Рабочая программа по информатике для 10-11 классов (Н.В. Макарова)
Рабочая программа по информатике для 10-11 классов (Н.В. Макарова)
Рабочая программа по Информатике и ИКТ для 10-11 классов разработана на основе следующих документов:
Федерального компонента государственных образовательных стандартов общего образования(ФГКОС-2004).
Приказа Департамента образования, культуры и молодежной политики Белгородской области № 819 от 23 марта 2010 года
«Об утверждении положения учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)
Примерной программы (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям (базовый уровень) опубликованной в сборнике программ для общеобразовательных учреждений («Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы» -2-е издание, исправленное и дополненное. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005). Программа построена так, что может использоваться как учениками, изучавшими информатику в начальной школе, так и служить «точкой входа» в предмет для школьников, приступающих к ее изучению впервые.
Положения о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Великомихайловская средняя общеобразовательная школа», принятого на заседании педагогического совета МБОУ «Великомихайловская СОШ» протокол № 11 от 07.06.2014 г., утвержденного приказом директора муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Великомихайловская СОШ» за № 75 от 10.06.2014 г.
Учебного плана МБОУ «Великомихайловская СОШ Новооскольского района Белгородской области» на2014-2015 учебный год.
Календарного учебного графика МБОУ «Великомихайловская СОШ Новооскольского района Белгородской области» на 2014-2015 учебный год.
«Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий» Ф.З. «Об образовании» в РФ № 273-ФЗ от 29.12.2012 г.
Приказом Мин.обр.науки РФ №2 от 09.01.2014 г. «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, образовательных технологий при реализации образовательных программ»
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по информатике для 10-11 классов (Н.В. Макарова) »
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Великомихайловская СОШ Новооскольского района Белгородской области"
"Согласовано"
Руководитель межшкольного
методического объединения
учителей естественно-
математического цикла
_____________Ерошенко И.В.
Протокол № 6
от «20» июня 2014 г.
"Согласовано"
Заместитель директора МБОУ
"Великомихайловская СОШ
Новооскольского района Белгородской области"
______________ Ткаченко Н.И.
«23» июня 2014 г.
"УТВЕРЖДАЮ"
Директор МБОУ
"Великомихайловская СОШ
Новооскольского района
Белгородской области"
_______________ Прядченко Л.А.
Приказ № 79/2 от
«23» июня 2014 г.
Рабочая программа
по информатике и ИКТ
для 10-11 класса
(базовый уровень)
учитель высшей квалификационной категории
Ерошенко Игорь Викторович
2014-2015 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по Информатике и ИКТ для 10-11 классов разработана на основе следующих документов:
Федерального компонента государственных образовательных стандартов общего образования(ФГКОС-2004).
Приказа Департамента образования, культуры и молодежной политики Белгородской области № 819 от 23 марта 2010 года
«Об утверждении положения орабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) общеобразовательного учреждения»
Примерной программы (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям (базовый уровень) опубликованной в сборнике программ для общеобразовательных учреждений («Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы» -2-е издание, исправленное и дополненное. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005).Программа построена так, что может использоваться как учениками, изучавшими информатику в начальной школе, так и служить «точкой входа» в предмет для школьников, приступающих к ее изучению впервые.
Положения о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Великомихайловская средняя общеобразовательная школа», принятого на заседании педагогического совета МБОУ «Великомихайловская СОШ» протокол № 11 от 07.06.2014 г., утвержденного приказом директора муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Великомихайловская СОШ» за № 75 от 10.06.2014 г.
Учебного плана МБОУ «Великомихайловская СОШ Новооскольского района Белгородской области» на2014-2015 учебный год.
Календарного учебного графика МБОУ «Великомихайловская СОШ Новооскольского района Белгородской области» на 2014-2015 учебный год.
«Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий» Ф.З. «Об образовании» в РФ № 273-ФЗ от 29.12.2012 г.
Приказом Мин.обр.науки РФ №2 от 09.01.2014 г. «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, образовательных технологий при реализации образовательных программ»
Цели и задачи данной программы обучения в области формирования системы знаний, умений в соответствии с государственными стандартами общего образования, федеральными государственными образовательными стандартами с учетом особенностей школы
Цели, обозначенные в федеральном компоненте Государственного стандарта по учебному предмету «Информатика и ИКТ» для учащихся старшей школы:
Формирование основ научного мировоззрения. Роль информации как одного из основополагающих понятий: вещества, энергии, информации, на основе которых строится современная научная картина мира; понимание единства информационных принципов строения и функционирования самоуправляемых систем различной природы, роли новых информационных технологий в развитии общества, изменении содержания и характера деятельности человека.
Развитие мышления школьников. В современной психологии отмечается значительное влияние изучения информатики и использования компьютеров в обучении на развитие у школьников теоретического, творческого мышления, направленного на выбор оптимальных решений. Развитие у школьников логического мышления, творческого потенциала, модульно-рефлексивного стиля мышления, используя компьютерный инструментарий в процессе обучения.
Подготовка школьников к практической деятельности, труду, продолжению образования. Реализация этой задачи связана сейчас с ведущей ролью обучения информатике в формировании компьютерной грамотности и информационной культуры школьников, навыков использования НИТ. Основная задача курса по предмету «Информатика и ИКТ» развитие умения проводить анализ действительности для построения информационной модели и изображать ее с помощью какого-либо системно-информационного языка.
Рабочая программа составлена с учетом следующего УМК
Учебно-методический комплект для учителя:
Информатика и ИКТ. Учебник 10 класс /Под редакцией проф. Н.В. Макаровой – СПб.: Питер, 2008.
Информатика и ИКТ. Учебник 11 класс /Под редакцией проф. Н.В. Макаровой – СПб.: Питер, 2008.
Информатика и ИКТ. Практикум 10-11 класс /под ред. проф. Н.В. Макаровой. – СПб.: Питер, 2008
Информатика и ИКТ: Методическое пособие для учителей. Часть 1, Информационная картина мира / под ред. проф. Н.В. Макаровой – СПб.: Питер, 2008.
Информатика и ИКТ: Методическое пособие для учителей. Часть 2 , Информационная картина мира / под ред. проф. Н.В. Макаровой – СПб.: Питер, 2008.
Информатика и ИКТ: Методическое пособие для учителей. Часть 3, Информационная картина мира / под ред. проф. Н.В. Макаровой – СПб.: Питер, 2008.
Учебно-методический комплект для учащихся:
Информатика и ИКТ. Учебник 10 класс /Под редакцией проф. Н.В. Макаровой – СПб.: Питер, 2008.
Информатика и ИКТ. Учебник 11 класс /Под редакцией проф. Н.В. Макаровой – СПб.: Питер, 2008.
Информатика и ИКТ. Практикум10-11 класс /под ред. проф. Н.В. Макаровой. – СПб.: Питер, 2008
Обозначения:
У – учебник, П – задачник-практикум
Количество часов совпадает с авторской программой.
Согласно федеральному базисному учебному плану в образовательном учреждении на изучение Информатики и ИКТ в 10 классе отводится 35 ч из расчета 1 ч в неделю.
Количество практических работ: 20
Количество контрольных работ: 4
в 11 классе отводится 34 ч. из расчета 1 ч. в неделю.
Количество практических работ: 22
Количество контрольных работ: 4
Формы и методы организации учебного процесса:
- индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые, фронтальные, классные и внеклассные
Практически каждый урок содержит ссылки на ресурсы сети Интернет. Особенно много ссылок на материалы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/) – анимации, интерактивные модели и слайд-шоу, делающие изложение материала более наглядным и увлекательным. Также широко используются ресурсы Федерального центра информационных образовательных ресурсов (http://fcior.ru)
Требования к уровню подготовки обучающихся
знать/понимать - Основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств информационных и коммуникационных технологий. - Назначение и вида информационных моделей, описывающих реальные объекты и процессы. - Назначение и функции операционных систем.
