Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта по информатике, примерной программы по математике и авторской программы по информатике и ИКТ Н.В. Макаровой.
Информатика – это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формирования современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий, необходимых учащимся, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной жизни.
Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы являются информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится не основе раскрытия содержания информационной технологии, решения задачи через такие общие понятия, как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления. Практическая часть курса направлена на освоение школьниками навыков работы на компьютере, использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов.
После знакомства с информационными технологиями обработки текстовой и графической информации в явной форме возникает еще одно важное понятие информатики – дискретизации как описании и моделировании окружающего нас мира. К этому моменту учащиеся достаточно подготовлены, чтобы усвоить общую идею дискретного представления информации, представления о базах данных как компьютерных инструментах, требующих относительно высокого уровня подготовки.
На изучение информатики и ИКТ в 9 классе – 2 часа в неделю, 68 часов в год. Срок реализации программы – 1 год.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по информатике в 9 классе »
Пояснительная записка
по информатике и ИКТв 9 классе
Учебник: под редакцией Макаровой Н.В.
Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта по информатике, примерной программы по математике и авторской программы по информатике и ИКТ Н.В. Макаровой.
Информатика – это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формирования современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий, необходимых учащимся, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной жизни.
Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы являются информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится не основе раскрытия содержания информационной технологии, решения задачи через такие общие понятия, как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления. Практическая часть курса направлена на освоение школьниками навыков работы на компьютере, использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов.
После знакомства с информационными технологиями обработки текстовой и графической информации в явной форме возникает еще одно важное понятие информатики – дискретизации как описании и моделировании окружающего нас мира. К этому моменту учащиеся достаточно подготовлены, чтобы усвоить общую идею дискретного представления информации, представления о базах данных как компьютерных инструментах, требующих относительно высокого уровня подготовки .
В целом данный предмет преследует следующие цели:
Освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
Овладение умениями работать на компьютере: создавать текстовые, графические документы, редактировать, форматировать; работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий, организовывать собственную информационную деятельность и планировать её результаты;
Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
Воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов её распространения;
Выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Программа предусматриваем формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности ключевых компетенций: определение адекватных способов решения учебной задачи, применение и комбинирование заданных алгоритмов, применение стандартных приемов работы к решению нетрадиционных задач, использование различных источников информации , включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и базы данных , для решения познавательных и коммуникативных задач, владение умениями совместной деятельности и др.
На изучение информатики и ИКТ в 9 классе – 2 часа в неделю, 68 часов в год. Срок реализации программы – 1 год.
Содержание обучения
Программное обеспечение информационных технологий – 18 ч.
Алгоритм. Свойства алгоритма. Виды алгоритмов: линейчатый, разветвляющийся, циклический, вспомогательный. Стадии создания алгоритма. Способы записи алгоритмов, блок-схемы. Возможность автоматизации деятельности человека.
Исполнители алгоритмов (назначение, среда, режим работы, система команд). Компьютер как формальный исполнитель алгоритмов (программ).
Алгоритмические конструкции: следование, ветвление, повторение.. Разбиение задач на подзадачи, вспомогательный алгоритм.
Алгоритмы работы с величинами: типы данных, ввод и вывод данных.
Языки программирования, их классификация.
Правила представления данных.
Правила записи основных операторов: Ввода, вывода, присваивания, ветвления, цикла. Правила записи программы.
Системная среда Windows. Назначение, представление о файле и папке. Программа Проводник. Графический интерфейс системной среды Windows и его объекты. Общая характеристика прикладной среды.
Техническое обеспечение информационных технологий – 20 часов
Компьютер как средство обработки информации. Микропроцессор. Устройство памяти. Оперативная и долговременная память. Гигиенические, эргономические и технические и технические условия безопасной эксплуатации компьютера. Программный принцип работы компьютера. Программное обеспечение и его структура.
Устройства ввода информации, классификация. Клавиатура. Манипуляторы. Сенсорные устройства ввода. Устройства сканирования. Устройства распознавания речи.
Устройства вывода, классификация. Мониторы. Принтеры. Плоттеры. Устройства звукового вывода.
Взаимодействие устройств компьютера. Соединение блоков и устройств компьютера. Подключение внешних устройств. Получение информации о характеристиках компьютера. Командное взаимодействие пользователя с компьютером, графический пользовательский интерфейс (рабочий стол, окна, диалоговые окна, меню).
