Рабочая программа составлена на основе Программы по учебным предметам. Часть 1. 1-4 классы. Информатика.-М: АКАДЕМКНИГА/УЧЕБНИК. 2012
При составлении рабочей программы были учтены требования официальных нормативных документов:
Изучение информатики в начальной школе предполагается как использования компьютеров, так и с компьютерной поддержкой. На этом этапе обучения знание возрастной специфики и особенностей развития каждого ребенка более важно, чем тонкости науки информатики. При этом, что очень важно, сам факт преподавания информатики учителями начальных классов можно рассматривать в качестве механизма переноса навыков анализа и создания схем из информатики на другие предметы. В результате изучение информатики в начальной школе оказывает заметное положительное влияние на обучение учеников базовым учебным предметам.
Общая характеристика учебного предмета «Информатика и ИКТ» раскрывается через описание основных содержательных линий:
В 4 классе еще более усложняются алгоритмические конструкции.
Здесь рассматриваются циклы с предусловием как средство планирования циклически повторяющихся действий. Обсуждаются циклические процессы в природе и в деятельности учеников.
Использование циклических алгоритмов позволяет планировать деятельность по проведению естественно-научных экспериментов, что допускает интеграцию курсов «Информатика» и «Окружающий мир».
На этом же этапе рассматривается еще один способ планирования сложных действий: выделение основных и вспомогательных алгоритмов. При выделении в задаче основного и вспомогательного алгоритмов используется метод последовательной детализации, с которым обучающиеся познакомились в 3 классе.
Для практической работы на компьютере рекомендуется использовать пакет программ, входящий в учебно-методический комплекс. В 3 и 4 классах могут дополнительно использоваться различные графические и текстовые редакторы, клавиатурные тренажеры без навязанного ритма, калькулятор из набора стандартных приложений Windows.
Современные офисные программы, настольные издательские системы, графические редакторы и другое программное обеспечение имеют объектную структуру. Вследствие этого формирование универсальных учебных действий (выделение информационных объектов, определение их структуры и наборы существенных свойств, изменение значения свойств объекта в целях изменения его внешнего вида или поведения) является необходимым условием для успешного освоения современных информационно-коммуникативных технологий.
Изучение содержательного направления «Объекты и их свойства» начинается в 3 классе. Вводится понятие объекта и его свойств. Рассматриваются объекты различной природы: объекты живой и неживой природы, абстрактные объекты (логические высказывания, геометрические фигуры), информационные объекты (текстовые документы, табличные модели, изображения). При этом различаются понятия «имя свойства объекта» и «значение свойства объекта». На основании
общности свойств различных объектов вводится понятие класса и подклассов объектов.
Логическим завершением данной содержательной линии является изучение объектной структуры текстового и графического документов и на этой основе быстрое овладение навыками работы в текстовом процессоре, графическом редакторе и редакторе презентаций в 4 классе.
В соответствии с Примерным учебным планом для образовательных учреждений, использующих УМК «Перспективная начальная школа», учебный предмет «Информатика» представлен в предметной области «Математика и информатика», изучается со 2 по 4 класс. Рекомендуемый объем учебного времени на изучение предмета составляет 105 часа.
Программа в 4 классе рассчитана на 35 часов, 1 час в неделю.
В соответствии с Примерным учебным планом для образовательных учреждений, использующих УМК «Перспективная начальная школа», учебный предмет «Информатика и ИКТ» представлен в предметной области «Математика и информатика», изучается со 2 по 4 класс по одному часу в неделю.
Рекомендуемый объем учебного времени на изучение предмета составляет 105 часа.
– с развитием логического, алгоритмического и системного мышления, созданием предпосылок формирования компетентности в областях, связанных с информатикой, ориентацией учащихся на формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к окружающим;
– нравственно-этическим поведением и оцениванием, предполагающем, что обучающийся знает и применяет правила поведения в компьютерном классе и этические нормы работы с информацией коллективного пользования и личной информацией; выделяет нравственный аспект поведения при работе с информацией;
– возможностью понимания ценности, значимости информации в современном мире и ее целесообразного использования, роли информационно-коммуникативных технологий в развитии личности и общества.
Ученик сможет выделять нравственный аспект поведения при работе с любой информацией и при использовании компьютерной техники коллективного пользования.
Ученик научится самостоятельно соблюдать правил работы с файлами в корпоративной сети, правила поведения в компьютерном классе, цель которых – сохранение школьного имущества и здоровья одноклассников.
