Просмотр содержимого документа
«Электронная форма учебника в начальной школе»
Методика использования ЭФУ
в начальном общем образовании
Шаг в виртуальность
Развитие ИКТ позволяет широко применять на уроках
электронные учебники, планшеты, ноутбуки
В соответствии с ФГОС
Методологической основой ФГОС является системно-деятельностный подход , позволяющий реализовать современные стратегии обучения с использованием информационных и коммуникационных технологий ( ИКТ)
Нормативное обоснование введения в образовательный процесс электронных форм учебников
Федеральный закон РФ "Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ от 29.12.2012. Статья 16 «Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»
Предоставляется возможность образовательным организациям применять электронное обучение и дистанционные образовательные технологии при реализации образовательных программ;
Указывается необходимость создания информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы , совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств;
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273«Об образовании в Российской Федерации»
Статья 18. Печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы
1. В организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в целях обеспечения реализации образовательных программ формируются библиотеки, в том числе цифровые (электронные) библиотеки, обеспечивающие доступ к профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам, а также иным информационным ресурсам. Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и (или) электронными учебными изданиями (включая учебники и учебные пособия), методическими и периодическими изданиями по всем входящим в реализуемые основные образовательные программы учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям).
2. Нормы обеспеченности образовательной деятельности учебными изданиями в расчете на одного обучающегося по основной образовательной программе устанавливаются соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами .
4. Организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, для использования при реализации указанных образовательных программ выбирают:
1) учебники из числа входящих в федеральныйперечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования;
2) учебные пособия , выпущенные организациями, входящими в переченьорганизаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования.
Норма обеспеченности учебными изданиями
В соответствии с ФГОС норма обеспеченности образовательной деятельности учебными изданиями определяется исходя из расчета:
не менее одного учебника в печатнойи (или)электроннойформе , достаточного для освоения программы учебного предмета на каждого обучающегося по каждому учебному предмету, входящему в обязательную часть учебного плана основной образовательной программы основного общего образования;
не менее одного учебника в печатной и (или) электронной форме или учебного пособия , достаточного для освоения программы учебного предмета на каждого обучающегося по каждому учебному предмету, входящему в часть, формируемую участниками образовательных отношений, учебного плана основной образовательной программы основного общего образования
Федеральные и региональные органы законодательной и исполнительной власти в сфере образования Муниципальные органы управления образованием Образовательные организации Издательства Дистрибьютеры Агрегаторы Интернет-магазины»
Федеральные и региональные органы законодательной и исполнительной власти в сфере образования
Муниципальные органы управления образованием
Образовательные организации
Издательства
Дистрибьютеры
Агрегаторы
Интернет-магазины»
Взаимодействие по внедрению ЭФУ
Для успешного внедрения ЭФУ необходимо эффективное взаимодействие всех участников образовательных отношений:
Общее понятие «электронный учебник»
Электронный учебник - это специальное устройство либо программное обеспечение, используемое в образовательном процессе и заменяющее собой традиционный бумажный учебник
+
простота использования электронного учебника учениками,
повышение у школьников мотивации и интереса к работе с учебным предметом
ВИДЫ ЭЛЕКТРОННОГО КОНТЕНТА
1.PDF
Копия бумажного учебника в электронном виде . Не несет в себе никакого нового функционала по сравнению с бумажными учебниками, за исключением того, что все книги помещаются в 1 планшет вместо рюкзака с 6-8 книгами.
Копия бумажного учебника в электронном виде + гиперссылкинавнешние объекты – страницы, ролики, интерактивные задания. В основном для дополнительных материалов использовался Flash, что проводит к проблемам с использованием на планшетах
Полноценный интерактивный учебник с мультимедийными материалами и заданиями . Формат предполагает возможность использования на любых платформах и операционных системах
2.PDF + дополнительные интерактивные материалы
3. EPUB
С 2015г.обязательное условие для включения учебникав ФП -наличие электронной формы
Приказ Минобрнауки России от 8 декабря 2014 г. № 1559 г. Москва «О внесении изменений в Порядок формирования федерального перечня учебников…»
Наличие электронной формы учебника является обязательным требованием для учебника, включенного в Федеральный перечень
Что такое ЭФУ?
