Рабочая программа учебной дисциплины "Информационные технологии в профессиональной деятельности"
Рабочая программа учебной дисциплины "Информационные технологии в профессиональной деятельности"
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) среднего профессионального образования по профессии 180103.01 Судостроитель-судоремонтник металлических судов (утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 2 августа 2013 г. N 865).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Зам.директора по УПР Директор ГБОУПО «ССК» _________ Л.И.Сайкина _________ Г.Ю.Косенко
«___»________ 2016 «___»_________ 2016
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Учебной дисциплины
Информационные технологии
в профессиональной деятельности
Севастополь 2016
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) среднего профессионального образования по профессии 180103.01 Судостроитель-судоремонтник металлических судов (утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 2 августа 2013 г. N 865).
Организация-разработчик: ГБОУПО «ССК»
Разработчик: Мирошник Татьяна Васильевна, преподаватель высшей категории ГБОУПО «ССК»
Программа рассмотрена и одобрена на заседании методического объединения преподавателей и мастеров п/о по профессиям: «Судостроитель-судоремонтник металлических судов», «Слесарь-монтажник судовой» протокол № ____ от «___»__________20___г.
СОДЕРЖАНИЕ
1 паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ……………………………………. 3
2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ…..……………………………………. 7
3 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ………………………………………………… 12
4 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ………………… 15
паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Информационные технологии в профессиональной деятельности»
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности» является вариативной частью программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих (ППКРС) в соответствии с ФГОС по профессии 180103.01 Судостроитель-судоремонтник металлических судов.
Учебная дисциплина «Информационные технологии в профессиональной деятельности» формирует знания и умения в области информационных технологий, необходимые для будущей трудовой деятельности выпускников образовательных учреждений СПО. Основой для изучения учебной дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности» является дисциплина «Информатика».
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл и является вариативной . Вариативная дисциплина даёт возможность студентам: расширять и углублять подготовку по профессии, получать дополнительные компетенции, умения и знания, необходимые для обеспечения конкурентноспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностей продолжения образования.
Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Рабочая программа ориентирована на достижение следующих целей:
- освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
- овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом ИКТ, в том числе при изучении других дисциплин;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
- воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
- приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.
Содержание программы представлено пятью темами:
- информационная деятельность человека;
- информация и информационные процессы;
- технологии создания и преобразования информационных объектов;
- Глобальная сеть Интернет
- использование информационных и компьютерных технологий для автоматизации производства.
Содержание каждой темы включает теоретический и практико-ориентированный материал, реализуемый в форме практических работ с использованием средств ИКТ.
При освоении программы у обучающихся формируется информационно-коммуникационная компетентность – знания, умения и навыки, необходимые для изучения других общеобразовательных дисциплин, для их использования в ходе изучения специальных дисциплин профессионального цикла, в практической деятельности и повседневной жизни.
Выполнение практических работ обеспечивает формирование у обучающихся умений самостоятельно и избирательно применять различные средства ИКТ, пользоваться комплексными способами представления и обработки информации, а также изучить возможности использования ИКТ для профессионального роста.
В программе учтены особенности содержания обучения по профессиям технического профиля в учреждениях СПО.
Программа может использоваться другими образовательными учреждениями профессионального и дополнительного образования, реализующими образовательную программу среднего (полного) общего образования.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
уметь:
- использовать информационно – коммуникационную сеть «Интернет» (далее сеть Интернет) и ее возможности для организации оперативного обмена информацией;
- использовать технологии сбора, размещения, хранения, накопления, преобразования и передачи данных в профессионально ориентированных информационных системах;
- обрабатывать и анализировать информацию с применением программных средств и вычислительной техники;
- получать информацию в локальных и глобальных компьютерных сетях;
- оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;
- применять графические редакторы для создания и редактирования изображений;
- применять компьютерные программы для поиска информации, составления и оформления документов и презентаций;
- использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;
- осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей;
- иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;
- соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ.
иметь представление:
- о роли и месте знаний по дисциплине «Информационные технологии в профессиональной деятельности» при освоении смежных дисциплин по выбранной профессии и в сфере профессиональной деятельности;
- о многообразии информационных технологий и их информационном и аппаратно-программном обеспечении;
- о тенденциях и перспективах развития информационных технологий.
