Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Мой друг компьютер"»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
« Мой друг - компьютер»
общеинтеллектуальное направление
начальное общее образование (3 года)
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Мой друг - компьютер» составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом, на основе авторской программы Н.В.Матвеевой «Информатика. Программа для начальной школы: 2-4 классы/ Н.В. Матвеева, М.С. Цветкова.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.-133с.: ил.- (Программы и планирование)». Авторская программа Н.В. Матвеевой адаптирована к преподаванию на занятиях внеурочной деятельности общеинтелектуального направления
« Мой друг - компьютер». Рабочая программа рассчитана на 3 года обучения.
Современная информатика представляет собой метадисциплину, в которой сформировался язык, общий для многих научных областей. В информатике формируются многие виды деятельности, которые имеют метапредметный характер, способность к ним образует ИКТ-компетентность. Так как изучение предмета «Информатика» начинается с 7 класса, то возникла необходимость создания курса внеурочной деятельности «Мой друг - компьютер».
Цели и задачи.
Важнейшая цель начального образования — создание прочного фундамента для последующего образования» развитие умений самостоятельно управлять своей учебной деятельностью. Это предполагает не только освоение опорных знаний и умений, но и развитие способности к сотрудничеству и рефлексии.
Информатика рассматривается в общеобразовательной школе вообще и в начальной школе в частности в двух аспектах.
Первый заключается в формировании целостного и системного представления о мире информации, об общности информационных процессов в живой природе, обществе, технике. С этой точки зрения, школьники должны получить необходимые первичные представления об информационной деятельности человека.
Второй аспект— освоение методов и средств получения, обработки, передачи, хранения и использования информации, решение задач с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий. Этот аспект связан, прежде всего, с подготовкой обучающихся начальной школы к продолжению образования, к активному - использованию учебных информационных ресурсов: фонотек, видеотек, мультимедийных обучающих программ, электронных справочников и энциклопедий на других учебных предметах, при выполнении творческих и иных проектных работ.
Курс имеет комплексный характер. В соответствии с первым аспектом осуществляется теоретическая и практическая бескомпьютерная подготовка, к которой относится формирование первичных понятий об информационной деятельности человека, об организации общественно значимых информационных ресурсов (библиотек, архивов и пр.), о нравственных и этических нормах работы с информацией. В соответствии со вторым аспектом осуществляется практическая пользовательская подготовка — формирование первичных представлений о компьютере, в том числе подготовка школьников к учебной деятельности, связанной с использованием информационных и коммуникационных технологий на других предметах.
Таким образом, важнейшим результатом изучения данного курса в школе является развитие таких качеств личности, которые отвечают требованиям информационного, общества, в частности, приобретение учащимися информационной и коммуникационной компетентности (ИКТ- компетентности).
Задачами курса являются:
формирование системного, объектно-ориентированного теоретического мышления;
формирование умения описывать объекты реальной и виртуальной действительности на основе различных способов представления информации;
овладение приемами и способами информационной деятельности;
формирование начальных навыков использования компьютерной техники и современных информационных технологий для решения практических задач.
Рабочая программа курса «Мой друг – компьютер» разработана в соответствии с требованиями. ФГОС начального общего образования и нацелена на обеспечение реализации трех групп образовательных результатов: личностных, метапредметных и предметных.
1-я группа требований: личностные результаты
Эти требования достигаются под воздействием применения методики обучения и особых отношений «учитель — ученик»:
1.1)готовность и способность к саморазвитию, сформированность мотивации к обучениюи познанию;
1.2)ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции;
1.3) социальные компетенции;
1.4) личностные качества
2-я группа требований:
метапредметные
результаты
Эти требования достигаются при освоении теоретического содержания курса, при решении учебных задач в рабочей тетради и на компьютере, при выполнении проектов во внеурочное время — это освоение УУД:
2.1) познавательных;
2.2) регулятивных;
2.3) коммуникативных;
2.4)овладение межпредметными понятиями (объект, система, действие, алгоритм и др.)
3-я группа требований: предметные результаты
Эти требования достигаются при освоении теоретического содержания курса, при решении учебных задач в рабочей тетради и на компьютере, при выполнении заданий и проектов во внеурочное время
Рабочая программа курса «Мой друг – компьютер» предусматривается обучение по следующим содержательным линиям:
информация, виды информации (по способу восприятия, по способу представления);
информационные объекты (текст, изображение, аудиозапись, видеозапись);
источники информации (живая и неживая природа, творения человека);
работа с информацией (обмен, поиск, преобразование, хранение, использование);
средства информационных технологий (телефон, компьютер, радио, телевидение, устройства мультимедиа);
организация информации и данных (оглавление, указатели, каталоги, записные книжки и другое).
