Рефлексивный отчет по внедрению изменений в собственную практику преподавания и обучения. Отчет С.
Рефлексивный отчет по внедрению изменений в собственную практику преподавания и обучения. Отчет С.
За последние два десятилетия обретения независимости Казахстана взгляды, убеждения, а также деятельность многих людей в стране изменились. Главной причиной тому могут быть новые реформы, нововведения в законах. Страна училась и учится жить по-новому. «Выживают не самые сильные и самые умные, а те кто быстрее реагирует на перемены». (Чарльз Дарвин). Примеров из жизни людей, идущих «в ногу со временем - и нет...» много. Вопрос в другом - как это всё отражается на наших детях? Приемы и методы работы, по которым учились мы сами и учили в университете нас, не всегда срабатывают. Работая учителем в школе вот уже шесть лет наблюдаю за детьми, где преподаю информатику. Дети, особенно средних классов активно проявляют интерес к предмету. Иногда жалуются на то, что этот предмет в расписании всего один раз в неделю. Но в старших классах, в девятых особенно, интерес к обучению пропадает. Я стала замечать, что дети просто приходят «отсиживаться». Всегда хочется отдачи от своего вложенного труда. Конечно, всегда есть и будут старательные дети, думающие о своем будущем и всегда на предложение участвовать в каких-либо олимпиадах они с удовольствием соглашаются и занимают призовые места. Таких детей единицы. И их буквально «перехватывают» другие учителя-предметники. Понимаю, проблема незаинтересованности детей к обучению – это не только моя проблемма. Эта проблема человечества. Вопросы «Почему?» и «Как?» меня тревожили все больше и больше. Наверно «глобальные вопросы» были предпосылкой для больших изменений в моей деятельности...
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рефлексивный отчет по внедрению изменений в собственную практику преподавания и обучения. Отчет С. »
Дарменова Жанар Артыкбаевна Портфолио отчет С
группа №1 ІІІ-й базовый уровень
г.Кызылорда филиал «Өрлеу»
Рефлексивный отчет по внедрению изменений
в собственную практику преподавания и обучения
Мы не всегда можем сделать будущее
лучшим для наших детей, но мы всегда
можем их к нему подготовить.
Франклин Рузвельт
За последние два десятилетия обретения независимости Казахстана взгляды, убеждения, а также деятельность многих людей в стране изменились. Главной причиной тому могут быть новые реформы, нововведения в законах. Страна училась и учится жить по-новому. «Выживают не самые сильные и самые умные, а те кто быстрее реагирует на перемены». (Чарльз Дарвин). Примеров из жизни людей, идущих «в ногу со временем - и нет...» много. Вопрос в другом - как это всё отражается на наших детях? Приемы и методы работы, по которым учились мы сами и учили в университете нас, не всегда срабатывают. Работая учителем в школе вот уже шесть лет наблюдаю за детьми, где преподаю информатику. Дети, особенно средних классов активно проявляют интерес к предмету. Иногда жалуются на то, что этот предмет в расписании всего один раз в неделю. Но в старших классах, в девятых особенно, интерес к обучению пропадает. Я стала замечать, что дети просто приходят «отсиживаться». Всегда хочется отдачи от своего вложенного труда. Конечно, всегда есть и будут старательные дети, думающие о своем будущем и всегда на предложение участвовать в каких-либо олимпиадах они с удовольствием соглашаются и занимают призовые места. Таких детей единицы. И их буквально «перехватывают» другие учителя-предметники. Понимаю, проблема незаинтересованности детей к обучению – это не только моя проблемма. Эта проблема человечества. Вопросы «Почему?» и «Как?» меня тревожили все больше и больше. Наверно «глобальные вопросы» были предпосылкой для больших изменений в моей деятельности...
Записи из рефлексивного дневника: «8.03.14 села за компьютер и стала искать о жизни замечательных людей в образовании. ...меня тревожит один неисправимый факт – факт нашего менталитета, уровня жизни нашего казахстанца, его детей. .... Да, может реформы необходимы, но мы не должны отходить от своей методики» Как сказал Джордж Бернард Шоу: «Прогресс немыслим без перемен, тот кто не может поменять ход своих мыслей, не может ничего».
Прочитывая свой рефлексивный дневник, я сделала анализ своим мыслям, поняла, что это были своего рода перемены в моем сознании. Делая анализ своей практике, и того, чему я училась за время всего курса, хочу выразить глубокий поклон и уважение тем, кто создавал и прорабатывал всю структуру реализации Программы, её этапы. А также благодарность тренерам, чей труд значим не только для нас-учителей, но и для всего народа нашей страны. Ведь от этих реформ в образовании зависит наше будущее и будущее наших детей. Всё очень отлично продумано. Если первый месяц мы с коллегами знакомились с теорией, ощущая себя в роли учеников. На втором, практиковали то, чему научились, а на третьем месяце находя свои ошибки, мы не только делаем выводы и анализы, но и частично планируем свою будущую деятельность в школе.
Без сомнения, важным отметила ведение рефлексии во время процесса обучения не только для себя, но и для детей. Думаю практиковать этот метод в школе. Отдельно от тетради рабочей заведу тетрадь примерно такого названия «Тетрадь моих знаний и творчества». За 5-7 минут до окончания урока планирую проводить такой вид рефлексии во всех классах. В этой тетради дети будут не только писать самоанализ урока, но и своего рода это путь и для моих действий. Такой метод рефлексии позволил мне полностью пересмотреть свою педагогическую деятельность на пути самосовершенствования.
Уже на первом этапе курсов я задавалась вопросом «Какой я учитель?». Какова моя культура как учителя? Если раньше я занималась больше «оттачиванием» своих теоретических знаний, то теперь знания мои дополняются и уроками «работы над собой». За время первого месяца я стала интересоваться фильмами об учителях и их отношении к детям. Многие фильмы отражают и нашу реальность. Очень понравился замечательный фильм «История Рона Кларка» про учителя, приехавшего покорять Большой город. Этот фильм заставляет мыслить. В этом фильме, как и на практике, убедилась в том, как важно в классе с самого начала вводить правила. В начале уроков учитель в фильме предлагает вносить правила для всех. На самом деле оказалось, что такой учитель существовал в реальности и фильм основывался об истории учителя Роне Кларке. Во многих школах в Америке практикуются его правила. Они так и называются «55 правил Рона Кларка». Думаю, что буду практиковать некоторые установки и у себя в школе.
За все время курсов я стала более активной. Если раньше я все не решалась участвовать предметных международных олимпиадах, то в начале третьего месяца, зарегистрировавшись на российском сайте, смогла дать возможность померить свои силы 24 учащимся по моему предмету. Записалась на «Онлайн дистанционные курсы по дополнительным программам информатики». Но пиком своей практики в школе я считаю занятое ІІ место (ссылка грамоты) в городском конкурсе учителей физики моей подруги в школе Серикбаевой Ботой с двухлетним стажем по этому предмету. Она собиралась давать урок в чужой школе с чужими детьми и все никак не могла сконструировать свой план. Тогда я ей дала рекомендации и мы вместе с ней разработали урок, основанный на идеях Программы курсов. Я видела с какой гордостью и уверенностью Бота преподавала этот урок. Ведь с теорией у нее «отлично», просто оставалось найти хорошие приемы для подачи этого материала. Она очень была довольна своим уроком. А в конце урока дети, совсем чужие для нас, даже попросили еще прийти преподавать уроки для них. А чтобы понять, что это за курсы, Бота при первой же возможности никогда не пропускае т всякого рода коучинги, семинары в школе. После этого конкурса и другие мои коллеги настойчиво просят ознакомить с идеями Программы. Я думаю, что изменилась не только я и дети, но и смогла привнести какую-то изюминку в свои уроки, но и оказала влияние на других учителей в школе.
В первый месяц «Лицом к лицу» мы с коллегами школ и из разных районов, обмениваясь опытом, обговаривая свои проблеммы, находили ответы в Программе. Эта Программа по своей сути очень уникальна. Учителя старой закалки убеждают нас, что в принципе, эти методы существовали и раньше. Что нельзя к ним относится с упреком. Я считаю, что старые методы существовали и существуют, но к ним мы подошли с другой стороны. Опыт, анализ, вывод и пути решения показаны в этой Программе. Очень действенным для меня была сессия на первой неделе, когда мы разбирали с коллегами «Дейва, Салли, Ханну и Джейка». Таких же детей можно встретить в каждой школе. Мы разбирали как поступим в дальнейшем с ними. А также узнали советы - а как можно было бы поступить иначе? Я сразу же смогла соотнести с детьми в классе и построила для себя небольшой план работы с этими учениками.
При изучении Программы курсов мы разбирали семь модулей. Каждый модуль дополняет другой. Проводя уроки, я думаю смогла синтегрировать их в свою практику.
При изучении и внедрении в свою практику модуля «Новые подходы в преподавании и обучении» я поняла, что учитель должен научить ученика учиться. Диалог между учителем и учеником, и между самими учениками помогает обучаться в непринужденной, комфортной обстановке. При этом ученик должен чувствовать себя в безопасности. На уроках информатики я придавала большое значение практике за компьютером, так как основной задачей должно было овладение именно навыками работы за компьютером. Как таковой беседы между мной и детьми не происходило. Скорее монолог, когда больше говорю я. Я считала, что ученик услышав и увидев мое объяснение, усвоит материал. А сколько времени уходило на объяснение заданий за компьютером... Информатика – точный предмет. И в основном оценивается работа за компьютером. На практике построить беседу с учащимися в начале было трудно. Но, думаю, удалось. Дети раньше на уроках информатики «не говорили». Но, когда я увидела их, стремящихся выйти и рассказать о проделанной работе в группе, я убедилась в неправильности моих методов в прошлом. Я заметила, что они внимательно слушают друг друга. Взаимодействие в группе сверстников играет важную роль в обучении. (Мерсер, 2005) Даже ученица с заниженой самооценкой стала выходить к доске со своей презентацией. В этом классе ее «своей» не воспринимали. Так как наблюдение было адресовано к этой девочке я применила ЗБР в лице А., которая иногда ей помогает по урокам. Сейчас, после всех уроков я стала замечать, что класс «принял ее». И она сама стала более раскрепощенней, чем раньше. Во время перемен она стала ходить, разговаривать и с другими, кроме А. девочками.
На первом месяце мы с учителями, скорее ощущали себя учениками, работали в группах. Находили ответы на вопросы, делали вместе и простые и сложные задания. Но, главное – мы работали все вместе. За эти месяцы мы стали ближе друг другу. И теперь я понимаю, почему рекомендовано работать в группах. Ведь мы со своими убеждениями, принципами смогли за три месяца сплотиться. Так почему же нельзя это сделать и в школе?
Конечно, нехватка времени на уроке бывала большой для меня проблемой во время практики, поэтому для закрепления применяла свои технологические знания (ТЗ), давая детям ссылки сайтов как дополнительный источник заданий. Мне понравилось парная работа, а именно как дети после просмотра видео-урока составляли вопросы для класса. Условие было не повторяться. Но после просмотра виде этого урока и записи рефлексии учеников, вывела для себя ошибки, которые делала раньше. Теперь видео я постараюсь установить на всех компьютерах, для каждого, так как при просмотре видео некоторые отвлекались, обращая больше внимание на свой компьютер, чем на трансляцию видео интерактивной доски. Очень успешным был повтор домашнего материала с помощью онлайн игры с компьютером, где дети отвечали на вопросы сайта learningApps.org и зарабатывали баллы. Денис, вообще не интересовашийся компьютером, заинтересовался этой игрой, изъявив желание тоже выйти к доске и ответить на вопросы. Еще в начале курсов я заинтересовалась этим сайтом. Заинтересовал этот сайт меня тем, что разные виды заданий по всем предметам можно было сделать самому учителю и «выложить» их на сайт. Инструкции как создавать задания тоже даны на сайте.
Некоторым детям, кто не понял тему разрешала приходить на дополнительные занятия в кабинет информатики. Я не ожидала от всех учеников в классе такой заинтересованности, но все же 2-3 ученика пришли и увлеченно изучали материал. И этих детей я определила для себя как талантливых, чтобы в будущем продолжать работать с ними. Например, А., которая раньше не так уж интересовалась компьютером (старалась выбирать задания где не нужен компьютер). Но после анализа выполнения ее заданий я поняла, что ей я могу давать задания повышенной сложности, и она оказалась в числе талантливых детей. После всех уроков она подбежала ко мне и заявила, что создала презентацию – поздравление для своей сестры на день рождения, еще и с музыкальным сопровождением. Это очень обрадовало сестру. Для Асель было трудностью выражать свои мысли, у этого ребенка наблюдается слабое «словотворчество», и в то же время в этом классе единственная, кто пишет диктанты на отлично.
А на праздник 7 мая Аружан и Яна, девочки не дружившие друг с другом, сделали вместе презентацию для мальчиков. Наверно, эта тема соответствовала их возрасту. Для них она была интересной. Заметила, например, когда преподаешь эту же тему в 10-м классе, детям ненастолько интересно, как в средних классах. Хотя на эту тему в 10-м классе дается больше часов, чем в 6-м. Теперь, считаю для себя обязательным пересмотреть темы уроков, учитывая и возрастные особенности.
В своей практике мне понравилось задавать вопросы с помощью высказываний великих людей, недосказанные притчи. Здесь необходимо было соотнести к теме урока. Срабатывало критическое мышление детей. Я слышала неординарные ответы детей. Например, Нуртас вывел свою точку зрения, Вова свою. И эти мнения не повторялись. Но с практикой приходит навык. Планирую начинать с таких вопросов урок, потому что ученик в начале урока и так напряжен. А заострив внимание на вопросе (для некоторых трудных) мы заставляем его думать критически. Этот модуль я на практике использоовала максимально. Модуль хорошо согласуется с модулем «Новые подходы в обучении». На стадии вызова использовала такие технологии РКМ, как «Горячий стул», «Подари мне пожелание», «Необычный рисунок». На стадии осмысления использовала работу с информацией «Лови ошибку», «Карта заданий», «О моей группе», «Эссе моя будущая школа». На этапе рефлексии – «Сердечко пожеланий», «Моя оценка за урок», и т.д. Значимым для меня на практике оказалась рефлексия детей в конце урока. это своего рода и оценивание самого себя, друг друга и в какой-то мере это был движок для моих последующих действий. С помощью небольшого опросника «Оценка самому себе... » я определила кому нравится работать в парах, а кому наоборот, нужен индивидуальный подход. Надо отметить, во время всех уроков немаловажную роль в повышении мотивации сыграло и формативное оценивание: хлопки после каждого выступления (видео), смайлики, лайки (на подобие соц сети «В контакте»), «две звезды одно пожелание». Поддерживая словами благодарности ученика у доски, мы хлопали в ладоши. Я считаю, что в нынешнем веке, когда родители слишком заняты своими делами и мало времени уделяют своим детям, каждый ребенок в своей социальной среде хочет быть оцененным и услышанным. В конце третьего урока я заметила слова на одном из стикеров: «мне понравился урок и я поняла тему, но огорчило что нам никто не похлопал»... Каждый из детей хочет быть оцененным. Иногда, в спешке мы не замечаем, как делаем ошибки. И эти ошибки могут сильно повлиять на детей.
На вопрос все ли модули применялись на уроках отвечу: Да! Так как все семь модулей взаимосвязаны и, кажется, что одно без другого не применимо. Тот же модуль обучения талантливых и одаренных детей я специально планировала, но он проявился на каждом из моих уроков при выполнении уровневых заданий, ответов на «толстые» вопросы. Для себя в этом классе выявила талантливых и одаренных детей, ранее не проявлявших себя. Планирую в дальнейшем работу с такими учениками.
Подытожив и взвесив свою работу, я многое уяснила для себя. Открылись новые дороги для самосовершенствования. Мы учителя – лидеры для детей, которые способны анализировать и действовать, проявляя в трудных ситуациях свои лидерские качества, и оставаться стержневой фигурой общества, которая сумеет подготовить независимую личность к будущему. Понимаю, что для воспитания в детях лидерских качеств нужно эти качества развить прежде всего в себе. Поэтому мне надо очень много работать над собой и своими убеждениями, так как убеждения влияют на все, что мы делаем во время уроков. Хочу также практиковать больше уроков самоуправления детей. Ведь учась у них, мы обучаемся сами.