Выпускник начальной школы получит представление о месте информационных технологий в современном обществе, профессиональном использование информационных технологий, осознает их практическую значимость.
В процессе изучения курса информатики и ИКТ формируются РЕГУЛЯТИВНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ (планирование и целеполагание, контроль и коррекция, оценивание).
– планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
– осуществлять итоговый и пошаговый контроль выполнения учебного задания по переходу информационной обучающей среды из начального состояния в конечное;
– вносить коррективы в действия в случае расхождения результата решения задачи с ранее поставленной целью.
К окончанию начальной школы в процессе изучения курса информатики и ИКТ у ученика будет сформирован ряд ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ.
– поиск и выделение необходимой информации в справочном разделе учебников, интернет-сайтов с указанием источников информации, в том числе адресов сайтов, в гипертекстовых документах, входящих в состав методического комплекта, а также в других источниках информации;
– составление знаково-символических моделей (в теме «Кодирование информации»), пространственно-графических моделей реальных объектов (в темах «Устройство компьютера», «Алгоритмы и исполнители»);
– составление и использование для решения задач табличных моделей (для записи условия и решения логической задачи, описания группы объектов живой и неживой природы и объектов, созданных человеком и т. д.);
– использование опорных конспектов правил работы с незнакомыми компьютерными программами;
– одновременный анализ нескольких разнородных информационных объектов (рисунок, текст, таблица, схема) в целях выделения информации, необходимой для решения учебной задачи;
– выбор наиболее эффективных способов решения учебной задачи в зависимости от конкретных условий (составление алгоритмов формальных исполнителей);
– постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого характера: создание различных информационных объектов с использованием офисных компьютерных программ,
поздравительных открыток, презентаций, конструирование роботов.
– анализ объектов в целях выделения признаков с обозначением имени и значения свойства объектов (темы «Объекты и их свойства», «Действия объектов»);
– выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов (решение заданий типа «Продолжи последовательность...», темы «Классы объектов», «Таблицы», «Порядок записей в таблице», «Организация информации в виде дерева», «Дерево деления на подклассы», «Циклические алгоритмы» – задания на создание алгоритмов упорядочивания объектов);
– синтез как составление целого из частей (темы «Устройство компьютера», компьютерные программы «Сборка компьютера Малыш», «Художник». Создание информационных объектов на компьютере с использованием готовых файлов с рисунками и текстами, а также с добавлением недостающих по замыслу ученика элементов);
– построение логической цепи рассуждений.
– осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий в учебниках, энциклопедиях, справочниках, в том числе гипертекстовых;
– осуществлять сбор информации с помощью наблюдения, опроса, эксперимента и фиксировать собранную информацию, организуя ее в виде списков, таблиц, деревьев;
– использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, для решения задач;
– основам смыслового чтения с выделением информации, необходимой для решения учебной задачи из текстов, таблиц, схем;
– осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
– выбирать основания и критерии для сравнения, сериации, классификации объектов;
– осуществлять подведение под понятия, на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
– обобщать, то есть осуществлять выделение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
– осуществлять синтез как составление целого из частей.
– формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
• составлять и исполнять линейные алгоритмы для знакомых формальных исполнителей;
• с помощью учителя ставить учебные задачи и создавать линейные алгоритмы решения поставленных задач:
• определять истинность простого высказывания, записанного повествовательным предложением русского языка.
№ п/п | Тема урока | Решаемые проблемы | Технологии | Основные виды учебной деятельности обучающихся | Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС) | Д,з | Дата |
Понятия | Предметные результаты | Метапредметные | Личностные результаты | | план | факт |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
Алгоритмы и исполнителиАлгоритмы и исполнители (16 часов) |
1 | Алгоритм с ветвлением (повторение) Инструктаж по ТБ и ППБ в компьютерном классе | Информация как сведения об окружающем мире. Восприятие ин- формации человеком с помощью органов чувств | Комбинированный | Фронтальная работа | Алгоритм линейный и с ветвлением, блок-схема алгоритма, высказывания истинные и ложные | Знать, что алгоритм – план решения задачи или достижения цели; что алгоритм состо-ит из шагов; каж-дый шаг содержит команду, понятную исполнителю алгоритма; способы записи алгоритмов; правила поведения в компьютерном классе. Уметь: определять вид алгоритмов (линейный и алгоритм с ветвле-нием); объяснять, что обозначают геометрические фигуры в записи алгоритма в виде блок-схемы; определять, из каких блоков со-стоит ветвление; проверять алго-ритм, заполняя таблицу; состав-лять алгоритм, цель которого вывести на экран наименьшее из значений пере-менных D, C, B | Регулятивные УУД: самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать Познавательные УУД: умение работать со справочной литературой, инструкциями, устройствами, анализ ошибок в программе Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события | Освоение личностного смысла учения, учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи | С. 6 №4 | 05.09 | |
2 | Алгоритм с циклом | Назначение основных устройств компьютера для ввода и вывода информации. Пользование мышью. Использование простейших средств текстового редактора. Правила работы за компьютером | Урок первичного предъявления новых знаний и УУД | Индивидуальный опрос | Цикл, тело цикла, блок выхода из цикла | Знать, что цикл – это участок алгоритма; из чего состоит цикл (тело цикла и блок выхода). Уметь: выполнять лабораторную работу на тему «Плавает ли предмет?»; записывать результаты выполнения алгоритма в таблицу; рассматривать алгоритм и выполнять задание | Регулятивные УУД: использовать при выполнения задания различные средства: справочную литературу, ИКТ Познавательные УУД: владение технологией решения задач с помощью компьютера, компьютерным моделированием Коммуникативные УУД: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении задач | Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи | С.9 №8 | 12.09 | |
3 | Составление алгоритмов с циклом | Простейшие приемы поиска информации. Источники информации (книги, средства массовой информации, природа, общение с другими людьми) | Урок применения предметных ЗУНов и УУД | Самостоятельная работа | Высказывания истинные и ложные, цикл, тело цикла, блок выхода | Знать, что цикл – это участок алгоритма; из чего состоит цикл (тело цикла и блок выхода). Уметь: выполнять лабораторную работу на тему «Плавает ли предмет?»; записывать результаты выполнения алгоритма в таблицу; рассматривать алгоритм и выполнять задание | Регулятивные УУД: определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку Познавательные УУД: сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет) Коммуникативные УУД: участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом | Освоение личностного смысла учения | С.19 №12 | 19.09 | |
4 | Алгоритм упорядочивания объектов | Работа с простейшими информационными объектами. Использование различных алфавитов в шрифтах замены | Урок применения предметных ЗУНов и УУД | Фронтальная работа | Высказывания истинные и ложные, цикл, тело цикла, блок выхода | Уметь: выбирать верные рассуждения; заполнять пропуски в алгоритме; составлять алгоритм нахождения самого тяжелого предмета из пяти данных; составлять циклический алгоритм приготовления блинов и записывать его в виде блок-схемы | Регулятивные УУД: определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку Познавательные УУД: умение работать со справочной литературой, инструкциями, устройствами, анализ ошибок в программе Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события | Адекватная оценка пользы и вреда от работы за компьютером, умение организовать свое рабочее время, распределить силы | С.22 №16 | 26.09 | |
5 | Составление и исполнение алгоритмов с циклом | Работа с простейшими информационными объектами. Принцип двоичного кодирования. Двоичное кодирование текстовой информации | Урок решения практических и проектных задач | Фронтальная работа | Высказывания истинные и ложные, цикл, тело цикла, блок выхода | Уметь: различать алгоритмы с циклом и алгоритмы с ветвлением; выбирать верные высказывания; составлять циклический алгоритм выполнения лабораторной работы; выполнять составленный алгоритм | Регулятивные УУД: определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку Познавательные УУД: владение технологией решения задач с помощью компьютера, компьютерным моделированием Коммуникативные УУД: участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом | учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи | С.25 №20 | 03.10 | |