знать:
- базовые системные программные продукты и пакеты прикладных программ (текстовые процессоры, электронные таблицы, системы управления базами данных, графические редакторы, информационно-поисковые системы);
- общий состав и структуру персональных электронно-вычислительных машин и вычислительных систем;
- технологию поиска информации в Интернет;
- методы и приемы обеспечения информационной безопасности;
- основные положения и принципы автоматизированной обработки и передачи информации;
- основные понятия автоматизированной обработки информации;
- основные принципы, методы и свойства информационных и телекоммуникационных технологий в профессиональной деятельности.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- эффективной организации индивидуального информационного пространства;
- автоматизации коммуникационной деятельности;
- эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности.
Результаты освоения дисциплины
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ПК 3.1. Производить разметку мест установки деталей по сборочным и монтажным чертежам.
ПК 4.3. Применять механизацию, машины и станки, используемые для слесарных работ в судостроении.
ПК 6.1. Подготавливать рабочее место, изделия и узлы под сварку (резку).
ПК 6.2. Использовать различные типы сварочного оборудования.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 48 часов, в том числе:
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
48
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
32
в том числе:
лабораторно-практические работы
6
контрольные работы
-
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
16
В том числе: систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы; подготовка презентации; поиск и использование необходимой информации из различных источников для подготовки рефератов; подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практических работ; работа с Интернет ресурсами; подготовка опорного конспекта.
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета.
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
«Информационные технологии в профессиональной деятельности»
Наименование
разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические занятия,
внеаудиторная (самостоятельная) учебная работа обучающихся
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Раздел 1. Общие понятия информационных технологий в профессиональной деятельности
Введение
Роль информационной деятельности в современном обществе: экономической, социальной, культурной, образовательной сферах. Правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ.
1
1
Тема 1.1. Информационная деятельность человека
Содержание учебного материала
1
Основные этапы развития информационного общества. Этапы развития технических средств и информационных ресурсов.
1
1
2
Виды профессиональной информационной деятельности человека с использованием технических средств и информационных ресурсов (в соответствии с техническим направлением профессиональной деятельности). Правовые нормы, относящиеся к информации, правонарушения в информационной сфере, меры их предупреждения.
1
1
Практическая работа
2
Информационные ресурсы общества. Образовательные информационные ресурсы. Работа с ними. Виды профессиональной информационной деятельности человека с использованием технических средств и информационных ресурсов социально-экономической деятельности (специального ПО, порталов, юридических баз данных
1
Самостоятельная работа обучающихся Подготовка рефератов и тематических выступлений
3
1
Роль информации в современном обществе
1
2
Мы живем в ХХ1 веке, а это значит мы живем в информационном обществе
1
3
Этапы развития технических средств и информационных ресурсов
1
Тема 1.2. Информация и информационные процессы
Содержание учебного материала
1
Подходы к понятию информации и измерению информации. Информационные объекты различных видов. Универсальность дискретного (цифрового) представления информации. Представление информации в двоичной системе счисления.
1
2
2
Основные информационные процессы и их реализация с помощью компьютеров: обработка, хранение, поиск и передача информации. Компьютер как исполнитель команд. Программный принцип работы компьютера. Примеры компьютерных моделей различных процессов.
1
2
3
Хранение информационных объектов различных видов на различных цифровых носителях. Определение объемов различных носителей информации. Архив информации.
1
2
4
Поиск информации с использованием компьютера. Программные поисковые сервисы. Использование ключевых слов, фраз для поиска информации. Комбинации условия поиска.
1
2
5
Передача информации между компьютерами. Проводная и беспроводная связь.
1
2
6
Защита информации, антивирусная защита. Эксплуатационные требования к компьютерному рабочему месту. Комплекс профилактических мероприятий для компьютерного рабочего места в соответствии с его комплектацией для профессиональной деятельности.
1
2
7
Поисковые системы. Пример поиска информации на государственных образовательных порталах.
1
2
Практические работы
2
1
Архивация файлов
1
2
Компьютерные вирусы и антивирусные программы
1
Самостоятельная работа обучающихся поиск и использование необходимой информации из различных источников для подготовки рефератов на темы
3
1
Основы информационной безопасности ПК. Метод интеллектуального перебора паролей
1
2
Компьютерные вирусы: классификация, характеристики. Защита от вирусов.
1
Тема 1.3. Технологии создания и преобразования информационных объектов
Содержание учебного материала
1
Понятие о преобразовании информационных объектов. Виды.
