Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Озимовская средняя общеобразовательная школа»
Поспелихинского района Алтайского края
«Принято»: руководитель ШМО: _____________Соколова Е.В. Протокол № 4 от «25»августа 2014 г. | «Утверждаю»: Директор школы: _________Белоусова И.П. Приказ № 94-О от «30» августа 2014 г. |
-
Рабочая программа
по предмету «Информатика и ИКТ»,
для 3 класса
начальное общее образование,
базовый уровень
на 2014 - 2015 учебный год
Рабочая программа составлена на основе авторской программы Е.П. Бенненсон,
А. Г. Паутова Программа по информатике и ИКТ. М.: Академкнига\Учебник, 2011г. Проект «Перспективная начальная школа»;
Составитель:
Стецура Анна Валериевна учитель информатики,
II кв.категория.
ст. Озимая 2014 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Информатика и ИКТ» составлена в соответствии с требованиями:
концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России А.М. Кондаков, В.А. Тишков, М.: 2011, планируемых результатов начального общего образования;
примерной программы начального общего образования и авторской программы по информатике Р.Г.Чураковой , А.Л. Чекина- «Программы по учебным предметам», М.: Академкнига\Учебник, 2011г. Проект «Перспективная начальная школа»;
ФБУП (утверждён09.03. 2004г. № 1312 с изменениями от 20.08.2008г. №241, от 30.08.2010 г. № 889, от03.06.2011 г. №1994, от 01.02.2012 г. №74);
календарным учебным графиком работы школы на 2014-2015 учебный год (утверждён приказом от 26.08.2014 г. № 92-о), учебным планом школы на 2014-2015 учебный год (утверждён приказом №91-о от 26.08.2014 г.);
Федеральным перечнем учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2014-2015 учебный год (утверждён приказом Минобрнауки РФ от 31.03.2014г. № 253);
расписанием уроков на 2014-2015 учебный год (утверждено приказом от 26.08.2014 г. № 93-о).
УМК:
Бененсон Е.П., Паутова А.Г. Информатика и ИКТ 2 класс: Учебник. В 2 ч. — М.: Академкнига/Учебник, 2010.
Программа по информатике и ИКТ. Е.П. Бенненсон, А. Г. Паутова. М.: Академкнига\Учебник, 2011г. Проект «Перспективная начальная школа»;
Цель и задачи курса
Изучение информатики и ИКТ в начальной школе направлено на достижение следующей цели:
Основные задачи курса:
Научить обучающихся искать, отбирать, организовывать и использовать информацию для решения стоящих перед ними задач;
Сформировать первоначальные навыки планирования целенаправленной учебной деятельности;
Дать первоначальные представления о компьютере и современных информационных технологиях и сформировать первичные навыки работы на компьютере;
Дать представление об этических нормах работы с информацией, информационной безопасности личности и государства.
Обучение ведется в рамках школьного компонента 35 часов в год (1 час в неделю, 35 учебных недель).
Рабочая программа соответствует авторской программе следующим образом:
№ | Разделы, темы | Количество часов |
По авторской программе | По рабочей программе |
1 | Информационная картина мира. | 9 | 9 |
2 | Компьютер – универсальная машина для обработки информации. | 3 | 3 |
3 | Алгоритмы и исполнители | 11 | 11 |
4 | Объекты и их свойства | 10 | 9 |
5 | Этические нормы при работе с информацией и информационная безопасность. | 1 | 1 |
| ВСЕГО: | 34 | 33 |
Расхождение с авторской программой составляет 1 час, 2,8%, так как авторская программа рассчитана на 34 учебных часа, а рабочая программа – на 33 учебных часа согласно календарного плана – графика работы школы и расписания.
Сроки реализации рабочей программы 2014 – 2015 учебный год.
Формы организации учебного процесса:
На первой ступени школьного обучения в ходе освоения предметного содержания обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные УУД
Правила поведения в компьютерном классе и этические нормы работы с информацией коллективного пользования и личной информацией обучающегося. Формирование умений соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, выделять нравственный аспект поведения при работе с любой информацией и при использовании компьютерной техники коллективного пользования.
Нравственно-этическое оценивание
Усвоение основного содержания разделов «Этические нормы работы с информацией, информационная безопасность личности», создание различных информационных объектов с помощью компьютера. Соблюдение правил работы с файлами в корпоративной сети, правил поведения в компьютерном классе, цель которых – сохранение школьного имущества и здоровья одноклассников.
Самоопределение и смыслообразование
Формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, умения находить ответы на вопросы: «Какой смысл имеет для меня учение?» Использование в курсе «Информатика специальных обучающих программ, формирующих отношение к компьютеру как к инструменту, позволяющему учиться самостоятельно.
