учебные пособия по логико-алгоритмическому компоненту?; что надо учитывать при создании учебника по информационным технологиям?; каким должен быть учебник, удовлетворяющий разным требованиям и подходящий для разных условий?; учебники и учебные пособия.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Информатика и ИКТ в начальной школе »

Какой должна быть информатика в начальной школе? Образовательный стандарт Начальная школа Информатика и ИКТ

Какой должна быть информатика в начальной школе?

Образовательный стандарт

Начальная школа

Информатика и ИКТ

1. Общеучебные умения и навыки  Приоритетом начального общего образования является формирование обще учебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения. 2. Информационные технологии В рамках предмета Технология с III класса при наличии необходимых условий изучается модуль (раздел) «Практика использования информационных технологий».

1. Общеучебные умения и навыки

Приоритетом начального общего образования является формирование обще учебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения.

2. Информационные технологии

В рамках предмета Технология с III класса при наличии необходимых условий изучается модуль (раздел) «Практика использования информационных технологий».

Что нам говорит новый ФГОС о начальной школе? Требования к результатам обучающихся : Личностные , метапредметные , включающие освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), предметные . В метапредметных результатах:

Что нам говорит новый ФГОС о начальной школе?

Требования к результатам обучающихся :

Личностные , метапредметные , включающие освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), предметные .

В метапредметных результатах:

  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям,
  • использование ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач,
  • поиск, сбор, обработка, анализ, организация, передача и интерпретация информации в соответствии с задачами и технологиями учебного предмета.
Что нам говорит новый ФГОС о начальной школе? В предметных результатах:

Что нам говорит новый ФГОС о начальной школе?

В предметных результатах:

  • Математика и информатика
  • овладение основами логического и алгоритмического мышления, … записи и выполнения алгоритмов; приобретение первоначальных представлений о компьютерной грамотности.
  • овладение основами логического и алгоритмического мышления, … записи и выполнения алгоритмов;
  • приобретение первоначальных представлений о компьютерной грамотности.
  • Изобразительное искусство
  • овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.).
  • овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.).
В федеральном БУП информатика вводится  с 7-8 класса

В федеральном БУП информатика вводится с 7-8 класса

  • В одном классе могут оказаться ученики как уже изучавшие информатику, так и не изучавшие
  • Учитель формально не имеет права требовать от учеников каких-то базовых знаний
  • Можно подвести школьника к началу систематического изучения информатики в наиболее подготовленном для этого состоянии
Хорошо соображает, быстро схватывает новый материал, хорошо его понимает С компьютером «на ты» (для своего возраста) Уже работал над проектами и потому умеет: как-то искать требуемые сведения, как-то оформлять результат работы над проектом выступая, как-то представлять этот результат слушателям как-то искать требуемые сведения, как-то оформлять результат работы над проектом выступая, как-то
  • Хорошо соображает, быстро схватывает новый материал, хорошо его понимает
  • С компьютером «на ты» (для своего возраста)
  • Уже работал над проектами и потому умеет:
  • как-то искать требуемые сведения, как-то оформлять результат работы над проектом выступая, как-то представлять этот результат слушателям
  • как-то искать требуемые сведения,
  • как-то оформлять результат работы над проектом
  • выступая, как-то представлять этот результат слушателям
Сравним: для информатики для начальной школы Желательно, чтобы ученик хорошо соображал, быстро схватывал новый материал, хорошо его понимал Приоритет начального общего образования — формирование общеучебных умений и навыков Желательно, чтобы ученик был с компьютером «на ты» (для своего возраста), умел искать сведения, создавать и оформлять тексты, представлять результаты работ Изучение технологии в начальной школе направлено на … овладение умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни Какой можно сделать вывод?

Сравним:

для информатики

для начальной школы

Желательно, чтобы ученик хорошо соображал, быстро схватывал новый материал, хорошо его понимал

Приоритет начального общего образования — формирование общеучебных умений и навыков

Желательно, чтобы ученик был с компьютером «на ты» (для своего возраста), умел искать сведения, создавать и оформлять тексты, представлять результаты работ

Изучение технологии в начальной школе направлено на … овладение умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни

Какой можно сделать вывод?

