kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по информатике для 6 класса ФГОС по УМК Н.В. Макаровой

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по информатике для 6 класса составлена на основе авторской программы Н.В. Макаровой с учетом требований Федерального государственного стандарта нового поколения.

Программа содержит три раздела:

1. Пояснительная записка, в которой отражены основные цели и задачи изучения предмета Информатика в 6 классе, примерное содержание учебного курса, соответствующее УМК Н.В. Макаровой, планируемые результаты освоения данной программы.

.2. Развернутое календарно-тематическое планирование, которое содержит УУД: предметные; метапредметные (регулятивные, познавательные, коммуникативные); личностные.

3. Материально-техническое, учебно-методическое и программное обеспечение образовательного процесса.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по информатике для 6 класса ФГОС по УМК Н.В. Макаровой »

Управление образования Серпуховского района

МОУ «Липицкая средняя общеобразовательная школа»



«Согласовано»: «Утверждаю»:

Школьное методическое Директор МОУ

объединение «Липицкая СОШ»

Протокол № ______1______ _________Т.А. Туфекчи

от «26» августа 2013г. Приказ № 191

от «29» августа 2013г.










Рабочая программа

по информатике

6 класс








Составлено: учитель С.Н. Федотова


Проверено: заместитель директора по УВР Н.Г Кытманова















2013-2014 учебный год

Пояснительная записка


«Человек в XXI века,

который не будет уметь

пользоваться ЭВМ, будет

подобен человеку XX века,

не умевшему ни читать, ни писать»

Академик Глушков


Введение

В период перехода к информационному обществу одним из важнейших аспектов деятельности человека становится умение оперативно и качественно работать с информацией, привлекая для этого современные средства и методы. Это добавляет к целям школьного образования еще одну цель — формирование уровня информационной культуры, соответствующего требованиям информационного общества. Наиболее полно реализовать, поставленную цель, призвана образовательная область «информатика». Учитывая размытость границ научной области информатики и невозможность в рамках школьного образования осветить весь спектр ее направлений, актуальной представляется разработка такой концепции преподавания, где наиболее ярко выделены те направления, которые послужат развитию учащихся, помогут сформировать их системное мировоззрение, и позволят им овладеть современными информационными технологиями.

Программа по информатике составлена на основе Федерального государственного стандарта общего образования. (Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования - М.: Просвещение, 2011) Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования. Разработка данной программы, обусловлена с одной стороны, пересмотром содержания общего образования в целом, с другой стороны, потребностью развития информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) и связанной с этим необходимостью уделять в курсе информатики большее внимание вопросам алгоритмизации и программирования. При этом учитывается важная роль, которую играет алгоритмическое мышление в формировании личности.

Основная цель изучения информатики в школе – это формирование основ научного мировоззрения учащихся, развитие мышления, создание условий для прочного и осознанного овладения учащимися основами знаний и умений о современных средствах работы с информацией.
Согласно этим целям, содержание курса школьной информатики должно отражать все аспекты предметной области науки, в частности:

- мировоззренческий аспект, связанный с формированием системно-информационного подхода к анализу окружающего мира, роли информации в управлении, общих закономерностях информационных процессов;
- пользовательский аспект, связанный с практической подготовкой учащихся в сфере использования новых информационных технологий;
- алгоритмический аспект, связанный с развитием процедурного мышления школьников.
Все эти три аспекта отражены в данной программе в следующих содержательных линиях:

  • Информация. Информационные процессы. Языки представления информации.

  • Компьютер как средство обработки информации.

  • Новые информационные технологии обработки информации.

В настоящей программе учтено, что сегодня в соответствии с новым Федеральным государственным образовательным стандартом начального образования учащиеся к концу начальной школы приобретают ИКТ-компетентность, достаточную для дальнейшего обучения. Далее, в основной школе, начиная с 5-го класса они закрепляют полученные технические навыки и развивают их в рамках применения при изучении всех предметов. Курс информатики, завершающий основную школу, опирается на опыт постоянного применения ИКТ, уже имеющийся у учащихся, дает теоретическое осмысление, интерпретацию и обобщение этого опыта.

Исходными документами для составления данной рабочей программы являются:

  • Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03.2004;

  • Авторская программы по информатике и ИКТ (системно-информационная концепция) для 5-11 классов под редакцией профессора Н.В.Макаровой;

  • Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.

  • Планирование осуществляется по учебнику Н.В. Макаровой «Информатика. 5-6 класс. Начальный курс».

  • Рабочая программа адаптирована к школьному компоненту, согласно которого информатика изучается в 6 классе в объеме 35 часов, как и рекомендовано по программе Н.В.Макаровой. Хронология изучения тем по программе Н.В.Макаровой не нарушена.