1
1
2
Создание, организация и основные способы преобразования текста.
1
2
3
Возможности динамических (электронных) таблиц.
Математическая обработка числовых данных.
1
2
4
Представление о программных средах компьютерной графики, мультимедийных средах.
Схема работы Рower Рoint. Графические объекты, таблицы и диаграммы как элементы презентации. Общие операции со слайдами. Выбор дизайна, анимация, эффекты, звуковое сопровождение.
1
2
5
Методы создания и сопровождения сайта.
1
3
Практическая работа
Форматирование текста в MS Word
1
2
Самостоятельная работа при изучении темы:
1
2
Работа над индивидуальными проектами, по тематике (на выбор):
- Создание презентации по профессии;
- Создание учебных презентаций по спец.дисциплинам.
5
3
3
4
Подготовка докладов, по темам:
- Пользовательские макеты в POWER POINT.
- Индивидуальные настройки дизайна слайдов.
2
3
Тема 1.4. Глобальная сеть Интернет
Содержание учебного материала
1
Основные службы Интернета. Технология World Wide Web. Браузеры. Адресация ресурсов, на
вигация. Настройка Internet Explorer.
1
2
2
Поиск в Интернете. Электронная почта и телеконференции. Мультимедиа технологии и элек
тронная коммерция в Интернете. Форматирование текста и размещение графики. Гиперссылки,
списки, формы.
1
2
3
Инструментальные средства создания Web-страниц. Основы проектирования Web – страниц.
1
2
Практические работы
1
Создание компьютерных публикаций на основе использования готовых шаблонов
(для выполнения учебных заданий из различных предметных областей).
1
3
2
Работа с электронной почтой и поиск информации в сети
1
3
Самостоятельная работа при изучении темы: Подготовка докладов по темам
3
1
- Современная структура сети Интернет.
1
2
- Интернет как единая система ресурсов.
1
Раздел 2. Автоматизация производства
Тема 2.1. Основные определения и задачи автоматизации производства
Содержание учебного материала
1
Механизация производственного процесса. Автоматизация производственного процесса. Автоматический процесс. Автоматизированный процесс. Автомат. Полуавтомат. Рабочий цикл. Уровень АПП. Технико-экономические преимущества. Степень автоматизации производственных процессов
1
2
2
Характеристика поточного и непоточного производства. Поточное производство. Непоточное производство. Преимущества. Недостатки.
1
2
Тема 2.2 Использование информационных и компьютерных технологий для автоматизации производства. Понятие о системах управления автоматизированным оборудованием
Содержание учебного материала
1
Общие понятия использования информационных и компьютерных технологий для автоматизации производства.
1
2
2
Общие сведения об АСУП (автоматизированная система управления предприятием)
1
2
3
САПР - система автоматизированного проектирования. Цели создания и задачи САПР. Компоненты САПР. Области применения САПР. Выбор САПР.
1
2
4
Понятие об АСУ ТП (Автоматизированная система управления технологическим процессом )
1
2
5
Робототехнические комплексы для сварки
1
2
Самостоятельная работа обучающихся
1
Тематический доклад «САПР в судостроении»
1
3
2
Подготовка презентации по САПР
1
3
Дифференцированный зачет
1
Всего:
48
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета и лаборатории.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя, оборудованное ЭВМ.
Технические средства обучения:
Аппаратные средства
Компьютер — универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает обучающемуся мультимедиа-возможности: видеоизображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др.
Проектор, подсоединяемый к компьютеру; технологический элемент новой грамотности — радикально повышает: уровень наглядности в работе педагога, возможность для студентов представлять результаты своей работы всей группе, эффективность организационных и административных выступлений.
Принтер — позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную студентом или преподавателем. Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами— клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначения).
Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера; аудио и видео магнитофон — дают возможность непосредственно включать в учебный процесс информационные образы окружающего мира. В комплект с наушниками часто входит индивидуальный микрофон для ввода речи.
Управляемые компьютером устройства — дают возможность учащимся освоить простейшие принципы и технологии автоматического управления (обратная связь и т. д.), одновременно с другими базовыми понятиями информатики.
