kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по информатике для 2 класса по учебнику А.В. Горячева "Информатика в играх и задачах"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа курса «Информатика в играх и задачах» составлена на основе примерной программы начального общего образования по информатике (базовый уровень); авторской программы по пропедевтическому курсу информатики (Горячев А. В. Сборник про-грамм «Образовательная система «Школа 2100» / под ред. А. А. Леонтьева. - М.: Баласс, 2008); учебного плана образовательного учреждения в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта начального образования. На изучение курса «Информатика в играх и задачах» отводится 34 часа в год (1 час в неделю).
 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по информатике для 2 класса по учебнику А.В. Горячева "Информатика в играх и задачах" »


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Каяльская средняя общеобразовательная школа

Азовского района Ростовской области





Утверждаю:

« » августа 201 г.

Директор _______



Рабочая программа

внеурочной деятельности

Информатика в играх и задачах”

2 класс







Педагог: Мамонтова Людмила Васильевна








Пояснительная записка


Рабочая программа курса «Информатика в играх и задачах» составлена на основе примерной программы начального общего образования по информатике (базовый уровень); авторской программы по пропедевтическому курсу информатики (Горячев А. В. Сборник про­грамм «Образовательная система «Школа 2100» / под ред. А. А. Леонтьева. - М.: Баласс, 2008); учебного плана образовательного учреждения в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта начального образования.

На изучение курса «Информатика в играх и задачах» отводится 34 часа в год (1 час в неделю).

Современное состояние курса информатики в школе характеризуется устойчивым ростом социального заказа на обучение информатике, обусловленным насущной потребностью овладения современными информационными технологиями, и изменением содержания курса, обусловленным очередной сменой парадигм.

Основная реализуемая в данной программе идея состоит не только в изучении фундаментальных понятий информатики, но и в освоении независимых от компьютера популярных видов деятельности, для которых компьютер выступает, как правило, в качестве инструмента. Предварительное изучение таких видов деятельности сделает освоение широко распространенных приложений более осмысленным.


Основные направления (линии) развития учащихся

• Формирование информационной стороны целостной картины мира, включающей представление об информации и информационных процессах, способах представления и особенностях восприятия информации, современном развитии новых информационных технологий и социальных аспектах этого развития.

• Освоение терминологии и основных понятий информатики и информационных технологий.

• Формирование умений проектирования объектов и процессов, включающего как стадию анализа, приводящую к созданию различных схем, описывающих реальные и конструируемые объекты и процессы, так и стадию проектирования, предполагающую ту или иную реализацию созданных на предыдущем этапе схем доступными инструментальными средствами.

• Овладение информационной грамотностью, предполагающей умение распознавать потребность в дополнительной информации, определять возможные источники информации и стратегию ее поиска, получать, оценивать и использовать недостающую информацию.

• Формирование представлений о потенциальных возможностях и принципиальных ограничениях компьютерных технологий.

• Овладение умениями адекватного применения новых информационных технологий для целей коммуникации, проектирования объектов и процессов, а также в процессе овладения информационной грамотностью.

Все разделы минимума содержания информатики реализуются в рамках перечисленных направлений развития учащихся. Например, в ходе формирования умений проектирования объектов и процессов будут раскрыты такие разделы минимума, как «Формализация и моделирование» и «Алгоритмы и исполнители».

Известной проблемой информатики является необходимость изучения большого объема материала, в том числе логически сложного, в традиционно малое число занятий, отводимых на информатику. В данной программе предлагается частичное снятие этой напряженности следующими способами:

Критерием успеха пропедевтического, подготовительного курса информатики можно считать сравнительную эффективность изучения школьниками основного курса. Особое значение пропедевтического изучения информатики в начальной школе связано с наличием в курсе информатики логически сложных разделов, требующих для успешного освоения развитого логического, алгоритмического, системного мышления. Тем более что, по утверждениям психологов, основные логические структуры мышления формируются в возрасте 5–11 лет и что запоздалое формирование этих структур протекает с большими трудностями и часто остается незавершенным. Развитие логического, алгоритмического и системного мышления школьников будет способствовать освоению таких тем, как представление информации в виде схем и таблиц, алгоритмы, элементы формальной логики, формализация и моделирование и других логически сложных разделов информатики. Практическую работу на компьютере можно рассматривать как общее учебное умение, применяемое на других уроках. Накопление опыта в применении компьютера как инструмента информационной деятельности подводит школьников (при последующем осмыслении и обобщении этого опыта) к изучению таких тем, как информация и информационные процессы, виды информации, организация и поиск информации и других подобных разделов информатики.