  • Так как изложение материала ориентировано на знакомство учащихся с языком программирования Лого в виде игры и создания мультипликационных сюжетов, в настоящей программе добавлено часов на изучение темы «Знакомство с программой Movie Maker» (4 часа) и «Создание анимации» (5 часов) с целью ознакомления учащихся с другими анимационными программами.

  • При изучении темы «Среда программирования Лого Миры», включаются национальный и региональный компоненты.

Рабочая программа рассчитана на 35 ч. в год: 1 час в неделю, авторское поурочное планирование используется с изменениями, в соответствии с новым Федеральным стандартом.


Описание ценностных ориентиров содержания учебного курса

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.

Ценность труда и творчества как естественного условия деятельности и жизни.

Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.


Место предмета «Информатика» в учебном плане:

Информатика изучается в 6 классе основной школы, за счет часов части базисного учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса. Рабочая программа рассчитана на 35 часов в год (1 час в неделю).

Пропедевтический этап обучения информатике и ИКТ в 5–6 классах является наиболее благоприятным этапом для формирования инструментальных (операциональных) личностных ресурсов, благодаря чему он может стать ключевым плацдармом всего школьного образования. Для формирования метапредметных образовательных результатов – освоенных обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов, способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях


Общая характеристика предмета «Информатика»:

Информатика имеет очень большое и все возрастающее число межпредметных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) – одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественно - научного мировоззрения.

Современный период общественного развития ха­рактеризуется интенсивным становлением новой обра­зовательной парадигмы, основывающейся на измене­нии фундаментальных представлений о человеке и его развитии через образование. Требование освоения уча­щимися всех знаний, накопленных человечеством, уже давно не ставится перед современной общеобразовате­льной школой. Современный человек должен не только обладать неким объемом знаний, но и уметь учиться, то есть уметь решать проблемы в сфере учебной деяте­льности. А именно: определять цели познавательной деятельности, находить оптимальные способы реализа­ции поставленных целей, использовать разнообразные информационные источники, искать и находить необ­ходимую информацию, оценивать полученные резуль­таты, организовывать свою деятельность, сотрудни­чать с другими учащимися.

В этой связи на этапе школьного образования ставит­ся задача достижения новых образовательных результа­тов, под которыми понимается:

• развитие умений работы с информацией: поиск, оценка, отбор и организация информации;

• развитие навыков самостоятельного изучения ма­териала и оценки результатов своей деятельности, умений принимать решения в нестандартной ситу­ации;

• выработка навыков проектной деятельности и экс­пертной оценки полученных результатов;

• формирование навыков исследовательской деятель­ности, включающих проведение реальных и вир­туальных экспериментов;

• формирование навыков работы в группе, умений соотносить и координировать свои действия с дей­ствиями других людей, проводить рефлексию и об­суждение.

Одним из основных механизмов, обеспечивающих становление новой образовательной парадигмы и мо­дернизацию российского образования, является инфор­матизация образования, рассматриваемая как процесс обеспечения сферы образования методологией и прак­тикой разработки и оптимального использования современных средств информационных и коммуникацион­ных технологий (ИКТ), ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения, воспитания. Эффективное использование широчайшего спектра воз­можностей, реализуемых на базе средств ИКТ, связыва­ется сегодня с формированием ИКТ - компетенции всех участников образовательного процесса. ИКТ-компетенция учащегося — это его готовность использовать в практической деятельности усвоенные знания, умения и навыки в области информатики, информационных и коммуникационных технологий для:

• доступа к информации (знание того, где и как ис­кать и получать информацию);

• обработки информации (использование заданных схем организации и классификации информации);

• интеграции информации (интерпретирование и представление информации, включая резюмирова­ние, сравнение, сопоставление);

• оценки информации (суждение о качестве, реле­вантности, полезности, пригодности информации);

• создания информации (адаптация, сочинение ин­формации) и т. д. Информатика имеет очень большое и все возрастающее число межпредметных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) – одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественно - научного мировоззрения.

Цели, на достижение которых направлено изучение информатики в школе, определены исходя из целей общего образования, сформулированных в концепции Федерального государственного стандарта общего образования (Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. - М.: Просвещение, 2011). Они учитывают необходимость всестороннего развития личности учащихся, освоения знаний, овладения необходимыми умениями, развития познавательных интересов и творческих способностей, воспитания черт личности, ценных для каждого человека и общества в целом.


Цели и задачи курса

Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;

  • овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;

  • воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;

  • выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, при дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.