6 | Составление и исполнение алгоритмов с циклом | Работа с простейшими информационными объектами. Особенности обработки информации человеком и компьютером. Входная и выходная информация | Урок решения практических и проектных задач | Самостоятельная работа | Высказывания истинные и ложные, цикл, тело цикла, блок выхода | Уметь: выбирать верные высказывания; выполнять циклический алгоритм; выполнять составленный алгоритм; анализировать алгоритмы упорядочивания растений | Регулятивные УУД: самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать Познавательные УУД: сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет) Коммуникативные УУД: участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом | Оценивание значимости усваиваемого содержания, исходя из личностных ценностей | С.29 №24 | 10.1 | |
7 | Организация информации в виде дерева. Исполнитель алгоритмов Путешественник | Работа с простейшими информационными объектами. Особенности обработки информации человеком | Комбинированный | Фронтальная работа | Дерево, вершины, рёбра, корень, листья. Исполнитель Путешественник и его система команд | Знать: способ организации информации об отношениях между объектами; структурные части дерева («вершины», «ребра», «корни», «листья»). Уметь: называть команды, обозначать команды и выполнять действие алгоритма в виде действия; называть части алгоритма в виде дерева; составлять дерево, показывающее структуру бассейна Волги; со-ставлять дерево твоей родословной | Регулятивные УУД: использовать при выполнения задания различные средства: справочную литературу, ИКТ Познавательные УУД: умение работать со справочной литературой, инструкциями, устройствами, анализ ошибок в программе Коммуникативные УУД: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении задач | Освоение личностного смысла учения, адекватная оценка пользы и вреда от работы за компьютером, умение организовать свое рабочее время, распределить силы | С.35 №28 | 17.10 | |
8 | Дерево деления объектов на подклассы | Работа с простейшими информационными объектами. Особенности обработки информации человеком. Сопоставление текстовой и графической информации | Комбинированный | Фронтальная работа | Дерево деления на подклассы, подкласс данного класса | Знать, что дерево, которое показывает, как объекты одного класса разделить на группы по какому-нибудь признаку, называют деревом деления на подклассы, а выделенную группу объектов – подклассом данного класса. Уметь: рассматривать дерево деления на подклассы; составлять по рисунку дерево структуры бассейна Эгейского моря | Регулятивные УУД: определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку Познавательные УУД: владение технологией решения задач с помощью компьютера, компьютерным моделированием Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события | Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи | С.38 №32 | 24.10 | |
9 | Файловое дерево | Работа с простейшими информационными объектами. Особенности обработки информации человеком. Сопоставление текстовой и графической информации | Комбинированный | Тест | Файлы, папки, имя жёсткого диска – С: | Знать: понятие «файловое дерево»; что файлы имеют имена; файлы можно объ-единить в группу и дать группе имя; имя жесткого диска – С:. Уметь: выбирать верные высказывания; по алгоритму Путешественника восстанавливать дерево файлов и папок на диске С:, составлять алгоритм для Путешественника | С.42 №36 | 07.11 | |
10 | Вспомогательный алгоритм | Предметы и их свойства. Признак, общий для набора предметов. Поиск лишнего предмета | Урок первичного предъявления новых знаний и УУД | Фронтальная работа | Вспомогательный алгоритм | Знать, когда составляют вспомогательный алгоритм. Уметь: выполнять алгоритм; составлять дерево, которое показывает структуру данного рисунка; составлять по рисунку основной и вспомогательный алгоритмы; выполнять циклический алгоритм, записанный в виде блок-схемы | Регулятивные УУД: использовать при выполнения задания различные средства: справочную литературу, ИКТ Познавательные УУД: умение работать со справочной литературой, инструкциями, устройствами, анализ ошибок в программе Коммуникативные УУД: участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом | проявление самоорганизации в учебной деятельности. | С.47 №40 | 14.11 | |
11 | Вспомогательный алгоритм с параметром | Истинные высказывания. Ложные высказывания | Урок применения предметных ЗУН ов и УУД | Индивидуальный опрос | Вспомогательный алгоритм с параметром | Знать, что имя параметра записывается в скобках после имени вспомогательного алгоритма. Уметь: анализировать вспомогательный алгоритм с параметром; выбирать верные высказывания; составлять алгоритм по рисунку; составлять таблицу, в которой каждая запись содержит информацию о количестве звезд | Регулятивные УУД: определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку Познавательные УУД: владение технологией решения задач с помощью компьютера, компьютерным моделированием Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события | Освоение личностного смысла учения | С.49 №44 | 21.11 | |