Какой можно сделать вывод?

Какой можно сделать вывод?

  • Развитие логического, алгоритмического, системного мышления
  • Освоение компьютера как инструмента и накопление опыта информационной деятельности (работа с различными информационными объектами; поиск и организация информации)
Сравним по характеристикам: Логика и алгоритмы Компьютер как инструмент 1. Нужны ли компьютеры? обязательно  не обязательно да,  в 3-4 классе на уроках «Технологии» 2. Есть ли часы в федеральном компоненте БУП? нет,  только в региональном или школьном 3. Кто ведет уроки? учитель начальных классов учитель информатики или подготовленный учитель начальных классов формирование общих учебных умений практика работы на компьютере («Технологии») 4. Какие разделы стандарта реализует?

Сравним по характеристикам:

Логика и алгоритмы Компьютер как инструмент

1. Нужны ли компьютеры?

обязательно

не обязательно

да, в 3-4 классе на уроках «Технологии»

2. Есть ли часы в федеральном компоненте БУП?

нет, только в региональном или школьном

3. Кто ведет уроки?

учитель начальных классов

учитель информатики или подготовленный учитель начальных классов

формирование общих учебных умений

практика работы на компьютере («Технологии»)

4. Какие разделы стандарта реализует?

Как соединить такие разные требования? Предлагаемое решение: Разделить учебник на два компонента: технологический   логико-алгоритмический (компьютерный)   (бескомпьютерный)

Как соединить такие разные требования?

Предлагаемое решение:

Разделить учебник на два компонента:

технологический логико-алгоритмический

(компьютерный) (бескомпьютерный)

  • технологический логико-алгоритмический (компьютерный) (бескомпьютерный)
  • Каждая школа выбирает себе сочетание компонентов в зависимости от желания и возможностей.
  • Определение места этих компонентов в учебном процессе выполняется методистами, завучами, учителями.
Возможное место этих компонентов в учебном процессе Логико-алгоритмический (бескомпьютерный)

Возможное место этих компонентов в учебном процессе

Логико-алгоритмический (бескомпьютерный)

  • На уроках по предмету «Информатика»
  • Стандарт 2004: в часы школьного или регионального компонента Новый ФГОС: в рамках предметной области «Математика и информатика» в части, формируемой участниками образовательного процесса
  • Стандарт 2004: в часы школьного или регионального компонента
  • Новый ФГОС: в рамках предметной области «Математика и информатика» в части, формируемой участниками образовательного процесса
  • В качестве модулей на уроках математики
  • На факультативе «Информатика»
Возможное место этих компонентов в учебном процессе Технологический (компьютерный)

Возможное место этих компонентов в учебном процессе

Технологический (компьютерный)

  • Стандарт 2004: на уроках по предмету «Технологии» в 3-4 классах
  • Новый ФГОС:
  • На уроках в классе по разным дисциплинам (при наличии мобильного компьютерного класса) На уроках по разным дисциплинам, проводимых в компьютерном классе (при наличии стационарных компьютерных классов)
  • На уроках в классе по разным дисциплинам (при наличии мобильного компьютерного класса)
  • На уроках по разным дисциплинам, проводимых в компьютерном классе (при наличии стационарных компьютерных классов)
  • На факультативе «Информатика и ИКТ»
Урок в компьютерном классе Место в расписании а) «плавающее» место в расписании класса  (но стабильное место в расписании параллели):  например, 1-2 неделя в часы Технологии, 3-6 недели на уроках ИЗО, 7-8 недели на уроках Русского языка, … и т.д.   б) стабильное место в расписании класса  в части, формируемой участниками образовательного процесса; часы не отнимаются от уроков по предметам, а добавляются. Примерная схема урока 1. Работа с клавиатурным тренажером. 5-7 минут.  2. Бескомпьютерная, вводная часть урока. 20-25 минут.  3. Компьютерная часть урока (освоение операций, творческие работы, ЦОР, диагностика и т.д.) 12-15 минут.

Урок в компьютерном классе

Место в расписании

а) «плавающее» место в расписании класса (но стабильное место в расписании параллели): например, 1-2 неделя в часы Технологии, 3-6 недели на уроках ИЗО, 7-8 недели на уроках Русского языка, … и т.д. б) стабильное место в расписании класса в части, формируемой участниками образовательного процесса; часы не отнимаются от уроков по предметам, а добавляются.

