Пояснительная записка
Рабочая программа по информатике для 5 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО), примерной программы основного общего образования по информатике и авторской программы по информатике Л.Л. Босова, А.Ю. Босова
Рабочая программа по информатике для основной школы составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); требованиями к результатам освоения основной образовательной программы (личностным, метапредметным, предметным); основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования. В ней соблюдается преемственность с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования; учитываются возрастные и психологические особенности школьников, обучающихся на ступени основного общего образования, учитываются межпредметные связи.
В программе предложен авторский подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности его изучения, путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития, воспитания и социализации учащихся. Программа является ключевым компонентом учебно-методического комплекта по информатике для основной школы (авторы; издательство «БИНОМ.Лаборатория знаний»)
Количество часов на год всего: 35.
Информатика — это естественнонаучная дисциплина о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, а также о методах и средствах их автоматизации.
Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий — одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественнонаучного мировоззрения.
Информатика имеет большое и всевозрастающее число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ), освоенные обучающимися на базе информатики,
находят применение как в рамках образовательного процесса при изучении других предметных областей, так и в иных жизненных ситуациях, становятся значимыми для формирования качеств личности, т. е. ориентированы на формирование метапредметных и личностных результатов.
Информация и информатика.
Как устроен компьютер. Техника безопасности и организация рабочего места.
Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш. Основная позиция пальцев на клавиатуре.
Программы и файлы. Рабочий стол. Управление компьютером с помощью мыши. Главное меню. Запуск программ. Управление компьютером с помощью меню.
Практическая работа №1 «Знакомимся с клавиатурой».
Практическая работа №2 «Осваиваем мышь».
Практическая работа №3 «Запускаем программы. Основные элементы окна программы».
Практическая работа №4 «Знакомимся с компьютерным меню».
Клавиатурный тренажер.
Действия с информацией.
Хранение информации. Носители информации. Передача информации. Кодирование информации. Язык жестов. Формы представления информации. Метод координат. Текст как форма представления информации. Табличная форма представления информации. Наглядные формы представления информации.
Обработка информации. Изменение формы представления информации. Систематизация информации. Поиск информации. Кодирование как изменение формы представления информации.
Получение новой информации. Преобразование информации по заданным правилам. Преобразование информации путем рассуждений. Разработка плана действий и его запись. Запись плана действий в табличной форме.
Клавиатурный тренажер.
Координатный тренажер.
Логические компьютерные игры, поддерживающие изучаемый материал.
Подготовка текстовых документов. Текстовый редактор и текстовый процессор. Этапы подготовки документа на компьютере. Компьютерная графика. Графические редакторы. Устройства ввода графической информации. Создание движущихся изображений.
Практическая работа №5 «Выполняем вычисления с помощью приложения Калькулятор».
Практическая работа №6 «Вводим текст».
Практическая работа №7 «Редактируем текст».
Практическая работа №8 «Работаем с фрагментами текста».
Практическая работа №9 «Форматируем текст».
Практическая работа №10 «Знакомимся с инструментами рисования графического редактора».
Практическая работа №11 «Начинаем рисовать».
Практическая работа №12 «Создаем комбинированные документы».
Практическая работа №13 «Работаем с графическими фрагментами».
Практическая работа №14 «Создаем анимацию на заданную тему».
Практическая работа №15 «Создаем анимацию на свободную тему».
Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы) в форме интерактивного тестирования, теста по опросному листу или компьютерного тестирования.
Итоговый контроль осуществляется по завершении учебного материала за год в форме интерактивного тестирования, теста по опросному листу или компьютерного тестирования, творческой работы.
Единицей учебного процесса является урок. В первой части урока проводиться объяснение нового материала, а на конец урока планируется компьютерный практикум (практические работы). Работа учеников за компьютером в 5 классах 10-15 минут. В ходе обучения учащимся предлагаются короткие (5-10 минут) проверочные работы (в форме тестирования). Очень важно, чтобы каждый ученик имел доступ к компьютеру и пытался выполнять практические работы по описанию самостоятельно, без посторонней помощи учителя или товарищей.
При организации занятий школьников по информатике и информационным технологиям необходимо использовать различные методы и средства обучения с тем, чтобы с одной стороны, свести работу за ПК к регламентированной норме; с другой стороны, достичь наибольшего педагогического эффекта.
