Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП 08. Информационные технологии в профессиональной деятельности»
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ
Фокинский филиал государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Брянский техникум энергомашиностроения и радиоэлектроники имени
Героя Советского Союза М.А.Афанасьева»
РАССМОТРЕНО
на заседании МО
естественно-математических
и экономических дисциплин
председатель МО
______________ Н.А.Петракова.
Протокол № __
«____» _______________ 20__ г.
УТВЕРЖДАЮ
зам.директора по УПР
ФФ ГАПОУ БТЭиР
______________ Николаева Е.В.
«____» _______________ 20__ г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП 08. Информационные технологии
в профессиональной деятельности
для специальности
18.02.05 «Производство тугоплавких неметаллических и силикатных
материалов и изделий»
(очная форма обучения)
2017г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования (далее – СПО) 18.02.05 «Производство тугоплавких неметаллических и силикатных материалов и изделий»
Организация разработчик:
Фокинский филиал ГАПОУ «Брянский техникум энергомашиностроения и радиоэлектроники имени Героя Советского Союза М.А.Афанасьева»
Разработчики:
Титкина Е.А., преподаватель
Ф.И.О., ученая степень, звание, должность
Рекомендована Экспертным советом Брянского института повышения квалификации работников образования (ГАУДПО(ПК)С БИПКРО).
Заключение Экспертного совета № ________ от «_____» _______20___г.
номер
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ПАСПОРТ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
6
условия реализации учебной дисциплины
13
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
15
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Информационные технологии в профессиональной деятельности
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 18.02.05 «Производство тугоплавких неметаллических и силикатных материалов и изделий».
Программа составлена на основе примерной учебной дисциплины Информационные технологии в профессиональной деятельности для специальностей среднего профессионального образования «Производство тугоплавких неметаллических и силикатных материалов и изделий»
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
учебная дисциплина входит в состав цикла общепрофессиональных дисциплин. Учебная дисциплина «Информационные технологии в профессиональной деятельности» формирует знания и умения в области информационных технологий, необходимые для будущей трудовой деятельности выпускников образовательных учреждений СПО.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- выполнять расчеты с использованием прикладных компьютерных программ;
- использовать сеть Интернет и ее возможности для организации оперативного обмена информацией;
- использовать технологии сбора, размещения, хранения, накопления, преобразования и передачи данных в профессионально ориентированных системах;
- обрабатывать и анализировать информацию с применением программных средств и вычислительной техники;
- получать информацию в локальных и глобальных компьютерных сетях;
- применять графические редакторы для создания и редактирования изображений;
- применять компьютерные программы для поиска информации, составления и оформления документов и презентаций;
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
-базовые системные программные продукты и пакеты прикладных программ (текстовые редакторы, электронные таблицы, системы управления базами данных, графические редакторы, информационно-поисковые системы);
- методы и средства сбора, обработки, хранения, передачи и накопления информации;
- общий состав и структуру персональных ЭВМ и вычислительных систем;
- основные методы и приемы обеспечения информационной безопасности;
- основные положения и принципы автоматизированной обработки и передачи информации;
- основные принципы, методы и свойства информационных и телекоммуникационных технологий в профессиональной деятельности.
Обучающейся должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством.
ОК 7. Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
Обучающейся должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности:
Хранение и подготовка сырья.
ПК 1.1. Соблюдать условия хранения сырья.
ПК 1.2. Подготавливать, дозировать и загружать сырье согласно рецептуре технологического процесса.
ПК 1.3. Осуществлять контроль качества сырья производства тугоплавких неметаллических и силикатных материалов и изделий.
ПК 1.4. Выполнять технологические расчеты, связанные с приготовлением шихты.
Эксплуатация технологического оборудования.
ПК 2.1. Проверять исправность оборудования, технологических линий и средств автоматизации.
ПК 2.2. Контролировать работу основного и вспомогательного оборудования
Ведение технологического процесса.
ПК 3.1. Осуществлять контроль параметров технологического процесса и их регулирование.
ПК 3.2. Осуществлять контроль качества полупродуктов и готовой продукции.
ПК 3.3. Рассчитывать технико-экономические показатели технологического процесса для выявления резервов экономии.