В 6 классе необходимо решить следующие задачи:

  • формирование представления об основных понятиях информатики;

  • развитие творческих способностей и познавательного интереса учащихся;

  • освоение начальной технологии работы в системной среде Windows;

  • освоение технологии работы в среде графического редактора Paint;

  • освоение технологии работы в среде ЛОГОМИРЫ;

  • пропедевтика понятий и технологии моделирования в среде графического редактора и в среде ЛОГОМИРЫ;

  • систематизировать подходы к изучению предмета;

  • сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;

  • научить пользоваться наиболее распространенными прикладными пакетами;

  • показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;

  • сформировать логические связи с другими предметами входящими в курс среднего образования.


Требования к результатам освоения курса (личностным, метапредметным, предметным):

Сформулированные цели реализуются через достижение образовательных результатов. Эти результаты структурированы по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают в себя предметные, метапредметные и личностные результаты. Особенность информатики заключается в том, что многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ) имеют значимость для других предметных областей и формируются при их изучении.

Образовательные результаты сформулированы в деятельностной форме, это служит основой разработки контрольно-измерительных материалов основного общего образования по информатике:


Личностные результаты:

  • широкие познавательные интересы, инициатива и любознательность, мотивы познания и творчества; готовность и способность учащихся к саморазвитию и реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности за счет развития их образного, алгоритмического и логического мышления;

  • готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;

  • интерес к информатике и ИКТ, стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;

  • способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом и личными смыслами, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;

  • готовность к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты; готовность к осуществлению индивидуальной и коллективной информационной деятельности;

  • способность к избирательному отношению к получаемой информации за счет умений ее анализа и критичного оценивания; ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;

  • развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;

  • способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.


Метапредметные результаты:

  • владение умениями организации собственной учебной деятельности, включающими: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи, разработка последовательности и структуры действий, необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств; прогнозирование – предвосхищение результата; контроль – интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки); коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае обнаружения ошибки; оценка – осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебно-познавательная задача;

  • владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

  • владение основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умение правильно, четко и однозначно сформулировать мысль в понятной собеседнику форме; умение осуществлять в коллективе совместную информационную деятельность, в частности при выполнении проекта; умение выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ; использование коммуникационных технологий в учебной деятельности и повседневной жизни.


Предметные результаты:

  • понимать и правильно применять на бытовом уровне понятия «информация», «информационный объект» ;

  • различать виды информации по способам её восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях;

  • приводить простые жизненные примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;

  • приводить примеры информационных носителей;

  • определять устройства компьютера, моделирующие основные компоненты информационных функций человека;

  • различать программное и аппаратное обеспечение компьютера;

  • запускать программы из меню Пуск;

  • уметь изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна;

  • вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши;

  • уметь применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов;

  • уметь применять простейший графический редактор для создания и редактирования рисунков;

  • уметь выполнять вычисления с помощью приложения Калькулятор;

  • уметь применять понятие алгоритм при работе с графическими объектами;

  • знать о требованиях к организации компьютерного рабочего места, соблюдать требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ.

  • продолжение формирования базиса компьютерной грамотности учащихся;

  • освоение среды программирования Лого;

  • формирование навыков написания программ.


СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ПРЕДМЕТА «ИНФОРМАТИКА» в 6 классе.

Программа состоит из двух разделов, соответствующих темам «Компьютерная графика как средство развития творческого потенциала» (продолжение) и «Программирование как средство развития алгоритмического и логического мышления» и повторения материала, пройденного в 5-м классе.

РАЗДЕЛ 1. Повторение материала пройденного в 5 классе (6 часов)

РАЗДЕЛ 2. Компьютерная графика как средство развития творческого потенциала (5 часов)

Тема 2.5. Конструирование из мозаики (2 часа)

Понятие типового элемента мозаики. Понятие конструирования. Меню готовых форм — плоских и объемных. Конструирование с помощью меню готовых форм.

Тема 2.6. Моделирование в среде графического редактора (3 часа)

Модели окружающего мира. Понятие моделирования. Примеры построения моделей в графическом редакторе.

  • приводить примеры моделей из окружающей среды;

  • строить модели в графическом редакторе.

РАЗДЕЛ 3. Программирование как средство развития алгоритмического и логического мышления (21 час)

Тема 3.1. Знакомство со средой Лого Миры и технологией работы в ней (3 часа)

Интерфейс программы Лого Миры и его основные объекты: Рабочее поле, Поле команд, Инструментальное меню, Черепашка.

Понятие команды в среде Лого Миры. Команды управления движением Черепашки. Входные параметры команды. Рисование фигур с помощью Черепашки.