На уроках параллельно применяются общие и специфические методы, связанные с применением средств ИКТ:
Система оценки предметных результатов освоения учебных программ с учетом уровневого подхода, предполагает выделение базового уровня достижений как точки отсчета при построении всей системы оценки и организации индивидуальной работы с обучающимися.
Реальные достижения обучающихся могут соответствовать базовому уровню, а могут отличаться от него как в сторону превышения, так и в сторону недостижения.
Практика показывает, что для описания достижений обучающихся целесообразно установить пять уровней. Базовый уровень достижений — уровень, который демонстрирует освоение учебных действий с опорной системой знаний в рамках выделенных задач. Овладение базовым уровнем является достаточным для продолжения обучения на следующей ступени образования, но не по профильному направлению. Достижению базового уровня соответствует отметка «удовлетворительно» (или отметка «3», отметка «зачтено»).
Превышение базового уровня свидетельствует об усвоении опорной системы знаний на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями, а также о кругозоре, широте (или избирательности) интересов. Уровни достижения планируемых результатов, превышающие базовый, можно определить, как:
1) повышенный уровень достижения планируемых результатов, отметка «хорошо» (отметка «4»);
2) высокий уровень достижения планируемых результатов, отметка «отлично» (отметка «5»).
Повышенный и высокий уровни достижения отличаются по полноте освоения планируемых результатов, уровню овладения учебными действиями и сформированностью интересов к данной предметной области.
Для описания подготовки учащихся, уровень достижений которых ниже базового, целесообразно выделить также два уровня:
2) низкий уровень достижений, отметка «плохо» (отметка «1»).
Недостижение базового уровня (пониженный и низкий уровни достижений) фиксируется в зависимости от объема и уровня освоенного и неосвоенного содержания предмета.
Как правило, пониженный уровень достижений свидетельствует об отсутствии систематической базовой подготовки, о том, что учеником не освоено даже и половины планируемых результатов, которые осваивает большинство обучающихся; о том, что имеются значительные пробелы в знаниях, дальнейшее обучение затруднено. При этом обучающийся может выполнять отдельные задания повышенного уровня. Данная группа обучающихся (в среднем в ходе обучения составляющая около 10 %) требует специальной диагностики затруднений в обучении, пробелов в системе знаний и оказании целенаправленной помощи в достижении базового уровня.
Низкий уровень освоения планируемых результатов свидетельствует о наличии только отдельных отрывочных фрагментарных знаний по предмету, дальнейшее обучение практически невозможно. Учащиеся, которые демонстрируют низкий уровень достижений, требуют специальной помощи не только по учебному предмету, но и по формированию мотивации к обучению, развитию интереса к изучаемой предметной области, пониманию значимости предмета для жизни и др. Только наличие положительной мотивации может стать основой ликвидации пробелов в обучении для данной группы обучающихся..
Решение о достижении или недостижении планируемых результатов или об освоении или неосвоении учебного материала принимается на основе результатов выполнения заданий базового уровня. Критерий достижения/освоения учебного материала можно рассматривать как выполнение не менее 50 % заданий базового уровня или получения 50 % от максимального балла за выполнение заданий базового уровня.
В качестве одной из основных форм контроля рассматривается тестирование. Для того чтобы настроить школьников на вдумчивую работу с тестами, важно им объяснить правила, которых мы рекомендуем придерживаться при оценивании:
за вопрос, оставленный без ответа (пропущенный вопрос), ничего не начисляется.
Такой подход позволяет добиться вдумчивого отношения к тестированию, позволяет сформировать у школьников навыки самооценки и ответственного отношения к собственному выбору. Тем не менее, учитель может отказаться от начисления штрафных баллов, особенно на начальном этапе тестирования.
При выставлении оценок желательно придерживаться следующих общепринятых соотношений:
86-100% — «5».
По усмотрению учителя эти требования могут быть снижены. Особенно внимательно следует относиться к «пограничным» ситуациям, когда один балл определяет «судьбу» оценки, а иногда и ученика. В таких случаях следует внимательно проанализировать ошибочные ответы и, по возможности, принять решение в пользу ученика. Важно создать обстановку взаимопонимания и сотрудничества, сняв излишнее эмоциональное напряжение, возникающее во время тестирования.
Компьютерное тестирование интересно детям, а учителя оно освобождает от необходимости проверки детских работ. Тем не менее, компьютерному тестированию должно предшествовать тестирование «традиционное» – с бланками на печатной основе, работа с которыми позволяет учащимся более полно понять новую для них форму учебной деятельности. При правильном подходе к организации тестирования в 5 классе, как правило, в дальнейшем эта форма контроля уже не вызывает у школьников особых затруднений.
В 5-м классе используется несколько различных форм контроля: тестирование; контрольная работа на опросном листе; разноуровневая контрольная работа.
Контрольные работы на опросном листе содержат условия заданий и предусматривают места для их выполнения. В зависимости от временных ресурсов и подготовленности учеников учитель может уменьшить число обязательных заданий, переведя часть из них в разряд дополнительных, выполнение которых поощряется еще одной оценкой.
Практические контрольные работы для учащихся 5 классов представлены в трех уровнях сложности. Важно правильно сориентировать учеников, чтобы они выбирали вариант, адекватный их возможностям.
1. Зрительные иллюзии.
2. Техника безопасности.
3. Компьютер на службе у человека.
4. Хранение информации.
5. Носители информации.
6. Средства передачи информации.
Сформулированные цели реализуются через достижение образовательных результатов. Эти результаты структурированы по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают в себя предметные, метапредметные и личностные результаты. Особенность информатики заключается в том, что многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ) имеют значимость для других предметных областей и формируются при их изучении.
Образовательные результаты сформулированы в деятельностной форме, это служит основой разработки контрольных измерительных материалов основного общего образования по информатике.
№ урока | Тема урока | Тип урока | Основные понятия | Предметный результат | Универсальные учебные действия | Д/з | Дата |
Личностные | Регулятивные | Коммуникативные | Познавательные | план | факт |
-
| Цели изучения курса информатики. Информация вокруг нас. Техника безопасности. | изучение нового материала | информация; виды информации по способу получения; виды информации по форме представления; действия с информацией; техника безопасности и организация рабочего места. | общие представления о целях изучения курса информатики; общие представления об информации и информационных процессах | навыки безопасного и целесообразного поведения при работе в компьютерном классе | целеполагание – формулировать и удерживать учебную задачу; планирование – выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. | инициативное сотрудничество – ставить вопросы, обращаться за помощью | общеучебные – использовать общие приемы решения поставленных задач; | §1, РТ: №1, №4, №7, №10. | | |
-
| Компьютер – универсальная машина для работы с информацией | изучение нового материала, обобщение | универсальный объект; компьютер; аппаратное обеспечение; техника безопасности. | знание основных устройств компьютера и их функций | представление о роли компьютеров в жизни современного человека; способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). | планирование – выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. | инициативное сотрудничество – ставить вопросы, обращаться за помощью; проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных задач | общеучебные – самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. | §2, РТ: №12, №13, №14, №23. | | |
-
| Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. П/р №1 «Вспоминаем клавиатуру» | изучение нового материала, развитие и закрепление умений и навыков | устройства ввода информации; клавиатура; группы клавиш; комбинации клавиш; основная позиция пальцев; клавиатурный тренажер; слепая десятипальцевая печать. | представление об основных устройствах ввода информации в память компьютера | понимание важности для современного человека владения навыком слепой десятипальцевой печати. | планирование – выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. | инициативное сотрудничество – ставить вопросы, обращаться за помощью; проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных задач | общеучебные – самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. | §3; РТ: №25, №26, №28, №33. | | |
-
| Управление компьютером. П/р №2 «Вспоминаем приёмы управления компьютером» | изучение нового материала, практикум | программное обеспечение; документ; рабочий стол; панель задач; указатель мыши; меню; главное меню; окно; элементы окна. | общие представления о пользовательском интерфейсе; представление о приёмах управления компьютером | понимание важности для современного человека владения навыками работы на компьютере | контроль и самоконтроль – сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. | планирование учебного сотрудничества – задавать вопросы, обращаться за помощью; определять общую цель и пути ее достижения | общеучебные – выбирать наиболее эффективные способы решения задач. | §4; РТ: №38, №39, №42, №53. | | |
-
| Хранение информации. П/р №3 «Создаём и сохраняем файлы» | изучение нового материала, практикум | информация; действия с информацией; хранение информации; память; носитель информации; файл; папка. | общие представления о хранении информации как информационном процессе; представления о многообразии носителей информации | понимание значения хранения информации для жизни человека и человечества; интерес к изучению информатики | планирование – определять общую цель и пути ее достижения; прогнозирование – предвосхищать результат. | инициативное сотрудничество – формулировать свои затруднения | общеучебные – выбирать наиболее эффективные способы решения задач; контролировать и оценивать процесс в результате своей деятельности. | §5; РТ: №55, №59, №63, №64, №67. | | |
-
| Передача информации | изучение нового материала, развитие и закрепление умений и навыков | информация; действия с информацией; передача информации; источник информации; информационный канал; приёмник информации. | общие представления о передаче информации как информационном процессе; представления об источниках информации, информационных каналах, приёмниках информации | понимание значения коммуникации для жизни человека и человечества; интерес к изучению информатики | контроль и самоконтроль – различать способ и результат действия; прогнозирование – предвосхищать результаты. | взаимодействие – формулировать собственное мнение, слушать собеседника; управление коммуникацией – разрешать конфликты на основе учета интересов и позиции всех участников | общеучебные – ориентироваться в разнообразии способов решения задач; самостоятельно создавать ход деятельности при решении проблем. | §6; РТ: №70, №72, №74. | | |
-
| Электронная почта. П/р №4 «Работаем с электронной почтой» | изучение нового материала, практикум, обобщение | передача информации; электронная почта; электронное письмо. | общие представления об электронной почте, об электронном адресе и электронном письме | понимание значения коммуникации для жизни человека и человечества; интерес к изучению информатики | целеполагание – преобразовывать практическую задачу в образовательную. | взаимодействие – задавать вопросы, формулировать свою позицию | общеучебные – осознанно строить сообщения в устной форме. | §6 (3); РТ: №76, №77. | | |
-
| К.р.№1 по теме «Устройство компьютера. Действия с информацией». В мире кодов. Способы кодирования информации | комбинированный урок | условный знак; код; кодирование; декодирование. | общие представления о кодах и кодировании; умения кодировать и декодировать информацию при известных правилах кодирования; | понимание значения различных кодов в жизни человека; интерес к изучению информатики | целеполагание – преобразовывать практическую задачу в образовательную; контроль и самоконтроль – использовать установленные правила в контроле способа решения задачи. | взаимодействие – формулировать собственное мнение и позицию | общеучебные – выбирать наиболее эффективные решения поставленной задачи. | §7(1, 2), РТ: №92, №98 | | |
-
| Метод координат | изучение нового материала, развитие и закрепление умений и навыков | код; кодирование; графический способ кодирования; числовой способ кодирования; символьный способ кодирования; метод координат. | представление о методе координат | понимание значения различных кодов в жизни человека; интерес к изучению информатики. | осуществление учебных действий – выполнять учебные действия в материализованной форме; коррекция – вносить необходимые изменения и дополнения. | инициативное сотрудничество – задавать вопросы, проявлять активность; использовать речь для регуляции своего действия | общеучебные – ставить и формулировать проблемы. | §7(3), РТ: №99, №100. | | |
-
| Текст как форма представления информации. Компьютер – основной инструмент подготовки текстов | изучение нового материала, развитие и закрепление умений и навыков | текст; текстовая информация; текстовый документ. | общее представление о тексте как форме представления информации; умение создавать несложные текстовые документы на родном языке; сформировать у школьников представление о компьютере как инструменте обработки текстовой информации | чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды | целеполагание – формулировать и удерживать учебную задачу. | инициативное сотрудничество – ставить вопросы и обращаться за помощью | общеучебные – использовать общие приемы решения задач. | §8 (1, 3); РТ: №102, №104 | | |
-
| Основные объекты текстового документа. Ввод текста. П/р №5 «Вводим текст» | изучение нового материала, практикум | текстовый документ; объекты текстового документа; | понятие о документе, об основных объектах текстового документа; знание основных правил ввода текста; умение создавать несложные текстовые документы на родном языке | чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды | целеполагание – удерживать познавательную задачу и применять установленные правила. | управление коммуникацией – осуществлять взаимный контроль | общеучебные – контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. | §8 (2, 4); РТ: №111, №103. | | |
-
| Редактирование текста. П/р №6 «Редактируем текст» | изучение нового материала, практикум | текстовый документ; редактирование текстового документа; операции; | представление о редактировании как этапе создания текстового документа; умение редактировать несложные текстовые документы на родном языке | чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды | планирование – выполнять действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. | инициативное сотрудничество – ставить вопросы, обращать за помощью, слушать собеседника | знаково-символические – использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, для решения задач. | §8 (5); РТ: №110, №112. | | |
-
| Текстовый фрагмент и операции с ним. П/р №7 «Работаем с фрагментами текста» | изучение нового материала, практикум | текстовый документ; редактирование текстового документа; буфер обмена; фрагмент; операции с фрагментом; | умение работать с фрагментами в процессе редактирования текстовых документов | чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды. | целеполагание – формулировать и удерживать учебную задачу; планирование – применять установленные правила в планировании способа решения. | планирование учебного сотрудничества – слушать собеседника, задавать вопросы; использовать речь | общеучебные – ориентироваться в разнообразии способов решения задач. | §8 (5); РТ: №113, №114, №115. | | |
-
| Форматирование текста. П/р №8 «Форматируем текст» | изучение нового материала, практикум | текстовый документ; форматирование текстового документа; выравнивание; шрифт; начертание. | представление о форматировании как этапе создания текстового документа; умение форматировать несложные текстовые документы | чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды. | целеполагание – преобразовывать практическую задачу в образовательную. | инициативное сотрудничество – формулировать свои затруднения | общеучебные – осознанно строить сообщения в устной форме. | §8; РТ: №118. | | |
-
| Представление информации в форме таблиц. Структура таблицы. П/р №9 «Создаём простые таблицы» (задания 1 и 2) | изучение нового материала, практикум | таблица; столбец таблицы; строка таблицы; ячейка таблицы. | представление о структуре таблицы; умение создавать простые таблицы | чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды | коррекция – вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок. | взаимодействие – формулировать собственное мнение и позицию; инициативное сотрудничество – формулировать свои затруднения | общеучебные – ориентироваться в разнообразии способов решения задач; узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебного предмета. | §9 (1); РТ: №121, №123, №124. | | |
-
| Табличное решение логических задач. П/р №9 «Создаём простые таблицы» (задания 3 и 4) | изучение нового материала, практикум | таблица; логическая задача; взаимно однозначное соответствие. | умение представлять информацию в табличной форме | чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды | оценка – устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели
| управление коммуникацией – адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности | информационные – искать и выделять необходимую информацию из различных источников. | §9 (2); РТ: №126, №127. | | |
-
| Разнообразие наглядных форм представления информации | изучение нового материала, развитие и закрепление умений и навыков | рисунок; схема; наглядность. | умение представлять информацию в наглядной форме | чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды | прогнозирование – предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи. | взаимодействие – формулировать собственное мнение и позицию | информационные – получать и обрабатывать информацию; общеучебные – ставить и формулировать проблемы. | §10 (1, 2); №5 и №6 стр. 73; РТ: №132. | | |
-
| Диаграммы. Создание диаграмм на компьютере П/р №10 «Строим диаграммы» | изучение нового материала, практикум | диаграмма: | умение строить столбиковые и круговые диаграммы | чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды | прогнозирование – предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задач. | взаимодействие – строить для партнера понятные высказывания | общеучебные – узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов. | §10 (5); РТ: №134, №135, №136. | | |
-
| К.р.№2 По теме «Формы представления информации». Компьютерная графика. Инструменты графического редактора | комбинированный урок | компьютерная графика; графический редактор; инструменты графического редактора. | умение создавать несложные изображения с помощью графического редактора; развитие представлений о компьютере как универсальном устройстве работы с информацией | чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды | коррекция – вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия в случае расхождения действия и его результата. | планирование учебного сотрудничества – определять общую цель и пути ее достижения | общеучебные – контролировать процесс и результат деятельности. | § 11 (1, 2); РТ: №138, №139. | | |
-
| Преобразование графических изображений. П/р №11 , №12 «Работаем с графическими фрагментами» | изучение нового материала, практикум | графический редактор; сканер; графический планшет; инструменты графического редактора; фрагмент. | умение создавать и редактировать изображения, используя операции с фрагментами; представления об устройстве ввода графической информации | чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды | целеполагание – преобразовывать практическую задачу в образовательную; контроль и самоконтроль – использовать установленные правила в контроле способа решения задачи. | взаимодействие – формулировать собственное мнение и позицию | общеучебные – выбирать наиболее эффективные решения поставленной задачи. | § 11 (2, 3); РТ: №142, №143, №144. | | |