Примерная схема урока

1. Работа с клавиатурным тренажером. 5-7 минут. 2. Бескомпьютерная, вводная часть урока. 20-25 минут. 3. Компьютерная часть урока (освоение операций, творческие работы, ЦОР, диагностика и т.д.) 12-15 минут.

Какие предлагаются учебники и учебные пособия по логико-алгоритмическому компоненту?

Какие предлагаются учебники и учебные пособия по логико-алгоритмическому компоненту?

  • «Информатика в играх и задачах»
  • подробные методические рекомендации, позволяющие учителям начальной школы вести уроки информатики, плакаты и разрезные материалы, цифровые образовательные ресурсы (school-collection.edu.ru).
  • подробные методические рекомендации, позволяющие учителям начальной школы вести уроки информатики,
  • плакаты и разрезные материалы,
  • цифровые образовательные ресурсы (school-collection.edu.ru).
  • Дополнительный учебник для 3-4 класса «Логика и алгоритмы»
  • в нём не пишут, перечень и порядок учебных тем совпадает с «Информатикой в играх и задачах», даны пояснения к темам, позволяющие родителям и пропустившим уроки ученикам понять содержание и научиться решать задачи, задачи можно рассматривать как дополнительные, при работе нужна (очень желательна) «Информатика в играх и задачах».
  • в нём не пишут,
  • перечень и порядок учебных тем совпадает с «Информатикой в играх и задачах»,
  • даны пояснения к темам, позволяющие родителям и пропустившим уроки ученикам понять содержание и научиться решать задачи,
  • задачи можно рассматривать как дополнительные,
  • при работе нужна (очень желательна) «Информатика в играх и задачах».
Учебник предназначен для изучения информатики в рамках предметной области «Математика и информатика» на отдельном уроке информатики или в качестве модуля на уроках математики. Учебник соответствует Федеральным Государственным Образовательным Стандартам для начальной школы, нацелен в первую очередь на освоение школьниками универсальных логических действий, при этом эффективен в обучении регулятивным и коммуникативным универсальным учебным действиям. Методические рекомендации с подробными поурочными разработками позволяют вести данный курс учителям начальных классов без специальной подготовки.

Учебник предназначен для изучения информатики в рамках предметной области «Математика и информатика» на отдельном уроке информатики или в качестве модуля на уроках математики. Учебник соответствует Федеральным Государственным Образовательным Стандартам для начальной школы, нацелен в первую очередь на освоение школьниками универсальных логических действий, при этом эффективен в обучении регулятивным и коммуникативным универсальным учебным действиям. Методические рекомендации с подробными поурочными разработками позволяют вести данный курс учителям начальных классов без специальной подготовки.

Учебник предназначен для изучения информатики в рамках предметной области «Математика и информатика» на отдельном уроке информатики или в качестве модуля на уроках математики. Учебник соответствует Федеральным Государственным Образовательным Стандартам для начальной школы, нацелен в первую очередь на освоение школьниками универсальных логических действий, при этом эффективен в обучении регулятивным и коммуникативным универсальным учебным действиям. Методические рекомендации с подробными поурочными разработками позволяют вести данный курс учителям начальных классов без специальной подготовки.

Учебник предназначен для изучения информатики в рамках предметной области «Математика и информатика» на отдельном уроке информатики или в качестве модуля на уроках математики. Учебник соответствует Федеральным Государственным Образовательным Стандартам для начальной школы, нацелен в первую очередь на освоение школьниками универсальных логических действий, при этом эффективен в обучении регулятивным и коммуникативным универсальным учебным действиям. Методические рекомендации с подробными поурочными разработками позволяют вести данный курс учителям начальных классов без специальной подготовки.

Что надо учитывать при создании учебника по информационным технологиям?

Что надо учитывать при создании учебника по информационным технологиям?