Мультимедийные технологии- 14 часов
Компьютерные презентации. Дизайн презентации и макеты слайдов. Звуки и видеоизображения. Технические приёмы записи звуковой и видео информации. Использование простых анимационных графических объектов.
Коммуникационные технологии – 16 часов
Процесс передачи информации. Источник и приёмник информации, сигнал, кодирование и декодирование. Скорость передачи информации. Локальные и глобальные компьютерные сети.
Информационные ресурсы и сервисы компьютерных сетей: Всемирная паутина, файловые архивы, интерактивное общение.
Электронная почта как средство связи. Правила переписки. Приложения к письмам.
Поиск информации. Компьютерные энциклопедии и справочники. Компьютерные и некомпьютерные каталоги. Архивирование и разархивирование.
Логические основы построения компьютера. Основные понятия алгебры логики. Логические выражения и логические операции. Некоторые законы булевой алгебры. Логические элементы и устройства компьютера.
Аппаратное обеспечение компьютерных сетей. Каналы связи для обмена информацией между компьютерами. Назначение сетевых адаптеров. Назначение модема. Роль протоколов при обмене информацией в сетях
История развития компьютерной техники. Классификация компьютеров по функциональным возможностям. Перспективы развития компьютерных систем.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В результате изучения информатики и информационно-коммуникационных технологий ученик должен
знать/понимать
виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации;
основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;
программный принцип работы компьютера;
назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;
уметь
выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;
оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
создавать информационные объекты, в том числе:
- структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
- создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности – в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;
- создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;
- создавать записи в базе данных;
- создавать презентации на основе шаблонов;
искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе – в форме блок-схем);
проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;
создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;
передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.
Критерии и нормы оценки
Оценка практических работ
Оценка «5»
· выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий;
· проводит работу в условиях, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов;
· соблюдает правила техники безопасности;
· в ответе правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления;
· правильно выполняет анализ ошибок.
Оценка «4» ставится, если выполнены требования к оценке 5, но допущены 2-3 недочета, не более одной ошибки и одного недочета.
Оценка «3» ставится, если
• работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы;
• в ходе проведения работы были допущены ошибки.
Оценка «2» ставится, если
• работа выполнена не полностью и объем выполненной работы не позволяет сделать правильных выводов;
• работа проводилась неправильно.
Оценка «1» ставится в том случае, если
· ученик совсем не выполнил работу.
Оценка устных ответов
Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся
• правильно понимает сущность вопроса, дает точное определение и истолкование основных понятий;
• правильно анализирует условие задачи, строит алгоритм и записывает программу;
• строит ответ по собственному плану, сопровождает ответ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации;
• может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом из курса информатики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.
Оценка «4» ставится, если
• ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку 5, но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других предметов;
• учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.
Оценка «3» ставится, если учащийся
• правильно понимает сущность вопроса, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса информатики, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
• умеет применять полученные знания при решении простых задач по готовому алгоритму;
• допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух-трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов;
• допустил четыре-пять недочетов.
Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3.
Оценка «1» ставится в том случае, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов.
Оценка тестовых работ
Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся
• выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий;
• допустил не более 5% неверных ответов.
Оценка 4 ставится, если выполнены требования к оценке 5, но допущены ошибки (не более 20% ответов от общего количества заданий).
Оценка 3 ставится, если учащийся
• выполнил работу в полном объеме, неверные ответы составляют от 20% до 50% ответов от общего числа заданий;
• если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить оценку.
Оценка 2 ставится, если
• работа, выполнена полностью, но количество правильных ответов не превышает 50% от общего числа заданий;• работа выполнена не полностью и объем выполненной работы не превышает 50% от общего числа заданий.
Оценка 1 ставится в том случае, если ученик совсем не выполнил работу.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы.
Аппаратные средства.
• Компьютер - универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа- возможности: видео- изображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др.
• Проектор, подсоединяемый к компьютеру; технологический элемент новой грамотности - радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять резульпаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений.
• Принтер - позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденнуюи созданную учащимися или учителем. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер. В некоторых ситуациях очень желательно использование бумаги и изображения большого формата.
• Телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети — дают доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяют вести переписку с другими школами.
• Устройства вывода звуковой информации — наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, громкоговорители с оконечным усилителем для озвучивания всего класса.
• Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами — клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначения). Особую роль специальные модификации этих устройств играют для учащихся с проблемами двигательного характера, например, с ДЦП.
• Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера — дают возможность непосредственно включать в учебный процесс информационные образы окружающего мира. В комплект с наушниками часто входит индивидуальный микрофон для ввода речи учащегося.
Программные средства.
Операционная система.
• Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
• Антивирусная программа.
• Программа-архиватор.
• Клавиатурный тренажер.
• Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.
• Звуковой редактор.
• Простая система управления базами данных.
• Простая геоинформационная система.
• Система автоматизированного проектирования.
• Виртуальные компьютерные лаборатории.
• Программа-переводчик.
Используемые учебники под редакцией Н.В. Макаровой «Информатика и ИКТ. 8 -9 класс» не содержатся в приказе «Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию в образовательных учреждениях в 2014-2015 учебном году». Но, согласно данного приказа, организации, осуществляющие образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, вправе в течение пяти лет использовать в образовательной деятельности приобретённые до вступления в силу настоящего приказа учебники из «Федерального перечня 2013-14 учебного года»
Учебно -тематический план
курса «Информатика и ИКТ» – 9 класс
№ п/п
Раздел
Кол-во часов
1.
2.
3.
4.
Программное обеспечение информационных технологий
Мультимедийные технологии
Техническое обеспечение информационных технологий
Коммуникационные технологии
18
14
20
16
Всего:
68
Информатика и ИКТ – 9 класс
Автор учебника: Н.В. Макарова
Всего: 68 часов (2 ч. в неделю)
№ п/п
Тема урока
Кол-во часов
Тип урока
Вводимые понятия
Практическая часть
Домашнее задание
Дата проведения урока
1 четверть – 18 часов
Программное обеспечение информационных технологий
1
Техника безопасности на уроках информатики. Алгоритмы. Свойства алгоритмов. Формы представления алгоритмов.
1
урок объяснения нового материла
Алгоритм, алгоритмизация, свойства алгоритмов, формы представления
П.12.1-12.3
П.12.1-12.3
2
Виды алгоритмов.
1
комбинированный
Линейный, разветвляющийся, циклический, вспомогательный алгоритм. Стадии создания алгоритма.
П. 12.4-12.8
П. 12.4-12.8
Вопросы стр.194
3
Представление о программе. Классификация программ. Программное обеспечение.
1
комбинированный
Программа, программирование, исполнитель алгоритма, подходы к созданию программы, классификация программного обеспечения.
П.13.1-13.4
П.13.1-13.4
Вопросы
стр. 209
4
Системная среда Windows, её назначение. Правила работы и техника безопасности при работе на компьютере.
1
комбинированный
Системная среда Windows, файл, папка, графические объекты интерфейса.
П.14.1
П.14.1
5
Файловая система. Параметры файла, действия над ними.
1
комбинированный
Файл, имя, типы и параметры файла, действия над ними.
П.14.2
П.14.2
6
Практическая работа №1 «Работа с файлами»
1
практикум
-
Практическая работа
7
Папки. Параметры папок, действия над ними.
1
комбинированный
Папка, назначение, параметры, действия над папками.
П.14.3
14.3
8
Практическая работа №2 «Работа с папками»
1
практикум
-
Практическая работа
9
Программа Проводник. Назначение, дополнитель-ные средства.
1
комбинированный
Программа Проводник, значки дисководов, панель управления
П.14.4
П.14.4
10
Графический интерфейс и его объекты. Окна.
1
комбинированный
Графический интерфейс, пользовательский интерфейс, окно, роль и структура окон, вкладки
П.14.5
П.14.5
11
Рабочий стол. Практическая работа №3 «Назначение объектов компьютерного рабочего стола»».
1
комбинированный
Рабочий стол, Мои документы, Корзина, Мой компьютер, панель задач, часы и календарь, настройка Рабочего стола.
П.14.5
П.14.5
12
Меню. Главное меню. Практическая работа № 4 «Освоение технологии работы с меню»
1
комбинированный
Меню, главное меню, практическая работа
Практическая работа
13
Приложение и документ. Практическая работа № 4 «Запуск приложений и создание документов»
1
комбинированный
Запуск приложений и открытие документов, завершение работы.
П.14.6
Практическая работа
П.14.6
14
Организация обмена данными. Практическая работа № 5 «Обмен данными»
1
комбинированный
Составной документ, Paint, WorPad, перетаскивание, буфер обмена
П.14.7
Практическая работа
П.14.7
Вопросы стр.240
15
Общая характеристика прикладной среды. Структура интерфейса.
1
комбинированный
Прикладная средаWindows, интерфейс
П.15.1-15.3
П.15.1-15.3
16
Редактирование и форма-тирование. Практическая работа № 6 «Редактирование и форматирование текста».