Современные профессии, предлагаемые выпускникам учебных заведений, предъявляют высокие требования к интеллекту работников. Информационные технологии, предъявляющие высокие требования к интеллекту работников, занимают одну из лидирующих позиций на международном рынке труда. Но если навыки работы с конкретной техникой можно приобрести непосредственно на рабочем месте, то мышление, не развитое в определенные природой сроки, таковым и останется. Опоздание с развитием мышления – это опоздание навсегда. Поэтому для подготовки детей к жизни в современном информационном обществе в первую очередь необходимо развивать логическое мышление, способности к анализу (вычленению структуры объекта, выявлению взаимосвязей, осознанию принципов организации) и синтезу (созданию новых схем, структур и моделей).

Рассматривая два направления пропедевтического изучения информатики (развитие логического, алгоритмического, системного мышления и освоение практики работы на компьютере) можно заметить их расхождение по нескольким характеристикам, связанным с организацией учебного процесса.

Цели и задачи курса


К основным целям общего начального образования относятся:
• развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться;
• воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру;
• освоение системы знаний, умений и навыков, опыта осуществления разнообразных видов деятельности;
• охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;
• сохранение и поддержка индивидуальности ребенка.
Задачи:

1. Формирование навыков решения задач с применением таких подходов к решению, которые наиболее типичны и распространены в информатике:

• применение формальной логики при решении задач: построение выводов путем применения к известным утверждениям логических операций («если – то», «и», «или», «не» и их комбинаций – «если ... и ..., то...»);

• алгоритмический подход к решению задач – умение планирования последовательности действий для достижения какой-либо цели, а также решения широкого класса задач, для которых ответом является не число или утверждение, а описание последовательности действий;

• системный подход – рассмотрение сложных объектов и явлений в виде набора более простых составных частей, каждая из которых выполняет свою роль для функционирования объекта в целом; рассмотрение влияния изменения в одной составной части на поведение всей системы;

• объектно-ориентированный подход: самое важное – объекты, а не действия, умение объединять отдельные предметы в группу с общим названием, выделять общие признаки предметов этой группы и действия, выполняемые над этими предметами; умение описывать предмет по принципу «из чего состоит и что делает (можно с ним делать)».

2. Создание кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой: знакомство с графами, комбинаторными задачами, логическими играми с выигрышной стратегией («начинают и выигрывают») и некоторыми другими.

3. Формирование навыков решения логических задач и ознакомление с общими приемами решения задач – «как решать задачу, которую раньше не решали» (поиск закономерностей, рассуждения по аналогии, по индукции, правдоподобные догадки, развитие творческого воображения и др.).


Организация учебно-воспитательного процесса
и состав учебно-методического материала

Обучение проводится по учебно-методическому комплекту «Информатика в играх и задачах».
Учебно-методический материал разработан для обучения с 1-го по 4-й класс. Для каждого класса используется учебник (в 2 частях), методическое пособие для учителя с подробным поурочным планированием, материал для проведения проверочных работ (по 2 варианта).
В материалах для первого и второго класса проводится подготовка к предстоящим в третьем и четвертом классе занятиям, развивается логическое и алгоритмическое мышление детей. В методическом пособии описаны занимательные и игровые формы обучения. Как правило, различные темы и формы подачи учебного материала активно чередуются в течение одного урока.
Занятия проходят один раз в неделю.

I четверть – Алгоритмы.
II четверть – Объекты.
III четверть – Логические рассуждения.
IV четверть – Применение моделей для решения задач.

Структура общеобразовательного компонента

В материале выделяются следующие рубрики:

  • описание объектов – атрибуты, структуры, классы;

  • описание поведения объектов – процессы и алгоритмы;

  • описание логических рассуждений – высказывания и схемы логического вывода;

  • применение моделей (структурных и функциональных схем) для решения разного рода задач.