Тема 3.2. Создание микромира и его обитателей (3 часа)

Освоение технологии работы с Полем форм. Заполнение Рабочего поля оттисками форм.

Создание декораций микромира, используя Поле форм и графический редактор.

Учащиеся должны знать:

Тема 3.3. Организация движения Черепашки (7 часов)

Личная карточка Черепашки. Как задать ее движение.

Моделирование прямолинейного движения объектов с разными скоростями. Управление курсом движения Черепашки. Моделирование движения по сложной траектории.

Суть анимации. Команда смены форм Черепашки, моделирование движения со сменой форм. Моделирование траектории движения с повторяющимся фрагментом.

Тема 3.4. Составление программ (5 часов)

Понятие программы. Назначение Листа программ. Работа с Листом программ. Примеры программ. Назначение обязательных частей программы: заголовка, тела программы, признака завершения. Правила оформления программ. Составление программ рисования графических объектов.

Команда организации конечного цикла. Тело цикла в программе.

Этапы создания мультипликационного сюжета.

Тема 3.5. Роль датчиков в Лого Мирах (6 часов)

Датчики, определяющие состояние Черепашки: цвет, курс, размер, форму и т. д.

Датчики для изменения состояния Черепашки.

Инструмент управления состоянием Черепашки — бегунок. Создание бегунков для регулирования параметров состояния Черепашки.

Датчик случайных чисел. Использование в программах датчика случайных чисел.

Итоговый контроль (1 час)

Резерв учебного времени 2 часа


ЗАКЛЮЧЕНИЕ.


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА «ИНФОРМАТИКА» в 6 классе основной школы.

В результате освоения курса информатики в 6 классе учащиеся получат представление :

какими средствами вычислительной техники пользовались люди до появления

компьютеров;

название и назначение основных частей персонального компьютера;

назначение основных клавиш на клавиатуре;

способ представления информации в компьютере;

основные понятия информатики: «окно», «интерфейс», «компьютер»,

«информация», «информатика»;

интерфейс и основы работы в стандартных приложениях Windows.

назначение графического редактора и сферы его применения;

возможности простого графического редактора Paint;

понятия «панель инструментов», «палитра», «пиксель», «пиктограмма»;

понятие «алгоритм».

возможности среды Лого Миры;

команды Черепашки и правильно их писать;

понятия «панель инструментов», «команда», «программа», «датчик», «костюм»,

«анимация», «модель», «кнопка», «личная карточка».

Обучение учащихся 6-го класса предмету «Информатика» должно обеспечить возможность:

включать и выключать компьютер;

пользоваться клавиатурой компьютера для работы с экранным меню, ввода

текстовой информации;

работать в среде Paint, Блокнот, Калькулятор;

работать с окнами;

настраивать Рабочий стол;

пользоваться мышью.

создавать рисунок в графическом редакторе, используя основные инструменты;

настраивать инструменты графического редактора;

выполнять повторяющиеся элементы в рисунке;

создавать рисунок по данному алгоритму;

редактировать рисунок;

сохранять рисунок на диске.

добавлять/удалять Черепашку;

менять «костюмы» Черепашки;

менять курс Черепашки;

делать анимацию;

работать с инструментами (ножницы, кнопка и т.д.);

писать программы по алгоритму.


Формы организации учебного процесса:

- коллективные, групповые, работа в парах, индивидуальные, классные, внеклассные.

Виды организации учебной деятельности:

- лекции, практика, диспуты, экскурсии, проекты, игры, викторины, конкурсы.

Виды контроля:

- текущий, итоговый.

Формы контроля:

- контрольные работы, электронные тесты, практические работы на ПК, зачеты.



Календарно-тематический план (35 часов)


п/п


Дата


Тема урока

(страницы учебника,

тетради)


Проблемы, решаемые

учеником

Планируемые результаты

(в соответствии с ФГОС)


Понятие

Предметные

результаты

УУД

Личностные

результаты

1

2

3

4

5

6

7

8



Раздел I. Повторение материала, пройденного в 5-м классе (6 часов)

1


Инструктаж по охране труда при работе на компьютере.

«Учимся работать на компьютере» Основные понятия.

Может ли человек жить без информации:

Информация, информационные процессы, информатика, компьютер, ВМ

Научится: требования к организации компьютерного рабочего места, виды информации по способам её восприятия, по формам представления на материальных носителях назначение компьютера и его применение для обработки (продуктивный),

основные и дополнительные устройства, виды памяти (репродуктивный)

Получит возможность: приводить примеры применения компьютера для обработки любого видов информации, сферы деятельности в которых используется компьютер (творческий).

Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя;

устанавливать целевые приоритеты

Познавательные: использовать общие приемы решения задачи.

Коммуникативные:

основам коммуникативной рефлексии

интерес к информатике и ИКТ, стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;



2


«Учимся работать на компьютере» Устройства ПК.

Для чего человек создал компьютер?

Устройство, системный блок, монитор, клавиатура, мышь, клавиши, указатель, процессор, сканер, принтер, проектор.

Изучат:

компьютер, его назначение и устройство.

Получат возможность: применять различные устройства компьютера для решения всевозможных задач.


Регулятивные:

самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале

Познавательные: обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом

Коммуникативные:  использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей

готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ

3


«Учимся работать на компьютере» Правила работы с ПО.

Может ли компьютер работать без ПО?

Операционная система, Рабочий стол, меню, Пуск, вычисления, текст, текстовый редактор, калькулятор, окно, панель задач.

Изучат: состав и назначение операционной системы, принципы работы с текстовыми редакторами, графическими редакторами, программами для вычисления.

Получат возможность: пользоваться набором стандартных программ операционной системы.

Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем.

Познавательные:

использовать общие приемы решения задачи.

Коммуникативные: ставить вопросы и обращаться за помощью

Адекватная мотивация к познавательной деятельности.

4


Повторение пройденного материала (входной контроль)

Компьютер, как средство обработки информации.

Информатика, информация, компьютер, программа

Ориентироваться в основных понятиях науки Информатики;

Применять полученные знания в других областях знаний.

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу.

Познавательные:

осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

Коммуникативные:

устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;


готовность к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты;

5


Компьютерная графика. Использование различных инструментов в ГР Paint.

Как создать рисунок на компьютере при помощи графического редактора?

Графический редактор, растровая графика, векторная графика, инструменты, настройка инструментов, карандаш, перо, ластик, выделение, овал, заливка, прямоугольник, палитра, кисть.

Научиться определять инструменты графического редактора для выполнения базовых операций по созданию рисунков.

Регулятивные: формулировать учебную задачу.

Познавательные: ориентация в разнообразии решения способов задачи

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию


готовность к осуществлению индивидуальной и коллективной информационной деятельности;

6


Компьютерная графика. Использование режима пиксель.

Понятие пикселя, как единицы графики.

Пиксель, точка, цвет, сетка, эскиз.

Определить понятие пиксель. Научиться редактировать графический объект по пикселям.

Регулятивные:

адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;

Познавательные :

создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

Коммуникативные: ставить вопросы, формулировать свои затруднения, обращаться за помощью

Внутренняя позиция, эмоциональное развитие и сопереживание

Раздел 2, Компьютерная графика как средство развития творческого потенциала. (5 часов)

Тема 2.5 Конструирование из мозаики (2 часа)

7


Конструирование из мозаики. Конструирование из кубиков.

Что значит конструирование на компьютере?

Мозаика, типовой элемент, конструирование, повторяющийся элемент. Плоская фигура, объемная фигура.

Научатся: технологии конструирования из меню готовых форм.

Получат возможность: создавать меню типовых элементов мозаики (готовых форм)

Регулятивные:

осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

Познавательные:

поиск и выделение необходимой информации

Коммуникативные:

устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор.

Продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных практических задач

8


Меню готовых форм.

Вспомогательные построения, как способ конструирования разнообразных графических объектов.

Готовая форма, меню готовых форм

Научатся: разрабатывать алгоритм конструирования из меню готовых форм. Получат возможность: конструировать разнообразные графические объекты.


Регулятивные:

осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

Познавательные:

поиск и выделение необходимой информации

Коммуникативные:

устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор.

Готовность и способность к саморазвитию и самоопределению

Тема 2.6 Моделирование в среде графического редактора (3 часа)

9


Моделирование окружающего мира Моделирование в среде графического редактора

В чём заключается суть моделирования

Объект, модель, процесс моделирования

Научатся: приводить примеры моделей из окружающей среды;

Получат возможность: строить модели в графическом редакторе

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу.

Познавательные: структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;

Коммуникативные: проявлять активность в решении коммуникативных и познавательных задач

Способность ставить цели и строить жизненные планы.

10.


Учебные модели. Моделирование в среде графического редактора.

Учебные модели, как форма познания окружающего мира

Объект, модель, учебная модель, процесс моделирования

Научатся: что такое модель. в чем заключается суть моделирования.

Получат возможность: приводить примеры моделей из окружающей среды

Регулятивные: самостоятельно анализировать условия достижения цели Познавательные: обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом

Коммуникативные:

продуктивное взаимодействие со сверстниками.


развитие ассоциативно-образного мышления

11


Контрольная работа 2 по теме «Конструирование из мозаики. Моделирование в среде графического редактора»

Графический редактор как средство моделирования.

Конструирование, элемент, модель, моделирование

Построения моделей в графическом редакторе.


Регулятивные: самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;

Познавательные: осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий

Коммуникативные: навык сотрудничества (совместная работа в парах или группах с распределением ролей и разделением ответственности за конечный результат),

формирование ИКТ-компетентности (самостоятельное приобретение и перенос знаний, сотрудничество и коммуникации, решение проблем, самоорганизация, рефлексия и ценностно-смысловые ориентации, навыки использования ИКТ)


Раздел 3. Программирование как средство развития алгоритмического и логического мышления (21 час)

Тема 3.1. Знакомство со средой Лого Миры и технологией работы в ней (3 часа)


12


Знакомство со средой Лого Миры и технологией работы в ней. Знакомство со средой Лого Миры


Что такое Лого Миры?

Ра­бочее поле, Поле команд, Инструментальное меню, Черепашка.


Изучат: назначение среды ЛогоМиры, основные объекты графического интерфейса среды Лого­Миры

Регулятивные:

устанавливать целевые приоритеты;

Познавательные:

формулировать учебную задачу;

Коммуникативные: проявлять активность в решении коммуникативных и познавательных задач

Способность ставить цели и строить жизненные планы.

13


Знакомство со средой Лого Миры и технологией работы в ней. Пробы пера

Что может Черепашка?

панель инструментов, команда, программа,

датчик, костюм, анимация, модель, кнопка, личная

карточка.

Научатся: Работать в среде Лого Миры. Создать, сохранить, открыть

проект. Добавить/удалить Черепашку.

Получат возможность: составлять команды Черепашки и правильно их писать.

Регулятивные:

Научиться целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;

Познавательные: обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;

Коммуникативные: проявлять активность в решении коммуникативных и познавательных задач

Адекватная мотивация познавательной деятельности.

14


Повторение пройденного материала.

Самостоятельная работа 2 Знакомство со средой Лого Миры и технологией работы в ней. Первые итоги (промежуточный контроль)

Сложно ли управлять Черепашкой?

панель инструментов, команда, программа,

датчик, костюм, анимация, модель, кнопка, личная

карточка.

Научатся: управлять движением Черепашки. рисовать простейшие фигуры

Регулятивные: адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;

Познавательные: формулировать учебную задачу

Коммуникативные: умение общаться с партнером на расстоянии

Умение вести диалог и принимать решение.



Тема 3.3. Организация движения Черепашки (7 часов)


15


Создание микромира и его обитателей. Черепашка меняет облик

Как создать микромир?

Поле форм, форма, Поле графический редактор

Научатся: назначению и возможностям Поля форм.

переодевать Черепашку в разные формы;

пользоваться инструментами Поля форм при создании мик­ромиров;

Получат возможность: создавать декорации микромира на переднем, среднем и зад­нем плане.


Регулятивные:

самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;

Познавательные:

объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;

Коммуникативные:

основам коммуникативной рефлексии.

Готовность и способность к саморазвитию и личностному самоопределению.

16


Организация движения Черепашки. Учим Черепашку двигаться


Применение Личной карточки при задании движения Черепашки

Личная карточка, курс, команда

Изучат: технологию организации движения Черепашки.


Регулятивные:

выполнять учебные действия в качестве исполнителя

Познавательные: ориентация в разнообразных способах и путях решения задач

Коммуникативные:

адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.


17


Вторичный инструктаж по охране труда.

Организация движения Черепашки. Весь мир – театр. Микромир наполняется обитателями


Как вдохнуть жизнь в микромир Черепашки?

Рабочее поле, Поле форм, форма, команда, курс, траектория, Поле команд

Научатся: моделировать прямолинейное движение с разными скоро­стями

Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве исполнителя

Познавательные: ориентация в разнообразных способах решения

Коммуникативные:

Поиск информации в Интернете и учебной литературе

Мотивация учебной деятельности.

Я - исполнитель!

18


Организация движения Черепашки. Черепашка идет по компасу. Движение усложняется

Управление курсом движения Черепашки

Рабочее поле, Поле форм, форма, команда, курс, траектория, Поле команд, Редактор форм

Научатся: моделировать движение по сложной траектории

Регулятивные: использовать установленные правила в контроле способа решения

Познавательные: ориентация в разнообразных способах решения задачи;

Коммуникативные:

аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом.

готовность и способность учащихся к саморазвитию и реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности за счет развития их образного мышления;

19


Организация движения Черепашки. Первая анимация

Суть и возможности анимации

Рабочее поле, Поле форм, форма, команда, курс, траектория, Поле команд, Личная карточка, фаза

Научатся: моделировать движение с повторяющимися фрагментами (делать анимацию).

Регулятивные:

выполнять учебные действия в качестве исполнителя.

Познавательные: ориентация в разнообразных способах решения задач

Коммуникативные:

использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей.

Внутренняя позиция и эмоциональное развитие

20


Самостоятельная работа №2. «Организация движения Черепашки»

Создание микромира и его обитателей

Личная карточка Черепашки. движение Черепашки, поле команд, курс, штамп, Рабочее поле, Поле форм, Поле графического редактора

Изучат: назначение Личной карточки Черепашки

Получат возможность:

управлять Черепашкой при помощи Личной карточки

Регулятивные:

самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;

Познавательные:

объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;

Коммуникативные:

умение осуществлять в коллективе совместную информационную деятельность

. способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом и личными смыслами, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;


21


Что можно моделировать в Лого Мирах.

Создание проектов в Лого Мирах.

Команды смены форм, поле команд, Личная карточка, Поле форм, оригинал, цвет, размер, звучание, направление

Моделирование движения со сменой форм

Регулятивные: адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение Познавательные: осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Внутренняя позиция, эмоциональное развитие

Тема 3.4. Составление программ (5 часов)


22


Основные понятия программы в среде Лого Миры.

Для чего нужна программа?

Программа, Лист программ, цикл, тело цикла, тело программы

Понятие программы. Назначение Листа программ. Работа с Листом программ

Регулятивные: адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;

Познавательные: обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;

Коммуникативные:

устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;

Готовность и способность к саморазвитию и личностному самоопределению

23


Составление программ. Черепашка-ученица

Как правильно написать программу?

Программа, Лист программ, цикл, тело цикла, тело программы

Назначение обязательных частей программы: заголовка, тела программы, признака завершения

Регулятивные: самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале

Познавательные: объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию

развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды

24


Как оформить программу

Составляющие элементы программы

Программа, Лист программ, цикл, заголовок, тело цикла, тело программы

Уметь разрабатывать программы; составлять программы рисования графических объектов; составлять программы для мультипликационного сюжета

Регулятивные: планировать пути достижения целей;

устанавливать целевые приоритеты;

Познавательные: создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию



готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ

25


Нужен ли вечный двигатель.

Можно ли научить Черепашку двигаться без остановки по нужному курсу?

параметр, входной параметр, список инструкций, сколько раз, команда, цикл, тело цикла

Уметь разрабатывать программы; использовать в программах команды организации цикла; составлять программы рисования графических объектов;

Регулятивные: адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;

Познавательные: структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;

Коммуникативные: работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.

способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом и личными смыслами, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;

26


Самрстоятельная работа 3. Создание мультипликационного сюжета.

Фантазия и Лого Миры, как творческие инструменты.

Сюжет, курс, размер, форма, цвет, Редактор форм, отладка, Поле команд, Личная карточка, Поле форм, Поле графического редактора

Применять на практике полученные знания и умения по теме

Регулятивные: принимать решения в проблемной ситуации

Познавательны: .  обобщать понятия

Коммуникативные: навык самостоятельного приобретения, переноса и интеграции знаний


Умение вести диалог и принимать решение



Тема 3.5. Роль датчиков в Лого Мирах (6 часов)


27


Роль датчиков в ЛогоМирах. Что показывают датчики.

Назначение и виды датчиков.

Датчик, форма, цвет, размер, курс

Знать назначение и виды датчиков; Уметь использовать датчики для изменения параметров.

Регулятивные:

выполнять учебные действия в качестве исполнителя

Познавательные: навык разрешения проблем (выбор или разработка оптимального или эффективного решения, создание объекта с заданными свойствами),

Коммуникативные:

продуктивное взаимодействие со сверстниками

Сформировать широкие познавательные интересы, инициатива и любознательность, мотивы познания и творчества;

28


Для чего Черепашке датчики.

Датчик – инструмент управления Черепашкой.

Параметр, бегунок, кнопка

Знать назначение и виды датчиков; когда следует использовать бегунок; что такое датчик случайных чисел и когда его использовать.

Уметь использовать датчики для изменения параметров Черепашки; создавать бегунки; использовать датчик случайных чисел.

Регулятивные:

выполнять учебные действия в качестве исполнителя

Познавательные: навык разрешения проблем (выбор или разработка оптимального или эффективного решения, создание объекта с заданными свойствами),

Коммуникативные:

продуктивное взаимодействие со сверстниками.


Выявление позитивных и негативных факторов.


29


Разработка собственного проекта. Формулировка проблемы, создание декораций.

Мы – сценаристы, режиссеры, декораторы.

Проект, сюжет, проблема, Поле Графический редактор

Использование полученных навыков программирования для создания

короткого мультфильма в среде Лого Миры

Регулятивные: самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;

Познавательные: использовать общие приемы решения задачи

Коммуникативные: навык сотрудничества (совместная работа в парах или группах с распределением ролей и разделением ответственности за конечный результат),

формирование ИКТ-компетентности (самостоятельное приобретение и перенос знаний, сотрудничество и коммуникации, решение проблем, самоорганизация, рефлексия и ценностно-смысловые ориентации, навыки использования ИКТ)


30


Разработка собственного проекта. Выбор героев.

Разнообразие героев. Как сделать еще больше?

Проект, сюжет, Поле форм, форма, Редактор форм

Использование полученных навыков программирования для создания

короткого мультфильма в среде Лого Миры

Регулятивные: самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;

Познавательные: использовать общие приемы решения задачи

Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; способы работы;

самостоятельная оценка и анализ собственной учебной деятельности, выявление позитивных и негативных факторов, влияющих на результаты и качество выполнения заданий


31


Разработка собственного проекта. Организация движения.

Как оживлять героев мультфильма?

Программа, Лист программ

Использование полученных навыков программирования для создания

короткого мультфильма в среде Лого Миры

Регулятивные:

умение освоить систематические знания:

Познавательные: осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;

Коммуникативные:

адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

готовность и способность учащихся к саморазвитию и реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности за счет развития их образного, алгоритмического и логического мышления;

32


Зачет

Чему мы научились?

Проект, защита

Научиться представлять свою работу

Регулятивные: постановка новых целей

Познавательные: осуществление выбора наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий

Коммуникативные: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

интерес к информатике и ИКТ, стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;


33


Контрольная работа № 3 (итоговый контроль) «Содержание начального курса»

Чему мы научились в начальном курсе?

Электронный тест

Научиться использовать формы компьютерных тестов для проверки знаний;

Ориентироваться в основных понятиях науки Информатики;

Применять полученные знания в других областях знаний

Регулятивные:

разработка последовательности и структуры действий, необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств Познавательные:

навык самостоятельного приобретения, переноса и интеграции знаний

Коммуникативные:

адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;


способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом и личными смыслами, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;


34


Резервный урок.

(Знакомство с устройством и принципами работы 3D-принтера и 3D-сканера.)






35


Резервный урок.

(Знакомство с устройством и принципами работы 3D-принтера и 3D-сканера.)







Описание материально-технического, учебно-методического и программного обеспечения образовательного процесса


Перечень используемой литературы


№ п/п

Автор

Название

Издательство

Год издания

1

Н.В. Макарова

Информатика и ИКТ (начальный уровень) учебник.

Питер

2008

2

Н.В. Макарова

Информатика и ИКТ Рабочая тетрадь №1

Питер

2008

3

Н.В. Макарова

Информатика и ИКТ Рабочая тетрадь №2

Питер

2008

4

Н.В. Макарова

Программа по информатике и ИКТ (системно-информационная концепция). 5-11 классы

СПб: «Питер»

2008

5

Л. Залогова

Практикум по компьютерной графике.

Москва «Лаборатория базовых знаний»

2001

6

В. Иванов

Microsoft Office System 2003. Русская версия. Учебный курс.

Питер СПб: «Питер»

2004

7

Колисниченко Д.Н

Самоучитель Linux. Установка, настройка, использование

С-Пб.: Наука и Техника

2009


Оборудование и пособия

Компьютерный класс с локальной сетью и подключением к Интернету.

Мультимедиапректор.

Экран.

Доска.

Принтер

Сканер

Наглядные пособия


Программное обеспечение.

ОС Windows, OC Linux

Офисные программы Блокнот, Калькулятор, WordPad; MS Word (OO Writer)

Графические редакторы растрового и векторного типов. Paint (GIMP, Tux Paint)

Среда программирования: Лого Миры 2.0


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Информатика

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа по информатике для 6 класса ФГОС по УМК Н.В. Макаровой

Автор: Федотова Софья Николаевна

Дата: 27.09.2014

Номер свидетельства: 115112

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Технологическая карта урока "Управление компьютером с помощью меню" "
    ["seo_title"] => string(81) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-upravlieniie-komp-iutierom-s-pomoshch-iu-mieniu"
    ["file_id"] => string(6) "143055"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418415858"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства