РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Информатика и ИКТ в профессиональной деятельности
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Информатика и ИКТ в профессиональной деятельности
Рабочая программа учебной дисциплины «Информатика и ИКТ в профессиональной деятельности» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 050144 Дошкольное образование, входящей в состав укрупненной группы специальностей 050000 Образование и педагогика, по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование.
Организация-разработчик: Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Кемеровский педагогический колледж»
Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Информатика и ИКТ в профессиональной деятельности »
РАБОЧАЯ ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Информатика и ИКТ в профессиональной деятельности
2012 г.
Рабочаяпрограмма учебной дисциплины «Информатика и ИКТ в профессиональной деятельности» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 050144 Дошкольное образование, входящей в состав укрупненной группы специальностей 050000 Образование и педагогика, по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование.
Организация-разработчик: Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Кемеровский педагогический колледж»
ПАСПОРТ Рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Информатика и ИКТ в профессиональной деятельности»
4-5
содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5-9
условия реализации рабочей программы учебной дисциплины
10-14
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
15-16
1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Информатика и ИКТ в профессиональной деятельности
Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 050144 Дошкольное образование и может быть взята за основу при изучении дисциплины «Информатика и ИКТ в профессиональной деятельности» по другим специальностям укрупненной группы специальностей 050000 Образование и педагогика.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использованана курсах повышения квалификации воспитатель детского сада, которые имеют среднее профессиональное (педагогическое) образование.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
дисциплина математического и общего естественно - научного цикла
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ в профессиональной деятельности;
создавать, редактировать, оформлять, сохранять, передавать информационные объекты различного типа с помощью современных информационных технологий для обеспечения образовательного процесса;
использовать сервисы и информационные ресурсы сети Интернет в профессиональной деятельности;
знать:
правила техники безопасности и гигиенические требования при использовании средств ИКТ в образовательном процессе;
основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи и поиска информационных объектов различного типа (текстовых, графических, числовых и т.п.) с помощью современных программных средств;
возможности использования ресурсов сети Интернет для совершенствования профессиональной деятельности, профессионального и личностного развития;
аппаратное и программное обеспечение ПК, применяемое в профессиональной деятельности;
1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальная учебная нагрузка обучающегося – 102 часа, в том числе:
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
102
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
68
в том числе:
практические занятия
56
теоретические занятия
2
контрольные работы
10
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
34
в том числе:
Подготовка рефератов
10
Работа в текстовом редакторе Microsoft Word
2
Создание графиков в Microsoft Excel
2
Создание презентаций Microsoft Power Point
2
Работа с базами данных
4
Создание графических изображений
6
Работа в сети Интернет
4
Работа над учебным проектом
4
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины«Информатика и ИКТ в профессиональной деятельности»
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся,
курсовая работ (проект) (если предусмотрены)
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Раздел 1.Теоретико-прикладные аспекты информатикии ИКТ.
4
Введение
Содержание учебного материала
1
1.Роль информатики и ИКТ в современном мире.
2
2.Правила техники безопасности и гигиенические требования при работе на ПК.
2
Тема 1.1. Информация и информатика. Вычислительная техника.
Содержание учебного материала
1
1. Понятие информации, ИКТ, ее виды, свойства.
3
2. История зарождения вычислительной техники и её основоположники; поколения ЭВМ.
3
3. Информационные процессы. Способы представления информации. Единица измерения информации
3
4. Архитектура ПК и назначения основных и вспомогательных устройств; основные технические характеристики компьютера.
3
Самостоятельная работа обучающихся
2
1.Подготовка рефератов "История возникновения и развития вычислительной техники", "Использование компьютеров в образовании".
Раздел 2. Опе6рационная система MicrosoftWindows
72
Тема 2.1. Основные принципы работы вMicrosoftWindows
Практические занятия
4
1. Изучение рабочего стол Microsoft Windows
2. Настройка элементов оформления и управления :MS Windows фона Рабочего стола, экранной заставки, панели задач. Главного меню, свойств окон папок. Управление представлением, размером и позицией окон в Microsoft Windows.
3. Завершение работы с приложениями Microsoft Windows и корректное выключение компьютера. Управление объектами в окне папки: создание папок и ярлыков, копирование и перемещение папок и файлов, переименование и удаление их.
4. Работа с контекстным меню. Запуск программ в Microsoft Windows различными способами.
Тестирование по теме «Операционная система MicrosoftWindows».
2
Самостоятельная работа обучающихся
4
1.Подготовка рефератов « Профилактика ПК», «Оргтехника и профессия», «Мой «рабочий стол» на компьютере».
Тема 2.2. Прикладные
программные средства
Практические занятия
4
1. Прикладные программы как составляющие программных средств.
2. Разновидности прикладных программ: текстовые процессоры, электронные таблицы, системы управления базами данных, графические редакторы.
Самостоятельная работа
4
1.Подготовка реферата на тему: «Прикладное программное обеспечение»
Тема 2.3. Текстовый процессор MicrosoftWord
Практические занятия
10
1. Создание, загрузка и сохранение файлов-документов. Ввод текста. Перемещение по набранному тексту.
2. Удаление, перемещение и копирование фрагментов документа. Поиск и замена фрагментов текста.
3. Проверка правописания и перенос слов.
4. Форматирование текста: форматирование символов; копирование формата, обрамление и заливка, создание списка-перечисления.
5. Оформление страницы документа: разметка страницы, вставка номеров страниц, верхний и нижний колонтитулы, вставка сносок, разрыв страницы, формирование оглавления. Печать документа.
6. Соединение текста с рисунками. Вставка рисунка из библиотеки картинок, предназначенных для украшения документов. Вставка рисунка из файла.
7. Операции со вставленными рисунками: перемещение, масштабирование, изменение размера, создание рамки вокруг рисунка. Работа с кадрами.
8. Редактирование рисунка средствами . Создание и модификация собственных картинок с помощью панели инструментов «Рисование».
9. Работа с таблицами. Преобразование в таблицу существующего текста. Создание пустой таблицы с последующим заполнением её ячеек. Форматирование таблиц.
10. Работа с объектами
11. Выполнение зачетной работы «Создание сложного документа»
Тестирование по теме: «Текстовый процессор Microsoft Word»
2
Самостоятельная работа
2
1.Создание таблиц по различным темам: «Сочетания клавиш при наборе текста», «Сочетания клавиш при форматировании и редактировании текста», краткое конспектирование практических занятий.
Тема 2.4. Microsoft Excel
Практические занятия
8
1 .Окно программыMicrosoft Excel . Операции с ячейками. Создание и оформление таблицы. Печать таблицы. Основные манипуляции с таблицами. Перемещение по таблице, выделение фрагментов, удаление, перемещение, копирование и вставка фрагментов. Поиск и замена.
2. Расчетные операции в Microsoft Excel. Работа с формулами и функциями. Использование основных статистических и математических функций Microsoft Excel. Логические операции в MS Excel.
3. Создание всевозможных графиков и диаграмм в Microsoft Excel с помощью программы
Мастер диаграмм. Оформление получившихся графиков и диаграмм.
4. Выполнение зачетной работы «Создание табличного документа, оформление, вставка диаграммы»
Тестирование по теме: «Табличный процессор Microsoft Excel».
2
Самостоятельная работа
2
1. Создание графиков успеваемости группы
Тема 2.5. Создание презентаций в Microsoft PowerPoint
Практические занятия
4
1. Окно презентации. Презентация в режиме слайдов. Работа по художественному оформлению создаваемой презентации.
2. Операции со слайдами: удаление, перестановка, вставка новых слайдов. Подготовка к демонстрации и показ слайдов.
Самостоятельная работа обучающихся
2
1. Создание презентаций в Microsoft Power Point образовательной тематики.
Тема 2.6 Система управления базами данных
Microsoft
Acces
Практические занятия
6
1. Работа с таблицами в Acces. Создание и модификация макета таблицы. Работа с таблицей: перемещение по таблице, редактирование таблицы, операции с записями и столбцами. Создание связей между таблицами.
2. Работа с запросами. Создание макета запроса: выборка полей, включенных в запрос, описание вычисляемых полей, описание групповых операций над записями исходных таблиц, указание условий отбора. Вычисления в запросах.
3. Создание форм с помощью Мастера форм. Структура форм. Создание надписей. Создание и редактирование связанных полей. Структура отчета. Составление отчетов, позволяющих представить данные в удобной для чтения и анализа форме, сгруппировать записи с вычислением итоговых и средних значений, включить в отчет и напечатать графические объекты.
Тестирование по теме: «Система управления базами данных Microsoft
Access».
2
Самостоятельная работа обучающихся
4
1. Создание домашней электронной библиотеки, видеотеки.
Тема 2.7. Графический редактор Paint.Net.
Практические работы
4
1. Интерфейс программы. Инструменты редактораPaint.Net. Работа с рисунком. Размещение текста на рисунках. Инструментальные палитры. Функции палитр.
2. Приемы обработки изображенийв графическом редакторе Paint.Net. Динамический диапазон. Гамма-коррекция. Местная коррекция и ретушь изображения. Фильтры. Монтажизображений (составление композиций).
Самостоятельная работа
6
1. Создание изображений в графическом редакторе Paint.Net.
Раздел 3. Локальные и глобальные компьютерные сети.
26
Тема 3.1 Компьютерные сети.Всемирная сеть Интернет.
Практические работы
4
1. Подключение к Интернет. Защита конфиденциальности. Работа с поисковыми системами. Стратегии поиска информации. Поиск программ и файлов. Запросы по ключевым словам. Поисковый узел. Использование сервисов и информационных ресурсов сети Интернет в профессиональной деятельности.
2. Работа с электронной почтой. Получение и отправка электронной почты. Адрес электронной почты. Установка программы для работы с электронной почтой. Создание и отправления сообщения. Использование адресной книги.
Тестирование по теме: « Локальные и глобальные компьютерные сети».
2
Самостоятельная работа
4
1. Мобильный Интернет. Модемное соединение. Интерфейс Internet Explorer. Особенности поисковой системы. Электронная почта. Телекоммуникации: конференции, интервью, репортаж. Резюме «Ищу работу». Вернисаж работ на компьютере. Электронная доска объявлений. Ярмарка профессий. Звуковая запись. Музыкальная открытка.
Тема3.2.Создание электронных средств "КТС Net2.x
Практические работы
8
1. Интерфейс программы КТС Net2.x. Главное окно программы. Основные возможности программы КТС Net2.x. Модуль редактор тестов. Особенности редактирования файла теста. Дополнительные возможности программы
2. Создание тестов в оболочке КТС Net2.x. Разработка тестов открытого и закрытого типа. Мультимедийные объекты в оболочке КТС Net2.x. Дополнительные возможности программы
3. Учебный проект (создания теста)
Самостоятельная работа
2
Работа над учебным проектом.
3.3 Создание электронных методических пособий в оболочке SanRaw
Практические работы
4
1. Интерфейс программы San Raw. Главное окно программы. Возможности программы San Raw. Модуль создания электронных методических пособий. Разработка материала для методического пособия в текстовом редакторе . Дополнительные возможности программы
2. Создание методического пособия в оболочке San Raw. Форматирования материала для методического пособия в текстовом редакторе Microsoft Word. Импортирование документа в оболочку San Raw Дополнительные возможности программы
3. Учебный проект (создания создание методического пособия)
Самостоятельная работа
2
Работа над учебным проектом.
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия лаборатории информатики и ИКТ.
Оборудование лаборатории:
посадочные места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя.
Комплект учебно-методической документации:
программно-методическое обеспечение преподавания информатики (Примерная программа дисциплины «Информатика и ИКТ в профессиональной деятельности», рабочая программа дисциплины «Информатика и ИКТ в профессиональной деятельности», календарно-тематическое планирование дисциплины «Информатика и ИКТ в профессиональной деятельности» на текущий учебный год)
дидактические материалы по курсу информатики;
сборник тестовых работ;
методические пособия для учителя.
Технические средства обучения:
компьютеры с программным обеспечением;
мультимедийный комплекс
Информационно-коммуникативные средства:
мультимедийные обучающие программы и электронные учебные издания;
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Цветкова, М.С. Информатика и ИКТ[Текст]: учебник для нач. и сред проф. Образования / М.С. Цветкова, Л.С.Великович. – М.: Издательский центр «Академия», 2011.
Астафьева, Н. Е. Информатика и Икт[Текст]: практикум для профессий и специальностей технического и социального профилей: учеб. Пособие для нач. и сред. Проф. Образования / Н. Е. Астафьева, С. А. Астафьева, С. А. Гаврилова, М. С. Цветкова; под ред. М. С. Цветковой. –М.: Издательский центр «Академия», 2012.
Михеева, Е. В. Информатика [Текст]: учебник для студ. сред. проф. образования / Е. В. Михеева, О. И. Титова. – М. : Издательский центр «Академия», 2008.
Ляхович, В. Ф. Основы информатики [Текст]: учебник / В. Ф. Ляхович, С. О. Крамаров, И. П. Шамароков. – Изд. 7-е, дополн. и перераб. – Ростов н/Д : Феникс, 2008
Егоренков А. А., Егоренкова И. М., Самоучитель работы на компьютере [Текст] / А. А. Егоренков, И. М. Егоренкова.- М.: «Лист Нью», «Большая медведица» 2011
Интернет – ресурсы:
Электронный журнал «Информатика и информационные технологии в образовании». Форма доступа: http://www.rusedu.info/
Информатика и ИКТ. Форма доступа: http://ru.wikipedia.org/w/index.php
Мир информатики. Форма доступа: http://jgk.ucoz.ru/dir/
Виртуальный компьютерный музей. Форма доступа: http://www.сomputer-museum.ru/index.php
Информационно-образовательный портал для учителя информатики и
ИКТ. Форма доступа: http://www.klyaksa.net/
Дидактические материалы по информатике и математике http://comp-science.narod.ru
Виртуальный компьютерный музей http://www.computer-museum.ru
Газета «Информатика» Издательского дома «Первое сентября»
http://inf.1september.ru
Дидактические материалы по информатике и математике
http://comp-science.narod.ru
Интернет-университет информационных технологий (ИНТУИТ.ру)
http://www.intuit.ru
Информатика в школе: сайт М.Б. Львовского
http://marklv.narod.ru/inf/
Информатика в школе: сайт И.Е. Смирновой
http://infoschool.narod.ru
Информатика для учителей: сайт С.В. Сырцовой
http://www.syrtsovasv.narod.ru
Информатика и информация: сайт для учителей информатики и учеников http://www.phis.org.ru/informatika/
Информатика и информационные технологии в образовании
http://www.rusedu.info
Информатика и информационные технологии: лаборатории информатики МИОО http://iit.metodist.ru
Открытые системы: издания по информационным технологиям
http://www.osp.ru
Персональный компьютер, или «Азбука PC» для начинающих
http://www.orakul.spb.ru/azbuka.htm
Преподавание информатики в школе. Dedinsky school page
http://www.axel.nm.ru/prog/
Портал CITForum http://www.citforum.ru
Социальная информатика: факультатив для школьников-технарей http://www.sinf2000.narod.ru
Самарский лицей информационных технологий
http://www.samlit.samara.ru
Теоретический минимум по информатике http://teormin.ifmo.ru
Учебные модели компьютера, или «Популярно о работе компьютера» http://emc.km.ru
Школьный университет: профильное и индивидуальное ИТ-обучение http://www.itdrom.com
Энциклопедия компьютерной графики, мультимедиа и САПР http://niac.natm.ru/graphinfo
Энциклопедия персонального компьютера http://mega.km.ru/pc/
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Контрольи оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и выполнении практических заданий, тестирования, контрольных работ , а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения,
усвоенные знания)
Формы и методы контроля и
оценки результатов обучения
1
2
Уметь соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ в профессиональной деятельности;
Знать правила техники безопасности и гигиенические нормы
Тестирование, практические занятия, выполнение домашнего задания
Уметь создавать, редактировать, оформлять, сохранять, передавать информационные объекты различного типа с помощью современных информационных технологий для обеспечения образовательного процесса;
Знать основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи и поиска информационных объектов различного типа (текстовых, графических, числовых и т.п.) с помощью современных программных средств;
Тестирование, практические занятия, выполнение домашнего задания
Уметь использовать сервисы и информационные ресурсы сети Интернет в профессиональной деятельности;
Знать возможности использования ресурсов сети Интернет для совершенствования профессиональной деятельности, профессионального и личностного развития;
Тестирование, практические занятия, выполнение домашнего задания
Уметь использовать аппаратное и программное обеспечение персонального компьютера
Знать аппаратное и программное обеспечение ПК, применяемое в профессиональной деятельности
Тестирование, практические занятия, выполнение домашнего задания