Планирование и организация работы коллектива подразделения, смены, участка.
ПК 4.1. Организовывать работу коллектива и поддерживать профессиональные отношения со смежными подразделениями.
ПК 4.2. Обеспечивать выполнение производственного задания по объему производства и качеству продукции.
ПК 4.3. Повышать производительность труда, снижать трудоемкость продукции на основе оптимального использования трудовых ресурсов и технических возможностей оборудования.
1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
Максимальной учебной нагрузки студента 105 час, в том числе:
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
105
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
70
в том числе:
лабораторные занятия
-
практические занятия
60
контрольные работы
-
курсовая работа (проект)
-
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
35
в том числе:
внеаудиторная самостоятельная работа (работа над материалом учебника (1), конспектом лекций, выполнение индивидуальных заданий, выполнение упражнений, творческие работы разных видов)
35
Форма текущего контроля во 2 семестре – дифференциальный зачет
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплиныИнформационные технологии
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Раздел1
Автоматизированные рабочие места для решения профессиональных задач
Содержание учебного материала
4
Технические средства реализации информационных систем. Установка, конфигурирование и модернизация аппаратного обеспечения ПК и АРМ специалиста. (Современные операционные системы: основные возможности и отличия. Влияние свойств ПК и предметной области применения АРМ специалиста на выбор ОС.)
2
1
Пакеты прикладных программ для решения профессиональных задач. Установка, конфигурирование и модернизация прикладного программного обеспечения
2
3
Практические занятия
4
1
Подключение периферийных устройств к ПК.
2
2
Установка на ПК пакета прикладных программ по профилю специальности
2
Контрольные работы
-
Самостоятельная работа студента: изучение лекционного материала, подбор тематики для создания мультимедийного проекта, подготовка рефератов по следующей тематике:
«Этапы развития информационных технологий».
«Влияние свойств ПК и предметной области применения АРМ специалиста на выбор ОС»
«Современные операционные системы: основные возможности и отличия»
«Пути и методы обеспечения информационной безопасности»
«Сетевые технологии»
«Пакеты прикладных программ для решения профессиональных задач»
4
Раздел 2.
Программный сервис ПК
Содержание учебного материала
4
Сервисные программы для работы с файлами. Программные средства для борьбы с компьютерными вирусами. Накопители на жестких и гибких магнитных дисках. Устройства оптического хранения данных. Обслуживание дисковых накопителей информации.
2
3
Локальные сети. Аппаратное обеспечение сети. Установка сети. Доступ к ресурсам. Глобальная сеть Internet. Технология подключения к сети. Компьютерные преступления. Объекты, цели и задачи защиты информации. Виды мер обеспечения информационной безопасности: законодательные, морально-этические, организационные, технические, программно-математические. Разграничение доступа к информации.
2
3
Практические занятия
6
1.
Работа с файлами: создание, копирование, архивирование, разархивирование, зашита, удаление и восстановление.
2
2.
Запись информации на магнитные и оптические носители.
2
3
Изучение способов обмена информацией в локальной сети
2
Контрольные работы
-
Самостоятельная работа студента: изучение опорного конспекта, разработка плана мультимедийного проекта по выбранной тематике:
«Назначение локальной сети. Типы сетей»
«Аппаратное обеспечение сети»
«Рекомендации по выбору модема. Технология подключения к сети Internet»
«Компьютерные преступления»
«Виды мер обеспечения информационной безопасности: законодательные, морально-этические, организационные, технические, программно-математические. Разграничение доступа к информации.»
4
Раздел 3.
Технология сбора информации
Содержание учебного материала
4
Информация и формы ее представления. Связь понятия «информация» с понятиями «сигнал», «сообщение», «данные». Поиск информации. Программы поиска файлов. Программы для поиска текстовых документов внутри баз данных.
2
2
Сканеры. Сканирование текстовых и графических материалов. Распознавание сканированных текстов. Обмен информацией с внешними компьютерными носителями.
2
3
Ввод информации с устройств, имеющих интерфейс для подключения к ПК. Устройства промышленного ввода/вывода. Оборудование для встраиваемых систем. Программное обеспечение для автоматизации технологических процессов.