Вводится понятиеэлектронной формы учебника:
электронное издание, соответствующее по структуре, содержанию и художественному оформлению печатной форме учебника,
содержащее мультимедийные элементы и интерактивные ссылки,
расширяющие и дополняющие содержание учебника
(определение МОН РФ по Приказу от 8 декабря 2014 г. № 1559)
Функции ЭФУ
… реализует возможность создания пользователем заметок, закладок, а также возможность оперативного перехода к ним»
… поддерживает возможность определения номера страниц печатной версии учебника, на которой расположено содержание текущей страницы учебника в электронной форме»
… содержит средства контроля и самоконтроля»
… функционирует на устройствах пользователей без подключения к сети Интернет (за исключением внешних ссылок) … работать в режимах онлайн /оффлайн
… может быть воспроизведена на трех или более операционных системах
..должна воспроизводиться на не менее чем двух видах электронных устройств (стационарный или персональный компьютер, в том числе с подключением к интерактивной доске, планшетный компьютер и иное
Чем ЭФУ отличается от электронных приложенийк печатным учебникам?
Электронное приложение к печатному учебнику — это набор обособленных электронных объектов, чаще всего не имеющих точной содержательной привязки к материалу учебника и дополняющих этот материал. Использование электронного приложения не является обязательным.
В отличие от электронного приложения, ЭФУ — это полноценный учебник, включающий в себя электронные образовательные ресурсы (ЭОР), которые дополняют и расширяют основной учебный материал
Требования к электронному учебнику
Безопасность
Удобство
Универсальность
Надёжность
Доступность
Требования к уровню ИКТ-умений и навыков учителей
Базовая компьютерная грамотность : умение работать с текстовыми редакторами, электронными таблицами, программами для подготовки презентаций.
Работа с файлами : приемы выполнения файловых операций, организация информационной среды как файловой системы, ввод-вывод информации, установка и удаление приложений.
Умение работать в сети Интернет: навигация и поиск информации, загрузка и сохранение данных, создание и использование электронных почтовых ящиков, общение в сети на профессиональные темы.
Подготовка методических материалов и рабочих документов в соответствии с предметной областью.
Знания правовых аспектов использования Интернета в образовании:
УК РФ, Закон РФ «Об авторском праве», федеральные законы «Об информации, информатизации и защите информации» и «Об участии в международном информационном обмене» и т.д.
Бумажный или электронный?
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 2 февраля 2015 г. № НТ-136/08 «О федеральном перечне учебников»:
Использование электронной формы учебника является правом, а не обязанностью участников образовательных отношений;
Одновременно с учебником в бумажной форме должна приобретаться электронная форма учебника;
К учебникам, закупленным ранее только в печатной форме, возможна закупка отдельно электронной формы учебника.
Электронная форма учебника может приобретаться как в комплекте с печатным учебником, так и самостоятельно.
Как можно приобрести ЭФУ?
Продавец (издательство):
Заказ электронных форм учебников напрямую у издательства (для юридических лиц);
Покупка у партнера издательства - агрегатора (для юридических и физических лиц)
Покупатель:
Региональные и муниципальные органы управления образованием,
образовательные организации всех типов;
Родители школьников и другие физические лица
Принципы поставки:
Доступ к ЭФУ: на 1 год (3 года, 5 лет)
Синхронизация на нескольких устройствах;
Возможность установки на школьные и личные устройства учащихся и педагогов
Возможность ознакомиться с demo-версией по предмету перед покупкой комплекта ЭФУ
Кто такой «агрегатор»?
Агрегатор– это организация, которая предоставляет пользователям доступ к ЭФУ, выпущенным различными издательствами.
Все вопросы закупки и технической поддержки пользователей находятся в ведении агрегатора, с которым образовательная организация заключила договор на предоставление услуг по работе с ЭФУ.
Как правило, агрегатор также предоставляет оболочку (компьютерную программу) для работы с выбранными ЭФУ.
Издательство + агрегатор
Издательство…
Как провести урок?
Как организовать исследовательскую и проектную деятельность? Как повысить мотивацию с использованием ЭФУ?
Как использовать информационные и интерактивные ресурсы ЭФУ?
Как составить поурочное планирование?
Агрегатор:
Как запустить и организовать работу платформы?
Как выдать учебники школьникам?
Как контролировать срок и количество лицензий?
Что делать при переходе ребенка в другую школу?
Куда обращаться, если возникли технические сложности ?
Актуальные проблемы
Наличие, доступность и вариативность учебников в электронной форме.
Доступность и надежность пользовательских устройств
Слабое развитие вспомогательной инфраструктуры в учебных заведениях
–точки для зарядки устройств, интернета, точки доступа wi-fi
возможность управления устройствами в классе.
Вместе с учебником в электронной форме должны создаваться и электронные УМК,
позволяющие вести полноценное преподавание.
Должна быть реализована стыковка с LMS (электронные дневники).
Ограниченность бюджетов при одновременной закупке учебников в бумажной и электронной формах.
Отсутствие опыта создания и использования массового электронного контента,
отработанных процессов по его реализации, доставке и контролю.
Отсутствие опыта по контролю массового использования цифровых устройств в школе.