Система заданий, иллюстрирующих место информационных технологий в современном обществе, профессиональное использование информационных технологий, способствующих осознанию их практической значимости.
Метапредметные
Регулятивные УУД
Система заданий, целью которых является формирование у обучающихся умений ставить учебные цели; использовать внешний план для решения поставленной задачи; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; осуществлять итоговый и пошаговый контроль; сличать результат с эталоном (целью); вносить коррективы в действия в случае расхождения результата решения задачи с ранее поставленной целью.
Планирование и целеполагание
Система заданий, непосредственно связанных с определением последовательности действий при решении задачи или достижении цели, с формированием самостоятельного целеполагания, анализом нескольких разнородных информационных объектов с целью выделения необходимой информации.
Контроль и коррекция
Система заданий типа «Составь алгоритм и выполни его» как создание информационной среды для составления плана действий формальных исполнителей алгоритмов по переходу из начального состояния в конечное. Сличение способов действия и его результата. Внесение исправлений в алгоритм в случае обнаружения отклонений способа действия и его результата от заданного эталона. Создание информационных объектов как самостоятельное планирование работы на компьютере, сравнение созданных на компьютере информационных объектов с эталоном, внесение изменений в случае необходимости.
Оценивание
Система заданий из раздела «Твои успехи», а также все задания, для самостоятельного выполнения которых необходимо использовать материал, изученный за полугодие.
Познавательные УУД
Общеучебные универсальные действия
Поиск и выделение необходимой информации в справочном разделе учебников (выдержки из справочников, энциклопедий, Интернет-сайтов с указанием источников информации, в том числе адресов сайтов), в гипертекстовых документах, входящих в состав методического комплекта, а также в других источниках информации;
Знаково - символическое моделирование:
составление знаково - символических моделей, пространственно-графических моделей реальных объектов;
использование готовых графических моделей процессов для решения задач;
табличные модели;
опорные конспекты – знаково - символические модели.
* Смысловое чтение:
анализ коротких литературных текстов и графических объектов, отбор необходимой текстовой и графической информации;
работа с различными справочными информационными источниками.
Постановка и формулировка проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности для решения проблем творческого характера: создание различных информационных объектов с использованием офисных компьютерных программ, поздравительных открыток, презентаций, конструирование роботов.
Логические универсальные действия
Анализ объектов с целью выделения признаков: выполнение заданий, связанных с развитием смыслового чтения.
Выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов: решение заданий на создание алгоритмов упорядочивания объектов.
Синтез как составление целого из частей в виде схемы, в форме объёмного макета из бумаги, с помощью компьютерной программы.
Составление алгоритмов исполнителя «Художник», цель которых – собрать архитектурные сооружения русской деревянной архитектуры из конструктивных элементов.
Создание информационных объектов на компьютере с использованием готовых файлов с рисунками и текстами, а также с добавлением недостающих по замыслу ученика элементов.
Построение логической цепи рассуждений:
Коммуникативные УУД
Выполнение практических заданий, предполагающих работу в парах, лабораторных работ, предполагающих групповую работу.
Деятельность обучающихся в условиях внеурочных мероприятий.
Планируемые результаты изучения курса
К концу обучения в начальной школе будет обеспечена готовность обучающихся к продолжению образования, достигнут необходимый уровень их развития.
Выпускник научится:
Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий в учебниках, энциклопедиях, справочниках, в том числе гипертекстовых;
Осуществлять сбор информации с помощью наблюдения, опроса, эксперимента и фиксировать собранную информацию, организуя её в виде списков, таблиц, деревьев;
Использовать знаково - символические средства, в том числе модели и схемы, для решения задач;
Основам смыслового чтения с выделением информации, необходимой для решения учебной задачи из текстов, таблиц, схем;
Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
Выбирать основания и критерии для сравнения, сериации, классификации объектов;
Устанавливать аналогии;
Строить логическую цепь рассуждений;
Осуществлять подведение под понятия, на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
Обобщать, то есть осуществлять выделение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
Осуществлять синтез как составление целого из частей.
Выпускник получит возможность научиться:
Осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач;
Осознанно владеть общими приёмами решения задач;
Формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Материально – техническое обеспечение образовательного процесса:
интерактивная доска;
компьютер;
ноутбук;
мультимедиа;
экран.
Ценностные ориентиры учебного предмета Информатика и ИКТ связаны:
— с развитием логического, алгоритмического и системного мышления, созданием предпосылок формирования компетентности в областях, связанных с информатикой, ориентацией учащихся на формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к
окружающим;
— с нравственно-этическим поведением и оцениванием, предполагающем, что обучающийся знает и применяет правила поведения в компьютерном классе и этические нормы работы с информацией коллективного пользования и личной информацией; выделяет нравственный аспект поведения при работе с информацией;
— с возможностью понимания ценности, значимости информации
в современном мире и ее целесообразного использования, роли информационно-коммуникативных технологий в развитии личности и общества.
