Рабочая программа по информатике для 2 класса. УМК "Перспективная начальная школа"
Рабочая программа по информатике для 2 класса. УМК "Перспективная начальная школа"
Полная рабочая программа по информатике для 2 класса по учебнику Бененсон Е.П., Паутова А.Г. для УМК "Перспективная начальная школа" В данной программе имеется пояснительная записка и календарно-тематическое планирование.Соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по информатике для 2 класса. УМК "Перспективная начальная школа" »
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА Р.П.ИМ.В.И.ЛЕНИНА
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «БАРЫШСКИЙ РАЙОН»
УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Утверждаю _________
директор школы Н.Б.Панин
Приказ №171от 30.08.2014
ПО ИНФОРМАТИКЕ
ДЛЯ 2 КЛАССА
уровень базовый
срок реализации 2014-2015 учебный год
Рабочая программа составлена на основе Программы по учебным предметам. Часть 1. 1-4 классы. Информатика.-М: АКАДЕМКНИГА/УЧЕБНИК. 2012
Разработчик программы: Исупова Галина Васильевна
Учитель информатики первой квалификационной категории
Рассмотрена
На заседании МО
учителей информатики
___________/И.Ю. Титова/
Протокол N1 от «___» 08.2014
Согласована
Зам. директора по УВР
__________Пухлова Т.Н.
«____»___________ 2014
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по информатике и ИКТсоставлена на основе федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования (приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. №1312); Федерального компонента государственных образовательных стандартов по предметам БУПа 2004 года (приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. №1089) и авторской программы Бененсон Е.П., Паутовой А.Г. «Информатика и ИКТ» (Программы по учебным предметам. Программы внеурочной деятельности: 1-4 кл. в 2 ч./Сост. Р.Г. Чуракова.- Москва: Академкнига / Учебник, 2012).
При составлении рабочей программы были учтены требования официальных нормативных документов:
Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года №273-Ф;
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России приказом Министерства образования и науки Российской Федерации «17» декабря 2010 г. № 1897);
Приказа Минобрнауки РФ от 17.12.2010 № 1897«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования с изменениями (утверждены приказом Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г № 1241)»;
«СаНПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189;
Распоряжения Министерства образования Ульяновской области № 559-р от 25.02.2013 г. «О введении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в общеобразовательных учреждениях Ульяновской области»
Письма Министерства образования и науки Ульяновской области от07.08.2014г. №73-01/5128 «Об организации образовательного процесса в общеобразовательных организациях Ульяновской области в 2014-2015 учебном году»;
Приказа Управления образования МО «Барышский район» Ульяновской области от 12.08.2014 № 293 «Об организации образовательного процесса в общеобразовательных организациях муниципального образования « Барышский район» в 2014-2015 учебном году».
Устава МОУ СОШ р.п. им .В .И. Ленина МО «Барышский район» Ульяновской области
Приказа МОУ СОШ р.п.им. В. И. Ленина МО« Барышский район» Ульяновской области от 01.09.2014г. №179 «Об организации образовательного процесса в общеобразовательной организации в 2014-2015 учебном году»;
Программы по учебным предметам. Часть 1. 1-4 классы. Информатика. - М: АКАДЕМКНИГА/УЧЕБНИК. 2012 (Стандарты второго поколения).
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования на 2014/2015 учебный год».
Изучение информатики в начальной школе предполагается как использования компьютеров, так и с компьютерной поддержкой. На этом этапе обучения знание возрастной специфики и особенностей развития каждого ребенка более важно, чем тонкости науки информатики. При этом, что очень важно, сам факт преподавания информатики учителями начальных классов можно рассматривать в качестве механизма переноса навыков анализа и создания схем из информатики на другие предметы. В результате изучение информатики в начальной школе оказывает заметное положительное влияние на обучение учеников базовым учебным предметам.
Цель и задачи курса
Целью изучения информатики в начальной школе является формирование первоначальных представлений об информации и ее свойствах, а также формирование навыков работы с информацией (как с применением компьютеров, так и без них).