12 | Исполнитель алгоритмов Художник | Работа с таблицей. Предметы и их свойства. Признак, общий для набора предметов. Поиск лишнего предмета | Урок решения практических и проектных задач | Самостоятельная работа | Прямоугольная система координат, единичные отрезки, координаты точки | Знать, что прямоугольная система координат состоит из двух прямых, которые называются осями; оси пересекаются под прямым углом; оси имеют имена (ось Х и ось Y); точка пересечения называется началом координат. Уметь: откладывать единичный отрезок; записывать координаты точек; находить изображение прямоугольной системы координат; записывать алгоритм создания орнамента; создавать рисунок по образцу, используя вспомогательные алгоритмы; выполнять алгоритм, записанный в виде блок-схемы | Регулятивные УУД: самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать Познавательные УУД: умение работать со справочной литературой, инструкциями, устройствами, анализ ошибок в программе Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события | Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи | С.54 №48 | 28.11 | |
13 | Составление и исполнение алгоритмов Художником | Работа с таблицей. Предметы и их свойства. Признак, общий для набора предметов. Поиск лишнего предмета | Урок решения практических и проектных задач | Фронтальная работа | Прямоугольная система координат, единичные отрезки, координаты точки | Уметь: составлять дерево деления данного класса на подклассы; составлять по рисунку алгоритм для Художника; выполнять задания, используя алгоритм Художника | С. 56 №52 | 05.12 | |
14 | Составление и выполнение алгоритмов с циклом для Художника | Порядок записей в таблице. Предметы и их свойства. Признак, общий для набора предметов | Комбинированный | Фронтальная работа | Прямоугольная система координат, единичные отрезки, координаты точки | Уметь: находить закономерность в координатах точек для каждого рисунка; заполнять пропуски в алгоритме, записанном с помощью блока-схемы и вспомогательного алгоритма; по рисунку составлять циклические алгоритмы украшения; по рисунку и его описанию составлять дерево, которое показывает структуру церкви | Регулятивные УУД: определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку Познавательные УУД: владение технологией решения задач с помощью компьютера, компьютерным моделированием Коммуникативные УУД: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении задач | Проявление самоорганизации в учебной деятельности. | С. 58 №56 | 12.12 | |
15 | Итоговое обобщение по материалу первого полугодия | Работа с простейшими информационными объектами. Особенности обработки информации человеком | Урок обобщения и систематизации знаний | Индивидуальный опрос | | Уметь: анализировать структуру алгоритма в виде дерева; придумывать рисунок и составлять алгоритм для Художника, используя вспомогательные алгоритмы; составлять вспомогательный алгоритм | Регулятивные УУД: самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать Познавательные УУД: сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет) Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события | Оценивание значимости усваиваемого содержания, исходя из личностных ценностей | С. 61 №60 | 19.12 | |
16 | Твои успехи | Сопоставление текстовой и графической информации Порядок записей в таблице. Предметы и их свойства. Поиск лишнего предмета | Контроль-ный урок | Индивидуальный опрос | | Уметь: выполнять алгоритмы; составлять алгоритм упорядочивания рисунков музыкальных инструментов; выбирать верные высказывания | Регулятивные УУД: определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку Познавательные УУД: владение технологией решения задач с помощью компьютера, компьютерным моделированием Коммуникативные УУД: участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом | Проявление самоорганизации в учебной деятельности | С.65-67 №4-7 | 26.12 | |
Компьютер - универсальная машина по обработке информации (10 часов) |
17 | Виды информации. Обработка графической информации. | Алгоритм как пошаговое описание целенаправленной деятельности. Формальный исполнитель алгоритма, система команд исполнителя. Управление формальными исполнителями. Влияние последовательности шагов на результат выполнения алгоритма | Урок первичного предъявления новых знаний и УУД | Фронтальная работа | Графическая, текстовая, численная, звуковая информ; графический, текстовый, звуковой редактор, текстовый процессор | Знать: виды информации по способу получения (зрительная, слуховая, вкусовая, осязательная); виды информации по способу двоич-ного кодирования (графическую, численную, звуко-вую); понятия «графический редактор», «текс-товый редактор», «текстовый проце-сссор», «звуковой редактор», «файл». Уметь: открывать графический редактор Paint; дополнять рисунок файлового дерева с папкой своего класса и личной папкой; личную папку называть своей фамилией; выбирать верные высказывания; исследовать, как работают инстру-менты рисования; составлять алгорит-мы создания рисун-ков в графическом редакторе Paint с помощью инстру-ментов «эллипс», «ластик», «заливка» | Регулятивные УУД: определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку Познавательные УУД: сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет). Коммуникативные УУД: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении задач | Освоение личностного смысла учения, учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи | С.8 №4 | 16.01 | |
18 | Создание рисунков с помощью инструментов в редакторе Paint | Управление формальными исполнителями. Планирование деятельности человека с помощью линейных алгоритмов | Комбинированный | Фронтальная работа | Инструменты рисования | Уметь: строить дерево структуры рисунка; рисовать жука в графическом редакторе Paint с помощью инструментов «эллипс», «ластик», «заливка», «карандаш», «выделение»; копировать рисунок в графическом редакторе | Регулятивные УУД: использовать при выполнения задания различные средства: справочную литературу, ИКТ Познавательные УУД: умение работать со справочной литературой, инструкциями, устройствами, анализ ошибок в программе Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события | Оценивание значимости усваиваемого содержания, исходя из личностных ценностей, проявление самоорганизации в учебной деятельности. | С.10 №8 | 23.01 | |
19 | Копирование фрагмента рисунка в редакторе Paint | Создание и исполнение линейных алгоритмов для формальных исполнителей | Комбинированный | Индивидуальный опрос | Инструменты графического редактора | Уметь: разбивать рисунки на два класса, один из классов разбивать на два подкласса, каждый подкласс обводить синим цветом; создавать рисунок в графическом редакторе Paint, используя готовые элементы; сохранять рисунок; рассматривать окно диалога и отвечать на вопросы | Регулятивные УУД: самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать Познавательные УУД: владение технологией решения задач с помощью компьютера, компьютерным моделированием Коммуникативные УУД: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении задач | Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи | С.12 №12 | 30.01 | |
20 | Вставка рисунков из файла. Перемещение рисунков в редакторе Paint | Управление формальными исполнителями. Создание сложных алгоритмов | Урок применения предметных ЗУН ов и УУД | Самостоятельная работа | Инструменты графического редактора | Знать назначение инструментов графического редактора Paint. Уметь: выбирать верные высказывания; создавать рисунок в графическом редакторе Paint, используя готовые элементы; решать задачу с помощью таблицы | Регулятивные УУД: определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку Познавательные УУД: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её, представлять информацию на основе схем, моделей Коммуникативные УУД: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении задач | Освоение личностного смысла учения | С.15 № 16 | 06.02 | |
21 | Текстовая информация. Обработка текста на компьютере | Запись алгоритмов | Урок применения предметных ЗУН ов и УУД | Фронтальная работа | Текстовый редактор и текстовый процессор, форматирование, абзац | Знать: программы для работы с текстом (текстовый редактор и текстовый процессор); что текст состоит из символов; что компьютер хранит в памяти двоичные коды символов, каждый символ кодируется набором из восьми нулей и единиц; в кодовой таблице 256 символов. Уметь: форматировать текст (выравнивать); заполнять пропуски в дереве | Регулятивные УУД: определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку Познавательные УУД: умение работать со справочной литературой, инструкциями, устройствами, анализ ошибок в программе владение технологией решения задач с помощью компьютера, компьютерным моделированием Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события | Адекватная оценка пользы и вреда от работы за компьютером, умение организовать свое рабочее время, распределить силы | С.19 №20 | 13.02 | |
22 | Редактирование и форматирование текста в ТП MS Word | Определение истинности сложных высказываний, записанных по схеме «...и...», «...или...» | Комбинированный | Фронтальная работа | | Уметь: сохранять текст в текстовом процессоре; рассматривать алгоритм выбора команды сохранения; объяснять, в каких случаях надо использовать команду «Сохранить», а в каких – «Сохранить как»; заполнять пропуски в тексте; открывать файлы в текстовом процессоре ТП MS Word, вставлять пропущенные слова, выделять их красным цветом, сохранять файл в свою личную папку | Регулятивные УУД: самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать Познавательные УУД: умение работать со справочной литературой, инструкциями, устройствами, анализ ошибок в программе Коммуникативные УУД: участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом | Освоение личностного смысла учения | С. 21 №24 | 20.02 | |