Практические занятия
4
1.
Поиск информации в накопителях информации в локальной, корпоративной и глобальной компьютерных сетях.
2
2.
Сканировать текстовые и графические материалы; пользоваться программами распознавания и просмотра сканированного текста ABBYY Fine Reader Office
2
Контрольные работы
-
Самостоятельная работа студента: изучение лекционного материала, подготовка текстового и иллюстративного материала для наполнения страниц мультимедийного проекта по выбранной тематике:
«Назначение и типы сканеров. Рекомендации по выбору сканера»
«Наиболее популярные программы распознавания сканированного текста. Приемы сканирования»
«Программные средства поиска необходимой информации в глобальных компьютерных сетях»
4
Раздел 4
Технология обработки и преобразования информации
Содержание учебного материала
12
Приложения Microsoft Office (Word, Excel, Access, Power Point, Internet Explorer, Front Page, Outlook и Publisher): назначение, возможности, области применения, особенности использования в профессиональной деятельности.
8
3
Мультимедийные технологии в обучении и сфере профессиональной деятельности
2
3
Пакеты прикладных программ по профилю специальности, освоение и профессиональная работа
2
3
Практические занятия
24
1.
Профессиональная работа с программой MS Word.
2
2.
Профессиональная работа с программой MS Access
4
3.
Профессиональная работа с программой MS Excel
4
4.
Создание компьютерных публикаций на основе использования готовых шаблонов.
2
5.
Профессиональная работа с программой MS Front Page
2
6.
Профессиональная работа с программой MS Internet Explorer
2
7.
Профессиональная работа с программой MS Power Point
4
8
Изучение и работа с пакетом прикладных программ по профилю специальности
2
Контрольные работы
-
Самостоятельная работа студента: изучение лекционного материала, материала учебника, разработка презентаций и рефератов по темам:
«Назначение программ - переводчиков текстов с различных языков. Наиболее популярные переводчики текстов. Технологию перевода текстов»
«Особенности приложений MS Office для использования их в профессиональной деятельности»
«Определение понятия мультимедийной технологии. Назначение и области применения. Программно-аппаратные средства для реализации мультимедийной технологии»
«Наиболее популярные пакеты прикладных программ по профилю специальности. Тенденции и перспективы развития программного обеспечения по профилю специальности»
6
Раздел 5.
Представление информации
Содержание учебного материала:
4
Устройства вывода информации на печать. Принтеры: назначение, типы, основные характеристики и параметры, достоинства и недостатки различных принтеров. Печать документов с помощью принтеров.
Плоттеры: назначение, типы, основные характеристики и параметры. Изготовление графических материалов с помощью плоттеров
2
3
Аудио- и видео отображение информации в профессиональной деятельности
2
3
Ресурсы Internet. Службы Internet. Поиск информации в Internet. Web-каталоги Yahoo!, Magellan. Гибридные системы поиска. Онлайновые справочники
Практические занятия:
4
1.
Печать документов с помощью плоттеров и принтеров
2
2.
Использование Internet и его служб
2
Контрольные работы
-
Самостоятельная работа студента: разработка рефератов и мультимедийных проектов по темам:
«Типы принтеров, их основные характеристики и параметры. Достоинства и недостатки различных принтеров.»
«Технология печати текстовых и графических материалов с помощью принтеров»
«Типы графопостроителей (плоттеров), их основные характеристики и параметры»
«Типы устройств для аудио- и видео отображения. Программно-аппаратное обеспечение для аудио- и виде отображения информации»
«Основы безопасной работы в сети Internet. Internet-адреса источников информации по специальности. Назначение Internet-серверов Gopher, Archie и им подобных. Назначение Internet-программ Veronica, Alta Vista, Open Text и Hot Bot»
«Онлайновые справочники. Наиболее популярные Web-каталоги. Русскоязычные поисковые системы»
5
Всего:
105
Внутри каждого раздела указываются соответствующие темы. По каждой теме описывается содержание учебного материала (в дидактических единицах), наименование необходимых лабораторных работ и практических занятий (отдельно по каждому виду), контрольных работ, а также примерная тематика самостоятельной работы. Если предусмотрены курсовые работы (проекты) по дисциплине, описывается примерная тематика. Объем часов определяется по каждой позиции столбца 3. Уровень освоения проставляется напротив дидактических единиц в столбце 4.