Обучение информатике направлено на решение следующих задач:
учить школьника искать, отбирать, организовывать и использовать информацию для решения стоящих перед ним задач;
формировать первоначальные навыки планирования целенаправленной деятельности человека, в том числе учебной деятельности;
дать первоначальные представления о компьютере и современных информационных технологиях и сформировать первичные навыки работы на компьютере;
дать представление об этических нормах работы с информацией, об информационной безопасности личности и государства.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Общая характеристика учебного предмета «Информатика и ИКТ» раскрывается через описание основных содержательных линий:
– Информационная картина мира (10 часов).
– Компьютер – универсальная машина по обработке информации (9 часов).
– Алгоритмы и исполнители (14 часов).
– Этические нормы при работе с информацией и информационная безопасность (1 час).
Информационная картина мира
В информационном обществе центр тяжести образовательного процесса перемещается с заучивания фактов и теорий на формирование готовности и умения самостоятельно приобретать новые знания.
Отсюда вытекает первая задача курса информатики и ИКТ: научить обучающихся поиску, отбору, организации и использованию информации для достижения стоящих перед ними целей. Эта задача решается на протяжении всего периода обучения информатике в начальной школе в рамках всех разделов курса.
Обучение начинается с введения во 2 классе следующих понятий:информация, источники информации, поиск, передача, хранение и обработка информации.
Понятие «информация» рассматривается с точки зрения семантической теории информации, то есть с учетом ее содержания и смысла. Обращается внимание на полезность или бесполезность информации для человека с точки зрения решаемых им задач.
Информация понимается как сведения об окружающем мире, как сообщение о происходящих в нем процессах.
При изучении способов работы с информацией (сбор, хранение, передача, обработка, использование) основное внимание уделяется тем информационным процессам, в которых непосредственное участие принимает человек. В этом контексте компьютер рассматривается как машина, обменивающаяся информацией с человеком. Прежде всего, изучаются основные устройства компьютера. Называются устройства, которые принимают информацию (устройства ввода:
клавиатура, мышь, сканер); обрабатывают ее (процессор); хранят (оперативная и внешняя память); передают человеку (устройства вывода: монитор, принтер).
Практические задания выполняются как с использованием компьютера, так и без него. Содержательно эти задания связаны с различными предметами школьного курса и с жизненным опытом учащихся.
Поиск и отбор информации на начальных этапах обучения (2 класс)
базируется в первую очередь на сюжетных рисунках, коротких литературных рассказах, схемах, помещенных непосредственно в учебнике информатики и ИКТ. При наличии оборудования с этой же целью можно использовать компьютерные программы, которые являются частью методического комплекса.
Обработка информации по формальным правилам рассматривается в основном в рамках раздела «Алгоритмы и исполнители». В процессе выполнения алгоритмов (созданных для формальных исполнителей) у обучающихся формируются учебные действия по использованию информации, содержащейся в разработанном другими людьми плане. Составляя такие алгоритмы, обучающиеся учатся самостоятельно формулировать цели и составлять план достижения этих целей на основе
информации о начальном и конечном состоянии исполнителя.
Компьютер – универсальная машина по обработке информации
Повсеместное использование компьютерных технологий в трудовой деятельности ставит перед школой задачу формирования практических навыков использования различных компьютерных технологий. В связи с этим перед курсом информатики в начальной школе ставится задача дать первоначальные представления о компьютере и современных информационных технологиях, а также сформировать первичные навыки работы на компьютере. Эта задача решается в разделе «Компьютер – универсальная машина для обработки информации».
Весь материал разбит на два подраздела: фундаментальные знания о компьютере и практическая работа на компьютере.
Материал, вошедший в подраздел «Фундаментальные знания о компьютере», изучается как при наличии необходимого оборудования, так и при его отсутствии. Материал подраздела «Практическая работа на компьютере» изучается только при наличии необходимого компьютерного оборудования.
К фундаментальным знаниям о компьютере относятся:
– представление о компьютере как универсальной машине для обработки информации;
– название и назначение основных устройств компьютера;
– представление о двоичном кодировании информации;
– представление о программном управлении компьютером;
– представление о профессиях компьютера.
Представление о компьютере как машине для обработки информации и двоичном кодировании текстовой информации и черно-белых рисунков в компьютере формируется во 2 классе параллельно с изучением способов работы с информацией. Сопоставляется хранение информации с использованием и без использования компьютера, обработка информации человеком и компьютером.