-
| Создание графических изображений. П/р №13 «Планируем работу в графическом редакторе» | изучение нового материала, практикум | графический редактор; графический примитив; фрагмент. | умение создавать сложные изображения, состоящие из графических примитивов | чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды | целеполагание – преобразовывать практическую задачу в образовательную; контроль и самоконтроль – использовать установленные правила в контроле способа решения задачи. | взаимодействие – формулировать собственное мнение и позицию | общеучебные – выбирать наиболее эффективные решения поставленной задачи. | § 11; РТ: №145. | | |
-
| Разнообразие задач обработки информации. Систематизация информации | изучение нового материала, развитие и закрепление умений и навыков | информация; обработка информации; информационная задача; систематизация информации | представление об информационных задачах и их разнообразии; представление о двух типах обработки информации | чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды | целеполагание – преобразовывать практическую задачу в образовательную; контроль и самоконтроль – использовать установленные правила в контроле способа решения задачи. | взаимодействие – формулировать собственное мнение и позицию | общеучебные – выбирать наиболее эффективные решения поставленной задачи. | § 12 (1, 2); РТ: №148, №149, №150. | | |
-
| Списки – способ упорядочивания информации П/р №14 «Создаём списки» | изучение нового материала, практикум | информация; обработка информации; систематизация информации; упорядочение информации. | представление о списках как способе упорядочивания информации; умение создавать нумерованные и маркированные списки | чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды | целеполагание – преобразовывать практическую задачу в образовательную; контроль и самоконтроль – использовать установленные правила в контроле способа решения задачи. | взаимодействие – формулировать собственное мнение и позицию | общеучебные – выбирать наиболее эффективные решения поставленной задачи. | § 12 (2); РТ: №151, №52. | | |
-
| Поиск информации П/р №15 «Ищем информацию в сети Интернет» | изучение нового материала, практикум, обобщение | информация; обработка информации; систематизация информации; поиск информации. | представление о поиске информации как информационной задаче | первичные навыки анализа и критической оценки получаемой информации; ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов её использования | целеполагание – удерживать познавательную задачу и применять установленные правила. | управление коммуникацией – осуществлять взаимный контроль | общеучебные – контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. | § 12 (3); РТ: №153, №154, №155. | | |
-
| Кодирование как изменение формы представления информации К.р.№3 по теме «Обработка информации» | комбинированный урок | информация; обработка информации; кодирование информации. | представление о кодировании как изменении формы представления информации | понимание роли информационных процессов в современном мире | целеполагание – преобразовывать практическую задачу в образовательную; контроль и самоконтроль – использовать установленные правила в контроле способа решения задачи. | взаимодействие – формулировать собственное мнение и позицию | общеучебные – выбирать наиболее эффективные решения поставленной задачи. | § 12 (4); РТ: №158, №159, №162. | | |
-
| Преобразование информации по заданным правилам. П/р №16«Выполняем вычисления с помощью программы Калькулятор» | изучение нового материала, практикум | Информация: входная информация; выходная информация; обработка информации; правила обработки информации. | представление об обработке информации путём её преобразования по заданным правилам | понимание роли информационных процессов в современном мире | целеполагание – преобразовывать практическую задачу в образовательную; контроль и самоконтроль – использовать установленные правила в контроле способа решения задачи. | взаимодействие – формулировать собственное мнение и позицию | общеучебные – выбирать наиболее эффективные решения поставленной задачи. | § 12 (5); РТ: №165, №166, №174. | | |
-
| Преобразование информации путем рассуждений | изучение нового материала, развитие и закрепление умений и навыков | информация; обработка информации; логические рассуждения | представление об обработке информации путём логических рассуждений | понимание роли информационных процессов в современном мире | целеполагание – преобразовывать практическую задачу в образовательную; контроль и самоконтроль – использовать установленные правила в контроле способа решения задачи. | взаимодействие – формулировать собственное мнение и позицию | общеучебные – выбирать наиболее эффективные решения поставленной задачи. | § 12 (6) РТ: №176, №178 | | |
-
| Разработка плана действий. Задачи о переправах. | развитие и закрепление умений и навыков | информация; обработка информации; план действий | представление об обработке информации путём разработки плана действий | понимание роли информационных процессов в современном мире | коррекция – вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок. | взаимодействие – формулировать собственное мнение и позицию; инициативное сотрудничество – формулировать свои затруднения | общеучебные – ориентироваться в разнообразии способов решения задач; узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебного предмета. | §12 (7); РТ: №179, №180 | | |
-
| Табличная форма записи плана действий. Задачи о переливаниях | изучение нового материала, развитие и закрепление умений и навыков | информация; обработка информации; план действий | представление об обработке информации путём разработки плана действий | понимание роли информационных процессов в современном мире | коррекция – вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок. | взаимодействие – формулировать собственное мнение и позицию; инициативное сотрудничество – формулировать свои затруднения | общеучебные – ориентироваться в разнообразии способов решения задач; узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебного предмета. | §12 (7), РТ: №181, №184 | | |
-
| Создание движущихся изображений П/р №17 «Создаём анимацию» (задание 1). | изучение нового материала, практикум | информация; обработка информации; план действий; сюжет, видеосюжет. | представление об анимации, как о последовательности событий, разворачивающихся по определённому плану | понимание роли информационных процессов в современном мире | коррекция – вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок.
| взаимодействие – формулировать собственное мнение и позицию; инициативное сотрудничество – формулировать свои затруднения | общеучебные – ориентироваться в разнообразии способов решения задач; узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебного предмета | § 2.12, №21 в учебнике. | | |
-
| Создание анимации по собственному замыслу П/р №17 «Создаём анимацию» (задание 2). | изучение нового материала, практикум | план действий; сюжет, анимация; настройка анимации. | навыки работы с редактором презентаций | понимание роли информационных процессов в современном мире | коррекция – вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок.
| взаимодействие – формулировать собственное мнение и позицию; инициативное сотрудничество – формулировать свои затруднения | общеучебные – ориентироваться в разнообразии способов решения задач; узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебного предмета | Повторить основные понятия курса информатики | | |
-
| Создание итогового мини-проекта П/р №18 «Создаем слайд-шоу» | практикум | план действий; информационный объект; информационные технологии; текстовый редактор; графический редактор; редактор презентаций. | представления об основных понятиях, изученных на уроках информатики в 5 классе | понимание роли информационных процессов в современном мире | контроль и самоконтроль – сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. | управление коммуникацией – прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения | информационные – искать и выделять необходимую информацию из различных источников в разных формах | Повторить основные понятия курса информатики | | |
-
| К.р.№4. Итоговое тестирование. | контроль знаний | фронтальное повторение изученного материала. | представления об основных понятиях, изученных на уроках информатики в 5 классе | понимание роли информационных процессов в современном мире | целеполагание – формировать и удерживать учебную задачу; прогнозирование – предвидеть уровень усвоения знаний, его временных характеристик.
| взаимодействие – формулировать свои затруднения; ставить вопросы, вести устный диалог | общеучебные – выбирать наиболее эффективные способы решения задач | Повторить основные понятия курса информатики | | |
-
| Резерв учебного времени | практикум | Создание анимации на свободную тему; | представления об основных понятиях, изученных на уроках информатики в 5 классе | понимание роли информационных процессов в современном мире | целеполагание – формулировать учебную задачу; планирование – адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности. | инициативное сотрудничество – обращаться за помощью, ставить вопросы, выполнять учебные действия | общеучебные – самостоятельно формулировать познавательную цель; логические – подводить под понятие на основе распознания объектов, выделения существенных признаков. | Повторить основные понятия курса информатики | | |
-
| Резерв учебного времени | практикум | Создание и демонстрирование анимации на свободную тему. | представления об основных понятиях, изученных на уроках информатики в 5 классе | понимание роли информационных процессов в современном мире | целеполагание – формулировать учебную задачу; планирование – адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности. | инициативное сотрудничество – обращаться за помощью, ставить вопросы, выполнять учебные действия | общеучебные – самостоятельно формулировать познавательную цель; логические – подводить под понятие на основе распознания объектов, выделения существенных признаков. | | | |