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Озимовская средняя общеобразовательная школа»
Поспелихинского района Алтайского края
«Согласовано» Заместитель директора по УВР _______Т.А. Золотухина Протокол № 4 от «25» августа 2014 г. |
Календарно-тематическое планирование
по предмету «Информатика и ИКТ»
для 3 класса
на 2014-2015 учебный год
Количество часов 35 в год, 1 час в неделю.
Планирование составлено на основе рабочей программы по предмету «Информатика и ИКТ» для 3 класса учителя Стецура Анны Валериевны
Рабочая программа утверждена приказом от «30» августа 2014 г. № 94-0
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№/№ | Тема урока | | Виды неурочной деятельности | Дата проведения План Факт | |
Количество часов | |
Информационная картина мира (9 ч.) | |
1 | Информация (что мы о ней знаем). | 1 | Поиск информации | 01.09 | | |
2 | Компьютер (что мы о нем знаем). | 1 | Путешествие (н.д.) | 08.09 | | |
3-4 | Объекты и их свойства. Список. | 2 | Отбор информации | 15.09 22.09 | | |
5 | Порядок элементов в списке. | 1 | Сбор информации | 29.09 | | |
6 | Упорядоченные списки. | 1 | Сбор информации | 06.10 | | |
7 | Многоуровневые списки. | 1 | Создание таблиц | 13.10 | | |
8-9 | Простые и многоуровневые списки. | 2 | Создание таблиц | 20.10 27.10 | | |
Компьютер – универсальная машина для обработки информации (3 ч.) | |
10 | Классы объектов. | 1 | Создание информационных объектов | 10.11 | | |
11-12 | Таблицы. | 2 | Прохождение мини - тестов | 17.11 24.11 | | |
Алгоритмы и исполнители (11ч.) | |
13 | Порядок записей в таблице. | 1 | Создание алгоритмов | 01.12 | | |
14 | Поиск информации в таблице. | 1 | Создание алгоритмов | 08.12 | | |
15 | Итоговое обобщение по теме «Списки и таблицы» | 1 | Экскурсия (н.д.) | 15.12 | | |
16 | «Твои успехи» | 1 | Составление алгоритмов | 22.12 | | |
17 | Алгоритмы. Что ты о них знаешь? | 1 | Прохождение мини - тестов | 12.01 | | |
18 | Исполнители алгоритмов Считайка. Имя и значение переменной. | 1 | Выполнение лабораторной работы | 19.01 | | |
19 | Имя и значение переменной | 1 | Составление алгоритмов формальных исполнителей | 26.01 | | |
20 | Блок - схема алгоритма. Ветвление. | 1 | Составление алгоритмов | 02.02 | | |
21 | Выполнение и составление алгоритмов, содержащих ветвление. | 1 | Выполнение лабораторной работы | 09.02 | | |
22 | Простые и сложные высказывания. | 1 | Определение истинности и ложности высказываний | 16.02 | | |
23 | Составление и выполнение алгоритмов с ветвлением. | 1 | Составление алгоритмов | 02.03 | | |
Объекты и их свойства (9 ч.) | |
24 | Составление и выполнение алгоритмов с ветвлением. | 1 | Игра (н.д.) | 16.03 | | |
25 | Исполнитель алгоритмов Чертежник. Команды с параметрами. | 1 | Выполнение алгоритмов | 30.03 | | |
26 | Составление и выполнение алгоритмов Чертежника. | 1 | Составление и выполнение алгоритмов | 06.04 | | |
27 | Повторение материалов III четверти. | 1 | Прохождение мини - тестов | 13.04 | | |
28 | Исполнитель алгоритмов Пожарный. | 1 | Выполнение алгоритмов | 20.04 | | |
29 | Свойства объектов «Пожарный» и «Пожар» | 1 | Поиск объекта по описанию | 27.04 | | |
30 | Алгоритм с ветвлением для исполнителя Пожарный. | 1 | Составление и выполнение алгоритмов | 04.05 | | |
31 | Метод последовательной детализации. | 1 | Использование объектной структуры | 11.05 | | |
32 | Простые и сложные условия в алгоритмах. | 1 | Использование объектной структуры | 18.05 | | |
Этические нормы при работе с информацией и информационная безопасность (1 ч.) | |
33 | Итоговое повторение и обобщение. | 1 | Составление списка использованных программ | 25.05 | | |
| Всего уроков: | 33 | | | | |