23 | Дополнительные возможности текстового процессора | Истинное высказывание. Ложное высказывание. Планирование деятельности человека с помощью алгоритмов | Урок применения предметных ЗУН ов и УУД | Фронтальная работа | Вставка рисунка, художественная надпись, редактирование | Знать: дополнительные возможности текстового проце-сссора (вставка рисунка из файла, создание объекта Word Art); понятие «редактирование» текста; свойства графического объекта (рисунка) в текстовом документе. Уметь: вставлять рисунок из файла; создавать объект Word Art (художественная надпись); редактировать текст с помощью клавиш «Deletе», «BackSpace»; рассматривать фрагмент файлового дерева и выполнять задания; выбирать истинные высказывания; делить элементы класса «Символы» на два подкласса; создавать поздравительную открытку в текстовом процессоре MS Word; выполнять циклический алгоритм, записанный в виде блок-схемы | Регулятивные УУД: использовать при выполнения задания различные средства: справочную литературу, ИКТ Познавательные УУД: владение технологией решения задач с помощью компьютера, компьютерным моделированием Коммуникативные УУД: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении задач | Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи | С.25 №28 | 27.02 | |
24 | Обобщение темы "Обработка информации на компьютере" | Истинное высказывание. Ложное высказывание. Планирование деятельности человека с помощью алгоритмов | Урок обобщения и систематизации предметных ЗУНов, универсальных действий | Индивидуальный опрос | | Знать: дополнительные возможности текстового процессора (вставка рисунка из файла, создание объекта Word Art); понятие «редактирование» текста; свойства графического объекта (рисунка) в текстовом документе. Уметь: вставлять рисунок из файла; создавать объект Word Art (художественная надпись); редактировать текст с помощью клавиш «Deletе», «BackSpace»; рассматривать фрагмент файлово-го дерева и выпол-нять задания; выбирать истинные высказывания; делить элементы класса «Символы» на два подкласса; создавать поздравительную открытку в тексто-вом процессоре MS Word; выполнять циклический алгоритм, записан-ный в виде блок-схемы | Регулятивные УУД: использовать при выполнения задания различные средства: справочную литературу, ИКТ Познавательные УУД: умение работать со справочной литературой, инструкциями, устройствами, анализ ошибок в программе Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события | Освоение личностного смысла учения, адекватная оценка пользы и вреда от работы за компьютером, умение организовать свое рабочее время, распределить силы | С.27 №32 | 06.03 | |
25 | Численная информация. Вычисления на компьютере | Планирование деятельности человека с помощью алгоритмов | Урок применения предметных ЗУН ов и УУД | Самостоятельная работа | Двоичные числа, кодовая таблица, двоичная система счисления | Знать понятия «носитель графической информации», «носитель звуковой информации». Уметь: выполнять алгоритм; анализировать отредактированные тексты; создавать поздравительную открытку в текстовом процессоре MS Word | Регулятивные УУД: использовать при выполнения задания различные средства: справочную литературу, ИКТ Познавательные УУД: владение технологией решения задач с помощью компьютера, компьютерным моделированием Коммуникативные УУД: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении задач | Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи | С.32 №36 | 13.03 | |
26 | Двоичное кодирование чисел | Запись алгоритмов | Комбинированный | Фронтальная работа | Двоичные числа, двоичная система счисления | Знать, что в памя-ти компьютера числа хранятся в виде двоичных ко-дов, которые назы-ваются двоичными числами; для коди-рования чисел используется не кодовая таблица, а набор правил, кото-рый называют «двойная система счисления». Иметь представ-ление о происхож-дении слова «компьютер». Уметь: рассматривать окно программы «Кальку-лятор»; выполнять порядок сложения двух чисел; выби-рать объекты для работы с информа-цией; изучать алго-ритм вычисления значения выражения со скобками с помо-щью программы «Калькулятор»; составлять алгоритм вычисления значе-ний, используя занесение в память промежуточных результатов; нахо-дить в справочном разделе информа-цию о том, какие действия можно вы-полнять над файлам | Регулятивные УУД: самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать Познавательные УУД: владение технологией решения задач с помощью компьютера, компьютерным моделированием Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события | Оценивание значимости усваиваемого содержания, исходя из личностных ценностей | С.33 №40 | 20.03 | |
Объекты и их свойства (8 часов) |
27 | Действия объекта | Планирование деятельности человека с помощью алгоритмов. Способы записи алгоритмов | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний, | Урок применения предметных ЗУН ов и УУД | Действия объекта | Уметь: заполн17ять таблицу двоичных кодов чисел, используя алгоритм; по двоичному коду определять число | Регулятивные УУД: определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку Познавательные УУД: владение технологией решения задач с помощью компьютера, компьютерным моделированием Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события | Освоение личностного смысла учения, адекватная оценка пользы и вреда от работы за компьютером, умение организовать свое рабочее время, распределить силы | С.38 №44 | 10.04 | |
28 | Действия над объектом | Способы записи алгоритмов. Свойства объектов | Урок комплексного применения ЗУН | | Знать понятия «объект», «свойст-ва объекта», «дейс-твия объектов». Уметь: обводить на рисунке объекты одного класса; называть действие, присущее всем объектам на рисунке; давать общее название всем объектам рисунка; определять объект по его действиям; записать действия объекта; работать в программе «Компьютерная Долина» | С. 41 №48 | 17.04 | |