  • Отсутствие точного указания в федеральном БУП числа часов, отводимых на изучение ИКТ
  • Разброс в материально-технических условиях школ
  • Привязанность учителей к конкретным программам
  • Возможные сложности с обеспечением легальным программным обеспечением
Каким должен быть учебник, удовлетворяющий разным требованиям и подходящий для разных условий? Предлагаемое решение: Выполнить учебник в виде набора модулей, отметив обязательные (стандарт) и желательные (программа). Рассматривать основы изучаемых технологий, и дать учителю возможность выбора программы, позволяющей реализовать изучаемую технологию. В каждом модуле описывать: Общие принципы технологии Примеры программ Перечень типовых операций данной технологии  (по возможности, с упражнениями). Общие принципы технологии Примеры программ Перечень типовых операций данной технологии  (по возможности, с упражнениями). Проблема. Перечень типовых операций помогает создавать общее представление о технологии и дает определенный кругозор, но ничего не говорит об особенностях работы в конкретной программе .

Каким должен быть учебник, удовлетворяющий разным требованиям и подходящий для разных условий?

Предлагаемое решение:

  • Выполнить учебник в виде набора модулей, отметив обязательные (стандарт) и желательные (программа).
  • Рассматривать основы изучаемых технологий, и дать учителю возможность выбора программы, позволяющей реализовать изучаемую технологию.
  • В каждом модуле описывать:
  • Общие принципы технологии Примеры программ Перечень типовых операций данной технологии (по возможности, с упражнениями).
  • Общие принципы технологии
  • Примеры программ
  • Перечень типовых операций данной технологии (по возможности, с упражнениями).

Проблема. Перечень типовых операций помогает создавать общее представление о технологии и дает определенный кругозор, но ничего не говорит об особенностях работы в конкретной программе .

Предлагаемое решение: Дополнительно к учебнику по информационным технологиям издавать для школьников подробные пособия по работе с конкретными программами . Пособие должно содержать : Назначение программы, принятую терминологию, общие принципы работы Перечень и подробное описание отдельных операций в описываемой программе Упражнения для освоения этих операций. Назначение программы, принятую терминологию, общие принципы работы Перечень и подробное описание отдельных операций в описываемой программе Упражнения для освоения этих операций. Пособие должно комплектоваться диском с файлами для упражнений и, по возможности, с самой программой.

Предлагаемое решение:

Дополнительно к учебнику по информационным технологиям издавать для школьников подробные пособия по работе с конкретными программами .

Пособие должно содержать :

  • Назначение программы, принятую терминологию, общие принципы работы Перечень и подробное описание отдельных операций в описываемой программе Упражнения для освоения этих операций.
  • Назначение программы, принятую терминологию, общие принципы работы
  • Перечень и подробное описание отдельных операций в описываемой программе
  • Упражнения для освоения этих операций.

Пособие должно комплектоваться диском с файлами для упражнений и, по возможности, с самой программой.

  • Пособие должно комплектоваться диском с файлами для упражнений и, по возможности, с самой программой.
Что ещё позволяет отдельное детское руководство по работе с программой? Многоуровневое освоение технологий На кружках и факультативах Создание анимации (углубление, освоение дополнительных операций) На уроках (7-8 часов) Создание анимации На домашнем компьютере Создание анимации (работа над проектами, создание творческих работ)

Что ещё позволяет отдельное детское руководство по работе с программой?

Многоуровневое освоение технологий

На кружках и факультативах

Создание анимации

(углубление, освоение

дополнительных операций)

На уроках

(7-8 часов)

Создание анимации

На домашнем компьютере

Создание анимации

(работа над проектами,

создание творческих работ)

Учебник позволяет осваивать ИКТ как на отдельном уроке, так и в качестве модулей на уроках по различным дисциплинам (например, Технологии, Изобразительное искусство). В учебнике для 3 класса предложены к изучению следующие модули: знакомство с компьютером, создание рисунков, создание мультфильмов и живых картинок, создание проектов домов и дизайн помещений, создание компьютерных игр. Дополнительно к учебнику изданы компакт-диски с некоторыми компьютерными программами и ориентированные на детей руководства по использованию этих программ – справочники-практикумы. В учебнике предусмотрена возможность использования свободного программного обеспечения (СПО).

Учебник позволяет осваивать ИКТ как на отдельном уроке, так и в качестве модулей на уроках по различным дисциплинам (например, Технологии, Изобразительное искусство). В учебнике для 3 класса предложены к изучению следующие модули: знакомство с компьютером, создание рисунков, создание мультфильмов и живых картинок, создание проектов домов и дизайн помещений, создание компьютерных игр. Дополнительно к учебнику изданы компакт-диски с некоторыми компьютерными программами и ориентированные на детей руководства по использованию этих программ – справочники-практикумы. В учебнике предусмотрена возможность использования свободного программного обеспечения (СПО).

Учебник позволяет осваивать информационные и коммуникационные технологии как на отдельном уроке, так и в качестве модулей на уроках по различным дисциплинам (например, Русский язык, Технологии). В учебнике для 4 класса предложены к изучению следующие модули: файлы и папки (каталоги), создание текстов, создание печатных публикаций, создание электронных публикаций, поиск информации. В учебнике предусмотрена возможность использования свободного программного обеспечения (СПО).

Учебник позволяет осваивать информационные и коммуникационные технологии как на отдельном уроке, так и в качестве модулей на уроках по различным дисциплинам (например, Русский язык, Технологии). В учебнике для 4 класса предложены к изучению следующие модули: файлы и папки (каталоги), создание текстов, создание печатных публикаций, создание электронных публикаций, поиск информации. В учебнике предусмотрена возможность использования свободного программного обеспечения (СПО).

Учебники и учебные пособия Бескомпьютерный компонент Компьютерный компонент Учебник Вариант 1 . « Информатика в играх и задачах » (1–4 класс). Вариант 2 . « Информатика (Логика и алгоритмы) » (3–4 класс), в качестве рабочих тетрадей « Информатика в играх и задачах ». Пособия Методические пособия для учителя. Комплект наглядных пособий. Учебник « Мой инструмент компьютер » Пособия Компакт-диски с компьютерными программами и файлами для выполнения упражнений. Справочники-практикумы – пособия для детей, которые помогают осваивать конкретные компьютерные программы. В федеральном перечне «Информатика и ИКТ» В федеральном перечне «Информатика»

Учебники и учебные пособия

Бескомпьютерный компонент

Компьютерный компонент

Учебник

Вариант 1 . « Информатика в играх и задачах » (1–4 класс).

Вариант 2 . « Информатика (Логика и алгоритмы) » (3–4 класс), в качестве рабочих тетрадей « Информатика в играх и задачах ».

Пособия

Методические пособия для учителя.

Комплект наглядных пособий.

Учебник

« Мой инструмент компьютер »

Пособия

Компакт-диски с компьютерными программами и файлами для выполнения упражнений.

Справочники-практикумы – пособия для детей, которые помогают осваивать конкретные компьютерные программы.

В федеральном перечне «Информатика и ИКТ»

В федеральном перечне «Информатика»


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Информатика

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Информатика и ИКТ в начальной школе

Автор: Абдулкина Ирина Валентиновна

Дата: 27.04.2015

Номер свидетельства: 206077

Похожие файлы

object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Рабочая программа по учебному курсу "Информатика и ИКТ" 4 класс "
    ["seo_title"] => string(66) "rabochaia-proghramma-po-uchiebnomu-kursu-informatika-i-ikt-4-klass"
    ["file_id"] => string(6) "154181"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1421131891"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Рабочая программа  по предмету "Информатика"  2 класс "
    ["seo_title"] => string(54) "rabochaia-proghramma-po-priedmietu-informatika-2-klass"
    ["file_id"] => string(6) "206452"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1430189493"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Рабочая программа  по предмету "Информатика"  3 класс "
    ["seo_title"] => string(54) "rabochaia-proghramma-po-priedmietu-informatika-3-klass"
    ["file_id"] => string(6) "206455"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1430191351"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Программа внеурочной деятельности   "Любознательная информатика" "
    ["seo_title"] => string(69) "proghramma-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-liuboznatiel-naia-informatika"
    ["file_id"] => string(6) "114972"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1411753559"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Тематическое планирование для УМК Рудченко Т.А. «Информатика, 1 – 4» "
    ["seo_title"] => string(70) "tiematichieskoie-planirovaniie-dlia-umk-rudchienko-t-a-informatika-1-4"
    ["file_id"] => string(6) "109576"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1404760248"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства