Рабочая программа по информатике 2 класс А.В. Горячев
Рабочая программа по информатике 2 класс А.В. Горячев
Рабочая программа составлена в соответствии требованиям ФГОС. Данная программа предусматривает развитие активного самостоятельного, творческого мышления младших школьников, а также способствует развитию связной, грамотной речи и соответствует основным принципам государственной политики РФ в области образования, изложенным в Законе РФ «Об образовании».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по информатике 2 класс А.В. Горячев »
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по информатике и ИКТ
Программа составлена в соответствии с государственными образовательными стандартами 2009 года
начального образования (1 – 4 классы)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена в соответствии с новым государственным стандартом начального общего образования на основании приказа МО РФ от 09.12.2009 года «Об принятии Федерального образовательного стандарта начального общего образования».
Данная программа предусматривает развитие активного самостоятельного, творческого мышления младших школьников, а также способствует развитию связной, грамотной речи и соответствует основным принципам государственной политики РФ в области образования, изложенным в Законе РФ «Об образовании».
Раздел 1. Организационно-методический.
Цели и задачи учебной дисциплины.
Цель: развитиелогического, алгоритмического и системного
мышления для создания предпосылок успешного освоения инвариантных фундаментальных знаний и умений в областях, связанных с информатикой.
Задачи:
Развитие у школьников навыков решения задач с применением таких подходов к решению, которые наиболее типичны и распространены в областях деятельности, традиционно относящихся к информатике:
• применение формальной логики при решении задач – построение выводов путем применения к известным утверждениям логических операций «если–то», «и», «или», «не» и их комбинаций – «если... и ..., то...»);
• алгоритмический подход к решению задач – умение планирования последовательности действий для достижения какой-либо цели, а также решения широкого класса задач, для которых ответом является не число или утверждение, а описание последовательности действий;
• системный подход – рассмотрение сложных объектов и явлений в виде набора более простых составных частей, каждая из которых выполняет свою роль для функционирования объекта в целом; рассмотрение влияния изменения в одной составной части на поведение всей системы;
• объектно-ориентированный подход – акцентирование объектов, а не действий, умение объединять отдельные предметы в группу с общим названием, выделять общие признаки предметов этой
группы и действия, выполняемые над этими предметами; умение
описывать предмет по принципу «из чего состоит и что делает
(можно с ним делать»);
Расширение кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой: знакомство с графами, комбинаторными задачами, логическими играми с выигрышной стратегией («начинают и выигрывают») и некоторыми другими;
Создание у учеников навыков решения логических задач и ознакомление с общими приемами решения задач – «как решать задачу, которую раньше не решали» – с ориентацией на проблемы формализации и создания моделей (поиск закономерностей, рассуждения по аналогии, по индукции, правдоподобные догадки, развитие творческого воображения и др.).
Предмет «Информатика и ИКТ» направлен на формирование учебно-познавательных, коммуникативных, информационных компетенций.
Нормативно-правовые документы.
Закон РФ «Об образовании».
Сборник нормативных документов. Начальная школа/сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев, - М.: Дрофа, 2006г.
Учебные программы для начальной школы в образовательной системе «Школа России».
Учебно-методическое обеспечение дисциплины.
Горячев А.В., Горина К.И., Волкова Т.О. Информатика («Информатика в играх и задачах»). 2 класс: Учебник в 2-х частях. – М.: Баласс, 2009г.
Горячев А.В., Волкова Т.О., Горина К.И. Информатика в играх и задачах. 2 класс: Методические рекомендации для учителя. – М.: Баласс, 2007г.
Сведения о рабочей программе.
Рабочая программа по информатике и ИКТ для 2 класса разработанана основании Программы: «Информатика и ИКТ (информационные и коммуникационные технологии)» (Учебные программы для начальной школы в образовательной системе «Школа России») А.В.Горячев.
Данная Программа была выбрана для разработки рабочей программы, потому что учитывает тенденции модернизации российского образования и возрастные особенности младших школьников, соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования и базисному учебному плану, а также имеет гриф Рекомендовано Министерством образования и науки РФ (Письмо № 364-11-17 от 23.05.2000 г.)
Учебник «Информатика (Информатика в играх и задачах)» написан в соответствии с личностно ориентированным, деятельностно ориентированным и культурно ориентированным принципами, сформулированными в образовательной программе «Школа России», и реализует межпредметные связи с математикой, окружающим миром, литературным чтением, технологией, изобразительным искусством.
В основе организации учебного материала лежит информационно-коммуникативная технология, проектная деятельность.
Выписка из образовательного стандарта по учебной дисциплине.
Практика работы на компьютере (использования информационных технологий). Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода, обработки информации. Включение и выключение компьютера и подключаемых к нему устройств. Клавиатура, общее представление о правилах клавиатурного письма, пользование мышью, использование простейших средств текстового редактора. Простейшие приемы поиска информации: по ключевым словам, каталогам. Соблюдение безопасных приемов труда при работе на компьютере; бережное отношение к техническим устройствам.
Работа с простыми информационными объектами (текст, таблица, схема, рисунок): преобразование, создание, сохранение, удаление. Вывод текста на принтер.
Создание небольшого текста по интересной детям тематике с использованием изображений на экране компьютера.
Требования к уровню усвоения дисциплины.
По окончанию изучения дисциплины информатика ученик должен:
знать/понимать:
- распространенные виды профессий (с учетом региональных особенностей);
- влияние технологической деятельности человека на окружающую среду и здоровье;
- область применения и назначение инструментов, различных машин, технических устройств (в том числе компьютеров);
- основные источники информации;
- назначение основных устройств компьютера;
- правила безопасного поведения и гигиены при работе с инструментами, бытовой техникой (в том числе с компьютером);
уметь:
- выполнять инструкции при решении учебных задач;
- осуществлять организацию и планирование собственной трудовой деятельности, контроль за ее ходом и результатами;
- получать необходимую информацию об объекте деятельности, используя рисунки, схемы, эскизы, чертежи (на бумажных и электронных носителях);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- соблюдения правил личной гигиены и безопасных приемов работы с материалами, инструментами, бытовой техникой; средствами информационных и коммуникационных технологий;
- осуществления сотрудничества в процессе совместной работы;
- решения учебных и практических задач с применением возможностей компьютера;
- поиска информации с использованием простейших запросов;
- изменения и создания простых информационных объектов на компьютере.
К концу 2 класса ученик должен:
уметь:
предлагать несколько вариантов лишнего предмета в группе однородных;
выделять группы однородных предметов среди разнородных и давать названия этим группам;
разбивать предложенное множество фигур (рисунков) на два подмножества по разным признакам;
находить закономерности в расположении фигур по значению
двух признаков;
приводить примеры последовательности действий в быту, сказках;
точно выполнять действия под диктовку учителя;
отличать высказывания от других предложений, приводить примеры высказываний, определять истинные и ложные высказывания;
может уметь:
называть общие признаки предметов из одного класса (группы однородных предметов) и значения признаков у разных предметов из
этого класса;
выполнять простые алгоритмы;
находить на рисунке область пересечения двух множеств и называть элементы из этой области.
Формы контроля по дисциплине.
Раздел 2. Содержание дисциплины.
2.1.Тематический план учебной дисциплины.
2 класс
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Тематический план учебной дисциплины составлен в соответствии с новым государственным стандартом начального общего образования (Сборник нормативных документов. Начальная школа/сост. Э. Д. Днепров,
А. Г. Аркадьев. – Москва: Дрофа, 2006), по учебным программам для начальной школы в образовательной системе «Школа России» и соответствует целям и задачам образовательной программы.
На изучение курса «Информатика и ИКТ» во 2 классе начальной школы отводится 1 ч в неделю, всего – 34 ч (34 учебные недели). Т. к. 1 час выпал на праздничный день количество часов - 33. Поэтому программа курса «Информатика и ИКТ» будет пройдена за счет уплотнения учебного материала.
Предмет: «Информатика и ИКТ»
Всего часов – 33
В неделю – 1 час
Недель в год – 34
Контрольных работ - 4
Содержание программы
2 класс
№ п/п
Раздел
Количество часов
План действий и его описание
9
Отличительные признаки и составные части предметов
8
Множества
10
Логические рассуждения
6
Итого
33
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ ИНФОРМАТИКИ И ИКТ ВО 2 КЛАССЕ
№ уроков п/п
Раздел
Дата
Тема
Элементы содержания урока
Деятельность учащихся
Контроль
План действий и его описание (9 ч.)
7.09
1 часть. Признаки Предметов. р.т. с. 2 - 5
Знакомство с учебником. Цвет, форма, размер, материал, вкус, название и т.п.
Изучение признаков предметов,
классифицирование предметов по общему признаку, выявление закономерности в чередовании признаков.
Самоконтроль
14.09
Описание предметов. р.т с. 6-9
Признаки предметов.
Развитие умения описывать, определять, сравнивать предметы; обобщать и классифицировать по какому-либо общему признаку.
Самоконтроль
21.09
Состав предметов. р.т. с. 10 - 13
Составные части предметов.
Знакомство с составными частями предмета; описывание и определение предметов через их составные части.
Самоконтроль
28.09
Действия предметов. р. т. с. 14-17
Признаки предметов. Составные части предметов.
Развитие умения определять и называть действия предметов, обобщать и классифицировать предметы по их действиям, описывать и определять предметы через их признаки, составные части и действия.
Самоконтроль
5.10
Симметрия. р.т. с 18-21
Понятия «вверх», «вниз», «вправо», «влево». Симметричность фигур. Ось симметрии.
Усвоение понятия симметричные фигуры; закрепление умения находить ось симметрии некоторых фигур; закрепление понятий «вверх», «вниз», «вправо», «влево».
Самоконтроль
12.10
Координатная сетка. р. т. с. 22-26
Предмет на координатной сетке.
Формирование представления о координатной сетке, развитие умения находить предметы
на координатной сетке.
Самоконтроль
19.10
Контрольная работа по теме «План действий». (20 мин).
Фактический материал по теме «План действий».
Текущий
26.10
Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. р.т. с 27-28
Фактический материал по теме «План действий».
Развитие умения находить и исправлять ошибки.
Самоконтроль
9. 11
Повторение пройденного материала. р.т. с. 29-32
Фактический материал по теме «План действий».
Повторение пройденного материала, закрепление приобретенных навыков и умений.
Самоконтроль
Отличительные признаки и составные части предметов (8 ч.)
16.11
Действия предметов. р.т. с. 34-38
Результат действия.
Развитие умения определять результат действия, определять действие, которое привело к данному результату.
Самоконтроль
23.11
Обратные действия. р.т. с. 39-42
Действие. Обратное действие.
Знакомство с понятием «обратное действие», развитие умения определять действия, обратные данному.
Самоконтроль
30.11
Последовательность событий. р.т. с. 43-46
Алгоритм.
Развитие умения определять последовательность событий.
Самоконтроль
7. 12
Алгоритм. р.т. с. 47-50
Понятие алгоритм.
Знакомство с понятием «алгоритм», развитие умения составлять и выполнять алгоритм, искать ошибки и исправлять алгоритм.
Самоконтроль
14. 12
Ветвление. р.т. с. 51-54
Алгоритм. Ветвление в алгоритме.
Знакомство с понятием «ветвление» в алгоритме, развитие умения составлять алгоритм с условием (ветвлением).
Самоконтроль
21.12
Контрольная работа по теме «Отличительные признаки предметов» (20 мин).
Фактический материал по теме «Отличительные признаки предметов».
Текущий
28.12
Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. р.т. с. 55-56
Фактический материал по теме «Отличительные признаки предметов».
Развитие умения находить и исправлять ошибки.
Самоконтроль
18.01
Повторение пройденного материала. р.т. с. 57-60
Фактический материал по теме «Отличительные признаки предметов».
Повторение пройденного материала, закрепление приобретенных навыков и умений.
Самоконтроль
25.01
2 часть Множество. Элементы множества. р. т. с. 1-5
Понятия «множество», «элементы множества». Классификация.
Знакомство с понятиями «множество», «элементы множества»; развитие умения определять множество по его элементам.
Самоконтроль
1.02
Способы задания множеств. р. т. с. 6-9
Множество. Элементы множества. Способы заданий множества. Свойства элементов множества.
Закрепление знания понятий «множество», «элементы множества»; изучение различных способов заданий множеств: перечисление, задание общего свойства его элементов; развитие умения задавать множества в перечислении.
Самоконтроль
8.02
Сравнение множеств. р. т. с. 10-13
Свойства элементов множества. Равенство множества.
Знакомство с понятием «равенство множеств», развитие умения соотносить количество элементов одного множества с другим.
Самоконтроль
15.02
Отображение множеств. р. т. с. 14 - 17
Свойства элементов множества.
Знакомство с понятием «отображение множеств»; развитие умения ставить в соответствие элементы одного множества с элементами другого.
Самоконтроль
22.02
Кодирование. р. т. с. 18-21
Понятия «кодирование», «декодирование».
Знакомство с понятиями «кодирование», «декодирование»; развитие умения зашифровывать и расшифровывать слова.
Самоконтроль
1. 03
Вложенность множеств. р. т. с. 22-25
Отношения включения и равенства. Подмножество.
Изучение отношения между множествами: включения и равенства, знакомство с понятием «вложенности» (включения) множеств, знакомство с понятием «подмножество», развитие умения различать вложенные множества.
Самоконтроль
Множества (11 ч.)
15.03
Пересечение множеств. р. т. с. 26-29
Операции над множествами.
Изучение операций над множествами, знакомство с понятием «пересечение» множеств, развитие умения изображать графами пересекающиеся и непересекающиеся множества.
Самоконтроль
22.03
Объединение множеств. р. т. с. 30-33 Контрольная работа по теме «Множества» (20 мин).
Операции над множествами. Фактический материал по теме «Множества».
Продолжение изучения операций над множествами, знакомство с понятием «объединения» множеств, развитие умения выявлять признаки объединения множеств.
Самоконтроль
5.04
Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. Повторение по теме «Множества». р. т. с. 34-40
Фактический материал по теме «Множества».
Развитие умения находить и исправлять ошибки.
Повторение пройденного материала, закрепление приобретенных навыков и умений.
Самоконтроль
Логические рассуждения (6ч.)
12.04
Высказывание. Понятия истина и ложь. р.т. 42-46
Простейшие высказывания.
Знакомство с понятиями «высказывания», «истина» и «ложь», развитие умения оценивать высказывания с точки зрения истинности и ложности.
Самоконтроль
19.04
Отрицание. р.т. с. 47-50
Классификация предметов по одному свойству. Частица «не».
Знакомство с понятием «отрицание», развитие умения отрицать некоторые свойства с помощью частицы не, строить высказывания, по смыслу отрицающие данные.
Самоконтроль
26.04
Высказывания со связками и, или. р. т. с. 51- 56
Классификация предметов по двум (и более) свойствам одновременно. Объединение множеств по двум (и более) свойствам.
Развитие умения различать множества, содержащие операции и, или.
Самоконтроль
3.05
Графы. Деревья. Комбинаторика. р.т. с. 56- 62
Классификация предметов по нескольким свойствам (с помощью дерева).
Знакомство с понятиями «дерево», «граф», развитие умения решать задачи с помощью графов, некоторые задачи комбинаторного типа.
Самоконтроль
10.05
Контрольная работа по теме «Логические рассуждения» (20 мин).
Пройденный материал.
Развитие умения находить и исправлять ошибки.
Текущий
17.05
Анализ контрольной работы.
Фактический материал по теме «Логические рассуждения».
Повторение пройденного материала, закрепление приобретенных навыков и умений.
Самоконтроль
24.05
Повторение пройденного материала. р.т. с. 63-68
Развитие умения находить и исправлять ошибки.
Повторение пройденного материала, закрепление приобретенных навыков и умений.
2.2.Содержание отдельных тем.
2 класс
Тема 1. План действий и его описание (9 ч).
Признаки предметов. Описание предметов. Состав предметов. Действия предметов. Симметрия. Координатная сетка.
Тема 2. Отличительные признаки и составные части предметов (8 ч).
Действия предметов. Обратные действия предметов. Последовательность событий. Алгоритм. Ветвление.
Тема 3. Множества (10ч).
Множество. Элементы множества. Способы задания множества. Сравнение множеств. Отображение множеств. Кодирование. Вложенность множеств. Пересечение множеств. Объединение множеств.
Тема 4. Логические рассуждения (6 ч).
Высказывания. Истинность и ложность высказывания. Отрицание. Высказывания со связками и, или. Графы. Деревья. Комбинаторика.
Раздел 3. Учебно-методическое обеспечение дисциплины.
3.1.Список литературы.
2 класс
Основная:
Горячев А.В., Горина К.И., Волкова Т.О. Информатика («Информатика в играх и задачах»). 2 класс: Учебник в 2-х частях. – М.: Баласс, 2009г.
Горячев А.В., Волкова Т.О., Горина К.И. Информатика в играх и задачах. 2 класс: Методические рекомендации для учителя. – М.: Баласс, 2007г.
3.2.Список нормативно-правовых документов.
Закон РФ «Об образовании»
Учебные программы для начальной школы в образовательной системе «Школа России».
Сборник нормативных документов. Начальная школа/сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев, - М.: Просвещение.