Изучению устройства компьютера также отведено время во 2 классе. Часть устройств компьютера (монитор, клавиатура, мышь, принтер, сканер) доступна для наблюдения. Поэтому обсуждение этих устройств и их назначение не представляет трудности. Другие устройства (дисководы, процессор, системная плата) скрыты в корпусе и в силу особенностей конструкции плохо доступны для обозрения. В то же время именно представление об особенностях работы оперативной и внешней дисковой памяти имеют практическое значение для формирования навыков работы на компьютере. Изучение этих устройств, а также формирование на наглядном уровне представления об открытой архитектуре компьютера опирается на схематические рисунки, иллюстрирующие процесс сборки компьютера из отдельных устройств, компьютерную программу, моделирующую процесс сборки компьютера, а также на изготовление макета компьютера из бумаги. В учебнике
имеются заготовки для макета и алгоритм его изготовления. Работа по созданию макета может быть осуществлена на уроках информатики. Однако предпочтительно организовать эту работу на уроках по технологии или в условиях внеурочной деятельности.
Представление о программном управлении компьютером постепенно формируется во 2 и 3 классах. Во 2 классе вводится понятие программы как инструкции по обработке информации
В этот же подраздел учебников 2–4 классов включены гигиенические нормы работы за компьютером.
Для практической работы на компьютере рекомендуется использовать пакет программ, входящий в учебно-методический комплекс
Алгоритмы и исполнители
Успех профессиональной деятельности современного человека в значительной степени базируется на умении ставить цели, находить альтернативные пути достижения целей и выбирать среди них оптимальный. В этой связи ставится вторая задача курса информатики в начальной школе – формировать первоначальные навыки планирования целенаправленной деятельности человека, в том числе учебной деятельности.
Знакомство с приемами планирования деятельности осуществляется в основном в рамках раздела «Алгоритмы и исполнители». Составление и выполнение алгоритмов идет в двух направлениях: планирование деятельности человека и управление формальными исполнителями.
При составлении алгоритмов деятельности человека большое внимание уделяется планированию и организации учебной деятельности обучающихся, что оказывает положительное влияние на формирование полезных общеучебных навыков.
Изучение различных формальных исполнителей решает двоякую задачу.
Во-первых, исполнение алгоритмов, созданных для формальных исполнителей, способствует развитию психической функции принятия внешнего плана. Это имеет первостепенное значение для практического овладения компьютером, так как использование компьютерных информационных технологий связано с формальным исполнением сложных последовательностей технологических действий (при сохранении и открытии электронных документов, при запуске программ и т. д.). Поэтому важно, чтобы на первом этапе овладения компьютерными информационными технологиями обучающийся умел формально выполнять алгоритмы, предложенные учителем.
Во-вторых, самостоятельное составление таких алгоритмов стимулирует активное развитие алгоритмического мышления, что является основой изучения практически всех дисциплин школьного курса.
При наличии необходимого оборудования можно использовать компьютерные программы, которые позволяют, используя систему команд исполнителя, управлять исполнителем в интерактивном режиме. В этом случае параллельно с навыком составления алгоритмов формируются практические навыки работы с клавиатурой и мышью.
Знакомство с приемами планирования деятельности начинается во 2 классе. Вводится понятие алгоритма как плана достижения цели или решения задачи, состоящего из дискретных шагов.
Освоению учебного материала на этом этапе присущи следующие особенности:
– рассматриваются только линейные алгоритмические конструкции;
– перед обучающимися не ставится задача самостоятельно формулировать цель алгоритма – она определена в постановке каждой задачи;
– исходную информацию для выполнения практических заданий по составлению алгоритмов деятельности человека обучающиеся получают из учебника по информатике, наблюдений за деятельностью других людей и из личного практического опыта.
На основе опыта составления алгоритмов, накопленного учеником, обсуждается влияние на результат выполнения алгоритмов как набора инструкций, так и порядка их следования в алгоритме.
Использование циклических алгоритмов позволяет планировать деятельность по проведению естественно-научных экспериментов, что допускает интеграцию курсов «Информатика» и «Окружающий мир».
Этические нормы работы с информацией, информационная безопасность личности
Создание и широкое использование локальных, корпоративных и глобальных компьютерных сетей остро ставит задачу этических норм поведения в сети. Однако обсуждение этих проблем доступно учащимся начальной школы, только если у них есть практический опыт работы в сети.
В рамках этого раздела обсуждаются те аспекты проблемы, которые базируются на личном опыте учащихся, а именно:
– правила поведения в компьютерном классе (2 класс);
К содержанию этого материала следует возвращаться постоянно, добиваясь не только знания этих правил, но и их сознательного выполнения. Важно с первого урока информатики формировать бережное отношение к оборудованию компьютерного класса, осознание ценности как информации коллективного пользования, так и личной информации ученика. Учащиеся должны принять сознательные самоограничения при удалении и изменении файлов.
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
В соответствии с Примерным учебным планом для образовательных учреждений, использующих УМК «Перспективная начальная школа», учебный предмет «Информатика» представлен в предметной области «Математика и информатика», изучается со 2 по 4 класс. Рекомендуемый объем учебного времени на изучение предмета составляет 105 часа.
Программа во 2 классе рассчитана на 35 часа, 1 час в неделю.
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Ценностные ориентиры учебного предмета «Информатика» связаны:
– с развитием логического, алгоритмического и системного мышления, созданием предпосылок формирования компетентности в областях, связанных с информатикой, ориентацией учащихся на формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к окружающим;
– нравственно-этическим поведением и оцениванием, предполагающем, что обучающийся знает и применяет правила поведения в компьютерном классе и этические нормы работы с информацией коллективного пользования и личной информацией; выделяет нравственный аспект поведения при работе с информацией;
– возможностью понимания ценности, значимости информации в современном мире и ее целесообразного использования, роли информационно-коммуникативных технологий в развитии личности и общества.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты
Нравственно-этическое оценивание. Выпускник начальной школы будет знать и применять правила поведения в компьютерном классе и этические нормы работы с информацией коллективного пользования и личной информацией обучающегося.
Ученик сможет выделять нравственный аспект поведения при работе с любой информацией и при использовании компьютерной техники коллективного пользования.
Ученик научится самостоятельно соблюдать правил работы с файлами в корпоративной сети, правила поведения в компьютерном классе, цель которых – сохранение школьного имущества и здоровья одноклассников.
Самоопределение и смыслообразование. Ученик сможет находить ответы на вопросы: «Какой смысл имеет для меня учение? Какой смысл имеет использование современных информационных технологий в процессе обучения в школе и в условиях самообразования?». У него будет сформировано отношение к компьютеру как к инструменту, позволяющему учиться самостоятельно.
Выпускник начальной школы получит представление о месте информационных технологий в современном обществе, профессиональном использование информационных технологий, осознает их практическую значимость.
Метапредметные результаты образовательной деятельности
В процессе изучения курса информатики и ИКТ формируются РЕГУЛЯТИВНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ (планирование и целеполагание, контроль и коррекция, оценивание).
Планирование и целеполагание. У выпускника начальной школы будут сформированы умения:
– ставить учебные цели;
– использовать внешний план для решения поставленной задачи;
– планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Контроль и коррекция.У учеников будут сформированы умения:
– осуществлять итоговый и пошаговый контроль выполнения учебного задания по переходу информационной обучающей среды из начального состояния в конечное;
– сличать результат действий с эталоном (целью);
– вносить коррективы в действия в случае расхождения результата решения задачи с ранее поставленной целью.
Оценивание. Ученик будет уметь оценивать результат своей работы с помощью тестовых компьютерных программ, а также самостоятельно определять пробелы в усвоении материала курса с помощью специальных заданий учебника.
К окончанию начальной школы в процессе изучения курса информатики и ИКТ у ученика будет сформирован ряд ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ.
Общеучебные универсальные действия:
– поиск и выделение необходимой информации в справочном разделе учебников, интернет-сайтов с указанием источников информации, в том числе адресов сайтов, в гипертекстовых документах, входящих в состав методического комплекта, а также в других источниках информации;
– составление знаково-символических моделей (в теме «Кодирование информации»), пространственно-графических моделей реальных объектов (в темах «Устройство компьютера», «Алгоритмы и исполнители»);
– использование готовых графических моделей процессов для решения задач;
– составление и использование для решения задач табличных моделей (для записи условия и решения логической задачи, описания группы объектов живой и неживой природы и объектов, созданных человеком и т. д.);
– использование опорных конспектов правил работы с незнакомыми компьютерными программами;
– одновременный анализ нескольких разнородных информационных объектов (рисунок, текст, таблица, схема) в целях выделения информации, необходимой для решения учебной задачи;
– выбор наиболее эффективных способов решения учебной задачи в зависимости от конкретных условий (составление алгоритмов формальных исполнителей);
– постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого характера: создание различных информационных объектов с использованием офисных компьютерных программ,
– анализ объектов в целях выделения признаков с обозначением имени и значения свойства объектов (темы «Объекты и их свойства», «Действия объектов»);
– выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов (решение заданий типа «Продолжи последовательность...», темы «Классы объектов», «Таблицы», «Порядок записей в таблице», «Организация информации в виде дерева», «Дерево деления на подклассы», «Циклические алгоритмы» – задания на создание алгоритмов упорядочивания объектов);
– синтез как составление целого из частей (темы «Устройство компьютера», компьютерные программы «Сборка компьютера Малыш», «Художник». Создание информационных объектов на компьютере с использованием готовых файлов с рисунками и текстами, а также с добавлением недостающих по замыслу ученика элементов);
– построение логической цепи рассуждений.
По окончании изучения курса «Информатика и ИКТ» выпускник научится:
– осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий в учебниках, энциклопедиях, справочниках, в том числе гипертекстовых;
– осуществлять сбор информации с помощью наблюдения, опроса, эксперимента и фиксировать собранную информацию, организуя ее в виде списков, таблиц, деревьев;
– использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, для решения задач;
– основам смыслового чтения с выделением информации, необходимой для решения учебной задачи из текстов, таблиц, схем;
– осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
– выбирать основания и критерии для сравнения, сериации, классификации объектов;
– устанавливать аналогии;
– строить логическую цепь рассуждений;
– осуществлять подведение под понятия, на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
– обобщать, то есть осуществлять выделение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
– осуществлять синтез как составление целого из частей.
Выпускник получит возможность научиться:
– осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач;
– осознанно владеть общими приемами решения задач;
– формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Предметные результаты изучения курса «Информатика» представлены в разделе «Содержание курса».
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ ПО ПРЕДМЕТУ «ИНФОРМАТИКА» К КОНЦУ 1-ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ(конец 2-го класса)
Обучающиеся должны иметь представление:
о понятии «информация»;
о многообразии источников информации;
о том, как человек воспринимает информацию;
о компьютере, как об универсальной машине, предназначенной для обработки информации;
о названии и назначении основных устройств персонального компьютера (процессор, монитор, клавиатура, мышь, память);
о том, что компьютер обрабатывает информацию по правилам, которые определили люди, а компьютерная программа — набор таких правил;
об алгоритме как последовательности дискретных шагов, направленных на достижение цели;
об истинных и ложных высказываниях;
о том, что информация в памяти компьютера хранится в виде набора нулей и единиц.
Обучающиеся научатся:
• исполнять правила поведения в компьютерном классе;
приводить примеры источников информации;
приводить примеры работы с информацией;
приводить примеры технических устройств, предназначенных для работы с информацией (телефон, телевизор, радио, компьютер, магнитофон);
приводить примеры полезной и бесполезной информации;
запускать программы с рабочего стола (при наличии оборудования);
выбирать нужные пункты меню с помощью мыши (при наличии оборудования);
пользоваться клавишами со стрелками, клавишей Еп1ег, вводить с клавиатуры числа (при наличии оборудования);
с помощью учителя составлять и исполнять линейные алгоритмы для знакомых формальных исполнителей;
с помощью учителя ставить учебные задачи и создавать линейные алгоритмы решения поставленных задач.
Обучающие получат возможность научиться:
составлять и исполнять линейные алгоритмы для знакомых формальных исполнителей;
ставить учебные задачи и создавать линейные алгоритмы решения поставленных задач;
определять истинность простого высказывания, записанного повествовательным предложением русского языка.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
выбора из текстов и рисунков информации, нужной для достижения поставленной цели;
планирования бытовой и учебной деятельности;
безопасной работы на компьютере.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ПЕРЕЧЕНЬ СРЕДСТВ ИКТ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Аппаратные средства
• Компьютер - универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности: видеоизображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др.
• Проектор, подсоединяемый к компьютеру, видеомагнитофону, микроскопу и т. п.; технологический элемент новой грамотности радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений.
• Принтер - позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер. В некоторых ситуациях очень желательно использование бумаги и изображения большого формата,
• Телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети -дает доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяет вести переписку с другими школами.
• Устройства вывода звуковой информации - наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, громкоговорители с оконечным усилителем для озвучивания всего класса.
• Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами - клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначения). Особую роль специальные модификации этих устройств играют для учащихся с проблемами двигательного характера, например, с ДЦП.
• Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера; цифровой микроскоп; аудио и видео магнитофон - дают возможность непосредственно включать в учебный процесс информационные образы окружающего мира. В комплект с наушниками часто входит индивидуальный микрофон для ввода речи учащегося.
• Управляемые компьютером устройства дают возможность учащимся освоить простейшие принципы и технологии автоматического управления (обратная связь и т. д.), одновременно с другими базовыми понятиями информатики.
Программные средства
Операционная система.
Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
Антивирусная программа.
Программа-архиватор.
Клавиатурный тренажер.
Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.
Звуковой редактор.
Простая система управления базами данных.
Простая геоинформационная система.
Система автоматизированного проектирования.
Программа-переводчик.
Система оптического распознавания текста.
Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).
Система программирования.
Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).
Браузер (входит в состав операционных систем или др.).
Программа интерактивного общения
Простой редактор Web-страниц (при наличии оборудования);
• составлять и исполнять линейные алгоритмы для знакомых формальных исполнителей;
• с помощью учителя ставить учебные задачи и создавать линейные алгоритмы решения поставленных задач:
• определять истинность простого высказывания, записанного повествовательным предложением русского языка.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• выбора текстов и рисунков информации, нужной для достижения поставленной цели;
• планирование бытовой и учебной деятельности;
• безопасность работы на компьютере;
• работы с простыми обучающими и развивающими компьютерными программами.
Программу обеспечивают:
Бененсон Е.П., Паутова А.Г. Информатика. 2 класс: Учебник. В 2 ч. — М.: Академкнига/Учебник, 2012.
Паутова А.Г. Информатика. 2 класс: Комплект компьютерных программ. Методическое пособие + СD. — М.: Академкнига/Учебник, 2010.
Календарно-тематическое планирование во 2 классе по учебнику Е.П.Бененсон
№
п/п
Тема урока
Решаемые проблемы
Технологии
Основные виды учебной деятельности обучающихся
Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)
Д,з
Дата
Понятия
Предметные результаты
Метапредметные
Личностные результаты
план
Факт
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
Информационнаякартина мира (10 часов)
1
Информация, источники информации.
Выяснить, происхождение слова «информатика»
1*
Ф*
И*
П*
Информатика, информация, источники информации
Знать структуру построения учебника «Информатика»; обозначение условных знаков – помощников в учебнике, знать значение слова информатика, понятие «информация», ее источники.
Уметь получать информацию, быть источником информации. Уметь получать информацию, быть источником информации.
логические УД: анализ объектов с целью выделения признаков;
регулятивные УУД: планирование и целеполагание;
коммуникативные УУД: взаимодействие, учет позиции собеседника.
з.31-35
Черный ящик.
з.34
8
Еще раз о том, что такое информация
Обобщить и повторить материал первой четверти.
4*5*
И*
Ф*
Г*
Информация,
Обработка, отбор, поиск, черный ящик
Знать особенности обработки информации человеком, познакомить с понятием «черный ящик»
Уметь обрабатывать информацию самим человеком и с помощью компьютера.
Познавательные УУД: смысловое чтение;
логические УД: анализ объектов с целью выделения признаков; установление причинно- следственных связей;
регулятивные УУД: планирование и целеполагание;
коммуникативные УУД: взаимодействие, учет позиции собеседника.
Самоопределение и смыслообразование.
з.36-40
Черный ящик.
з.39
9
Действия с информацией.
Повторить материал первой четверти.
Познакомить с принципом кодирования цветных рисунков.
5*
И*
Ф*
Передача, хранение, сбор, обработка информации
Знать понятие: двоичное кодирование информации, его принцип (кодирования цветных рисунков)
Уметь обрабатывать и отбирать информацию в зависимости от решаемой задачи.
Правила поведения работы с компьютером, самоопределение и смыслообразо-вание
з.41-45
Двойное кодирование.
з.44
10
Информационная картина мира.
Контрольный урок.
8*
И*
Ф*
Источники информации, код, действия с информацией
Знать источники информации, определять полезную и бесполезную информацию.
Уметь работать с информацией, обрабатывать и кодировать ее. Уметь восприни-мать информацию с помощью органов чувств, передачи, получения, сбора и хранения информации. Уметь обрабатывать информацию с помощью компьютера.
Познавательные УУД: смысловое чтение;
логические УД: анализ объектов с целью выделения признаков; установление причинно- следственных связей;
регулятивные УУД: планирование и целеполагание;
коммуникативные УУД: взаимодействие, учет позиции собеседника.
Самоопределение и смыслообра-зование.
Твои успехи
Компьютер – универсальная машина для обработки информации (9 часов)
11
Системная плата, процессор.
Познакомить с модульным принципом построения компьютера, назначением системной платы и процессора.
логические УД: анализ объектов с целью выделения признаков; установление причинно- следственных связей;
регулятивные УУД: планирование и целеполагание.
Самоопределение, смыслообразование.
з.33-36
29
Составление алгоритмов, их запись в словесной форме.
Выяснить, где можно брать информацию для составления алгоритма (рисунок, текст)
4*
И*
Ф*
Формы записи алгоритмов, виды информации
Знать необходимую информацию для составления алгоритмов.
Уметь разрабатывать алгоритмы, записанные в словесной форме. Использовать для составления алгоритмов разнообразной информации, в том числе и графической.
Познавательные УУД: смысловое чтение;
логические УД: анализ объектов с целью выделения признаков; установление причинно- следственных связей;
регулятивные УУД: планирование и целеполагание;
коммуникативные УУД: взаимодействие, учет позиции собеседника
Самоопределение, смыслообразование.
з.37-40
30
Исполнитель алгоритмов Перемещайка.
Познакомить с новым формальным исполнителем алгоритмов – Перемещайкой и его СКИ.
2*
И*
Ф*
Исполнитель Перемещайка, объект
Знать нового формального исполнителя алгоритмов - Перемещайку и его систему команд.
Уметь фиксировать результаты выполнения шагов алгоритма.
Уметь восстанавливать алгоритмы по результатам выполнения его шагов.
Уметь планировать учебную деятельность.
Познавательные УУД: смысловое чтение;
логические УД: анализ объектов с целью выделения признаков; установление причинно- следственных связей;
регулятивные УУД: планирование и целеполагание;
коммуникативные УУД: взаимодействие, учет позиции собеседника
Самоопределение, смыслообразование.
з.41-44
31
Составление алгоритмов
Убедиться, что набор и послед-сть команд в алг. для Перемещайки зависят только от нач. и требуемого кон. расположения объекта.
4*
И*
Г*
Истинное и ложное высказывания, неравенство, разработка алгоритмов
Знать и видеть истинные и ложные высказывания в верных и неверных равенствах и неравенствах.
Уметь анализировать текстовую информацию и выбирать из текста информацию, нужную для создания алгоритма.
Познавательные УУД: смысловое чтение;
логические УД: анализ объектов с целью выделения признаков; установление причинно- следственных связей;
регулятивные УУД: планирование и целеполагание.
з.45-48
32
Алгоритмы Перемещайки.
Выяснить, как разрабатывать алгоритмы для Перемещайки.
3*
Ф*
Г*
Истинное и ложное высказывания, неравенство, разработка алгоритмов
Знать и видеть истинные и ложные высказывания в верных и неверных равенствах и неравенствах.
Уметь разрабатывать алгоритмы для Перемещайки.
Уметь видеть истинные и ложные высказывания в верных и неверных равенствах и неравенствах.
Познавательные УУД: смысловое чтение;
логические УД: анализ объектов с целью выделения признаков; установление причинно- следственных связей;
регулятивные УУД: планирование и целеполагание;
коммуникативные УУД: взаимодействие, учет позиции собеседника
Самоопределение, смыслообразование.
з.49-52
33
Массовость алгоритмов.
Обсудить свойство массовости алгоритма. Выяснить, какие из выполняемых ранее алгоритмов обладали этим свойством.
2*
Ф*
И*
РП*
Свойство массовости алгоритма, компьютерная программа
Знать понятия «массового алгоритма», «компьютерная программа»