уметь - Оперировать различными видами информационных объектов, в том числе с помощью компьютера, соотносить полученные результаты с реальными объектами. - Распознавать и описывать информационные процессы в социальных, биологических и технических системах. Использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования. - Оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники. - Иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий. - Создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые документы. - Просматривать, создавать редактировать, сохранять записи в базах данных, получать необходимую информацию по запросу. - Наглядно представлять числовые показатели и динамику их изменения с помощью программ деловой графики. - Соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ
.использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для - Эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности, в том числе самообразовании. - Ориентации в информационном пространстве, работы с распространенными автоматизированными информационными системами. - Автоматизации коммуникационной деятельности. - Соблюдения этических и правовых норм при работе с информацией. -Эффективной организации индустриального информационного пространства.
Календарно-тематическое планирование 10 класс
№
Наименование
раздела и тем
Вид контроля, самостоятельной работы
Часы учебного времени
№ урока/№ в теме
Плановые сроки похождения
Подготовка к ГИА, ЕГЭ
ЦОР
з
Примечание
Часть 1. Информационная картина мира.
Раздел 1. Информационные процессы, модели, объекты. (13 часов)
1
Правила техники безопасности в кабинете информатики. Информация и данные. Свойства информации. Измерение информации. Практическая работа 1,2
текущий
1/1
DVD-приложение к УМК
2
Информационная модель объекта. Методы оценки информационной модели.
текущий
2/2
DVD-приложение к УМК
3
Входная контрольная работа
входной
3/3
DVD-приложение к УМК
4
Представление информации в компьютере Практическая работа №3. Кодирование информации
текущий
4/4
DVD-приложение к УМК
5
Динамические (электронные) таблицы как информационные объекты. Этапы построения моделей в электронных таблицах.
текущий
5/5
DVD-приложение к УМК
6
Практическая работа №4. Средства и технологии работы с таблицами.
текущий
6/6
DVD-приложение к УМК
7
Практическая работа №5. Структура электронных таблиц. Типы и формат данных.
текущий
7/7
DVD-приложение к УМК
8
Практическая работа №7. Использование функций.
текущий
8/8
DVD-приложение к УМК
9
Практическая работа №6. Относительные и абсолютные ссылки.
текущий
9/9
DVD-приложение к УМК
10
Практическая работа №8. Поиск информации.
текущий
10/10
DVD-приложение к УМК
11
Практическая работа №9. Статистическая обработка данных и построение диаграмм. Анализ результатов моделирования.
текущий
11/11
DVD-приложение к УМК
12
Практическая работа №10 Моделирование в среде табличного процессора.
текущий
12/12
DVD-приложение к УМК
13
Контрольная работа №1по теме: Информационные процессы, модели, объекты.
текущий
13/13
DVD-приложение к УМК
Часть 2. Программное обеспечение информационных технологий.
Раздел 2. Информационная технология работы с объектами текстового документа в среде Word (2 часа)
14
Текст, как информационный объект. Текстовые процессоры. Практическая работа №11. Форматирование объектов текста. Практическая работа №12. Создание и редактирование графических объектов.
текущий
14/1
DVD-приложение к УМК
15
Контрольная работа №2 « Информационная технология работы с объектами текстового документа в среде Word ,»
15/2
DVD-приложение к УМК
Раздел 3. Информационно-коммуникационные технологии работы в компьютерной сети. (6 часов)
16
Разновидности компьютерных сетей. Практическая работа №13. Сервисы Интернета.
текущий
16/1
DVD-приложение к УМК
17
Информационная технология передачи информации через Интернет. Практическая работа №14. Пересылка информации через Интернет.
промежуточный
17/2
18
Этика сетевого общения. Информационная технология поиска информации в Интернете.
текущий
18/3
DVD-приложение к УМК
19
Практическая работа №15. Использование браузера для поиска по URL-адресам.
Практическая работа №16. Работа с поисковыми системами.
текущий
19/4
DVD-приложение к УМК
20
Практическая работа №17. Поиск информации. Информационная безопасность сетевой технологии работы.
текущий
20/5
DVD-приложение к УМК
21
Проверочная работа по теме «ИКТ работы в компьютерной сети»
текущий
21/6
DVD-приложение к УМК
Раздел 4. Информационная технология представления информации в виде презентации в среде Power Point. (3 часа)
22
Программа подготовки презентаций Microsoft Power Point. Создание презентации при помощи Мастера автосодержания на тему «Техника безопасности в компьютерном классе».
текущий
22/1
DVD-приложение к УМК
23
Практическая работа №18. Шаблоны презентации. Выбор дизайна презентации. Заполнение презентации информацией по теме. Добавление эффектов анимации. Создание элементов управления презентации.
текущий
23/2
DVD-приложение к УМК
24
Контрольная работа №3 «. Информационная технология представления информации в виде презентации в среде Power Point"
текущий
24/3
Раздел 5. Информационная технология обработки данных в среде табличного процессора Exсel (5часа)
25
Статистическое исследование массивов данных.
текущий
25/1
DVD-приложение к УМК
26
Практическая работа №19. Технология накопления данных и их обработка в Excel.
текущий
26/2
DVD-приложение к УМК
27
Практическая работа №20. Статистическая обработка данных и построение диаграмм.
текущий
27/3
DVD-приложение к УМК
28
Анализ результатов обработки массивов данных.
28/4
DVD-приложение к УМК
29
Представление результатов обработки массивов данных с использованием ИКТ.
Проверочная работа по теме: «Табличный процессор Exсel»
текущий
29/5
Раздел 6. Информационная технология разработки проекта. 6 ч
30
Контрольная работа № 4 за год
итоговый
30/1
31
Основные этапы разработки проекта.
Разработка информационных моделей социального проекта «Жизнь без сигареты». Анализ социальной проблемы. Составление плана работы по проекту. Информационная технология создания социального проекта. Исследование модели социального проекта с позиции основных предметных областей.
текущий
31/2
DVD-приложение к УМК
32
Подготовка материалов проекта с использованием ИКТ. Практическая работа №26. Подготовка материалов проекта с использованием ИКТ.
текущий
32/3
DVD-приложение к УМК
33
Представление результатов проекта. Защита проекта.
итоговый
33/4
34
Представление результатов проекта. Защита проекта.
итоговый
34/5
35
Представление результатов проекта. Защита проекта.
итоговый
35/6
Календарно-тематическое планирование 11 класс
№
Наименование
раздела и тем
Вид контроля, самостоятельной работы
Часы учебного времени
№ урока/№ в теме
Плановые сроки похождения
Подготовка к ГИА, ЕГЭ
ЦОР
Примечание
Часть 1. Информационная картина мира.
Раздел 1. Основы социальной информатики. (15 часов)
1
Правила техники безопасности в кабинете информатики. От индустриального общества – к информационному.
текущий
1/1
DVD-приложение к УМК
2
Информационные ресурсы.
текущий
2/2
DVD-приложение к УМК
3
Входная контрольная работа
входной
3/3
4
Этические и правовые нормы информационной деятельности человека Информационная безопасность
Моделирование случайных процессов. Практическая работа №4. Моделирование случайных процессов.
текущий
8/8
DVD-приложение к УМК
9
Моделирование экологических систем. Практическая работа №3. Моделирование экологических систем.
текущий
9/9
DVD-приложение к УМК
10
Контрольная работа № 1 по теме: «Моделирование в ЭТ»
текущий
10/10
DVD-приложение к УМК
11
Информационные модели в базах данных
текущий
11/11
DVD-приложение к УМК
12
Стандартные и индивидуальные информационные модели
текущий
12/12
DVD-приложение к УМК
13
Информационная модель «Учащиеся»
текущий
13/13
DVD-приложение к УМК
14
Информационная модель «Школа»
текущий
14/14
DVD-приложение к УМК
15
Контрольная работа № 2за 1 полугодие
текущий
15/15
Раздел 2. Информационные системы и технологии (3 часа.)
16
Информационные системы.
текущий
16/1
DVD-приложение к УМК
17
Классификация информационных систем.
текущий
17/2
DVD-приложение к УМК
18
Информационные технологии.
Тест
промежуточный
18/3
Часть 2. Программное обеспечение информационных технологий.
Раздел 3. Информационная технология автоматизированной обработки текстовых документов.(4 часа)
19
Автоматизация редактирования. Практическая работа № 5. Редактирование и форматирование документа. Практическая работа №6. Проверка орфографии. Автозамена, автотекст. Практическая работа №7. Обработка сканированного текста.
текущий
19/1
DVD-приложение к УМК
20
Автоматизация форматирования. Практическая работа №8. Автоперенос. Нумерация страниц. Стилевое форматирование.
текущий
20/2
DVD-приложение к УМК
21
Практическая работа №9. Технология использования перекрестных ссылок в документе. Практическая работа №10. Автоматическая нумерация таблиц и рисунков. Сортировка.
текущий
21/3
DVD-приложение к УМК
22
Контрольная работа №3 по теме: «Автоматизированная обработка текстовых документов»
текущий
22/4
DVD-приложение к УМК
Раздел 4. Информационная технология хранения данных.12 ч.
23
Представление о базах данных Виды моделей данных. Практическая работа №11. Виды моделей данных. Практическая работа №12. Система управления базами данных Access.
текущий
25/1
DVD-приложение к УМК
24
Этапы разработки базы данных. Практическая работа №13. Этапы разработки базы данных «Географические объекты»
текущий
24/2
DVD-приложение к УМК
25
Практическая работа №14. Создание базы данных в СУБД Access. Технология создания таблицы. Практическая работа №15. Технология создания таблицы.
текущий
25/3
DVD-приложение к УМК
26
Практическая работа №16. Установление связей между таблицами.
текущий
26/4
DVD-приложение к УМК
27
Практическая работа №17. Использование Мастера подстановок.
текущий
27/5
DVD-приложение к УМК
28
Технология создания и редактирования форм. Практическая работа №18. Технология создания и редактирования форм. Практическая работа №19. Ввод данных с помощью форм.
текущий
28/6
DVD-приложение к УМК
29
Практическая работа №20. Сортировка данных в таблице.
текущий
29/7
DVD-приложение к УМК
30
Практическая работа №21. Разработка фильтра.
текущий
30/8
DVD-приложение к УМК
31
Практическая работа №22. Технология работы с запросами. Групповые операции с запросами Практическая работа №23.. Технология создания отчета.
текущий
31/9
DVD-приложение к УМК
32
Контрольная работа №4 за год
итоговый
32/10
DVD-приложение к УМК
33
Управление базой данных.
текущий
33/11
DVD-приложение к УМК
34
Обобщающий урок по теме «Создание и управление базой данных в СУБД Access. Проверочная работа №3 по теме: «Базы данных»
итоговый
34/12
DVD-приложение к УМК
Содержание программы учебного предмета
10 класс
Информация и информационные процессы – 13 часов
Основные подходы к определению понятия «информация». Системы, образованные взаимодействующими элементами, состояния элементов, обмен информацией между элементами, сигналы. Дискретные и непрерывные сигналы. Носители информации. Виды и свойства информации. Алфавитный подход к определению количества информации. Универсальность дискретного (цифрового) представления информации. Двоичное представление информации в компьютере. Системы счисления. Двоичная система счисления. Двоичная арифметика. Компьютерное представление целых и вещественных чисел. Представление звуковой информации: MIDI и цифровая запись. Использование основных методов информатики и средств ИКТ при анализе процессов в обществе, природе и технике. Информационное моделирование как метод познания. Информационные (нематериальные) модели. Назначение и виды информационных моделей. Объект, субъект, цель моделирования. Адекватность моделей модулируемым объектам и целям моделирования. Формы представления моделей: описание, таблица, граф, чертеж, рисунок, схема. Основные этапы построения моделей. Компьютерное моделирование и его виды: расчетные, графические, имитационные модели. Структурирование данных. Структура данных как модель предметной области. Примеры моделирования социальных, биологических и технических систем и процессов. Практические работы
Определение количества информации, алфавитный подход к измерению информации.
Соотношение систем счисления.
Арифметические операции в системах счисления
Форматы представления чисел в компьютере
Представление текстовой информации в компьютере
Представление графической информации в компьютере
Представление звуковой информации в компьютере
Представление видеоинформации информации в компьютере
Средства и технологии работы с таблицами.
Структура электронных таблиц. Типы и формат данных.
Относительные и абсолютные ссылки. Использование функций.
Статистическая обработка данных и построение диаграмм. Анализ результатов моделирования. Моделирование в среде табличного процессора.
Информационная технология работы с объектами текстового документа в среде Word – 2 часа
Вставка графических и табличных объектов в текст. Работа со структурой текстового документа.
Практические работы
Форматирование объектов текста.
Создание и редактирование графических объектов.
Создание и редактирование табличных объектов.
Работа со структурой текстового документа.
Средства и технологии обмена информацией с помощью компьютерных сетей – 6 часов
Каналы связи и их основные характеристики. Помехи, шумы, искажение передаваемой информации. Избыточность информации как средство повышения надежности ее передачи. Использование кодов с обнаружением и исправлением ошибок. Возможности и преимущества сетевых технологий. Локальные сети. Топологии локальных сетей. Глобальная сеть. Адресация в Интернете. Протоколы обмена. Протокол передачи данных ТСР/IР. Аппаратные и программные средства организации компьютерных сетей. Информационные сервисы сети Интернет: электронная почта, телеконференции, Всемирная паутина, файловые архивы и т.д. Поисковые информационные системы. Организация поиска информации. Описание объекта для его последующего поиска. Практические работы
Процедура подключения к Интернету
Работа с электронной почтой. Настройка почтовой программы Outlook Express
Отправка и получение почтовых сообщений
Путешествия по Всемирной паутине. Настройка браузера
Пересылка информации через Интернет.
Работа с файловыми архивами
Работа с поисковыми системами.
Поиск информации в Интернете.
Общение в Интернете в реальном времени
Информационная технология представления информации в виде презентаций
в среде Power Point – 3 часа
Программа подготовки презентаций Microsoft Power Point. Создание презентации при помощи Мастера автосодержания на тему «Техника безопасности в компьютерном классе».
Практические работы
Создание презентации «Техника безопасности в компьютерном классе»
Шаблоны презентации. Выбор дизайна презентации. Заполнение презентации информацией по теме. Добавление эффектов анимации.
Создание элементов управления презентации.
Информационная технология обработки данных в среде табличного процессора Exсel (4 часа)
Статистическое исследование массивов данных. Представление результатов обработки массивов данных с использованием ИКТ.
Практические работы
Технология накопления данных и их обработка в Excel.
Статистическая обработка данных и построение диаграмм.
Анализ результатов обработки массивов данных.
Информационная технология разработки проекта-6 часов
Представление об основных этапах разработки проекта.
Разработка информационных моделей социального проекта «Жизнь без сигареты».
Практические работы
Информационная технология создания социального проекта «Жизнь без сигареты».
Исследование модели социального проекта «Жизнь без сигареты» с позиции основных предметных областей.
Повторение 1 ч.
11 КЛАСС
Основы социальной информатики – 15 часов
Информационная цивилизация. Информационные ресурсы общества. Информационная культура. Этические и правовые нормы информационной деятельности человека. Информационная безопасность.
Практические работы
Информационные услуги и продукты. Информационная культура.
Методы защиты информации.
Информационные системы и технологии – 3 часа
Информационные системы.
Информационные технологии.
Информационные технологии автоматизированной обработки текстовых документов – 4 часа
Текст как информационный объект. Автоматизированные средства и технологии организации текста. Основные приемы преобразования текстов. Гипертекстовое представление информации. Информационные технологии работы со структурой текстового документа. Информационная технология автоматизированной обработки текста.
Практические работы
Инструменты автоматизации редактирования.
Инструменты автоматизации форматирования.
Стилевое форматирование.
Создание стилей.
Создание оглавления.
Нумерация таблиц и рисунков.
Перекрестные ссылки.
Сортировка.
Информационная технология хранения данных -12 часов
Понятие и типы информационных систем. Базы данных (табличные, иерархические, сетевые). Системы управления базами данных (СУБД). Формы представления данных (таблицы, формы, запросы, отчеты). Реляционные базы данных. Связывание таблиц в многотабличных базах данных.
Практические работы
Система управления базами данных Access. Назначение, интерфейс, инструменты.
Теоретические этапы разработки базы данных Географические объекты.
Проектирование базы данных Географические объекты.
Создание файла базы данных.
Создание таблиц.
Связи между таблицами и ввод данных в связанные таблицы.
Формы.
Сортировка и отбор данных.
Создание запросов.
Создание отчетов.
Формы и средства контроля
Основными методами проверки знаний и умений учащихся по информатике являются устный опрос и письменные работы. К письменным формам контроля относятся: практические и контрольные работы, тесты. Основные виды контроля знаний – входной, промежуточный, итоговый. Текущая проверка проводится систематически из урока в урок, а итоговая – по завершении темы (раздела), школьного курса.
КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ
Критерий оценки устного ответа
Отметка «5»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком: ответ самостоятельный.
Отметка «4»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.
Отметка «3»: ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка, или неполный, несвязный.
Отметка «2»: при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не смог исправить при наводящих вопросах учителя.
Критерий оценки практического задания
Отметка «5»: 1) работа выполнена полностью и правильно; сделаны правильные выводы; 2) работа выполнена по плану с учетом техники безопасности.
Отметка «4»: работа выполнена правильно с учетом 2-3 несущественных ошибок исправленных самостоятельно по требованию учителя.
Отметка «3»: работа выполнена правильно не менее чем на половину или допущена существенная ошибка.
Отметка «2»: допущены две (и более) существенные ошибки в ходе работы, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя.
Тестирование
Правила оценивания:
за каждый правильный ответ начисляется 1 балл;
за вопрос, оставленный без ответа (пропущенный вопрос), ничего не начисляется.
При выставлении оценок используются соотношения:
50-70% — «3»;
71-85% — «4»;
86-100% — «5».
Перечень учебно-методических средств обучения
Литература
Основная литература:
Н.В. Макарова. Программа по информатике и ИКТ (системно-информационная концепция), СПб.: Питер, 2007.
Информатика. 10 класс. Поурочные планы по учебнику профессора Н.В.Макаровой 1 часть./Автор составитель М.Г. Гилярова.- Волгоград ИТД «Корафей»,- 2009.
Информатика. 10класс. Поурочные планы по учебнику профессора Н.В.Макаровой 2 часть./Автор составитель М.Г. Гилярова.- Волгоград ИТД «Корафей»,- 2009
Макарова,Н.В., Информатика и ИКТ: Методическое пособие для учителя. Часть 1. Информационная картина мира / Спб.: Питер 2008;
Макарова,Н.В., Информатика и ИКТ: Методическое пособие для учителя. Часть 2. Программное обеспечение информационных технологий/ Спб.: Питер 2008;
Макарова,Н.В., Информатика и ИКТ: Методическое пособие для учителя. Часть 3. Техническое обеспечение информационных технологий/ Спб.: Питер 2008;
«Информатика и ИКТ». Учебник.11 кл. Базовый уровень/ Под ред. проф. Н.В. Макаровой //СПб.: Питер, 2007.
Информатика и ИКТ. Практикум по программированию. 10 -11 класс. Базовый уровень/ Под ред. проф. Н.В. Макаровой //СПб.: Питер, 2007.
Информатика и ИКТ. Задачник по моделированию. 9 -11 класс. Базовый уровень/ Под ред. проф. Н.В. Макаровой //СПб.: Питер, 2007.
Оборудование и приборы
( в соответствии с минимальными требованиями)
№
Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения
Дидактическое описание
Технические характристики
Состав комплекта
Количество на класс 25 учащихся
%
оснащения
ОБОРУДОВАНИЕ
1
Универсальный настольный компьютер
Возможно использование универсальных настольных компьютеров,
14
100
2
Цифровой проектор
Используется учителем и учащимися
1
100
3
Крепление к потолку для стационарного цифрового проектора
Служит для стационарного крепления проектора
1
100
4
Экран настенный
Предназначен для проецирования изображений с проекторов разного типа
1
100
5
Наушники с микрофоном
Предназначены для индивидуального ввода/вывода аудиоинформации в/из компьютера
14
100
6
Акустическая система
Предназначена для воспроизведения звука при фронтальной работе с классом
1
100
7
Принтер лазерный цветной формата А4
Предназначен для печати учебных материалов на обычной бумаге
0
0
8
Сканер маркерной доски
Предназначен для записи, отображения, анализа и редактирования информации непосредственно с аудиторной доски
0
0
9
Документ-сканер
Предназначен для ввода в компьютер (оцифровки) графических изображений и текстовых материалов
1
100
10
Мобильное внешнее устройство хранения данных для групповой работы
Предназначено для хранения массивов информации (экспериментальных данных, видеозаписей), ее передачи, архивирования и резервирования
0
0
ИНФОРМАТИКА И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ// ОБЩЕШКОЛЬНОЕ ОСНАЩЕНИЕ// СРЕДСТВА ИКТ//ЦОР// ИНСТРУМЕНТЫ
Лицензия на учреждение.
12
Операционные системы
Обеспечивают удобную и надежную работу всех цифровых инструментов на компьютере
1
100
ИНСТРУМЕНТЫ // СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ
13
Математическая лаборатория обработки данных
Среда деятельности учителя и учащегося, обеспечивающая математическую обработку результатов эксперимента, в том числе: устранение случайных и систематических ошибок, статистическую обработку серийных экспериментов, математические трансформации (интегрирование, дифференцирование), подбор наилучшего приближения в данном классе, нахождение корреляции, двух- и трехмерную визуализацию данных
Лаборатория обрабатывает данные, полученные в результате экспериментов, экспортируемые с регистратора данных, получаемые в результате разметки видеозаписей, из динамических таблиц. В качестве форматов математических текстов могут использоваться открытые форматы
Лицензия на учреждение. Диск для восстановления системы с предустановленными приложениями и инструкция по его использованию
0
0
14
Инструмент разметки видеофильмов
Позволяет выделить точки на поверхности или внутри объектов видеофильма, получить на экране траекторию их движения, снабдить их именами и ссылками
Работает с обычными видеостандартами; размеченный видеофрагмент сохраняется в исходном стандарте
Лицензия на учреждение. Диск для восстановления системы с предустановленными приложениями и инструкция по его использованию
1
100
ИНСТРУМЕНТЫ ОРГАНИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Лицензия – в соответствии с общешкольным планом реализации курсов с ИКТ-поддержкой. Лицензия может быть предоставлена одновременно на систему образовательных учреждений
15
Школьная информационная среда
Информационная среда, в которой осуществляется планирование образовательного процесса, рассылки заданий, учебных материалов и др., фиксируется процесс и результаты деятельности учителя и учащихся, через которую школа взаимодействует с родителями и обществом, выходит в региональное, российское и мировое информационное пространство
1
100
16
Инструмент учителя для создания тестов
Открытый цифровой инструмент для создания тестов. Позволяет создавать тесты, аналогичные используемым в ЕГЭ, с процессом выполнения, также сходным с процессом сдачи ЕГЭ. Предусматривает различные тренировочные режимы, фиксацию времени выполнения отдельных заданий и т. д.
Приложение, интегрированное в общую школьную информационную среду, где сохраняются результаты тестирования; имеется возможность сбора различной статистики. Имеет дружественную пользователю систему представления базовой документации по работе с программой в режиме Справки, а также систему простых визуальных подсказок
Лицензия на учреждение. Диск для восстановления системы с предустановленными приложениями и инструкция по его использованию
1
100
17
Клавиатурный тренажер
Обучение слепому десятипальцевому клавиатурному набору текстов
1
100
18
Звуковой редактор
Знакомство с возможностями звуковых редакторов и обучение методам компьютерной обработки звука
1
100
19
Менеджеры закачки файлов и веб-страниц
Знакомство с возможностями и обучение приемам работы с менеджерами закачки файлов и веб-страниц: FlashGet, ReGet, Go!Zilla, GetRight и др.
1
100
20
Настольная издательская система
Обучение методам создания печатной продукции с помощью специализированных издательских систем
1
100
21
Приложение для проведения видеомонтажа и сжатия видеофайлов
Знакомство с программами для монтажа видеофильмов в различных форматах записи и обучение приемам работы в них
1
100
22
Приложения для телекоммуникаций
Знакомство с типами программ для телекоммуникации, их возможностями, обучение способам работы с ними: почтовые программы, AIM, IRC, ICQ, Skype
1
100
23
Приложение для распознавания речи
Знакомство с принципами распознавания речи и обучение приемам работы с программами для распознавания речи
0
0
24
Приложение для распознавания текста
Знакомство с принципами распознавания текста и обучение приемам работы с программами для распознавания текстов
1
100
25
Редактор веб-страниц
Обучение основам языка разметки гипертекста, использованию визуальных редакторов веб-страниц и созданию сайтов
1
100
26
Редакторы векторной и растровой графики
Знакомство с типами и возможностями графических редакторов, обучение приемам создания и редактирования изображений с их помощью
1
100
27
Система программирования
Обучение применению алгоритмических конструкций, правил и приемов программирования на языках высокого уровня
1
100
28
Система управления базами данных
Знакомство с системами управления базами данных и обучение их созданию, ведению и поиску информации в них
1
100
29
Файловые менеджеры
Знакомство с возможностями файловых менеджеров и обучение методам работы с файлами
Обучение слепому десятипальцевому клавиатурному набору текстов
В печатном виде, ламинированные, формата А4
14
100
ПРИБОРЫ ЛАБОРАТОРНЫЕ
31
Конструктор для изучения логических схем
0
0
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ//ОБЩИЕ
32
Словари
Поддерживают качественную и эффективную коммуникацию, освоение и изучение языков в рамках образовательного процесса.
1
100
33
Энциклопедия
Энциклопедия является универсальным источником информации для школьника и учителя
1
100
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ // СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ
Лицензия – на все компьютеры учреждения (за счет Федеральной коллекции образовательных ресурсов и др.)
34
Учебно-методические комплексы по информатике и информационным технологиям
Предназначены для использования материалов (текстов и изображений) учителем и учащимися в процессе классной, групповой и самостоятельной работы, в качестве первоочередного дополнения к учебнику.
Цифровые копии пособий представлены в открытом формате с возможностью копирования текстов и изображений, добавления разметки (гиперссылок на другие информационные объекты)
УМК, включающие учебники, имеющие рекомендацию Министерства образования РФ, и предоставленные правообладателем для свободного использования их содержания в цифровой форме в системе общего образования РФ.
1
100
35
Комплекты таблиц демонстрационных по информатике и информационным технологиям
Служат для обеспечения наглядности при изучении материала, обобщения и повторения. Могут быть использованы при подготовке иллюстративного материала к докладу или реферату.
В цифровой форме. Цифровое изображение растровое или векторное с разрешением не меньше 150 dpi в одном из распространенных форматов (jpg, gif, png, pdf).
Комплект таблиц демонстрационных для соответствующих тем учебников по предмету, имеющих гриф Министерства образования РФ
1
100
36
Справочники по информатике и информационным технологиям
Содержат технические сведения, определения системы понятий и т.д., покрывающие потребности, базовых, профильных и элективных курсов
Гипермедиа ресурс, содержащий ссылки на различные источники
1
100
37
Задачники, банки заданий ЕГЭ по информатике и информационным технологиям
Предназначены для использования при аттестации и самоподготовки, в том числе – в автоматизированном режиме
Задания доступны из школьной информационной среды, ход и результат их выполнения может фиксироваться в ней
1
100
РАСХОДНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
38
Бумага для принтера, А4
Ориентировочно – из расчета 10 л на учащегося в год
1
100
39
Картриджи для лазерного принтера
Ориентировочно – из расчета 2 картриджа на параллель в год
100
40
Диск для записи (CD-R, CD-RW, DVD-R, DVD-RW)
Ориентировочно – из расчета 2 диска на учащегося в год
100
41
Спирт для протирки оборудования
Ориентировочно – из расчета 20 г на одно устройство в год
100
МЕБЕЛЬ И ИЗДЕЛИЯ ДЛЯ ШКОЛ
42
Стойки для хранения компакт-дисков, запирающаяся на ключ
Вместимость не менее 200 дисков
1
100
Электронные образовательные ресурсы для поддержки учебного предмета:
http://makarova.piter.com/
Сайт «Информатика в школе»: http://inf777.narod.ru
А15. Дано: a = 9D16, b = 237b Какое из чисел С, записанных в двоичной системе счисления, удовлетворяет неравенству a
10011010
10011110
10011111
11011110
Ответ: 2
А16. Считая, что каждый символ кодируется одним байтом, определите, чему равен информационный объем следующего высказывания Жан-Жака Руссо: Тысячи путей ведут к заблуждению, к истине – только один.
92 бита
220 бит
456 бит
512 бит
Ответ: 3
А17. В кодировке Unicode на каждый символ отводится два байта. Определите информационный объем слова из двадцати четырех символов в этой кодировке.
384 бита
192 бита
256 бит
48 бит
Ответ: 1
А18. Вычислите сумму чисел x и y, при x = A616, y = 758. Результат представьте в двоичной системе счисления.
110110112
111100012
111000112
100100112
Ответ: 3
А19. Для кодирования букв А, Б, В, Г решили использовать двухразрядные последовательные двоичные числа (от 00 до 11 соответственно). Если таким способом закодировать последовательность символов ГБАВ и записать результат в шестнадцатеричной системе счисления, то получится:
13216
D216
310216
2D16
Ответ: 2
А20. Цепочка из трех бусин, помеченных латинскими буквами, формируется по следующему правилу. В конце цепочки стоит одна из бусин A, B, C. На первом месте – одна из бусин B, D, C, которой нет на третьем месте. В середине – одна из бусин А, C, E, B, не стоящая на первом месте. Какая из перечисленных цепочек создана по этому правилу?
CBB
EAC
BCD
BCB
Ответ: 1
Блок B.
B1. Декодируй слова с помощью кода Цезаря.
1) НЬЩЭ
а) Азбука
2) БИВФЛБ
в) Текст
3) БМХБГЙУ
б) Класс
4) ЛМБТТ
г) Алфавит
5) УЁЛТУ
д) Мышь
Ответ: 1д, 2а, 3г, 4б, 5в
В2. Что из перечисленного ниже относится к устройствам вывода информации с компьютера? В ответе укажите буквы.
Сканер
Принтер
Плоттер
Монитор
Микрофон
Колонки
Ответ: б,в,г,е
В3. При определении соответствия для всех элементов 1-го столбца, обозначенных цифрой, указывается один элемент 2-го столбца, обозначенный буквой. При этом один элемент 2-го столбца может соответствовать нескольким элементам 1-го столбца (для заданий множественного соответствия) или не соответствовать ни одному из элементов 1-го столбца (для заданий однозначного соответствия).
Назначение
Устройство
1. Устройство ввода
а) монитор
2. Устройства вывода
б) принтер
в) дискета
г) сканер
д) дигитайзер
Ответ: 1г,д 2а,б
В4. Какое количество бит содержит слово «информатика». В ответе записать только число.
Ответ: 88
В5. Установите соответствие между расширением файлов и типом файла
1) Исполняемые программы
1)htm, html
2) Текстовые файлы
2) bas, pas, cpp
3) Графические файлы
3) bmp, gif, jpg, png, pds
4) Web-страницы
4) exe, com
5) Звуковые файлы
5) avi, mpeg
6) Видеофайлы
6) wav, mp3, midi, kar, ogg
7) Код (текст) программы на языках программирования
7) txt, rtf, doc
Ответ: 1-4), 2-7), 3-3), 4-1), 5-6), 6-5), 7-2)
2 Вариант Блок А. Выберите один правильный ответ
А1. Точечный элемент экрана дисплея называется:
точкой
зерном люминофора
пикселем
растром
Ответ: 3
А2. Графика с представлением изображения в виде последовательности точек со своими координатами, соединенных между собой кривыми, которые описываются математическими уравнениями, называется
фрактальной
растровой
векторной
прямолинейной
Ответ: 3
А3. Какие существуют виды графических изображений?
плоские и объемные
растровые и векторные
плохого или хорошего качества
Ответ: 2
А4. Какая программа предназначена для создания растрового изображения?
MS Windows
MS Word
MS Paint
Ответ: 3
А5. Какой вид графики искажает изображение при масштабировании?
векторная графика
растровая графика
деловая графика
Ответ: 2
А6. Какой программный продукт относится к растровой графике:
Corel Draw
GIMP
Adobe Illustrator
Fractal Design Expression
Ответ: 2
А7. Векторное графическое изображение формируется из
красок
пикселей
графических примитивов
Ответ: 3
А8. Какие файлы заражают макро-вирусы?
исполнительные
графические и звуковые
файлы документов Word и электронных таблиц Excel
html документы
Ответ: 3
А9. На чем основано действие антивирусной программы?
на ожидании начала вирусной атаки
на сравнение программных кодов с известными вирусами
на удалении заражённых файлов
на создании вирусов
Ответ: 2
А10. Корпуса персональных компьютеров бывают:
горизонтальные и вертикальные
внутренние и внешние
ручные, роликовые и планшетные
матричные, струйные и лазерные
Ответ: 1
А11. Сканеры бывают:
горизонтальные и вертикальные
внутренние и внешние
ручные, роликовые и планшетные
матричные, струйные и лазерные
Ответ: 3
А12. Принтеры не могут быть:
планшетными;
матричными;
лазерными;
струйными;
Ответ: 1
А13. Перед отключением компьютера информацию можно сохранить
в оперативной памяти
во внешней памяти
в контроллере магнитного диска
в ПЗУ
Ответ: 2
А14. Программа - это:
алгоритм, записанный на языке программирования
набор команд операционной системы компьютера
ориентированный граф, указывающий порядок исполнения команд компьютера
протокол взаимодействия компонентов компьютерной сети
Ответ: 1
А15. Дано: a = DD16, b = 3378. Какое из чисел С, записанных в двоичной системе счисления, удовлетворяет неравенству a
11011010 2
11111110 2
11011110 2
11011111 2
Ответ: 3
А16. Считая, что каждый символ кодируется одним байтом, определите, чему равен информационный объем следующего высказывания Алексея Толстого: Не ошибается тот, кто ничего не делает, хотя это и есть его основная ошибка.
512 бит
608 бит
8 Кбайт
123 байта
Ответ: 2
А17. Считая, что каждый символ кодируется 16-ю битами, оцените информационный объем следующей пушкинской фразы в кодировке Unicode: Привычка свыше нам дана: Замена счастию она.
44 бита
704 бита
44 байта
704 байта
Ответ: 2
А18. Значение выражения 1016 + 108 * 102 в двоичной системе счисления равно
10102
110102
1000002
1100002
Ответ: 3
А19. Для кодирования букв А, Б, В, Г решили использовать двухразрядные последовательные двоичные числа (от 00 до 11 соответственно). Если таким способом закодировать последовательность символов ГБВА и записать результат шестнадцатеричным кодом, то получится:
13816
DBCA16
D816
312016
Ответ: 3
А20)В формировании цепочки из четырех бусин используются некоторые правила: В конце цепочки стоит одна из бусин Р, N, Т, O. На первом – одна из бусин P, R, T, O, которой нет на третьем месте. На третьем месте – одна из бусин O, P, T, не стоящая в цепочке последней. Какая из перечисленных цепочек могла быть создана с учетом этих правил?
PORT
TTTO
TTOO
OOPO
Ответ: 4
Блок B.
В1. Закодируй слова с помощью кода Цезаря.
1) БУКВА
а) ХПСНБ
2) ФОРМА
в) ВФЛГБ
3) БЛЕСК
б) ЧЙХСБ
4) ЦИФРА
г) ГПСПО
5) ВОРОН
д) ВМЁТЛ
Ответ: 1в, 2а, 3д, 4б, 5г
В2. Что из перечисленного ниже относится к устройствам ввода информации с компьютера? В ответе укажите буквы.
Сканер
Принтер
Плоттер
Монитор
Микрофон
Колонки
Ответ: а,д
В3. При определении соответствия для всех элементов 1-го столбца, обозначенных цифрой, указывается один элемент 2-го столбца, обозначенный буквой. При этом один элемент 2-го столбца может соответствовать нескольким элементам 1-го столбца (для заданий множественного соответствия) или не соответствовать ни одному из элементов 1-го столбца (для заданий однозначного соответствия).
Назначение
Устройство
1. Устройство ввода
а) дисплей
2. Устройства вывода
б) принтер
в) жесткий диск
г) сканер
д) клавиатура
Ответ: 1г,д 2а,б
В4. Какое количество байт содержит слово «информация». В ответе записать только число.
Ответ: 10
В5. Установите соответствие между расширением файлов и типом файла
1) Исполняемые программы
1)htm, html
2) Текстовые файлы
2) bas, pas, cpp
3) Графические файлы
3) bmp, gif, jpg, png, pds
4) Web-страницы
4) exe, com
5) Звуковые файлы
5) avi, mpeg
6) Видеофайлы
6) wav, mp3, midi, kar, ogg
7) Код (текст) программы на языках программирования
7) txt, rtf, doc
Ответ: 1-4), 2-7), 3-3), 4-1), 5-6), 6-5), 7-2)
3 Вариант Блок А. Выберите один правильный ответ
А1. Сетку из горизонтальных и вертикальных столбцов, которую на экране образуют пиксели, называют:
видеопамятью
видеоадаптером
растром
дисплейным процессором
Ответ: 3
А2. Применение векторной графики по сравнению с растровой:
не меняет способы кодирования изображения
увеличивает объем памяти, необходимой для хранения изображения
не влияет на объем памяти, необходимой для хранения изображения, и на трудоемкость редактирования изображения
сокращает объем памяти, необходимой для хранения изображения, и облегчает редактирование последнего
Ответ: 4
А3. Что такое векторная графика?
изображения, элементы которых строятся с помощью векторов
изображения, состоящие из независимых частей
изображение, элементы которого направлены вдоль вектора
Ответ: 1
А4. Для чего предназначена программа Adobe Photoshop?
для создания Web-сайта
для обработки растровых изображений
для сканирования фотографий
для монтажа фильмов
Ответ: 2
А5. С использованием графического редактора графическую информацию можно:
создавать, редактировать, сохранять
только редактировать
только создавать
только создавать и сохранять
Ответ: 1
А6. Какой программный продукт относится к векторной графике:
Paint
Microsoft Photo Editor
AdobePhotoShop
Corel Draw
Ответ: 4
А7. Какой тип графического изображения вы будете использовать при редактировании цифровой фотографии?
растровое изображение
векторное изображение
фрактальное изображение
Ответ: 1
А8. Вирусы, способные обитать в файлах документов называются:
сетевыми
макро-вирусами
файловыми
загрузочными
Ответ: 2
А9. Какие программы из ниже перечисленных являются антивирусными?
Doctor WEB, AVG
WinZip, WinRar
Word, PowerPoint
Excel, Internet Explorer
Ответ: 1
А10. В каком устройстве ПК производится обработка информации?
внешняя память
дисплей
процессор
мышь
Ответ: 3
А11. Устройство ввода информации - джойстик - используется:
для компьютерных игр;
при проведении инженерных расчётов;
для передачи графической информации в компьютер;
для передачи символьной информации в компьютер;
Ответ: 1
А12. Мониторов не бывает
монохромных
жидкокристаллических
на основе ЭЛТ
инфракрасных
Ответ: 4
А13. К внешней памяти относятся:
модем, диск, кассета
кассета , оптический диск, магнитофон
диск, кассета, оптический диск
Мышь, световое перо, винчестер
Ответ: 3
А14. Прикладное программное обеспечение - это:
справочное приложение к программам
текстовый и графический редакторы, обучающие и тестирующие программы, игры
набор игровых программ
Ответ: 2
А15. Дано: a = EA16, b = 3548. Какое из чисел С, записанных в двоичной системе счисления, удовлетворяет неравенству a
111010102
11101110 2
11101011 2
11101100 2
Ответ: 3
А16. Считая, что каждый символ кодируется одним байтом, определите, чему равен информационный объем следующего высказывания Рене Декарта: Я мыслю, следовательно, существую.
28 бит
272 бита
32 Кбайта
34 бита
Ответ: 2
А17. Считая, что каждый символ кодируется 16-ю битами, оцените информационный объем следующей фразы в кодировке Unicode: В шести литрах 6000 миллилитров.
1024 байта
1024 бита
512 байт
512 бит
Ответ: 4
А18. Вычислите значение суммы 102 + 108 +1016 в двоичной системе счисления.
101000102
111102
110102
101002
А19. Для 5 букв латинского алфавита заданы их двоичные коды (для некоторых букв - из двух бит, для некоторых - из трех). Эти коды представлены в таблице:
a
b
c
d
e
000
110
01
001
10
Определите, какой набор букв закодирован двоичной строкой 1100000100110
baade
badde
bacde
bacdb
Ответ: 4
А20. Для составления цепочек разрешается использовать бусины 5 типов, обозначаемых буквами А, Б, В, Е, И. Каждая цепочка должна состоять из трех бусин, при этом должны соблюдаться следующие правила:
на первом месте стоит одна из букв: А, Е, И,
после гласной буквы в цепочке не может снова идти гласная, а после согласной – согласная,
последней буквой не может быть А.
Какая из цепочек построена по этим правилам?
АИБ
ЕВА
БИВ
ИБИ
Ответ: 4
Блок B.
В1. Закодируй слова с помощью кода Цезаря.
1) МАЧТА
а) ЛПЩЛБ
2) ВОЛОС
в) НБШУБ
3) КОШКА
б) ПУГЁУ
4) БУКЕТ
г) ВФЛЁУ
5) ОТВЕТ
д) ГПМПТ
Ответ: 1в, 2д, 3а, 4г, 5б
В2. Что из перечисленного ниже относится к носителям информации? В ответе укажите буквы.
Сканер
флеш-карта
Плоттер
жесткий диск
Микрофон
Ответ: б,г
В3. При определении соответствия для всех элементов 1-го столбца, обозначенных цифрой, указывается один элемент 2-го столбца, обозначенный буквой. При этом один элемент 2-го столбца может соответствовать нескольким элементам 1-го столбца (для заданий множественного соответствия) или не соответствовать ни одному из элементов 1-го столбца (для заданий однозначного соответствия).
Память
Устройство
1. Внутренняя память
а) Флеш-карта
2. Внешняя память
б) Винчестер
в) Дискета
г) Оперативная память
д) Магнитная лента
е) Постоянное запоминающее устройство
Ответ: 1г,е 2а,б,в,д
В4. Какое количество байт содержит слово «сообщение». В ответе записать только число.
Ответ: 9
В5. Установите соответствие между расширением файлов и типом файла
1) Исполняемые программы
1)htm, html
2) Текстовые файлы
2) bas, pas, cpp
3) Графические файлы
3) bmp, gif, jpg, png, pds
4) Web-страницы
4) exe, com
5) Звуковые файлы
5) avi, mpeg
6) Видеофайлы
6) wav, mp3, midi, kar, ogg
7) Код (текст) программы на языках программирования
7) txt, rtf, doc
Ответ: 1-4), 2-7), 3-3), 4-1), 5-6), 6-5), 7-2)
ьная информатика»
Вариант 1
1. Назовите количество информационных революций
а) 2 б) 3 в) 4 г) 5
2. С чем связана первая информационная революция:
а) с изобретением книгопечатания
б) с изобретением письменности
в) с прогрессом средств связи
г) с появлением компьютеров
3. В чем заключается смысл понятия «информационный кризис»?
а) недостаток информации для принятия решений
б) избыток информации, который недоступен обработке в приемлемой время
в) неразвитость или недостаток компьютеров в государстве
г) незнание свойств информации
4. Какие средства помогают разрешить информационный кризис?
а) снижение потока информации
б) внедрение новых технологий
в) комплексное решение проблемы в юридической, экономической и др. сферах
г) увеличение числа компьютеров в различных областях деятельности
5. Как соотносится понятие «информационная культура» с понятием «общечеловеческая культура»?
а) общечеловеческая культура является частью информационной
б) информационная культура является частью общечеловеческой культуры
в) общечеловеческая культура = информационная культура
г) информационная культура не имеет никакого отношения к общечеловеческой культуре
6. Какая информация является конфиденциальной для государства?
а) государственный бюджет
б) государственное устройство
в) научные исследования
г) общественные организации
7. К каким последствиям приведет формирование информационного общества?
8. Назовите особенности перехода России к информационному обществу, обусловленные современным уровнем развития государства и общества.
Вариант 2
1. Какая страна ближе других подошла в своем развитии к стадии информационного общества?
а) РФ б) Япония в) Южная Корея г) Беларусь
2. Чем характеризуется переход к информационному обществу?
а) перенос центра тяжести в экономике с производства материальных благ (товаров) на оказание услуг
б) рост количества людей, занятых в информационной сфере
в) увеличение масштабов книгопечатания
г) повсеместное внедрение микропроцессорной техники
3. Какая информация не должна обладать свободой доступа?
а) культурно-просветительная
б) личная
в) информация, пропагандирующая насилие и подобные явления
г) вся информация должна быть доступна всем членам общества
4. Как происходит формирование информационной культуры?
а) в семье
б) во время обучения в школе
в) проходит через всю сознательную жизнь человека
г) нигде не происходит
5. Почему задача движения к информационному обществу для России относится к числу приоритетных?
а) в силу нестабильности в устройстве общественных институтов
б) стремление подражать развитым странам
в) экономические и политические проблемы требуют поиска своих путей вхождения в информационное общество (менее затратных)
г) особенности исторических обстоятельств, в которых находится Россия
6. Что понимается под термином «информационная война»?
а) война СМИ
б) противостояние государства и СМИ
в) информационное воздействие государственных систем друг на друга
г) компьютерная игра
7. Назовите опасности информационного общества.
8. Какие существуют предпосылки для успешного перехода России к информационному обществу?
Контрольные работы
Контрольная работа №1 по теме «Информационная технология автоматизированной обработки текста»(текущий контроль)
1. Текстовый редактор - программа, предназначенная для
создания, редактирования и форматирования текстовой информации;
работы с изображениями в процессе создания игровых программ;
управление ресурсами ПК при создании документов;
автоматического перевода с символьных языков в машинные коды;
2. В ряду "символ" - ... - "строка" - "фрагмент текста" пропущено:
"слово";
"абзац";
"страница";
"текст".
3. К числу основных функций текстового редактора относятся:
копирование, перемещение, уничтожение и сортировка фрагментов текста;
создание, редактирование, сохранение и печать текстов;
строгое соблюдение правописания;
автоматическая обработка информации, представленной в текстовых файлах.
4. Символ, вводимый с клавиатуры при наборе, отображается на экране дисплея в позиции, определяемой:
задаваемыми координатами;
положением курсора;
адресом;
положением предыдущей набранной букве.
5. Курсор - это
устройство ввода текстовой информации;
клавиша на клавиатуре;
наименьший элемент отображения на экране;
метка на экране монитора, указывающая позицию, в которой будет отображен вводимый с клавиатуры.
6. Сообщение о местоположении курсора, указывается
в строке состояния текстового редактора;
в меню текстового редактора;
в окне текстового редактора;
на панели задач.
7. При наборе текста одно слово от другого отделяется:
точкой;
пробелом;
запятой;
двоеточием.
8. С помощью компьютера текстовую информацию можно:
хранить, получать и обрабатывать:
только хранить;
только получать;
только обрабатывать.
9. Редактирование текста представляет собой:
процесс внесения изменений в имеющийся текст;
процедуру сохранения текста на диске в виде текстового файла;
процесс передачи текстовой информации по компьютерной сети;
процедуру считывания с внешнего запоминающего устройства ранее созданного текста.
10. Какая операция не применяется для редактирования текста:
печать текста;
удаление в тексте неверно набранного символа;
вставка пропущенного символа;
замена неверно набранного символа;
11. В текстовом редакторе набран текст: В НЕМ ПРОСТО НАХОДЯТСЯ ПРОЦЕДУРЫ ОБРОБОТКИ ДАТЫ И ВРЕМЕНИ ДНЯ, АНАЛИЗА СОСТОЯНИЯ МАГНИТНЫХ ДИСКОВ, СРЕДСТВА РОБОТЫ СО СПРАВОЧНИКАМИ И ОТДЕЛЬНЫМИ ФАЙЛАМИ. Команда "Найти и заменить все" для исправления всех ошибок может иметь вид:
найти Р заменить на РА;
найти РО заменить на РА;
найти РОБ заменить на РАБ;
найти БРОБ заменить на БРАБ;
найти БРОБО заменить на БРАБО;
12. Процедура автоматического форматирования текста предусматривает:
запись текста в буфер;
удаление текста;
отмену предыдущей операции, совершенной над текстом;
автоматическое расположение текста в соответствии с определенными правилами.
13. В текстовом редакторе при задании параметров страницы устанавливаются:
Гарнитура, размер, начертание;
Отступ, интервал;
Поля, ориентация;
Стиль, шаблон.
14. Копирование текстового фрагмента в текстовом редакторе предусматривает в первую очередь:
указание позиции, начиная с которой должен копироваться объект;
выделение копируемого фрагмента;
выбор соответствующего пункта меню;
открытие нового текстового окна.
15. Меню текстового редактора - это:
часть его интерфейса, обеспечивающая переход к выполнению различных операций над текстом;
подпрограмма, обеспечивающая управление ресурсами ПК при создании документа;
своеобразное "окно", через которое тест просматривается на экране;
информация о текущем состоянии текстового редактора.
16. Поиск слова в тексте по заданному образцу является процессом:
обработки информации;
хранения информации;
передачи информации;
уничтожение информации.
17. Текст, набранный в тестовом редакторе, храниться на внешнем запоминающем устройстве:
в виде файла;
таблицы кодировки;
каталога;
директории.
18. Гипертекст - это
структурированный текст, в котором могут осуществляться переходы по выделенным меткам;
обычный, но очень большой по объему текст;
текст, буквы которого набраны шрифтом очень большого размера;
распределенная совокупность баз данных, содержащих тексты.
19. При открытии документа с диска пользователь должен указать:
размеры файла;
тип файла;
имя файла;
дату создания файла.
КЛЮЧ
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
1
2
2
2
4
1
2
1
1
1
3
4
3
2
1
1
1
1
3
Контрольная работа№2 по теме «Информационная технология хранения данных» »(текущий контроль)
Вариант 1 Имеется табличная база данных «Шедевры живописи».
Автор
Год
Название
Музей
Страна
1
Э. Мане
1863
Завтрак на траве
Орсе
Франция
2
А.Саврасов
1871
Грачи прилетели
Третьяковская галерея
Россия
3
И.Репин
1879
Царевна Софья
Третьяковская галерея
Россия
4
В.Васнецов
1881
Аленушка
Третьяковская галерея
Россия
5
П.Ренуар
1881
Девушка с веером
Эрмитаж
Россия
6
П.Пикассо
1937
Герника
Прадо
Испания
7
И.Репин
1870
Бурлаки на Волге
Русский музей
Россия
8
Э.Мане
1863
Олимпия
Орсе
Франция
1.Определите ключевое поле таблицы а) автор б) название в) музей г) автор + название д) автор + год
2. Сформулируйте условие отбора, позволяющее получить картины всех художников, написанные после 1870 года и хранящиеся в Эрмитаже
а) (Автор, год = 1870) И Музей = «Эрмитаж» б) Год1870 И Музей = «Эрмитаж» в) Год г) Музей = «Эрмитаж» ИЛИ Год1870 д) Год=1870 И Музей = «Эрмитаж» ИЛИ Страна = «Россия»
3. Записи отсортированы по некоторому полю в следующем порядке 4,7,6,2,5,1,8,3. Определите поле и порядок сортировки.
а) Автор (по возрастанию) г) Название (по возрастанию) б) Страна (по убыванию) д) Год + название (по возрастанию) в) Название (по убыванию)
4.Какие записи удовлетворяют условию отбора Страна = «Россия» И Год =1879 а) 2,3,4,5,7 б) 2,3,4,5,6,7 в) 3,4,5 г) 1,6,8 д) 4,5
5. Произведите сортировку по полю Музей + Название по возрастанию и запишите порядок записей.