Количество учебных часов Предполагается первый год обучения - 34 часа (1 час в неделю), второй год обучения в объёме 34 часов (1 час в неделю), третий год обучения - 34 часа(1 час в неделю).
Изменения, внесённые в авторскую программу
Первый год обучения. В главе 2 резерв времени(1ч), предусмотренный авторской программой, был использован на повторение по данной главе «Кодирование информации». В авторской программе в главе 4 уроки 30-31 «Подготовительная контрольная работа и работа над ошибками» будут заменены соответственно «Повторение по теме «Документ и способы его создания». Работа со словарём.» и «Проект по теме «Документ и способы его создания» т.к, во внеурочной деятельности контрольные работы не предусмотрены. По этой же причине «Итоговая контрольная, тестирование», запланированные в авторской программе будут заменены итоговым проектов. Резерв времени(2 часа) в конце года отдан на повторение «Повторение. Виды информации. Кодирование информации»(1ч.), «Обобщающее занятие»(1ч.)
Второй год обучения.
Год
обучения
Тема урока
Кол-во часов по авторской программе
Количество часов по рабочей программе
Обоснование внесённых изменений
2
Глава2. Действие с информацией
10
9
Резерв из главы 2 будет отдан на тему «Функции объекта» из главы 3, т.к тема эта обширна
2
Глава3. Мир объектов
8
9
В авторской программе в главе 4 уроки 30-31 «Подготовительная контрольная работа и работа над ошибками» будут заменены соответственно «Повторение по теме «Компьютер, системы и сети». Работа со словарём.» и «Проект по теме «Компьютер, системы и сети», т.к во внеурочной деятельности контрольные работы не предусмотрены. По этой же причине «Годовая контрольная, тестирование», запланированные в авторской программе будут заменены итоговым проектов. Резерв времени(2 часа) в конце года отдан на повторение «Повторение. Действия с информацией.»(1ч.), «Итоговое занятие»(1ч.)
Третий год обучения. Так как во внеурочной деятельности контрольные работы не предусмотрены, то «Итоговая контрольная, тестирование» в конце учебного года, запланированные в авторской программе будут заменены итоговым проектов. Резерв времени(1часа) в конце года отдан на повторение «Повторение. Итоговое занятие »(1ч.).
Учебно-методический комплект
Первый год обучения
Информатика: учебник для 2 класса: в 2 ч. Ч1./. Н. В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова. И др.-М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
Информатика: учебник для 2 класса: в 2 ч. Ч2./. Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К Конопатова. И др.-М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
Второй год обучения
Информатика: учебник для 3 класса: в 2 ч. Ч1./. Н. В.Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова. И др.-М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
Информатика: учебник для 3 класса: в 2 ч. Ч2./. Н. В.Матвеева, Е.Н. Челак, Н. К.Конопатова. И др.-М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
Третий год обучения
Информатика: учебник для 4 класса: в 2 ч. Ч1./. Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова. И др.-М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
Информатика: учебник для 4 класса: в 2 ч. Ч2./. Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова. И др.-М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
Описание используемых в преподавании курса педагогических технологий, форм и методов преподавания
Преподавание основано на личностном подходе и деятельностном подходе.
Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Основными ориентирами развития обучающихся как личности выступают укрепление здоровья и физическое совершенствование, развитие познавательных процессов, развитие самосознания и Я-концепции, эмоционально-волевой, мотивационно-потребностной сфер.
Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система занятий сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет школьнику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.
Обучение основам информатики в начальной школе способствует формированию общеучебных умений, что в новом образовательном стандарте конкретизировано термином «универсальные учебные действия» (УУД). К общим учебным умениям, навыкам и способам деятельности, которые формируются и развиваются в рамках данного курса, относятся познавательная, организационная и рефлексивная деятельность.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности.
Личностные результаты:
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
развитие мотивов учебной деятельности;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
Метапредметные результаты:
использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета;
умение вводить текст с помощью клавиатуры;
умение фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки;
умение готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;
умение соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установлением аналогий и причинно-следственных связей, построением рассуждений, отнесением к известным понятиям;
умение работать в информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Предметные результаты:
овладение основами логического и алгоритмического мышления, наглядного представления данных и процессов, записи и выполнения алгоритмов;
умение действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы;
умение представлять, анализировать и интерпретировать данные;
умение работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами;
овладение основами пространственного воображения;
приобретение первоначальных представлений о компьютерной грамотности.