29 | Влияние действий на значение свойства объекта | Массовость алгоритма. Запись алгоритмов. Свойства объектов | Урок применения предметных ЗУН ов и УУД | Фронтальная работа | Объект. Свойства объекта | Знать, что действия могут выполняться не только самим объектом, но и другие объекты могут производить действия над ним. Уметь: соединять рисунки объектов с действиями, которые можно над ними выполнить; работать в программе «Компьютерная Долина»; находить в справочном разделе необходимую информацию | Регулятивные УУД: использовать при выполнения задания различные средства: справочную литературу, ИКТ Познавательные УУД: умение работать со справочной литературой, инструкциями, устройствами, анализ ошибок в программе Коммуникативные УУД: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении задач | Оценивание значимости усваиваемого содержания, исходя из личностных ценностей адекватная оценка пользы и вреда от работы за компьютером, умение организовать свое рабочее время, распределить силы | С.46 №52 | 24.04 | |
30 | Циклические процессы в природе и технике | Запись алгоритмов. Условные алгоритмы: истинные и ложные высказывания | Урок решения практических и проектных задач | Тест | | Знать, что действия объекта или действия над объектом могут изменять значение свойств (размер, форму, цвет, температуру и др.). Уметь: определять, какие свойства ели меняют свое значение в результате ее роста; анализировать отредактированный текст, сравнивать текст до форматирования и текст после форматирования; работать в программе «Компьютерная Долина»; составлять циклический алгоритм, используя данный блок | Познавательные УУД: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её, представлять информацию на основе схем, моделей Коммуникативные УУД: участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом | Освоение личностного смысла учения Регулятивные УУД: самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать | С.49 №56 | 08.05 | |
31 | Использование компьютеров в жизни общества | Запись алгоритмов. Условные алгоритмы: истинные и ложные высказывания | Контрольный урок | Фронтальная работа | | Иметь представление о циклическом процессе. Уметь: работать в программе «Компьютерная Долина»; рисовать схему циклического процесса; находить в справочном разделе необходимую информацию | Познавательные УУД: сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет) Коммуникативные УУД: участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом | учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи Регулятивные УУД: определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку | С.53 №60 | 15.05 | |
32 | Итоговое обобщение по материалу второго полугодия | Компьютерный класс как информационная система коллективного пользования. Формирование бережного отношения к оборудованию компьютерного класса | Урок обобщения и систематизации предметных ЗУНов, универсальных действий | Тест | | Уметь: называть технические средства, которые работают с информацией (графической, текстовой, численной, звуковой); форматировать текст; строить дерево структуры рисунка; составлять для программы «Калькулятор» алгоритм вычисления значения выражения с занесением в память промежуточных результатов; называть носителей информации | Регулятивные УУД: использовать при выполнения задания различные средства: справочную литературу, ИКТ Познавательные УУД: владение технологией решения задач с помощью компьютера, компьютерным моделированием Коммуникативные УУД: участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом | Оценивание значимости усваиваемого содержания, исходя из личностных ценностей | С.56 №64, с.60 №68 | 22.05 | |
33 | Твои успехи | Проверка усвоения материала за 2 полугодие | Контрольный урок | Фронтальная работа Фронтальная работа | | Уметь: определять действия объекта; составлять циклический алгоритм; работать в программе «Компьютерная Долина»; находить в справочном разделе необходимую информацию; соединять объекты с выполняемыми ими действиями | Регулятивные УУД: самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать | Проявление самоорганизации в учебной деятельности. | С.69-71 №6-8 | 29.05 | |
34 | Итоговое обобщение по курсу начальной школы. Настольная игра "Путешествие по Компьютерной долине" | | Урок обобщения и систематизации предметных ЗУНов, универсальных действий | | | Уметь: называть технические средства, которые работают с информацией (графической, текстовой, численной, звуковой); форматировать текст; строить дерево структуры рисунка; составлять для программы «Калькулятор» алгоритм вычисления значения выражения с занесением в память промежуточных результатов; называть носителей информации | Познавательные УУД: владение технологией решения задач с помощью компьютера, компьютерным моделированием Коммуникативные УУД: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении задач | Оценивание значимости усваиваемого содержания, исходя из личностных ценностей, адекватная оценка пользы и вреда от работы за компьютером, умение организовать свое рабочее время, распределить силы | | | |
35 | Резерв | | | | | | | | | | |