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. –репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. Условия реализации программы учебной дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Информационных технологий в профессиональной деятельности»
Оборудование учебного кабинета:
Посадочные места по количеству студентов;
Рабочие места студентов, оснащенные ПК, и организация их оборудования должны соответствовать гигиеническим требованиям Санитарных правил и норм.
Кабинет информационных технологий, оборудованный одноместными столами, предназначенными для работы на ПК со всеми необходимыми периферийными устройствами. К столам подводится электропитание и кабель локальной сети. Столы оборудуются в соответствие с требованиями безопасности. Все ПК следует заземлять.
Рабочее место преподавателя;
Комплект учебно-наглядных пособий по учебной дисциплине.
Технические средства обучения:
компьютеры с лицензионным программным обеспечением и мультимедиа проектор;
периферийные устройства;
локальная сеть с возможностью выхода в Интернет.
3.2. Информационное обеспечение обучения.
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Федеральные законы
"Об информации, информационных технологиях и о защите информации» № 149-ФЗ от 27.07 2006
"Об электронной подписи" № 63-ФЗ от 06.04.2011 г.
Учебная литература
Михеева Е.В. Информационные технологии в профессиональной деятельности: Учеб. Пособие для сред. проф. Образования. – М.: Академия., 2017.
Михеева Е.В. Практикум по информационным технологиям в профессиональной деятельности: учеб. пособие для сред. проф. Образования. – М., Академия 2017.
Немцова Т.И., Назарова Ю.В. Практикум по информатике: учеб.пособие. – М., 2014.
Государственный образовательный портал: http://edu.ru
Каталог Федерального центра информационно-образовательных ресурсов. Разделы НПО и СПО: http://fcior.edu.ru
Портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании»: http://www.ict.edu.ru
Поисковые системы: www.Yandex.ru, www.google.ru
Энциклопедия «Кирилл и Мефодий»: www.megabook.ru
Энциклопедия «Википедия»: http://ru.wikipedia.org/wiki/
Дополнительная литература
Анин Б.Ю. Защита компьютерной информации. СПб.: BHV - Санкт-Петербург, 2014.
Олифер В.Г., Олифер Н.А. Сетевые операционные системы. СПб.: Питер, 2002. 544 с.
М. Гук Аппаратные средства IBM PC. СПб.: Санкт-Петербург,
Олифер В.Г., Олифер Н. А. Компьютерные сети. Принципы, технологии, протоколы. СПб.: Питер, 2010.
4.Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения аудиторных занятий, тестирования, практических работ, а также выполнения обучающимися индивидуальных и групповых заданий, самостоятельных проверочных работ.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
1
2
Умения:
-выполнять расчеты с использованием прикладных компьютерных программ;
-использовать сеть Интернет и ее возможности для организации оперативного обмена информацией;
-использовать технологии сбора, размещения, хранения, накопления, преобразования и передачи данных в профессионально ориентированных системах;
-обрабатывать и анализировать информацию с применением программных средств и вычислительной техники;
-получать информацию в локальных и глобальных компьютерных сетях;
-применять графические редакторы для создания и редактирования изображений;
-применять компьютерные программы для поиска информации, составления и оформления документов и презентаций;
текущий контроль - практические занятия
Знания:
-базовые системные программные продукты и пакеты прикладных программ (текстовые редакторы, электронные таблицы, системы управления базами данных, графические редакторы, информационно-поисковые системы);
-методы и средства сбора, обработки, хранения, передачи и накопления информации;
-общий состав и структуру персональных ЭВМ и вычислительных систем;
-основные методы и приемы обеспечения информационной безопасности;
-основные положения и принципы автоматизированной обработки и передачи информации;
-основные принципы, методы и свойства информационных и телекоммуникационных технологий в профессиональной деятельности
текущий контроль – устный опрос, тестирование; практические работы, самостоятельная внеаудиторная деятельность (рефераты)
итоговый контроль – дифференцированный зачет по курсу