С точки зрения достижения планируемых результатов обучения наиболее ценными являются следующие компетенции:
наблюдать за объектами окружающего мира; обнаруживать изменения, происходящие с объектом и по результатамнаблюдений, опытов, работы с информациейучатся устно и письменно описывать объекты наблюдения;
соотносить результаты наблюдения с целью, соотносить результаты проведения опыта с целью, то есть получать ответ на вопрос «Удалось ли достичь поставленной цели?».
Устно и письменно представлять информацию о наблюдаемом объекте, т.е. создавать текстовую или графическую модель наблюдаемого объекта с помощью компьютера с использованием текстового или графического редактора;
понимать, что освоение собственно информационных технологий (текстового и графического редакторов) не является самоцелью, а является способа деятельности в интегративном процессе познания и описания (под описанием понимается создание информационной модели: текста, рисунка и пр.);
выявлять отдельные признаки, характерные для сопоставляемых предметов; анализировать результаты сравнения (ответ на вопросы «Чем похожи?», «Чем не похожи?»); объединять предметы по общему признаку (что лишнее, кто лишний, такие же, как…, такой же, как…), различать целое и часть. Создание информационной модели может сопровождаться проведением простейших измеренийразными способами. В процессе познания свойств изучаемых объектов осуществляется сложная мыслительная деятельность с использованием уже готовых предметных,знаковыхи графических моделей;
решать творческие задачи на уровне комбинаций, преобразования, анализа информации: самостоятельно составлять план действий (замысел), проявлять оригинальность при решении творческой конструкторской задачи, создавать творческие работы (сообщения, небольшие сочинения, графические работы), разыгрывать воображаемые ситуации, создавая простейшие мультимедийные объекты и презентации;
самостоятельно составлять план действий, проявлять оригинальность при решении творческой конструкторской задачи, сосдаваьб творческие работы, разыгрывать воображаемые ситуации, создавая простейшие мультимедийные объекты и презентации, применять простейшие логические выражения типа: «…и/или…», «если…то…», «не только, но и …», и давать элементарное обоснование высказанного суждения;
овладевать первоначальными умениямипередачи, поиска, преобразования, храненияинформации, использования компьютера; поиском (проверкой) необходимой информации в интерактивном компьютерном словаре, электронном каталоге библиотеки. Одновременно происходит овладение различными способами представления информации, в том числе в табличном виде, упорядочение информации по алфавиту и числовым параметрам (возрастанию и убыванию);
получать опыт организации своей деятельности, выполняя специально разработанные для этого интерактивные задания. Это такие задания: выполнение инструкций, точное следование образцу и простейшим алгоритмам, самостоятельное установление последовательности действий при выполнении интерактивной учебной задачи, когда требуется ответ на вопрос «В какой последовательности следует это делать, чтобы достичь цели?»;
получать опыт рефлексивной деятельности, выполняя особый класс упражнений и интерактивных заданий. Это происходит при определении способов контроля и оценки собственной деятельности (ответ на вопросы «Такой ли получен результат?», «Правильно ли я делаю это?»); нахождение ошибок в ходе выполнения упражнения и их исправление;
приобретать опыт сотрудничествапри выполнении групповых компьютерных проектов: умение договариваться, распределять работу
между членами группы, оценивать свой личный вклад и общий результат деятельности
Планируемые результаты изучения по темам
Первый год обучения
Разделпрограммы
Выпускник научится
Характеристика деятельности учащихся (универсальные учебные умения и действия)
Виды информации, человек и компьютер (8ч.)
Учащиеся должны понимать:
- что в зависимости от органов чувств, с помощью которых человек воспринимает информацию, её называют звуковой, зрительной, тактильной, обонятельной и вкусовой;
- что человек, природа, книги могут быть источниками информации;
- что человек может быть и источником информации, и приёмником информации;
знать:
- правила работы с компьютером и технику безопасности;
-умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;
-умение составлять тексты.
Кодирование информации. (8 ч.)
Учащиеся должны понимать:
- что в зависимости от способа представления информации на бумаге или других носителях информации, её называют текстовой, числовой, графической, табличной;
- что информацию можно представлять на носителе информации с помощью различных знаков (букв, цифр, знаков препинания и других);
знать:
- что данные – это закодированная информация;
- что одну и ту же информацию можно представить различными способами: текстом, рисунком, таблицей, числами;
- как описывать объекты реальной действительности, т.е. как представлять информацию о них различными способами (в виде чисел, текста, рисунка, таблицы);
уметь:
- кодировать информацию различными способами и декодировать её, пользуясь кодовой таблицей соответствия.
-умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;
Проверка овладения знаниями, умениями и навыками проходит разными способами. Так, требования «понимать» и «знать» определяются обычно в ходе устного опроса. Требования «уметь» — посредством выполнения упражнений в рабочей тетради и их электронном варианте. В процессе компьютерного практикума вырабатываются навыки владения компьютером, умение выполнять простейшие операции с файлами и данными. Итоговый контроль проводится в форме учебных проектов.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Первый год обучения
Виды информации. Человек и компьютер. (8 часов)
Человек и информация. Какая бывает информация. Источники информации. Приемники информации. Компьютер и его части.
Кодирование информации. (8 часов)
Носители информации. Кодирование информации. Письменные источники информации. Языки людей и языки программирования.
Документ и его создание. Электронный документ и файл. Поиск документа. Создание текстового документа. Создание графического документа.
Повторение. (3 часа)
Второй год обучения
Глава 1. Информация, человек и компьютер. (6 часов).
Человек и информация. Источники и приемники информации. Носители информации. Компьютер.
Глава 2. Действия с информацией (9 часов).
Получение информации. Представление информации. Кодирование информации. Кодирование информации и шифрование данных. Хранение информации. Обработка информации и данных.
Глава 3. Мир объектов (9 часов).
Объект, его имя и свойства. Функции объекта. Отношения между объектами. Характеристика объекта. Документ и данные об объекте.
Глава 4. Компьютер, системы и сети (7 часов).
Компьютер – это система. Системные программы и операционная система. Файловая система. Компьютерные сети. Информационные системы.
Повторение (3 часа).
Третий год обучения
Глава 1. Повторение. (7 часов)
Человек в мире информации. Действия с данными. Объект и его свойства. Отношения между объектами. Компьютер как система
Глава 2. Суждение, умозаключение, понятие. (9 часов)
Мир понятий. Деление понятий. Обобщение понятий. Отношения между понятиями. Понятие «истина» и «ложь». Суждение. Умозаключение
Глава 3. Мир моделей (8 часов)
Модель объекта. Текстовая и графическая модели. Алгоритм как модель действий. Формы записи алгоритмов. Виды алгоритмов. Исполнитель алгоритма. Компьютер как исполнитель
Глава 4. Управление. (8 часов)
Кто кем и зачем управляет. Управляющий объект и объект управления. Цель управления. Управляющее воздействие. Средство управления. Результат управления. Современные средства коммуникации.
Повторение. (2 часа)
Перечень учебно-методических средств обучения
Основная литература
Матвеева Н.В., Челак Е.Н., Конопатова Н.К. Информатика: учебник для 2 класса: в 2 ч. Ч1.-М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
Матвеева Н.В., Челак Е.Н., Конопатова Н.К. . Информатика: учебник для 2 класса: в 2 ч. Ч2..-М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
Матвеева Н.В., Конопатова Н.К., Панкратова Л.П., Челак Е.Н Информатика: рабочая тетрадь для 2 класса в2 ч.-М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
Матвеева Н.В., Челак Е.Н., Конопатова Н.К. Информатика: учебник для 3 класса: в 2 ч. Ч1.-М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
Матвеева Н.В., Челак Е.Н., Конопатова Н.К. Информатика: учебник для 3 класса: в 2 ч. Ч2..-М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
Матвеева Н.В., Конопатова Н.К., Панкратова Л.П., Челак Е.Н Информатика: рабочая тетрадь для 3 класса в2 ч.-М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
Матвеева Н.В., Челак Е.Н., Конопатова Н.К. Информатика: учебник для 4 класса: в 2 ч. Ч1.-М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
Матвеева Н.В., Челак Е.Н., Конопатова Н.К. Информатика: учебник для 4 класса: в 2 ч. Ч2..-М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
Матвеева Н.В., Конопатова Н.К., Панкратова Л.П., Челак Е.Н Информатика: рабочая тетрадь для 4 класса в2 ч..-М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
Медиаресурсы
ЭОР Единой коллекции к учебнику Н.В. Матвеева и др. «Информатика», 2 класс(http://school-collection.edu.ru/)
ЭОР Единой коллекции «Виртуальные лаборатории»(http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/473cf27f-18e7-469d-a53e-08d72f0ec961/?interface=pupil&class[]=45&subject[]=19)