Программные средства
Операционная система;
Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.);
Антивирусная программа;
Программа-архиватор;
Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы;
Звуковой редактор;
Простая система управления базами данных;
Система автоматизированного проектирования;
Виртуальные компьютерные лаборатории;
Программа-переводчик;
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории: наличие персональных компьютеров, объединенных в сеть.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Цветкова М.С. Информатика и ИКТ для профессий и специальностей технического и социально-экономического профилей. Практикум. Изд. Академия, 2013 г.
Михеева Е.В. Информационные технологии в профессиональной деятельности. 2008 г.
Михеева Е.В. Практикум по информационным технологиям в профессиональной деятельности. 2008 г.
Е. В. Филимонова. Информационные технологии в профессиональной деятельности, Издательство: Феникс, 2008 г.
Гришин В.Н., Панфилова Е.Е. Информационные технологии в профессиональной деятельности, 2009 г.
Интернет-ресурсы
http://iit.metodist.ru - Информатика - и информационные технологии: cайт лаборатории информатики МИОО
http://www.intuit.ru - Интернет-университет информационных технологий (ИНТУИТ.ру)
http://test.specialist.ru - Онлайн-тестирование и сертификация по информационным технологиям
http://www.iteach.ru - Программа Intel «Обучение для будущего»
http://www.rusedu.info - Сайт RusEdu: информационные технологии в образовании
http://edu.ascon.ru - Система автоматизированного проектирования КОМПАС-3D в образовании.
http://www.osp.ru - Открытые системы: издания по информационным технологиям
Партыка Т.Л., Попов И.И. Информационная безопасность. Учебное пособие, имеется гриф МО РФ, 2011 г.
Краевский В.В., Бережнова Е.В., Основы учебно-исследовательской деятельности студентов, учебник для студентов средних учебных заведений, 2010 г.
4. Контроль и оценка результатов освоениЯ УЧЕБНОЙ Дисциплины
Контрольи оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Освоенные умения:
использовать информационно – коммуникационную сеть «Интернет» (далее сеть Интернет) и ее возможности для организации оперативного обмена информацией
Оценка правильности выполнения практической работы
Дифференцированный зачет
использовать технологии сбора, размещения, хранения, накопления, преобразования и передачи данных в профессионально ориентированных информационных системах
Оценка правильности выполнения практической работы
Тестирование
Дифференцированный зачет
обрабатывать и анализировать информацию с применением программных средств и вычислительной техники
Оценка правильности выполнения практической работы
Тестирование
получать информацию в локальных и глобальных компьютерных сетях;
Оценка правильности выполнения практической работы
применять графические редакторы для создания и редактирования изображений;
Оценка правильности выполнения практической работы
применять компьютерные программы для поиска информации, составления и оформления документов и презентаций;
Оценка правильности выполнения практической работы
Дифференцированный зачет
Усвоенные знания:
базовые системные программные продукты и пакеты прикладных программ (текстовые процессоры, электронные таблицы, системы управления базами данных, графические редакторы, информационно-поисковые системы);
Оценка правильности выполнения практической работы
Тестирование
Дифференцированный зачет
основные методы и приемы обеспечения информационной безопасности;
Оценка правильности выполнения практической работы
Дифференцированный зачет
основные положения и принципы автоматизированной обработки и передачи информации;
Оценка правильности выполнения практической работы
Дифференцированный зачет
основные принципы, методы и свойства информационных и телекоммуникационных технологий в профессиональной деятельности
Оценка правильности выполнения практической работы
Тестирование
Дифференцированный зачет
Система оценивания
Система оценивания включает основные показатели оценки результатов обучения, сформулированные как характеристики деятельности обучающихся, и соответствуют заявленным компетенциям.
Основные показатели оценки результатов обучения в полной мере раскрывают специфику соответствующих профессиональных компетенций: соответствуют знаниям, умениям и практическому опыту по ФГОС, охватывают весь цикл действий (работ) обучаемого.
Оценка результатов освоения программы происходит с использованием тестовой и деятельностной технологии оценки, на единой критериальной основе.
Комплекс форм и методов контроля и оценки предусматривает оценку результатов обучения при выполнении практических занятиях и самостоятельной работы, в соответствии с тематическим планом.
Текущий контроль проводится преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.Для текущего контроля по программе создан комплект оценочных средств (КОС). КОС включают в себя педагогические контрольно-измерительные материалы, предназначенные для определения соответствия (или несоответствия) индивидуальных образовательных достижений основным показателям результатов подготовки.
Для оценки результатов аттестации используются универсальная шкала с пятибалльной оценкой.