Материал этих рубрик изучается на протяжении всего курса концентрически, так что объем соответствующих понятий возрастает от класса к классу.
При последующем изучении информатики за пределами начальной школы предполагается систематически развивать понятие структуры (множество, класс, иерархическая классификация), вырабатывать навыки применения различных средств (графов, таблиц, схем) для описания статической структуры объектов и структуры их поведения; развивать понятие алгоритма (циклы, ветвления) и его обобщение на основе понятия структуры; усваивать базисный аппарат формальной логики (операции «и», «или», «не», «если–то»), вырабатывать навыки использования этого аппарата для описания модели рассуждений.

Содержание программы

Описание предметов

9

Алгоритмы

7

Множества

10

Логика

8


Способы контроля:

  • устный опрос;

  • контрольная работа;

  • комбинированный опрос;

  • проверка самостоятельной работы;


Требования к уровню подготовки по данному предмету

В результате обучения учащиеся будут уметь:

• находить общее в составных частях и действиях у всех предметов из одного класса (группы однородных предметов);

• называть общие признаки предметов из одного класса (группы однородных предметов) и значения признаков у разных предметов из этого класса;

• понимать построчную запись алгоритмов и запись с помощью блок-схем;

• выполнять простые алгоритмы и составлять свои по аналогии;

• изображать графы;

• выбирать граф, правильно изображающий предложенную ситуацию;

• находить на схеме область пересечения двух множеств и называть элементы из этой области.





Планируемые результаты реализации программы

«Информатика в играх и задачах»

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


У обучающегося будут сформированы

Обучающийся получит возможность для формирования

Внутренняя позиция школьника

внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»

внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости обучения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтений социального способа оценки знаний

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

- Познавательные универсальные действия

Выпускник научится

Выпускник получит возможность научиться

Умение анализировать объекты с целью выделения признаков

анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков


Умение выбрать основание для сравнения объектов

сравнивает по заданным критериям два три объекта, выделяя два-три существенных признака

осуществлять сравнение, самостоятельно выбирая основания и критерии

Умение выбрать основание для классификации объектов

проводит классификацию по заданным критериям

осуществлять классификацию самостоятельно выбирая критерии

Умение доказать свою точку зрения

строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, свойствах, связях

строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей

Умение определять последовательность событий

устанавливать последовательность событий


устанавливать последовательность событий, выявлять недостающие элементы

Умение определять последовательность действий

определять последовательность выполнения действий, составлять простейшую инструкцию из двух-трех шагов

определять последовательность выполнения действий, составлять инструкцию (алгоритм) к выполненному действию

Умение использовать знаково-символические средства

использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач

создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач

Умение кодировать и декодировать информацию

кодировать и декодировать предложенную информацию

кодировать и декодировать свою информацию

Умение понимать информацию, представленную в неявном виде

понимать информацию, представленную в неявном виде (выделяет общий признак группы элементов, характеризует явление по его описанию).

понимать информацию, представленную в неявном виде (выделяет общий признак группы элементов, характеризует явление по его описанию) и самостоятельно представлять информацию в неявном виде.

Регулятивные универсальные действия

Выпускник научится

Выпускник получит возможность научиться

Умение принимать и сохранять учебную цель и задачи

Принимать и сохранять учебные цели и задачи

в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи

Умение контролировать свои действия

осуществлять контроль при наличии эталона

Осуществлять контроль на уровне произвольного внимания

Умения планировать свои действия

планировать и выполнять свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

планировать и выполнять свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации в новом учебном материале

Умения оценивать свои действия

оценивать правильность выполнения действия на уровне ретроспективной оценки

самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия


- Коммуникативные универсальные действия

Выпускник научится

Выпускник получит возможность научиться

Умение объяснить свой выбор

строить понятные для партнера высказывания при объяснении своего выбора

строить понятные для партнера высказывания при объяснении своего выбора и отвечать на поставленные вопросы

Умение задавать вопросы

формулировать вопросы

формулировать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером


ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Требования к уровню подготовки:

Информатика на сегодняшний день является одной из важнейших учебных дисциплин. Но преподается она сравнительно недавно. Знания, полученные на уроках информатики, необходимы при изучении других предметов школьной программы. Именно поэтому ученикам необходимо прочно овладеть этими знаниями, а уроки должны быть познавательными и интересными.

После изучения раздела «Описание предметов» ученики должны уметь:

● определять значения признаков предмета (цвета, формы, размера, материала, и т.д.);

● выделять составные части предмета;

● называть действия предметов, выделять характерные действия предметов;

● описывать и определять предмет по его признакам, составу, действиям;

● строить изображения, симметричные заданным;

● определять наличие (количество) осей симметрии у фигур;

● ориентироваться на координатной сетке – записывать адрес предмета и определять положение предмета по его адресу.

После изучения раздела «Алгоритмы» ученики должны уметь:

● называть действия предметов, определять действия, обратные данным;

● выстраивать последовательность событий;

● составлять и записывать простые алгоритмы;

● находить и исправлять ошибки в записи алгоритмов.

После изучения раздела «Множества» ученики должны уметь:

● объединять предметы в множества, давать им названия;

● сравнивать множества по количеству элементов и по составу;

● рисовать схему отображения множеств;

● определять и изображать взаимное расположение множеств;

● определять элементы, принадлежащие множеству, пересечению множеств, объединению множеств.

После изучения раздела «Логика» ученики должны уметь:

● составлять высказывания и определять интенсивность высказываний;

● строить отрицательные высказывания.

Источники информации и средства обучения.

I. Учебно-методический комплект

2 класс

  1. Информатика в играх и задачах. 2 класс. Учебник в 2-х частях, часть 1. Изд. 2, испр. – М.: Баллас, 2012. – 64 с.: ил. (Образовательная система «Школа 2100»);

  2. Информатика в играх и задачах. 2 класс. Учебник в 2-х частях, часть 2. Изд. 2, испр. – М.: Баллас, 2010. – 64 с.: ил. (Образовательная система «Школа 2100»).

  3. Тесты по информатике. 2 класс. О. Н. Крылова

II. Литература для учителя.

  1. Информатика в играх и задачах. 2 класс. Учебник в 2-х частях, часть 1. Изд. 2, испр. – М.: Баллас, 2010. – 64 с.: ил. (Образовательная система «Школа 2100»);

  2. Информатика в играх и задачах. 2 класс. Учебник в 2-х частях, часть 2. Изд. 2, испр. – М.: Баллас, 2010. – 64 с.: ил. (Образовательная система «Школа 2100»).

  3. Информатика в играх и задачах. 2 класс: Методические рекомендации для учителя. / Горячев А.В., Горина К.И., Суворова Н.И. – М. : Баллас, 2006.

III. Технические средства обучения.

  1. Компьютер

  2. Проектор

  3. Принтер

  4. Устройства вывода звуковой информации (колонки) для озвучивания всего класса

  5. Сканер

VI. Цифровые образовательные ресурсы

  • Программно – методический комплекс «Мир информатики». Продукция компании Кирилл и Мефодий.

  • Роботландия.

  • Малыш – 3.

  • ФГОС.Универсальное мультимедийное пособие «Информатика» 2 класс к учебнику А.В. Горячева «Информатика в играх и задачах».

Цифровые образовательные ресурсы (ЦОР)
к учебнику «Информатика в играх и задачах» для 3 класса
(авторский коллектив под рук. А.В. Горячева)

Образовательная система «ШКОЛА 2100»

«Информатика в играх и задачах», 2 класс, Горячев А.В., Горина К.И., Волкова Т.О. и др.

Признаки предметов

3

Описание предметов

2


Состав предметов

2

Действия предметов

3


Симметрия

4

Координатная сетка

3


Действия предметов

2

Обратные действия

3


Последовательность действий

2

Алгоритм

6


Ветвление в алгоритме

1

Множество. Элементы множества

3


Способы задания множества

3

Сравнение множеств. Равенство множеств

5


Отображение множеств

3

Кодирование

2


Вложенность множеств

5

Пересечение множеств

5


Объединение множеств

3

Понятия "истина" и "ложь"

5


Отрицание

2

Логические операции "И" и "ИЛИ"

5


Графы, деревья

1

Комбинаторика















Сроки

занятия

Название раздела и темы урока

Кол-во

часов



Элементы содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся

План

Факт

05.09


1

Вводное занятие. Техника безопасности и правила поведения в кабинете. Признаки предметов.

1

Техника безопасности и правила поведения в кабинете. Признаки предметов.

Изучить признаки и классифицировать их по общему признаку

12.09


2

Описание предметов

1

Описание предметов

Уметь описывать, определять, сравнивать предметы

19.09


3

Состав предметов

1

Состав предметов

Знать составные части предметов

26.09


4

Действия предметов

1

Действия предметов

Уметь описывать и определять предметы по их действиям

03.10


5

Симметрия

1

Симметрия

Усвоить понятие симметричные фигуры

10.10


6

Координатная сетка

1

Координатная сетка

Находить предметы на координатной сетке

17.10


7

Координатная сетка

1



24.10


8

Повторение по теме: «Описание предметов».

1



31.10


9

Действия предметов

1

Действия предметов


14.11

21.11


1011

Обратные действия

1

Обратные действия

Уметь определять результат действия

28.11


12

Последовательность событий

1

Последовательность событий

Уметь определять действия, обратные данному

05.12


13

Алгоритм

1

Алгоритм

Уметь определять последовательность событий

12.12


14

Ветвление

1

Ветвление

Усвоить составление и выполнение алгоритма

19.12


15

Ветвление

1


Уметь составлять алгоритм с условием (ветвление)

26.12


16

Повторение по теме: «Алгоритмы»

1



16.01


17

Множество. Элементы множества.

1

Множество. Элементы множества.

Уметь определять множество по его элементам

23.01


18

Способы задания множеств

1

Способы задания множеств

Уметь задавать множества в пересечении. Находить ошибки

30.01


19

Сравнение множеств

1

Сравнение множеств

Уметь соотносить количество элементов одного множества с другим

06.02


20

Отображение множеств

1

Отображение множеств

Уметь соотносить количество элементов одного множества с элементами другого

13.02


21

Кодирование

1

Кодирование

Уметь зашифровывать и расшифровывать слова

20.02


22

Вложенность множеств

1

Вложенность множеств

Уметь различать вложенные множества

27.02


23

Кодирование

1

Кодирование

Уметь изображать графами пересекающиеся и непересекающиеся множества

06.03


24

Объединение множеств

1

Объединение множеств

Уметь выявлять признаки объединения множеств

13.03


25

Повторение по теме: «Множества».

1



20.03


26

Повторение по теме: «Множества».

1



03.04


27

Заключительное повторение по теме: «Множества».

1



10.04


28

Понятие «Истинна» и «Ложь»

1

Понятие «Истинна» и «Ложь»

Уметь оценивать высказывания с точки зрения истинности и ложности

17.04


29

Отрицание

1

Отрицание

Уметь отрицать некоторые свойства с помощью частицы не

24.04


30

Логические операции «И», «ИЛИ»

1

Логические операции «И», «ИЛИ»

Уметь различать множества, содержащие операции и, или

08.05


31

Графы

1

Графы

Уметь решать задачи с помощью графов

15.05


31

Комбинаторика

1

Комбинаторика

Уметь решать задачи с помощью графов

15.05


33

Повторение по теме: «Логические операции».

1



22.05


34

Повторение по теме: «Логические операции».

1











Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 2 класс

Автор: Мамонтова Людмила Васильевна

Дата: 18.07.2014

Номер свидетельства: 110224

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) "Рабочая программа по учебному предмету «Информатика» для 2-го класса.(ФГОС) "
    ["seo_title"] => string(80) "rabochaia-proghramma-po-uchiebnomu-priedmietu-informatika-dlia-2-gho-klassa-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "154160"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1421128263"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(188) "Рабочая программа по информатике для 1 класса по учебнику Горячева А.В. "Информатика в играх и задачах". "
    ["seo_title"] => string(114) "rabochaia-proghramma-po-informatikie-dlia-1-klassa-po-uchiebniku-goriachieva-a-v-informatika-v-ighrakh-i-zadachakh"
    ["file_id"] => string(6) "110223"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1405696352"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(164) "Рабочая программа по внеурочной деятельности по информатике к  учебнику Горячева 1 класс "
    ["seo_title"] => string(101) "rabochaia-proghramma-po-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-po-informatikie-k-uchiebniku-goriachieva-1-klass"
    ["file_id"] => string(6) "119177"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1413360286"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства